Меню

Компоненты здоровья биологическое психологическое социальное

Компоненты здоровья биологическое психологическое социальное

Основы здорового образа жизни студента
1. ЗДОРОВЬЕ И ЕГО КОМПОНЕНТЫ

Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни населения, особенно молодежи, являются сегодня актуальной проблемой. Как отмечает А.Г. Сухарев (Здоровье и физ. воспитание детей и подростков,1991 г., с.34), среди современной молодежи можно выделить две взаимно противоположные группы: одна резко ограничивает свою двигательную активность и игнорирует средства физического воспитания, а другая одержима большими спортивными результатами и стремлением использовать для этого максимальные тренировочные и соревновательные нагрузки. Это не способствует укреплению здоровья, гармоничному развитию человека и готовности к разнообразной деятельности. Поэтому необходимо творческое осмысление теоретических и практических основ существующей системы физического воспитания с учетом необходимости укрепления здоровья молодежи.

В ХIХ веке немецкий философ А. Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения». Формирование здорового образа жизни у молодежи имеет исключительное значение. Молодые люди составляют до 30% населения земного шара. В молодости (16-29 лет) закладывается основа трудовых, нравственных позиций, а также здоровья человека.

Что же такое здоровье?

Известно также определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), в соответствии с которым

По мнению Г.А.Апанасенко (2001) феномен жизни обеспечивается типовыми специализированными структурами, деятельность которых реализуется постоянной циркуляцией потоков пластических веществ, энергии и информации внутри системы, а также между ней и окружающей средой. На основании этого он дает следующее определение здоровью:

В настоящее время принято выделять следующие компоненты здоровья (Петленко В.И. и Давиденко Д.Н., 1998):

В обобщенном и несколько упрощенном виде критериями здоровья являются: для соматического и физического здоровья — я могу; для психического здоровья — я хочу; для нравственного здоровья — я должен.

Источник

Компоненты здоровья

Человек являет собой отражение двух ипостасей — биологической и социальной. Они находятся в диалек­тическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состояние зависит от со­циального, а социальное, в свою очередь, — от биоло­гического. В настоящее время принято выделять не­сколько компонентов (видов) в понятии «здоровье»:

Первый уровень — биологическое здоровье связа­но с организмом и зависит от динамического равнове­сия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Иными словами — это совершенство саморегуляции в орга­низме и максимальная адаптация (в биологическомсмысле) к окружающей среде. Здоровье на биологиче­ском уровне имеет две компоненты:

Соматическое здоровье — текущее состояние орга­нов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуаль­ного развития.

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составля­ют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Второй уровень — психическое здоровье связано с личностью и зависит от развития эмоционально-во­левой и мотивационно-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здо­рового образа жизни. Психическое здоровье — это со­стояние общего душевного комфорта, обеспечиваю­щее адекватную поведенческую реакцию. Психичес­кое или душевное здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и пове­дения, познавательные функции).

К компонентам пси­хического здоровья относят нравственное здоровье — комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье определяет духовность чело­века. Как говорили греки: «В здоровом теле — здоро­вый дух».

Третий уровень — социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в це­лом и зависит от места и роли человека в межличност­ных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье — мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности. Это форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составля­ющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.д. и отражает со­циальные связи, ресурсы, межличностные контакты.

Читайте также:  Вредна ли соя для здоровья мужчин

Различие между психическим и социальным здоро­вьем условно, психические качества личности не существуют вне системы общественных отно­шений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом общест­ве. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблаго­приятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознани­ем и самосознанием может противостоять воздейст­вию внешних условий, бороться с трудностями и оста­ваться здоровой физически, психически и социально.

Одной из объединяющих социальное и психичес­кое здоровье является творческая компонента здоро­вья. Присутствие элементов творчества в работе рас­сматривают как источник здоровья. Чем больше в тру­довой деятельности выражено творческое начало, инициатива, применяются личные способности и зна­ния, тем больше приносит она удовлетворение, тем за­метнее ее оздоровительное воздействие. И наоборот, чем меньше труд увлекает человека своим содержани­ем и способом исполнения, тем ниже удовлетворение от него, тем скорее, посредством отрицательных эмо­ций, он может стать источником различных заболева­ний. К характеристикам работы, влияющим на здоровье, относят: творчество, познание нового. Работа может быть источником укрепления здоровья, т.к. она дает чувство принадлежности к обществу, чувство нужности, ценности, возможность выражения своих способностей, раскрытия личности. Развитие духовного мира человека, его творческих способностей, творческое отношение к себе, близким, к работе, к отдыху — является стратегичес­ким изменением образа жизни по направлению к ин­дивидуальному здоровью.

Концепции здоровья

Концепция — это набор основных идей, составляю­щих понятие. Например, концепция педагогики — ко­го учить, чему учить и зачем учить. Концепций поня­тия здоровья существует несколько, из которых наи­больший интерес представляют концепция баланса здоровья и адаптационная концепция здоровья.

