Негативные последствия информационных технологий на здоровье человека
Американские врачи описывают всё новые и новые нарушения в поведении человека, которые вызваны негативным воздействием развития информационных технологий. Специалисты описали восемь наиболее распространённых психических недугов, которые часто развиваются у людей, активно использующих Интернет и мобильную связь.
Номофобия (страх остаться без мобильного телефона)
Он развивается у людей, зависимых от мобильной связи. Заболеванию подвержены пользователи, которые старательно следят за развитием индустрии, и уделяют своему мобильному телефону более двух часов в день. И при отсутствии доступа к мобильному телефону, пациенты испытывают беспокойство. В клиническом случае заболевания человек без телефона впадает в настоящую панику.
В общей сложности, в США номофобией страдают практически 99% активных пользователей смартфонов. Для профилактики заболевания психиатры рекомендуют сократить использование смартфона до необходимого минимума – звонков близким. Почта и чтение новостей под определение «необходимого минимума» не подпадают.
Синдром фантомного звонка
Фанаты телефонов, также, часто подвержены синдрому фантомного звонка – у человека появляются слуховые и моторные галлюцинации, ему кажется, что телефон в кармане звонит или вибрирует, хотя ничего не самом деле не происходит.
Заболевание развивается на фоне стресса, и тоже очень широко распространено. Согласно исследованиям доктора Ларри Росена (Larry Rosen), который целенаправленно занимается изучением влияния мобильных технологий на психику человека, 70% людей, который называют себя закоренелыми фанатами современных технологий минимум раз в час испытывают ощущение того, что в их кармане вибрирует телефон – даже, если телефон предварительно выкладывают на стол.
Лечится синдром примерное как и стресс – при помощи индивидуального курса антидепрессантов, отпуска и отказа от высокотехнологических устройств на продолжительный срок.
Киберболезнь, или «цифровая морская болезнь»
Данный недуг появляется из-за злоупотребления использования смартфонов и планшетных компьютеров. Больных действительно «укачивает» от использования телефона – это поясняется визуальными эффектами интерфейса и расстройством вестибулярного аппарата.
Дело в том, что современные экраны слишком хорошо имитируют окружающую реальность – что дезориентирует мозг. Соответственно, чем выше качество картинки, тем больше вероятность возникновения данной проблемы. Сегодня этому заболеванию подвержены около 90% американцев – исследователи пока не могут привести точную цифру из-за разброса марок мобильных устройств.
Тем не менее, на тошноту и головокружение после длительного использования смартфона жаловалось подавляющее большинство участников тестов. На данный момент лечения у болезни как такового нет – врачи рекомендуют сократить время, проводимое с телефоном, планшетом и перед экраном компьютера.
«Эффект Google»
Сегодня в США им страдает около 40% подросток в возрасте до 25 лет. В долгосрочной перспективе внешне безобидный «эффект Google» чреват развитием склероза и болезнью Альцгеймера.
Facebook-депрессия
Это состояние выражается в том, что люди впадают в депрессию от контактов в социальной сети, или же от их отсутствия. Психологи поясняют это тем, что в социальные сети люди, как правило, выкладывают только те фотографии и новости о себе, которые выставляют их в выгодном свете. Таким образом, у пользователя создаётся впечатление, что у друзей и знакомых жизнь лучше, ярче и насыщеннее, чем у него.
Исследователи Университета Мичигана отмечают, что процент молодых людей, страдающих от депрессии прямо пропорционален количеству времени, которое они уделяют социальной сети. В целом, заболевание рекомендуют лечить теми же средствами, что и обычную депрессию. Кроме того, психологи советуют пойти на отчаянный по современным меркам шаг, и просто удалиться из социальных сетей.
Интернет-зависимость
Страдающие ей постоянно хотят получить доступ в Сеть. Желание полностью вытесняет любые потребности, и вынуждает отказаться от работы и личной жизни. Зависимость уже собираются приравнять к наркомании.
Исследователи отмечают, что Интернет-зависимость в долгосрочной перспективе вырабатывает у людей сильный комплекс неполноценности в купе с низкой самооценкой. Кроме того, зависимость чревата деградацией социальных навыков, вплоть до неспособности вызвать «скорую помощь».
