Урегулирование конфликтов с участием детей с ОВЗ
статья на тему
В статье рассматривается конфликтное поведение учащихся с ОВЗ. Большая часть таких детей не владеют адекватными стратегиями поведения в конфликте. В связи с этим в учебно-воспитательном процессе особое внимание при работе с такими детьми должно уделяться предотвращению, профилактике и урегулированию конфликтов. Педагоги должны научить детей с ОВЗ адекватным методам урегулирования конфликтов. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам учащийся, а также его родители и школа, необходимо заранее знать каковы могут быть проявления конфликтности в этом возрасте. В связи с этими знаниями строить воспитательный процесс, который должен быть направлен на уменьшение агрессивности и конфликтности. Это даст возможность ребятам действовать в конфликтных ситуациях ненасильственными методами, применяя методики и процедуры последовательного решения проблемы через переговоры, медиацию и принятия решения на основе консенсуса. А также позволить преподавателям управлять поведением учеников без силовых способов принуждения и подчинения, акцентируя внимание на личную ответственность и самодисциплину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uregulirovanie_konfliktov_s_uchastiem_detey_s_ovz.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урегулирование конфликтов с участием детей с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии, которые нуждаются в создании специальных условий для получения образования. Специальные условия — это необходимые для детей с ОВЗ приспособления, технологии, способы, методы, программы, пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод [3].
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.
На сегодняшний день можно отметить, что эффективность образовательной деятельности и специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья остается недостаточной и не может удовлетворить потребности, как семьи, так и государства. Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребенок постепенно утрачивает шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде. Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а так же в рамках несколько другого, более перспективного направления – инклюзии. Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам (включая детей с ОВЗ) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как: взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека, взаимопомощь, возможность учиться друг у друга, возможность помочь самим себе и людям в своем обществе. Но необходимо отметить, что с процессом включения таких детей в массовые образовательные учреждения связано много сложностей [3, 4].
Большинство детей с ОВЗ отличается низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности, безучастии, безразличии. Для таких детей характерны расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Повышенная эмоциональная возбудимость у них может сочетаться с плаксивостью, капризностью. Незрелость, которая проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. В результате это приводит к трудностям социальной адаптации и увеличению конфликтных ситуаций [2].
Конфликт – социальное явление, которое естественно для такого динамичного социума, каким является современное образовательное учреждение. Педагог в своей деятельности должен учитывать индивидуально-психологические, возрастные особенности личности учащегося, социальную ситуацию его развития, иметь представление о социальном окружении ребенка (семья, внеучебная деятельность, интересы). Конфликтное поведение учащихся с ОВЗ усугубляется наличием дефекта [7].
Индивидуальные особенности развития учащихся с ОВЗ как факторы, способствующие возникновению конфликтов:
Необходимо отметить, что они не обязательно будут встречаться у учащегося с ОВЗ, но есть некоторая предрасположенность.
- Негативное влияние на личность ребенка психотравмирующей ситуации, связанной с физической беспомощностью, изолированностью, частой госпитализацией и вследствие этого затрудненной социальной адаптацией.
- Большая часть из них не владеют адекватными стратегиями поведения в конфликте. В связи с этим в учебно-воспитательном процессе особое внимание при работе с такими детьми должно уделяться предотвращению, профилактике и урегулированию конфликтов. Педагоги должны научить детей с ОВЗ адекватным методам урегулирования конфликтов. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам учащийся, а также его родители и школа, необходимо заранее знать каковы могут быть проявления конфликтности в этом возрасте. И в связи с этими знаниями строить воспитательный процесс, который должен быть направлен на уменьшение агрессивности и конфликтности.
- Завышенная или заниженная самооценка своих возможностей и способностей.
- Стремление к лидерству.
- Консерватизм мышления, взглядов, убеждений.
- Излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях.
- Определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.
В ходе исследований установлено, что у чащиеся с ОВЗ намного хуже учатся и развиваются там, где сложился нездоровый социально-психологический климат в классе или учительском коллективе [2].
Рекомендации по профилактике конфликтного поведения
- Важное значение имеет внедрение в педагогическую практику здоровьесберегающих технологий, способствующих снижению конфликтогенных факторов развитию позитивных взаимоотношений в формальных и неформальных структурах школьного социума.
