Конспект урока по ОБЖ: «Двигательная активность» (5 класс)
специалист в области арт-терапии
Урок 17. Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья
Цель урока. Обсудить с учащимися вопрос о значении двигательной активности и закаливающих процедур для укрепления и сохранения здоровья. Познакомить с основными физическими качествами, которыми должен обладать здоровый человек. Сформировать убеждение в необходимости систематических занятий физической культурой и закаливанием организма, умения дозировать физические нагрузки с учетом индивидуальных особенностей, максимально использовать погодные условия в различное время года для занятий на свежем воздухе.
Значение двигательной активности для здоровья человека.
Основные физические качества, которыми должен обладать здоровый человек.
Роль закаливания организма в укреплении здоровья.
Изложение учебного материала
1. Обратить внимание учащихся на то, что двигательная активность — это любая мышечная активность, позволяющая поддерживать хорошую физическую форму, улучшать самочувствие, обеспечивать прилив энергии, дающей дополнительный стимул организму в повышении его работоспособности.
Отметить, что эмоциональные нагрузки человека в процессе его жизнедеятельности постоянно увеличиваются (информационная нагрузка постоянно увеличивается), в то же время обязательная физическая нагрузка постепенно сокращается (для передвижения по городу человек использует общественный транспорт, для того чтобы подняться в свою квартиру — лифт и т. д.). Это приводит к нарушению равновесия между умственной и физической нагрузками на организм и отрицательно влияет на здоровье человека.
Заострить внимание учащихся на том факте, что физически тренированные люди меньше подвержены стрессам, лучше справляются с беспокойством, тревогой, унынием, гневом, страхом.
2. Обратить внимание учащихся на основные физические качества, которыми должен обладать здоровый человек; это скоростные и силовые качества, выносливость и гибкость. Дать их определения.
Отметить, что упражнения для развития необходимых физических качеств разучиваются на уроках физической культуры. На уроках необходимо усвоить правильное выполнение упражнений, порядок нормирования физических нагрузок, а также элементы самостраховки для профилактики травм.
3. Подчеркнуть значение для здоровья человека выполнения закаливающих процедур. Обратить внимание на то, что выполнение закаливающих процедур в комплексе с занятиями физической культурой дают наиболее благоприятный эффект.
Довести до учащихся, что закаливание — это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды (например, к низкой температуре). В основе закаливания лежит способность организма человека приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды.
Подчеркнуть, что в условиях российского климата наиболее важной является выработка устойчивости организма к холоду, так как у незакаленных людей даже незначительное переохлаждение приводит к возникновению простудных заболеваний. Отметить, что для поддержания на должном уровне защитных свойств организма к Холодовым нагрузкам существуют различные закаливающие процедуры, которые необходимо проводить постоянно, максимально используя для этого факторы природы, такие, как вода, солнце, воздух, земля. Наиболее эффективными являются водные процедуры: обтирание, обливание холодной водой, купание в открытых водоемах.
Мощным закаливающим фактором служит солнечный свет. Однако солнечные ванны также следует принимать разумно, учитывая определенные правила, иначе вместо пользы можно получить ожоги кожи, солнечный удар, перевозбуждение нервной системы.
Самым доступным способом закаливания являются воздушные ванны.
Существует такая закаливающая процедура, как хождение босиком. Особенно полезно босохождение по росе.
Подчеркнуть, что наиболее эффективно закаливающие процедуры сочетаются с различными физическими упражнениями. Так, хорошо сочетаются утренняя зарядка и обливание холодной водой, бег, игра в футбол, волейбол и другие подвижные игры и воздушные ванны; плавание в открытых водоемах и солнечные шипы; босохождение и зарядка, бег, подвижные игры. Занятия физкультурой и выполнение закаливающих процедур должны иметь свое постоянное время в режиме дня, недели и года.
Во избежание нанесения вреда здоровью при занятиях физической культурой и закаливанием необходимо разобрать правила проведения этих занятий.
Какими физическими качествами должен обладать здоровый человек?
Какое воздействие на организм человека оказывают закаливающие процедуры?
Каких правил следует придерживаться при занятиях физической культурой и закаливающими процедурами, чтобы не навредить своему здоровью?
Изучите § 6.2 учебника.
Выполните задание, предложенное в конце параграфа.
