Психологическое здоровье дошкольников.
консультация по теме
Эта тема, бесспорно, является актуальной. И особенно хорошо, что о поддержании и формировании психологического здоровья рассуждают педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskoe_zdorove_doshkolnikov.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье дошкольников
Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья.
Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья:
В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье. Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
В зависимости от адаптированности человека в социальной среде выделяют три уровня психологического здоровья:
1) креативный уровень;
2) адаптивный уровень;
3) дезадаптивный уровень.
Применительно к детям дошкольного возраста основными показателями сформированности психологического здоровья являются процесс адаптации при поступлении в ДОУ, уровень развития коммуникативных навыков, уровень положительной мотивации к социально важной для данного возраста деятельности, отсутствие отклонений в поведении.
Каковы же условия приобретения и сохранения психологического здоровья детьми?
Если в младенчестве основное влияние на развитие личности малыша осуществляется матерью, в раннем возрасте существенную роль играет эмоционально и физически доступный отец, то в дошкольном детстве на ребенка воздействует семейная система в целом. Для нормального развития ему необходимо уже не только собственное общение с матерью и отцом, но и наличие теплых, доброжелательных отношений между родителями. Конфликтные взаимоотношения или их крайний вариант – развод нарушают процесс идентификации. Кроме того, важен и опыт общения с воспитателями детского сада, который ляжет в основу восприятия ребенком последующих чужих значимых фигур.
Важны также и следующие условия:
1. Содействие формированию активности ребенка, которая особо необходима ему для саморегуляции. Очень важно, чтобы в сензитивный период активность ребенка получила возможность реализации в условиях позитивного общения и соответствующим образом организованного обучения. Неадекватная организация блокирует активность, снижает ее уровень или придает ей другую направленность.
2. Наличие опыта самостоятельного преодоления препятствий. Широко распространенное мнение о необходимости полного эмоционального комфорта абсолютно неверно.
3. Всемерная поддержка развития рефлексии, когда взрослый побуждает ребенка к пониманию себя, своих особенностей и возможностей, причин и последствий своего поведения.
4. Наличие ценностных ориентаций в развитии ребенка, когда он получает возможность приобщиться к идеалам взрослых, их жизненным устремлениям и соответственно этому строить свое миропонимание.
Работа, связанная с сохранением психологического здоровья, включает в себя несколько этапов: диагностику, определение какому уровню психологического здоровья соответствует ребенок, групповую, психопрофилактическую или индивидуальную коррекционную работу и заключительную диагностику с целью оценки эффективности психолого-педагогических воздействий. При этом следует отметить, что положительный результат возможен только в том случае, если имеются определенные психолого-педагогические условия, обеспечить которые могут окружающие ребенка, взрослые – педагоги и родители.
Родители должны преследовать цель формировать у детей такие качества, как:
А) Умение любить себя и другого человека.
Б) Личностная рефлексия.
В) Потребность в саморазвитии.
Как можно научить любить себя и другого человека? Прежде всего, ребенок должен чувствовать доброжелательное отношение к себе. А для этого по возможности нужно акцентировать внимание на тех позитивных качествах, которые вы в нем замечаете. К сожалению, взрослые склонны акцентировать внимание преимущественно на недостатках детей, а не на их достоинствах. А поскольку в словаре взрослых преобладает негативная лексика. Ею активно пользуется и ребенок, он просто не умеет словами «погладить» другого. Здесь можно использовать такую игру: ребенку предлагается подойти к другому ребенку или члену своей семьи и, глядя ему в глаза, закончить фразу: «Мне в тебе нравится. »
Важно отметить, что общение в семье должно строиться не по типу «родитель — ребенок», а по типу «взрослый — взрослый». То есть похвала не должна быть высказана с позиции родителя. Приведем примеры воодушевляющих высказываний: «Я уверен, что ты сам в этом разберешься», «Я уверен, что ты сможешь сделать это», «Ты придумал, как сделать, чтобы у тебя получилось» и т.п.
