Меню

Конспект урока по теме витамины биология 8 класс

Конспект урока по биологии в 8 классе «Витамины»
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Изучение нового материала.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_urok1.doc 61.5 КБ

Предварительный просмотр:

по биологии в 8 классе

Цель урока: выяснить влияние витаминов на организм человека.

Образовательные: сформировать знания о витаминах, систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина, заболеваниях.

Развивающие: развивать умение анализировать информацию, прививать навыки здорового питания, развивать навык работы с таблицами

Воспитательные: развить коммуникативные качества, расширять информационное поле.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология : проблемное обучение.

Оборудование: мультимедийный комплект (компьютер, проектор, экран), компьютерная презентация «Витамины», план урока на доске, раздаточный материал продукты, в которых содержатся витамины, бумага А3, инструктивная карточка, учебник п. 37 стр. 188.

Основные понятия : витамины, гипервитаминоз, гиповитаминоз, авитаминоз, рахит, бери-бери, «куриная слепота», цинга.

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя (слайды 1-2):

Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем, друг друга каждый день такими словами, то есть, желаем здоровья. Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье-это то богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано природой. Один из важнейших элементов этой созидательной или разрушительной работы — это питание. Всем хорошо известно мудрое изречение: “Человек есть то, что он ест”. В составе пищи, которую мы едим, содержаться различные вещества, необходимые для нормальной работы всех органов, способствующие укреплению организма, исцелению, а также наносящие вред здоровью. К незаменимым, жизненно важным компонентам питания относят белки, жиры, углеводы, минеральные соли и воду.

Доказано, что для нормальной жизнедеятельности организма этих веществ недостаточно!

Об этом нам поведает одна история:

Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительной болезни, если они долго находились без свежих продуктов, овощей. Десны распухали и кровоточили. Лицо отекало, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтеками. От заболевания моряков погибало больше, чем от морских сражений и кораблекрушений. В народе с давних пор эту болезнь умели лечить плодами шиповника, настоем хвои и молодых побегов сосны, пили лимонный сок, если квашеную капусту, зеленый лук, черную смородину.

Долгое время оставалось неизвестным, почему потребление этих продуктов предотвращает цингу.

Чтобы узнать причину этого заболевания и почему употребление таких продуктов питания как лимонный сок, квашеная капуста, зеленый лук, черная смородина предотвращает это страшное заболевание. Мы узнаем сегодня на уроке.

А сейчас обратимся к истории …

Забытое открытие Н. И. Лунина (слайд 3).

Причины заболеваний, связанных с неполноценным питанием, первым открыл русский врач Николай Иванович Лунин. Ученый исследовал роль минеральных веществ в питании. Н. И. Лунин кормил мышей искусственными смесями, полученными лабораторным путем из химически чистых веществ. Мыши погибли на 11-й день, так же как и те, которым к искусственной еде добавляли поваренную соль и воду. Тогда Н. И. Лунин решил проверить, как будут чувствовать себя мыши, если в их искусственные обеды, содержащие химически чистые белки, жиры и углеводы, включать все необходимые минеральные соли. Через некоторое время все мыши тоже погибли. Другая партия мышей, которых кормили коровьим молоком, была здорова.

Вопрос: К какому выводу пришел Н. И. Лунина?

Ответ: Впервые научно доказал, что в состав пищи входят жизненно необходимые вещества

Следующий этап в истории открытия «чудесных веществ» рассказывает нам о случайных наблюдениях и ценных выводах голландского врача Эйкмана (слайд 4).

В 1890 году голландский врач Эйкман на острове Ява наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании нарушается деятельность сердца, поражаются нервы конечностей, особенно ног, расстраивается походка. У больного будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни — бери-бери, что означает «оковы».

Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Эйкман заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявлялись признаки бери-бери: судороги сводили им шею и ноги. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, свободно разгуливающие по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу.

Вопрос: К какому выводу пришел Эйкман в результате своих наблюдений?

Ответ: В рисовых отрубях содержатся особые вещества, способные излечить от страшного заболевания бери-бери.

На вопрос, какие же вещества содержатся в рисовых отрубях, ответил польский биохимик Казимир Функ (слайд 5).

Он получил из рисовых отрубей желтые кристаллики, одной тысячной доли грамма которых было достаточно, чтобы вылечить голубей от бери-бери. Загадка лечебной силы рисовых отрубей была раскрыта. К. Функ назвал содержащиеся в них жизненно важные вещества ВИТАМИНАМИ (от лат. «вита» — жизнь).

Все современные витамины – синтетические, их получают в лабораторных условиях.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока:

Запишите в инструктивных карточках (Приложение 1).

Тема урока: Витамины. Чудесные вещества (слайд 6).

Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое витамины, их значение, многообразие, классификация витаминов. А также познакомимся с характеристикой некоторых витаминов.

