Меню

Комплексная оценка здоровья населения критерии

Комплексная оценка здоровья населения

Традиционно под комплексной оценкой здоровья населения понимают совокупность количественных показателей, характеризующих демографические процессы, заболеваемость, физическое развитие и инвалидность.

Методологическим приемом, используемым в оценке состояния здоровья населения, является использование различных источников информации, разрабатываемых в рамках статистической отчетности.

Основная проблема состоит в выборе единого показателя, который бы достаточно полно отражал различные стороны такого многогранного явления, как здоровье. В настоящее время еще не разработаны методы количественной оценки здоровья в целом, о нем судят лишь по отдельным его характеристикам. К ним относятся данные о средней продолжительности жизни, смертности, заболеваемости, физическом развитии населения и др.

Средняя продолжительность жизни – интегральный показатель, в определенной степени показывающий обобщенное состояние здоровья людей, зависящее от воздействия многих факторов.

Методика расчета средней продолжительности жизни включает количество живущих и умерших людей в определенные промежутки времени. Количество живущих людей задается уровнем рождаемости, а количество умерших людей отражается в показателях смертности населения.

Осознавая невозможность сведения столь сложного понятия как здоровье населения к однозначной количественной характеристике, тем не менее показатель смертности считается наиболее достоверным показателем, в котором находят отражение сложное взаимодействие факторов (медико-биологических, социально-экономических, демографических и др.), оказывающих прямое и косвенное влияние на состояние здоровья населения. С другой стороны, предотвращение преждевременной смерти является одной из основных задач здравоохранения, имеющей для этого необходимые ресурсы. Воздействуя своей деятельностью на смертность населения, система здравоохранения оказывает влияние на среднюю продолжительность жизни, т.е. на состояние здоровья населения. Показатели смертности отличаются большей точностью и достоверностью по сравнению с данными о заболеваемости.

Главным источником информации, характеризующей заболеваемость, являются данные об обращаемости в лечебно-профилактические организации. Основной недостаток данных об обращаемости состоит в том, что они не дают полного представления об истинной заболеваемости: во-первых, ряд заболеваний не сопровождается обращениями за медицинской помощью (это относится особенно ко многим хроническим болезням); во-вторых, уровень обращаемости зависит от ряда факторов, не имеющих отношения к заболеваемости; наконец, ориентация на число обращений позволяет учесть только количественную сторону заболеваемости, игнорируя ее качественные аспекты, в первую очередь различия в степени тяжести заболеваний.

Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных признаков организма, позволяющих опередить запас его физических сил, выносливость и работоспособность. Оценка физического развития проводится в период медицинских осмотров, во время врачебного приема. Динамическое наблюдение за физическим развитием детей и подростков позволяет проследить тенденции формирования организма, их соответствие стандартам физического развития. Физическое развитие определяется соматоскопией, антропометрией и физиометрией. Данные физического развития подвергают статистической обработке с составлением вариационных рядов, вычислению средних величин, среднеквадратических отклонений и др. Проводится сопоставление полученных данных со специальным таблицам физического развития (стандартами), что позволяет оценить соответствие норме и отклонение от стандарта.

Инвалидность населения. Показатель первичной инвалидности – отношение числа впервые признанных инвалидами к среднегодовой численности населения, выраженное в процентах. По данным ВОЗ, в настоящее время в мире инвалиды составляют приблизительно 10% населения, основная часть которых – лица пожилого возраста. В зависимости от критериев инвалидности, в разных странах наблюдаются значительные различия: в США – 19%, Российской Федерации – 6%, Китае – 5%, Казахстане – 3%. Основной инвалидизирующей патологией взрослого населения являются болезни системы кровообращения, на втором месте – злокачественные новообразования, на третьем – травмы.

Проблема комплексной оценки состояния здоровья населения до настоящего времени не нашла своего решения. В международной и отечественной практике известны интегральные показатели:

— индекс человеческого развития (ИЧР) – интегральный показатель, состоящих из трех основных компонентов, отражающих среднюю продолжительность предстоящей жизни, образованность и уровень жизни.

