Витамины
Витамины (лат. vita — жизнь) — группа низкомолекулярных органических соединений разнообразной химической природы и строения. Витамины необходимы для нормального протекания процессов жизнедеятельности в организме и должны поступать с пищей извне, так как самим организмом их синтезируется недостаточное количество.
«Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» — Парацельс.
Недостаток витамина в организме (гиповитаминоз) может являться причиной нарушения работы органов и систем органов, приводить к заболеваниям. Равно, как и избыток витамина, гипервитаминоз, может нанести вред организму.
Современная классификация витаминов подразделяет их на основании физического свойства — растворимости:
- Жирорастворимые: A, D, E, K
- Водорастворимые: группа B ( B1, B2, B3 (PP), B6, B9, B12), P, H
Мы будем разбирать витамины по порядку, предложенном в классификации выше. Важно понимать, что каждый витамин участвует в определенных биологических процессах.
Нарушения, которые мы увидим при гиповитаминозах, и есть те самые функции, за которые отвечает витамин. Когда количество витамина достаточно, то нарушения функций не происходит.
Витамин A (ретинол)
Симптомами гиповитаминоза витамина A являются: поражение кожи, ухудшение зрения, сухость роговицы глаза. Снижается иммунитет, у детей может наблюдаться задержка роста и развития.
При авитаминозе (греч. а — без) витамина A развивается куриная слепота — ухудшение сумеречного зрения. Это связано с нарушением синтеза пигмента в палочках сетчатки глаза, которые ответственны за зрение в сумерках.
Витамин A содержится в молоке, молочных продуктах, печени, рыбьем жире. Предшественники витамина А — каротины — содержатся в шпинате, моркови.
Витамин D (кальциферол)
Принимает участие в обмене кальция и фосфора. При его недостатке снижается прочность костной ткани, может развиваться рахит, приводящий к нарушениям роста и развития костной ткани.
Витамин D образуется под действием ультрафиолетового излучения (солнечного света) в коже. Содержится в растительном масле, молочном жире, яичном желтке.
Витамин E (токоферол)
Важнейшая роль витамина E в его антиоксидантной функции. Он препятствует окислению свободными радикалами клеток нашего организма, замедляет старение.
Гиповитаминоз витамина E встречается крайне редко: этот витамин присутствует в необходимом количестве в растительных маслах, способен запасаться в организме.
Витамин K (антигеморрагический фактор)
Антигеморрагический (греч. anti- -приставка, означающая противодействие, и haimorrhagia — сильное кровотечение) — ключевое слово в определении роли этого витамина. Без него свертываемость крови уменьшается, и незначительные травмы могут привести к обширным подкожным кровоизлияниям (гематомам, синякам).
Витамин K принимает участие в синтезе четырех факторов свертываемости. Гиповитаминоз встречается редко, так как частично витамин K синтезируется микрофлорой толстого кишечника. Большое количество данного витамина содержится в шпинате, капусте.
Мы разобрали жирорастворимые витамины: A, D, E, K. Теперь настало время заняться изучением водорастворимых витаминов.
Витамин B1 (тиамин)
Является коферментом многих ферментов, участвующих в аэробном этапе дыхания на кристах митохондрий. Тиамин обеспечивает нормальное протекание белкового и жирового обмена. При его недостатке поражается нервная система.
Вследствие гиповитаминоза витамина B1 развивается болезнь «бери-бери», проявляющаяся болью по ходу нервов, парезами и параличами мышц кистей и стоп.
В современном обществе бери-бери встречается редко, так как поступление с пищей витамина B1 достаточно. Этим витамином особенно богаты злаки, растительная пища.
Витамин B2 (рибофлавин)
Является коферментом ферментов, которые участвуют в синтезе аминокислот. Гиповитаминоз витамина B2 проявляется мышечной слабостью и поражением глаз. Данный витамин содержится почти во всех растительных и животных продуктах.
Витамин B3 (витамин PP, никотиновая кислота)
Является коферментом ферментов, которые участвуют в реакциях аэробного этапа дыхания, протекающего на кристах митохондрий, и биосинтеза в клетке.
Витамин B3 синтезируется микрофлорой толстого кишечника, содержится почти во всех растительных и животных продуктах.
