Конспект урока по ОБЖ на тему: «: Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества» (8 класс)
специалист в области арт-терапии
Тема: Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества
Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического,
умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни.
Состояние репродуктивного здоровья человека и общества определяют по следующим критериям :
— устойчивая мотивация людей на создание благополучной семьи и привлекательность для них личностной модели примерного семьянина;
— обеспечение воспроизводства населения в пределах, гарантирующих демографическую безопасность государства.
— ответственность родителей и государства за состояние здоровья; физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей; за получение детьми необходимого образования.
3. Большую роль в формированном репродуктивного здоровья семьи играет чаще всего воспитание своих детей по образу и подобию родителей, а качество воспитания прямо пропорционально успешности вашего ребёнка.
Можно сказать, что дети из асоциальных семей чаще попадают под алкогольную и наркотическую зависимость, попадают в места лишения свободы, но бывают случаи, что насмотревшись на это безобразие, ребёнок вырастает полноценным гражданином и многого добивается в жизни.
4. Как известно, общество состоит из людей, каждый человек вносит
свой вклад в его процветание или упадок. Именно поэтому индивидуальное здоровье каждого отдельно взятого человека оказывает на репродуктивное здоровье всего общества самое непосредственное влияние. Ведь человек, который, к примеру, является зависимым от алкоголя или наркотиков, с очень большой вероятностью произведет на свет больных или нежизнеспособных детей. И чем больше таких людей в обществе, тем выше вероятность того, что со временем общество это будет больным и его численность снизится. Напротив, люди, которые следят за своим здоровьем, правильно питаются, много времени проводят на свежем воздухе, занимаются спортом и не употребляют алкоголь, наркотики, не курят, скорее всего, смогут произвести на свет здоровое и многочисленное потомство.
В моей семье соблюдают дисциплину и порядок во всем, умеют доводить начатое дело до конца, не бросая его на половине пути, главное качество моей семьи это быть честным, порядочным и справедливым, помогать друг, другу во всем. Эти качества я тоже хотела бы взять в свою взрослую жизнь.
Сообщение на тему «Общая характеристика репродуктивного здоровья российского общества».
Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Только в семье человек получает устойчивые возможности удовлетворения своих повседневных потребностей. Семья способствует развитию личности. В семье решается досуговая функция. Степень выполнения этих функций характеризует уровень репродуктивного здоровья семьи как первичной ячейки общества и общества в целом.
Поэтому одним из критериев репродуктивного здоровья можно считать устойчивую мотивацию человека на создание прочной семьи и выработку у себя качеств хорошего семьянина.
Уровень репродуктивного здоровья семьи и общества характеризует ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей, непосредственно влияет на демографическую обстановку в стране, на обеспечение воспроизводства и демографической безопасности государства и представляет собой обобщающий критерий, итог всего комплекса факторов, характеризующих состояние репродуктивного здоровья человека и российского общества.
Демографическая ситуация в России, сложившаяся в последнее десятилетие прошлого века, характеризовалась низкой рождаемостью, высокой смертностью и сокращением численности населения (в среднем на 800 тыс. человек в год) и рассматривалась как демографический кризис.
Чтобы исправить демографическую ситуацию в стране, была принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. (Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351).
В основу демографической политики Российской Федерации положен ряд принципов:
— сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
— повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
— укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений.
Таким образом, здоровый образ жизни и прочная семья — это неразделимые понятия, к которым человек должен приобщаться с раннего детского возраста.
Семья — это исток жизни, в ней коренится все, что способствует духовному, физическому и социальному развитию человека. Всякая благополучная семья возникает на основе любви и является неисчерпаемым источником человеческого счастья. Она служит школой формирования духовного, физического и социального благополучия. Семья — это первое родное место на Земле для любого человека.
Источник
Репродуктивное здоровье
Данная разработка может помочь учителям в проведении урока.
Просмотр содержимого документа
«Репродуктивное здоровье»
План урока по ОБЖ для 8-го класса
Тема: Репродуктивное здоровье – составная часть здоровья.
1. Определить особенности формирования навыков репродуктивного здоровья у учащихся.
2.Сформировать у них цельное представление об основных элементах образа жизни человека, оказывающих влияние на формирование его духовного, физического и социального благополучия, а также убеждение в том, что каждый человек несет ответственность за свое здоровье и благополучие
1. Основные составляющие индивидуального здоровья человека.
