Как сохранить своё здоровье
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Данная методическая разработка предназначена для учителей и воспитателей начальной школы по формированию ЗОЖ во внеурочной деятельности. Её также могут использовать воспитатели среднего звена при работе с детьми со сложной структурой дефекта. Оно призвано формировать представления о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни, знакомит с правилами помогающими сохранить здоровье. Занятие разработано в форме представления. Дети более старшего возраста показывают спектакль для малышей. Художественные образы помогают ребёнку осмыслить ценности здорового образа жизни, вызывают живой эмоциональный отклик, желание подражать любимым героям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_sohranit_svoyo_zdorove.docx | 53.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат Костромской области для детей с ТНР и детей с нарушениями ОДА»
Адрес:156001, г. Кострома, улица Вокзальная, 1. тел. 53-47-42
для детей начальной школы с ОВЗ.
Подготовила и провела воспитатель
Яблокова Светлана Леонидовна.
Данная методическая разработка предназначена для учителей и воспитателей начальной школы по формированию ЗОЖ во внеурочной деятельности. Её также могут использовать воспитатели среднего звена при работе с детьми со сложной структурой дефекта. Оно призвано формировать представления о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни, знакомит с правилами помогающими сохранить здоровье. Занятие разработано в форме представления. Дети более старшего возраста показывают спектакль для малышей. Художественные образы помогают ребёнку осмыслить ценности здорового образа жизни, вызывают живой эмоциональный отклик, желание подражать любимым героям.
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Если мы не будем заботиться о своём здоровье, у нас не будет будущего. Будущее нашей страны – счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми – сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни .
Одна из самых актуальных задач современного образования – формирование здорового образа жизни детей. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей. Одной из задач воспитателя является воспитание у ребёнка позиции признания ценности своего здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление его, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Проблема детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации около 80% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек ЗОЖ оказались нежизнеспособными из –за невозможности решить проблемы связанные с семьёй. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества.
Но главным препятствием является, по моему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребёнку своё представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах учреждений всё больше разделов , посвящённых изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, я считаю, что главное – помочь ребёнку выработать собственные жизненные ориентиры в выборе ЗОЖ, научить ценить своё физическое здоровье, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за своё здоровье.
Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определённых условий возможно. Необходимо погружение ребёнка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни, без их декларирования взрослыми.
Цель: Пропаганда здорового образа жизни на примере необходимости заботы о своём здоровье.
- Расширить и углубить знания детей, познакомив их с некоторыми инфекционными болезнями, методами их лечения и способами профилактики.
- Воспитать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
- Расширить знания и представления учащихся о здоровом образе жизни
- Закрепить такие гигиенические навыки как: обязательное мытьё рук, правильное пользование платком при насморке, пользование индивидуальной посудой.
- Развивать внимание, память, речь учащихся;
Оборудование: компьютер; мультимедиапроектор; экран и музыкальный центр, большое панно леса, пеньки и атрибуты для инсценировки сценки «Путешествие в Сказочную страну»;
Костюмы сказочных героев: лисы, вороны, ежа, лягушонка, медведя, микроба
1) Изготовление костюмов и декораций для спектакля.
2) Подбор слайдов и текста для презентации.
3) Разучивание ролей.
4) Подбор загадок, игр, советов для учащихся начальной школы.
Источник
Тема: Как помочь сохранить себе здоровье.
план-конспект урока по окружающему миру
Тема: Как помочь сохранить себе здоровье.
Цели: 1. Определить и обосновать потребность в здоровом образе жизни.
- Организационный момент.
Приветствуем всех, кто время нашёл
И в школу на праздник здоровья пришёл!
Пусть солнце улыбается нам в окно,
И в классе у нас легко и светло!
Мы здесь подрастаем, мужаем мы здесь
И набираем, естественно, вес!
Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,
Нам спорт с физкультурой
Как воздух нужны.
А с ними порядок, уют, чистота,
Эстетика. В общем, сама красота!
Здоровье своё бережём с малых лет.
Оно нас избавит от болей и бед!
- Постановка цели и задач занятия.
У природы есть секрет,
Как быть здоровым много лет.
Солнце, воздух и вода
Помогают нам всегда!
- Что такое здоровье?
Слово «здоровье» является одним из самых частых, которое использует человек. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и другие, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но всего общества. Каждый человек должен заботиться о своём здоровье, так как только здоровый человек может родить здоровое поколение, заботясь о своём здоровье, мы заботимся о своих будущих детях, внуках.
На современного школьника, то есть на нас с вами, тоже падает груз тяжёлых обязанностей: учить уроки; выполнять задания учителя различной сложности; сидеть целый урок; внимательно слушать; принимать участие в школьных мероприятиях, олимпиадах. Всё это может привести к переутомлению и болезням, если каждый из нас не будет заботиться о себе и своём организме. В народе говорят: «В здоровом теле, здоровый дух!»
