«Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников»
методическая разработка по физкультуре (4 класс) по теме
Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№2 г.Свирска»
Методическая разработка по теме:
«Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников»
учитель физической культуры Т.Л. Романенко
Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей. В игре растущий человек познает мир. В современном обществе подвижным играм уделяется все меньше времени, так как на смену пришли компьютерные игры. Если раньше дети разных возрастов играли на улице в прятки, классики, прыгали на скакалках, то сейчас этого просто не увидишь. Настораживает, что любимой игрушкой детей является компьютер, что они отдают предпочтение «Черепашкам-ниндзям», «Звездным войнам» и другим «стрелялкам». Любимой игрушкой называют ружьё.
Работая учителем физической культуры в начальных классах, отмечаю, что дети приходят в школу со слабым физическим развитием — не умеют приседать, прыгать на скакалке, бегать. Наши первоклассники — гиперактивные, легковозбудимые, нервные и психически неуравновешенные.
Для успешной учебной деятельности будущего первоклассника очень важна его физическая подготовленность. В детских садах должны быть созданы все условия, чтобы воспитанники получили достаточную физическую подготовку, которая даст возможность правильно развиваться и обеспечить в дальнейшем базу для успешной учебы в школе.
Известно, что отклонения в физическом развитии отрицательно сказывается на поведении ребенка, тормозят его умственную деятельность. Дети быстро утомляются, пассивны на занятиях, застенчивы и безынициативны, часто не успевают закончить работу вовремя, движения их не координированы, эти ребята не умеют правильно брать дыхание.
Центральной нервной системой регулируется вся жизнедеятельность организма. Умеренная физическая тренировка и физический труд укрепляют нервную систему, улучшает соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга, создают у ребенка уравновешенное нервно-психическое состояние. В детстве, благодаря высокой пластичности нервной системы, легче образуются условно рефлекторные связи, вырабатываются новые сочетания движений, которые ведут к образованию навыков многочисленных движений, необходимых человеку в жизни.
Хотелось бы, обратить внимание, что в детских садах и в школах игры входят в программу по физической культуре, но немало важную роль играет семья, которая чаще всего не контролирует сколько времени сидит ребенок у компьютера и во что он играет. Родители должны заниматься детьми, играя с ними в различные подвижные игры на отдыхе, они должны научить детей прыгать на скакалке, ловить мяч и т.д. Следует поддерживать у детей интерес к игре, помогать в их организации там, где ребёнок проводит значительную часть свободного времени, например, во дворе своего дома.
Говоря о содействии игры умственному развитию, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Ученые находят, что игра развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Ведь игроку приходится быстро выбирать и совершать из множества возможных операций одну, наиболее, по его мнению, целесообразную. Все это очень важно для развития личности.
В дошкольном и младшем школьном возрасте дети увлекаются подвижными играми. Подвижные игры развивают и совершенствуют двигательные навыки и умения детей и имеют огромное воспитательное и эмоциональное воздействие на воспитанников. Наличие интереса к игре, желание выиграть помогает сосредоточить внимание, активизировать восприятие, память, воображение. Стремление ребят к объединению в подвижных играх и спортивных упражнениях надо использовать для воспитания навыков поведения в коллективе, что особенно важно в период подготовки детей к школе. Ребята должны уметь подчинять свои интересы общей игровой задаче, согласовывать свои действия с действиями других играющих, делиться с ними опытом, помогать выполнять движения. Надо приучать детей к самостоятельности, учить и поощрять их желания самим организовывать игры и спортивные упражнения. Для воспитания инициативы, развития фантазии детей, можно предложить им самим придумать новые упражнения. Игры содействуют воспитанию дружбы, товарищества, сплочению детского коллектива. Нельзя забывать, что положительные результаты в физическом воспитании могут быть достигнуты лишь при наличии других условий нормальной жизни ребенка. Необходим определенный разумный режим, полноценное питание, достаточный сон, ежедневные прогулки и закаливающие процедуры, не менее важно обеспечить необходимые гигиенические условия игры, трудовой деятельности и отдыха. Постоянный контроль за состоянием здоровья и развития физических способностей детей повысит эффективность физической подготовки поступающих в школу детей. В физическое воспитание входит своевременное формирование физических качеств, двигательных навыков, создание интереса к различным видам двигательной деятельности, воспитание нравственно-волевых качеств.
