Зависимости: вред для здоровья, профилактика
Жизнь человека состоит из привычек, действий, которые производятся автоматически без предварительного осмысления. Привычки подразделяются на полезные и вредные. Полезные вырабатываются постепенно, проявляя настойчивость и волевое усилие: утренняя гимнастика, обязательные гигиеничные процедуры, поход на работу. Вредные прививаются чаще в подростковом возрасте из подражания другим, желания выглядеть более взрослым успешным, похожим на людей, которые служат своеобразным примером. Постепенно вредные привычки становятся зависимостью, избавиться от которых достаточно сложно. Становясь рабом своей привычки, человек, не замечая, приносит существенный вред своему здоровью, попирает общественные законы человеческого общежития, причиняет беспокойство и хлопоты окружающим людям.
Основные причины возникновения вредных привычек
Чаще всего причинами развития вредных привычек у человека являются:
— социальная согласованность – если в той социальной группе, к которой принадлежит человек считается нормой та или иная модель поведения, например, курение, то скорее всего он также будет следовать ей, чтобы доказать свою принадлежность к этой группе, отсюда возникает мода на вредные привычки;
— неустроенность в жизни и отчуждение;
— удовольствие – это одна из основных причин, почему влияние вредных привычек настолько велико, именно постоянное получение удовольствия приводит к тому, что люди становятся алкоголиками или наркоманами;
— безделье, неумение правильно распорядиться свободным временем;
— уход от стресса.
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека
Абсолютно все вредные привычки оказывают прямое или косвенное влияние на здоровье человека. Любители грызть ногти могут заразиться паразитами, фанаты компьютерных игр часто страдают заболеваниями глаз и позвоночника. Но конечно, самые тяжелые последствия имеют привычки употреблять наркотики, никотин и алкоголь, которые быстро перерастают в зависимость и могут привести к развитию целого ряда осложнений, вплоть до смерти.
Табакокурение является одним из видов бытовой наркомании, суть которого заключается во вдыхании дыма препаратов растительного происхождения, содержащих в своем составе никотин, который из органов дыхания быстро попадает в кровь и разносится по всему организму, включая головной мозг.
Вред курения для здоровья заключается в следующем: в разы повышается риск развития раковых заболеваний, патологий дыхательной системы, ССС и так далее; из организма вымывается кальций, стареет кожа лица, становятся желтыми пальцы рук, портятся зубы, разрушается структура волос и ногтей; ухудшается работа ЖКТ, возможно развитие язвенной болезни; сосуды становятся хрупкими и слабыми, теряют эластичность; ухудшается снабжение мозга кислородом, развивается гипертония.
Алкоголизм – это не что иное, как наркотическая зависимость организма, при которой человек ощущает болезненную тягу к употреблению алкоголя. При данном заболевании развивается не только психическая, но и физическая зависимость человека от алкоголя. При алкоголизме наблюдается тяжелое поражение внутренних органов (особенно печени) и происходит деградация личности. Не всегда прием алкоголя приводит к развитию алкоголизма. Станет ли человек алкоголиком или нет, зависит от многих факторов. Это наследственность, сила воли, частота употребления и объем алкоголя, среда обитания, индивидуальные особенности организма, психическая или эмоциональная предрасположенность и так далее.
Систематическое употребление алкоголя приводит к следующим последствиям: снижается иммунная защита организма, человек часто болеет; происходит постепенное разрушение печени; ухудшается работа нервной и пищеварительной систем организма; повышается содержание глюкозы в крови; среди алкоголиков высок уровень смертности вследствие несчастных случаев, самоубийств, отравления некачественным спиртом; постепенно ухудшается работа мозга, человек начинает терять память и деградирует.