- Отказаться от стратегии сглаживания и игнорирования конфликтов в пользу стратегии своевременного распознавания конфликта (его типа и причин), поиска эффективных методов разрешения конфликтов, предупреждения возникновения конфликтов.
Разработка стратегии поведения педагога в ходе конфликта.
Большое значение в разрешении конфликтных ситуаций имеет общение участников, центральным моментом которого является переговоры. Предполагая провести беседу со своим учеником, учитель должен предварительно, по возможности полно проанализировать сложившуюся ситуацию [6].
Задачи по разрешению конфликта состоят в следующем:
— необходимо выяснить причину конфликта;
— определить цели ученика;
— наметить сферы сближения точек зрения с учеником;
— уточнить поведенческие особенности ребенка.
Проведенное таким образом исследование дает возможность составить общее представление обо всех аспектах конфликтной ситуации. Для этого следует проанализировать обстановку путем постановки следующих вопросов:
- Причина конфликта. Осознают ли конфликтующие стороны причину конфликта? Нужна ли помощь для выхода из конфликта? Где находится причина конфликта? Обращались ли конфликтующие за помощью?
- Цель конфликтующих. В чем конкретно заключаются цели конфликтующих?
Все ли одинаково стремятся к этим целям? Есть ли общая цель, которая могла бы объединить усилия конфликтующих? Разногласия сторон касаются цели деятельности или средств для ее достижения? - Сферы сближения. По каким проблемам конфликтующие могли бы выработать общие взгляды? Это, касается проблем деловой и эмоциональной атмосферы.
- Субъекты конфликта. Кто является лидером? Как относятся люди друг к другу? Каковы особенности языковых и неязыковых факторов общения? Действуют ли среди конфликтующих общепринятые нормы поведения?
Рекомендации по разрешению конфликта с участием учащегося с ОВЗ:
- Наилучшими предпосылками в выборе оптимального подхода разрешения конфликта являются жизненный опыт и желание не осложнять ситуацию и не доводить ребенка до стресса.
- Необходимо выбрать оптимальную для данной ситуации стратегию поведения в конфликте:
- достижение компромисса;
- приспособление к нуждам другого (особенно ребенка с ОВЗ);
- настойчиво добиваться осуществления своих истинных интересов в другом аспекте;
- уклонение от обсуждения конфликтного вопроса, если он не очень важен;
- сотрудничество для удовлетворения наиболее важных интересов обеих сторон.
Ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства [7] .
1. Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа». // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое обеспечение Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»», 14-16 ноября, 2010.
2. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 207 с.
3. Инклюзивное образование в Санкт-Петербурге. Проект Концепции инклюзивного образования в Санкт-Петербурге // http://www.socspb.ru/barcamp/temyi-obsuzhdenij/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-sankt-peterburge
4. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19–20 июня 2008 года. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 215 с.
5. Кухарчик П. Д. Проблемы подготовки педагогических кадров для инклюзивного образования в республике Беларусь // Материалы международной конференции «Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы». – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.С. 55-57
6. Медиация – искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями / Составители: Г. Мета, Г. Похмелкина / Перевод с немецкого Г. Похмелкиной. – Москва.: Издательство «VERTE».2004.-320 с.
7. Мелетичев В.В. Конфликты в образовательном учреждении: психологические основы, причины, профилактика, разрешение: учеб. пособие. – СПб.: СПб АППО, 2015. – 122с.
Источник
XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019
Особенности конфликтов в инклюзивном образовании
Понятие инклюзиив образованииможет быть рассмотрено как в широком, так и в узком смысле слова.
Инклюзия (в узком смысле) – включение в единое образовательное пространство детей с ограниченными физическими или психическими возможностями здоровья (ОВЗ).
Инклюзия (в широком смысле) – включение в единое образовательное пространство учащихся разных национальностей, конфессий, культур, языков, инофонов и т.д. (в том числе детей с ОВЗ).
Цель данной статьи – обратиться лишь к одному из аспектов инклюзии, а именно – рассмотреть особенности конфликтов в образовании, в которых участвуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Помимо этого мы осветим способы разрешения подобных конфликтов и их профилактики, предложенные педагогом-психологом.
