Открытый урок по биологии 8 класс «Человек и его здоровье»
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Цель: выяснить уровень и глубину знаний, полученных при изучении курса биологии 8 класса «Человек»; продолжить воспитание у детей чувства товарищества, взаимовыручки; развивать навыки не стандартного мышления, формировать умение работать с дополнительной литературой с ПК.
На стене плакаты, бочонок с цифрами; подносы с набором продуктов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_i_ego_zdorove.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
“Человек и его здоровье»
Цель: выяснить уровень и глубину знаний, полученных при изучении курса биологии 8 класса «Человек»; продолжить воспитание у детей чувства товарищества, взаимовыручки; развивать навыки не стандартного мышления, формировать умение работать с дополнительной литературой с ПК.
На стене плакаты, бочонок с цифрами; подносы с набором продуктов.
1. Организация учащихся.
2. Проведение викторины.
Принимают участие 2 команды 8 класса.
1-й конкурс. «Разминка»
Учащиеся обеих команд отвечают на одинаковые вопросы по очереди . Каждый правильный ответ — 1 балл.
1. Какой жидкости в организме примерно 5 литров? (кровь)
2. По каким нейронам информация передаётся в головной мозг? (чувствительным)
3. Химический элемент, входящий в состав костей? (кальций)
4. Что защищает череп? (кожа головы.)
5. Отдел мозга отвечающий за координацию движений? (мозжечок)
6. Защитный механизм организма? (иммунитет)
7. Размер этого органа соответствует размеру сжатого кулака. (сердце)
8. Недостаток этого витамина вызывает у человека цингу. (С)
9. Сколько у человека ушей? (два)
10. Ускоренное психическое и физическое развитие организма. (акселерация)
11. Самая большая железа в организме. (поджелудочная)
12. Мышца, прикреплённая одним концом. (диафрагма.)
13. Главная структура клетки.(ядро.)
14. Где находятся альвеолы? (Легкие)
15. Животное, на котором Павлов изучал условные рефлексы. (собака.)
2-й конкурс «Заморочки из бочки»
Каждой команде подносится бочонок, в котором находятся вопросы к конкурсу и один «счастливый случай». За правильный ответ — 1 балл.
1. Почему при операциях на головном мозге больные двигают рукой или ногой, если хирург прикасается к коре головного мозга перед центральной бороздой? (там находится двигательный центр)
2. Что легче: поднимать и опускать груз или держать его на весу? (легче поднимать и опускать груз, динамическая работа мышц.)
3. Как с точки зрения гигиены объяснить английскую поговорку «Нет плохой погоды, есть плохая одежда»? (одежда должна соответствовать погодным условиям и быть максимально комфортной и удобной.)
4. О каком органе идёт речь:
В организме печка есть,
На неё ни лечь, ни сесть,
Не испечь в ней каравай,
Что за орган, отгадай?
5. Почему крик вредит голосовым связкам? Как предолгом крике изменится голос? (меняется эластичность связок, голос становится хриплым и тихим.)
6. Почему в сумерках мы не различаем окраску предметов? (света достаточно только для работы рецепторов-палочек, отвечающих за чёрно-белое зрение.)
3-й конкурс. «Конкурс капитанов»
Капитаны по очереди работают с компьютером.
4-й конкурс «Тёмная лошадка»
Зачитываются задания, шифрующие какой-то орган. Команды должны угадать, что это за орган (кто быстрее.)
1. Может быть, меж рёбер и аортой
Бьётся шар, на шар земной похожий?
Всё земное умещается в него,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело! До всего! (сердце)
2. этот орган в древности считался важнее сердца. (печень.)
3. Причина, вызывающая сужение сосудов. (курение,)
4. Работы какого органа достаточно, чтобы поднять поезд на высоту г. Момблан. (Сердце.)
1. Сели на край стула, придали осанке свободную позу, голова опущена вниз. Глаза закрыты, руки опущены тоже вниз. Дыхание ровное спокойное. На счёт 1,2, 3 медленно встать (рядом с партой.)
2. Исходное положение — стойка, глаза смотрят вперёд. На счёт 1, 2,3,4 подбородок опустить к груди и с поворотом направо через низ медленно отвести к правому плечу. На 1,2,3,4 вернуться в исходное положение.
