Конфликты: чего от них больше — вреда или пользы?
Доводы за то, что конфликты приносят вред
Конфликты разрушают физическое и психическое здоровье людей:
- страдает сердечно-сосудистая система;
- начинаются неполадки с нервной системой;
- случаются психические расстройства, выражающиеся как в активной форме (агрессия или фиксация), так и в пассивной (депрессия).
[ Источник ]
Конфликтные ситуации отрицательно воздействуют на трудовой коллектив:
- ухудшается социальный климат;
- падает производительность труда;
- приходится увольнять некоторых сотрудников, присутствие которых мешает решению проблем.
[ Источник ]
Конфликт приводит противоборствующие стороны в неадекватное состояние, затрудняющие взаимопонимание. В результате каждый остается при своем мнении.
Как во время конфликта, так и после него обе стороны стараются свести сотрудничество к минимуму. В коллективе это вредит трудовому процессу, а в быту разрушает взаимоотношения отдельных людей.
Стремление к победе во что бы то ни стало мешает участникам конфликта преодолеть разногласия и разрешить спорные вопросы. В результате ни одна из противоборствующих сторон не идет на компромисс.
При производственном конфликте материальные ресурсы и человеческие эмоции большей частью растрачиваются впустую. Каждая минута бесплодных споров отнимает затем еще 20. Люди переживают, а работа все это время стоит или идет из рук вон плохо.
Конфликты часто высвобождают в людях самые неприятные черты характера:
- поры переходят в ссоры;
- обсуждения сопровождаются грубой бранью;
- люди ведут себя недостойно.
Впоследствии участники конфликта не могут простить друг другу высказанные в пылу гнева унизительные слова.
Доводы за то, что конфликты приносят пользу
Являясь двигателем прогресса, конфликт помогает развитию как отдельного человека, так и общества в целом. В рождающих истину спорах люди учатся всесторонне рассматривать проблемы и находить выход из трудных ситуаций.
Конфликт показывает, что взаимоотношения людей висят на волоске и ждут толчка для решения возникшей проблемы. Остается сделать для себя вывод, нужно ли их продолжать, и постараться «разрулить» ситуацию. Конфликт при этом становится ступенькой к улучшению и стабилизации отношений между отдельными людьми, в семье, в рабочем коллективе (между начальством и подчиненными).
Конфликт служит лакмусовой бумажкой для определения сути людей, часто демонстрирующих себя в спорах и ссорах не с лучшей стороны. Узнав истинное лицо того или иного человека, можно сформировать вокруг себя более благоприятную среду общения. Конфликтная ситуация, возникшая до заключения брака, помогает выяснить его целесообразность.
В трудовых коллективах полезны конфликтные ситуации между отдельными группами, в которых у людей единые интересы и каждый ощущает необходимость сплочения в борьбе против общего “врага”. То же самое происходит и между семьями.
Примером более глобального масштаба могут служить конфликты, после которых происходит разделение крупных корпораций на более мелкие компании. Благодаря благоприятному психологическому климату их сплотившиеся коллективы способны лучше работать и приносить своим владельцам больший доход, чем раньше.
В конфликтных ситуациях растет активность противоборствующих сторон. Впоследствии руководство коллектива может поручать наиболее эффективно проявившим себя участникам ответственные задания. Замалчивать назревающие конфликты не стоит и на государственном уровне, поскольку они помогают решать возникшие в обществе проблемы революционным путем.
Люди, участвовавшие в конфликте, в результате которого произошел положительный сдвиг в разрешении проблемы, понимают свою роль в произошедшем. У них возрастает осознание значимости собственной личности, уверенности в своей способности разобраться в ситуации, прийти к договоренности и в итоге — к принятию положительного решения.
Конфликт всегда базируется на недовольстве и претензиях обеих сторон, а его разрешение сопровождается взрывом эмоций. Такой сброс накопившегося напряжения сам по себе является позитивным психологическим фактором, помогающим людям прийти к решению назревших проблем.