2. Некоторые элементы образа жизни человека, обеспечивающие его духовное, физическое и социальное благополучие.
3.Ведущие факторы, оказывающие влияние на здоровье человека. Материально-техническое и информационно-методическое обеспечение:
— учебники, план конспект.
I. Подготовительная часть 5 минут:
— проверка наличия и готовности учащихся к уроку;
— довожу тему, цель, учебные вопросы урока;
— краткий опрос по предыдущему материалу:
1. Почему здоровье каждого человека зависит, прежде всего, от него самого?
2. Какие существуют показатели, характеризующие уровень здоровья человека?
3.Какое определение здоровья дано в уставе Всемирной организации здравоохранения?
4.Почему здоровье человека считают непременным условием его эффективной жизнедеятельности?
5.Почему индивидуальное здоровье каждого человека является не только индивидуальной, но и общественной ценностью?
II. Основная часть 30 минут:
1. Репродуктивное здоровье — это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни. («психическое, физическое и эмоциональное здоровье, являющееся потенциалом для рождения здоровых детей и получения удовлетворения от сексуальной функции» )
Репродуктивная система — это совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию воспроизводства (деторождения).
Состояние репродуктивного здоровья во многом определяется образом жизни человека, а также ответственным отношением к половой жизни. В свою очередь, все это влияет на стабильность семейных отношений, общее самочувствие человека.
Основы репродуктивного здоровья закладываются в детском и юношеском возрасте. Бытует мнение: все, что связано с зарождением будущей жизни, целиком и полностью зависит только от здоровья будущей матери. На самом деле это не так. Доказано, что из 100 бездетных пар 40—60% не имеют детей по причине мужского бесплодия, что связано с инфекциями, передаваемыми половым путем, влиянием на репродуктивное здоровье мужчины вредных факторов окружающей среды, условий работы и вредных привычек. Перечисленные факты убедительно доказывают важность бережного отношения к репродуктивному здоровью не только будущей женщины, но и мужчины.
В комплексном виде информацию, которая необходима подростку, можно представить как знания:
о семье и любви как ценности;
о здоровом образе жизни и осознании себя как человека, ответственного за сохранение своего репродуктивного здоровья;
о физическом строении организма, в частности органов репродукции, о тех изменениях, которые происходят в его организме в период полового созревания;
о репродуктивном здоровье как жизненной ценности;
о факторах, влияющих на ухудшение репродуктивного здоровья и способах его сохранения;
о сексуальных взаимоотношениях и половой культуре.
В процессе формирования отношения к репродуктивному здоровью подросток должен овладеть важнейшими умениями:
соблюдать принципы здорового образа жизни;
регулировать свое сексуальное влечение и поведение;
сохранять свое репродуктивное здоровье;
уважать представителей противоположного пола и считаться, с их интересами, мнениями, потребностями;
владеть эмоциональной регуляцией.
Одним из факторов, влияющих на состояние репродуктивной функции, является предупреждение нежелательной беременности. Нередко женщина стоит перед непростым выбором — родить ребенка или сделать аборт? Особенно сложно решается этот вопрос при наступлении нежелательной беременности у девушки-подростка. Аборт, особенно при первой беременности, может нанести серьезную психологическую травму и даже привести к нарушениям в репродуктивной сфере. В то же время решение родить означает для нее отрыв от сверстников, уход из школы (как правило), ставит под угрозу дальнейшую учебу и приобретение профессии. Каждая такая ситуация должна рассматриваться индивидуально, бережно и с большим пониманием проблемы.
III. Заключительная часть 5 минут:
-напоминаю тему, цель, учебные вопросы урока:
1. Какие составляющие определяют общее состояние здоровья человека?
2. Какие основные факторы оказывают влияние на состояние здоровья человека?
3. Какова роль физических факторов в отношении состояния здоровья человека?
4. Какова роль социальных факторов в отношении состояния здоровья человека?
5. Какова роль духовных факторов в отношении состояния здоровья человека?
— выборочным опросом проверяю, как понята учащимися тема:
— подвожу итог урока.
Преподаватель-организатор ОБЖ _______________
Источник
Конспект урока на тему «Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества»
специалист в области арт-терапии
Конспект урока: Основы безопасности жизнедеятельности. « Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества»
Цель урока – познакомиться с основным содержанием репродуктивного здоровья человека и общества. Сформировать у учащихся представление о репродуктивном здоровье как составляющей здоровья человека и общества, о связи репродуктивного здоровья с воспроизводством населения и обеспечением демографической безопасности государства.
