Какие болезни позволяют не соблюдать пост?
Всевышний Аллах возложил на нас пост в качестве поклонения (ибады). Мы же, рабы Всевышнего, должны беспрекословно исполнять то, что Он нам повелел.
Даже если мы не можем постичь тайну и смысл возложенных на нас обязанностей, мы должны их исполнять. Ведь Всевышний Аллах не возлагает на нас ничего, что не имело бы глубокого смысла, даже если мы сами не знаем об этом.
Несмотря на то, что все поклонения и благодеяния мы совершаем ради Аллаха, пост Он выделил особо. Причиной этому учёные посчитали то, что пост является тайным поклонением. У соблюдающего пост нет явных признаков соблюдения, и только от него самого окружающие могут узнать о том, какое поклонение он совершает.
В отличие от поста другие виды поклонения – намаз, закят, хадж и другие – люди могут увидеть и оценить. Следовательно, может случиться и так, что человек их совершает напоказ. Поэтому именно пост является исключительным поклонением, совершаемым только лишь ради Всевышнего Аллаха, а не напоказ.
Наш заклятый враг иблис, чтобы сбить нас с истинного пути, применяет различные виды оружия. И самым сильным его оружием является страсть плоти и прихоти тела. Пост же помогает сломить это оружие иблиса. И поэтому пост является высоко вознаграждаемым деянием.
Таким образом, каждый совершеннолетний обязуется соблюдать пост в месяце Рамадан. И только немногие люди, имеющие уважительную причину, освобождаются от этой обязанности. Несоблюдение же поста без уважительной на то причины является тяжким грехом.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَنْ أَفْطَرَ يَوْمًا مِنْ رَمَضَانَ مِنْ غَيْرِ رُخْصَةٍ وَلاَ مَرَضٍ، لَمْ يَقْضِ عَنْهُ صَوْمُ الدَّهْرِ كُلِّهِ وَإِنْ صَامَهُ
«Тот, кто нарушил пост одного дня в месяце Рамадан без уважительной причины (указанной шариатом) или болезни, не сможет возместить его, даже если будет поститься в течение всей жизни». (Тирмизи, 723; Абу Давуд, 2396)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в этом хадисе предупреждает о недопустимости отказа от поста в Рамадане и о важности поста в течение одного дня в Рамадане. Пост в месяце Рамадан так ценен, что за один пропущенный день в Рамадане невозможно откупиться постом на протяжении всей оставшейся жизни.
В этом хадисе в качестве уважительной причины, по которой допускается не соблюдать пост в Рамадане, упоминается и болезнь. Однако не каждая болезнь разрешает пропускать пост в Рамадане. Болезнь должна быть такой, чтобы человек при её наличии не был способен поститься.
Неспособность поститься определяется по сильной непривычной тягости, которая постигает человека из-за соблюдения поста, или по дозволению совершать таяммум при болезни.
Также разрешается не соблюдать пост, если его соблюдение усугубляет болезнь или затягивает исцеление, или же если человек принимает лекарства, отказ от которых может привести к вышеперечисленным последствиям. Такое же решение действует относительно человека, у которого при соблюдении поста может обостриться болезнь или наступить ухудшение физического состояния.
Тяжесть болезни определяют богобоязненные и доверенные врачи. Если доверенный врач-мусульманин даёт заключение, что соблюдение поста не принесёт больному вреда, то он должен поститься.
Аналогичное решение будет принято, если врач разрешает переносить сроки приёма лекарств и утверждает, что это не повредит больному. Если же врачи вынесли решение, что это вредит больному, то ему разрешается не соблюдать пост Рамадана. Всё это определяется заключением одного или двух богобоязненных врачей.
Всевышний Аллах говорит в Коране:
وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ
(смысл): «А если кто из вас болен или находится в пути и поэтому не соблюдал пост, то на нём лежит обязанность поститься определённое число других дней [по числу пропущенных дней]». (сура Аль-Бакара: 184)
Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет об этом следующее:
«Разрешается не поститься в месяц Рамадан, а тем более не держать другие обязательные посты больному человеку, то есть он даже обязан не держать пост, если эта болезнь наносит тяжкий вред организму».
Человек, пропустивший пост по причине болезни в дальнейшем, после выздоровления, в удобное для себя время или зимой, когда соблюдение поста ему не будет вредить, обязан возместить пропущенные дни поста, как об этом говорится в вышеупомянутом аяте.
А если же человек безнадёжно болен хронической болезнью, при которой нет надежды на исцеление, он должен выплатить фидья по одному мудду за каждый день поста, который пропустил в месяце Рамадан.