Источник
Конфликты и здоровье
Существует четыре вида социального взаимодействия: а) приспособление; б) соревнование; в) ассимиляция; г) конфликт.
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — предельно обостренное противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт — столкновение сторон, мнений, сил.
Различают следующие виды конфликтов: кратковременные и затяжные; явные и скрытые; внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные, межгрупповые).
Внутренние (внутриличностные) конфликты. Столкновение равных по силе, но противоположных по направлению потребностей, мотивов, интересов, влечений и т.п. у одного и того же человека:
1) проявляется внешне: в неустойчивости настроения, повышенной ранимости и т. п.;
2) если затягивается, то может принять форму отклонений в
поведении, снижения результатов деятельности, невроза.
Учителю нужно быть очень наблюдательным (внимательным) к отклонениям в поведении. Чтобы вернуть ребенку эмоциональное благополучие, ему необходимо помочь: 1) осознать, какие из его внутренних тенденций вошли в противоречие; 2) восстановить пошатнувшуюся самооценку; 3) привести уровень притязаний в соответствие с возможностями.
Внешние (межличностные, межгрупповые) конфликты. Ситуация, возникающая при взаимодействии людей, которые либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, либо в конкурентной борьбе стремятся к Достижению одной и той же цели.
Этапы конфликта: 1) возникновение; 2) становление; 3) зрелость; 4) преобразование.
В динамике конфликта можно выделить следующие периоды и этапы (рис. 19.1).
Варианты коррекции конфликта:
1) компромиссы (взаимные уступки), дружеское согласие;
2) привлечение объективных судей (третейский судья), привлечение социальных институтов;
3) переключение внимания;
4) взрыв, разрядка;
5) разделение деловой и эмоциональной сторон конфликта;
6) отсрочка (перенос решения конфликта на более благоприятное время).
Социальный конфликт — это борьба за объективные цели: 1) власть; 2) изменение статуса; 3) перераспределение доходов; 4) переоценка ценностей.
Разрешение социальных конфликтов:
— в закрытых обществах (ригидных), как правило, сопровождается подрывом основ социального согласия; разрушением социальных связей, революционным насилием;
— в открытых обществах (плюралистических) дается выход конфликту, но вместе с тем оберегается социальное спокойствие общества.
Следует знать, что конфликты, как и психосоматические заболевания, могут выполнять защитную функцию. Они защищают нас от более деструктивных поступков и действий.
Первым изучил бессознательно использующиеся человеком защитные механизмы и классифицировал их австрийский врач и психолог-аналитик 3. Фрейд.
Вытеснение. Этот механизм позволяет «забыть» и не осознавать вызывающие тревогу события прошлого и настоящего, болезненно затрагивающие самочувствие личности. Часто забывается не только конфликт, но и все, что с ним связано, и чтобы восстановить исчезнувшие из памяти события, тем самым снять эмоциональное напряжение, необходимы интенсивная психотерапия или гипноз.
Рационализация, или обесценивание, помогает индивиду в самых сложных ситуациях сохранить свое «Я». Прекрасная иллюстрация к этому механизму — известная басня «Лиса и виноград». Лишая привлекательности то, что невозможно достать, обесценивая предмет или явление, люди стараются поддерживать свой имидж на достаточно высоком уровне в собственных глазах. Искажая восприятие, сохраняют свое достоинство, не теряя уверенности в себе.
Компенсация – поиск компенсации, замены своей социальной роли для сохранения своего «Я», своей самооценки. Любой человек, попавший в положение отверженного в группе, не получающий удовлетворения от общения с другими людьми, ищет поле деятельности, где он может добиться успеха, завоевать уважение.