Регулярные занятия физическими упражнениями воспитывают также навыки поведения в коллективе, способность проявлять волевые усилия, развивают инициативу и самостоятельность, помогает выработать привычку систематически заниматься физической культурой и спортом, привить важнейшие гигиенические навыки. Большое место занимают упражнения для мелких мышц кистей рук, стоп, шеи, а также сочетание нескольких упражнений, выполняемых слитно.
Одним из условий всестороннего развития растущего человека – это развитие основных движений, которые не только обуславливают развитие координации движений, силы, пространственной ориентировки, но и способствуют развитию ловкости, быстроты, выносливости – что необходимо для будущего школьника. Важно упражнять ребят в разных видах ходьбы и бега, которые окажутся необходимыми и в туристических походах, дальних прогулках.
Одной из важных задач физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста наряду с формированием у них основных движений является развитие двигательных качеств. Необходимо использовать специальные упражнения для развития быстроты, ловкости, силы. Дети с быстрыми резкими движениями быстрой реакцией с удовольствием соревнуются в беге на скорость, более выносливые сложные сочетания основных движений, например, бег змейкой с перепрыгиванием и т. д. способствует развитию ловкости детей. Ловкость развивается во многих подвижных играх, так как в них приходится приспосабливаться к изменяющимся игровым ситуациям, быстро менять движения, положение тела.
Учителя физической культуры отмечают, что у первоклассников лучше развиты мышцы разгибатели туловища, слабее – мышцы плечевого пояса. Поэтому необходимо активно содействовать укреплению именно эту группу мышц, что поможет достичь гармонического развития всех мышечных групп.
На важность и необходимость мышечных движений человека для развития деятельности мозга указывал ученик И.П.Павлова академик Быков. Он говорил, что без мышечных движений невозможно познание природы, тем более переделка ее в процессе труда, ни совершенствование самого человека в процессе воспитания.
Формирование двигательных умений дошкольников и младших школьников лучше всего происходит в игре. Тут мы подходим к истине о пользе подвижных игр, в которые можно играть без специальной подготовки в любом возрасте, так как в них нет сложной техники и тактики, а правила можно изменить по желанию. Подвижных игр много, они разнообразны, хороши ещё и тем, что участник сам регулирует нагрузку в соответствии со своими возможностями. Всегда есть игры, которые особенно любимы ребятами. Это пятнашки, прятки, игры со скакалкой, палкой, мячом, лентами.
Хотелось бы вспомнить игры, в которые больше всего любят играть дети.
Игры, которые с интересом играют дети в небольших помещениях (классе).
«Вороны и воробьи»
Участники игры выстраиваются в колонну по одному в середине площадки и расчитываются на первый-второй (1номера одна команда, 2 — другая). По обеим сторонам от играющих разложены предметы: справа – кегли («вороны»), слева – теннисные мячи («воробьи»).
Сначала играющие по указанию ведущего выполняют различные движения на месте (присесть, встать, руки в стороны и т.д.) Затем ведущий по слогам произносит слово либо во-ро-ны, либо во-ро-бьи. Участники стараются быстро схватить кегли или мячи. Не все участники остаются с предметами поскольку их меньше. Подсчитываются очки (у кого больше тот и выиграл). Игра проводится 7-9 раз, после чего подсчитывается число удачных стартов каждой команды.
Можно играть одной команде (если участников мало), тогда выбывают игроки и победителем становится один участник.
Игра развивает внимание, быстроту, с интересом играют все.
теннисные мячи (10-15 шт)
Две колонны игроков встают на расстоянии 3–4 шагов
одна от другой. Расстояние между игркоками – длина вытянутых рук, положенных на плечи впереди стоящих. В 5-6 шагах перед колонной проводят черту, за которую встают по одному представителю от команды – капитану. По сигналу капитану передают мяч (двумя руками от груди или другим способом) первому игроку своей команды, который ловит и возвращает обратно, сразу же принимая упор присев. Каждый, сделавший ответную передачу приседает. Когда последний в колонне игрок отдаст мячу капитану, то вся команда встает. Капитаны меняются для дальнейшей игры.