Концепцию баланса здоровья предложил Noack (1993), чтобы описать то динамическое равновесие, ко­торое поддерживается, несмотря на внешние пробле­мы (результат факторов среды или поведения). В ней два ключевых измерения здоровья: баланс и потенци­ал здоровья.

Потенциал здоровья — это способность взаимо­действия с окружением для поддержания или восста­новления равновесия. Он может означать иммуноло­гическое сопротивление инфекциям, физическую норму, эмоциональную стабильность, адекватные зна­ния о здоровье, стиль жизни, эффективный способ справляться со стрессами и пр.

Баланс здоровья — выражение моментального со­стояния равновесия между потенциалом здоровья и запросом.

Кроме того, вводится ресурс здоровья — сумма до­ступных средств для улучшения потенциала здоровья. Укрепление здоровья — силы, направленные на улуч­шение системы баланса.

Однако, потенциал здоровья неизвестен до внеш­него воздействия. Только воздействие определяет воз­можности организма. Поэтому более жизненна адап­тационная концепция здоровья: способность к адап­тации себя и среды.

Адаптация — составная часть приспособительных реакций биологической системы на изменение усло­вий среды существования. При адаптации система пе­рестраивает, изменяет свои структурные связи для со­хранения функций, обеспечивающих ее существова­ние как целого в условиях изменяющейся среды. Способность к адаптации — одно из свойств и усло­вий развития здорового человека. Как универсальное фундаментальное свойство живых организмов, адап­тация является тем «китом», который вместе с саморе­гуляцией поддерживает постоянство внутренней сре­ды, осуществляет связь с внешней средой. Различают два вида адаптивных изменений: сроч­ные и кумулятивные (долговременные).

Срочная адаптацияхарактеризуется непрерывно протекающими приспособительными изменениями, которые не закрепляются, а исчезают после устранения воздействия. Характер и интенсивность срочной адаптации (реакции) точно соответствует характеру и силе внешнего раздражителя, которые не превыша­ют физиологических возможностей организма.

Кумулятивная адаптацияотличается изменения­ми, возникающими в ответ на длительные, повторяю­щиеся внешние и внутренние воздействия.

Исходы адаптивного поведения могут быть пред­ставлены как стадии:

1. Состояние удовлетворительной адаптации.

2. Состояние неполной или частичной адаптации.

3. Состояние напряжения регуляторных механизмов.

Читайте также:  Как дела как здоровье не болей

4. Состояние неудовлетворительной адаптации.

5. Состояние полома адаптационных механизмов.

Понятие «адаптация» следует считать центральным в проблеме здоровья. Неслучай­на поэтому связь, которую проводят многие авто­ры между этими двумя понятиями.

Формирование жестких механизмов адаптации со­провождается не уменьшением, а возрастанием соци­ально-психологических возмущающих факторов. По­этому с возрастом растет число людей со срывом адаптации и уменьшается число людей, имеющих удовлетворительную адаптацию к условиям среды. Помимо возрастного ограничения пределов и жестко­сти адаптации, на развитие дезадаптивных процессов оказывают влияние два фактора: отсутствие трени­ровки механизмов адаптации естественными факто­рами и невостребованность адаптационных резервов в связи с комфортными условиями жизнедеятельнос­ти. П.К.Анохин отмечал, что резервы адаптационных возможностей в организме всегда выше, чем их реа­лизация. С этих позиций, здоровье следует рассмат­ривать как понятие динамическое, характеризующее­ся индивидуальным, возрастным и историческим ас­пектами.

Возрастной аспект определяется характерными для каждого этапа возрастного развития человека специ­фическими особенностями биологической и социальной адаптации. Для каждого возрастного этапа долж­ны существовать свои критерии здоровья, свойствен­ные этому возрасту, его морфофункциональной орга­низации и социальной роли.

В историческом аспекте развитие производства и производственных отношений, культуры и религии ведет к тому, что меняется во времени сама обстанов­ка, место человека и его роль в социуме. В связи с рос­том качества жизни и комфортности для поддержания своей жизни человек все меньше использует свои функциональные резервы и все больше — достижения своего разума, что от поколения к поколению приво­дит к снижению функционального резерва, резерва адаптации индивида.

Дата добавления: 2018-06-28 ; просмотров: 3169 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Компоненты здоровья

Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья. В настоящее время выделяют несколько компонентов (уровней) в понятии «здоровье»:

Первый уровень – биологическое здоровье. Это совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация к окружающей среде. Здоровье на это уровне имеет две компоненты:

а) соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека; его основу составляет биологическая программа индивидуального развития;

б) физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма; его основу составляют резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Второй уровень – психическое здоровье. Это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. К компонентам психического здоровья относится нравственное здоровье – это комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида.

Нравственное здоровье определяет духовность человека. Греки говорили: Mens sana in corpora est – «В здоровом теле – здоровый дух».

