Меню

Компоненты психического уровня здоровья

Компоненты здоровья

Человек являет собой отражение двух ипостасей — биологической и социальной. Они находятся в диалек­тическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состояние зависит от со­циального, а социальное, в свою очередь, — от биоло­гического. В настоящее время принято выделять не­сколько компонентов (видов) в понятии «здоровье»:

Первый уровень — биологическое здоровье связа­но с организмом и зависит от динамического равнове­сия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Иными словами — это совершенство саморегуляции в орга­низме и максимальная адаптация (в биологическомсмысле) к окружающей среде. Здоровье на биологиче­ском уровне имеет две компоненты:

Соматическое здоровье — текущее состояние орга­нов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуаль­ного развития.

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составля­ют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Второй уровень — психическое здоровье связано с личностью и зависит от развития эмоционально-во­левой и мотивационно-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здо­рового образа жизни. Психическое здоровье — это со­стояние общего душевного комфорта, обеспечиваю­щее адекватную поведенческую реакцию. Психичес­кое или душевное здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и пове­дения, познавательные функции).

К компонентам пси­хического здоровья относят нравственное здоровье — комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье определяет духовность чело­века. Как говорили греки: «В здоровом теле — здоро­вый дух».

Третий уровень — социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в це­лом и зависит от места и роли человека в межличност­ных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье — мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности. Это форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составля­ющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.д. и отражает со­циальные связи, ресурсы, межличностные контакты.

Различие между психическим и социальным здоро­вьем условно, психические качества личности не существуют вне системы общественных отно­шений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом общест­ве. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблаго­приятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознани­ем и самосознанием может противостоять воздейст­вию внешних условий, бороться с трудностями и оста­ваться здоровой физически, психически и социально.

Одной из объединяющих социальное и психичес­кое здоровье является творческая компонента здоро­вья. Присутствие элементов творчества в работе рас­сматривают как источник здоровья. Чем больше в тру­довой деятельности выражено творческое начало, инициатива, применяются личные способности и зна­ния, тем больше приносит она удовлетворение, тем за­метнее ее оздоровительное воздействие. И наоборот, чем меньше труд увлекает человека своим содержани­ем и способом исполнения, тем ниже удовлетворение от него, тем скорее, посредством отрицательных эмо­ций, он может стать источником различных заболева­ний. К характеристикам работы, влияющим на здоровье, относят: творчество, познание нового. Работа может быть источником укрепления здоровья, т.к. она дает чувство принадлежности к обществу, чувство нужности, ценности, возможность выражения своих способностей, раскрытия личности. Развитие духовного мира человека, его творческих способностей, творческое отношение к себе, близким, к работе, к отдыху — является стратегичес­ким изменением образа жизни по направлению к ин­дивидуальному здоровью.

Концепции здоровья

Концепция — это набор основных идей, составляю­щих понятие. Например, концепция педагогики — ко­го учить, чему учить и зачем учить. Концепций поня­тия здоровья существует несколько, из которых наи­больший интерес представляют концепция баланса здоровья и адаптационная концепция здоровья.

Читайте также:  Сочинение та тему мы здоровью скажем да

Концепцию баланса здоровья предложил Noack (1993), чтобы описать то динамическое равновесие, ко­торое поддерживается, несмотря на внешние пробле­мы (результат факторов среды или поведения). В ней два ключевых измерения здоровья: баланс и потенци­ал здоровья.

Потенциал здоровья — это способность взаимо­действия с окружением для поддержания или восста­новления равновесия. Он может означать иммуноло­гическое сопротивление инфекциям, физическую норму, эмоциональную стабильность, адекватные зна­ния о здоровье, стиль жизни, эффективный способ справляться со стрессами и пр.

Баланс здоровья — выражение моментального со­стояния равновесия между потенциалом здоровья и запросом.

Кроме того, вводится ресурс здоровья — сумма до­ступных средств для улучшения потенциала здоровья. Укрепление здоровья — силы, направленные на улуч­шение системы баланса.

Однако, потенциал здоровья неизвестен до внеш­него воздействия. Только воздействие определяет воз­можности организма. Поэтому более жизненна адап­тационная концепция здоровья: способность к адап­тации себя и среды.

Адаптация — составная часть приспособительных реакций биологической системы на изменение усло­вий среды существования. При адаптации система пе­рестраивает, изменяет свои структурные связи для со­хранения функций, обеспечивающих ее существова­ние как целого в условиях изменяющейся среды. Способность к адаптации — одно из свойств и усло­вий развития здорового человека. Как универсальное фундаментальное свойство живых организмов, адап­тация является тем «китом», который вместе с саморе­гуляцией поддерживает постоянство внутренней сре­ды, осуществляет связь с внешней средой. Различают два вида адаптивных изменений: сроч­ные и кумулятивные (долговременные).

