Меню

Компонентами здоровья являются ответ

Компонентами здоровья являются ответ

Основы здорового образа жизни студента
1. ЗДОРОВЬЕ И ЕГО КОМПОНЕНТЫ

Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни населения, особенно молодежи, являются сегодня актуальной проблемой. Как отмечает А.Г. Сухарев (Здоровье и физ. воспитание детей и подростков,1991 г., с.34), среди современной молодежи можно выделить две взаимно противоположные группы: одна резко ограничивает свою двигательную активность и игнорирует средства физического воспитания, а другая одержима большими спортивными результатами и стремлением использовать для этого максимальные тренировочные и соревновательные нагрузки. Это не способствует укреплению здоровья, гармоничному развитию человека и готовности к разнообразной деятельности. Поэтому необходимо творческое осмысление теоретических и практических основ существующей системы физического воспитания с учетом необходимости укрепления здоровья молодежи.

В ХIХ веке немецкий философ А. Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения». Формирование здорового образа жизни у молодежи имеет исключительное значение. Молодые люди составляют до 30% населения земного шара. В молодости (16-29 лет) закладывается основа трудовых, нравственных позиций, а также здоровья человека.

Что же такое здоровье?

Известно также определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), в соответствии с которым

По мнению Г.А.Апанасенко (2001) феномен жизни обеспечивается типовыми специализированными структурами, деятельность которых реализуется постоянной циркуляцией потоков пластических веществ, энергии и информации внутри системы, а также между ней и окружающей средой. На основании этого он дает следующее определение здоровью:

В настоящее время принято выделять следующие компоненты здоровья (Петленко В.И. и Давиденко Д.Н., 1998):

В обобщенном и несколько упрощенном виде критериями здоровья являются: для соматического и физического здоровья — я могу; для психического здоровья — я хочу; для нравственного здоровья — я должен.

Источник

Компоненты здоровья

Здоровье – многокомпонентное понятие. Целесообразно выделение следующих компонентов здоровья.

Соматическое здоровье –– текущее состояние органов и систем органов челове­ческого организма. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития чело­века. Эта программа развития опо­средована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой – обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Телесное или физическое здоровье .Физическое здоровье— важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы. Как биологическая система организм обладает интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.

Кроме того, организм обладает способностью сохранять индивидуальное существование за счет самоорганизации. К проявлениям самоорганизации относятся способность к самообновлению, саморегулированию и самовосстановлению.

Самообновление связано с постоянным взаимным обменом организма с внешней средой веществом, энергией и информацией. Организм человека – это система открытого типа. В процессе самообновления организм поддерживает свою упорядоченность и препятствует своему разрушению.

Физическое здоровье обусловливается способностью организма к саморегулированию. Совершенная координация всех функций – следствие того, что живой организм представляет собой саморегулирующуюся систему. Саморегуляция составляет сущность биологической формы развития, т. е. жизни. Это общее свойство биологических систем позволяет устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиолого-биохимические или другие биологические показатели (константы), например, постоянство температуры тела, уровень артериального давления, содержания глюкозы в крови и т. д. Поддержание степени упорядоченности проявляется в относительном динамическом постоянстве внутренней среды организма – гомеостазисе (homeostasis; греч. homoios – подобный, сходный + греч. stasis – стояние, неподвижность).

Следует иметь в виду, что самоорганизация биологической системы проявляется и в способности к самовосстановлению. Это качество обусловлено, прежде всего, регенерацией, а также наличием множественных параллельных регуляторных влияний в организме на всех уровнях его организации. Компенсация недостаточных функций за счет этих параллелей позволяет выжить организму в условиях повреждения, мера компенсации при этом отражает уровень жизнеспособности – его физическое здоровье. Важными компонентами физического здоровья являются вегетативный и иммунный статусы организма и сенсорное здоровье.

Фактически физическое здоровье — это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

Читайте также:  Справка группа здоровья кто выдает

К основным факторам физического здоровья человека относятся: 1) уровень физического развития, 2) уровень физической подготовленности, 3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок, 4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.

Психическое здоровье –– состояние психической сферы человека. Основу пси­хического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обес­печивающее адекватную регуляцию поведения.

Психологическое здоровье — динамическая совокупность психических свойств человека, обеспечивающая гармонию между потребностями индивида и общества и являющаяся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи, самоактуализацию (Т.Н.Жбанов).