Идентификация — это бессознательное, реже осознанное стремление поставить себя на место другого человека, брать пример с идеала. Около 30% молодых людей воспринимают свои индивидуальные особенности неадекватно, порой имеют о себе противоположное по сравнению с окружающими людьми мнение. Такое неадекватное самовосприятие создает предпосылки для возникновения проблем в общении и во взаимоотношениях.
Проекция — человек приписывает партнеру по общению собственные положительные или отрицательные мысли, поступки, качества. Мы иногда воспринимаем ближнего не таким, каков он есть, а таким, каким он нам кажется, приписывая ему собственные отрицательные мысли или поступки.
Методы урегулирования конфликтов
Можно выделить три группы методов, облегчающих поиск мирного выхода из конфликта.
Первая группа направлена на предотвращение развития насильственной стадии развития конфликта. К первой группе методов относятся ранняя диагностика и выявление причин конфликта с тем, чтобы не допустить его дальнейшего разрастания. Вторая — на разрешение противоречий, вызвавших конфликт. Третья — на снижение уровня противостояния сторон, отказ каждого участника от односторонних действий и переход к поиску совместного решения проблемы. Третья группа методов включает в себя ряд приемов, которые предполагают перевод конфликта в рациональный план..
Обычно наиболее эффективным является комплексное применение различных методов в зависимости от конкретных условий и характера конфликта.
Есть и другие методы снижения напряженности, в том числе и с использованием силового давления. Так, в международных отношениях к участникам конфликта применяют санкции, чтобы побудить их к поиску мирных средств решения проблемы. Основная проблема при использовании методов, ориентированных на поиск взаимоприемлемого варианта решения, заключается в том, что конфликтующие стороны не всегда ведут себя рационально и не всегда готовы к компромиссам ради достижения согласия. В рамках этой группы методов разрабатывается технология ведения переговоров и осуществления посреднических услуг.
Контрольные вопросы
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Конфликт с самим собой как основа заболеваний
Почти что у любого человека есть конфликт с самим собой. Часто это конфликт между тем что мы хотим и тем что есть в реальности. Я буду приводить примеры, для того чтобы это было понятно. За примерами ходить далеко не надо. Выбор профессии. Часто его выбираем не мы, а кто-то другой. Например, наши родители. С детства нам внушаются желательные варианты и поощряется желательный выбор профессии. Или же нам приходится заниматься нелюбимой работой, чтобы выживать. В результате человек получает работу, которая ему не очень-то и нравится, а часто и вообще не нравится. Он(а) бы с удовольствием бы ее сменил, но часто не может этого сделать.
Так как к этому времени уже у него семья, он зарабатывает деньги, часто он даже не может допустить того, что это не его выбор, а выбор его родителей и пытается себя убедить, что его все устраивает. Или же он установил себе завышенную планку, например что он должен быть сильным, зарабатывать деньги и т.д. и не может соответствовать этим требованиям. Но как то пытается жить с этим. Или же человек чувствует себя одиноким и никому не нужным. Чувствует, что живет не так как хочет. Или же он чувствует бессмысленность своей жизни. Или живет не так как хочет, а так как от него хотят (жена, муж, родители, работадатели и т.д.) Наш организм тяжело обмануть. В результате внутренний конфликт, который часто и не осознается. А внутренний конфликт выливается на телесный уровень. В результате болезнь. В том числе и рак. Это стандартная схема.
По большому счету нашему организму не так уж и важно, что за болезнь возникает. Это может быть повышенное давление, язва, сердечно-сосудистые заболевания, боли в голове, сексуальные проблемы, астма, депрессия и т.д. в том числе и рак. Хотя и здесь есть свои нюансы. Например, замечено, что онкологией чаще заболевают люди, которые не могут сказать «нет». Люди, которые ставят интересы других людей выше своих. Так же часто им трудно наладить хороший диалог с другими людьми, со своим организмом. Вот чему можно и нужно учиться. Наладить диалог с другими людьми и со своим телом. Это всегда помогает.
