Логопедическое занятие «Страна Здоровей — ка»
Содержимое публикации
« Страна Здоровей-ка »
Цель: Формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, познакомить с понятием здорового образа жизни; развивать познавательную активность детей, учить рассуждать.
1. Вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье. Обобщить и закрепить элементарные знания и представления о сохранении и укреплении здоровья.
2. Способствовать развитию речи детей:
а) Словарная работа — обогащение и активизация словаря за счет слов: сильный, смелый, отважный, здоровый, добрый; за счет слов, обозначающих части тела и лица, предметов личной гигиены.
б) Развитие связной речи за счет использования в речи развернутых предложений, разных видов предложений.
3. Развитие общей и мелкой моторики.
4. Развивать у детей способность активного общения со взрослым, с интересом отвечать на его вопросы, совместно решать проблемные ситуации. Вызвать у детей интерес к здоровому образу жизни.
1 Организационный момент
-Здравствуйте. Как настроение? Готовы заниматься?
Присаживайтесь поудобней перед зеркалом, выпрямляем спинку.
2. Упражнения с массажным мячиком.
Я мячом круги катаю(мяч ёжик)
Взад вперёд его гоняю
Им поглажу я ладошки,
А потом сожму немножко
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну
А теперь последний трюк
Мяч летает между рук.
Гладь мои ладошки ёж, (су джоку)
Ты колючий ну и что ж
Я хочу тебя погладить
Я хочу с тобой поладить.
Этот шарик непростой (мячик )
Весь колючий вот такой
Меж ладошками кладём
Им ладошки разотрём
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу
Перекидывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять
Нам пора и отдыхать.
3. Артикуляционная гимнастика, развитие кинестетических ощущений.
— Сейчас мы выполним упражнения для горла, челюсти, щёчек, и гимнастику для языка и губ.
Теперь за мною наблюдай и точно также выполняй.
Упражнение на развитие дыхания.
Губы трубочкой и дуем на салфетку – 3 раза.
А – а – а — 3 раза
Аэ –Аэ – Аэ – 3 раза
Набираем воздух в левую щёчку, затем в правую – 3 раза.
Переливаем водичку с щёчки в щёчку – 3 раза.
Губки трубочкой и втягиваем щёчки – 3 раза.
Для нижней челюсти
Жевательные движения — 3 раза
Нижней челюстью влево, вправо – 3 раза
« Прячем губки», «заборчик», «трубочка»
«Качели», «часики», «чашечка», «грибочек», «барабанщик».
4. Сообщение темы занятия.
— Мы с вами сегодня будем рычать, заводить моторчик. Послушайте, как я зарычу: [Р].
5. Характеристика артикуляции звука [Р].
— Сейчас мы с вами посмотрим, как работают наши органы при произнесении звука [Р]. Я буду говорить вам, а вы повторяйте: губы приоткрыты, зубы разомкнуты; кончик языка широкий, напряжённый, поднят к альвеолам, неплотно прилегает к ним. Голосовые складки сомкнуты. Когда мы выдыхаем воздух с напором, язычок начинает вибрировать. (Логопед показывает ребёнку правильное положение и просит его повторить)
А теперь произносим тр – тр – тр – 3 раза
Затем др – др –др – 3 раза
6. Диалог с детьми.
Сегодня мы будем говорить о самом большом и главном богатстве человека.
— Как вы думаете о чем?
— Дети называют свои варианты ответов (земля, вода, деньги, дружба, семья и т. д.).
Логопед — Вы, конечно, все правильно говорите. Без всего этого человеку трудно жить. Но мы сегодня будем говорить о здоровье.
— На какое слово похоже слово «здоровье»? Правильно, слово «здоровье» похоже на слово «здравствуй».
Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья. Давайте поздороваемся и мы. (предлагает детям поздороваться с гостями).
Логопед: «Хочешь себе здоровья – здоровайся со всеми».