Многие авторы описывают качества, присущие взрослым психологически здоровым зрелым людям. А.Маслоу выделил следующие характеристики, свойственные людям, которым удалось самоактуализироваться в жизни:

• наличие ориентации на реальность;

• принятие себя и окружающих такими, какие они есть;

• центрированность на проблеме, а не на себе;

• наличие потребности в одиночестве;

• автономность и независимость;

• отсутствие склонности к стереотипам в восприятии людей и явлений;

• идентификация с человечеством;

• способность к близким отношениям с людьми;

• наличие чувства юмора;

• высокая креативность и др.

По мнению К. Роджерса, «полноценное функционирование» человека, то есть психологическое здоровье, определяют следующие личностные характеристики (не упомянутые А. Маслоу), это: открытость переживаниям, которая предполагает глубокое и адекватное осознание своих мыслей и чувств, отсутствие тенденции к выработке неадекватных психологических защит от неприятных чувств и способность принимать свои чувства и мысли как основу для выбора поведения.

Таким образом, психологически здоровый человек подвижен и восприимчив к внешним изменениям, но обладает неким внутренним стержнем, запасом прочности, которые можно охарактеризовать как душевное здоровье, владеет эффективными способами психологической защиты, что позволяет ему противостоять разрушительным факторам реальности и оптимизировать свою жизнедеятельность.

Социальное здоровье заключается в способности адаптироваться к социальной среде, полноценному выполнению социальных функций. Социальное здоровье отражает социальные связи, ресурсы, способность к общению и его качество. Уровень социального здоровья — это мера социальной активности и деятельного отношения человека к окружающему миру.

Понятие «социальное здоровье» является достаточно новым в педагогике и психологии. Пока еще не сформулировано единое мнение о его критериях. В отечественной психологии и педагогике в качестве критериев социального здоровья выделяют наличие моральных норм и уровень духовного развития индивида (Е.В. Волынская), адаптацию к социальной среде (В.А.Магин), освоение нравственных ценностей в процессе реализации базовых потребностей и формирование валеологической культуры (Г.К.Зайцев).

Один из ведущих специалистов по вопросам психологии здоровья Г.С.Никифоров предлагает следующий «набор» качеств и свойств личности: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к физической и общественной среде, направленность на общественно-полезное дело, освоение культуры потребления материальных благ, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении. В юношеском возрасте важной составляющей социального здоровья, связанной с адекватным восприятием социальной действительности и адаптацией к общественной среде, является профессиональное самоопределение. В педагогических и психологических исследованиях, посвященных проблемам профессионального образования, профессиональное самоопределение рассматривается как определенный этап личностного и социального развития индивида.

Критерии социально-психологического здоровья человека:

• осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического Я;

• чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

• позитивная критичность к себе и собственной деятельности (в том, числе и психической) и ее результатам;

• соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

• способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами;

• способность к позитивному планированию своей жизнедеятельности и реализации этого плана;

• способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных обстоятельств и ситуаций.

Связующим элементом для двух форм здоровья (психофизиологическое и социально-психологическое) и необходимым условием для их целостного гармонического развития является индивидуальный стиль жизнедеятельности человека. Негативные изменения индивидуального стиля жизнедеятельности приводят к различным формам проявления нездоровья (от соматических до психических и личностных), которые могут со временем принять хронический характер и тем самым предопределить патогенное развитие человека как социально-биологической целостности.

Читайте также:  Что такое эмоциональное здоровье человека

Сексуальное здоровье –– комплекс соматических, эмоциональ­ных, интеллекту­альных и социальных аспектов сексуального существо­вания человека, пози­тивно обогащающих личность, повышающих ком­муникабельность человека и его способность к любви.

Репродуктивное здоровье –– компонент здоровья, определяющий репродуктивную функцию организма.

Нравственное здоровье –– комплекс характеристик мотивацион­ной и потребно­стно-информационной основы жизнедеятельности чело­века. Основу нравст­венного компонента здоровья человека опреде­ляет система ценностей, уста­новок и мотивов поведения индивида в соци­альной среде.

Профессиональное здоровье –– состояние, определяющее эффективность профессиональной деятельности человека.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Тест с ответами по теме «Здоровый образ жизни как междисциплинарный феномен»

Если человек решил вести здоровый образ жизни нужно целостно изменить своё поведение.