Следующее важнейшее направление сохранения психологического здоровья детей – содействие развитию у них рефлексии. Старших дошкольников полезно побуждать к содержательному оцениванию результатов своих учебных действий, т.е. рефлексированное оценивание того, «кем я был» и «кем я стал», каких результатов добился и каким путем я шел к этим достижениям, какие трудности я испытывал и как их преодолевал. Необходимо учить ребенка определять границы своего незнания и вырабатывать у него потребность обращаться к различным источникам информации (к взрослым, сверстникам, литературе). И, конечно же, самое главное привить детям потребность самооценивания.
Очень важно, если родитель понимает и может выразить словами чувства ребенка в той или иной ситуации. Так он помогает ребенку лучше понять самого себя и показывает, что понимает его состояние. Например, «Я понимаю, что ты расстроен, что у тебя не получилась работа, и тебе обидно, что это произошло именно с тобой». Чтобы увидеть, что происходит в душе ребенка, нужно отодвинуть в сторону собственные переживания и ожидания.
Полезно освоить так называемые «Я — высказывания», переносящие акцент в той или иной трудной ситуации с осуждения ее виновника на чувства, которые вызвала данная ситуация у педагога. Например, реплики типа «Ты опять ударил Машу?» нужно заменять фразами: «Я огорчена, что ты не можешь поладить с Машей» или «Я беспокоюсь, что ты не можешь подружиться с детьми» и т.п.
Потребностно-мотивационное направление связано с сохранением психологического здоровья детей и предполагает формирование у них потребности в саморазвитии. Это, пожалуй, самое трудное, т.к. связано с собственным развитием родителей.
В каждом детском саду должен работать психолог — это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но так же и в индивидуальных вариациях этих особенностей.
Искусство психолога заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить свою программу обучения и воспитания ребенка в его собственную. А главный путь к этому — вовлечение ребенка в доступные и интересные ему формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности ребенка, а в значительной мере определяются опытом, знаниями и умениями взрослого.
Психологи в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.
Источник
Психологическое здоровье детей
статья по теме
Цель: обратить внимание педагогов на необходимость создания условий сохранения психологического здоровья детей.
В уставе Всемирной организации зравоохранения (ВОЗ) предлагается понимать здоровье как «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней ли физических дефектов».
В данном аспекте важно выделить три составляющих здоровья:
Это занятие спортом, здоровое питание и здоровая экология.
Психологическое здоровье — состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни.
Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития человека в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Критерии психологического здоровья:
— состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
— адекватное социальное поведение;
— умение понимать себя и других;
— более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
— умение делать выбор и нести за него ответственность
Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная, дуальная сторона этого процесса — общество становится все более психологически нездоровым.
Современное общество живет в ситуациях, отнюдь не способствующих развитию гармонии и уравновешенности, стабильности личностного развития человека. Природные катаклизмы, резкие смены социальных норм, политическая нестабильность, урбанизация, отрыв от природы с ее извечными нормами гармонии действительно делают понятие «психологическое здоровье» наиболее актуальным на современном этапе развития человечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность быть здоровым. В детстве здоровье не осознается: | 70.5 КБ |
Ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность быть здоровым. В детстве здоровье не осознается: | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ РА «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г.К.Жукова»
Психологическое здоровье, его критерии и признаки нарушения
Цель выступления: обратить внимание педагогов на необходимость создания условий сохранения психологического здоровья детей.
Единственная красота, которую я знаю — это здоровье.
Ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность быть здоровым.
В детстве здоровье не осознается: оно как воздух, как солнце, как данность не нуждающаяся в размышлении о ней.
Взрослый человек может прийти к мысли, что здоровье – это средство необходимое для достижения профессиональных целей и решения личностных задач.
Для пожилого человека здоровье является целью которой подчинена вся его жизнь.