Кому бы вы хотели пожелать здоровья? Ответы детей.
Логопед: А как это сделать без слов, при помощи рук?
Дети показывают (рукопожатием, объятиями, похлопыван. по плечу)
Логопед: Давайте и мы пожелаем, друг другу здоровье, в этом нам поможет наш друг – мяч.
Дети встают в круг и поочерёдно припевают фразу, называя имя ребёнка, которому передают мячик: «Здравствуй, Даниил!» и т. д
Расскажу я вам старую легенду: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек.
Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать? (в самого человека)».
Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов.
Дети, а вы чувствуете себя здоровыми? Послушайте себя. Что значит быть здоровым? А как ты считаешь? А ты здоров? Почему?
В ваших силах не только сохранить свое здоровье, но и укрепить его.
Об этом и мудрые пословицы говорят: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
Давайте повторим все вместе эту замечательную пословицу (повторяют все вместе).
А что нужно чтобы быть здоровым? (Кушать витамины, одеваться по погоде, соблюдать личную гигиену.
Понравилась вам легенда об Олимпе? Что вы запомнили. Мне очень понравилось вести с вами беседу о здоровье. Вы много знаете о том, как надо беречь и сохранять свое здоровье.
7. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей:
Ребята, о каком звуке мы с вами говорили?
— Покажите мне, как заводится «мотор».
— Покажите, где находится язычок, когда мы произносим звук «Р».
Вы молодцы. Сегодня вы поработали очень хорошо. Говорите до свидания!
Источник
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Я здоровье берегу — сам себе я помогу»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Я здоровье берегу — сам себе я помогу»
Цель: формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
Задачи: — расширить словарный запас детей, закрепить знания о личной гигиене и ее предметах; совершенствовать грамматический строй речи; формировать и закреплять полезные навыки, переходящие в стойкие привычки, прививать культурно — гигиенические навыки поведения; обучать детей умению самостоятельно следить за своим здоровьем;
— развивать речь, память, внимание и мышление; развивать мелкую и общую моторику, связную речь; развивать навыки снятия физического и эмоционального напряжения;
— формировать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности; формировать навык сотрудничества: взаимопонимания, доброжелательности, умение слушать друг друга; воспитывать устойчивый интерес к занятиям, инициативу, стремление к активной деятельности; воспитывать любовь к чистоте и порядку, воспитывать интерес к здоровому образу жизни.
Оборудование: предметы личной гигиены, шляпки: мойдодыр, мыло, зубная щетка, расческа, предметы для сценки: тазик, перчатки, парик, лейка, мочалка, мыло, полотенце; загадки, мультфильм «Мойдодыр»
Ход непосредственно образовательной деятельности
I.Организационный момент.
Психогимнастика (укрепление эмоционального контакта)
— Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы.
— Ребята, вы готовы заниматься?
II. Сообщение темы и цели.
— Ребята, а давайте вспомним наше правило.
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим!
(дети садятся на стульчики)
Логопед:
— А теперь садитесь тихонечко на стульчики и послушайте стихотворение.
Вот, когда я старше стану
И помыться захочу,
Влезу я в большую ванну
И все краны откручу.
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии?
Дети: мы сегодня будем говорить о гигиене.
— Ребята, сегодня мы поговорим с вами о чистоте, как о здоровье, о правилах и предметах личной гигиены. А занятие наше называется «Чище мойся – воды не бойся»
III. Основная часть.
1. Вступительное слово.
— Ребята, а занятие у нас сегодня не простое, а волшебное.
— А вы знаете, почему?
— Я хочу вас пригласить в далекое, трудное, но необычно увлекательное путешествие. А отправимся мы с вами в чудесную страну «Чистоты и порядка».
Путешествие наше будет долгим, интересным и я предлагаю в нем принять участие всех ребят, которые любят чистоту и порядок.
— А среди вас, я надеюсь, много таких?
-А поможет нам в этом путешествии еще один гость Мойдодыр.