— DALY (disability-adjusted life years) – используется для измерения глобального бремени болезни с помощью количественной интегральной оценки состояния здоровья (число лет жизни, скорректированных с учетом нетрудоспособности).

— QALY (quality of life outcome/endpoint) – индекс, отражающий качественно прожитые годы.

Читайте также:  Немодулируемые факторы определяющим здоровье

— DALE (disability adjusted life expectancy) — ожидаемая средняя продолжительность жиз­ни, прожитая в полном здоровье.

— HALE (healthy life expectancy) –продолжительность здоровой жизни.

— потерянные годы потенциальной жизни – показатель, позволяющий определить число лет жизни, потерянных вследствие преждевременной смерти.

— медико-социальный потенциал трудоспособности – процентное отношение числа лет предстоящей трудовой деятельности населения к максимально возможному числу лет трудовой деятельности, если она не будет ограничена болезнями и травмами.

— показатель медико-демографического благополучия – индекс, рассчитанный методом ранговой оценки, который позволил сопоставить однородные медико-демографические показатели.

В поиске универсальных критериев интегральной оценки здоровья исследователи (врачи, психологи, социологи и др.) все чаще обращаются к качеству жизни. Более того, в современных условиях оценка и достижения качества жизни приобретает политическую значимость, которая актуализируется динамизмом социально-экономических преобразований.

Концепции качества жизни оказывают прямое воздействие на формирование национальных целей в области социальной политики, т.е. их использование как инструментов управления государственными структурами. Их использование необходимо в целях совершенствования условий жизни населения на основе разрабатываемых программ. Параметры состояния здо­ровья населения органично включаются в общую структуру показателей качества жизни.

Национальный стандарт качества жизни – это интегрированный показатель, отражающий степень удовлетворения материальных, духовных, интеллектуальных, культурных, эстетических и других запросов человека.

Большой набор факторов, учитываемых в исследова­ниях качества жизни, затрудняет установление каких-либо стандартов (эталонов) по каждому фактору в отдельности и, тем более, интегральных показателей (индексов) по всему комплексу этих факторов. Одним из подходов к решению этой задачи может быть группировка этих факторов по различным основаниям. Например, по качественному уровню удовлетворяемых потребностей людей: первичных (обеспечивающих потребности в пище, жилище, одежде, средствах передвижения, поддержании здоровья, продолжении рода и социальных связей) и вторичных (связанных с удовлетворением духовных, нравственных, эстетических запросов).

Если по ряду факторов (пища, жилище, уровень доходов и др.) можно использовать научно разработанные стандарты, либо усредненные показатели традиционной статистики, то по факторам удовлетворенности отдельными сторонами своей жизни необходимо проведение социологических исследований, позволяющих устанавливать средние значения субъективных, оценочных характеристик для определенных групп респондентов.

В противоположность этой модели, базирующейся в первую очередь на данных социальной статистики, исследователями, неудовлетворенными использованием только показателей объективного состояния явлений, на первый план выдвигается концепция «ощущаемого качества жизни» (percieved life quality). Суть этой концепции состоит в том, что качество жизни невозможно замерить лишь с помощью объективных параметров различных сторон жизнедеятельности человека и общества. Необходимым компонентом качества жизни является субъективное ощущение, оценка индивидом своих жизненных условий и самого себя.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Группы оценки здоровья населения.
план-конспект занятия на тему

Группы оценки здоровья населения.

Скачать:

Вложение Размер
Группы оценки здоровья населения. 19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Группы оценки здоровья населения.

Группы здоровья взрослого населения

I группа – граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания (патологические состояния), являющиеся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности; отсутствуют факторы риска указанных хронических неинфекционных заболеваний или имеются указанные факторы риска при низком или среднем суммарном сердечно-сосудистом риске, и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).