Какие еще могут быть внутренние конфликты? Их много, у каждого человека они индивидуальны. Это может быть уже упомянутая ситуация, когда мы находим плюсы в том, что мы болеем. Одна половинка меня хочет выздороветь, а другая нет, так как теряются преимущества. Налицо конфликт. Неудовлетворенность жизнью. Одна половинка меня вынуждена подчинятся и заниматься тем, что не нравится (ходить на работу, жить с нелюбимым человеком и т.д.), а другая половинка протестует. Конфликт. В результате болезнь. Нужно сказать, что далеко не всякий конфликт приводит к болезни. К болезни приводит затянувшийся конфликт. Как правило, сначала организм нам подает сигналы о том, что что-то не в порядке. Если мы их игнорируем, не пытаемся понять наш конфликт, наши переживания, желания, то это переходит на уровень болезни. То есть организм нам подает уже такой сигнал, который не заметить невозможно.
Большое значение играет и та модель поведения, которую мы усвоили. Усвоили опять же, как правило, от родителей. Мы видим, как наши родители реагируют на те или иные проблемы. Например, мы видим, что если мы заболеваем, то родители обращают на нас внимание, жалеют нас. Взрослея, мы переносим эту модель поведения и во взрослую жизнь. Вместо того чтобы найти другую модель, мы часто неосознанно копируем старую модель. Или же видим, как наши родители справляются со своими проблемами. Болея. Например, конфликт в семье. Один из супругов заболевает. В результате ему уделяется внимание, конфликт затухает. И мы, видев эту модель много раз в семье переносим ее и в свою жизнь, во-многом копируя поведение наших родителей. Очень хорошо проработать такие моменты. И найти новую модель поведения, научиться по другому справляться с проблемами.
Подводя краткие итоги, можно сказать следующее:
A) Практически любое заболевание, вызывается психологическими причинами. Фактически наша психика отвечает за наше здоровье или нездоровье.
B) Любая болезнь есть подсказка нам о том, что что-то с нами не в порядке. Это сигнал, который надо понять.
C) Главная роль в любом заболевании и выздоровлении принадлежит человеку, за исключением редких случаев (например, побои, аварии и т.д.) Мы сами запускаем механизм заболевания. Выражается это в непонимании своего душевного мира. А это непонимание переходит на телесный уровень и выражается в заболевании. Таким образом, наш организм подает нам сигнал. Как правило, мы этот сигнал игнорируем, если это не очень серьезное заболевание. В случае если болезнь серьезна, и игнорировать ее невозможно, то как правило, мы обращаемся к врачам, чтобы они нас вылечили. Но и здесь сигнал нашего организма практически игнорируется. Так как медицина работает с последствиями заболевания, а не с причинами. Мы не прислушиваемся к сигналам нашего организма. Нас этому не учили. Сигнал, который должен быть понят и проработан, забивается медикаментами. Или оперируется. В любом случае он игнорируется, подавляется.
D) Что мы можем предложить взамен? Мы можем предложить комплекс психологических (психотерапевтических) средств. Это может быть как отдельное лечение, так и сочетание с медицинскими средствами. Главная суть этого лечения заключается в уделении главного внимания на человека, на его душевный мир. Идеальный вариант психотерапевтической помощи это построение диалога. Диалог между заболевшим человеком и психологом/психотерапевтом (можно и врачом, но я таких случаев не встречал). В результате этой работы происходят понимание своих мыслей, самого себя, своей болезни. Разрабатывается программа помощи, включающая много компонентов (медитация, изменение установок, мыслей, работа с желаниями, мотивацией, принятие ответственности за свое выздоровление на себя). Работа нелегкая, но интересная и всегда приносящая результаты. Самому ее проделать тяжело, так как нет человека который бы направлял больного в нужное русло, нет знаний, о том, как можно помочь себе, но многое больной может сделать сам. В конце концов, именно заболевший человек сам себя вылечивает и только так.
Источник