Консультация для родителей «Психоэмоциональное здоровье ребенка»
консультация
«Психоэмоциональное здоровье ребенка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_psihoemotsionalnoe_zdorove_rebenka.docx | 356.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Психоэмоциональное здоровье и благополучие ребенка»
Здоровый, веселый, жизнерадостный… Эти понятия всегда стоят рядом. Здоровье кажется неполным, если ему не сопутствуют бодрое настроение, оптимизм. И это действительно так. Связь физического и психического здоровья наглядно проявляется у детей. Посмотрите на здорового ребенка. Глаза его горят живым интересом ко всему происходящему, он улыбается, готов играть, веселиться. Бодрость, несомненно, рождается физическим здоровьем, нормальным течением физиологических функций организма. Но существует и обратная связь: физическое здоровье рождается психоэмоциональным благополучием. Нервная система ребенка очень ранима. Дети тяжело переживают разлад в семье, болезни и потерю близких.
Нервные дети отличаются тем, что впечатления, которые для здорового ребенка проходят бесследно, у них вызывают сильную реакцию. Неожиданно увидев, например, вспышку огня, вполне здоровый ребенок может испугаться и заплакать, а у нервного ребенка даже менее интенсивные раздражители вызывают различные ответные реакции: или он долго и громко плачет, или замолкает, начинает бояться всякого звука, шума. Нервные дети не скоро избавляются от испуга, помнят о происшедшем неделями, месяцами. Чувство страха угнетает ребенка, подавляет его активность, инициативу и нередко делает беспомощным. Нервные дети боятся оставаться одни в комнате, боятся дождя, грозы, сильного ветра. Нервные страхи следует отличать от характерных для детей настороженности и застенчивости, возникающих в необычной обстановке.
Здоровый ребенок обычно всегда бывает в ровном, хорошем настроении, а если чем-либо и огорчается, то не без причины. Нервные дети то слишком веселы, возбуждены, много говорят, быстро и суетливо двигаются, то расстроены и даже угнетены, безучастны, вялы. Настроение у них быстро меняется, реакции, как говорят врачи, неадекватны (степень восторга или отчаяния не соответствует действительности). Такие дети могут сильно увлекаться и с успехом что-либо смастерить, нарисовать, слепить, но они так же быстро охладевают к предмету своих увлечений, и интенсивная деятельность сменяется бездеятельностью, они мало инициативны.
Черты упрямства, негативизма (стремление делать противоположное тому, о чем их просят) могут проявляться у всех детей, однако у здорового ребенка эти явления временны, незначительно выражены. У нервных детей упрямство и негативизм очень часто затягиваются надолго.
Здоровому ребенку присущи общительность, тяга к сверстникам, умение и желание быть среди товарищей, а нервные дети не легко находят свое место в коллективе. Они замкнуты, обидчивы, избегают общих игр. Им очень мешает неуверенность в себе: они боятся, что не справятся с порученным делом, опоздают в детский сад и т. п. Для них тягостны любая перемена обстановки, любое переключение с привычного образа жизни на непривычный.
Самый тонкий показатель состояния нервной системы — сон. Нервные дети засыпают с трудом, сон их чуток и прерывист. Они часто вскрикивают, беспокойно ворочаются, их пугают страшные сновидения. Не каждому нервному ребенку присущи все эти особенности, даже отдельные признаки нервности должны насторожить родителей. Надо стремиться как можно раньше их уловить и предотвратить формирование невропатических черт характера.
Как же сделать, чтобы ребенок был всегда жизнерадостным?
Для этого отнюдь не требуется с утра до вечера веселить и развлекать его. Надо, чтобы он сам учился находить в окружающей обстановке радость, умел извлекать интересное из повседневного, обыденного, все, что он делает, делал бы с удовольствием.
Едва ли не решающее значение в формировании такой черты характера имеет окружающая обстановка. Если дух жизнерадостности, оптимизма, доброжелательности царит в семье, то и ребенок растет общительным и веселым.