Здоровье — комплексный, многоаспектный феномен, включающий в себя медицинские, психологические, педагогические и другие аспекты.
В уставе Всемирной организации зравоохранения (ВОЗ) предлагается понимать здоровье как «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней ли физических дефектов».
В данном аспекте важно выделить три составляющих здоровья:
Это занятие спортом, здоровое питание и здоровая экология.
Что такое психологическое здоровье?
Термин «психологическое здоровье» принадлежит одному из основателей гуманистического направления в психологии А. Маслоу. По мнению этого ученого, большинство людей изначально, биологически нацелены на сохранение здоровья, а не на болезнь, страдания или смерть. Обычный («хороший») человек – не тот, кому просто что-то дано, а тот, у кого ничего не отнято. Его противоположность – такой, у кого заглушены и подавлены способности и одаренность.
Таким образом, психологическое здоровье — состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни.
Что включает в себя понятие психологического здоровья?
Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития человека в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Что значит быть психологически здоровым человеком?
Выделяют несколько понятий, характеризующих психически здорового человека:
— уверенность в себе;
— потребность в знаниях
— потребность в самоактуализации (самоактуализация – процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно).
Существуют два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье:
- Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как:
- Полное спокойствие
- Уверенность в своих силах
- Вдохновение
- Высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха.
Для того чтобы быть здоровым необходимо НАУЧИТЬСЯ поддерживать психическое благополучие своего организма
Критерии психологического здоровья:
— состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
— адекватное социальное поведение;
— умение понимать себя и других;
— более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
— умение делать выбор и нести за него ответственность
. Психологическое здоровье = психическое здоровье + личностное здоровье
Причины нарушения психического здоровья
К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью
- Соматическое заболевания (дефекты психического развития).
2. Неблагоприятные факторы , стрессы, воздействующие на психику.
Психологически здоровый школьник- это школьник, у которого наблюдается сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения) особенностей развития его личности. Но когда школьник испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с учебными заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроз).
Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения.
Признаками неврастении являются:
- Повышенная раздражительность
- Быстрая утомляемость
- Расстройство сна
- Сонливость
- Неустойчивое настроение
- Ухудшение аппетита
При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.
Переутомление проявляется в
- головных болях,
- слабости,
- снижении аппетита,
- нарушении сна,
- ухудшении памяти,
- рассеянности
Переутомление приводит к нервно-психическим заболеваниям
Что нужно сделать, чтобы личностный рост был гармоничным?
Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:
- доверие к ребенку;
- уважительное отношение к детям;
- в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;
- педагоги должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;
- детей нельзя обманывать — делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к фальши;
- меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;
- чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);
- похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;
- помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.
Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная, дуальная сторона этого процесса — общество становится все более психологически нездоровым.
Современное общество живет в ситуациях, отнюдь не способствующих развитию гармонии и уравновешенности, стабильности личностного развития человека. Природные катаклизмы, резкие смены социальных норм, политическая нестабильность, урбанизация, отрыв от природы с ее извечными нормами гармонии действительно делают понятие «психологическое здоровье» наиболее актуальным на современном этапе развития человечества.
На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Психологическое здоровье — состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни. «Психологическое здоровье» характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья.
Психологическое здоровье ребенка включает в себя разные компоненты жизнедеятельности:
· состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
· адекватное социальное поведение;
· умение понимать себя и других;
· более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
· умение делать выбор и нести за него ответственность.
2. Образовательная среда является определяющей в состоянии и динамике психологического здоровья ребенка.
3. Образование, обеспечивающее здоровую экологию детства, полагающее нормой ценность саморазвития, становления индивида субъектом собственной жизни, формирующее нравственную позицию человека, является оптимальной (естественной) и наиболее общей формой заботы о психологическом здоровье детей.
4. Профессиональная забота взрослых и специально организованная здоровьесберегающая среда развивают природные возможности и сохраняют здоровье детей.
Источник