Тема 11. Комплексная оценка состояния здоровья детей
Она включает в себя 6 показателей (критериев) здоровья.
I. Изучение факторов риска в генеалогическом, биологическом и социальном анамнезе. Выявляются наследственные заболевания, составляется родословная семьи (генетика), здоровье отца и матери до зачатия, токсикозы матери, заболевания матери, профессиональные вредности, вирусные инфекции, длительность родов, вредные привычки родителей, заболевания ребенка в период новорожденности, в грудном возрасте и первые 3-4 года, характер вскармливания, закаливание, психологический климат в семье (при плохом климате – неврозы), материально-бытовые условия.
II. Физическое развитие ребенка – это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела) и биологического созревания в том или ином периоде детства.
Определение физического развития включает
1. Измерение и оценка роста проводится по центильным нормативным таблицам (соответствует ли рост возрасту).
2. Измерение массы тела и оценка (по двуцентильным таблицам соответствия массы росту ребенка).
3. Измерение окружности груди и оценка (по нормам).
— длина туловища, рук, ног, окружности, конечностей;
— состояние п/ж слоя;
— развитие мышечной системы;
— развитие костей позвоночника;
— развитие стоп (плантометрия);
— развитие грудной клетки (форма);
5. Половое развитие (определяется по количеству прорезавшихся постоянных зубов, длине и массе тела, развитию вторичных половых признаков).
Оценка физического развития:
— отставание в физическом развитии;
— опережение в физическом развитии.
III. Определение уровня нервно-психического развития с учетом возраста (по таблицам сравнивают все навыки, показатели, которые имеет ребенок в этом возрасте и которые у него имеются). Кроме того, оценивают психическое здоровье: эмоции, настроение (до 2-6 лет), сон, аппетит, особенности личности, отрицательные привычки.
— отстает в нервно-психическом развитии;
— опережает по нервно-психическому развитию.
IV. Резистентность. Она считается:
— высокая – число острых заболеваний в год 0-3 раза;
— сниженная – число острых заболеваний в год 4-7 раз;
— резко снижена – число острых заболеваний в год больше 8.
Нормальное количество острых заболеваний в год:
1 год – до 4 заболеваний;
2-3 года – до 6 заболеваний;
4 года – до 5 заболеваний;
5-6 лет – до 4 заболеваний;
старше 6 лет – до 3 заболеваний.
Часто болеющие дети (ЧБД)
1 год – 4 и больше раз;
2-3 года – 6 и больше раз;
4 года – 5 и больше раз;
5-6 лет – 4 и больше раз;
старше 6 лет – 3 и больше раз.
Для определения резистентности (иммунитета) по числу ОРВИ используют индекс резистентности (ИР)
ИР (%) = число заболевании ОРВИ х 100 число месяцев жизни с начала рецидивирования ОРВИ
Пример. Ребенок 2 лет имел 6 обострений ОРВИ за 12 месяцев
ИР = 6/12 х 100 = 50%
Если ИР = 33-40 % — относительно ЧБД;
Если ИР = 41-50 – часто болеющие дети;
Если ИР = 51 % и больше – очень часто болеющие дети.
V. Функциональное состояние органов и систем. Оценивается ЧСС, ЧД, АД, Hb и Er, ЖЕЛ, минутный объем крови.
Оценка функционального состояния:
— нормальное (функциональные показатели равны норме);
— ухудшенное (1 или несколько показателей на грани нормы и патологии);
— плохое (функциональные показатели резко отличаются от нормы).
VI. Наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития. Оценка: «здоров», «пограничное состояние», «болен». При оценке состояния здоровья используют одновременно все 6 критериев (показателей) здоровья. Ни один из критериев в отдельности не может характеризовать состояние ребенка в целом. В результате комплексной оценки дети делятся по состоянию здоровья на 3 группы:
1 группа – здоровые дети с нормальным развитием, нормальными функциями и иммунитетом;
2 группа здоровья – здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость организма;
3 группа – дети, больные хроническими заболеваниями, в состоянии компенсации, субкомпенсации (4) и декомпенсации (5).
Источник
Тема Комплексная оценка состояния здоровья
Комплексная оценка состояния здоровья включает:
1. Исследование состояния здоровья по определённым критериям.
2. Определение группы здоровья.
3. Назначение рекомендаций.
4. Оформление записи в учётную документацию.
Комплексную оценку проводят:
— Неонотолог в роддоме.
— Участковый врач (фельдшер) с учётом заключений специалистов в декретированные сроки.
Критерии, по которым оценивают состояние здоровья делятся на две группы:
1 группа: определяющие или обуславливающие здоровье.
