Меню

Консультации для родителей секреты психологического здоровья

Секреты психологического здоровья
консультация (старшая группа) на тему

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе нашего дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, он социально и физиологически адаптирован.

Скачать:

Вложение Размер
chto_takoe_zdorove.docx 20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе нашего дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, он социально и физиологически адаптирован.

По определению ВОЗ, «здоровье это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения к моменту поступления в школу ухудшается, что отрицательно влияет на процесс усвоения образовательной программы.

На родительском собрании в одной из групп я спросила родителей, о том, что они понимают под словосочетанием «здоровый ребенок». Ответы в основном касались физического развития и соматического состояния детей. И действительно, в настоящее время всё большее внимание уделяется физическому здоровью детей, несколько забывая о здоровье психологическом.

Что же такое психологическое здоровье. И какого ребенка можно назвать психологически здоровым? На родительском собрании мы вместе с родителями дошкольников пытались выявить критерии психологического здоровья и в совместном «мозговом штурме» пришли к выводу, что психологически здоровый ребенок – это дружелюбный, находчивый, веселый, смышленый, активный, самостоятельный, доброжелательный, уверенный, добрый, открытый, честный, любознательный, решительный, участливый, сопереживающий.

Психологическое здоровье ребенка — это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества ускорился темп жизни, жизненный уровень многих семей понизился. В связи с этим повысилась агрессивность людей, от этого страдают, в первую очередь, наши дети. Многие родители загружены работой, учебой — вследствие этого дети часто остаются без внимания. Они испытывают дефицит общения с близкими им людьми, переживают постоянные стрессы, потому что не удовлетворяются их базовые потребности: в родительской любви, ласке, защищенности.

В результате этого нарастает напряженность, появляется агрессивность и озлобленность сначала на родителей, потом на всех окружающих. Поэтому необходимо на ранних стадиях обучать детей цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, чтобы к 5-6 годам у ребенка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.

В психологических исследованиях выделяются осложненные варианты психического развития детей, например, те, которые встречаются чаще всего:

• невротические состояния проявляются в эмоциональных срывах, неустойчивости поведения, агрессивности или же вялости, апатичности. Они связаны иногда с плохим самочувствием, усталостью или с конкретной эмоциогенной ситуацией (отобрали любимую игрушку, обидели). Разрешается ситуация, поправляется здоровье, и нежелательные проявления проходят. Однако дети с подобными реакциями входят в группу риска, у них может развиться невроз;

• аутизм — проявляется в замкнутости, отстраненности, в погруженности в собственный, непонятный для окружающих, мир. Эмоции стерты, мимика невыразительна, с детьми трудно, а порой невозможно вступить в общение. Такие дети мало разговаривают, не играют со сверстниками. Им совсем не свойственны ни эмоциональное сопереживание, ни сочувствие кому-либо;

• гиперактивность с нарушением внимания — носит характер синдрома, то есть целого блока специфических проблем. Дети подвижны, расторможены, импульсивны, у них недостаточно развиты процессы внимания, им трудно сосредоточиться, снижена работоспособность, повышена утомляемость, плохо развиты движения руки. Такие дети, несмотря на достаточно высокий уровень способностей, плохо учатся, постоянно конфликтуют со сверстниками, им невыносимо трудно что-либо делать совместно с другими.

Основными способами снижения всех этих состояний являются игры, хоровое пение, творческая деятельность (лепка, рисование, пересказ, придумывание сказок, сочинение стихов), аутогенная тренировка, упражнения на устойчивость к стрессу, психогимнастика.

Игра для ребенка — это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает свои способности, воспитывается с нравственной стороны и, наконец, приобретает массу всевозможных знаний.

Игры очень разнообразны: дети играют в одиночку и группами; со строительным материалом, в настольные игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, хороводные и музыкальные игры.

Игры могут быть свободными, когда дети играют во что хотят и как хотят. Они дают материал для наблюдений: в них ярко выступают индивидуальные черты каждого ребенка. Организованные игры тоже знакомят с детьми, а также служат для развития внимания, находчивости, умения управлять собой и подчиняться правилам, а главное — для развития чувства товарищества.

Главный совет, который можно дать родителям дошкольников – играйте вместе с детьми.

Вместе играя, вы сможете построить и оздоровить ваши взаимоотношения. В игре лучше всего создается безопасная обстановка для общения людей, независимо от их характера и возраста. Шутки и веселье рождают сердечность, совместная игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь.

Вот некоторые советы родителям по организации совместной деятельности:

• сыграйте для ребенка какую-нибудь роль из его любимого произведения, пригласите ребенка присоединиться, но не настаивайте на его участии;

• спойте вместе детскую песенку;

• проговорите детские считалочки;

• имитируйте вместе танцы животных (кенгуру, лягушки и других);

• постройте вместе домик из песка или конструктора;

• почитайте вместе книжки;

• послушайте вместе аудиокассеты с записями детских произведений;

• поиграйте в подвижную игру.

Кроме того, обратите внимание на важность и еще нескольких моментов:

1. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат.

2. Правильно организованный режим дня — домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада.

3. Полноценное питание — включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С, Д, минеральными солями.

4. Закаливание ребенка в условиях семьи.

5. В выходные дни обязательно гуляйте с детьми. Пусть на прогулке ребенок больше двигается, играет в подвижные игры.

1. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности/Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М.: Новая школа, 1996.