Наркомания – это, пожалуй, наиболее сильная и опасная вредная привычка, которую уже давно признали заболеванием. Наркомания – это зависимость человека от употребления наркотических средств. Заболевание имеет несколько фаз течения и поэтапно формирующихся синдромов. Вред, который наносят наркотики организму человека, велик. Ниже перечислены самые серьезные последствия наркомании: значительное сокращение продолжительности жизни; повышенный риск заражения опаснейшими и нередко неизлечимыми заболеваниями (ВИЧ, гепатит); высокая смертность среди наркоманов от несчастных случаев, самоубийств, передозировок и отравления наркотиками; быстрое старение организма; развитие психических и соматических отклонений; сильнейшая деградация личности; криминогенное поведение.
Как бороться с вредными привычками
Какие существуют методы и способы борьбы с вредными привычками, и какой из них наиболее эффективен? На этот вопрос нет однозначного ответа. Все зависит от очень многих факторов – степени зависимости, силы воли человека, индивидуальных особенностей организма. Но самым важным является желание человека начать новую жизнь без вредных привычек. Он должен полностью осознать свою проблему и признать, что он алкоголик или наркоман. Без желания самого человека избавиться от пагубной привычки проводить лечение крайне сложно, а зачастую и невозможно.
Все методы борьбы с вредными привычками делят на три группы:
· постепенное снижение потребления вредных средств;
· борьба с желаниями и отказ от привычки;
· замена одной привычки другой.
Например, многие люди бросают курить постепенно, сокращая с каждым днем количество выкуренных сигарет. Это затяжной процесс и последний этап, когда нужно полностью отказаться от курения у многих проходит очень сложно. А вот от наркотиков нужно отказываться сразу. Это приводит к тяжелейшему состоянию организма, ломке, когда из организма выходят остатки наркотических средств. Решить проблему как-то иначе нельзя, в данном случае постепенность не выход.
Профилактика вредных привычек
Путь к жизни без вредных привычек всегда начинается с осознания проблемы. Если человек не видит вреда в своих действиях (считая, например, что он не алкоголик, а просто выпивает иногда, как все и ничего страшного в этом нет), то излечение практически невозможно.
В медицине профилактика вредных привычек делится на первичную, вторичную и третичную. Суть первичной профилактики заключается в том, чтобы предупредить появления пристрастия к той или иной вредной привычке у лиц, ранее ее не имевших. Такая профилактика нацелена на молодых людей, подростков, детей. Целевой аудиторией вторичной профилактики являются люди, уже знающие вкус вредной привычки или те представители общества, у которых наблюдаются первые признаки формирования зависимости. Третичная профилактика является преимущественно медицинской и направлена на лиц, имеющих выраженную зависимость.
Следует помнить, что для того, чтобы люди отказались от вредных привычек недостаточно только пугать их страшными последствиями употребления алкоголя, табака или наркотиков. Нужны специальные комплексные программы, действующие на государственном уровне. Необходима господдержка развития спорта, создание мест занятости для детей и подростков, использование горячих линий и телефонов психологической помощи, создание новых современных наркологических центров. Средства массовой информации должны активно пропагандировать здоровый образ жизни, сформировать в головах молодых людей понимание того, что модно не пить и курить, а заниматься спортом. Необходимо проводить специальные занятия о вреде алкоголизма, курения и наркомании в школах. Причем проходить они должны интересно. В занятиях должны принимать участие не только учителя, но и психологи, врачи-наркологи, бывшие алкоголики и наркоманы, которые могут на своем примере рассказать детям о том, к чему приводят вредные привычки.
В конечном итоге решение о том начать ли курить, пить или принимать наркотики принимает сам человек. Именно от него самого зависит, как сложится его жизнь, сможет ли он стать полноценным членом социума или нет. Профилактика вредных привычек может помочь кому то в принятии правильного решения и если даже один человек после беседы с психологом или просмотра социальной рекламы скажет нет вредным привычкам, это уже будет признаком того, что все было сделано не зря.