Теннисные мячи, волейбольные мячи (по количеству команд).
«Вызов номеров», «Эстафета зверей».
Игроки стоят перед стойками (флажками, кеглями …), расположенными в 15-20 шагах, и рассчитываются по порядку номеров. Построение может быть в колонах или шеренгами. Ведущий называет номер и игроки команд под этими номерами выбегают, огибают кеглю, возвращаются на свое место. Кто первый прибегает, тот получает очко.
Если играют игроки 1, 2 классов, то их вместо номеров, называют различными зверями (лисы, зайцы, тигры, медведи и т.д.)
все играющие делятся на три-пять команд, встают лучами от центра круга, повернувшись левым или правым боком к центру. Каждый луч-шеренга является командой. Игроки, стоящие крайними от центра круга, держат правой рукой эстафетную палочку (теннисный мяч). По общему сигналу крайние игроки с эстафетой бегут по кругу с внешней стороны бегут мимо остальных лучей до своей команды и отдают эстафету следующему игроку.
Правила игры запрещают касаться своих соперников, касаться других игроков. За нарушение правил начисляются штрафные очки.
Игроки рассчитываются на первый, второй. Первые номера (одна команда) встает по одну сторону круга, вторые номера (вторая команда) в другую, так чтобы расчет каждой команды по «порядку» номеров начинался от первых номеров (первые номера стоят рядом далее 2-ой, 3-ий, 4-ый и т.д.), все игроки стоят плечо к плечу. В каждой команде одинаковое количество игроков. Далее ведущий называет номер, игроки обеих команд под этим номером бегут за кругом (против часовой стрелки) до своих мест. Чтобы точнее увидеть победителя, можно в центр круга поставить кеглю или мяч. Игрокам необходимо добежать до своего места, забежать в круг и схватить мяч. Ведущий подсчитывает очки каждой команды.
Игра проводится 3-5 минут. Выигрывает команд, игроки которой набрали больше очков.
«Доброе утро, охотник!»Игры народов мира ( Швейцария)
Играют 10-15 человек.
Ход игры: игроки становятся в круг, выбирают охотника, который ходит за спинами игроков. Неожиданно он прикасается к плечу игрока. Тот, до кого дотронулись, поворачивается и говорит: «Доброе утро, охотник!», и тут же идет по кругу, но в направлении, противоположном тому, куда идет охотник. Обойдя полкруга, они встречаются, игрок вновь произносит: «Доброе утро, охотник!». И оба бегут, чтобы занять пустое место в круге. Тот, кто не успел это сделать, становится охотником.
Источник
Конспект урока для учащихся 4 класса по физической культуре «Игровые упражнения»
специалист в области арт-терапии
Тема: «Подвижные игры и игровые упражнения»
Цель: формирование базы подвижных игр для самостоятельного развития двигательных качеств, физического самосовершенствования и укрепления здоровья.
Задачи:
Образовательные:
-расширять у школьников разнообразную базу подвижных игр и игровых упражнений для умения развития двигательных способностей, используя основные виды движения : ходьба и бег;
– продолжать учить четко выполнять строевые упражнения и двигательные задания по словесной инструкции учителя , совершенствовать навыки построения по сигналу, цветовой ориентировке .
— Учить подбрасывать и ловить малый мяч одной рукой.
Воспитательные:
-воспитывать наблюдательность и внимание,
-формировать коммуникативные компетенций: навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе,
— формировать положительные черты характера, сотрудничество и взаимопомощь ,
— развивать волевые качества: выдержка, дисциплинированность и настойчивость в достижении результата.
— формировать адекватность социального поведения .
Оздоровительные:
-Улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма;
— улучшение подвижности в суставах и мелкой моторики рук.
-учить следить за самочувствием и восстанавливать дыхание после выполнения задания.
Коррекционные:
-с помощью подвижных игр и игровых заданий совершенствование пространственной ориентировки и точности движений,
— коррекция свода стопы и правильной осанки ;
— развитие мелкой моторики и улучшение тактильных (кожных) ощущений;
-развитие предметно-манипуляторной деятельности рук (пальцев рук)
— развивать память, внимание, речевое дыхание, повышать познавательную активность
— развивать мыслительные операции: учить анализировать и обобщать.