Фидья – это искупление за каждый пропущенный пост: по одному мудду наиболее употребительного продукта за один день. Мудд равен одной четверти саха. Некоторые алимы (факихи) пишут, что четырёх двойных пригоршней человека среднего роста, полных зерна, достаточно для саха.
Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:
وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ
(смысл): «Тем, кто может поститься только с большим трудом из-за старости или неизлечимой болезни, надлежит выплачивать выкуп (фидью) в виде кормления одного бедняка за каждый пропущенный день». (сура Аль-Бакара: 184)
Стоить отметить, что безнадёжно больные люди обязаны выплачивать только лишь фидью, а возмещать пропущенные посты не должны.
Муслим Абдулаев
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник
Болезни и пост. Кому разрешено не держать Пост месяца Рамадан
Рамадан – Священный месяц для мусульман. Именно в этот месяц Всевышний Создатель ниспослал первые аяты Благородного Корана. В Рамадан мусульмане соблюдают обязательный пост, который призван напомнить людям о всемогуществе Аллаха, показать, насколько тяжело нуждающимся людям, а также призвать к духовной нравственности и очищению.
Во время обязательного поста в Рамадан мусульмане всего мира воздерживаются в светлое время суток от еды и питья.
Иногда верующим, особенно недавно пришедшим в Ислам, непросто решить: поститься ли в Рамадан в этот раз или перенести пост на зимний период. Ведь лишение организма еды и питья на 15—18 часов, — серьёзное испытание. Особенно сомневаются люди, страдающие острыми и хроническими заболеваниями. Известно, что при наличии болезней и плохой переносимости поста разрешено воздержаться от богослужения или же перенести на более «лёгкое» время.
Когда человек с каким-либо хроническим заболеванием спрашивает у врача, можно ли ему поститься, обычно звучит категоричный ответ: «Конечно, нельзя!» Он связан с позицией доктора, что пост годится только для абсолютно здоровых людей, которым всё нипочём. Однако таких не бывает. И с подобной логикой можно запретить данную религиозную практику почти всем верующим.
Далёкому от медицины человеку бывает трудно понять, насколько состояние его здоровья позволяет или не позволяет соблюдать пост. Ведь воздержание от еды и питья может либо вызвать, либо не вызвать обострение заболевания. К тому же есть диагнозы, не связанные с постом, обострение которых не опасно. К сожалению, многие мусульмане, следуя советам врачей, упускают возможность заслужить довольство Всевышнего, а некоторые, напротив, необоснованно рискуют жизнью, хотя Аллах запрещает верующим вредить самим себе, в том числе посредством поклонения.
Есть болезни, при которых пациент должен обязательно соблюдать диету и регулярно употреблять пищу и воду, можно сказать, под страхом смерти: так больной ежечасно, ежеминутно поддерживает жизнедеятельность организма. При таких заболеваниях пост однозначно запрещён.
Например, при сахарном диабете 1 типа (инсулинзависимый) человек должен контролировать баланс глюкозы в организме, вовремя употребляя пищу, сахар, воду и делая инъекции инсулина. Миф о том, что если не кушать, то просто не нужно ставить инсулин, и всё будет в порядке, — опасное заблуждение, иногда встречающееся среди новичков.
Не всё так однозначно при сахарном диабете 2 типа (инсулиннезависимом), так как больше зависит от стадии заболевания и от состояния пациента. Например, если болезнь на начальной стадии, при которой назначена только диета с низким содержанием углеводов, то поститься разрешено при соблюдении ряда правил во время приёма пищи. Если пациент принимает сахароснижающие препараты, то вопрос решается индивидуально, в зависимости от вида лекарств, вызывают ли они гипогликемию, умеет ли человек контролировать своё состояние и каковы результаты некоторых анализов. Есть многочисленные примеры больных сахарным диабетом 2 типа, даже получающих инсулин, которые отлично чувствуют себя в Рамадан. Благодаря знанию своего организма они уже научились корригировать дозы препаратов в соответствии с уровнем глюкозы крови, и в пост наблюдают улучшение течения болезни. Несомненно, это возможно только у пациентов, в полной мере осознающих, что они делают. Если же у больного сахарным диабетом 2 типа бывают гипогликемии (снижение уровня глюкозы крови), которые он не умеет предотвращать и распознавать — поститься однозначно запрещено.