Таким гражданам проводится краткое профилактическое консультирование, коррекция факторов риска врачом-терапевтом, врачом (фельдшером) отделения (кабинета) медицинской профилактики или центра здоровья.

II группа — граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания (патологические состояния), являющиеся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности, имеются факторы риска указанных хронических неинфекционных заболеваний и высокий или очень высокий суммарный сердечно-сосудистый риск, которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).

Таким гражданам проводится коррекция факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в отделении (кабинете) медицинской профилактики или центре здоровья, при необходимости — назначение лекарственных препаратов для медицинского применения в целях фармакологической коррекции факторов риска проводится врачом-терапевтом. Подлежат диспансерному наблюдению у врача (фельдшера) отделения (кабинета) медицинской профилактики.

III группа – граждане с заболеваниями, требующими диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, а также граждане с подозрением на заболевание, требующее дополнительного обследования (При завершении обследования группа здоровья гражданина может измениться).

Такие граждане подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом, другими врачами-специалистами с проведением лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий. Гражданам, имеющим факторы риска хронических неинфекционных заболеваний, проводится их коррекция в отделении (кабинете) медицинской профилактики или центре здоровья.

Группы здоровья детей

I группа — здоровые дети, физически и психически нормально развивающиеся, без функциональных отклонений. Дети этой группы за период наблюдения могут редко болеть, но в момент обследования должны быть здоровы, сопротивляемость организма должна быть высокой. По сути — первая группа здоровья объединяет в себе абсолютно здоровых малышей, но дети с этой группой здоровья встречаются очень редко, буквально единицы. За свои годы практики я пару раз только выставляла эту группу здоровья.

II группа — здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, со сниженной сопротивляемостью к заболеваниям. Такие дети не должны иметь хронических заболеваний, но могут более 4 раз в год перенести острые заболевания.

Вторая группа имеет несколько подгрупп, а вся группа включает здоровых детей, но с некоторыми нюансами. Группа «А» включает в себя здоровых малышей, но либо имеется отягощенная наследственность, либо мамина беременность и роды проходили с осложнениями. Группа «Б» включает деток часто болеющих, с некоторыми функциональными отклонениями с возможным риском развития хронических болезней.

Остальные группы включают в себя больных детей с различными заболеваниями по своей тяжести. Такие детки обязательно стоят на диспансеризации у конкретных специалистов. Для них разрабатываются специальные программы по оздоровлению и лечению. Так к третьей группе относят малышей с пороками развития в стадии компенсации, если пороки в стадии субкомпенсации то такие детки уже относятся к четвертой группе здоровья, а стадия декомпенсации – пятая группа здоровья.

III группа — дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации (то есть в состоянии без обострения, никак себя не проявляющие). Эта группа объединяет детей с врожденной патологией или хроническими заболеваниями, при которых могут быть редкие и не тяжело протекающие обострения основного заболевания. Сопротивляемость организма у таких детей несколько снижена. К таким болезням, при которых поставят 3 группу, относят – хронические гастрит или дуоденит, ЖДВП, хронический бронхит, пиелонефрит, анемия, ожирение, заикание, плоскостопие и аденоиды.

IV группа — дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации. В эту группу входят дети с врожденной патологией или хроническими заболеваниями, при которых после обострения основного заболевания длительно нарушаются общее состояние и самочувствие. Сопротивляемость организма у детей резко снижена. Это эпилепсия, гипертоническая болезнь, тиреотоксикоз, прогрессирующий сколиоз.

V группа — дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации. Это дети с тяжелой инвалидностью, которые не ходят, онкологические больные и другие тяжелые состояния. Дети этой группы имеют тяжелые пороки развития или хронические заболевания со значительно сниженными функциональными возможностями. Такие дети обычно не посещают детские и подростковые учреждения общего профиля и часто имеют инвалидность.

2. Критерии определения групп инвалидности

Итак, признание лица инвалидом осуществляется при проведении МСЭ исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством социальной защиты населения РФ и Министерством здравоохранения РФ.

