Научно практическая конференция по ЗОЖ Тема: «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
1. Здоровый образ жизни – это разумное поведение человека: — умеренность во всём — оптимальный режим труда и отдыха — достаточная физическая активность — правильное питание — закаливание — отказ от вредных привычек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kuznecov.docx | 118.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа»
Менделеевского муниципального района РТ
Научно практическая конференция по ЗОЖ
« ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ »
Ученик 6 класса Кузнецов Владимир
- Введение
- Здоровый образ жизни – это разумное поведение человека: — умеренность во всём — оптимальный режим труда и отдыха — достаточная физическая активность — правильное питание — закаливание — отказ от вредных привычек.
II. Основная часть
- Факторы укрепления здоровья
1. Здоровый образ жизни – это разумное поведение человека: — умеренность во всём — оптимальный режим труда и отдыха — достаточная физическая активность — правильное питание — закаливание — отказ от вредных привычек.
Современное состояние общества, экономики, экологии во всем мире неблагоприятно отражается на здоровье, в связи с чем, растет число детей, которым необходима специализированная помощь, щадящая организация образовательного процесса. Для нашей страны в современной ситуации эта проблема еще более очевидна. Демографическая ситуация в России в настоящее время внушает опасения специалистам и ученым-демографам. Рождаемость в нашей стране падает, а смертность растет, что в итоге грозит привести страну к демографическому кризису.
Причины этого разнообразны и связаны с целым рядом социальных проблем, ухудшающейся экологической обстановкой, увеличением доли гиподинамии в повседневной жизни, нарастанием эмоционального и информационного стрессовых факторов. Возросло также влияние таких факторов как алкоголизм, курение, дорожно-транспортные происшествия, самоубийства и насильственные причины смерти.
Чем раньше у подростка сформируется мотивация, то есть осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. Большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных медицинских знаний молодой человек совершает множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми.
Привычка к здоровому образу жизни должна формироваться в семье и в образовательных учреждениях. Пропаганда здорового образа жизни в школе, личный пример педагогов поможет создать здоровое поколение.
Цель проекта : Формирование в сознании учащихся позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному, социальному и физическому здоровью
— формирование культуры здорового образа жизни;
— уважение к законам и нормам коллективной жизни;
— активная пропаганда здорового образа жизни;
- Факторы укрепления здоровье
Первый фактор — четкий и правильный распорядок дня .
Человек должен делать не только то необходимое, к чему непосредственно побуждают естественные потребности (прием пищи, сон), но и то, что полезно для здоровья (гигиенические процедуры, физические упражнения ). Благодаря четкому режиму организм испытывает меньшую нагрузку, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются. Неспособность человека заставить себя придерживаться определенного четкого режима дня – признак неорганизованности , слабохарактерности
Второй фактор — высокая двигательная активность , достаточная двигательная активность .
Гиподинамия — это недостаточная физическая (силовая) нагрузка, выступающая как характерная особенность самого образа жизни. Действительно, современному человеку приходится затрачивать всё меньше физических усилий : постоянно сокращается доля немеханизированного труда.
Третий фактор, укрепляющий здоровье, — постоянное общение с природой, использование благотворных её факторов- свежего воздуха, воды, солнца. Чистый свежий воздух содержит достаточное для организма количество кислорода и способствует бодрому. активному настроению, высокой работоспособности.
Сниженное содержание кислорода во вдыхаемом воздухе (например, в душном, плохо проветриваемом помещении) ведёт к быстрому утомлению, к появлению ощущения тяжести и сжимающей тупой боли в голове.
Из всего перечисленного я пришел к выводу:
Нужно заниматься спортом, вести активный образ жизни и следить за своим здоровьем…..
Источник
Конференция по здоровому образу жизни
В последние годы отмечен повышенный интерес населения к собственному здоровью. Однако, обращает на себя внимание, что интерес к собственному здоровью просыпается в зрелом возрасте, чаще всего уже тогда, когда организм можно только лечить. И вся информация, находящаяся в газетах, журналах, телепрограммах, направлена именно на это.
Крепкое здоровье нации свидетельствует о стабильном и устойчивом экономическом росте государства. Всем известно, что сохранить легче, чем построить заново. Это можно отнести и к состоянию нашего здоровья. Профилактика заболеваний, пропаганда здорового образа жизни должны занять доминирующее положение, что является одной из первейших задач работы Всемирной организации здоровья.