Если человек решил вести здоровый образ жизни нужно целостно изменить своё поведение.

1. Биологическим критерием здорового тела является

1) возможность адекватной физической активности;+
2) правильные пропорции;
3) соответствие формальным критериям анализов;
4) толерантность к сверхнагрузкам.

2. Благополучие в терминах Всемирной организации здравоохранения обозначается как

1) average happiness;
2) self-esteem;
3) well-being;+
4) well-existing.

3. В лечении каких патологий в наибольшей степени может помочь изменение образа жизни?

1) ишемической болезни сердца;+
2) наследственной гипертрофической кардиомиопатии;
3) синдрома Бругада;
4) тетрады Фалло.

4. В чём причина необоснованного негативного аффекта в отношении здоровья?

1) негативное сопоставление представления о себе и требований социума;+
2) нейтральное сопоставление представления о себе и требований социума;
3) отсутствие сопоставления представления о себе и требований социума;
4) позитивное сопоставление представления о себе и требований социума.

5. В чём социокультурная специфика положения врача?

1) врач – носитель власти;+
2) врач – носитель медицинского знания;+
3) врач – репрезентация медицины;+
4) врач – социальный маргинал;
5) врач – часть карательной машины.

6. В чём цели психотехник, в частности медитации?

1) концентрация на ощущениях телесности;+
2) очищение сознания от посторонних мыслей;+
3) повышение сексуального влечения;
4) развитие сверхспособностей;
5) управление вегетативными функциями.

7. Достаточно ли отсутствия болезней для определения состояния организма как здоровья согласно определению ВОЗ?

1) достаточно, если отсутствуют физические увечья;
2) достаточно, если человек социально активен;
3) достаточно, если человеку менее 40 лет;
4) недостаточно.+

8. Изначально стресс – это

1) биологическая патология;
2) биологически приспособительный механизм;+
3) культурная парадигма;
4) социальный конструкт.

9. Используется ли здоровый образ жизни в профилактике и лечении неинфекционных патологий?

1) да, но только у женщин;
2) да, но только у онкологических пациентов;
3) да, у всех групп пациентов;+
4) нет.

10. Как необходимо вести себя человеку, если он решил вести здоровый образ жизни?

1) достаточно исправить питание;
2) достаточно медикаментозно скорректировать факторы риска;
3) достаточно просто повысить физическую активность;
4) нужно целостно изменить своё поведение.+

11. Как обозначается степень следования пациента рекомендациям врача?

1) податливость;
2) подвластность;
3) подчинённость;
4) приверженность.+

12. Как соотносятся эмоции и тело?

1) эмоции существуют в чистом разуме;
2) эмоции – низшие функции тела;
3) эмоции – психологические функции, но воплощены в теле;+
4) эмоции – чисто душевные функции.

13. Как сосуществуют медицинские представления о здоровом образе жизни и социум?

1) медицинские представления глубоко маргинальны;
2) медицинские представления модифицируются социумом;+
3) медицинские представления существуют в отрыве от социума;
4) наблюдается диктат доказательной медицины.

14. Какие из перечисленных образов являются компонентами образа здоровья в современной культуре?

1) аскетичность;
2) здоровое тело;+
3) зеленый цвет;+
4) индустриальная мощь.

15. Какие компоненты включает в себя понятие здорового образа жизни?

1) красивое тело;
2) простая сумма идеальных биологических показателей;
3) репрезентация образа здоровья;+
4) целостное изменение стиля.+

16. Какие компоненты включает здоровье по определению Всемирной организации здравоохранения?

1) государственное здоровье;
2) национальное здоровье;
3) психологическое здоровье;+
4) социальное здоровье;+
5) физическое здоровье.+

Читайте также:  Здоровье светланы рожковой сегодня

17. Какие психотехники стали частью современного образа здоровья?

1) исихазм;
2) йога;+
3) майевтика;
4) медитация;+
5) употребление мухоморов и пейотля.

18. Каким образом взаимодействуют медицинские и общекультурные представления о здоровье?

1) медицина целиком диктует культурный взгляд;
2) медицинский взгляд маргинален по отношению к культурному;
3) они взаимодействуют и взаимообогащаются;+
4) они строго сепарированы.

19. Каким термином совокупно именуется общественная идеология здоровья?

1) healthcare;
2) healthism;+
3) medicalization;
4) well-being.

