Меню

Комплексное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Комплексное сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Э.Ю. Воробьева
статья на тему

Процесс комплексной реабилитации строится как система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, спланированных с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка-инвалида и направленных на устранение или возможно более полную компенсацию имеющихся ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности

Скачать:

Вложение Размер
Реализация мероприятий по комплексному сопровождению — залог успешной реабилитации и социальной адаптации ребенка с ОВЗ 49 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Узнав о рождении ребенка с каким-либо заболеванием, родители испытывают подчас противоположные чувства – от недоверия и нежелания соглашаться с мнением врачей до полного отчаяния. Их беспокоят разные мысли: «Мне кажется, наш ребенок никогда не будет таким же, как другие», «Я думаю, что, если буду выполнять все рекомендации врачей, с моим ребенком все будет хорошо», «Почему это случилось с нами?» Сомнения могут быть самыми разными, однако все родители схожи в одном: они хотят быть уверенными в том, что информация, которой они обладают, – точная и при желании они всегда могут рассчитывать на поддержку и помощь квалифицированных специалистов. [6, с.12]

Такая задача часто по силам лишь специалисту, и в некоторых странах подобные полномочия возлагаются на плечи специалиста-координатора. [5, c.34] В его обязанности входит детальное знакомство с особенностями развития малыша, возможностями и ресурсами семьи, потребностями ребенка и родителей; обеспечение взаимодействия служб, в помощи которых нуждаются семья и ребенок; вызов специалистов на дом и организация необходимых консультаций; помощь родителям в овладении необходимыми навыками ухода за ребенком; представление интересов ребенка и семьи в различных государственных и общественных организациях, учреждениях, фондах. Роль специалиста-координатора может выполнять медицинская сестра, социальный работник, воспитатель, педагог, логопед или любой другой человек, компетентный в области проблем развития ребенка, специфики деятельности разных служб и специалистов, пользующийся доверием семьи и хорошо знакомый с её нуждами.

К сожалению, в наших условиях эти функции ложатся в основном на плечи родителей. Именно родители, зная не только специфику заболевания ребенка, но и его настроение, особенности поведения, могут вовремя заметить, помощь каких специалистов и когда может понадобиться.

Таким образом, сознательное участие семьи в процессе его социальной, педагогической и медицинской реабилитации — важнейшее условие социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При этом родителям чрезвычайно важно знать, какие права есть у их ребенка, в каких государственных и общественных учреждениях им смогут оказать поддержку. Родителям также важно знать, что своевременное обращение в учреждения здравоохранения, образования и социальной защиты населения для проведения комплексных реабилитационных мероприятий и оказания целенаправленной помощи специалистов является залогом дальнейшего успешного развития их ребенка.

Процесс комплексной реабилитации строится как система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, спланированных с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка-инвалида и направленных на устранение или возможно более полную компенсацию имеющихся ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности [1,с.7].

Первоочередной формой реабилитации данной категории детей является восстановительное лечение. Однако если необходимость средствами медицины осознается всеми родителями, то роль и место средствами образования понимается не столь однозначно.

В отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья, перестают действовать традиционные способы решения образовательных задач на каждом возрастном этапе. Каковы же приоритеты в работе с «особым» ребенком? Это ранняя диагностика первичного нарушения в развитии, целенаправленная психолого-медико-педагогическая помощь на ранних этапах развития ребенка, организация образовательной среды в соответствии с возможностями ребенка. В силу этого общество должно научиться решать проблемы детей там, где они проявились, оказывать целенаправленную помощь квалифицированных специалистов.

Таким образом, задачами современной системы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение комплексности, которая предполагает: анализ диагностической информации о ребенке и оценке его реабилитационного потенциала; разработку индивидуальных программ реабилитации; реализацию коррекционно-развивающих программ, требующих участия в их реализации семьи, необходимых специалистов, как учреждений социальной защиты, так и системы образования, здравоохранения.

Но при этом каждый из указанных аспектов реабилитации сам по себе в отдельности не позволяет достичь желаемого результата, его эффективность может повыситься только при условии взаимосвязи и согласованности действий всех участников реабилитационного процесса: медиков, психологов, педагогов, социальных работников, других специалистов и семьи.

В настоящее время на муниципальном уровне отсутствует структура, способная оказывать все необходимые виды комплексной помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям. Да и есть ли в этом необходимость, когда каждое из учреждений различной ведомственной принадлежности предлагает ряд реабилитационных мероприятий, направленных на развитие ребенка и поддержку семьи. Проблема остается лишь в отсутствии взаимодействия учреждений различной ведомственной принадлежности, занимающихся проблемами семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Очевидно, что необходима структура, являющаяся связующим звеном всех учреждений, обеспечивающих комплексную реабилитацию ребенка, имеющего инвалидизирующие заболевание.