На данный момент психиатры рассматривают возможность медикаментозного лечения, но пока что рекомендуют больным изоляцию от мест, где им будет доступно подключение к Сети. Отметим, что в США один за другим открываются специальные лагеря для Интернет-зависимых, наподобие летних.
Онлайн игромания
Весьма схожа с ней зависимость от онлайн-игр, которая, однако, славится большей деструктивностью. Нередки случаи, когда игра затягивает человека в виртуальный мир, в результате чего он теряет работу, семью, а порой и жизнь.
К слову, это пока что единственная зависимость, порождённая миром высоких технологий, при которой у человека вырабатывается физическая необходимость играть, вплоть до возникновения абстинентного синдрома.
Согласно официальным данным, около 8% от общего населения США страдают от зависимости. Особенно ей подвержены люди в возрасте от 9 до 39 лет. На данный момент зависимость считается весьма опасной, и психологи разрабатывают комплексные программы по освобождению от неё.
Киберхондрия
Здесь серьёзную роль играет эдакое «кривое зеркало эффекта Плацебо» – человек на подсознательном уровне начинает убеждать себя в том, что он смертельно болен. Мозг активно собирает информацию, поступающую от органов восприятия, и человек начинает подмечать в себе все несущественные изменения, на которые он раньше не обращал внимания. Постоянное нервное напряжение, в конечном счете, приводит к появлению всевозможных заболеваний.
Принимая во внимание, что ипохондрия существовала задолго до появления Интернета, исследователи не берутся сказать, сколько точно людей подвержены киберхондрии. Тем не менее, заболевание начало встречаться чаще из-за доступности всевозможных справочных материалов в Сети.
По материалам сайта blog.imena.ua
А сколько из обозначенных в статье заболеваний выявили Вы у себя? Или быть может Вы наблюдаете у себя симптомы какого-иного негативного воздействия Интернет либо мобильных технологий? Делитесь в комментариях!
Источник
Компьютерные технологии: вред и польза
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ленинск-Кузнецкий технологический техникум»
Компьютерные технологии: вред и польза
В ХХ веке появилось большое количество «технических чудес», среди которых и компьютер с его многочисленными возможностями, а так же мировая информационная сеть Интернет. О пользе и вреде любого изобретения можно спорить бесконечно, ведь у всякого изобретения, явления или события есть свои сторонники отмечающие положительные стороны и противники, которые выделяют лишь отрицательное.
Влияние социальных сетей и компьютера в целом на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Бесспорно, что для подрастающего поколения компьютер порой заменяет друзей, родителей, обучение, то есть простое человеческое общение.
Современные дети очень рано знакомятся с компьютерными технологиями. Многие родители стремятся обеспечит свое чадо разнообразными гаджетами – это игровые приставки (Sony PS, XBO, PSP), планшеты, iPhone. Но родители при покупке того или иного устройства не задумываются о том, что каждое устройство может принести вред здоровью ребенка, их заботит лишь одно – чтобы ребенок был доволен и занят в тот момент, когда родителям требуется время для собственной реализации в жизни.
Многие родители на вопрос: «Умеет ли их ребенок работать за компьютером?» – отвечают: «Да, ведь без компьютера сейчас ни куда!» Да, без компьютера сейчас действительно не обойтись, но задумываются ли родители о вреде современных компьютерных технологий, о том как регулярное пребывание у монитора скажется в будущем, когда малыш превратится в подростка. На вопрос: «Вредят ли компьютерные технологии здоровью вашего ребенка? – мнения родителей разделились, а некоторые вообще не задумывались над этим вопросом.
А ведь этот вопрос является насущным среди ученых психологов, преподавателей, так как речь идет о будущем наших детей.
Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…»
Наше будущее – это наши дети и тем удивительнее отношение родителей к будущему своего ребенка.
Современным детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна психологическая готовность, огромная сила воли и жажда к знаниям, а так же поддержка и понимание со стороны взрослых, которые вовремя подскажут и направят энергию ребенка в правильное русло.