2. Рылеева Е.В. Вместе веселей! М.: Линка -Пресс, 2000. (Сборник дидактических игр, направленных на социальное развитие детей 4-6 лет.);

3. Шипицына Л.М. и др. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от З до 6 лет. СПб.: Детство-пресс, 1998.).

Источник

Консультации для родителей «Секреты психологического здоровья»
консультация (подготовительная группа)

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_roditeley_no5.odt 462.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада №36 «Мишутка»

Воспитатель: Галина Владимировна Подугольникова

Консультация для родителей

«Секреты психологического здоровья»

Плохими дети не рождаются.
Ребенок рождается, чтобы узнать мир,
А не злить родителей.
Ш. Амонашвили

Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Нервно-психическое здоровье ребенка – это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, их занятость, и от этого страдают дети. Из-за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания базовые потребности ребенка в любви, ласке не удовлетворяются. В результате этого нарастает напряженность, агрессивность, озлобленность у детей, что говорит об отсутствии психологической безопасности в семье.

Итак, разберем, как Вы общаетесь с детьми дома. Ведь в каждой семье свой своеобразный стиль общения. Вы спросите, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 15-20 минут в день. Из них 10-12 приходится на раздачу указаний.

Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная. И 4-ую, хочется все-таки выделить – это хаотическая модель общения, т.е. противоречивая, когда у родителей отсутствует единый подход в воспитании.

Демократический (авторитетный): предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию (самостоятельность) своих детей, а также тёплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.

Авторитарный: характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстранённые. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своём – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.

Либеральный (попустительский): предполагает низкий уровень контроля и тёплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируют поведения ребёнка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации — от ребёнка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Но это – воспитание эгоиста.

Хаотический стиль (противоречивый) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
Про стили общения мы поговорили, теперь разберем методы общения с ребенком.

Методы общения с ребенком

Часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Но все же попробуйте заменить ограничения и запреты на правила поведения: постарайтесь не употреблять часто слова с «НЕ».

Нельзя говорить ребенку

Нужно говорить ребенку

Нельзя переходить улицу на красный свет!

Нужно переходить улицу
только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.

Не спеши во время еды!

Будем есть не торопясь.

Не кричи так громко!

Будем разговаривать тише.

Не рисуй на стене!

Рисуй на бумаге.

Не стучи по машинке!

Давай покатаем машинку.

Не мешай мне разговаривать по телефону!

Я сейчас поговорю по телефону, и мы с тобой поиграем (порисуем, почитаем, посмотри мультфильм и т.д.).

Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.

Существуют 2 формы сообщения в общении с ребенком «Я — сообщение», «Ты — сообщение».
Например:

Родитель устал – Ты меня утомил – Реакция ребенка «Я — плохой».

Родитель устал – Я очень устал – Реакция ребенка «Папа устал».

ПРАВИЛО: «Я — сообщение» направлено на сообщение ребенку своего мнения, своих чувств, своих потребностей, а не на сообщение поведения ребенка. И говорить нужно от ПЕРВОГО ЛИЦА. В такой форме ребенок услышит и поймет Вас гораздо быстрее.

  1. Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей.
  2. Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и я все время спотыкаюсь.
  3. Меня очень утомляет громкая музыка.

Заметьте, все эти предложения содержат личные местоимения: я, мне, меня.

А мы как зачастую говорим?:

  1. Ну что у тебя за вид!
  2. Ты мне мешаешь, перестань ползать под ногами!
  3. Ты не мог бы сделать потише?!

В таких высказываниях используются слова: ты, тебя, тебе.
Их называют «Ты — сообщение». На первый взгляд разница между «Я-» и «Ты-сообщением» невелика. Больше того, вторые привычнее и «удобнее». Однако, в ответ на них ребенок обижается, защищается, дерзит. Поэтому их желательно избегать. Ведь каждое «Ты-сообщение», по сути, содержит выпад, обвинение или критику ребенка.

Ты постоянно не можешь завязать шнурки!

Я так устаю каждый раз завязывать всем шнурки, как бы мне хотелось, чтобы каждый делал это сам.

Ты никогда не слушаешь меня, с тобой бесполезно что-то обсуждать!

Когда я хочу поделиться с тобой чем-то важным, будь, пожалуйста, повнимательнее.

Ты – жадина, ты не поделился конфетой с сестрой!

Я очень расстроена, что сестренка осталась без конфет.

Ты опять не вынес мусор?!

Мне было бы очень приятно увидеть чистое, пустое ведро.

Ты очень поздно пришел с прогулки! Где ты задержался?!

Я очень волновалась, что с тобой что-то случилось. Давай договоримся больше не задерживаться или позвони мне.

Рекомендации для родителей

  1. Прежде всего необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание . ».
  2. Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что . ».
  3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий.
  4. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья. Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья:- психическое здоровь.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребёнка в процессе его жизнедеятельости.Фактор, неблагоприятно влияющий на детей сегодня — это нестабильность экономическая.

В наше насыщенное инновациями время мы — родители, порой не успеваем за всеми понятиями, которые касаются здоровья.

Одна из задач педвгогов-сделать комфотным, эмоционально благоприятным пребывание детей в детском саду. Из каких аспектов состоит эмоциональное благополучие детей, от чего оно зависит, какова рол.

Консультация для родителей «Психологическое здоровье дошкольника» Психологическое здоровье – это динамическая гармония человека внутренняя (физического тела, его мыслей и чувств) и внешняя (между чело.

Консультация для родителей.

Забота о здоровье ребенка является самой важной задачей. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физи.

Источник

Читайте также:  Как получают военный билет по состоянию здоровья
Adblock
detector