План урока (слайд 7):

  1. Что такое «витамины»?
  2. Значение витаминов
  3. Многообразие витаминов.
  4. Классификация витаминов
  5. Характеристика некоторых витаминов

Что такое «витамины»? (слайд 8)

Витамины (от лат. «вита» — жизнь) – органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности

Почему же так велико влияние витаминов на обмен веществ?

Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ.

В отличие от ферментов, лишь некоторые витамины могут синтезироваться в организме человека.

Вопрос: Подумайте, как витамины поступают в организм?

Часто говорят: «Эта пища полезная, в ней много витаминов»

Ответ: Витамины поступают в организм с пищей

В настоящее время известно более 25 витаминов. Они обозначаются латинскими буквами А, В, С, D, Е. Некоторые витамины образуют группу В1, В2, В6, В12. Витамины образуются в растениях, и немногие имеют животное происхождения

Принята следующая классификация витаминов. Выделяют 2 группы витаминов: водорастворимые и жирорастворимые (слайд 9)

Вопрос: Как вы думаете, какая группа витаминов при их избыточном потреблении является наиболее токсичной? Почему?

Ответ: Жирорастворимые, т. к. они накапливаются в организме.

При отсутствии какого-либо витамина в организме возникает заболевание авитаминоз

Запись в тетради: Авитаминоз возникает при отсутствии в организме какого-либо витамина (слайд 10).

Гиповитаминоз – недостаточное количество какого-либо витамина в организме (Быстрая утомляемость, пониженная работоспособность, повышенная раздражимость, снижение сопротивляемости к инфекциям). (слайд 11).

В какое время года чаще всего люди страдают от гиповитаминоза?

Помимо дефицита витаминов или их недостаточности, нельзя забывать и о чрезмерном употреблении витаминов, что также оказывает неблагоприятное воздействие на организм человека

Гипервитаминоз – состояние, возникающее в результате избыточного потребления витаминов. Гипервитаминоз часто наблюдается у людей, которые занимаются культуризмом, при избыточном потреблении пищевых добавок и витаминов.

Вопрос: Как вы думаете, какая группа витаминов при их избыточном потреблении является наиболее токсичной? Почему?

Ответ: Жирорастворимые, т. к. они накапливаются в организме.

Рассмотрим некоторые группы витаминов

Для этого мы воспользуемся текстом учебника стр. 189-192. В инструктивных карточках необходимо заполнить таблицу. Обратите внимание, на какие вопросы вам нужно будет обратить внимание.

Суточная норма, источники витамина для организма, авитаминоз (слайды 12-17)

Источник

«Витамины»
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Тема урока: «Витамины»

Класс- 8.

Автор учебника: Н.И. Сонин, М.Р. Сапин

Цель урока: рассмотреть свойства основных витаминов, их биологическую роль и влияние на организм.

Задачи урока.

Образовательные: обобщить знания об обмене веществ и энергии в организме человека; сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах; раскрыть роль витаминов для организма человека (в обмене веществ), нормы их потребления и содержания в продуктах питания;

Развивающие: развитие интереса и познавательной активности учащихся, творческого мышления, способности к самоорганизации, сотрудничеству.

Воспитательные: воспитывать культуру питания и научить применять теоретические знания на практике; прививать навыки здорового образа жизни;

формировать убеждение о вреде алкоголя и никотина для здоровья человека; воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням.

Скачать:

Вложение Размер
Витамины 36.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Витамины»

Автор учебника: Н.И. Сонин, М.Р. Сапин

Цель урока: рассмотреть свойства основных витаминов, их биологическую роль и влияние на организм.

Образовательные: обобщить знания об обмене веществ и энергии в организме человека; сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах; раскрыть роль витаминов для организма человека (в обмене веществ), нормы их потребления и содержания в продуктах питания;

Развивающие: развитие интереса и познавательной активности учащихся, творческого мышления, способности к самоорганизации, сотрудничеству.

Воспитательные: воспитывать культуру питания и научить применять теоретические знания на практике; прививать навыки здорового образа жизни;

формировать убеждение о вреде алкоголя и никотина для здоровья человека; воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы : с ловесный , н аглядный:

Формы организации урока: фронтальная, групповая.

Оборудование: интерактивная доска, учебники

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Проверка готовности класса к уроку.

2. Мотивационно – ориентировочный этап.

1.Учитель начинает урок с фронтального опроса класса. Вопросы для проверки знаний учащихся, полученных на предыдущем уроке:

— Какие минеральные вещества необходимы для деятельности человека? Минеральные вещества необходимы для нормального роста и развития костей, мышц, кроветворения, деятельности нервной системы, выработки гормонов и ферментов. Они делятся на макроэлементы (кальций, фосфор, магний, натрий, калий, хлор, сера) и микроэлементы (железо, медь, марганец, кобальт, йод, фтор, цинк). (Предварительные ответы учащихся.)

