Меню

Комплексная оценка состояния здоровья школьников проводится следующим образом

Приложение N 2. Правила комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних

Приложение N 2
к Порядку проведения
профилактических медицинских
осмотров несовершеннолетних,
утвержденному приказом Министерства
здравоохранения Российской Федерации
от 10 августа 2017 г. N 514н

Правила комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних

1. Комплексная оценка состояния здоровья несовершеннолетних осуществляется на основании следующих критериев:

1) наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний (состояний) с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса;

2) уровень функционального состояния основных систем организма;

3) степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;

4) уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

2. В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим группам:

1) I группа здоровья — здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений;

2) II группа здоровья — несовершеннолетние:

у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;

реконвалесценты, особенно перенесшие инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести;

с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;

часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;

с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма;

3) III группа здоровья — несовершеннолетние:

страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния);

с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда;

4) IV группа здоровья — несовершеннолетние:

страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций;

с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;

с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда;

5) V группа здоровья — несовершеннолетние:

страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений, требующими назначения постоянного лечения;

с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Источник

Приложение N 2. Правила комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних

Приложение N 2
к Порядку прохождения
несовершеннолетними
медицинских осмотров, в том числе при
поступлении в образовательные
учреждения и в период обучения в них,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 декабря 2012 г. N 1346н

Правила
комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних

1. Комплексная оценка состояния здоровья несовершеннолетних осуществляется на основании следующих критериев:

1) наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний (состояний) с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса;

2) уровень функционального состояния основных систем организма;

3) степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;

4) уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

2. В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим группам:

1) I группа состояния здоровья — здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений;

2) II группа состояния здоровья — несовершеннолетние:

у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;

реконвалесценты, особенно перенесшие инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести;

с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;

часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;

с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма;

3) III группа состояния здоровья — несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии

клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния);

Читайте также:  Лимон для мужского здоровья

с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда;

4) IV группа состояния здоровья — несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций;

с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;

с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда;

5) V группа состояния здоровья — несовершеннолетние: страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений и требующими назначения постоянного лечения;

с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда;

Источник

Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (вместе с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей»)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 декабря 2003 г. N 621

О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

В целях совершенствования организации медицинского обеспечения детей и разработки мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей разных возрастных и социальных групп приказываю:

1.1. Инструкцию по комплексной оценке состояния здоровья детей (Приложение N 1).

1.2. Алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно по результатам профилактических медицинских осмотров (Приложение N 2).

2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации О.В. Шарапову.

Приказом Минздрава России

от 30 декабря 2003 г. N 621

ИНСТРУКЦИЯ ПО КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Система комплексной оценки состояния здоровья основывается на 4-х базовых критериях:

— наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);

— уровень функционального состояния основных систем организма;

— степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;

— уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с формализацией результата в виде отнесения к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.

В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:

— к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;

— к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;

— к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;

V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Отнесение больного ребенка или подростка ко II, III, IV или V группам здоровья проводится врачом с учетом всех приведенных критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребенка, медицинской карте ребенка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований, выносит (по своей специальности) полный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или заключение «здоров».

Читайте также:  Сравнительный анализ групп здоровья

Комплексную оценку состояния здоровья ребенка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.

Детям, с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями, а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, появление осложнений и др., по результатам профилактического медицинского осмотра комплексная оценка состояния здоровья не дается. В таких случаях необходимо проведение в полном объеме диагностического обследования. После получения результатов обследования выносится уточненный диагноз и дается комплексная оценка состояния здоровья.

Все дети, независимо от того к какой из групп здоровья они отнесены, ежегодно проходят скрининг-обследование, по результатам которого определяется необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.

Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.

Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно врачом-педиатром.

Дети, отнесенные к III — V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.

Результаты комплексной оценки состояния здоровья могут, в определенной степени (в качестве скрининга), помогать решать прикладные специальные задачи в отношении состояния здоровья детей — отнесение к определенным группам для занятия физической культурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении профессионального выбора, военной службы и др.

Приказом Минздрава России

от 30 декабря 2003 г. N 621

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ

ОТ 3 ДО 17 ЛЕТ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ)

Примечание: в настоящую схему включены не все функциональные нарушения и хронические заболевания, встречающиеся в детском (в том числе подростковом) возрасте. В данный перечень вошли наиболее часто диагностируемые нарушения здоровья и развития.

Судебная практика и законодательство — Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (вместе с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей»)

6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Источник

Контроль за состоянием здоровья школьников

Контроль за состоянием здоровья учащихся класса осуществляет классный руководитель совместно с ме­дицинским работником. В классном журнале на по­следней странице обобщаются сведения о здоровье учащихся в течение учебного года в форме следующих показателей:

Индекс здоровья— процент не болевших детей в течение учебного года (в норме 70-80%, фактичес­ки —17-30%).

Количество часто болеющих детей (более 3-4раз в году).

Количество детей с хроническими заболеваниями и перечень этих заболеваний (особенность последних лет — увеличение числа «взрослых болезней»: хрони­ческий гастрит, язвенная болезнь желудка, гипертони­ческая болезнь и др.).