Источник
«Профилактика вредных привычек – путь к здоровью»
классный час (6 класс)
Формирование критического мышления у современных школьников является одной из актуальных задач в работе социального педагога. Результатом работы по формированию критического мышления у учащихся стало то, что дети и подростки имеют собственное мнение, умеют анализировать различные виды информации, формулировать проблему, высказывать и аргументировать возможные варианты решения, анализировать собственные суждения. Применение данной технологи способствеет реализации системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании школьников, побуждает учащихся проявлять нравственные и коммуникативные качества, способность к самообразованию и самоорганизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kl._chasa_profilaktika_vrednyh_privychek-put_k_zdorovyu.docx | 32.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект классного часа по теме:
«Профилактика вредных привычек – путь к здоровью»
Социальный педагог: Зарубина Наталья Алексеевна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Бусыгина М.И.».
Дата: 21.11.2018 г.
Технология: формирование критического мышления.
Тип урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ; урок смешанный (сочетание различных видов деятельности на одном уроке).
Цель: развитие у учащихся навыков анализа и критического мышления.
— развивать у учащихся осознанное неприятие к усвоению асоциальных установок к вредным привычкам, как к способу воздействия на собственное здоровье и здоровье окружающих.
— формировать устойчивое поведение, соответствующее установленным в обществе нормам и правилам;
— воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенности в том, что только здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым.
Познавательные: учить воспринимать, систематизировать и принимать полученную информацию, делать выводы;
Аналитические: учить оценивать ситуацию, принимать решение;
Личностные: способствовать умению оценивать свои поступки и поступки других в соответствии с определенной ситуацией;
Коммуникативные: формировать умение самостоятельно вести дискуссию, убеждать, кооперироваться, защищать свою позицию, не опираясь на высказанные ранее мнения.
Социальные: развивать способность ученика регулировать свое поведение и деятельность, умение слушать, контролировать себя.
Методы обучения: словесные, практико-ориентированные.
Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Материа л : компьютер, мультимедийный проектор (поговорка, слайды «Калейдоскоп вредных привычек», заключительные слова, фотоколлаж «Мы за здоровый образ жизни!»), листочки зеленого и красного цвета, распечатанные карточки-ситуации с предложениями приема чего либо, или отказа от приема чего либо, цветные «ладошки» из бумаги, для оформления и проведения рефлексии занятия, лист ватмана.
I. Организационная часть (стадия вызова).
«Здравствуйте, ребята», что обозначает слово «здравствуйте»? ( пожелание здоровья ). Здоровье – бесценное богатство, которое не купишь ни за какие деньги. А что значит для вас здоровье? ( ответы учащихся). Очень важно понимать и помнить о ценности здоровья и беречь его смолоду. В повседневной жизни нас окружают вредные привычки: неправильный образ жизни, нерациональное питание, употребление вредных продуктов питания, курение, алкоголь, наркотики. Привычка – это особенность человека привыкать к каким-то действиям . Послушайте пословицу: «Бедность от лени, а болезнь от невоздержанности» (слайд). Как вы понимаете данную пословицу. (ответы учащихся). Если человек не будет трудиться, он будет беден. А если человек не будет бороться с вредными привычками, он будет часто болеть. Способствовать тому, чтобы учащиеся высказывали собственное мнение, умели аргументировать, защищать свою позицию.
II. Основная часть ( стадия осознания ).
Нам всегда кажется, что с нами никогда и ничего не случится, и все проблемы обойдут нас стороной. Но жизнь подбрасывает нам различные проблемы, и как поступить в той или иной ситуации решать придется самому. Я рада, что вы с большим интересом включились в обсуждение проблемы современного общества — курения, алкоголя, наркомании и считаете данную тему актуальной. Как вы считаете, все ли ваши друзья ведут здоровый образ жизни? (ответы учащихся). В ответах учащихся должно прослеживаться собственное отношение к здоровому образу жизни, независимо от того, как к этому относятся его сверстники, не обращать внимания на иронию, насмешки, различные формы проявления негативного отношения.