В современном обществе широко распространяется инклюзивное образование, которое позволяет детям с ОВЗ лучше социализироваться и адаптироваться к обществу, чтобы в будущем активно взаимодействовать с окружающими людьми «на равных». Кроме того, у всех детей формируется определенный набор человеческих ценностей. Безусловно, ни домашнее образование, ни образование в специальных классах не могут дать таких результатов. Но вместе с тем инклюзия таит в себе много сложностей и воспринимается обществом неоднозначно. Почему так происходит? Главная причина состоит в том, что инклюзивное образование стало развиваться в России не так давно. О нем заговорили лишь в 90-е годы XX века. Для осуществления этой программы требуются специальные условия, необходимые для детей с ОВЗ (приспособления, технологии, методы, способы, учебные программы и другие средства). Несомненно, инклюзивное образование в России находится еще на ранних этапах развития. С этим связаны многие проблемы. Например:
1) нехватка педагогов, готовых работать в инклюзивных классах;
2) интолерантность по отношению к детям с ОВЗ со стороны сверстников, нежелание взаимодействовать;
3) слабая адаптация некоторых детей с особыми образовательными потребностями;
4) психологические барьеры, возникающие при общении;
5) увеличение числа сложных межличностных конфликтов;
6) неумение некоторых педагогов предотвращать подобные конфликты, переводить деструктивные конфликты в конструктивные;
Этот список можно продолжать достаточно долго. Но, несмотря на эти сложности, существуют школы, в которых инклюзивные классы уже есть и активно развиваются. В них работают специальные педагоги и психологи. Основная проблема при работе в таких классах – это необходимость учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности каждого учащегося (познавательные, коммуникативные, а также специфику его дизонтогенеза).
Дети с ОВЗ очень разные, и к каждому ребенку нужен отдельный подход, особенно при решении конфликтов. Конфликты являются неотъемлемой частью нашей жизни, а в инклюзивном классе они практически неизбежны и могут иметь серьезные последствия как для одного ребенка, так и для всего класса. Важно то, что дети с особенностями развития как правило не могут самостоятельно решать конфликты со сверстниками, не владеют адекватными стратегиями поведения в конфликте. Конфликтное поведение детей с ОВЗ усугубляется еще и тем, что они имеют особые образовательные потребности. Поэтому педагогу обязательно нужно помогать детям решить конфликт, не допускать его обострения.
Конфликты также могут возникнуть между учеником и учителем, которые в большинстве случаев связаны с учебной деятельностью. Педагог должен знать особенности ребенка, чтобы не допускать этого. О подобных конфликтах и о некоторых других мы тоже поговорим в данной статье.
Некоторые особенности детей с ОВЗ, которые очень важны в педагогической деятельности (не всегда у одного ребенка есть весь набор этих особенностей):
1) негативное влияние на личность ребенка травмирующей ситуации (чувство беспомощности, изолированности);
2) зачастую неумение адекватно действовать в конфликтной ситуации;
3) заниженная или завышенная самооценка;
4) низкая познавательная активность;
5) повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность или заторможенность;
6) набор индивидуальных эмоциональных качеств личности;
Со многими из этих особенностей будут связаны конфликтные ситуации. Итак, рассмотрим возможные конфликты в инклюзивном образовании.
Среди подобных конфликтов в школе можно выделить следующие типы:
1. Ученик с ОВЗ – Здоровый ученик (и).
Это самые распространенные конфликты. Они могут возникнуть как между отдельными учениками, так и между учеником с ОВЗ и классом. Дети в школьном возрасте бывают интолерантны по отношению к тем, кто от них отличается. Особенно это касается подросткового возраста. В таком случае ребёнок с ОВЗ будет ощущать постоянное давление со стороны сверстников, закроется в себе. С другой стороны, дети с ОВЗ сами могут начать конфликт, проявлять недоброжелательность по отношению к сверстникам, отказываться налаживать контакт.
Стоит отметить особый тип конфликта – межгрупповой. Ребенок с ОВЗ может стать причиной размолвки между двумя классами. Например:
Дети в классе благодаря стараниям учителя очень сдружились, ребенок с ОВЗ чувствует себя очень комфортно в коллективе. Но нападки могут появиться со стороны другого класса. Тогда коллектив под влиянием «Мы-чувства» встаёт на защиту своего одноклассника.
2. Ученик с ОВЗ – Учитель.
