Компонентами культуры здоровья личности
Библиографическая ссылка на статью:
Бичева И.Б. Культура здоровья личности: научно-теоретический контекст // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/09/16491 (дата обращения: 31.05.2021).
Социальная направленность государственной политики в области образования, в том числе дошкольного, главным приоритетом определяет сохранение и укрепление здоровья педагогов и воспитанников, поскольку здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного «физического, духовного и социального благополучия личности, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [1].Важнейшей качественной характеристикой здоровой личности научным сообществом признается культура здоровья, как одно из основных направлений становления культуры современной личности. В настоящее время среди ученых отсутствует единая точка зрения на определение понятия «культура здоровья». Это связано с различными аспектами исследований в области философии, психологии, социологии, валеологии, медицины, педагогики и других научных сфер деятельности, развивающих концепции здоровья с позиций аксиологического, акмеологического, системного, культурологического, социокультурного и других подходов. Выделим наиболее значимые для нашего исследования позиции.
Прежде всего, культура здоровья рассматривается как значимая характеристика и одна из составляющих культуры общества и личности, определяющая социализацию и социальную успешность личности в процессе жизнедеятельности (З.И. Колычева); формирующая «совокупность знаний, ценностей, норм, идеалов, установок, связанных с представлениями о здоровье как ценности, выполняющих регулятивно-ориентирующие функции в отношении тех видов деятельности, которые обеспечивают формирование, поддержание и укрепление здоровья» (И.М. Быховская), а также «информированность в области здоровьесбережения» и практико-ориентированную потребность личности к ведению здорового образа жизни, проявлению заботы о своем здоровье и здоровье окружающих (Л.Н. Волошина).Во многих исследованиях, как отмечает Маджуга (2005), встречается понятие «валеологическая культура личности», что рассматривается как синоним понятию «культура здоровья личности», поскольку валеология – наука, изучающая индивидуальное здоровье человека, пути его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности.
Д. Алхасовым введено понятие «ортобиотическая кулура здоровья». Наука «Ортобиотика» изучает здоровье человека, прежде всего, способы самосбережения, самосохранения и укрепления здоровья, построенные на рациональном и разумном образе жизни и осознании самоценности собственной жизни. Ученым выделены методы, формирующие ортобиотическую культуру здоровья учащихся: физические, направленные на укрепление двигательной и физической подготовленности, повышение работоспособности; психофизические, обеспечивающие процессы саморегуляции организма; биоэнергетические, основанные на особенностях управления биологическими процессами, являющимися основой функционирования здоровой личности; моделирование, определяющее разработку и осуществление психических моделей жизненных ситуаций и возможностей корректировки собственных действий; образные, синтезирующие двигательные образцы с целью творческого самовыражения [2].
Важным аспектом рассматриваемой проблемы является положение о деятельностном характере формирования культуры здоровья личности, так как именно осознанные действия и отношения к своему здоровью, здоровью других людей и ведению здорового образа жизни определяют качество индивидуального и общественного здоровья (З.И. Тюмасева). Деятельно-практическое отношение к характеристикам здоровья, двигательным навыкам в соответствии с принятыми ценностями, нормами, идеалами, образцами актуализируют содержание, смыслы, направленность и объективность валеологических представлений и ориентаций, обеспечивая контроль, ограничение и «дисциплинирование» (М. Фуко) тела человека в социальной практике, целенаправленно формируя показатели здоровья.
Исследователями выделяются интегративные характеристики культуры здоровья личности, включающие: ценностный, интеллектуальный, когнитивный, мотивационный, эмоциональный, личностный, смысловой, действенно-практический, волевой и другие компоненты (О.А. Ахвердов, В.Н. Ирхин, В.А. Магин, В.В. Кожанов, З.И. Колычева, К. К. Платонов, др.). Различные компоненты культуры здоровья личности выполняют особые функции (аксиологическую, коммуникативную, восстанавливающую, творческую, диагностическую, другие), а содержательно увязываются с развитием валеологического сознания, валеологической образованностью, валеологическими знаниями и умениями физического и психического саморазвития; валеологически направленным мировоззрением и мышлением; развитием мотивационной сферы личности, эмпатии, рефлексии, культуры чувств; достижением необходимого уровня здоровья.