По результатам опроса ребят 11 – 14 лет (всего было опрошено 108 человек) 29,63% считают, что здоровье это “спорт”, 23,15% считают, что здоровье это “полноценная, веселая жизнь”, 21,3% говорят, что “здоровье – это когда мало или вовсе не болеют”.
На вопрос “Что нужно делать, чтобы быть здоровым?” 60,19% опрошенных ответили: “Заниматься спортом”, 25,93% посоветовали не пить, не курить, не принимать наркотики.
Последним вопросом мы пытались выяснить, что каждый из опрошенных готов сделать для сохранения своего здоровья. Самое большее количество детей (42,6%) готовы заниматься спортом, 17,6% согласны делать “все, что нужно”, возможно, не зная при этом, а что же на самом деле нужно, 13,9% готовы для сохранения здоровья закаляться, 13% — отказаться от курения и приема алкоголя. Обращает на себя внимание тот факт, что представления о составляющих здоровья разрозненны, не систематизированы, а ответы на последний вопрос не дают оснований верить, что отвечавшие действительно будут прилагать те усилия по сохранению своего здоровья, о которых говорят.
Предлагаемая конференция призвана обратить внимание ребят на несоответствие между интересом к здоровью и отсутствием реальных действий со стороны каждого человека по укреплению и сохранению собственного здоровья, а также создать условия для возникновения потребности эти реальные действия осуществлять.
Цель: создание условий для возникновения потребности сохранения собственного здоровья у детей 12 –15 лет.
Задачи:
- поиск и систематизация информации о здоровье и здоровом образе жизни
- анализ полученной информации
- формирование собственной точки зрения на проблему
- организация дискуссии о путях сохранения здоровья
- создание социально значимой продукции: плакатов, буклетов, статей о здоровом образе жизни
- использование результатов дискуссии на уроках биологии.
Здоровый образ жизни (Healthy life style) – категория общего понятия “образ жизни”, включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.
Здоровье (Health) – согласно Уставу ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав ВОЗ, 1948). ВОЗ провозглашен принцип, что “обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека”.
Примечание: это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном или индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний (на индивидуальном уровне) или процесс снижения уровней смертности, заболеваемости и инвалидности (на популяционном уровне) и повышения ощущаемого уровня здоровья. Здоровье общества следует рассматривать как ресурс национальной безопасности, средство, позволяющее людям жить благополучной, продуктивной и качественной жизнью. Здоровье рассматривается ВОЗ как одно из основных прав человека. Все люди должны иметь доступ к необходимым для обеспечения здоровья ресурсам.
Здоровье психическое (Mental health) — состояние, характеризующееся динамическим процессом психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности самоконтролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде.
Здоровье физическое – состояние, характеризующееся уровнем физического развития, физических возможностей и адаптационных способностей отдельных индивидуумов, групп людей и общества в целом, обеспечивающее достижение качества жизни, благополучия общества и обеспечивающее сохранение и укрепление общественного здоровья.
Мотивация к формированию потребности в здоровье (health motivation) – побуждение индивидуумов к действиям, направленным на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, профилактику заболеваний и других нарушений здоровья.
Отношение к здоровью позитивное (positive health attitude) – относительно стабильная позиция, установка (индивида, социальной группы, общества в целом) на оздоровление образа жизни, изменения привычек, вредных для здоровья, формирование условий для достижения оптимального уровня здоровья. Отражает познавательность, эмоциональную и психологическую готовность к изменениям, направленным на оздоровление, восстановление здоровья. Один из важнейших компонентов и целей профилактики заболеваний и укрепления здоровья.
Примечание: отношение к здоровью рассматривается как этап формирования мотивации, готовности к изменениям в поведении в сторону оздоровления. Оценка отношения к здоровью осуществляется с применением статистических, экспертных и социологических методов исследования.
Профилактика заболеваний (Diseases Prevention) – система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий.
Примечание: система профилактических мер, реализуемая через систему здравоохранения, классифицируется как медицинская профилактика. Медицинская профилактика по отношению к населению определяется как индивидуальная — профилактические мероприятия, проводимые с отдельными индивидуумами, групповая — профилактические мероприятия, проводимые с группами лиц, имеющих сходные симптомы и факторы риска (целевые группы), и популяционная (массовая) — профилактические мероприятия, охватывающие большие группы населения (популяцию) или все население в целом. Популяционный уровень профилактики, как правило, не ограничивается медицинскими мероприятиями – это коммунальные программы профилактики или массовые кампании, направленные на укрепление здоровья и профилактику заболеваний. По определению ВОЗ стратегия профилактики заболеваний может быть массовой или популяционной, высокого риска. Оптимальным является сочетание этих стратегий.