В связи с несовершенством материально-технического, нормативно-правового, программно-методического обеспечения сегодня существует лишь прообраз данной структуры в виде психолого-медико-педагогической комиссии, которая, при решении выше указанных проблем, могла бы обладать полномочиями связующего звена в цепи межведомственного взаимодействия при оказании комплексных реабилитационных мероприятий нуждающимся детям и их родителям. Проблема осуществления межведомственного взаимодействия для проявления эффективности реабилитационного процесса остается важнейшей задачей сегодняшнего времени. И пока поиск путей ее решения ведется, специалисты всех ведомств проводят квалифицированные комплексные реабилитационные мероприятия, оказывая социальную, медицинскую и педагогическую помощь.

Специалисты комплексного сопровождения (психологи, логопеды, дефектологи) работают в детских поликлиниках, дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов, коррекционных и общеобразовательных школах, в специальных детских учреждениях системы социальной защиты населения и др.

Кроме знаний о коррекционных педагогах, к услугам которых семье, возможно, придется обратиться, нужно иметь информацию о примерном круге организаций, в которых родители могли бы получать требуемую помощь.

Это социальные службы, в которых родители детей-инвалидов узнают о государственных гарантиях помощи семье, о своих правах и правах детей: управления социальной защиты населения и центры социального обслуживания, в которых имеются отделы по работе с семьей и детьми, где можно зарегистрировать свою семью и ребенка, стать постоянным клиентом центра и пользоваться его услугами; социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, созданные для оказания социальной и психолого-педагогической помощи детям (здесь можно найти самых разных специалистов в зависимости от специфики работы центра). [3. с.76]

Семьи детей-инвалидов имеют в чем-то сходные затруднения и потребности, но помощь, необходимая каждой семье, всегда планируется индивидуально. Согласно социальной модели ребенок с инвалидностью должен быть равноправным субъектом общественных отношений, которому общество должно предоставить равные права, равные возможности, равную ответственность и свободный выбор с учетом его особых потребностей. [2, с.37] При этом ребенок с ограниченными возможностями должен иметь возможность интегрироваться в общество на своих собственных условиях, а не быть вынужденным приспосабливаться к правилам мира «здоровых» людей. [4, с.78]

Таким образом, реабилитация детей с ограниченными возможностями – это сложный, долговременный процесс, составляющими звеньями которого должны быть сам ребенок, компетентные, настроенные на положительный результат родители, специалисты на всем пространстве реабилитационного воздействия, с учетом межведомственного взаимодействия.

1. Бондаренко Б.С., Шериторова Д.Ч., Старобина Е.М. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболеваний нервной системы. Методические рекомендации. – СПб., изд. НВТ «БИМК-Д», 1998.536 с.

2. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного центра: практическое пособие

Под ред. В.В. Коркунова. – Екатеринбург, изд. УрГПУ, 2009. 242 с.

3. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы/Под ред. А.М. Панова. – М., 1997.

4.Л.М. Шипицина Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб., изд. Дидактика Плюс, 2002. 496с.

5. Devid Verner Реабилитация детей-инвалидов. Руководство для семей, имеющих детей с физическими и умственными недостатками. – М., изд. Филонтроп, 1995.

6. Сара Ньюмен (перевод Холмогоровой Н.Л.) Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей. – М., изд. Теревинф, 9-ое издание, 2016. 236с.

Источник

Комплексное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Потапенко Варвара Владимировна

Организация: МБДОУ №92

Населенный пункт: г. Курск

В настоящее время контингент воспитанников дошкольных учреждений составляют как дети с нормальным ходом психического развития, так и с различными вариантами психического дизонтогенеза, поэтому необходимо переосмысление сложившейся практики обучения и воспитания и определение наиболее оптимальных путей в осуществлении индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии. В связи с этим работа по сохранению укреплению и восстановлению здоровья дошкольников в условиях ДОУ должна занимать исключительное положение.

К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения.

Раннее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи такого ребенка – все это позволяет изменить дальнейшую траекторию развития дошкольника с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничения деятельности. Создание системы ранней помощи организует образовательный маршрут ребенка с ОВЗ.

Дети с особыми образовательными потребностями могут реализовать свой потенциал лишь при условии начатого и адекватно организованного процесса воспитанников, удовлетворение начатого и адекватно организованного процесса дошкольников, удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития (4).

Причинами необходимости создания специальной модели работы с дошкольниками с ОВЗ являются: поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи воспитанников; необходимость совершенствования методов психологической и коррекционно-педагогической работы; недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса для лиц с ОВЗ; недостаток в специальных знаниях.

Модель комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ имеет цель – создание оптимальной системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольной организации, направленного на всестороннее развитие ребенка, коррекцию его психофизических особенностей, актуальное включение в окружающую социальную среду, подготовку к школьному обучению.

Технология воспитания и обучения детей в рамках созданной модели характеризуется личностно-ориентированным подходом к ребенку, использованием таких видов психолого-педагогической деятельности, как поддержка, помощь, адаптация, коррекция и развитие.