По мнению О.Л. Трещевой, важными составляющими культуры здоровья личности являются: наличие позитивных целей и ценностей; осмысленность отношения к своему здоровью, природе и обществу; организация здорового образа жизни. Комплекс данных характеристик позволяет учитывать индивидуальные особенности организма и регулировать различные состояния человека; разрабатывать и воплощать здоровьесохраняющие и развивающие программы с целью достижения гармоничного единства всех компонентов здоровья и целостного развития личности.
Таким образом, культура здоровья личности характеризуется как поликомпонентное личностное образование, включенное в единую систему общей культуры человека; выражающее эмоциональное и ценностное отношение человека к своему индивидуальному здоровью, здоровью другого человека и здоровью всего общества; направленное на процесс освоения валеологического опыта и реализации потребности к осуществлению здорового образа жизни. Определяя понятие «культура здоровья», учеными отмечается целостность, практическая ориентация системы валеологических знаний и умений, связанных с физическим и психическим саморазвитием, совокупностью норм и ценностей, отражающих представления о культуре здоровья. Осмысленность и осознанность научных знаний о здоровье и его ценности в жизни конкретной личности приводят к эмоциональным переживаниям; формируют личностные позиции, являющиеся «мерой ценностно-смыслового отражения действительности» (Мильруд 1990); развивают уверенность и готовность целенаправленно следовать по пути здоровьесбережания, здоровьеформирования, здоровьясовершенствоваания и здоровьетворчества. С.Н. Горбушина отмечает, что «феномен культуры здоровья, включающий исторически закрепленную человечеством программу организации безопасной жизнедеятельности и преемственности воспитания здорового поколения, содержит в себе бесконечное множество смыслов и значений здорового образа жизни, в диалоге с которыми человек самоорганизует собственную деятельность, поведение и общение в русле безопасности жизни, охраны и укрепления здоровья» [3, с. 47].
Культуру здоровья и здоровый образ жизни важно рассматривать как категории целенаправленного воспитательного, мировоззренческо-преобразующего воздействия на формирование развивающейся личности. Данный контекст основывается на идее здоровья человека как гармоничной и открытой биоэнергоинформационной системы, взаимодействующей с различными факторами окружающей среды, преобразование которых оказывает неизбежное влияние на человека. Мировоззренческий аспект обосновывает «культуру здоровья» как «непрерывно трансформирующуюся систему знаний, ценностно-смысловых установок, мотивационно-волевого опыта личности и ее практической деятельности, направленной на познание, развитие, совершенствование индивидуального здоровья, необходимого для качественной жизни, продуктивного долголетия, радостного выполнения обязанностей, которые возлагает на человека жизнь» [2]. Культура здоровья с точки зрения составной части мировоззренческой позиции человека складывается из культуры «отношения к собственному телу, к своему социальному окружению, значимым другим, семье, профессии, к миру и жизни в целом»; проявляется как «здоровьтворящее мышление и здоровьесберегающее, здоровьеформирующее поведение» [2].
Проведенный научно-теоретический анализ совершенно очевидно показывает, преобразование социальной сферы деятельности необходимо начинать с воспитания культуры здоровья личности как возможности противостояния негативным факторам современного мира и достижения высокого уровня здоровья. Поэтому мы рассматриваем культуру здоровья личности как системообразующий и жизнеобеспечивающий компонент здоровья и важнейшую качественную характеристику уровня развития, воспитания и оздоровления личности. Дошкольное образование становится в этих условиях важнейшим ресурсом формирования жизненно важных мотивов, представлений, навыков в области культуры здоровья и здорового образа жизни в единой системе субъект-субъектного взаимодействия: «воспитанники-педагоги-родители-социальное окружение», что актуализирует поиск инновационных способов подготовки будущих педагогов 11.
Источник
Научная разработка на тему «Культура здоровья».
специалист в области арт-терапии
Культуру здоровья — это общекультурный феномен, предполагающий единство, взаимоопределение и взаимовлияние всех компонентов его составляющих. Культура здоровья есть прежде всего социальный механизм накопления, хранения информации о здоровье, здоровом образе жизни и всех его составляющих с последующим переходом знаний в желание овладеть здоровьесберегающими и оздоравливающими технологиями, а также способностью реализовать их в социальных отношениях.