В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер — такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь.
Все чаще и чаще приходя урок информатики студенты задают следующие вопросы:
— Может мы сегодня просто поиграем?
— Интернет работает? Мне просто срочно надо в одноклассники.
— Зачем мне ваши задания? Я и так все знаю, а ели нет, то могу найти в интернете.
Это меня как преподавателя очень и в то же время как маму очень взволновало и я решила выяснить как относятся студенты к интернет зависимости и знают ли они о влиянии компьютера на здоровье человека. С этой целью я провела опрос и задала домой задание: написать сочинение на тему «Влияние компьютера и социальных сетей на здоровье».
По результатам опроса я сделала следующий вывод.
Большая часть опрошенных на вопрос «В какой социальной сети вы зарегистрированы и как давно?» ответили: «В контакте» — 45,5%, (56 человек) «Одноклассники» — 39,8% (49 человек), другие социальные сети – 14,7% и 54,3% (67 человек) – зарегистрированы более 3 лет, таким образом средний возраст ребенка впервые зарегистрировавшегося в социальных сетях составляет примерно 11-12 лет, что очень настораживает, так как в этом возрасте ребенок очень легко поддается психологическому воздействию из вне и риск получить психологические расстройства возрастает. Дети все чаще начинают проявлять безразличие к учебе, агрессию к окружающим, начинают отстраняться от общения со сверстниками. Возрастает риск вовлечения подростка в секты, привлечение к вандализму и т. д.
На вопросы «Влияет ли компьютер на ваше здоровье, если да, то как?» всего 22,7% (28 человек) респондентов ответили – да, влияет на зрение, позвоночник, вызывает усталость, а на вопрос «Как долго и часто вы сидите за компьютером» 79,4% (98 человек) опрошенных сидят за компьютером более 3-х часов каждый день, но в то же время не считают себя зависимыми от общения в виртуальном мире. Однако, анализ проводимого ими времени в социальных сетях, говорит об обратном.
Проанализировав сочинения я пришла к выводу, что к интернет зависимости практически все ребята относятся с иронией и считают, что социальные сети помогаю им самореализоваться в общении с другими людьми. Но просматривая некоторые диалоги пользователей сети, я заметила, что снижается уровень культуры общения, подростки не уделяют внимание грамотности письменной речи и все больше и больше используют сленговые выражения, а это ведет к тому, что в скором будущем они совсем перестанут читать книги, потеряют интерес к реальному общению и будут «зависать» в вымышленном мире. Как написала одна студентка: «Я не могу представить себя без общения в сетях. В сети я могу слушать музыку, играть с друзьями в онлайн игры, могу написать и ответить все, что захочу и не важно, знаком мне человек или нет!» Это настораживает.
Все проанализировав и взвесив я пришла к выводу, что большинство ребят не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводят за компьютером слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе психических. В результате стресса, вызванного потерей важной информации, случаются и нервные заболевания.
Длительная работа за компьютером приводит к изменениям в высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах. Длительные и устойчивые изменения, как правило, приносят вред организму. В связи с этим на своих уроках я старюсь построить занятие таким образом, чтобы обучающиеся не испытывали нагрузок на:
1. Органы зрения, для того провожу гимнастику для глаз
2. Обязательна смена видов деятельности – это работа с учебником, выполнение практического задания на компьютере, работа в парах, разработка и оформление проектов.
3. Провожу физминутки для снятия статического напряжения.
4. Рассказываю о правильной организации работы за компьютером.
Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети, смотрящие на мир широко открытыми глазами, а так же подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. Тем более, что компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье.
Каждый пердагог знает что структуру урока можно изменять в зависимости от вида и темы урока, этапов может быть различное количество, методов проведения может быть несколько, но приоритетным должны остается следующие условия: разнообразие видов деятельности, работа на компьютере не больше установленного времени и доброжелательная обстановка на уроке. Эти три условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным для здоровья.
Поэтому не стоить забывать о том, что здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Здоровья вам и вашим студентам!
Источник