Гиповитаминоз витамина PP проявляется заболеванием — пеллагрой, которая включает в себя воспаление кожи (дерматит), поражение пищеварительной системы (язвенная болезнь) и нервной системы — воспалением нервов (неврит).
Никотиновая кислота содержится в рыбе, хлебе, мясе, молоке, печени, чае.
Витамин B6 (пиридоксин)
Является коферментом ферментов, которые участвуют в синтезе биогенных аминов и аминокислот. Гиповитаминоз витамина B6 встречается редко и выражается в воспалении кожи (дерматите).
Содержится витамин в яйцах, мясе, рыбе, овощах, помимо этого частично синтезируется микрофлорой толстого кишечника.
Витамин B9 (фолиевая кислота)
Является коферментом многих ферментов. Гиповитаминоз B9 (фолиевой кислоты) случается редко, приводит к снижению количества эритроцитов в крови (анемии), нарушению синтеза ДНК в клетках красного костного мозга.
В обязательном порядке фолиевая кислота назначается беременным для снижения вероятности развития дефектов нервной трубки у плода. Фолиевая кислота также необходима и мужчинам для нормального процесса формирования сперматозоидов.
Фолиевой кислотой (лат. folium — лист) богаты зеленые листья растений.
Витамин B12 (кобаламин)
Является коферментом ферментов, осуществляющих перенос водорода и метильных групп при изомеризации. Гиповитаминоз кобаламина приводит к развитию анемии Аддисона-Бирмера (B12-дефицитная анемия), а в случае авитаминоза — к нарушению функции нервной системы.
В случае гиповитаминоза нарушается кроветворение в красном костном мозге, в результате чего эритроциты становятся крупными, нарушается перенос кислорода к тканям. Клетки тканей испытывают кислородное голодание — гипоксию, в результате чего их функция нарушается.
Кобаламин синтезируется микрофлорой толстого кишечника, содержится в печени.
Витамин C (аскорбиновая кислота)
Принимает участие в синтезе коллагена в соединительной ткани, является антиоксидантом — предотвращает процессы свободнорадикального окисления клеток организма, замедляет старение.
При гиповитаминозе аскорбиновой кислоты развивается заболевание цинга: нарушаются обменные процессы в соединительной ткани. Раньше цингой особенно часто болели моряки, рацион питания которых был лишен главного источника витамина C — цитрусовых.
Цинга проявляется выпадением зубов, кровоточивостью десен, ломкостью сосудов. Снижается иммунитет, возможно развитие гипохромной анемии.
Витамин C содержится не только в цитрусовых, им также богаты плоды шиповника, болгарского красного перца, черной смородины и облепихи.
Витамин P (биофлавоноиды)
Участвует в обменных процессах в соединительной ткани, стабилизирует ее. Действие витамина P тесно взаимосвязано с действием витамина C. Обладает антиоксидантным действием. Гиповитаминоз витамина P сопровождается повышением ломкости кровеносных капилляров.
Большое количество витамина P содержится в тех же продуктах, которые являются источником витамина C.
Витамин H (биотин)
Является коферментом ферментов, участвующих в реакциях биосинтеза аминокислот, жирных кислот. Гиповитаминоз биотина встречается крайне редко, сопровождается воспалением кожи (дерматит).
Большое количество витамина H синтезируется микрофлорой толстого кишечника, содержится в печени, почках, картофеле, желтке яйца, луке.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Источник
Конспект занятия «Все о витамине С»
Ангелина Станченко
Конспект занятия «Все о витамине С»
Конспект занятия «Всё о витамине С» с использованием здоровьесберегающих технологий
Цели: Систематизировать и расширять знания об овощах и фруктах; Познакомить детей с витамином С; Раскрыть его значение для человека;
Задача: Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе изучения витаминов в составе овощей и фруктов;
Ход занятия: Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас всех сегодня такими здоровыми и красивыми. Молодцы! А с каким настроением вы пришли сегодня на занятия? (С хорошим, весёлым). Покажите мне ваше хорошее настроение. А теперь посмотрите, как много гостей пришли на наше занятие. Среди них есть и необычный гость. Давайте с ним познакомимся. Это доктор Витаминкин. Давайте громкими аплодисментами поприветствуем его. Звучит отрывок песни «Чтоб ребенок был здоров», входит доктор Витаминкин. Если кто-то простудился,
Голова болит, живот
Значит, надо подлечиться,
Значит, в путь – на огород! С грядки мы возьмём микстуру,
За таблеткой сходим в сад,
Быстро вылечим простуду,
Снова будешь жизни рад!
