Урок 23
§21. Здоровье человека
Содержание урока
Что же такое здоровье?
Что же такое здоровье?
Встречаясь друг с другом, мы говорим: «Здравствуйте!», т. е. желаем доброго здоровья и благополучия. Иногда спрашиваем: «Как самочувствие, как здоровье?» Когда нас об этом спрашивают, отвечаем: «Нормально» или «Да что-то не очень, беспокоит. ».
Так что же такое здоровье, можно ли его оценить количественно и качественно, в чём состоит его ценность? В 1975 г. в Москве состоялся Всемирный конгресс врачей под эгидой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). На нём было принято такое определение: «Здоровье человека — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».
В общем понятии здоровья имеются две равноценные составляющие: духовное здоровье и физическое. Духовное здоровье — это здоровье нашего разума, физическое — нашего тела.
Духовное и физическое здоровье — две неразделимые части нашего общего здоровья, которые должны находиться в постоянном гармоничном единстве. Физическое здоровье влияет на духовную жизнь, а духовный контроль важен для поддержания физического здоровья.
Духовное здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире, от умения определить своё положение в окружающей среде, своё отношение к людям, вещам, знаниям и т. д. Достигается оно умением жить в согласии с собой, родными, друзьями, другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения с учётом необходимости, а также своих возможностей и желаний.
Физическое здоровье зависит от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать. Оно требует отказа от употребления алкоголя, наркотиков, от курения и других вредных привычек.
Человек должен одинаково заботиться об укреплении духовного и физического здоровья. Если он здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя хорошо.
Человек — не просто высокоорганизованная биологическая система, но и организм, живущий в определённых общественных условиях, которые отражаются на его физическом и психологическом самочувствии. Поэтому с духовным здоровьем тесно связано социальное здоровье.
Говоря о социальном здоровье, мы имеем в виду условия жизни, труда, отдыха, питания, жилищные условия, а также уровень культуры, воспитания и образования.
В определении понятия «здоровье» обращают на себя внимание два слова — «состояние» и «благополучие». Заглянув в толковый словарь С. И. Ожегова (1982), находим: состояние — это положение, в котором что-нибудь находится, или физическое самочувствие, а также расположение духа, настроение; благополучие — полная обеспеченность. Эти термины были выбраны не случайно. Состояние и благополучие — величины непостоянные, изменяющиеся на протяжении жизни.
Таким образом, состояние здоровья человека имеет склонность изменяться, что обусловлено но меньшей мере тремя причинами: биологическим старением, влиянием факторов внешней среды и условиями жизни.
Понятие здоровья диалектически связано с противоположным понятием — нездоровья и болезни. Как определить, здоров человек или болен? Для этого необходимо исследовать состояние и деятельность различных систем и органов. Медики оценивают состояние здоровья по показателям, которые можно зарегистрировать и измерить. К ним относятся уровень кровяного давления, частота сердечных сокращений, частота дыхания, данные анализов крови, мочи, рентгенологического исследования и т. д. Например, врачи при оценке здоровья детей и подростков используют четыре основных критерия:
• наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний;
• уровень достигнутого физического и нервно-психического развития;
• состояние основных систем организма — дыхательной, сердечнососудистой, выделительной, нервной и др.;
• степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям.
Следующая страница Пять групп здоровья
Источник
Физическое здоровье человека
Физическое здоровье человека – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Стрессы, вредные привычки, несбалансированное питание, недостаток физических нагрузок и другие неблагоприятные условия оказывают влияние не только на социальную сферу деятельности человека, но и являются причиной появления различных хронических заболеваний.
Для их профилактики необходимо вести здоровый образ жизни, основу которого составляет физическое развитие. Регулярные занятия фитнесом, йогой, бегом, плаванием, катанием на коньках и другими видами физической культуры помогают поддерживать тело в хорошей форме и способствуют поддержанию позитивного настроя. Здоровый образ жизни отражает определенную жизненную позицию, направленную на развитие культуры и гигиенических навыков, сохранение и укрепление здоровья, поддержание оптимального качества жизни.