Сведения о состоянии здоровья учащихся класса и школы обсуждаются на педагогическом совете и совместно с медицинским работником и Центром Гос­санэпиднадзора составляется комплексный план по охране здоровья школьников. Ежегодно миллионы детей и подростков проходят медицинский осмотр. Цель этих осмотров — выявле­ние лиц, нуждающихся в лечебных и оздоровительных мероприятиях. Кроме того, они дают возможность оп­ределить потребность в медицинских кадрах и сети ле­чебно-профилактических учреждений (ЛПУ). В сово­купности их результаты дают характеристику состоя­ния здоровья всего подрастающего поколения. При этом задача врача заключается не только в кон­статации заболеваний и назначении лечения, а и в оп­ределении способности каждого ребенка или подрост­ка полноценно выполнять присущие ему социальные функции. Эта способность определяется уровнем до­стигнутого развития, нормальным функционировани­ем основных органов и систем, достаточной адаптаци­ей к условиям окружающей среды. Исходя из такого понимания здоровья, нельзя гру­бо делить всю детскую популяцию на «здоровых» и «больных», считая показателем здоровья только от­сутствие болезней. Широко распространенное поня­тие «практически здоров» — антинаучно с медицин­ской точки зрения и даже вредно, т. к. не мобилизует врача на фиксацию и необходимую коррекцию незна­чительных и преморбидных состояний.

Читайте также:  Все нормы женского здоровья

Комплексная оценка состояния здоровья школь­ников достигается использованием 4-х критериев, предложенных НИИ гигиены детей и подростков (критерии оценки здоровья по С.М.Громбаху).

Оценка состояния здоровья дается на момент об­следования. Острое заболевание, прошлые болезни, если только они не приобрели хроническую форму, возможность рецидива, стадия реконвалестенции (пе­риод выздоровления), вероятность возникновения заболевания, обусловленная наследственностью или ус­ловиями жизни, не учитываются.

Первый критерий — наличие или отсутствие в мо­мент обследования хронических заболеваний. Опреде­ляется при врачебном осмотре с участием специалистов.

Второй критерий — уровень функционального со­стояния основных систем организма. Выявляется кли­ническими методами с использованием в необходи­мых случаях функциональных проб.

Третий критерий — степень сопротивляемости ор­ганизма неблагоприятным воздействиям — выявляет­ся по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обост­рений хронических болезней) за предыдущий год.

Четвертый критерий — уровень достигнутого раз­вития и степень его гармоничности. Для детей и подро­стков этот критерий имеет особенно большое значе­ние, так как организм их находится в процессе непре­рывного роста и развития.

Уровень достигнутого психического развития обычно устанавливается детским психоневрологом, принимающим участие в осмотре.

Уровень и степень гармоничности физического развития определяется антропометрическими иссле­дованиями с использованием региональных стандар­тов физического развития. Достигнутый уровень фи­зического развития определяется путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности — с ис­пользованием оценочных таблиц (шкал регрессии).

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.

Эта группировка позволяет проводить сопостави­тельную оценку состояния здоровья различных контингентов, как на момент обследования, так и при ди­намическом контроле, для проверки эффективности проводимых профилактических и лечебных меро­приятий.

В соответствии с предложенной схемой дети и под­ростки, в зависимости от состояния здоровья, подраз­деляются на следующие группы:

1. Здоровые дети, с нормальным развитием и нор­мальным уровнем функций.

2. Здоровые дети, но имеющие функциональные и не­которые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хрониче­ским заболеваниям.

3. Дети, больные хроническими заболеваниями в со­стоянии компенсации, с сохраненными функцио­нальными возможностями организма.

4. Дети, больные хроническими заболеваниями в со­стоянии субкомпенсации, со сниженными функци­ональными возможностями.

5. Дети, больные хроническими заболеваниями в со­стоянии декомпенсации, со значительно снижен­ными функциональными возможностями организ­ма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения и массовыми медицинскими осмотрами не охвачены.

Применение данной группировки целесообразно для характеристики санитарного состояния детского населения, оценки состояния здоровья детских контингентов при изучении влияния на их здоровье раз­личных факторов (учебных, спортивных нагрузок, климата, атмосферных загрязнений и др.), а также для оценки эффективности оздоровительных мероприя­тий. Большое социальное значение имеет выделение второй группы здоровья, так как функциональные воз­можности детей и подростков, отнесенных к этой группе, чаще всего снижены. Дети этой группы чаще всего нуждаются в оздоровительных мероприятиях. При отсутствии же своевременного врачебного кон­троля и адекватных лечебно-оздоровительных меро­приятий функциональные отклонения могут перейти в болезнь.

Примеры:

Функциональный шум в сердце, тахикардия, брадикардия, синусовая аритмия, экстрасистолия, понижение АД (8-12 лет до 80-85 мм рт.ст., 13-16 лет — до 90-95 мм рт. ст.) —2-я группа здоровья.

Вегетососудистая дистония — 3-я группа здоровья.

Гипертоническая болезнь — 4-я группа здоровья.

Врожденный порок сердца — 3-я или 4-я группа здоровья.

Кариес зубов, аномалия прикуса — 2-я или 3-я группа здоровья.

Хронический гастрит, колит — 3-я или 4-я группы здоровья.

Дисменоррея — 3-я группа здоровья.

Аллергические реакции (повторяющиеся кожно-ал­лергические реакции на пищевые продукты, лекарства и др.) — 2-я группа здоровья.

Экзема, дерматит — 3-я или 4-я группа здоровья.

Логоневроз, энурез, тики — 3-я или 4-я группа здоровья.

Миопия слабой степени, астигма­тизм — 2-я группа здоровья.

Миопия средней и высокой степени — 3-я или 4-я группы здоровья.

Нарушение осан­ки — 2-я группа, сколиоз — 3-я или 4-я группа.

Дата добавления: 2018-06-28 ; просмотров: 1210 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Adblock
detector