Меню

Комплексная оценка здоровья это определение

Тема 11. Комплексная оценка состояния здоровья детей

Она включает в себя 6 показателей (критериев) здоровья.

I. Изучение факторов риска в генеалогическом, биологическом и социальном анамнезе. Выявляются наследственные заболевания, составляется родословная семьи (генетика), здоровье отца и матери до зачатия, токсикозы матери, заболевания матери, профессиональные вредности, вирусные инфекции, длительность родов, вредные привычки родителей, заболевания ребенка в период новорожденности, в грудном возрасте и первые 3-4 года, характер вскармливания, закаливание, психологический климат в семье (при плохом климате – неврозы), материально-бытовые условия.

II. Физическое развитие ребенка – это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела) и биологического созревания в том или ином периоде детства.

Определение физического развития включает

1. Измерение и оценка роста проводится по центильным нормативным таблицам (соответствует ли рост возрасту).

2. Измерение массы тела и оценка (по двуцентильным таблицам соответствия массы росту ребенка).

3. Измерение окружности груди и оценка (по нормам).

— длина туловища, рук, ног, окружности, конечностей;

— состояние п/ж слоя;

— развитие мышечной системы;

— развитие костей позвоночника;

— развитие стоп (плантометрия);

— развитие грудной клетки (форма);

5. Половое развитие (определяется по количеству прорезавшихся постоянных зубов, длине и массе тела, развитию вторичных половых признаков).

Оценка физического развития:

— отставание в физическом развитии;

— опережение в физическом развитии.

III. Определение уровня нервно-психического развития с учетом возраста (по таблицам сравнивают все навыки, показатели, которые имеет ребенок в этом возрасте и которые у него имеются). Кроме того, оценивают психическое здоровье: эмоции, настроение (до 2-6 лет), сон, аппетит, особенности личности, отрицательные привычки.

— отстает в нервно-психическом развитии;

— опережает по нервно-психическому развитию.

IV. Резистентность. Она считается:

— высокая – число острых заболеваний в год 0-3 раза;

— сниженная – число острых заболеваний в год 4-7 раз;

— резко снижена – число острых заболеваний в год больше 8.

Нормальное количество острых заболеваний в год:

1 год – до 4 заболеваний;

2-3 года – до 6 заболеваний;

4 года – до 5 заболеваний;

5-6 лет – до 4 заболеваний;

старше 6 лет – до 3 заболеваний.

Часто болеющие дети (ЧБД)

1 год – 4 и больше раз;

2-3 года – 6 и больше раз;

4 года – 5 и больше раз;

5-6 лет – 4 и больше раз;

старше 6 лет – 3 и больше раз.

Для определения резистентности (иммунитета) по числу ОРВИ используют индекс резистентности (ИР)

ИР (%) = число заболевании ОРВИ х 100 число месяцев жизни с начала рецидивирования ОРВИ

Пример. Ребенок 2 лет имел 6 обострений ОРВИ за 12 месяцев

ИР = 6/12 х 100 = 50%

Если ИР = 33-40 % — относительно ЧБД;

Если ИР = 41-50 – часто болеющие дети;

Если ИР = 51 % и больше – очень часто болеющие дети.

V. Функциональное состояние органов и систем. Оценивается ЧСС, ЧД, АД, Hb и Er, ЖЕЛ, минутный объем крови.

Оценка функционального состояния:

— нормальное (функциональные показатели равны норме);

— ухудшенное (1 или несколько показателей на грани нормы и патологии);

Читайте также:  Бланк за свое здоровье отвечаю сам

— плохое (функциональные показатели резко отличаются от нормы).

VI. Наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития. Оценка: «здоров», «пограничное состояние», «болен». При оценке состояния здоровья используют одновременно все 6 критериев (показателей) здоровья. Ни один из критериев в отдельности не может характеризовать состояние ребенка в целом. В результате комплексной оценки дети делятся по состоянию здоровья на 3 группы:

1 группа – здоровые дети с нормальным развитием, нормальными функциями и иммунитетом;

2 группа здоровья – здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость организма;

3 группа – дети, больные хроническими заболеваниями, в состоянии компенсации, субкомпенсации (4) и декомпенсации (5).

Источник

Тема Комплексная оценка состояния здоровья

Комплексная оценка состояния здоровья включает:

1. Исследование состояния здоровья по определённым критериям.

2. Определение группы здоровья.

3. Назначение рекомендаций.

4. Оформление записи в учётную документацию.

Комплексную оценку проводят:

— Неонотолог в роддоме.

— Участковый врач (фельдшер) с учётом заключений специалистов в декретированные сроки.

Критерии, по которым оценивают состояние здоровья делятся на две группы:

1 группа: определяющие или обуславливающие здоровье.