Вся работа в системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ ведется в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, поэтому и в соответствии с требованиями к их документации.

Одним из условий успешности образовательного процесса является включение семьи в образовательное пространство. Сотрудничество с родителями процесс, от успешности которого во многом зависит эффективность достижений целей обучения, воспитания, коррекции.

Социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка как детского сада, так и семьи.

Формы работы с родителями носят как индивидуальный характер, так и групповой.

Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на дошкольников – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Участники воспитательно — образовательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.

Анализ психического развития ребенка в сопоставлении с жалобами родителей позволяет педагогу-психологу подготовить основания для выводов, рекомендаций, формулирования психокоррекционных программ(5). В процессе консультирования детей с проблемами в развитии нередко педагог-психолог сталкивается с искаженным родительским отношением к дошкольнику, что проявляется в неадекватных стилях семейного воспитания.

В комплексном сопровождении развития ребенка педагог является одним из главных «сопровождающих». В повседневной работе с ребенком, а поэтому от профессионального взаимодействия педагога-психолога с педагогическим коллективом во многом зависит эффективность системы сопровождения детей с ОВЗ.

Особые трудности у педагогов возникают из-за психологической некомпетентности, не зная, на что должна быть направлена коррекционно-развивающая деятельность в работе с конкретной особенностью воспитанника.

Организация комплексного сопровождения детей с ОВЗ осуществляется в 3 этапа:

  1. диагностическо — прогностический;
  2. коррекционно — формирующий;
  3. оценочно-проективный.

Особое место отводится психолого-педагогической диагностике развития детей, которая имеет динамичный характер на протяжении всего времени сопровождения дошкольника с ОВЗ.

В процессе диагностики выявляется уровень развития психических функций, определяется, какие из них развиваются наиболее успешно, а какие отстают. Необходимо это, прежде всего, чтобы опираться на сохранные функции в процессе воспитательно-образовательной работы (5).

Основными целями педагога-психолога и педагогов в работе с данной категорией детей являются: обеспечение позитивных сдвигов в психическом и физическом развитии дошкольника и целенаправленное продвижение относительно его собственных возможностей.

Повышение психолого-педагогической компетентности в работе с детьми с ОВЗ, профессиональное самосовершенствование всех участников медико – психолого — педагогического сопровождения повышают заинтересованность и понимание всех участников сопровождения в решении проблем развития дошкольников с ОВЗ (6).

Психологическая помощь детям с проблемами в развитии является важным звеном в системе их реабилитации.

Психологическая помощь дошкольникам с ОВЗ – сложная многоуровневая система, включающая в себя не только психокоррекционную и психоконсультативную работу, а также психологическое сопровождение, психологическую поддержку, психологическую диагностику, направленные на борьбу как за ребенка, так и за его семью в целом, его социальное окружение.

Основная цель психологической помощи детям с проблемами в развитии – это гармонизация их личностного и интеллектуального потенциала, исправление имеющихся нарушений в психическом развитии, профилактика всевозможных отклонений в развитии, обусловленных как внутренней спецификой психического дизонтогенеза, так и внешней (5).

Главные направления психологической коррекции детей с проблемами в развитии определяются ведущими симптомокомплексами, лежащими в основе дефекта ребенка.

Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.

Инклюзивное (франц. Inclusif – включающий в себя, от лат. Include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образовательное пространство основано на предоставлении новых форм дошкольного образования для детей с разными стартовыми возможностями.

Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения (3).

Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

Для создания полноценной воспитательно-образовательной среды в ДОУ необходимо полноценное, всестороннее взаимодействие воспитателей, коррекционных педагогов, медицинского персонала и администрации детского сада. Решение образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач зависит от слаженной работы специалистов во всех направлениях коррекционно-развивающей деятельности.

Таким образом, инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с ОВЗ, всей дошкольной образовательной системы.

Использование в работе модели комплексного сопровождения воспитанников с ОВЗ дает педагогу-психологу возможность понять свои успехи и неудачи, пересмотреть некоторые методы взаимодействия, используемые с дошкольниками и родителями, профессионально совершенствоваться и пополнять свои знания.

Список используемой литературы:

  1. Бурлова Н.Б. Социальная защита детства / Н.Б. Бурлова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012 № 10, с. 56-60.
  2. Гулидов П.В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений / П.В. Гулидов // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012 № 7, с. 42-45.
  3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева – М.: Просвещение, 2005, – 272 с.
  4. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И, Гончарова Е.Л. М.: Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья Просвещение, 2014, — 48 с.
  5. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001. – 220 с.
  6. Назарова Н.М. Интегрированное образование: генезис и проблемы внедрения// Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». – 2010. — №4. – С.15-16.

Источник

Читайте также:  Шампанское для здоровья женщины
Adblock
detector