Быть здоровыми хотите?
Фрукты овощи любите, Все без исключения – В этом нет сомнения!
— Дорогой доктор Витаминкин, а почему надо есть овощи и фрукты?
Доктор: — Потому что в них содержатся такие волшебные вещества, которые помогают всем стать здоровыми, румяными и бодрыми. — А как называются эти волшебные вещества, мы узнаем позже. Введение в проблему. — А сейчас… Внимание, внимание! Мы отправляемся на волшебном автобусе в путешествие по городу Неболейка. В ходе нашего путешествия мы должны будем ответить на множество интересных вопросов, узнать много нового. И для этого мы будем внимательными, активными, слушать воспитателя и своих друзей. Тема нашего путешествия (показ первой картинки) «Овощи и фрукты — витаминные продукты». Мы будем говорить об овощах, фруктах и ягодах и их пользе для человека. Изучение нового материала.
Гимнастика для глаз «Смотрим по сторонам». Поведи глазами влево незаметно, невзначай.
Кто с тобою рядом слева громко, быстро отвечай? А теперь глазами вправо ты внимательно смотри.
Кто с тобою рядом справа тихо-тихо говори. А теперь посмотрим вверх – там высокий потолок. А сейчас прикроем веки и посмотрим на носок.
— А в путешествие мы с вами отправимся на таком чудесном автобусе в город «Неболейка» (показ 2 картинки).— А наше путешествие будет проходить по станциям данного города: 1 станция- «Овощная», 2 станция – «Фруктовая», 3 станция – «Витаминная». — А скажите, как вы думаете, о чем мы узнаем на каждой из этих станций? Сейчас мы отправляемся на первую станцию, а называется она «Овощная» (показ 3 картинки). — О чем мы с вами будем говорить на этой станции? Правильно, об овощах. — Внимательно посмотрите на доску, давайте вместе назовем эти продукты питания (помидор, огурец, лук, чеснок, редис, репа, капуста, горох). — А как их можно назвать одним словом? (овощи). А теперь скажите, где они растут? (в огороде, на грядках) .
Загадки про овощи.
Мы пойдём в огород, (шагать на месте) Много там всего растёт: (развести руки в стороны) Огурцы сорвём мы с грядки, (срывать воображаемые огурцы) Помидоры с кожей гладкой, (кистями рук обрисовать круглую, шарообразную форму) Толстая репка (поставить руки на пояс) Засела в землю крепко. (покачаться из стороны в сторону) Дёргай, дёргай из земли (изображать как будто дёргаем из земли) Всё собрали, посмотри. (развести руки в стороны)
— Ребята! А какой овощ самый главный, самый нужный? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите сценку нашего театра ОВОЩЕЙ «Спор овощей».
Воспитатель: Урожай у вас хорош,уродился густо: И морковка, и картошка, белая капуста, Баклажаны синие, красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор. Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нужней? Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?Воспитатель: Выскочил горошек, Ну и хвастунишка!Горох: Я такой хорошенький Зелёненький мальчишка, Если только захочу Всех горошком угощу. Свёкла: Дай сказать хоть слово мне,
Свёклу надо для борща И для винегрета. Кушай сам и угощай –
Лучше свёклы нету!Капуста: Белая и хрусткая Зовут меня капустою.
Вкусная, полезная – Прогоню болезни я! Ты уж, свёкла помолчи! Из капусты варят щи А какие вкусные пироги капустные!Перец: А я перец, но не тот,
Что язык так сильно жжет.