Избегайте говорить при детях об их и своих болезнях, о неприятных происшествиях, каких-либо опасениях. Разделяйте радость ребенка, даже если, с вашей точки зрения, он радуется, кажется, пустяку: красивому листику, найденному на дороге, солнечному зайчику, морозному узору на стекле. Обращайте его внимание на все интересное, приятное, веселое, а не только на опасное или нежелательное. А ведь иногда ребенок не слышит ничего, кроме «Не лезь — упадешь», «Не трогай — будет больно». Еще хуже, когда детей запугивают волком, «дедом с мешком» и пр. Иногда говорят: он все равно не боится. Но если не боится, тогда запугивание становится бессмысленным, а если боится — жестоким и вредным.
С повышенной пугливостью необходимо бороться настойчиво, терпеливо, осторожно. Ребенка, который боится спать без света, надо приучать к темноте, постепенно уменьшая освещение, используя ночник или слабый свет из соседней комнаты. Если ребенок боится оставаться один в комнате перед сном, пусть кто-либо из взрослых вначале садиться около него, потом располагается где-нибудь в отдалении, позднее под каким-либо предлогом на время выходит из комнаты.
Очень важно воспитывать у детей самостоятельность. Никогда не делайте за ребенка то, что он может и должен сделать сам! Почаще давайте ему какие-либо посильные поручения и следите, чтобы они были выполнены. Похвалите за хорошее выполнение.
Тон разговора с каждым ребенком (а с нервным тем более) должен быть всегда ровным, спокойным. Будьте одновременно мягки и решительны: считаясь с особенностями ребенка, не уступайте любому его капризу.
Пока ребенок возбужден, всякое вмешательство бесполезно и может только усилить его упрямство. Но как только он успокоился, необходимо разъяснить ему недопустимость такого поведения. Терпение, ровное обращение и спокойствие всегда приводят к положительным результатам.
Врачи и педагоги возражают против чрезмерного заласкивания детей. Заласканный, изнеженный ребенок растет плохо подготовленным к жизни, к преодолению трудностей. Но это не значит, что с детьми надо быть строгими . Теплота родительской любви необходима ребенку. Он должен чувствовать, что его любят, им дорожат, с ним считаются.
Уважайте в маленьком человеке личность!
Ребенок, выросший в атмосфере любви, будет и сам эмоционально богаче, способнее на проявление чуткости и внимания к другим людям.
Источник
Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка».
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
В предлагаемом материале описаны причины которые могут нарушать благополучие ребенка. Даны советы для нормализации эмоционального состояния малыша. Тест на оценку уровня тревожности и выявления признаков психического напряжения ( по А.И. Захарову). Возрастные нормы эмоционального развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_emots._blagop._reb.docx | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Эмоциональное благополучие ребенка»
Как вы думаете, что означает эмоциональное благополучие ребенка?
В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Ведь здоровье зависит от эмоционального состояния, как человека, так и ребенка.
По мнению ученых, дошкольный возраст относят к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. В этом возрасте происходит бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Поэтому эмоциональное перенапряжение может перейти в состояние невротических реакций, а проще говоря, у детей появляются неврозы, неврастения. В чем это проявляется? Давайте подумаем?
Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение, то они плаксивы, то агрессивны, дети быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, часто ребенок бесцельно ходит по групповой комнате, не находит себе занятие, грызут ногти, крутят волосы. Подергивают плечами, ночное и дневное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось, игра с половыми органами и многие другие нарушения невротического характера.
Как вы думаете, какие причины могут нарушать эмоциональное благополучие ребенка?
1. Нарушение режима дня.
2. Несогласованность требований к ребенку.
3. Желание родителей научить своего ребенка знаниям, которые не соответствуют его возрасту.
4. Изобилие ненужной информации.
5. Желание родителей долго находится с ребенком в местах массового скопления людей.
6.Чрезмерная строгость родителей или взрослых, наказание, боязнь ребенка сделать что-то не так.
7. Неблагополучное состояние в семье.
Для современного ребенка стрессовой ситуацией становится все то, что является обыденной жизнью для взрослого человека. Все это не проходит бесследно и у детей появляются такие “взрослые” болезни, как бессонница, язва, колит, мигрень.
Известный психолог Л.С. Выготский отмечал феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувств), который он наблюдал у своих современников и который связан с «воспитанием, направленным, как правило, на интеллектуализированное поведение». К сожалению, этот феномен актуален и в наше время.
Подумайте и решите честно для себя, существует ли в вашей семье хотя бы одна из этих причин, нарушающих эмоциональное благополучие ребенка. Как же сделать так, чтобы хотя бы немного смягчить эмоциональный срыв наших детей?