Факторы физического здоровья человека
Основным фактором физического здоровья человека является его образ жизни.
Здоровый образ жизни – это разумное поведение человека, включающее:
- Оптимальное соотношение труда и отдыха;
- Правильно рассчитанная физическая активность;
- Отказ от вредных привычек;
- Сбалансированное питание;
- Позитивное мышление.
Здоровый образ жизни обеспечивает полноценное выполнение социальных функций, активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой сфере, а также непосредственно влияет на продолжительность жизни. По оценкам экспертов, физическое здоровье человека зависит от образа жизни более чем на 50%.
Факторы влияния окружающей среды на человеческий организм можно разделить на несколько групп воздействия:
- Физические – влажность и давление воздуха, а также солнечная радиация, электромагнитные волны и многие другие показатели;
- Химические – различные элементы и соединения природного и искусственного происхождения, входящие в состав воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, строительных материалов, одежды, электроники;
- Биологические – полезные и вредные микроорганизмы, вирусы, грибки, а также животные, растения и продукты их жизнедеятельности.
Воздействие совокупности этих факторов на физическое здоровье человека, по подсчетам специалистов, составляет около 20%.
В меньшей степени на здоровье оказывает влияние наследственность, которая может быть как прямой причиной заболеваний, так и принимать участие в их развитии. С точки зрения генетики все болезни можно разделить на три типа:
- Наследственные – это болезни, возникновение и развитие которых связано с дефектами переданных по наследству клеток (синдром Дауна, болезнь Альцгеймера, гемофилия, кардиомиопатия и другие);
- Условно наследственные – с генетической предрасположенностью, но спровоцированные внешними факторами (гипертония, атеросклероз, диабет, экзема и другие);
- Ненаследственные – обусловленные влиянием окружающей среды, и не связанные с генетическим кодом.
Все люди имеют генетическую предрасположенность к различным заболеваниям, именно поэтому врачи всегда интересуются болезнями родителей и других родственников пациента. Влияние наследственности на физическое здоровье человека оценивается исследователями в 15%.
Медицинское обслуживание, по экспертным данным, почти не влияет на здоровье (менее 10%). По исследованиям ВОЗ, основной причиной как ухудшения качества жизни, так и преждевременной смерти являются хронические болезни, которые можно разделить на четыре основных типа:
- Сердечно-сосудистые (инфаркт, инсульт);
- Хронические респираторные (обструктивная болезнь легких, астма);
- Онкологические;
- Диабет.
Развитию хронических болезней способствует употребление алкоголя, курение, нездоровое питание и недостаточная физическая активность.
Следовательно, главный показатель физического здоровья человека – это такой образ жизни, который должен быть направлен на предотвращение болезней, укрепление здоровья, достижение духовной и физической гармонии.
Физическое развитие человека и здоровье
Основу здорового образа жизни составляет физическое развитие человека, и здоровье напрямую зависит от оптимального соотношения физической активности и отдыха. Регулярные упражнения обеспечивают высокий уровень иммунитета, улучшают обмен веществ и кровообращение, нормализуют давление, увеличивают силу и выносливость. При планировании физических нагрузок обязательно нужно исходить из возрастных и физиологических особенностей человека, учитывать состояние здоровья, консультироваться с врачом о вероятных противопоказаниях. Нагрузки должны быть оптимальными: недостаточные – неэффективны, чрезмерные – вредят организму. Кроме того, со временем нагрузки становятся привычными и их необходимо постепенно увеличивать. Их интенсивность определяется количеством повторений упражнений, амплитудой движений и темпом выполнения.
Физическая культура и здоровье человека
Физическая культура – это сфера социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей человека. Поэтому врачами особо подчеркивается связь физической культуры и здоровья человека. Существует несколько типов физкультуры:
- Базовая – направлена на приобретение основных жизненно важных физических качеств;
- Спорт – соревновательная деятельность, основанная на использовании физических упражнений;
Оздоровительно-реабилитационная – это использование физических упражнений в качестве лечения и восстановления функций организма (лечебная и адаптивная физкультура);
- Гигиеническая – различные формы физкультуры в бытовых рамках (утренняя гимнастика, прогулки и другие упражнения, не связанные со значительными нагрузками);
- Рекреативная – туризм, походы выходного дня, физкультурно-спортивные развлечения.