Упражнение повторить также, но с поворотом влево.
3. Упражнение из индийской системы оздоровительной гимнастики хатха-йога. Прочно встать, сцепит руки «в замок» из-за головы. Медленно выправляя руки вверх, потянуться поочерёдно мышцами туловища кверху, дыхание ровное, спокойное. Постоять 20-30 секунд. Выдох.
5-й конкурс. «Биоресторан»
Каждой команде предлагается поднос, на котором находится набор из 8 продуктов. Необходимо выбрать набор продуктов и объяснить свой выбор.
1-я команда — выбрать продукты, которые были бы полезны больному цингой (картофель, лук, лимон, чеснок, капуста, морковь, сахар, яйцо.)
2-я команда — Выбрать продукты, которые надо исключить из рациона больного сахарным диабетом. (рис, сахар, хлеб, картофель, морковь, капуста, яйцо, лук.)
6-й конкурс «Гонка за лидером».
Командам по очереди в течение 1 минуты задаются вопросы. За 1 ответ — 1 балл.
1. Орган, воспринимающий вкус пищи.(язык.)
2. Наружный покров тела человека.(Кожа)
3. Железа вырабатывающая адреналин? (надпочечники)
4. Недостаток этого витамина приводит к рахиту. (Д.)
5. Кто изучал рефлексы? ( Павлов .)
6 Совокупность костей человека. (скелет.)
7. Вещество покрывающее зуб. (дентин.)
8. Болезнь при которой сильно увеличено глазное яблоко. (Базедова.)
9. Рефлексы, передающиеся по наследству. (Врождённые, безусловные.)
10. Нейроны, по которым информация идёт к рабочему органу. (двигательные.)
11.Колбочками мы воспринимаем… (цвет.)
12. Где находится стремечко? ( среднее ухо.)
13.Газообмен происходит в … (в лёгких и тканях.)
14. Сколько у человека зубов? (32.)
15. Что может менять свою кривизну? (хрусталик.)
16. Какую соль добавляют в еду? (натрий хлор.)
17. Железа, регулирующая количество йода. (щитовидная.)
18. Микроорганизм в кишечнике человека. (кишечная палочка.)
19. Гормон страха. (адреналин.)
20. “Животный сахар» в печени. (гликоген.)
3. Подведение итогов.
Жюри подводит итоги. Учитель обращает внимание на ошибки, неточности, допущенные во время ответов учащихся.
Источник
8 класс конспект урока: Здоровье человека и факторы среды
специалист в области арт-терапии
Тема: Здоровье человека и факторы окружающей природной и социальной среды. Образ жизни и здоровье.
«9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия»
(нем. философ Артур Шопенгауэр, XIX в.)
Тип урока: комбинированный.
Образовательные: сформировать представление о здоровом образе жизни, о влиянии факторов природной и социальной среды на здоровье.
Развивающие: развивать логическое мышление и творческие способности учащихся, продолжить развитие навыков устной речи.
Воспитательные: с пособствовать формированию грамотного отношения к поддержанию, укреплению и развитию психического и физического здоровья, сформировать культуру здорового образа жизни.
Фронтальный опрос учащихся
Работа с дидактическим материалом
Работа с учебником
I. Организационная часть.
II. Актуализация опорных знаний: беседа о здоровье (определение, типы здоровья)
Здоровье — не только личное дело каждого человека. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу. Здоровый образ жизни — это система поведения человека, включая физическую культуру, творческую активность; высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу и природе.
III. Изложение нового материала.
Викторина: что ты знаешь о здоровье?