Я мясистый, витаминный,
Запаси меня на зиму Редиска: Я – румяная редиска, Поклонюсь вам низко-низко. А хвалить себя зачем? Я и так известна всем!Огурец: Очень будете довольны, Съев огурчик малосольный,
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
Не забудь меня, дружок,
Запасай здоровья впрок!Морковь: Я – морковка, рыжий хвостик Приходите чаще в гости,
Чтоб глаза твои блестели Ешь морковку, сок мой пей –
Будешь только здоровей!Воспитатель:Тут надулся помидор И промолвил строго:Помидор: Не болтай, морковка, вздор! Я вкусный, красный помидор
Люблю детишек с давних пор.
Я – витаминов сундучок, А ну-ка откуси бочок!Воспитатель: У окна поставьте ящик, Поливайте только чаще. И тогда, как верный друг, К вам придет зеленый лук!Лук: Я – лук, я – Чиполлино,
Веселый, озорной. Простуды и ангины Не справятся со мной. Я приправа в каждом блюде. И всегда полезен людям.Картошка: Я, картошка, так скромна- Слова не сказала… Но картошка так нужна
И большим и малым.Баклажан: Баклажанная икра, Так полезна, так вкусна. Доктор Витаминкин: Все послушайте меня! Хватит спорить вам, друзья! Чтоб здоровым, сильным быть, Надо овощи любить, Все без исключенья, В этом нет сомненья! В каждом польза есть и вкус,И решить я не берусь: Кто из вас вкуснее, Кто из вас нужнее!
Воспитатель: — Действительно, все овощи полезны. В них содержатся витамины, которые необходимы для роста и развития.
Импровизация движений в такт стихотворения. Дети в огород идут, А там овощи растут, Дети спинки наклоняют, И горох они срывают. На носочки я встаю, яблочко я достаю. С яблочком бегу домой, мамочке подарок мой.
— Нам пора спешить на следующую станцию, её жители ждут нас! -Конечно, мы с вами садимся в автобус и едем дальше. Нам еще рано домой, ведь нас впереди ждут новые встречи. (Показ 4 картинки) станция «Фруктовая».
— Внимательно посмотрите на доску. Назовем эти продукты питания (яблоко, груша, апельсин, мандарин, сливы) -Как их можно назвать одним словом? (фрукты) -Давайте подумаем, как отличить фрукты от овощей? (фрукты обычно растут в саду, обычно сладкие, кроме лимона). — А вспомним, где растут овощи? (в огороде)
Загадки про фрукты (раздать детям картинки с изображением овощей, чтобы они показывали их и называли отгадку).
В летнем солнечном саду
Зреют фрукты на виду.
Только нужно не лениться
Отгадать их потрудиться.
ИГРА «СОБЕРИ ОВОЩИ И ФРУКТЫ».
Участники делятся на две команды по 5-6 человек. Овощи и фрукты рассыпаются на пол. Каждой команде дают корзину. По команде ведущего под музыку одна команда собирает овощи, другая — фрукты. Затем участники каждой команды называют собранные ими овощи и фрукты. — А теперь отправляемся на станцию, где нас ждут полезные друзья, которые живут на «Витаминной» станции (показ 5 картинки). — В овощах и фруктах много волшебных веществ, о которых говорил Доктор Витаминкин в начале. Называются они витаминами. Витамины – это такие вещества, которые помогают детям расти крепкими и здоровыми. И растения, и животные сами могут вырабатывать витамины, а вот человек этого делать не может. Поэтому человек должен получать витамины с пищей. Очень много витаминах содержится во фруктах и овощах, а так же в других продуктах питания, которыми питаются люди. И если ребёнок получает этих витаминов мало, то он начинает часто болеет, теряет аппетит и плохо растёт. Витамины которые укрепляют зубы, зрение, защищают от болезней, помогают расти здоровыми, сильными, красивыми. Витамины, как и люди, живут большими и маленькими витаминными семейками, каждая из которых имеет своёназвание и обозначается только одной буквой: А; В; С; Е. В каждой витаминной семейке живут разные овощи и фрукты. Давайте посмотрим, кто живёт на станции «Витаминная».
Доктор Витаминкин:
Витамин, витамин! Поскорей прибегай и с ребятами играй! Показываю игрушку — витамин С. ОН И НУЖНЫЙ, И ОТВАЖНЫЙ И ДЛЯ КРОВИ ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ. ВЛИЯЕТ НА ИММУНИТЕТ.
ВЕДЬ БЕЗ НЕГО ЗДОРОВЬЯ НЕТ.