Источник
Открытый урок по ОБЖ
специалист в области арт-терапии
Конспект урока по ОБЖ в 5 классе
на тему: «Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья»
подготовил учитель ОБЖ
МБОУ «Акимовская СОШ»
15.03.17. Конспект открытого урока 5 класс Учитель Никитин А.Ф.
Название предмета __ОБЖ
Тема урока : « Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья»
Тип урока комбинированный урок с применением ИКТ.
Форма урока _ рассказ учителя с элементами беседы
Материально-техническая база ноутбук, мультимедийный проектор, рабочая тетрадь, учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс А.Т.Смирнов, презентация, карточки-задания, волейбольные мячи,
Обсудить с учащимися вопрос о значении двигательной активности и закаливающих процедур для укрепления и сохранения здоровья.
Сформировать убеждение в необходимости систематических занятий физической культурой и закаливанием организма
Образовательная _ изучение материала по теме «Двигательная активность и закаливание организма – необходимое условие укрепления здоровья»
Развивающая познакомить с основными физическими качествами, которыми должен обладать здоровый человек.
Воспитательная воспитывать ответственность за свое здоровье.
Целевые установки на достижение результатов:
Личностных: воспитание бережного отношения к здоровью.
Предметных: формирование установки на здоровый образ жизни.
Метапредметных: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников в деятельности; умение ориентироваться в различных источниках информации.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
-сохранение жизни и здоровья.
– формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию,
– формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
– освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими в процессе образовательной, учебной, творческой видах деятельности;
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;
– умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций;
– умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;
– формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике,
– понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности;
– умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
1) Организационный этап.
Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки.
Прозвенел звонок веселый,
Всех собрал нас на урок,
Чтобы каждый очень просто
В жизни сам себе помог.
Мы откроем все секреты,
Как здоровье сохранить.
Выполняя все секреты,
Без болезней будем жить.
2) Актуализация знаний.
Каждый из нас хочет быть здоровым и крепким. Для этого нужно заботиться о своём здоровье. Многие задают себе вопрос: «Как прожить, чтобы не стареть?» И себе отвечают: «Так не бывает». Каждый человек хоть чем-то, да болеет. Но почему один попадает в больницу два раза за всю жизнь, а другой чуть ли не каждый месяц?
Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства.
-Давайте ребята вспомним, что такое здоровый образ жизни? (ответы детей) Сл.2
— Профилактика вредных привычек
Режим дня является ключевым элементом здорового образа жизни. В сутках 24 часа, и от того, как они будут рационально распределены в режиме дня, зависит эффективность здорового образа жизни.
Ведь человек устает не тогда, когда много работает, а когда плохо организует свою работу.
Предлагаю вам дополнить пословицы о здоровье. Я буду начинать, а вы заканчивайте
– Чистота – залог … (здоровья).
– Чисто жить – здоровым… (быть).
– Грязь и неряшливость – путь… (к болезням).
– Болен лечись, а здоров –… (берегись).
– В здоровом теле… (здоровый дух).
– Если хочешь быть здоров – … (закаляйся).
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Давайте задумаемся о своем образе жизни и выделим основные правила здорового образа жизни.
Как оставаться здоровым?
О чём сегодня пойдёт речь на уроке?
Ученики предлагают свои идеи.
Учитель просит учеников выделить из перечисленных идей 3 самых важных.
Например: спорт, здоровое питание, отсутствие вредных привычек.
Итак, сегодня мы поговорим о спорте, точнее о двигательной активности и закаливании организма. Сл.4
Какую цель мы поставим перед собой?
4) Первичное усвоение новых знаний.
Вопросы для активизации знаний .
Учитель предлагает учащимся, отвечая на вопросы, использовать свои знания и жизненный опыт.
— Что такое двигательная активность? Сл.5
Двигательная активность — это любая мышечная активность, позволяющая поддерживать хорошую физическую форму, улучшать самочувствие, обеспечивать прилив энергии.
Учитель предлагает учащимся записать определение двигательная активность в задании №1 рабочей тетради.
— Какое значение она имеет в жизни человека?
— Назовите основные виды двигательной активности, которые вы практикуете в своей жизни?