Практически все болезни почек
Проблема, при которой обезвоживание может быть опасным. Почкам жизненно необходима вода, и с недостатком жидкости может справиться только здоровый орган. Гломерулонефриты, мочекаменная болезнь, наследственные нефропатии, почечная недостаточность — серьёзные противопоказания к посту в летние месяцы. Можно попробовать совершать богослужение, если болезни на начальной стадии, и только во время ремиссии — когда почки фактически здоровы. Тогда пост станет тренировкой, полезной для организма.
Болезни печени и желчного пузыря
Если пациенту предписано соблюдать диету с частым дробным питанием, а любое нарушение режима влечёт появление болей и недомогания, то совет — не поститься. Это относится к болезням, при которых изменяется состав желчи и структура желчевыводящих путей: желчнокаменная болезнь, холецистохолангиты и т.п., когда необходимо постоянное отхождение желчи и запрещено её застаивание. Питание в этом случае — вторичная профилактика заболевания и недопущение острой хирургической патологии. К сожалению, врачи запрещают пост даже при таких изменениях как перетяжки в желчном пузыре или дискинезия желчевыводящих путей, при появлении признаков хронического холецистита, выявленных на ультразвуковом исследовании. Однако это не слишком серьёзные изменения, при которых более важно самочувствие постящегося: возможно, в Рамадан оно даже улучшится или же появившийся вначале небольшой дискомфорт через несколько дней пройдёт.
Хронические гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
Наличие в прошлом этих болезней при редком обострении — не противопоказание для поста. Если пациент с заболеваниями ЖКТ регулярно посещает врача, проходит обследование, лечится и соблюдает адекватную диету, а результаты анализов и самочувствие позволяют переносить пост. то почему бы и нет? К тому же, пациент, в обычное время принимающий «блокаторы протонной помпы» (препараты типа «омепразола»), может спокойно удвоить дозу без риска для здоровья — для профилактики обострения заболевания. Понятно, что если голод вызывает боли в животе, то рисковать не стоит.
Здесь всё зависит от выраженности заболевания и его переносимости. Если человек чувствует недомогание — то он болен и, следовательно, должен воздерживаться от поста. При хорошем самочувствии и намерении совершать богослужение нужен лишь рациональный подбор продуктов питания и профилактический приём противоанемических препаратов. Никаких нежелательных последствий в таком случае быть не должно.
Хронические болезни сердечно-сосудистой системы
Пост противопоказан людям с этими заболеваниями в том случае, когда необходим регулярный приём препаратов в дневное время.
Очень частая жалоба постящихся. Чаще всего они возникают от нетренированности у людей, редко постящихся вне Рамадана, и проходят после привыкания к воздержанию от пищи и воды. Если же боли усиливаются с каждым днём и влияют на трудоспособность, то поститься не следует, ибо симптомы свидетельствуют о том, что организм не справляется с богослужением.
Плохое самочувствие и обострение заболеваний — не всегда препятствие для поклонения в Рамадан. Иногда ОРЗ, ОРВИ и отравления у постящихся проходят намного быстрее. Ведь известно, что голод на начальном этапе болезни — хорошая возможность для организма разобраться с проблемой в кратчайшие сроки. Нужно понять, возможно ли при данном заболевании голодать и не пить? Например, при сильной диарее или высокой температуре запрещено не пить. А при боли в горле с субфебрильной температурой или при болях в спине можно воздерживаться от питья.
Конечно же, эта статья — не универсальное руководство, ведь всю патологию перечислить невозможно. Здесь рассмотрены только наиболее часто встречающиеся болезни, которые вызывают вопросы у мусульман. Грань между здоровьем и болезнью зачастую едва различима, и в том случае, когда человек скорее здоров, чем болен, сохраняется его обязанность выполнять данный фарз. Плохая переносимость поста зачастую связана не с болезнью, а со страхом. Верующему надо быть честным перед самим собой и ответить, чего он больше опасается — голода или своего диагноза. Можно спросить у компетентного врача, чем конкретно опасен пост при имеющемся заболевании, и в соответствии с полученной информацией расставить приоритеты.
Каждый верующий сам решает, под силу ли ему поститься и далее полагается во всём на Аллаха. Стоит отметить, что самочувствие в Рамадан очень сильно зависит от настроя постящегося. Неуверенность и страхи способны значительно ухудшить его и даже вызвать заболевания, которых раньше не было. Понимание того, что пост — это не голодание, а один из видов поклонения, за которое Аллах определяет награды; принятие поста как возможность очищения от грехов и воспитание воли; обращение ко Всевышнему с мольбой о том, чтобы Он дал лёгкость в соблюдении — вот что действительно предотвращает опасность голода и обезвоживания в месяц Рамадан.
Источник