- Береги глаза! Береги зрение!
На ночь два оконца
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
Глаза – органы чувств, с помощью которых наш организм воспринимает многообразие нашего мира. Зрение помогает нам находить дорогу в школу, домой, в спортивный зал. Глазами мы читаем, смотрим телевизионные передачи. Зрение помогает определять расстояние, размер, форму предмета, метко бросать в цель.
— Как устроен глаз?
Когда ты смотришь на что-либо, свет, отражаясь от этого предмета, попадает тебе в глаза. Свет проходит через прозрачные роговую оболочку и хрусталик, которые фокусируют изображение в перевёрнутом виде на сетчатке, внутренней чувствительной оболочке глазного яблока. Клетки сетчатки распознают это изображение и посылают сигналы по зрительному нерву в мозг, где формируется цельная окончательная картина.
Проведём опыт:
Мозг воспринимает изображения, анализирует, сравнивает с другими, распознает и запоминает. Выполняя эти операции, он в любом случае ограничен предыдущим опытом, то есть обращается к уже известным ему фигурам: заканчивает недорисованные линии, воображает невидимые формы.
Посмотрите на эти изображения. Сколько треугольников вы видите? Какие буквы узнаете?
Глаза — очень важный орган, который нужно беречь – избегать опасных ситуаций.
— Мы провели опрос:
1. Кто видит хорошо?
2. Кто видит плохо?
3. Кто носит очки?
Результаты опроса выглядят так:
Видят хорошо 16 учеников, жалуются на плохое зрение – 7 учеников, из них носят очки четверо.
— У нас возник вопрос: почему у некоторых детей испортилось зрение?
Проведём опыт:
Требуется: круглая стеклянная банка, забор, нарисованный на листе бумаги, соломинка, вода.
- Вертикально опустим соломинку в банку, поднесём банку к глазам и посмотрим.
Результат: погружённая часть соломинки кажется толще.
- Вытащим соломинку из банки и поставим за банкой листок бумаги с картинкой. Посмотрим на забор через банку.
Результат: планки забора за банкой выглядят расширенными.
Вывод: Это происходит потому, что при переходе от воды к воздуху световой луч преломляется. Стенка банки имеет выпуклую форму, поэтому преломление зрительно увеличивает предметы. Внутри нашего глаза есть линза, которая имеет кривую поверхность и преломляет световой луч. Это хрусталик, который позволяет нам видеть и далёкие и близко расположенные предметы. Если хрусталик работает плохо, приходится прибегать к помощи внешних линз, то есть к очкам или контактным линзам.
А чтобы зрение не портилось, надо соблюдать следующие правила:
- Не читай лёжа.
- Располагай стол слева от окна, настольную лампу на левой стороне стола.
- Не наклоняйся слишком низко над книгой или тетрадью.
- Не смотри без защитных очков на яркое солнце, включенную лампочку, пламя электросварки.
Методики тренировочных упражнений
«Метка на стекле» — можно проводить дома
- На оконное стекло, на уровне глаз наклеить чёрную или красную метку. Расстояние до метки 33 см.
- Переводить взгляд с метки – на предмет, выбранный вдали за окном, 2-3 минуты. Смотреть на метку, затем перевести взгляд вдаль и смотреть 2-3 минуты на предмет, выбранный вдали.
- Ежедневно, в течение 10 минут делать это упражнение.
- Осанка – стройная спина.
Осанка – это то, как мы сидим или стоим. Хорошая осанка в положении стоя означает, что плечи у нас слегка отведены назад, грудная клетка расправлена, а туловище выпрямлено. Когда мы сидим, хорошая осанка означает, что спина у нас прямая, а голова высоко поднята.
А знаете, почему так важно иметь хорошую осанку? Дело в том, что если человек постоянно сутулится и втягивает голову в плечи, если он сидит, сгорбившись за партой в школе и за обеденным столом, то такая неправильная осанка с годами войдёт у него в привычку, а из-за этого сформируется не очень красивая фигура и вид всегда будет какой-то расхлябанный. Кроме того, человек с плохой осанкой всегда будет казаться ниже ростом, чем он есть на самом деле. Когда мы стоим прямо, то выглядим гораздо выше, чем когда сутулимся.
Правильная осанка не только красивее – она еще полезнее для здоровья. Если с детства приучить себя держаться прямо, тогда более в старшем возрасте тебя не будут мучить боли в спине. Объясняется это тем, что плохая осанка, ставшая привычной, приводит к перенапряжению мышц, связок и сухожилий, которые прикрепляются к позвоночнику. От этого перенапряжения и болит спина.
Единственная возможность исключить отрицательные явления, развивающиеся у школьника при продолжительном и напряженном умственном труде – это активная организованная физическая деятельность. Двигательный режим школьника складывается в основном из зарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физкультуры, активного отдыха на воздухе после обеда, занятий в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни и каникулы.