Виды двигательной активности – разбор таблицы
(задание- правильно соотнести правый и левый столбик таблицы)
Виды двигательной активности Сл.6
Ребята обсуждают сначала в парах. Потом проверяют классом, учитель поясняет определением:
— игровая (Г) — направленная на эмоциональное подкрепление (например, игра во дворе со сверстниками);
— учебная (а) — цель — обучение двигательным действиям и воспитание физических и моральных качеств (например, урок физкультуры или занятие в спортивной секции);
— оздоровительная (з) — профилактика заболеваний и укрепление здоровья (например, утренняя гигиеническая гимнастика);
— спортивная (е) — направленная на достижение спортивного результата (спортивная тренировка в секции);
— релаксационная (б) — преодоление утомления (например, активная физкультминутка на уроке математики или литературы, или подвижная перемена между уроками, или гимнастика для глаз при длительной работе за компьютером и т.п.);
— досуговая (ж) — направленная на активное проведение досуга (например, посещение танцевального кружка или велосипедная прогулка
— бытовая (в) — в основе которой — реализация бытовых задач, связанных с каждодневными домашними делами (мытье полов или работа на грядках в огороде);
— реабилитационная (д) — восстановление временно утраченных или пониженных физических возможностей (после перенесенной инфекционной болезни).
Какими качествами отличаются тренированные люди от не тренированных? (Уверенность в себе, бодрость, внешний спортивный облик, . Тренированные люди меньше подвержены стрессам, лучше справляются с беспокойством, тревогой, унынием, гневом и страхом. У них спокойный и здоровый сон)
Для поддержания здоровья на необходимом уровне нужно ЗАНИМАТЬСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ…(закончить предложение)
Тренированность придает человеку следующие качества: (скоростные, силовые, выносливость и гибкость) Сл.7,8
В связи с ростом эмоциональных нагрузок необходимо выработать в себе постоянную привычку заниматься физической культурой, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками. Это – одна из основных составляющих здорового образа жизни поддержания работоспособности. Сл.9
— Как вы считаете, как можно добиться увеличения двигательной активности школьников?
(использование физических упражнений, динамических пауз на уроках, занятие различными видами спорта, подвижные игры на свежем воздухе, систематическая физическая тренировка, оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, прыжки через скакалку, и так далее).
Давайте сейчас вместе поиграем с мячом.
Упражнение 1. Передача мяча руками сверху назад и вперед
Упражнение 2. Бросок мяча капитану.
— Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом – обязательное условие здорового образа жизни. Влияние физических упражнений на организм человека становится более эффективным, если правильно сочетается с закаливающими процедурами и массажем.
Одним из основных способов улучшения состояния здоровья является закаливание.
— Что такое закаливание? Сл. 10
Закаливание – повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных условий внешней среды (резкие колебания температуры, влажности воздуха и т.д.).
Записать определение в рабочую тетрадь.
-Ребята, а кто может ответить, для чего нужно заниматься закаливанием?
— А все ли из вас знают, как нужно правильно закаляться?
— Закаливание должно учитывать индивидуальные особенности организма и климатические условия конкретного региона.
Работа с учебником. Чтение текста на стр. 138
-Итак, каково значение закаливания для здоровья человека?
укрепление иммунной системы;
профилактика простудных заболеваний;
бодрость и хорошее настроение;
замедление процесса старения;
продление срока активной жизни на 20-25%;
устранение негативных реакций организма.
Какие природные факторы наиболее часто используются для закаливания?
( Вода, воздух, солнце.) Сл.11,12
5) Первичная проверка понимания
Сейчас поработаем в группах.
В чем заключается двигательная активность?
Назовите виды спорта, предусматривающие двигательную активность?
Назовите основные виды закаливания?
Назовите физические качества, необходимые для здоровья?
6) Первичное закрепление.
Разгадать кроссворд «Здоровье». Сл.13
1. Спортивная игра с воланом и ракеткой.
2. Физическая сила, стойкость, способность много вынести, выдержать.
3. Способность тела легко сгибаться.
4. Спортивные упражнения с отталкиванием и перемещением тела.
5. Спортивная командная игра в мяч, который перебрасывают через сетку.
6. Спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывают ракеткой через сетку.
7. Физическая возможность активно действовать.
8. Вид лёгкой атлетики.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Подводит итог урока.
Какая была тема урока? Какую цель мы ставили перед собой? Достигли ли мы ее? Предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Выполнить задания№2 (стр.69) в рабочей тетради.
Источник