Родительская любовь и ласка нужна не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Главный герой повести Марселя Пруста «В сторону Свана» шестилетний мальчик, каждый день перед сном ждёт возможности поцеловать свою маму.
Для него это является итогом сегодняшнего дня, мостом перехода в будущее. Поцелуй – это то, что являет на любовь и заботу, снимает боль и возвращает целостность. Поэтому мы целуем ранку ребёнка – чтобы быстрее зажила. Но родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов её выражения.
Советы для родителей «Минуты нежности»
1. Танцуйте с малышом, прижимая его к себе. Вы будете находиться в близком контакте, а ритмичное покачивание под музыку успокоит его.
2. Обнимите за плечи своего ребёнка, нежно погладьте по волосам или по щеке – простые движения так нужны ему, нужны постоянно.
3. Порисуйте у ребёнка на спинке пальчиками, а он пусть отгадывает, что вы изображаете.
4. Используйте для спокойных, нежных игр вечерние часы или время после сна. Спокойная обстановка спальной комнаты располагает к играм, которые помогут Вам проявить свои чувства. Предложите ребёнку спрятать под одеялом мягкую игрушку, а Вы постарайтесь найти её. После отыскивания игрушки обязательно поцелуйте хозяина.
5. Залезьте с крохой под одеяло и поболтайте о чём-нибудь, прижавшись, друг к другу.
6. Дотроньтесь доверительно до руки или плеча ребёнка, отправляющегося в садик, — и это придаст ему уверенности в собственных силах. Шутливо взъерошьте волосы Вашему загрустившему малышу – и он повеселеет.
«Что нужно знать об эмоциональном развитии ребёнка — дошкольника»
Ведёт себя «хорошо» более продолжительное время:
— способен к сотрудничеству со сверстниками;
— способен усвоить правила очерёдности;
— может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие обиженным.
Нормальное «плохое» поведение:
— напоминает поведение ребёнка более младшего возраста (Снимается лаской и терпимостью взрослых к временному регрессу в поведении).
Ведёт себя «хорошо» в течение всего времени пребывания в ДОУ:
— соблюдает распорядок дня. Ориентируется во времени по часам;
— лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помогать им в этом.
Нормальное «плохое» поведение:
— разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;
— бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом.
Теряет непосредственность в поведении, «хорошее» поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой:
— способен подчинять эмоции своим не очень отдалённым целям;
— удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели;
— начинает осознавать свои переживания;
— начинает активно интересоваться отношением окружающих к самому себе, формировать свою собственную самооценку.
Нормальное «плохое» поведение:
— ложь как форма ухода от соблюдения нормы;
— повышенная двигательная активность;
— небрежность в выполнении монотонных операций.
Тест на оценку уровня тревожности и
выявление признаков психического напряжения по А. И. Захарову
Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.
1. Легко расстраивается, много переживает.
2. Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.
3. Капризничает и раздражается по пустякам.
4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.
5. Бывают припадки злости.
9. Имеет плохой аппетит.
10. Слишком разборчив в еде.
11. Засыпает с трудом.
12. Спит беспокойно.
13. Неохотно встаёт.
14. Часто моргает.
15. Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.
16. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.
17. Старается быть тихим.
18. Боится темноты.
19. Боится одиночества.
20. Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.
21. Испытывает чувство неполноценности.
28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.
20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.
14-19баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.
7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.
Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.
Любите своих детей,
больше времени проводите с ними, и, тогда
они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными людьми!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рост эмоционально-психологического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит ещё и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного .
» Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду» — консультация для родителей.Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для росткасвет, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нор.
В данной консультации даются рекомендации родителям по обеспечению эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Развитие эмоциональной сферы ребенка происходит постепенно и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие. Только благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать.
Важная сторона готовности к школе относится к сфере самосознания личности ребенка. Замечено, что с переходом в новый возрастной период происходят серьезные изменения в отношении ребенка к самому.
Консультация для родителей «Эмоциональный мир ребенка».
Авторы разработки: Кузнецова Людмила Владимировна, воспитатель МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара, Грибанова Елена Геннадьевна, педагог-психолог МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара.Форма проведения: групповая консультац.
Источник