Срочная адаптацияхарактеризуется непрерывно протекающими приспособительными изменениями, которые не закрепляются, а исчезают после устранения воздействия. Характер и интенсивность срочной адаптации (реакции) точно соответствует характеру и силе внешнего раздражителя, которые не превыша­ют физиологических возможностей организма.

Кумулятивная адаптацияотличается изменения­ми, возникающими в ответ на длительные, повторяю­щиеся внешние и внутренние воздействия.

Исходы адаптивного поведения могут быть пред­ставлены как стадии:

1. Состояние удовлетворительной адаптации.

2. Состояние неполной или частичной адаптации.

3. Состояние напряжения регуляторных механизмов.

4. Состояние неудовлетворительной адаптации.

5. Состояние полома адаптационных механизмов.

Понятие «адаптация» следует считать центральным в проблеме здоровья. Неслучай­на поэтому связь, которую проводят многие авто­ры между этими двумя понятиями.

Формирование жестких механизмов адаптации со­провождается не уменьшением, а возрастанием соци­ально-психологических возмущающих факторов. По­этому с возрастом растет число людей со срывом адаптации и уменьшается число людей, имеющих удовлетворительную адаптацию к условиям среды. Помимо возрастного ограничения пределов и жестко­сти адаптации, на развитие дезадаптивных процессов оказывают влияние два фактора: отсутствие трени­ровки механизмов адаптации естественными факто­рами и невостребованность адаптационных резервов в связи с комфортными условиями жизнедеятельнос­ти. П.К.Анохин отмечал, что резервы адаптационных возможностей в организме всегда выше, чем их реа­лизация. С этих позиций, здоровье следует рассмат­ривать как понятие динамическое, характеризующее­ся индивидуальным, возрастным и историческим ас­пектами.

Возрастной аспект определяется характерными для каждого этапа возрастного развития человека специ­фическими особенностями биологической и социальной адаптации. Для каждого возрастного этапа долж­ны существовать свои критерии здоровья, свойствен­ные этому возрасту, его морфофункциональной орга­низации и социальной роли.

В историческом аспекте развитие производства и производственных отношений, культуры и религии ведет к тому, что меняется во времени сама обстанов­ка, место человека и его роль в социуме. В связи с рос­том качества жизни и комфортности для поддержания своей жизни человек все меньше использует свои функциональные резервы и все больше — достижения своего разума, что от поколения к поколению приво­дит к снижению функционального резерва, резерва адаптации индивида.

Дата добавления: 2018-06-28 ; просмотров: 3174 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Читайте также:  Умышленного причинения тяжкого вреда здоровью курсовая работа

Источник

Психическое здоровье

Основные факты

  • Психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств.
  • Психическое здоровье является неотъемлемой частью здоровья; действительно, без психического здоровья нет здоровья.
  • Психическое здоровье определяется рядом социально-экономических, биологических и относящихся к окружающей среде факторов.
  • Для укрепления психического здоровья существуют эффективные по стоимости межсекторальные стратегии и мероприятия общественного здравоохранения.

Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. В Уставе ВОЗ говорится: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Важным следствием этого определения является то, что психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств и форм инвалидности.

Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества.

Психическое здоровье имеет важнейшее значение для нашей коллективной и индивидуальной способности в качестве разумных существ мыслить, проявлять эмоции, общаться друг с другом, зарабатывать себе на пропитание и получать удовольствие от жизни. Учитывая этот факт, укрепление, защита и восстановление психического здоровья могут восприниматься индивидуумами, сообществами и содружествами во всем мире как действия, имеющие жизненно важное значение.

Детерминанты психического здоровья

Уровень психического здоровья человека в каждый данный момент времени определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами. Так, например, насилие и устойчивое социально-экономическое давление признается фактором риска для психического здоровья. Очевидные фактические данные связаны с сексуальным насилием.

Плохое психическое здоровье связано также с быстрыми социальными изменениями, стрессовыми условиями на работе, гендерной дискриминацией, социальным отчуждением, нездоровым образом жизни, физическим нездоровьем, а также с нарушениями прав человека.

Существуют также особые психологические и личностные факторы, из-за которых люди становятся уязвимыми перед проблемами с психическим здоровьем. Биологические риски включают генетические факторы.

Укрепление и защита психического здоровья

Укрепление психического здоровья включает действия, которые укрепляют психологическое здоровье. Они могут включать создание окружающей среды, поддерживающией психическое здоровье.

Атмосфера, в которой обеспечены уважение и защита основных гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав, является основой психического здоровья. При отсутствии безопасности и свободы, обеспечиваемых этими правами, поддерживать высокий уровень психического здоровья сложно.

Национальная политика в области охраны психического здоровья должна быть ориентирована на психические расстройства и на более широкие аспекты, способствующие укреплению психического здоровья. Укрепление психического здоровья необходимо учитывать в стратегиях и программах. Помимо сектора здравоохранения к решению этих вопросов необходимо привлекать такие сектора, как образование, трудоустройство, правосудие, транспорт, окружающая среда, жилищное строительство и социальное обеспечение.