Воспитатель: Это витамин «С». Его ещё называют «витамином здоровья». Он защищает организм от микробов и вирусов, очищает кровь, помогает организму хорошо и слаженно работать. В его витаминной семейке живут: лимоны, яблоки, апельсины, киви, капуста, лук, чёрная смородина, киви, зеленый лук, шиповник. Айболит показывает ребятам фрукты и овощи, содержащие витамин С.
Дидактическая игра «Витаминная семейка».
Цель: — закрепление знаний детей о витаминах; — об их пользе для здоровья человека; — о содержании витамина С в овощах и фруктах.Ход игры:
На фланелеграфе изображение витамина С. На столе рядом расположены карточки с изображением различных овощей, фруктов и разных предметов. Задача детей правильно расположить карточки на фланелеграфе вокруг Аскорбинки (чтобы в составе овощей и фруктов был витамин С). Презентация. Сегодня витамин «С» принёс вам в подарок апельсины,лимоны и вот такой стишок: Где растёт фруктовый сад,
Фрукты зреют для ребят. Здесь и яблоки, лимоны,
Груши — всем они знакомы. А ещё есть апельсин Яркий, спелый господин.
— Ребята, а что же мы будем делать с апельсинами? Что мы можем из них приготовить? (ответы детей). Можно приготовить апельсиновый сок.
Делаем сок из приготовленных апельсинов и соковыжималки.
— Ребята, вот такой вкусный и витаминный сок можно делать дома самим. А можно купить уже готовый сок. Показываю пакет с апельсиновым соком. Все знают, как полезна аскорбинка,
Все дети очень дружат с ней. А в каких овощах и фруктах витамин С бывает, Ребята наши дружно называют! Дети говорят, в каких овощах и фруктах есть витамин С. — Для чего нужен витамин С? (чтобы расти хорошо, хорошо видеть, иметь крепкие зубы, чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит и не огорчаться по пустякам, реже простужаться, быть бодрым). — Для чего надо есть овощи и фрукты? (в них содержится витамины и полезные вещества). -И в заключение нашего путешествия, в благодарность за полезные советы жителям города «Неболейка», мы исполним танец «Земляничка». Ребята, выходите, покажите нам свой вкусный танец! (Выношу игрушку-земляничку) Я для всех детей приманка, Называюсь ЗЕМЛЯНИЧКОЙ! Самой первой созреваю, Деток вкусно угощаю!
— Наше путешествие по городу «Неболейка» подошло к концу. -Я желаю вам быть всегда здоровыми и вырасти сильными, высокими, смелыми и ловкими. И жители города «Неболейка» и Доктор Витаминкин угощают вас апельсинами (дети получают по апельсину) и по стакану апельсинового сока. БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
Доктор Витаминкин: Вижу, все вы молодцы!
Парни просто удальцы!
Девочки — красавицы! С любой болезнью справитесь. А мне идти уже пора, До свиданья, детвора!
Конспект занятия «Звуки [Л] — [Л’]» Домашнее задание 1. Назвать характеристику и артикуляцию звука «Л», «Ль». В чем их сходство и в чем их различие? 2. Вспомнить и назвать.
Конспект занятия «Поварята» Фотоотчет «Поварята»Задачи: Обучающая: расширять представление детей о профессия; Познакомить с профессией повара, со спецификой его труда.
Конспект комплексного занятия «Ежи» Интегрированное занятие Ежи Конспект НОД «Ежи» Интеграция образовательных областей:»Коммуникация», «Познание» (конструктивная деятельность,.
Конспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группе Конспект развивающего занятия в старшей группе с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются».Лариса Гацко.
Конспект занятия «Добро и Зло» Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе по теме: «Добро и Зло». 20 апреля 2016 года Цель: Раскрыть сущность полярных.
Конспект занятия по ПДД для воспитанников с ОВЗ Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Задачи: • Обобщить знания детей о Правилах.
Конспект занятия по ПДД «Транспортный мир и мы» Цель: познакомить детей с правилами поведения пешехода, закрепить знания о дорожных знаках, отработать правила поведения в общественном.
Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства» Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства».Лариса Гацко. Блог. Цель: развивать.
Источник