— Какие элементы наиболее важны для детского организма? Наиболее важны для детского организма кальций, фосфор, железо и магний. Кальций участвует в образовании костей и зубов, необходим для нормальной деятельности нервной, эндокринной и мышечной систем. Фосфор необходим для развития костной системы, участвует в обмене белков, жиров, углеводов . Магний важен для образования костей, он стимулирует сердца, повышает активность ферментов. Железо – составная часть гемоглобина крови, переносящего кислород к клеткам и тканям; участвует в окислительно – восстановительных процессах , особенно интенсивных в детском возрасте. (Предварительные ответы учащихся.)

2. Вопросы для восприятия нового материала.

— Какие продукты питания наиболее богаты витаминами? (Ответы учащихся – свекла, капуста, морковь, лук, чеснок, смородина и.д..)

Вывод: Вот почему ягоды, фрукты и овощи должны быть в рационе ребенка регулярно.

— Витамины – ? (учащиеся думают и скажут свои мысли о витаминах).

Сегодня на уроке мы будем говорить о «Витаминах», познакомимся с основными группами витаминов, заполним таблицу. Откройте свои тетради, сегодняшнее число, в центре тему урока — “Витамины”.

Каждый из нас не раз слышал это слово. Каждый из нас употреблял препараты витаминов, а что означает это слово? Как вы думаете, что нам предстоит выяснить о витаминах сегодня? Почему всё чаще о них говорят с экранов телевидения? А какая разнообразная информация размещена в Интернете, сколько разных предложений: приобретите, купите, выиграйте, получите в подарок… А что нам предлагают и зачем?

После ответов 2 -3 учащихся обобщаю их ответы и называю цели урока.

В течение урока мы должны будем выяснить роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержания в продуктах питания.

Но прежде давайте вспомним, что мы уже знаем.

3. Изучение нового материала

В настоящее время известно около 80 витаминов. В большинстве случаев это различные органические вещества. Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье — это то богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано природой. Один из важнейших элементов этой созидательной или разрушительной работы — это питание. В составе пищи, которую мы едим, содержаться различные вещества, необходимые для нормальной работы всех органов, способствующие укреплению организма, исцелению, а также наносящие вред здоровью. К незаменимым, жизненно важным компонентам питания наряду с белками, жирами и углеводами относятся витамины. В организме витамины не служат ни «стройматериалом», ни «топливом» — они регулируют обмен веществ.

А теперь, ребята, рассмотрим на какие группы делятся витамины.

Витамины – это биологически активные вещества, действующие в очень небольших количествах. Они способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, то есть обмену веществ.

— Почему так велико влияние витаминов на обмен веществ?

Ферменты – это белки, которые образуются клетками и тканями нашего организма. Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ, влияют на превращения питательных веществ в клетках и тканях.

В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей.

Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями , функционирующими в нашем кишечнике.

Все жизненные процессы протекают в организме при непосредственном участии витаминов.

Учитель показывает демонстрационный опыт. Например, возьмем лимон, выжимаем сок и добавляем воды. Вопрос: Что происходит в результате химического процесса? (Ответы учащихся: растворение или концентрация лимонной кислоты расслабляется.) Второй опыт. Учитель показывает учащимся кусочек свежий печени и кусочек жареной печени в масле. Вопрос изменился вид после жарки печени и как? (Ответы учащихся: витамины который содержатся в печени растворились в масле и.д.).

Итак, ребята, все известные витамины по классификации подразделяются на две группы:

В 1 , В 2 , В 6 , В 5 , В 9 , В 12 РР, С,

Дефицит витаминов. Избыток витаминов

Недостаток витаминов в пище ведет к снижению работоспособности, сопротивляемости организма инфекциям и действию неблагоприятных факторов окружающей среды. Недостаток того или иного витамина в организме – гиповитаминоз, состояние, которое чаще всего выражается в ослаблении иммунитета. Избыток витаминов – гипервитаминоз . Существенный недостаток витамина или его полное отсутствие приводит уже к более тяжелому состоянию – авитаминозу . При авитаминозе возникают глубокие нарушения обмена веществ, ведущие к различным заболеваниям, вплоть до гибели организма.

4. Физкультминутная пауза.

Витамин С или аскорбиновая кислота. Стимулирует гормональную регуляцию, процессы развития организма, сопротивляемость к заболеваниям.

При недостатке развивается и заболевание – цинга, которая сопровождается общей слабостью, утомляемостью, поражением стенок кровеносных сосудов, кровоточивостью и разрыхлением десен, расшатыванием и выпадением зубов. Витамин С содержится в плодах шиповника, капусте, картофеле, грейпфрутах, петрушке, щавеле.