20. Какова глобальная функция психологического уровня организации человека?

1) обеспечение размножения;
2) обеспечение эффективного обучения;
3) связь социальной жизни и физического дела;+
4) совладание со стрессом.

21. Какова конструктивная стратегия в случае стойкого несоответствия тела культурному стандарту?

1) изменение отношения к себе;+
2) ниспровержение культурных норм;
3) применение методов хирургии;
4) самоненависть.

22. Какова особенность адаптивных возможностей организма?

1) их возможности крайне узкие;
2) они безграничны;
3) они имеют видовые ограничения;+
4) они теряются после 18 лет.

23. Каковы компоненты высокой приверженности?

1) директивный стиль врача;
2) забывчивость пациента;
3) интенциональность пациента;+
4) мотивированность пациента;+
5) отсутствие мотивации.

24. Каковы основные культурологические понятия, характеризующие здоровый образ жизни?

1) идиолект;
2) культурная апроприация;
3) медикализация;+
4) образ, репрезентация;+
5) телесность.+

25. Каковы основные психологические подходы в борьбе с негативными последствиями стресса

1) борьба до полного истощения;
2) избегание стрессогенных ситуаций;+
3) отрицание стресса;
4) формирование конструктивного отношения к социальной ситуации, чтобы она перестала быть стрессогенной.+

26. Какой должна быть здоровая пища в идеале хелсизма?

1) жирной;
2) органической;+
3) питательной;
4) синтетической.

27. Концепция здорового образа жизни

1) определяется директивно;
2) принадлежит только медицине;
3) является изолированной;
4) является плодом взаимовлияний ряда областей культуры.+

28. Критериями здоровья сердечно-сосудистой системы являются

1) атриовентрикулярный ритм;
2) высокая вариабельность сердечного ритма;+
3) низкая фракция выброса;
4) нормальное артериальное давление;+
5) нормальный липидный спектр.+

29. Наиболее благоприятным для сердечно-сосудистой системы является состояние с

1) высокой вариабельностью ритма сердца;+
2) желудочковой экстрасистолией IV класса по Лауну-Вольфу;
3) низкой вариабельностью ритма сердца;
4) частой наджелудочковой экстрасистолией.

30. Наиболее диагностически ценные в отношении атеросклероза показатели липидограммы – это

1) коэффициент атерогенности;+
2) липопротеиды низкой плотности;+
3) липопротеиды очень низкой плотности;
4) хиломикроны.

31. Понятие здорового образа жизни – это понятие

1) и научное, и обыденное;+
2) мифологическое;
3) строго научное;
4) только обыденное.

32. Рекомендации врачей по здоровому образу жизни

1) сочиняются врачом из чистого разума;
2) черпают данные в основном из альтернативной и комплементарной медицины;
3) черпают данные только из доказательной медицины;
4) являются сложным продуктом медицинских и общекультурных преставлений.+

33. Самоидентификация человека в западной традиции включает

1) «Я»;+
2) восприятие телесности;+
3) группу крови;
4) телесность.+

34. Состояние организма, при котором одновременно наблюдается масса тела выше нормы и нормальные показатели глюкозы, липидного спектра, артериального давления и т.д., обозначается как

1) метаболически здоровое ожирение;+
2) нормальное ожирение;
3) преморбидное ожирение;
4) физиологичное ожирение.

35. Стресс – это

1) истощение сил организма;
2) мобилизация организма в условиях опасности;+
3) подготовка организма к размножению;
4) часть процесса пищеварения.

36. Чем обуславливается образ здоровья?

1) индивидуумом;+
2) клиническими рекомендациями;
3) культурой;+
4) мнением врачебного сообщества;
5) указом президента.

37. Чем обусловлен психологический дискомфорт при сопоставлении желаемой и реальной телесности?

1) законодательными стандартами телесности;
2) идеальной природой символического;+
3) недостатками реального тела;
4) чаще всего психическим расстройством.

38. Что входит в научно обоснованные рекомендации по здоровому образу жизни относительно состояния тела?

1) высокие запасы жира;
2) максимизация мышечной массы;
3) снижение массы тела до индекса массы тела

Если хотите поблагодарить автора за кропотливый труд, полученные знания и уникальный ресурс, то можете отправить ДОНАТ.
Это позволит автору видеть вашу заботу и обратную связь.

Источник

Adblock
detector