1. Правда ли, что зарядка и душ помогают быстрее проснуться ? (Да)
2. Правда ли, что жевательна я резинка сохраняет зубы? (Нет)
3. Правда ли, что кактусы снимают излучение от компьютера? (Нет)
4. Правда ли, что находиться рядом с курящими – безопасно? (Нет)
5. Правда ли, что ба наны поднимают настроение? (Да)
6. Правда ли, что морковь замедляет п роцесс старения организма? (Да)
7. Правда ли, что есть безвредные наркотики? (Нет)
8. Правда ли, что отк азаться от курения легко? (Нет)
9. Правда ли, что витаминами из аптеки можно заменить натуральные витамины? (Нет)
10. Правда ли, что злость и зависть провоцируют заболевания желудка? (Да)
11. Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (Да)
12. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Нет)
13. Правда ли, что детям до 15 лет нельзя зан иматься тяжелой атлетикой? (Да)
14. Правда ли, что занятия физкультурой полезны? (Да)
15. Правда ли, что время, когда ложишься спать, не имеет значения, главное – проспать 8 часов? (Нет)
Факторы, определяющие здоровье:
образ жизни – 50%;
окружающая среда – 20%;
организация здравоохранения – 10%.
Оценка своего физического состояния (тест):
1. Я чувствую себя абсолютно здоровым человеком.
2. В последнее время меня стали раздражать вещи, к которым я раньше относился спокойно.
3. Я стал вялым и безразличным.
4. Мне трудно удержать в памяти дела, которые необходимо сделать сегодня.
5. В последнее время мне стало труднее учиться.
6. У меня ровный и спокойный характер.
7. Меня мучают боли в висках и во лбу.
8. У меня бывают приступы сердцебиения.
9. Мне трудно сосредоточиться на задании.
10. У меня иногда возникает ощущение тошноты.
11. У меня часто болит голова.
12. Моя учеба и увлечения мне перестали нравиться.
13. Я постоянно хочу спать днем.
14. Мои близкие стали замечать, что у меня портится характер.
15. Мне нравится работать в коллективе.
16. Я с удовольствием прихожу в школу.
17. У меня чаще всего беспокойный сон.
18. Я все время чувствую себя усталым.
Источник
Конспект урока по ОБЖ 8 класс на тему:»Индивидуальное здоровье человека, его физическое, духовное и социальное благополучие. «
специалист в области арт-терапии
Урок №24 5.03.18. ОБЖ 8 класс
ТЕМА. Индивидуальное здоровье человека, его физическое, духовное и социальное благополучие.
выявить уровень знаний учащихся об основах здорового образа жизни, о здоровье как основной ценности человека. Сформировать у учащихся понятие о том, что их здоровье в большей степени зависит от их собственного поведения и действий.
— способствовать формированию положительной «Я- концепция».
-способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу, интересу к предмету;
— способствовать развитию творческих способностей.
2. Проверка знаний (7 мин.)
1.Сегодня я хочу начать урок казалось бы с простого вопроса — вы любите жизнь? Вы скажите, что за вопрос? А что такое жизнь?
Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой.
Поразмышляйте над словами: «счастливая жизнь» и запишите, как вы думаете: «Счастливая жизнь – это….(здоровье, дружба, взаимопонимание и др.)».
Одним из часто сказанных объяснений счастливой жизни было — счастливая жизнь-здоровье.
Что такое здоровье?
Дайте определение понятию Здоровье — это состояние полного физического, социального и психического благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Распределите перечисленные показатели на три группы : сон, голод, сахар крови, давление, холод, настроение, стресс
Голод, холод, стресс
сахар крови, давление
Задание на ассоциации.
На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.
Ребята, скажите, что для вас является жизненными ценностями?
У вас на столе лежат анкеты, вам необходимо выбрать четыре ценности, которые, по вашему мнению, являются ценными на сегодняшний день и расположить их в убывающем порядке.
Цель анкетирования: выявить приоритет жизненных ценностей у обучаемых.
какие жизненные ценности выбрали и в какой последовательности расположили.
Беседа с учащимися.
Учитель: В мире существует множество болезней и более 1000 из них неизлечимых. Например: СПИД, гепатит С, рак и др.
Если человек отдал приоритет деньгам, недвижимости, но болен, то без сожаления расстается со своим богатством, чтобы вернуть утраченное здоровье. Но его не купишь. Сможет ли он воспользоваться своим богатством, и насладиться жизнью?
Учитель: Человек имеет великолепное образование, высокооплачиваемую работу или должность, но он болеет 300 дней в году. Кому нужен такой специалист?