Конкретные пути укрепления психического здоровья включают следующие:

  • мероприятия в раннем детстве (например, создание стабильной обстановки, отвечающей потребностям детей в плане здоровья и питания, обеспечивающей защиту от опасных факторов и возможности для раннего обучения и общения с другими на принципах отзывчивости, эмоциональной поддержки и стимулирующего воздействия на развитие);
  • поддержка детей (например, программы по приобретению навыков, программы по развитию детей и молодых людей);
  • предоставление социально-экономических возможностей женщинам (например, улучшение доступа к образованию и схемы микрокредитования);
  • социальная поддержка пожилых людей (например, инициатива по организации знакомств, местные дневные центры для престарелых людей);
  • программы, нацеленные на уязвимых людей, включая меньшинства, коренные народы, мигрантов и людей, пострадавших от конфликтов и стихийных бедствий (например, психосоциальные мероприятия после стихийных бедствий);
  • мероприятия по укреплению психического здоровья в школах (например, программы, поддерживающие экологические изменения в школах);
  • мероприятия по укреплению психического здоровья на рабочих местах (например, программы по профилактике стресса);
  • стратегии в области жилищных условий (например, улучшение жилищных условий);
  • программы по предотвращению насилия (например, ограничение доступа к алкоголю и оружию);
  • программы развития отдельных сообществ (например, инициативы «Сообщества, которые заботятся», комплексное сельское развитие);
  • уменьшение масштабов нищеты и социальная защита неимущих;
  • антидискриминационные законы и кампании;
  • укрепление прав и возможностей лиц с психическими расстройствами и заботы о них.
Читайте также:  Здоровье протеин вреден для здоровья

Уход и лечение в области психического здоровья

В контексте национальных усилий по разработке и осуществлению политики в области психического здоровья крайне важно не только защищать и укреплять психическое благополучие граждан, но также решать проблемы, связанные с потребностями лиц с определенными психическими расстройствами.

В течение минувшего десятилетия значительно улучшилось понимание того, что необходимо делать в отношении растущего бремени психических расстройств. Растет объем информации, свидетельствующей о результативности и эффективности с экономической точки зрения важнейших мероприятий по приоритетным психическим расстройствам в странах с различными уровнями экономического развития. К примерам таких действий, которые являются эффективными с экономической точки зрения, выполнимыми и доступными по стоимости, относятся:

  • лечение депрессии с помощью психотерапии и в случае депрессии средней или тяжелой степени антидепрессантами;
  • лечение психозов антипсихотическими средствами в сочетании с психосоциальной поддержкой;
  • налогообложение алкогольных напитков и ограничение их продажи и рекламы.

Кроме того, существует ряд эффективных мер для предотвращения самоубийств, предотвращения и лечения психических расстройств у детей, предотвращения и лечения деменции, а также лечения расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ. В рамках Программы действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья (mhGAP) разработаны основанные на фактических данных руководящие принципы для неспециалистов, с помощью которых они смогут выявлять и вести ряд приоритетных расстройств психического здоровья.

Деятельность ВОЗ

ВОЗ поддерживает правительства в их стремлениях укрепить психическое здоровье. ВОЗ анализирует фактические данные по укреплению психического здоровья и работает с правительствами с целью распространения этой информации и включения эффективных стратегий в политику и планы.

В 2013 году Всемирная ассамблея здравоохранения утвердила Комплексный план действий в области психического здоровья на период 2013-2020 годов. План отражает решимость всех государств-членов ВОЗ принять конкретные меры, направленные на укрепление психического здоровья, и содействовать достижению глобальных целей.

Важнейшая цель Плана действий состоит в том, чтобы укреплять психическое благополучие, предотвращать психические расстройства, обеспечивать медицинскую помощь, ускорять выздоровление, укреплять права человека и снижать смертность, заболеваемость и инвалидность лиц с психическими расстройствами. Этот план направлен на достижение 4 задач:

  • укреплять эффективное лидерство и руководство в области охраны психического здоровья;
  • обеспечивать на первичном уровне комплексную интегрированную и четко реагирующую на изменения медико-санитарную и социальную помощь;
  • осуществлять стратегии укрепления психического здоровья и профилактики в области психического здоровья; и
  • укреплять информационные системы, фактические данные и исследования в области психического здоровья.

Особое внимание в этом плане действий уделяется защите и укреплению прав человека, укреплению гражданского общества и наделению его полномочиями, а также центральному месту медицинской помощи на первичном уровне.

Для выполнения поставленных в плане задач План действий предлагает и требует неоднозначных действий со стороны правительств, международных партнеров и ВОЗ. Министерствам здравоохранения необходимо будет принять на себя руководящую роль, а ВОЗ будет проводить работу с ними и с международными и национальными партнерами, включая гражданское общество, по осуществлению плана. Поскольку нет таких действий, которые устраивали бы все страны, правительству каждой страны придется адаптировать План действий к своим конкретным национальным обстоятельствам.

Источник

Adblock
detector