Оборудование и инвентарь: мультимедийное оборудование, коврики разных цветов — 6 штук,
обручи- 3 шт, г. палки -3 шт. массажные маленькие мячи – 6 шт., ведерки с тактильными кубиками, карточки.
Тип урока- урок общего физического воспитания
Место проведения и длительность-40 мин., спортивный зал.
Содержание урока.
Вводная часть урока.
1.Дети заходят в зал в колонну
Построение учащихся в одну шеренгу,
Всем, всем — добрый день!
Дети: Всем, всем — добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок.
-Скажите,что помогает ребенку развиваться. (ОТВЕТЫ)
Вы растете, ваше тело изменяется и с изменением ваших особенностей должны изменяться двигательные умения и навыки .
2. Тема : Сегодня мы завершаем раздел подвижные игры .
«Развитие и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков, развитие координационных способностей через подвижные игры.»
Подвижные игры существовали издавна, и играли в них не только дети, но и взрослые! А все потому, что игры помогают быть здоровыми.
Как подвижные игры помогали людям раньше? ( ответы детей)
А для чего нужны в современном мире подвижные игры? (быть внимательными, владеть основными видами движения, улучшать здоровье)
Какие физические качества вы знаете?
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ МЫ БУДЕМ:
— закреплять умения четко выполнять задания в основных видах движения;
— развивать двигательные качества
— учиться ловле двумя руками и броску одной рукой вверх малого мячом ,
-учиться контролировать положение своего тела и свое самочувствие.
Двигательная подготовительная часть
-Равняйсь! Смирно!
Игра: «Верно-неверно»- развитие внимания и повторение правил безопасного поведения на уроках физкультуры и при проведении подвижных игр.
— Ребята,если я произнесу верное высказывание (правило), вы маршируете, если я произнесу ложное высказывание, приседайте.
1. Во время занятия( в полете) необходимо следить за своим самочувствием.
2. Строго выполнять указания и рекомендации учителя ( командира).
3. На уроке физкультура можно есть конфеты, жвачки, нужно громко чавкать.
4. Необходимо соблюдать дистанцию в строю и при выполнении упражнений.
5. Можно кричать и драться.
6. Завязывать шнурки нужно не выход из строя.
7. Можно резко и быстро выполнять все упражнения, чтобы достигнуть лучшего результата.
8. Запрещается толкаться,
-ставить подножки товарищу,
-заниматься с развязанными шнурками,
-перебивать учителя,
-общаться с товарищем на интересные темы.
9. В играх можно не соблюдать правила.
10. Ломать и портить инвентарь.
-Чтобы наше тело было крепким и здоровым, приступаем к его тренировке:
игровое задание «Разноцветный прямоугольник» тренирует : координационные способности, цветовую ориентировку в пространстве, внимание.
Ходьба с заданиями: (4 коврика разного цвета длинною 2метра каждый образуют прямоугольник)
а) на носках руки вверх по желтому коврику
б) на пятках руки за спиной по красному коврику
в) на внешней стороне стопы руки на пояс по голубому коврику
г) с высоким подниманием бедра руки перед собой согнуты в локтях ладонями вниз -без коврика
д) в полу-приседе руки вперед -зеленый коврик.
Построение в шеренгу. [/b]
Упражнения на дыхание.
П.и. « Слушай сигнал.»
1 свисток-ходьба строевым шагом
2 свистка-бег в медленном темпе
3 свистка- ходьба мелким шагом на носках.
Хлопок- остановка и удержание равновесия.
Ходьба с восстановлением дыхания.
Игровое задание — «Мы команда!» Тренирует -координационные способности, взаимодействия в коллективе.
Под музыку дети маршируют по залу, музыка замолкает, подается сигнал:
— В круг – становись!
-за Ромой в колонну становись! ( менять направляющего) ….
Построение в шеренгу.
Построение в шеренгу. Расчет на 1-2
Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание в шеренге на вытянутые руки.
Новая игра- : « Маскировка»[/b]. (по словесному сигналу занимающиеся должны четко выполнить задание).
Тропинка — ходьба между ковриками положив руки на плечи впередистоящему
Кочки — присед-остановка.
Копна — встать в круг руки вверх соединить.
Основная часть.