Третий уровень – социальное здоровье. Это мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Социальное здоровье складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, однокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.д. Социальное здоровье отражает социальную политику государства, социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.

Предболезнь

Переход от здоровья к болезни не является внезапным. Между этими состояниями имеется ряд переходных стадий, которые не вызывают у человека выраженного снижения социально-трудовой активности и субъективной потребности в медицинской помощи.

Гален указывал на существование трех состояний: здоровье, переходное состояние и болезнь. Здоровье – это динамический процесс в жизни человека. При снижении его количества развивается третье состояние (преморбид или предболезнь).

Третье состояние – это состояние, при котором возможно развитие патологического процесса без изменения силы действующего фактора вследствие снижения резервов адаптации.

Предболезнь – это латентный, скрытый период болезни или стадия функциональной готовности организма к развитию определенного заболевания.

Авиценна говорил: «Тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое, но и не больше», т.е. это еще не болезнь, но уже и не здоровье.

Читайте также:  Медтехника ритмы здоровья зиповская

Признаки предболезни: общее недомогание, снижение аппетита/переедание, изжога, запор/понос, отрыжка, нарушение менструального цикла, утрата сексуального желания, головные боли, неприятные ощущения в области сердца, боли в мышцах, нервный тик, повышенная потливость, слезливость без причины, боль в спине, головокружения, тревожность, беспокойство, бессонница/сонливость, постоянное чувство усталости, хроническая раздражительность и др.

В период третьего состояния у человека есть все ресурсы, чтобы выйти из предболезненной фазы с помощью пересмотра своего образа жизни. Если (из-за нежелания или невежества человека) и дальше давление на нормативные границы адаптации продолжает усиливаться, то резервные возможности защитных систем оказываются исчерпанными. При истощении адаптационных резервов здоровья наступает переход от количественных накоплений к качественному изменению, которое называется болезнью. Французскому врачу Рене Лариш принадлежат мудрые слова: «Болезнь – это драма в двух актах, из которых первый разыгрывается в угрюмой тиши тканей, при погашенных огнях. Когда появляется боль или другие неприятные ощущения, это почти всегда второй акт».

В «третьем» состоянии люди могут находиться годами и даже всю жизнь.

Болезнь

Определений понятия болезни множество: нарушение нормальной жизнедеятельности, нарушение адаптации к среде обитания (дезадаптация), нарушение функций организма или его частей, связей организма с внешней средой, нарушение гомеостаза (постоянства внутренней среды организма), невозможность полностью осуществлять человеческие функции и т.д.

Существует множество теорий возникновения болезней:

1) социальная – болезнь есть результат социальной дезадаптации;

2) энергетическая – болезнь возникает вследствие дисбаланса энергии человечес-

3) биологическая – основой болезни является нарушение соответствия биологи-

ческих ритмов организма природными ритмами и т.д.

Согласно определению ВОЗ болезнь– это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов.

Болезнь, также как и здоровье, помимо биологического, включает в себя и социальный аспект. Социальный аспект проявляется в нарушении саморегуляции поведения человека. То есть, болезнь – это процесс в виде клинических (патологических) проявлений в состоянии организма, отражающийся на социально-экономическом статусе человека. Поэтому болеть не только вредно для здоровья, но и дорого с точки зрения экономики.

Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособленности к среде и ограничениями свободы жизнедеятельности больного.

Болезнь возникает при воздействии вредных факторов (болезнетворных агентов), когда сила их воздействия превышает защитные силы организма. Но болезнетворный агент, оказывая повреждающее действие, одновременно способствует мобилизации его защитных и приспособительных реакций. Таким образом, болезнь характеризуется сочетанием двух процессов – повреждения и защиты. (Например, при воспалении наряду с повреждением тканей происходит фиксация бактерий и токсинов в воспалительном очаге, усиление притока крови к очагу воспаления и активация функции клеток, которые как бы очищают пораженную ткань от продуктов распада и способствуют быстрому ее восстановлению).

Болезнь протекает через несколько стадий:

1. Скрытая (латентная) стадия – это время от момента повреждающего воздействия до первых клинических проявлений. Продолжительность колеблется от нескольких мгновений (при травме) до нескольких лет (при лепре).

2. Стадия разгара болезни – это проявление типичных для данного заболевания симптомов. Имеет формы: а) стертая форма – основные симптомы болезни проявляются неотчетливо; б) абортивная форма – симптомы могут исчезать, не достигнув полного развития.

3. Заключительная (исходная) стадия – характеризуется полным или неполным выздоровлением, развитием стойких изменений в каком-либо органе или системе органов, обуславливающих переход заболевания в хроническую форму. Эта стадия бывает резкой, внезапной (кризис) и постепенной.

По продолжительности течения болезни разделяются на острые и хронические. Первые продолжаются недолго, а хронические занимают более продолжительный промежуток времени и затягиваются на многие месяцы, годы, десятилетия.

Все болезни также подразделяются на инфекционные (заразные) и неинфекционные (незаразные).

Источник

Adblock
detector