Реабилитация (восстановление здоровья) (rehabilitation) — комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, утраченных функций, с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса. Синоним используемого за рубежом понятия третичная профилактика.
Укрепление здоровья (Health promotion) – это процесс, позволяющий людям повысить контроль за своим здоровьем, а также улучшить его (ВОЗ, 1986, Оттавская Хартия укрепления здоровья). Лежит в основе разработки и формирования политики и стратегии государства и общества, направленной на улучшение состояния здоровья населения и повышение качества жизни (син. поддержка, продвижение здоровья).
1 этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Цель:
- поиск и систематизация информации о здоровом образе жизни
- анализ полученной информации
- формирование собственной точки зрения на проблему
- За две недели до предполагаемой дискуссии перед детьми ставится проблема: “В мировом сообществе степень успешности государства оценивается по состоянию здоровья его граждан. На данном этапе правительство России принимает активные меры по укреплению и сохранению здоровья своих граждан: принят закон о запрете курения, организовано министерство по физкультуре и спорту, выпускаются газеты, журналы, телевизионные и радиопередачи на тему здоровья, выпускается реклама. Однако статистика остается плачевной: количество заболеваний и травм неумолимо растет. Вот только несколько фактов: в 1990 году количество неинфекционных заболеваний составляло 55% от числа всех зарегистрированных заболеваний, а к 2020 году прогнозируется увеличение их числа до 73% (если ситуация и скорость роста заболеваемости останутся прежними). Самая распространенная форма рака – это рак легких (чаще всего встречается у курильщиков). Основной причиной потери трудоспособности у мужчин на сегодняшний день является алкоголизм. Таким образом, с одной стороны государство прилагает определенные усилия по изменению сложившейся ситуации, с другой стороны – ситуация ухудшается”.
- Педагогом формулируется первый проблемный вопрос: “Каковы причины возникновения этой ситуации?”, на который дети тут же спонтанно пытаются дать ответы. В процессе возникшей дискуссии, как правило, дети сами задают второй проблемный вопрос: “Каковы пути выхода из этой ситуации?”. Если этого не происходит, на вопрос их может вывести преподаватель. Данные вопросы записываются на доске.
- Педагог отмечает существование различных социальных и профессиональных групп людей, которые могут иметь свое мнение, и задает вопрос: “Кто может быть заинтересован в решении этой проблемы?”. После чего дети называют различные группы людей, которые фиксируются на доске.
Примечание. В зависимости от возраста и подготовленности детей к подобной работе могут называться различные группы людей. Мы считаем, что количество сформированных впоследствии групп зависит от времени, уделенного проекту, и количества детей, в нем участвующих. Педагог может в процессе дискуссии “подтолкнуть” детей к называнию некоторых групп. В нашем случае детьми были названы врачи, пациенты, ученые, психологи, спортсмены, политики, экономисты, журналисты.
Примечание. Некоторые группы могут остаться незаполненными. Мы считаем, что принуждать детей к работе в этих группах не стоит, так как выход на значимость этих групп возможен в процессе дальнейшей работы, или возможно пригласить на дискуссию представителя данной профессии в качестве гостя.
— Почему здоровье граждан не улучшается, невзирая на все усилия государства?
- Каковы пути выхода из этой ситуации?
- Что же такое “здоровье” и “здоровый образ жизни”?
Примечание. В течение подготовительного периода педагог регулярно интересуется процессом работы в группах, давая консультации по мере необходимости.
- Для того, чтобы показать, что эта проблема не нова и имеет исторические корни, на дискуссию приглашается гость, которым может быть учитель истории или ребенок, интересующийся историей. В его задачу входит подготовка информационного сообщения.
- Отдельное задание выдается группе журналистов: подготовить и провести социологический опрос, выясняющий уровень представлений граждан о здоровом образе жизни и их отношение к проблеме сохранения здоровья.
2 этап. ДИСКУССИЯ.
- корректировка и формирование собственной точки зрения на проблему
- определение понятия “здоровье” и “здоровый образ жизни”
Дискуссия проводится в форме конференции “Здоровый образ жизни” с участием групп и приглашенных гостей.
Конференция оформляется, исходя из ресурсов места ее проведения. Обязательным в оформлении являются результаты проведенного группой журналистов социологического опроса и вопросы, над которыми работали группы.
Минимальное время конференции – 120 минут.