2 группа: характеризующие здоровье.

1 группа: это анамнез:

2 группа: — физическое и нервно-психическое развитие

— резистентность (сопротивляемость) организма к инфекции

— уровень его функционального состояния

— наличие или отсутствие хронических заболеваний и пороков развития

Параметры социального анамнеза

Параметры Краткие варианты благополучия
1. Характеристика полноты семьи Есть мать, отец и родственники (ближайшие)
2. Образовательный уровень семьи Среднее специальное образование
3. Психологический климат семьи Отношение к ребёнку ровное, ласковое, дружелюбное. Отношения между родителями такие же, нет вредных привычек
4. Жилищно-бытовые условия Наличие у семьи отдельной квартиры, S=6 м² на 1ого человека
5. Материнская обеспеченность в семье 60 % от минимального потребительского бюджета семьи из 4ёх человек
6. Уровень социально-гигиенических условий ухода за ребёнком и квартирой Минимальный-оптимальный

ОЦЕНКА: Благополучный социальный анамнез или неблагополучный.

Биологический анамнез

Факторы анамнеза Перечень неблагоприятных факторов
1. Особенности антенатального периода (беременность) — Токсикозы беременности 1ой и 2ой половины — угроза выкидыша — экстрогенитальная патология матери — профессиональные вредности у родителей — хирургические вмешательства и вирусные заболевания во время беременности
2. Особенности интранатального периода (роды) — Длительные или стремительные роды — кесарево сечение — асфиксия — родовая травма — недоношенность — гемолитическая болезнь новорождённого — инфекционные и неинфекционные заболевания новорождённого
3. Воздействия ухудшения здоровья в постнатальном периоде — Повторные острые заболевания любой этиологии — ранний перевод на искусственное вскармливание

ОЦЕНКА: благополучный биологический анамнез или неблагополучный.

Генеалогический анамнез

При первой встречи с ребёнком врач или фельдшер выясняет состояние здоровья родителей, братьев и сестёр, других близких родственников и составляет родословную семьи, в которой число поколений должно быть не менее трёх.

Поколения обозначаются римскими цифрами сверху вниз. При оценке генеалогического анамнеза определяются:

1. Есть ли наследственные болезни.

2. Определяется общая отягощённость анамнеза с подсчётом индекса отягощённости.

Общее число заболеваний на всех известных родственников

Читайте также:  Годен по состоянию здоровья полиция

И= Общее число родственников пробанда

И более 0,7 свидетельствует об отягощённости анамнеза.

Определяем отягощённость анамнеза по нозологической группе заболеваний.

Подсчитываем индекс отягощённости по нозологической группе.

Общее число заболеваний ЖКТ на всех известных родственников

И = Общее число родственников пробанда

Индекс более 0,4 свидетельствует об отягощённости анамнеза по данной нозологической группе.

Резистентность оценивается по количеству острых заболеваний за прошедший год, может быть:

— высокая (не болели в течение года или болевшие 1-3 раза в год

— сниженная – болели 4-7 раз в день

— очень низкая – болели 8 и более раз в год.

Уровень функционального состояния организма

-нормальное – показатели соответствуют возрастной норме, поведение без отклонений;

-ухудшенное – уровень показателей на высшей или низшей границе возрастной нормы, есть значительные отклонения в поведении

— плохое – уровень показателей высокий или низкий, выраженные отклонения в поведении

Проанализировав критерии, определяющие и характеризующие здоровье, врач делает заключение с определением группы здоровья.

1 группа: здоровые дети без отклонений по всем критериям здоровья, а так же дети с незначительными отклонениями, с единичными морфологическими: аномалии ногтей, ушных раковин, не влияющих на состояние здоровья и не требующих коррекции. Относят детей с неблагополучным социальным анамнезом.

2 А группа: здоровые дети с факторами риска в биологическом, социальном и генеалогическом анамнезе, напр.:

— экстрогенитальные заболевания матери,

— профессиональные вредности и алкоголизм родителей,

— острые заболевания во время беременности, — возраст матери,

— низкое или высокое АД.

В интронатальном периоде:

— быстрые или затяжные роды,

— длительный безводный период,

— патология плаценты либо пуповины и др.

Отягощённый генеалогический анамнез: индекс менее 0,7 и 0,4.

2 Б группа: здоровые дети с факторами риска во внутриутробном и постнатальном периоде, т.е. с теми состояниями плода и новорожденного, которые могут повлиять на развитие заболевания в дальнейшем, а также детей с пограничными состояниями и функциональными отклонениями.