Итак, пусть каждый мальчик представит себе, что он – прекрасный Принцип, а каждая девочка вообразит себя Золушкой на балу.
Мы провели опрос:
- Кто занимается в спортивной секции?
- Как называется спортивная секция?
- Кто не посещает спортивных секций?
Результаты опроса выглядят так:
В спортивных секциях занимается 14 человек – это рукопашный бой, бокс, плаванье, туризм, аэробика, танцы, каратэ. Из 23 опрошенных 9 учеников не занимаются в спортивных секциях.
— Для вас мы нашли дополнительную информацию о спортивно-оздоровительных комплексах нашего города – это: «Нефтяник» и «Олимпия». Вас всегда ждут тренеры на занятиях по плаванию, аэробики, гимнастики, в тренажерном зале.
В нашей школе организованы спортивные секции: каратэ, бокс, рукопашный бой, на которых мальчики могут изучить приемы самозащиты.
Упражнения для красивой походки и осанки.
- Упражнение с книгой. Положите на голову тяжёлый том энциклопедии и пройдите с ней несколько метров. Книга при этом не должна упасть на пол. Вы сразу ощутите разницу ходьбы с книгой на голове. Так горянки носят кувшин с водой на голове. Проделывайте это упражнение по 15 минут в день.
- Также выработать хорошую осанку можно с помощью следующего упражнения. Для него вам понадобится ровная палка, что-то типа школьной указки. Заложите палку за спину, просунув через согнутые локти, и ходите так несколько минут. Делайте это упражнение ежедневно.
- Чтобы определить, правильная ли у вас осанка, сделайте глубокий вдох, а затем выдох. В этот момент у вас будет правильная осанка. Важно следить за тем, чтобы плечи не поднимались, когда вы стараетесь распрямить позвоночник. Плечи должны быть на своем естественном месте, а не выше и не ниже. Периодически проделывайте это упражнение, чтобы закрепить привычку держаться прямо и ровно.
- Здоровый образ жизни.
— Здоровье – самое ценное, что мы имеем. Его нельзя купить ни за какие деньги. Здоровье нужно закалять и сохранять.
Мы провели опрос:
- Что такое здоровый образ жизни?
- Для чего нужно соблюдать здоровый образ жизни?
Результаты опроса выглядят так:
На первый вопрос ответили следующим образом: здоровый образ жизни – это забота о своём здоровье, состояние души, занятия спортом, отказ от вредных привычек.
Отвечая на второй вопрос, ребята написали так: чтобы быть сильным, здоровым, активным, долго жить.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие элементы:
- Распорядок дня
- Правильный режим учёбы и отдыха
- Правильное питание
- Дыхание
- Искоренение вредных привычек
- Массаж
- Режим сна
- Закаливание
- Личная гигиена.
Мы рассмотрим некоторые моменты.
Правильный режим учёбы и отдыха – это необходимый элемент здорового образа жизни, так как способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности.
Труд – это основа режима здоровой жизни человека. Наш труд считается умственным. Долго живёт тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. Поэтому наша главная задача – хорошо учиться. Но для этого нужно умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека.
Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.
Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Для этого в школе существуют перемены, на которых мы общаемся, играем. После уроков рекомендуется отдыхать на прогулках по городу, в парках, на стадионах.
Правильное питание.
Следующей составляющей здорового образа жизни является правильное питание. Пища содержит питательные вещества, снабжающие наше тело энергией и строительными материалами. Нам необходимы разнообразные питательные вещества, чтобы расти крепкими и здоровыми.
- Пища, богатая углеводами, должна составлять основную часть потребляемых продуктов. Рис, хлеб, картофель содержат много углеводов. Они постепенно усваиваются организмом и снабжают энергией на весь день.
- Овощи и фрукты богаты клетчаткой, а также витаминами и минеральными солями, которые важны для поддержания здоровья.
- В молочных продуктах, например в молоке, содержится необходимый костям и зубам кальций. Стакан молока намного полезнее, чем стакан лимонада.
- Пища, богатая белками, важна для роста и восстановления организма. Фасоль, мясо, рыба, курица и сыр содержат достаточно белков. В мясе и сыре содержится много жиров. Жиры и сладости сохраняют в теле тепло, но их нужно потреблять в небольших количествах.
Режим сна.
Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Он должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встаёт утром раздражённым, разбитым, а иногда с головной болью.
Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1 – 1,5 ч до сна прекратить напряжённую умственную работу. Ужинать надо не позднее, чем за 2 – 2,5 ч до сна. Желательно ложиться спать в одно и то же время – это способствует быстрому засыпанию.
Закаливание.
Закаливание – мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на многие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.
Основные принципы правильного применения — это системность и последовательность.
Например, контрастный душ, который снимает утомление и повышает работоспособность.
Физические упражнения.
Утренняя гимнастика – это физические упражнения, выполняемые утром после сна и способствующие ускоренному переходу организма к бодрому работоспособному состоянию.
Источник