Вот я пришел к вам в гости.
Я великий умывальник,
И мочалок командир.
-Здравствуйте, ребята, а к вам ли я попал?
У нас в садике есть закон –
Вход неряхам запрещен!
— Ребята, а вы знаете, что со мной пришли помощники, а узнать, кто же это вы сможете, если отгадаете мои загадки.
(дети отгадывают загадки и появляются все герои)
1.Гладкое, душистое, моет чисто,
Нужно, чтоб у каждого было
Что же это (мыло)
В рот она влезает ловко.
И считает зубы нам по утрам (зубная щетка)
3.Целых 25 зубов
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком,
Лягут волосы рядком (расческа)
— Молодцы, ребята, теперь вы знаете, кто со мной пришел.
2. Сценка «Мойдодыр»
(Раздается крик, вбегает девочка чумазая)
— Пустите меня! Пустите меня!
Что вам нужно от меня?
Ах ты, девочка чумазая!
Где лицо ты так измазала?
На локтях дорожки?
Я на солнышке лежала,
Ручки к верху я держала –
Вот они и загорели!
Ах ты, девочка чумазая!
Где лицо ты так измазала?
Кончик носа черный,
Я на солнышке лежала,
Носик к верху я держала –
Вот он и загорел!
Ой, так ли дело было?
Отмоем все до капли.
Ну-ка дайте мыло,
(девочка садится в тазик, мойдодыр поливает, мыло моет, мочалка трет)
Не трогайте ладошки,
Они не будут белые –
Они же загорелые!
А ладошки то отмылись!
Оттирали губкой нос, разобиделась до слез.
Ох, мой бедный носик,
Мыла не выносит.
Он не будет белый –
Он же загорелый.
А носик то отмылся!
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А не чистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое!
И полотенце пушистое!
И зубной порошок!
И густой гребешок!
И в ванне и в бане —
Вечная слава воде!
3.Упражнение «Закончи предложение»
— Ребята, посмотрите, какая чистая стала девочка. Давайте подойдем и рассмотрим ее поближе.
— Назовите все части ее тела.
Дети: голова, руки, ноги, волосы, нос, рот, зубы.
Вот сейчас мы и научим ее, как их правильно содержать в чистоте.
— Ребята, давайте дадим ей имя.
— Помогите назвать нужные ей вещи, закончите предложения.
1. Аня чистит зубы, ей нужны……
2. Аня расчесывает волосы, ей нужны…..
3. Аня моется в душе, ей нужны……
4. Аня моет руки, ей нужны…..
(расческа, зеркало, мыло, мочалка, полотенце, зубная щетка, зубная паста)
— Молодцы, ребята! А давайте с вами сейчас выполним упражнение для пальчиков «Зубная щетка»
4. Пальчиковая гимнастика «Зубная щётка»
Эта щетка для Андрейки,
(По два движения указательным пальцем правой руки вдоль левой щечки, потом вдоль правой щечки)
Чисти зубки поскорей-ка.
(Четыре движения горизонтально расположенным указательным пальцем правой руки вверх-вниз)
Раз, два, три. Раз, два, три.
(Движения указательным пальцем правой руки вдоль губ)
Вот так зубки! Посмотри!
5. Беседа о гигиене.
— А сейчас, ребята, я вам немножко расскажу о чистоте, как о здоровье.
Большую роль в жизни человека играет соблюдение личной гигиены.
Личная гигиена – это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает человека от болезней. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливаются частички пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело. Грязная кожа может принести вред здоровью. А еще грязные и неопрятные люди всегда неприятны окружающим. Поэтому кожу нужно мыть и ухаживать за ней.
— Ребята, а что мы с вами должны делать каждое утро?
Дети: умываться, чистить зубы.
— Каждое утро дети должны умываться с мылом, мыть руки, лицо, шею. А еще нужно умываться после прогулки и вечером.