Основные компоненты культуры здоровья:
Когнитивный компонент – это знания человека о своем здоровье, понимание его роли в жизнедеятельности и продуктивном долголетии, осведомленность об основных факторах как разрушающих, так и восстанавливающих здоровье, понимание того, что есть «человек» как сложная, открытая биолого-психологическая, социально- культурная и природно-космическая система.
Ценностно-смысловой компонент — это осознание здоровья как общечеловеческой ценности.
Эмоционально-волевой компонент – это пере живания и чувства человека, связанные с состоянием здоровья (особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением или улучшением духовной, душевной и телесной составляющей индивидуального здоровья), а также волевые усилия личности, направленные на его восстановление и развитие.
Мотивационно-поведенческий компонент – это о собенности мотивации в области ведения здорового образа жизни, характеристики поведения человека в случае ухудшения здоровья, поведенческие реакции, направленные на сохранение, укрепление и формирование здоровья, желание поделиться с окружающими опытом здоровьесбережения и формирования здоровьесберегающей среды.
Утренняя гимнастика приводит организм в работоспособное состояние после сна, повышает общий тонус и настроение, устраняет сонливость и вялость. Значение утренней гимнастики не ограничивается чисто физиологическим воздействием физических упражнений. Утренняя гимнастика организует день обучающегося, обеспечивает высокую эффективность умственного и физического труда.
Утренняя гимнастика должна состоять исключительно из упражнений на гибкость, подвижность, дыхание. Она призвана усиливать ток крови и лимфы, активизировать обмен веществ и все жизненные процессы, ликвидировать застойные явления после сна. Утренняя гимнастика исключает использование упражнений на силу и выносливость. Утренняя гимнастика, а точнее, ее нагрузка и интенсивность должны быть значительно меньше, чем в дневных тренировках. В целом, она не должна вызывать утомления. Ведь организм еще не совсем проснулся и не может работать с полной отдачей.
Гимнастика представляет собой ежедневное выполнение комплекса общеразвивающих упражнений на протяжении 6-8 минут, который меняется через каждые 3-4 недели. Благоприятно проводить гимнастику на свежем воздухе или в проветриваемом помещении.
Комплекс утренней гимнастики
(комплекс упражнений утренней гимнастики разработан
для детей 11 – 12 лет)
Упражнение 1. Исходное положение – основная стойка,
1. Руки вперед – вдох.
2. Руки в сторону, ладони кверху.
3. Стойка на носках, руки вверх
4. Исходное положение – выдох.
Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 2. Исходное положение – основная стойка,
1-4 .Ходьба с размашистыми движениями рук, сжимая и
Дыхание равномерное. Темп средний.
Продолжительность 30-40 сек.
Упражнение 3 . Исходное положение – основная стойка,
1. Левую ногу махом назад, руки махом вверх – вдох.
2. Исходное положение – выдох.
3-4 То – же, правой ногой.
Темп средний. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 4 . Исходное положение –стойка, ноги
врозь, руки назад, пальцы переплетены.
1. Наклон влево, руки вправо.
2. Исходное положение.
3-4. То же, вправо.
Дыхание равномерное. Темп средний. Повторить 6-8 раз
Упражнение 5. Исходное положение – основная стойка,
1-2 Полуприсед, руки вверх – выдох.
3-4 Исходное положение – вдох
Темп средний. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 6. Исходное положение – основная стойка,
1-2. Наклон вперед – выдох.
3-4. Исходное положение – вдох.
Темп средний. Повторить – 6-8 раз.
Упражнение 7. Исходное положение – основная стойка,
1. Левую руку вверх, правую вперед.
2. Правую руку вверх, левую вперед.
3. Левую руку вверх.
4. Исходное положение.
Дыхание равномерное. Начать медленно, ускорить до
Источник
Компонентами культуры здоровья личности
В условиях обострения социально-экономических отношений и преобразования российского общества возникают социальные и психологические проблемы, которые меняют внутренние ощущения, влияют на самочувствие и поведение подрастающего поколения. Поэтому в последние годы специалисты обращают внимание на то, чтобы в систему воспитания общей культуры человека было включено в качестве ее неотъемлемого компонента воспитание культуры здоровья.