2 группа: характеризующие здоровье.
1 группа: это анамнез:
2 группа: — физическое и нервно-психическое развитие
— резистентность (сопротивляемость) организма к инфекции
— уровень его функционального состояния
— наличие или отсутствие хронических заболеваний и пороков развития
Параметры социального анамнеза
Параметры | Краткие варианты благополучия |
1. Характеристика полноты семьи | Есть мать, отец и родственники (ближайшие) |
2. Образовательный уровень семьи | Среднее специальное образование |
3. Психологический климат семьи | Отношение к ребёнку ровное, ласковое, дружелюбное. Отношения между родителями такие же, нет вредных привычек |
4. Жилищно-бытовые условия | Наличие у семьи отдельной квартиры, S=6 м² на 1ого человека |
5. Материнская обеспеченность в семье | 60 % от минимального потребительского бюджета семьи из 4ёх человек |
6. Уровень социально-гигиенических условий ухода за ребёнком и квартирой | Минимальный-оптимальный |
ОЦЕНКА: Благополучный социальный анамнез или неблагополучный.
Биологический анамнез
Факторы анамнеза | Перечень неблагоприятных факторов |
1. Особенности антенатального периода (беременность) | — Токсикозы беременности 1ой и 2ой половины — угроза выкидыша — экстрогенитальная патология матери — профессиональные вредности у родителей — хирургические вмешательства и вирусные заболевания во время беременности |
2. Особенности интранатального периода (роды) | — Длительные или стремительные роды — кесарево сечение — асфиксия — родовая травма — недоношенность — гемолитическая болезнь новорождённого — инфекционные и неинфекционные заболевания новорождённого |
3. Воздействия ухудшения здоровья в постнатальном периоде | — Повторные острые заболевания любой этиологии — ранний перевод на искусственное вскармливание |
ОЦЕНКА: благополучный биологический анамнез или неблагополучный.
Генеалогический анамнез
При первой встречи с ребёнком врач или фельдшер выясняет состояние здоровья родителей, братьев и сестёр, других близких родственников и составляет родословную семьи, в которой число поколений должно быть не менее трёх.
Поколения обозначаются римскими цифрами сверху вниз. При оценке генеалогического анамнеза определяются:
1. Есть ли наследственные болезни.
2. Определяется общая отягощённость анамнеза с подсчётом индекса отягощённости.
Общее число заболеваний на всех известных родственников
И= Общее число родственников пробанда
И более 0,7 свидетельствует об отягощённости анамнеза.
Определяем отягощённость анамнеза по нозологической группе заболеваний.
Подсчитываем индекс отягощённости по нозологической группе.
Общее число заболеваний ЖКТ на всех известных родственников
И = Общее число родственников пробанда
Индекс более 0,4 свидетельствует об отягощённости анамнеза по данной нозологической группе.
Резистентность оценивается по количеству острых заболеваний за прошедший год, может быть:
— высокая (не болели в течение года или болевшие 1-3 раза в год
— сниженная – болели 4-7 раз в день
— очень низкая – болели 8 и более раз в год.
Уровень функционального состояния организма
-нормальное – показатели соответствуют возрастной норме, поведение без отклонений;
-ухудшенное – уровень показателей на высшей или низшей границе возрастной нормы, есть значительные отклонения в поведении
— плохое – уровень показателей высокий или низкий, выраженные отклонения в поведении
Проанализировав критерии, определяющие и характеризующие здоровье, врач делает заключение с определением группы здоровья.
1 группа: здоровые дети без отклонений по всем критериям здоровья, а так же дети с незначительными отклонениями, с единичными морфологическими: аномалии ногтей, ушных раковин, не влияющих на состояние здоровья и не требующих коррекции. Относят детей с неблагополучным социальным анамнезом.
2 А группа: здоровые дети с факторами риска в биологическом, социальном и генеалогическом анамнезе, напр.:
— экстрогенитальные заболевания матери,
— профессиональные вредности и алкоголизм родителей,
— острые заболевания во время беременности, — возраст матери,
— низкое или высокое АД.
В интронатальном периоде:
— быстрые или затяжные роды,
— длительный безводный период,
— патология плаценты либо пуповины и др.
Отягощённый генеалогический анамнез: индекс менее 0,7 и 0,4.
2 Б группа: здоровые дети с факторами риска во внутриутробном и постнатальном периоде, т.е. с теми состояниями плода и новорожденного, которые могут повлиять на развитие заболевания в дальнейшем, а также детей с пограничными состояниями и функциональными отклонениями.