— Ребята, послушайте несколько правил, как правильно надо умываться.
1.К умыванию нужно подготовить полотенце и мыло.
2.Умываться лучше раздетым до пояса или в трусиках.
3. Сначала необходимо вымыть руки с мылом, а потом чистыми руками мыть шею, уши и лицо.
4. После умывания надо вытереться чистым полотенцем.
— Ребята, а вы знаете, что если полотенце после вытирания осталось чистым, значит вы, умылись хорошо.
— Ребята, а как вы думаете, когда мы еще должны мыть руки?
6. Рассказывание стихотворений.
1. Милый друг, запомни это –
Руки после туалета вымой теплою водой,
Всех микробов сразу смой.
Чтобы не попали в рот, чтоб не заболел живот,
Чтоб с тобой, мой друг, беда, не случилась никогда!
2. Лариса плохо руки мыла — лишь водичкой их смочила,
Мылом мылить не старалась – и на ручках грязь осталась.
Полотенце в черных пятнах, как же это не приятно,
Попадут микробы в рот, может заболеть живот.
Так что, дети, постарайтесь, чаще с мылом умывайтесь,
Надо теплою водой руки мыть перед едой.
— Ребята, когда мы еще должны всегда мыть руки?
Дети: мыть руки надо перед едой, после туалета.
— Да, ребята, особенно важно следить за чистотой рук. Руками вы берете различные предметы: карандаши, книги, мячи, игрушки. На всех этих предметах есть грязь. Если брать немытыми руками продукты, эта грязь попадет к вам в организм.
— А что еще мы должны всегда делать, чтобы быть чистыми?
Дети: мыть ноги, волосы, стричь ногти.
— Конечно, мы должны ухаживать за всем нашим телом и тогда мы будем чистыми и здоровыми.
— А давайте сейчас с вами, выполним упражнение «Умывалочка»
7. Физкультминутка «Умывалочка»
Мы намылим наши ручки, Трут одну ладошку о другую.
Раз, два, три. Раз, два, три. Хлопают в ладоши под ритм
А над ручками, как тучки, Выбрасывают руки вверх.
Пузыри, пузыри. Четыре ритмичных прыжка, руки на поясе.
8.Работа над загадками.
— Ребята, так что же нам нужно делать, чтобы не болеть?
Дети: мыть руки, ноги, чистить зубы, мыть все тело.
— А какие средства нам для этого нужны, давайте еще раз вспомним, отгадав загадки.
1. Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана.
Овцу в нем видела овца,
А обезьяна – обезьяну (зеркало)
2. Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится! (мыло)
3. Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит (зубная щетка)
4. Там, где губка не осилит,
Не домоет, не домылит,
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю (мочалка)
5. Возле зеркала на полке.
Поселился хитрый ёж.
С ним расчешешь куклу
Катю и косичку заплетёшь.
Станет модною причёска,
Если трудится. (расческа)
6. В ванной дождик поливает,
Он грязнулей отмывает.
Дождь прошел, но нету луж.
Догадались? Это. (душ)
— Ребята, так что же нам нужно для того, чтобы быть чистыми и опрятными.
Дети: зеркало, мыло, мочалка, зубная щетка, зубная паста, расческа, душ, вода.
— Конечно, ребята, все это нужно для того, чтобы ухаживать за своим телом.
9. Работа над пословицами.
— Ребята, а вы знаете, что про чистоту, как о здоровье написано много сказок, стихотворений, существует много мультфильмов, а также много сложено пословиц и поговорок.
Давайте вспомним некоторые из них.
1.Кто аккуратен, тот людям приятен.
2. Чистота – лучшая красота.
3. Чисто жить – здоровым быть.
4. Не думай быть нарядным – а думай быть опрятным.
5. Чистая вода – для болезни беда.
IV.Итог.
— Ребята, на этом наше занятие подошло к концу.
— Давайте с вами вспомним, о чем же мы говорили с вами на занятии?
Источник