Давайте поговорим о самых распространенных и приносящих непоправимый вред здоровью вредных привычках. Каждый пятый житель нашей планеты курит. Многие курильщики отказываются осознавать, что табак вредит здоровью. Однако они глубоко ошибаются, поскольку курение подрывает здоровье человека. У курильщиков плохая память, неустойчивая психика, они медленно думают, часто беспричинно раздражаются, нарушается сон. Курение снижает работоспособность, что является причиной многих хронических заболеваний. Даже внешне курильщики отличаются от не курящих людей. У них рано увядает кожа, она становится сухой, меняется цвет, голос становится сиплым или грубым, желтеют зубы, организм быстро стареет. По статистике наша страна является самой «курящей» в мире. Курит 75% мужского населения, 27% женщин, 42% детей и подростков.
Калейдоскоп вредных привычек: (выступление ребят по заранее подготовленным текстам, на доске слайд-фильм).
1-ый ученик: Курение — это никотиновая зависимость. Когда человек курит, то в его организм попадает более 1200 ядовитых веществ, а самое вредное из них – никотин. По своей ядовитости никотин равен синильной кислоте – смертельному яду. Для человека составляют опасность 2-3 капли никотина, столько его содержится в 20 сигаретах. Собака может умереть от половины капли никотина, птичка умрет, если к её клюву поднести палочку, смоченную никотином. Курение сокращает жизнь. Ученые подсчитали, если человек выкуривает в день от 1 до 9 сигарет, то жизнь курильщика сокращается в среднем на 4-5 лет, если выкуривает от 10 до 19 сигарет, то на 5-6 лет, если большее количество сигарет, то на 6,5 лет и больше. Курение является причиной многих хронических заболеваний, Научно доказано, что курение вызывает до 25 заболеваний, одно их них – рак легких, который приводит человека к инвалидности и смерти. В наше время курят не только взрослые, но и дети. У курящих людей часто страдает сердце, что приводит к быстрой утомляемости, рассеянному вниманию, поверхностному или плохому сну, неуспешности в учебе. У курящего ребенка замедляется рост, он растет слабым, часто болеет соматическими заболеваниями. Если попробовал курить хотя бы раз, то это часто переходит в привычку. От курения страдают и некурящие люди. Ровно половина вредных веществ, которые есть в сигарете, курильщик выдыхает, тем самым отравляет воздух. Этим воздухом вынуждены дышать окружающие, которые становятся пассивными курильщиками.
2-ой ученик: Алкоголизм. Еще одна не менее опасная привычка – пьянство, которое быстро перерастает в алкоголизм. Алкоголь – самый распространенный наркотик, ежегодно убивающий сотни жизней. Это тоже сильнейший яд, он нарушает работу всех внутренних органов. Организм человека быстро привыкает к алкоголю и выйти из этого состояния удается не многим. Наибольший вред алкоголь оказывает на центральную нервную систему, угнетает деятельность головного мозга. Человек становится неуправляемым, он теряет человеческий облик, ведет себя неадекватно, ему безразлично мнение окружающих. Пьющий человек становится рабом вредной привычки и страдает не только сам, но и его самые близкие ему люди. На почве пьянства совершается огромное количество правонарушений и преступлений. Ребята, если вы когда-нибудь видели сверстника или подростка в состоянии алкогольного опьянения? Какие изменения наблюдали в его поведении? Понравилось ли его такое поведение вам? Как вы думаете, какие действия необходимо предпринять, чтобы избежать зависимости от алкогольных напитков.