Учитель: Некоторые из вас на первое место поставили семью, но разве может у больных родителей родиться здоровый ребенок? И счастливы ли будут эти родители?
Учитель: Занятия спортом подразумевают тяжелые физические нагрузки, которые для больного человека не только не рекомендованы, но и невыносимы. Может ли такой человек добиться высоких результатов в спорте?
Вопрос к учащимся: что нужно из жизненных ценностей поставить на первое место?
Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.
3.Формирование новых знаний
Индивидуальное здоровье – это здоровье каждого члена общества. Понятие здоровья включает в себя деятельностные возможности человека, которые позволяют ему улучшить свою жизнь, сделать ее более благополучной, достичь более высокой степени самореализации.
Послушайте сказку. Интересно, какие чувства, мысли, вопросы у вас появятся после прослушивания?
Сказка – ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок. В каждой сказке есть доля правды. И в этой истории отражена реальная жизнь.
В нашей стране около 150 млн. человек. По прогнозам специалистов, к 2050г. нас может остаться всего около 102 млн.
Одна из причин – низкая продолжительность жизни. В среднем мужчины в России живут до 57 лет, женщины – 71-72 года.
За последние годы число мужчин, умерших от болезней сердца и сердечно-сосудистых заболеваний, увеличилось в 2 раза; каждый третий умирает от онкологических заболеваний, каждый четвёртый – от болезней лёгких, и если так будет продолжаться, то через 20-25 лет Россия станет страной хронически больных вдов.
— Вы хотите такого будущего?
1. Образ жизни 50 %
2. Наследственность 20 %
3. Окружающая среда 20%
4. Здравоохранение 10%
Благополучие человека является определяющим понятием его здоровья. Оно зависит от физического, духовного и социального здоровья.
Все составляющие должны находится в гармоничном единстве .
Физическое здоровье обеспечивается:
Закаливанием и очищением организма
Исключением вредных привычек
Сочетанием видов труда
Временем и умением отдыхать
Духовное здоровье обеспечивается:
Познанием окружающего мира
Ориентацией в окружающем мире
Социальное здоровье – способность человека адаптироваться в природной, техногенной и социальных средах. Оно достигается умениями:
Предвидеть возникновение ЧС
Оценивать последствия ЧС
Принимать обоснованное решение
Действовать в ЧС
На здоровье и благополучие человека оказывает влияние ряд факторов. Среди них ведущее место занимают физические, социальные и духовные.
Среди социальных факторов необходимо выделить состояние ОС, влияние различных опасных и чрезвычайных ситуаций, организацию защиты населения от их последствий и доступный уровень медицинского обслуживания. В сумме они влияют на 30% здоровья.
Духовный фактор – наиболее важный компонент здоровья и благополучия. Он включает:
понимание здоровья как способности к созданию добра;
понимание здоровья как способности к самосовершенствованию;
понимание здоровья как способности к милосердию и бескорыстной взаимопомощи;
создание установки на ЗОЖ (знать что такое ЗОЖ, — это одно, а вести его, — совсем другое).
Степень влияния духовного фактора на здоровье составляет 50%.
Среди физических факторов наиболее важным является фактор наследственности . Он влияет на все стороны нашего физического развития. Это предрасположенность к заболеваниям и наличие врожденных физических дефектов. Степень влияния наследственности на здоровье составляет до 20%.
Каждый человек ответственен за свое здоровье и благополучие. Достижение хорошего уровня здоровья и благополучия – это непрерывный процесс в жизни человека. Для этого необходимо выработать у себя ряд необходимых качеств. Необходимо переосмыслить свое отношение к личному ЗОЖ зависит
здоровью и понимать здоровье как личную, так и общественную ценность.
1.Что такое индивидуальное здоровье
2.Какие составляющие определяют общее состояние здоровья человека?
3.Какие основные факторы оказывают влияние на состояние здоровья человека?
В графу «П» — «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке.
В графу «М» — «минус» записывается всё, что не понравилось на уроке.
В графу «И» — «интересно» вписываются все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Выставление оценок за урок
5. Домашнее задание :
Кратко сформулируйте своё понимание индивидуального здоровья человека и покажите влияние на него физических, социальных и духовных факторов.
Источник