— дети от многоплодной беременности,
— дети с массой тела более 4 кг,
— дети с внутренним инфицированием,
— перенёсшие родовую травму,
— перенёсшие гемолитическую болезнь новорождённых,
— другие тяжёлые заболевания в неонатальном периоде.
— дети с рахитом 1ой степени,
— дети с аллергической предрасположенностью,
— дети с неопущением яичек в мошонку,
— с гипертрофией миндалин и аденоидами 1ой и 2ой степени,
— с искривлением носовой перегородки,
— дети с повторными заболеваниями бронхов, пневмонией, частыми ОРЗ,
— с понижением гемоглобина до нижней границы нормы,
— с кариесом (6-8 зубов),
— с аномалиями прикуса,
— с задержкой нервно-психического развития,
— с миопатией слабой степени,
— выраженными туберкулиновыми пробами.
3 группа: дети с хроническими заболеваниями.
4 группа: дети инвалиды.
Дети 3-ей и 4-ой группы находятся на диспансерном учёте, заполняется форма №30/У.
После определения группы здоровья врач пишет заключение о комплексной оценке состояния здоровья:
1. Уровень физического развития.
2. Группа нервно-психического развития.
3. Клинический диагноз:
4. Группа здоровья.
5. Даются рекомендации:
Дети, отнесённые к 1ой группе здоровья, нуждаются в назначении профилактических мероприятий:
— соблюдение режима дня
— проведение профилактических прививок
— профилактика пограничных состояний (рахита, анемии)
— проведение календарной диспансеризации
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Комплексная оценка состояния здоровья
Комплексная оценка состояния здоровья включает разделы:
- исследование состояния здоровья по определенным критериям;
- определение группы здоровья;
- назначение рекомендаций;
- оформление записей в учетной документации. Комплексную оценку общего состояния проводит неонатолог в роддоме, затем участковый врач с учетом заключений специалистов в декретированные сроки (прил. 8).
Все критерии, по которым оценивают состояние здоровья, делятся на две группы: определяющие (или обусловливающие) и характеризующие здоровье. К первой группе относят анамнез (социальный, биологический, генеалогический), ко второй группе – физическое и нервно-психическое развитие, резистентность (сопротивляемость) организма к инфекциям, уровень его функционального состояния, наличие или отсутствие хронических заболеваний или пороков развития.
Резистентность организма оценивается по кратности острых заболеваний за прошедший год и зависит от возраста ребенка. Она может быть высокой (заболеваний нет), средней (болеет 1–3 раза в год), низкой (кратность заболеваний 4–7), очень низкой (кратность заболеваний 8 раз и более).
Уровень функционального состояния организма определяют по частоте сердечных сокращений и дыхания, артериальному давлению, содержанию гемоглобина, поведенческим реакциям.
Проанализировав критерии, определяющие и характеризующие здоровье, врач делает заключение с определением группы здоровья ребенка. Все дети по состоянию здоровья распределяются на четыре группы:
І группа – дети без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, не требующими коррекции, дети с неблагополучным социальным анамнезом; ІІа группа – дети с риском формирования хронических заболеваний в анамнезе (биологическом, социальном и генеалогическом); ІІб группа – дети, имевшие факторы риска у плода и новорожденного, которые могут в дальнейшем повлиять на появление хронических заболеваний, а также дети с пограничными состояниями и функциональными отклонениями; ІІІ группа – больные дети с хроническими заболеваниями; IV группа –дети-инвалиды.
После определения группы здоровья врач дает конкретные рекомендации. Сестра принимает самое активное участие в их выполнении. Все рекомендации делятся на профилактические, специальные оздоровительные и лечебные. Дети, отнесенные к I группе здоровья, нуждаются в назначении профилактических мероприятий. Они включают:
- соблюдение режима дня;
- включение новых блюд в пищевой рацион;
- физическое воспитание (назначение комплекса массажа и гимнастики, определение группы закаливания);
- воспитательные воздействия;
- проведение профилактических прививок;
- профилактику пограничных состояний (рахита, анемии и др.);
- проведение календарной диспансеризации;
- лабораторные исследования.
Детям, отнесенным ко ІІ группе здоровья, на фоне индивидуальных профилактических мероприятий назначаются специальные оздоровительные. Дети ІІІ, IV групп здоровья находятся на диспансерном учете по ф. № 30/у и наблюдаются в декретированные сроки педиатром и врачами-специалистами. Больные дети нуждаются в индивидуальных профилактических мероприятиях (щадящий режим дня, особое питание, дозированные физические нагрузки и закаливающие процедуры), а также в специальных оздоровительных и лечебных мероприятиях в соответствии со степенью компенсации патологического процесса.
Источник