3-ый ученик: Наркомания. Есть еще более губительная привычка и более серьезная отрава – это наркотики. Это зелье рассчитано на простаков, привыкнув к ним, человек становится зависимым и не может жить без них. Наркотики курят, нюхают, принимают в виде таблеток и уколов, они моментально попадают в кровь. Уже с первого приема наркотического средства, человек может стать наркоманом, привыкает к ним очень быстро. После приема наркотиков у человека появляются галлюцинации, кошмары. Состояние, которое возникает после прекращения действия наркотика очень мучительно, человек мечется, злится, не владеет собой, у него болят мышцы, голова, живот и другие части тела. Так попадают в зависимость от человека, который первый раз дал попробовать наркотик бесплатно, в следующий раз он уже потребует деньги. Доза наркотика стоит дорого, от 500 до 1.500 рублей. Приходится искать деньги, ради одной дозы наркоман пойдет на любое преступление, готов выполнить любую просьбу наркоторговца, любое поручение и так чаще всего попадает на скамью подсудимых. Знакома ли вам подобная ситуация? По каким признакам можно понять, что человек в состоянии наркотического опьянения? Чем он отличается от здорового человека? Выскажите своё мнение (ответы учащихся).
4-ый ученик: Правильно, внешний облик человека, употребляющего наркотики, постепенно изменяется, человек худеет, кожные покровы бледные, глаза тусклые, у него слабость, повышенная утомляемость и нервозность. Все наркотические вещества оказывают разрушительное действие на физическое и психическое состояние ребенка или подростка. Теряется первичный круг друзей. С наркоманией никогда не поздно бороться, главное не упустить время, иначе болезнь станет неизлечимой. Человеку, употребляющему наркотики, постоянно требуется более сильная доза, и в самом расцвете жизни он умирает от передозировки или заканчивает жизнь самоубийством. От начала употребления наркотиков человек живет не более 5-6 лет, реже до 10 лет.
Мы с вами вместе выяснили, что курение, алкоголь и наркотики наносят непоправимый вред здоровью. Но почему же, тогда, многие ваши родные и знакомые курят и употребляют спиртные напитки? Зачем они это делают? Когда-то они попробовали в первый раз закурить или выпить, а за первым разом наступил второй, третий и так у них сформировалась вредная привычка. Из всего этого следует вывод, если первый раз не откажешься, в следующий раз будет еще труднее отказаться, чаще это сделать не возможно. Вы согласны со мной? Кто думает иначе? Приведите ваши аргументы. Если вам однажды предложат сигарету или спиртное, то однозначно ваш ответ должен быть «Нет!».
Я предлагаю вам игру «Познай себя». Вы должны написать на зеленых листочках свои полезные привычки, а на красных – вредные привычки, если они у вас конечно есть (дети пишут). А теперь посчитайте, каких привычек у вас получилось больше, полезных или вредных? Кто может назвать свои полезные привычки? (дети называю). С каким чувством вы их называли (смело, с гордостью, с удовольствием, с желанием, чтобы все узнали о ваших полезных привычках). Одним словом вы не боялись их озвучить. А есть ли среди вас желающие озвучить вредные привычки? Нет? (или очень мало таких желающих). Вы стесняетесь их озвучить, боитесь, что об этом узнают ваши родители или друзья? Вы испытываете страх, испуг, смущение, у вас возникают только отрицательные эмоции? Почему? (ответы учащихся).
А теперь я предлагаю ответить на вопрос, так почему появляются вредные привычки? (примерные ответы учащихся).
- Из-за желания подражать взрослым.
- Желания выделиться в компании сверстников и других ребят.
- Желания привлечь к себе внимание.
- Неприятие или отрицание норм общества.
- Неумения противостоять давлению сверстников или более старших подростков.
И так, важно всегда помнить, что легче начать курить, употреблять спиртные напитки или принимать наркотики, но от них трудно или практически невозможно избавиться. Важно помнить, что вредные привычки нас уничтожают, наносят вред здоровью, и только полезные привычки и здоровый образ жизни помогают укреплять здоровье.
Игра «Диалог с товарищем» — дети выходят парами.
Давайте попробуем придумать ответы-отказы в разных ситуациях, если вам предложат закурить, выпить, понюхать какое-то зелье, попробовать на вкус (работа в парах, разложены карточки желтого цвета с вариантами предложений и красного цвета с вариантами отказов и положительным предложением взамен).
Источник