- Ведущий выступает с приветственным словом, в котором отмечается актуальность темы конференции и регламентируется ход конференции:
— каждая группа для выступления получает 5 — 7 минут;
- после каждого выступления в течение 1 – 2 минут группы обсуждают и записывают в специальном листе появившиеся у них вопросы по этому выступлению;
- после всех выступлений организуются прения: группы задают друг другу вопросы и имеют право предложить свои варианты ответов на них. Вопросы также могут задавать гости.
- участники дискуссии уважают чужое мнение и выслушивают все приводимые аргументы.
Примечание. Процесс дискуссии, по нашему мнению, во многом зависит от подготовленности самого ведущего к подобной групповой работе.
3 этап. ЗАВЕРШАЮЩИЙ.
Цель:
- создание социально значимой продукции: плакатов, буклетов, статей о здоровом образе жизни
- использование результатов дискуссии на уроках биологии.
Название данного этапа условно, поскольку нами предполагается проведение ряда мероприятий с использованием результатов групповой работы. На сегодняшний день это создание “журналистами” газеты по итогам конференции, подготовка и защита рефератов на школьной научно-практической конференции (темы: “Вредные привычки и их влияние на организм человека”, “Здоровый образ жизни и его формирование”), практические работы и обобщающие уроки по курсу “Анатомия и физиология человека” с акцентом на сохранение здоровья. В планах проведение Недели здоровья, социальная акция “Здоровый образ жизни”.
Анкета для учащихся, проводившаяся по окончании конференции, и ответы на нее.
Всего опрошено 39 учащихся.
- Была ли тебе интересна подобная форма работы (работа по группам, дискуссия)?да, очень 76,9%
да 15,38%
не очень 7,72%
работа по группам 51,28%
дискуссия 48,72% - Запиши, пожалуйста, “плюсы” той формы проведения занятия, которую ты выбрал во втором вопросе.
свободное общение 17,95%
интересно 53,85%
учит думать 12,82%
учит самостоятельности 7,69%
можно проявить себя 25,64%
можно работать вместе 25,64%
в спорах рождается истина 2,56%
можно самому выбрать, с кем работать 23,08%
можно придумать что-то интересное 12,82%
приятно почувствовать себя взрослым 10,26%
это весело 30,77%
Интересна ли была тема конференции и почему?
А) да 33,33%
я часто болею 2,56%
это важно 10,26%
это современно 20,51%
Б) сначала не очень, потом да 33,33%
узнали новое 28,21%
интересный материал 17,95%
это связано с моими родителями 2,56%
совместная работа интереснее 5,13%
вы на многое открыли глаза 2,56%
В) нет, не очень 28,21%
я пока здоров 2,56%
это неактуально 10,26%
просто так 10,26%
все и так об этом говорят, сколько можно 4
Что полезного для себя вы узнали в процессе работы?
о психологическом здоровье 48,72%
надо думать об этом раньше 35,9%
только спорта недостаточно 20,51%
общение тоже должно быть здоровым 7,69%
данные о вредных привычках 17,95%
лучше узнала своих друзей и родителей 2,56%
что здоровье зависит от экономики и политики 5,13%
что спортсмены – больные 2,56%
что болеть – “выгодно” 2,56%
я все это знал 5,13%
многое зависит от моего отношения 25,64%
все взаимосвязано 30,77%
если хочешь сохранить здоровье, надо перестраивать всю жизнь 10,26%
это должно стать регулярным и постоянным 15,38%
Изменилось ли ваше отношение к здоровью? Если “да”, то каким образом?
А) да 92,31%
я понял, что за ним нужно следить 20,51%
я понял, что беречь здоровье надо начинать рано 20,51%
каждый в ответе за свое здоровье 51,28%
Б) нет 7,69%
я здоров 2,56%
я за ним слежу 5,13%
Что вы сейчас готовы сделать для сохранения собственного здоровья?
правильно питаться 89,74%
заниматься спортом 82,05%
отказаться от вредных привычек 48,72%
соблюдать гигиену 46,15%
посещать врачей, прислушиваться к их рекомендациям 17,95%
правильно отдыхать 2,56%
вести здоровый образ жизни 53,85%
уехать в здоровую страну 2,56%
все, что надо 2,56%
Что вы реально с сегодняшнего дня будете делать для сохранения собственного здоровья?
правильно питаться 66,67%
делать зарядку 46,15%
ходить в спортзал 10,26%
ходить в бассейн 5,13%
носить шапку 2,56%
выполнять простейшие гигиенические требования 43,59%
Источник