— дети от многоплодной беременности,

— дети с массой тела более 4 кг,

— дети с внутренним инфицированием,

— перенёсшие родовую травму,

— перенёсшие гемолитическую болезнь новорождённых,

— другие тяжёлые заболевания в неонатальном периоде.

— дети с рахитом 1ой степени,

— дети с аллергической предрасположенностью,

— дети с неопущением яичек в мошонку,

— с гипертрофией миндалин и аденоидами 1ой и 2ой степени,

— с искривлением носовой перегородки,

— дети с повторными заболеваниями бронхов, пневмонией, частыми ОРЗ,

— с понижением гемоглобина до нижней границы нормы,

— с кариесом (6-8 зубов),

— с аномалиями прикуса,

— с задержкой нервно-психического развития,

— с миопатией слабой степени,

— выраженными туберкулиновыми пробами.

3 группа: дети с хроническими заболеваниями.

4 группа: дети инвалиды.

Дети 3-ей и 4-ой группы находятся на диспансерном учёте, заполняется форма №30/У.

После определения группы здоровья врач пишет заключение о комплексной оценке состояния здоровья:

1. Уровень физического развития.

2. Группа нервно-психического развития.

3. Клинический диагноз:

Читайте также:  Арнольд шварценеггер его здоровье

4. Группа здоровья.

5. Даются рекомендации:

Дети, отнесённые к 1ой группе здоровья, нуждаются в назначении профилактических мероприятий:

— соблюдение режима дня

— проведение профилактических прививок

— профилактика пограничных состояний (рахита, анемии)

— проведение календарной диспансеризации

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Комплексная оценка состояния здоровья

Комплексная оценка состояния здоровья включает разделы:

  1. исследование состояния здоровья по определенным критериям;
  2. определение группы здоровья;
  3. назначение рекомендаций;
  4. оформление записей в учетной документации. Комплексную оценку общего состояния проводит неонатолог в роддоме, затем участковый врач с учетом заключений специалистов в декретированные сроки (прил. 8).

Все критерии, по которым оценивают состояние здоровья, делятся на две группы: определяющие (или обусловливающие) и характеризующие здоровье. К первой группе относят анамнез (социальный, биологический, генеалогический), ко второй группе – физическое и нервно-психическое развитие, резистентность (сопротивляемость) организма к инфекциям, уровень его функционального состояния, наличие или отсутствие хронических заболеваний или пороков развития.

Резистентность организма оценивается по кратности острых заболеваний за прошедший год и зависит от возраста ребенка. Она может быть высокой (заболеваний нет), средней (болеет 1–3 раза в год), низкой (кратность заболеваний 4–7), очень низкой (кратность заболеваний 8 раз и более).

Уровень функционального состояния организма определяют по частоте сердечных сокращений и дыхания, артериальному давлению, содержанию гемоглобина, поведенческим реакциям.

Проанализировав критерии, определяющие и характеризующие здоровье, врач делает заключение с определением группы здоровья ребенка. Все дети по состоянию здоровья распределяются на четыре группы:

І группа – дети без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, не требующими коррекции, дети с неблагополучным социальным анамнезом; ІІа группа – дети с риском формирования хронических заболеваний в анамнезе (биологическом, социальном и генеалогическом); ІІб группа – дети, имевшие факторы риска у плода и новорожденного, которые могут в дальнейшем повлиять на появление хронических заболеваний, а также дети с пограничными состояниями и функциональными отклонениями; ІІІ группа – больные дети с хроническими заболеваниями; IV группа –дети-инвалиды.

После определения группы здоровья врач дает конкретные рекомендации. Сестра принимает самое активное участие в их выполнении. Все рекомендации делятся на профилактические, специальные оздоровительные и лечебные. Дети, отнесенные к I группе здоровья, нуждаются в назначении профилактических мероприятий. Они включают:

  1. соблюдение режима дня;
  2. включение новых блюд в пищевой рацион;
  3. физическое воспитание (назначение комплекса массажа и гимнастики, определение группы закаливания);
  4. воспитательные воздействия;
  5. проведение профилактических прививок;
  6. профилактику пограничных состояний (рахита, анемии и др.);
  7. проведение календарной диспансеризации;
  8. лабораторные исследования.

Детям, отнесенным ко ІІ группе здоровья, на фоне индивидуальных профилактических мероприятий назначаются специальные оздоровительные. Дети ІІІ, IV групп здоровья находятся на диспансерном учете по ф. № 30/у и наблюдаются в декретированные сроки педиатром и врачами-специалистами. Больные дети нуждаются в индивидуальных профилактических мероприятиях (щадящий режим дня, особое питание, дозированные физические нагрузки и закаливающие процедуры), а также в специальных оздоровительных и лечебных мероприятиях в соответствии со степенью компенсации патологического процесса.

Источник

Adblock
detector