Необходимо отметить, что понятие «культура здоровья» разрабатывается в современных исследованиях в области валеологии и акмеологии как междисциплинарная категория, интегрирующая знания антропологических наук в культурологическом аспекте. Имеет место смешение понятий «культура здоровья», «культура здорового образа жизни», «валеологическая культура». Чаще ученые делают акценты на таких компонентах культуры здоровья, как ценностный, мотивационный, деятельностный. В исследованиях Л.П. Царевского рассматриваются другие компоненты: физический, физиологический, психологический, интеллектуальный. По мнению И.И. Новоселовой, культура здоровья состоит из: духовно-нравственного, эстетического, коммуникативного, когнитивного, креативного, мотивационно-деятельностного, чувственно-волевого, трансляционного компонентов.
Проведя глубокий анализ уже имеющихся литературных данных сущности « культура здоровья» можно сделать следующие выводы.
• Культура здоровья выражается в конструктивном поведении человека, которое способствует предупреждению и преодолению болезней.
• Ценностный потенциал культуры здоровья — это совокупность духовно-нравственных общественных ценностей.
• Ценностью культуры здоровья становится активная продолжительная жизнь с реализацией внутреннего потенциала.
• Основа культуры здоровья – осознанное ценностное отношение человека к собственному здоровью.
• Необходимостью для формирования культуры здоровья является ведение ЗОЖ.
• Показатель культуры здоровья – общая культура человека, выраженная в достаточном уровне физического, психического, духовно-нравственного и социального развития.
Т.о., «культура здоровья» предстает как составная часть базовой культуры личности, отражающая осознанное ценностное отношение человека к собственному здоровью, выраженная в достаточном уровне физического, психического, духовно-нравственного и социального развития, основанная на ведении ЗОЖ.
Культура здоровья состоит из 3 основных элементов: когнитивного, креативного и конативного.
Когнитивный элемент: приобретение, понимание, анализ, преобразование, использование знаний о здоровье и рефлексии.
Креативный элемент: самосовершенствование, преодоление стереотипов, наличие личностных позитивных результатов образования в области культуры здоровья
Конативный элемент: сформированная активная, целенаправленная, самоконтролируемая деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья.
Когнитивный (познавательный) элемент культуры здоровья предполагает наличие у человека желания и потребности к приобретению, пониманию, анализу, преобразованию и использованию знаний о сущности здоровья. Данный элемент способствует развитию следующих личностных качеств: физиологических (развитая работоспособность, энергичность); интеллектуальных (любознательность, вдумчивость, логичность, осмысленность, систематичность); владение культурными нормами традициями; способность воплощения добываемых знаний о здоровье в духовные, материальные, деятельностные формы. Когнитивный элемент предусматривает последовательное изменение самосознания подрастающего поколения, начиная с ситуативно обусловленных взглядов на проблему здоровья к устойчивому пониманию его роли в жизни человека.
Креативный (творческий) элемент культуры здоровья – это наличие личностных результатов самосовершенствования человека в физическом, психическом, духовно-нравственном плане и таких качеств личности, как инициативность, одухотворенность, изобретательность, неординарность, проницательность, прогностичность и т.д. креативный элемент обеспечивает подрастающему поколению возможность активного самосовершенствования и самореализации в процессе приобретения знаний о здоровье человека и ЗОЖ.
Конативный элемент (поведенческий) культуры здоровья включает моторно-волевую сферу регуляции жизненного опыта человека, изначально состоящую из способов некритических ситуативных поведенческих стереотипов детей, которые затем переходят в стадию осознанного критического усвоения ими элементов ЗОЖ, формирования положительных устойчивых привычек и проявления сформированной, активной, самоконтролируемой деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья.
Актуализация проблемы воспитания культуры здоровья связана с ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения. Только 10% выпускников могут считаться практически здоровыми. 50% имеют морфофункциональную патологию, у 40% выявлены хронические заболевания.
Источник