Последние два вида особенно важны, так как оперативно нормализуют состояние организма и способствуют созданию благоприятных условий жизнедеятельности.
Здоровый образ жизни – важнейший показатель физического здоровья человека. Вести его, значит, с одной стороны, сохранять социальную активность и позитивное отношение к миру, а с другой – отказаться от вредных привычек, сбалансировать питание и регулярно выполнять физические упражнения. Занятия физкультурой обеспечивают мотивацию к профилактике болезней, поддержанию тела в хорошей физической форме, увеличению продолжительности жизни. Физические упражнения улучшают настроение, повышают самооценку и снимают стресс, увеличивают работоспособность и благоприятно влияют на работу организма в целом.
Видео с YouTube по теме статьи:
Источник
Урок на тему «Здоровье человека»
специалист в области арт-терапии
Тема урока «Здоровье человека»
Цель : создание условий для формирования у обучающихся представление о составляющих здоровья человека, критериях его оценки, группах здоровья детей и подростков
Задачи:
• Образовательная . Формирование, углубление знаний, обучающихся по теме «Здоровье человека», его составляющих. Практическое применение имеющихся знаний, умений.
• Воспитательная. Формирование у учащихся: целенаправленного подхода в изучении предметов естественного цикла как взаимодополняющих друг друга; бережного отношения к собственному здоровью; коллективной, познавательной деятельности.
• Развивающая. Развитие познавательного интереса к учебным предметам, расширения знаний о здоровье человека.
Методы и приемы: словесные (беседа, объяснение), наглядные, практические, анализа, работа с таблицами, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах.
I .Организационный этап
Учитель : Здравствуйте! Самое простое и обыденное приветствие, но что оно означает?
Дети отвечают (Мы желаем друг другу здоровья)
Учитель: Хорошо. А когда мы с вами поздравляем друг друга с праздником, то что мы желаем? Давайте скажем по одному пожеланию.
Вы конечно заметили, что, чаще всего мы желаем друг другу ЗДОРОВЬЯ. – ведь именно здоровье самая наивысшая ценность.
А что-же такое здоровье? Посоветовавшись напишите, что у вас ассоциируется со словом «Здоровье».
Учитель : Хорошо. Все это относится к нашему здоровью.
Тема сегодняшнего урока: «Здоровье человека»
Узнаем о составляющих здоровья человека, критериях его оценки, группах здоровья детей и подростков.
Оценим уровень своего здоровья.
Определим свои действия по сохранению здоровья
II . Этап изучения нового
В 1975 году на Всемирном конгрессе врачей было принято определение: «Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».
В общем понятии здоровья имеются две равноценные составляющие, какие?
Обучающиеся : духовное здоровье и физическое здоровье.
Учитель : Правильно. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, физическое – нашего тела.
Человек – не просто высокоорганизованная биологическая система, но и организм, живущий в определенных общественных условиях, которые отражаются на его физическом и психологическом самочувствии. Поэтому с духовным здоровьем тесно связанно социальное здоровье.
Давайте с вами определим от чего зависит духовное здоровье?
Оно зависит от системы его мышления, отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире, от умения определить свое положение в окружающей среде, свое отношение к людям, вещам, знаниям.
Достигается оно умением жить
А от чего зависит физическое здоровье?
Социальное здоровье. Говоря о социальном здоровье, мы имеем ввиду условия жизни, труда, отдыха, питания, жилищные условия, а также уровень культуры, воспитания и образования.
III . Этап первичного закрепления
Учитель мы с вами познакомились с основными составляющими понятия Здоровье человека. А теперь проверим как вы усвоили определение «Здоровье человека» …. Вам необходимо заполнить таблицы. Карточка №1. Работаете в паре.
А) Духовному здоровью
Умение жить в сочетании с собой;
умение жить в сочетании с окружающими;
умение жить в согласии с родными;
определять свое положение в окружающей среде.
Источник