В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет — категория «ребенок — инвалид».

При проведении МСЭ проводится комплексная оценка по следующим направлениям:

  1. Клиническая диагностика, которая включает:
  1. Клиническую форму основных и сопутствующих заболевания;
  2. Осложнения;
  3. Стадии патологического процесса;
  4. Течение заболевания;
  5. Характер нарушения функций;
  6. Степень нарушения функций;
  1. Клинический прогноз (благоприятный, неблагоприятный, сомнительный)
  2. Психологическую диагностику
  3. Социальную диагностику
  4. Оценка социально-бытового статуса, профессионально-трудового и социально-бытового статусов: семейное положение, жилищно-бытовые условия, материальное положение, социально-бытовые взаимоотношения, возможность выполнения бытовой деятельности и её зависимость от технических и бытовых средств.
  5. Оценка профессионально-трудового статуса; уровень образования (общего и профессионального), основная профессия и квалификация, профессиональный маршрут и стаж, соответствие психофизиологических требований, предъявляемых профессией к состоянию здоровья, профессия в которой работает сейчас, условия и характер труда, сохранность профессиональных навыков и знаний, способность к приобретению знаний, овладению навыками.

Результаты детального анализа по указанным разделам должны быть отражены в медико-экспертизном заключении с указанием следующих позиций:

  1. Развернутый клинико-функциональный диагноз
  2. Оценка социально-бытового статуса (сохранение или нарушение)
  3. Оценка профессионально-трудового статуса (сохранение или нарушение);
  4. Психологический диагноз
  5. ОЖД с указанием категорий и степеней
  6. Реабилитационный прогноз,
  7. Группа, причины, сроки
  8. Потребность в мерах социальной помощи или защиты.

Наличие неблагоприятного клинического и реабилитационного прогноза или сомнительного прогноза с тенденцией к неблагоприятному даже на фоне временно сохраненных функций организма и состояния жизнедеятельности, могут быть основанием для определения группы инвалидности.

Критерием для определения I группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к резко выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:

  1. способности к самообслуживанию третьей степени;
  2. способности к передвижению третьей степени;
  3. способности к ориентации третьей степени;
  4. способности к общению третьей степени;
  5. способности контроля за своим поведением третьей степени.

Критерием для установления II группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:

  1. способности к самообслуживанию второй степени;
  2. способности к передвижению второй степени;
  3. способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней;
  4. способности к обучению третьей, второй степеней;
  5. способности к ориентации второй степени;
  6. способности к общению второй степени;
  7. способности контроля за своим поведением второй степени.

Ограничение способности к обучению второй и третьей степеней может быть основанием для установления II группы инвалидности при сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности за исключением учащихся, у которых ограничение только способности к обучению второй, третьей степеней может обусловить необходимость установления II группы инвалидности.

Критерием для определения III группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким незначительно или умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к нерезко или умеренно выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию:

  1. способности к самообслуживанию первой степени;
  2. способности к передвижению первой степени;
  3. способности к обучению первой степени;
  4. способности к трудовой деятельности первой степени;
  5. способности к ориентации первой степени;
  6. способности к общению первой степени.

Ограничение способности к общению первой степени и способности к обучению первой степени может быть основанием для установления III группы инвалидности преимущественно при их сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности.

Критериями установления инвалидности без срока переосвидетельствования являются: невозможность устранения или уменьшения социальной недостаточности инвалида вследствие длительного ограничения его жизнедеятельности (при сроках наблюдения не менее 5 лет), вызванного нарушением здоровья со стойкими необратимыми морфологическими изменениями и нарушениями функций органов и систем организма; неэффективность реабилитационных мероприятий, что приводит к необходимости долговременной (постоянной) социальной защиты; другие критерии, предусмотренные действующим законодательством.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничений жизнедеятельности лицу в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок — инвалид» на срок один год, два года или до достижения им возраста 18 лет.

Источник

Adblock
detector