иметь представление о важности репродуктивного здоровья как основной составляющей здоровья человека;
организовывать постоянную работу по самосовершенствованию.
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
выдвигать предположения и доказывать их;
уметь извлекать необходимую информацию при изучении демонстрационных таблиц, иллюстраций учебника и электронного приложения к нему;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
усвоить, что лучшей социальной конструкцией, обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья и репродуктивное здоровье;
формировать осознанное выполнение правил безопасности жизнедеятельности, в том числе по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья.
ОБЖ: комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями: 5—11 кл.: Основы здорового образа жизни.
Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / под ред. А. Т. Смирнова.
Мультимедийный компьютер (по возможности МОУСОШ).
I. Организационный момент урока по теме: репродуктивное здоровье.
1) Приветствие.
2) Проверка списочного состава учащихся.
3) Сообщение темы и цели урока.
II. Повторение изученного.
1) Какие наследственные факторы оказывают наиболее значительное влияние на состояние вашего здоровья?
2) Какие факторы окружающей среды оказывают отрицательное влияние на ваше здоровье?
3) Почему для сохранения здоровья так важно предвидеть возможные опасности?
III. Проверка домашнего задания.
Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).
IV. Изучение нового материала.
Факторы способствующие обеспечению необходимого уровня репродуктивного здоровья населения страны:
Репродуктивное здоровье – основная составляющая здоровья человека и общества, характеризующая их способность создать и реализовать необходимые условия для рождения ребёнка и воспитания здорового поколения.
Понятие репродуктивного здоровья происходит от слова репродукция. Репродукция биологически – это воспроизведение организмами себе подобных.
Существование любого вида живых существ возможно только через смену поколений. Человек не является исключением. История человечества представляет собой непрерывную смену поколений.
Однако если у всех живых видов воспроизводство и смена поколений происходит на основе биологических программ и зависит от внешних условий, то человек, наделённый разумом, может управлять системой воспроизводства, обеспечивая не только рождение, но и необходимое воспитание потомства с учётом социальных запросов общества.
Воспроизводство населения включает в себя не только рождение ребёнка, но и его воспитание, подготовку полноценного члена общества, способного выполнять необходимые функции.
Рассмотрим ряд факторов, которые в определённой степени способствуют обеспечению необходимого уровня репродуктивного здоровья.
Фактор первый. Устойчивая мотивация человека на создание благополучной семейной жизни и привлекательность личностной модели хорошего семьянина.
Фактор второй. Ответственность родителей и государства за воспитание детей, за состояние их здоровья, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие, за получение детьми необходимого образования.
Фактор третий. Обеспечение воспроизводства населения и демографической безопасности государства.
Эти факторы наиболее полно характеризуют репродуктивное здоровье как основную составляющую здоровья человека и общества. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Устойчивая мотивация на создание благополучной семьи и репродуктивное здоровье
Установлено, что лучшей социальной конструкцией, отвечающей интересам личности и общества и обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья.
Семья – это малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. В современном обществе семья состоит из супругов и их детей и представляет собой морально-правовой союз мужчины и женщины.
Форма образования супружеских пар и характер взаимоотношений супругов подчиняются социальным и культурным нормам, вырабатываемым обществом в ходе исторического развития. Они в значительной степени подвержены влиянию социального устройства и особенностям конкретного исторического этапа развития общества.
Семейное законодательство Российской Федерации исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на взаимной любви и уважении, взаимопомощи и ответственности перед семьёй всех её членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления её членами своих прав.
Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Только в семье человек получает устойчивые возможности в удовлетворении повседневных потребностей и развитии личности. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функцию – рождение и воспитание детей (вклейка, фото 1, 2, 3). Родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения, окружающему миру, жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, передают трудовые навыки.
В семье решается досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека, и сексуальная функция, обеспечивающая удовлетворение половой потребности супругов.
Таким образом, устойчивая мотивация человека на создание благополучной семьи и привлекательность для него личностной модели стать хорошим семьянином, а также его способность выбрать спутника жизни и создать благополучную семью, где во взаимоотношениях супругов будет больше гармонии, чем конфликтов, и характеризует уровень репродуктивного здоровья человека.
Отметим, что под понятием «репродуктивное здоровье» подразумевается не только способность к деторождению, но и способность воспитать человека, гражданина общества. На сегодняшний день вопрос воспроизводства связан не только с рождением, но и с воспитанием в семье.
Ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей
Степень ответственного отношения родителей к воспитанию и развитию детей, к состоянию их здоровья характеризует уровень репродуктивного здоровья человека, общества и государства.
Семья как начальная ячейка общества и государства в целом, выполняя репродуктивную функцию, должна обеспечить воспитание и развитие у ребёнка физических, духовных и нравственных качеств, сформировать его как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на его совершенствование, обеспечивая тем самым воспроизводство и развитие кадрового потенциала. Степень выполнения этой функции характеризует уровень репродуктивного здоровья семьи и общества в целом.
Оценить этот уровень с определённой степенью достоверности можно также с учётом имеющейся статистики, характеризующей духовное, физическое и социальное благополучие детей и далее в целом определить репродуктивное здоровье семьи.
Обеспечение воспроизводства населения и демографической безопасности государства
Это своего рода итог оценки общего состояния репродуктивного здоровья человека и российского общества. Демографическое состояние страны характеризует в обобщённом виде здоровье граждан страны и общества в целом.
Правящие силы многих государств и народов рассматривают рост демографического потенциала в качестве основной гарантии выживания в процессах мирового и регионального соперничества и борьбы. Лучшие умы России связывали её будущее с ростом численности народонаселения, с развитием его высоких духовных и созидательных качеств. Об этом писал М. В. Ломоносов. Д. И. Менделеев, основываясь на демографических показателях начала XIX в., определял вероятную численность народонаселения Российской империи в 2000 г. в 594,3 млн человек. Однако революция 1917 г. и братоубийственная Гражданская война, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., распад СССР внесли существенные коррективы в этот прогноз.
Численность населения России по состоянию на начало 2013 г. составляла 143347059 человек. Необходимо отметить, что руководство различных государств в критических ситуациях демографического характера принимает различные меры, в том числе и административного характера. Так, в Советском Союзе одно время существовал запрет на аборты, была усложнена процедура расторжения брака, ужесточён контроль за выплатой алиментов в пользу женщин, введены государственные награды и почётные звания за многодетное материнство (в 1944 г. было введено почётное звание «Мать-героиня» для женщин, родивших и воспитавших десять и более детей). Комплекс таких мер помогал увеличить темпы прироста народонаселения.
В Российской Федерации с 1 января 2007 г. родители стали получать увеличенное пособие по уходу за ребёнком, компенсацию за расходы на детский сад и другие выплаты.
29 декабря 2006 г. принят Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Закон направлен на создание условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Введено такое понятие, как материнский (семейный) капитал. Каждая семья получит от государства сертификат на 408960,5 рублей за рождение (или усыновление) второго ребёнка и каждого из последующих детей в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г.
Средства материнского (семейного) капитала направляются на улучшение жилищных условий семьи и получение ребёнком образования.
Современная демографическая ситуация в мире требует в интересах глобальной, региональной и внутренней безопасности стран выработки общих принципов отношения к динамике народонаселения. Демографическая безопасность занимает всё более приоритетное место в системе национальной и международной безопасности. Вопрос демографического развития каждой страны является суверенным правом этой страны с учётом всех наличных и потенциальных ресурсов. Демографические процессы, происходящие в стране, должны соответствовать её социальному развитию и обеспечению благополучия и безопасности населения.
Обучение тому, как обеспечить своё духовное, физическое и социальное благополучие, поможет поднять уровень здоровья каждого человека и общества в целом, а значит, изменит к лучшему уровень репродуктивного здоровья человека и общества и демографическую обстановку в стране.
1) Уровень репродуктивного здоровья – это критерий состояния здоровья каждого человека и российского общества в целом, так как демографическая обстановка в стране характеризует в обобщённом виде уровень здоровья граждан страны и демографическую безопасность государства.
2) Воспроизводство следующего поколения подразумевает не только рождение детей, но и их воспитание в семье.
1) Какое влияние оказывает состояние репродуктивного здоровья человека и общества на демографическую безопасность государства?
2) Какая роль принадлежит семье в обеспечении воспроизводства населения и смены поколений?
VI. Окончание урока.
1. Домашнее задание.
1) Подготовьте сообщение на тему «Основное содержание репродуктивного здоровья человека и общества».
2) Определите и сформулируйте для себя, какие качества вам необходимо сформировать для того, чтобы создать благополучную семью.
Источник