Такие конфликты связаны в первую очередь с учебной деятельностью. Дети с ОВЗ часто не проявляют активности в учебе. Учителя не всегда учитывают их индивидуальные особенности, не умеют с ними взаимодействовать, из-за этого ребенок может отказаться выполнять задания, неадекватно вести себя на занятиях.
3. Ученик с ОВЗ – Родители других детей.
Иногда родители по разным причинам скептически или отрицательно относятся к появлению детей с ОВЗ в классе, где учится их ребенок. Поэтому могут возникать конфликты между родителями и ребенком с ОВЗ, которые в большинстве случает перетекают в следующий тип конфликта – между родителями.
4. Родитель ребенка с ОВЗ – Другие родители.
Взрослые нередко включаются в конфликты между своими детьми, но не всегда могут их решить. Часто подобные вмешательства приводят к конфликтам между двумя или нескольким родителями, которые еще более усугубляют ситуацию.
5. Родитель ребенка с ОВЗ – Учитель.
Иногда родители отказываются участвовать или не могут помочь в разрешении конфликтов между своим ребенком и учениками или учителем. Напротив, учитель иногда избегает решения конфликта, чем вызывает недовольство у родителя особенного ребенка. Так возникает конфликт между учителем и родителем. Этот тип конфликта встречается реже всех остальных, но является самым сложным, поскольку в нем задействованы все стороны.
Особенности решения конфликтов в инклюзивном классе.
Основная особенность этих конфликтов в том, что каждый из них сложен и требует особого подхода в разрешении и предотвращении. Следовательно, педагог должен быть еще и хорошим психологом. Стратегию поведения учителя в подобных конфликтах описала педагог-психолог «Центра психологического и социального сопровождения» г. Тулы Зверева Анастасия Сергеевна. Она рассказала также о том, как предотвратить конфликты в инклюзивном образовании.
1. Самое важное правило, о котором должен помнить каждый педагог, работающий в этом классе, – не нужно делать акцент на особенностях этого ребенка. Учитель не должен думать так: «Этот ребенок такой, ему все можно» или «Он не понимает» и т.д.
2. Необходимо знать специфику ребенка, уметь с ним взаимодействовать. Поэтому многим педагогам рекомендуются специальные курсы повышения квалификации по работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
3. Важно следить за эмоциональным климатом класса как на уроках, так и на переменах. Это нужно для того, чтобы не пропустить зарождение конфликта и вовремя начать его разрешение.
Предотвращение конфликтов с участием детей с ОВЗ:
1. Мероприятия по предотвращению конфликтов необходимо проводить заранее, когда ребенок с ОВЗ еще не пришел в коллектив. Сначала нужно провести работу с родителями, объяснить им особенности этого ребенка. Они должны понять и принять этот факт, научить детей толерантному отношению. После этого можно подходить к проведению бесед с классом (как групповых, так и индивидуальных). Необходимо добиться того, чтобы дети легко приняли ребенка с ОВЗ в свой коллектив, помогли ему «влиться». Для начала детям следует сообщить теоретические сведения об особенностях их будущего одноклассника. Далее стараться как можно чаще проводить игры о нашей непохожести, об умении дружить. Важно периодически проводить беседы о толерантности.
2. После того как ребенок с ОВЗ пришел в класс, необходимо способствовать его адаптации в коллективе. Нужно включать его в общую деятельность. Не рекомендуется исключать ребенка даже из бытовых дел (уборка по классу). Кроме того, следует проводить постоянные занятия на сплоченность, на развитие навыков общения. Нужно добиться того, чтобы дети принимали ребенка с ОВЗ как равного себе и научились с ним взаимодействовать.
3. Необходимо также проводить психологические беседы с самим ребенком, общаться с его родителями.
4. Многие психологи рекомендуют прибегать к тьюторскому сопровождению.
Тьютор – это новая специальность в нашем образовании. Этот специалист обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе и вузе, а также в системах дополнительного и непрерывного образования. Такие специалисты помогут детям с ОВЗ быстро адаптироваться в учебной деятельности без ущерба их здоровью.
Таким образом, конфликты с участием детей с ОВЗ в инклюзивном образовании очень разнообразны и сложны, но их можно и нужно решать. Кроме того, необходимо проводить мероприятия по их предотвращению, и созданию благоприятного эмоционального климата в классе для всех детей .
Источник