общеобразовательные упражнения на формирование правильной осанки сидя на ковриках с малым мячом в сочетании с дыхательными упражнениями. (Тренирует. Силу мышц туловища для удержания правильного положения тела.)
Самомассаж.
«Жарче»
Жарче, дырчатая тучка
Поливай водичкой ручки. -Растереть ладошки.
Плечики и локоточки,
Пальчики и ноготочки,
мой затылочек, височки,
Подбородочек и щёчки. — ]Постукивать пальцами по плечам, локтям, кистям, затылку, вискам, подбородку и щекам.
Трём мочалкою коленочки,
Щёточкою хорошенечко,
Пяточки, ступни и пальчики.
Моем девочек и мальчиков! -Растираем ладонями колени, ступни и пальцы ног.
Гимнастика для глаз. (следить за положением мяча глазами.)
Индивидуальная работа
Упражнения с малым мячом . (Выполнять движения в соответствии с текстом, упражнение развивает ловкость и силу кисти.)
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
1- Большим и указательным пальцами,
2- Большим и средним
3- Большим и безымянном
4- Большим и мизинцем
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк-
Мяч летает между рук. (2 раза)
Самостоятельная работа — броски малого мяча из руки в руку. (индивидуально усложнить задание,
новое задание броски в стену с расстояние 1-2 метра и ловля.)
ПОСТРОЕНИЕ В ШЕРЕНГУ.
-Двигательное качество сила. Какие ПОДВИЖНЫЕ игры могут развить это качество? ( ОТВЕТЫ)
Адыгейская подвижная игра в парах на развитие силы «Драчливый баран»
Цель игры: развитие выносливости, укрепление мышц туловища.
На игровой площадке очерчивается круг диаметром . 1,5—3,5 м (в зависимости от возраста детей).
Два игрока становятся на четвереньки друг перед другом так, чтобы правое (левое) плечо упиралось в правое (левое) плечо соперника. По условному сигналу судьи соперники стараются вытолкнуть друг друга из круга.
Правила игры: по договоренности можно менять плечи. Для этого нужно поднять руку, чтобы судья остановил встречу.
Проигравшим считается тот, кто: коснется какой-нибудь частью тела земли за очерченным участком; упадет или перейдет в другое положение, чем на четвереньках.
Работа в группе — эстафета.
«Выход в открытый космос». (тренирует двигательное качество –быстроту, ловкость и координацию движения и сообразительность.)
(2 дорожки, 2 обруча.).
1 задание,
инвентарь: дорожки из мягких ковриков, обручи, карточки с заданиями на знания видов спорта
Перекаты правым боком по коврику в группировке до обруча, сесть в него, переступанием повернуться вокруг себя один раз,( облететь вокруг корабля) взять карточку с заданием( например: перечислить зимние виды спорта из нарисованных на картинке) -назад вернуться бегом, подумать, дать ответ.
2 задание:
инвентарь: наглазники, тактильные пары кубиков.
проползти на четвереньках по дорожке из ковриков без контроля зрения в наглазниках до кубиков- найти пару для тактильного кубика.
Подвижная игра: «Космонавты» ( тренирует координацию движения, быстроту, ловкость)
Дыхательное упражнение.
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире. — После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание, учитель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.
Заключительная часть.
Релаксация. «Состояния воды.» (сидя и лежа на ковриках)
— Вода может быть твердой-жидкой-газообразной.
Я предлагаю вам побыть в этих состояниях
И.п. сидя , ноги скрестно:
-лед(напрячь все тело, сидя на коврике)
-солнышко пригрело- лед превращается в воду, а вы в лужу,( постепенно расслабить части тела, лечь, -лужа)
-солнце греет сильнее и лужа испаряется превращаясь в облако.( постепенно поднять руки, спину-сесть, -встать)
Подведение итогов урока.
Наш урок заканчивается. Сегодня на уроке мы играли и …
(Развивали физические качества….)Какие?
1.Как вы себя чувствуете?
2.Вам понравился урок?
3.Что на уроке вас порадовало.
4. Что на уроке вас сегодня огорчило.
5. Оценка.
Домашнее задание.
Выбрать физическое качество, которое хотелось бы вам развить и придумать или подобрать из уже разученных -игру для его развития.
УРОК ЗАКОНЧЕН.
Источник