Витамин В1 или тиамин. Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Участвует в углеводном обмене. При недостатке развивается болезнь бери-бери. Витамин В1 содержится в печени, орехах, яйцах, зеленом горошке, отрубях.

Витамин В2 – рибофлавин. Находится во всех клетках организма и катализирует протекающие там окислительно-восстановительные реакции. При недостатке – катаракта, поражаются слизистые оболочки рта. Витамин В2 содержится в печени, молоке, дрожжах, томатах, бобовых.

Витамин В6 – пиридоксин. Участвует в превращениях аминокислот и в обмене углеводов. При недостатке — анемия (малокровие), судороги. Содержится в курином мясе, орехах, хлебе из муки грубого помола, бананах.

Витамин В12 или цианокоболамин. Необходим для жизнедеятельности клеток нервной ткани и клеток костного мозга. При недостатке — анемия. Содержится в мясе, печени, рыбе.

Витамин РР – никотиновая кислота. Регулирует кровообращение и уровень холестерина. При недостатке – пеллагра. Этот витамин содержится в арахисе, рисе, отрубях, зернах ячменя.

Витамин А . Необходим для роста и размножения клеток. Замедляет старение организма и помогает долго сохранять кожу гладкой и упругой. При недостатке развивается «куриная слепота». Витамин А содержится в мясе, молоке, печени, рыбьем жире, яичном желтке, моркови, помидорах.

Витамин D . Регулирует обмен кальция и фосфора. Может образовываться под влиянием ультрафиолетовых лучей.

При недостатке – рахит. Витамин D содержится в рыбьем жире, сливочном масле, сливках, яичном желтке.

Витамин Е .Влияет на функции половых и эндокринных желез. Необходим для правильного усвоения организмом витаминов всех других групп.

При недостатке — дистрофия мышечной ткани. Содержится в оливковом, кукурузном, подсолнечном маслах, арахисе.

Витамин К . Регулирует свертываемость крови.

При недостатке – носовые кровотечения. Витамин К содержится в соевом масле, печени, орехах, салате, капусте.

Итак, мы познакомились только с несколькими витаминами. Их функции очень многообразны, но в их действии на организм много общего. Например, все они влияют на организм в ничтожно малых количествах. Многие витамины входят в состав ферментов или сами являются ферментами. Поэтому понятно, что их недостаток сейчас же вызывает нарушение обмена веществ. Медицинская промышленность выпускает огромное количество витаминов и витаминных препаратов. Перед вами – только небольшая часть того, что можно встретить в аптеках. Как разобраться в этом обилии? Современные витаминные комплексы можно разделить на профилактические и лечебные. Первые удовлетворяют 50% суточной потребности организма – их принимают с учетом того, что вторую половину мы получаем с едой. Что касается других, то они дают организму все 100% витаминов.

5. Закрепление и обобщение пройденного

Для закрепления полученных знаний проведем опрос по теме “ Витамины”. Я буду зачитывать вопросы, а вы должны ответить. Будьте внимательны!

— Что такое авитаминозы?

— Что такое витамины?

— Назовите три последовательных этапа обмена веществ в организме.

— Через какие системы органов происходит поступление в клетки воды, пищевых веществ и кислорода?

— Можно ли считать, что поступление пищевых веществ и питание одно и то же?

6. Домашнее задание. Изучить текст из учебника; выучить витаминов наизусть; ответить на вопросы в конце параграфа

7. Подведение итога и выводы.

— Рефлексия : — Еще раз прочитайте цель урока. Достигли ли мы цели урока? В какой степени? Что вы узнали для себя нового? (опрос каждого ученика). Назовите источники витаминов зимой? Почему витамины называют чудесной азбукой?

На сегодняшнем уроке мы с вами узнали, что такое витамины, изучили их свойства, сравнительную характеристику.

— Выставление отметок за урок.

Оценки за урок, во первых, получают все за выполнение теста, во вторых, кто активно отвечал на вопросы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Много дополнительного материала, информацию можно использовать нв классном часе.

Значение витамина «А» на здоровье человека.матреиал для 5-6 классов.

Презентация создана, для наглядного материала по теме сообщения.

Мы живем в северном крае, где проблема недостатка витаминов наиболее актуальна. От обеспеченности витаминами, в частности от присутствия в организме витамина С, зависит работа иммунной системы. В усло.

определение витамина А, В, С в продуктах питания.

Урок с презентацией. На уроке учащиеся могут определить есть ли у них авитаминоз.

Исследование проводилось в течение двух лет, закончилось в 2009 году. Сырова Алена Владимировна проводила исследование во Владимирском государственном гуманитарном университете.

Источник

Читайте также:  Витамины катализаторы белковой природы ускоряющие биохимические процессы
Adblock
detector