Приложение N 2. Правила комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних
Приложение N 2
к Порядку прохождения
несовершеннолетними
медицинских осмотров, в том числе при
поступлении в образовательные
учреждения и в период обучения в них,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 декабря 2012 г. N 1346н
Правила
комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних
1. Комплексная оценка состояния здоровья несовершеннолетних осуществляется на основании следующих критериев:
1) наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний (состояний) с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса;
2) уровень функционального состояния основных систем организма;
3) степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
4) уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
2. В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим группам:
1) I группа состояния здоровья — здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений;
2) II группа состояния здоровья — несовершеннолетние:
у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;
реконвалесценты, особенно перенесшие инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести;
с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;
часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;
с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма;
3) III группа состояния здоровья — несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии
клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния);
с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда;
4) IV группа состояния здоровья — несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций;
с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;
с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда;
5) V группа состояния здоровья — несовершеннолетние: страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений и требующими назначения постоянного лечения;
с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда;
Источник
Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Критерии оценки здоровья и определение групп здоровья
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Оценка здоровья — количественная и качественная характеристика здоровья, определенная с использованием интегрального показателя, выраженного в баллах или процентах с учетом комплекса критериев, характеризующих состояние основных функциональных систем организма.
Оценка здоровья бывает субъективной и объективной. Под субъективной понимают оценку, основанную на самочувствии субъекта, и она имеет иногда более существенное прогностическое значение, чем объективные показатели здоровья (заключение врача, данные анализов, измерений и инструментальных исследований).
Уровень здоровья — обобщенный (интегративный) количественный показатель, определяемый на универсальной шкале (еще окончательно не разработанной) всевозможных оценок здоровья от 100% (идеальное здоровье) до 0% (смертельный исход). В донозологической диагностике такую шкалу создавали для оценки промежуточных состояний, переходов от «здоровья» к болезни.
Существует точка зрения, что уровень здоровья в целом служит мерой адаптации: чем больше адаптационные возможности, тем выше уровень здоровья человека (Шевцов В.В., 1995).
Другая точка зрения заключается в том, что уровень здоровья индивида может быть количественно охарактеризован резервами энергетического, пластического и регуляторного обеспечения функций (Апана-сенко Г.Л., 1992).
Качество здоровья — наличие некой совокупности свойств организма, характеризуемой такими показателями как, например, благоприятная наследственность, хорошее самочувствие, трудоспособность без ограничений, высокая работоспособность, высокая адаптивность, психическая уравновешенность, коммуникабельность и др. Чем выше качество здоровья, тем полнее перечень этих показателей и выше уровень каждого из показателей.
Оценка качества здоровья — процедура в значительной мере субъективная и для того, чтобы сделать ее более объективной можно применять количественные критерии.
В условиях детских амбулаторно-поликлинических учреждений для организации диспансерного наблюдения и проведения индивидуальных оздоровительных мероприятий используют комплексную оценку состояния здоровья детей с определением следующих критериев.
•Особенности онтогенеза (генеалогический, биологический, социальный анамнез).
•Уровень физического развития и степень его гармоничности.
•Уровень нервно-психического развития.
•Уровень резистентности организма.
•Уровень функционального состояния органов и систем.
•Наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.
Особенности онтогенеза оценивают на основании полученных данных генеалогического (семейного), биологического и социального анамнеза.
ОЦЕНКА ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО АНАМНЕЗА
Оценку генеалогического анамнеза производят путем составления родословной семьи ребенка (пробанда), учитывая сведения о заболеваниях 3 (лучше 4) поколений, включая пробанда.
В родословную следует включать информацию о родственных отношениях в семье (не родственники ли родители), национальности, числе кровных родственников в каждом поколении, их возрасте, состоянии здоровья, причинах смерти.
При составлении схемы родословной необходимо придерживаться следующих правил.
•Генетическое расстояние между поколениями должно быть одинаковым.
•Каждого члена родословной необходимо располагать в своем поколении.
•Линии пересечения следует обозначать четко.
•Поколения обозначают римскими цифрами, начиная с верхнего.
•В каждом поколении слева направо арабскими цифрами нумеруют всех членов поколения.
При употреблении символов для обозначения определенных признаков к родословной обязательно прилагают описание обозначений (легенду).
Цели анализа генеалогического анамнеза приведены ниже.
•Выявления моногенных и хромосомных наследственных заболеваний (болезнь Дауна, фенилкетонурия, муковисцидоз, целиакия, лактазная недостаточность и др.).
•Количественная оценка отягощенности генеалогического анамнеза, для которой используют индекс отягощенности, равный отношению количества кровных родственников пробанда, страдающих хроническими заболеваниями или врожденными пороками развития, о которых имеются сведения, к общему числу всех родственников, исключая пробанда. Генеалогический анамнез считают благополучным при индексе отягощенности до 0,3, условно благополучным — при 0,3-0,6 и неблагополучным — при 0,7 и более.
•Качественная оценка отягощенности генеалогического анамнеза с определением предрасположенности к тем или иным заболеваниям. При качественной оценке отмечают однотипность, если в поколениях родословной выявлены хронические заболевания одних и тех же органов и мультифакторную отягощенность, если в поколениях родословной выявлены хронические заболевания разных органов и систем.
СБОР И ОЦЕНКА БИОЛОГИЧЕСКОГО АНАМНЕЗА
Биологический анамнез включает сведения о развитии ребенка в различные периоды онтогенеза: антенатальный период, интранатальный, ранний неонатальный, поздний неонатальный и постнатальный период.
•При оценке антенатального периода выясняют особенности течения первой и 2-й половины беременности: гестозы, угроза выкидыша, многоводие, экстрагенитальные заболевания у матери, профессиональные вредности у родителей, отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра ATк резус-фактору, хирургические вмешательства, вирусные заболевания во время беременности, посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.
•В целью изучения интранатального и раннего неонатального периодов собирают сведения о характере течения родов (длительный безводный период, стремительные роды, затяжные и другие показатели), пособиях в родах, оперативном родоразрешении (кесарево сечение и другие вмешательства), оценке по шкале Апгар, о крике ребенка, о диагнозе при рождении и выписке из родильного дома, о сроке прикладывания к груди и характере лактации у матери, о сроке вакцинации БЦЖ, против гепатита В, о времени отпадения пуповины, о состоянии ребенка и матери при выписке из родильного дома.
•В позднем неонатальном периоде продолжают оказывать влияние на ребенка перенесенные родовая травма, асфиксия, недоношенность, гемолитическая болезнь новорожденного, острые инфекционные и неинфекционные заболевания, ранний перевод на искусственное вскармивание, пограничные состояния и их длительность. В постнатальном периоде имеют значение для развития ребенка повторные острые инфекционные заболевания, рахит, анемия, расстройства трофики тканей в виде дистрофии (гипотрофия, паратрофия), диатезы.
Сведения о биологическом анамнезе участковый педиатр получает из выписок родильного дома, дородовых патронажей, бесед с родителями. Неблагоприятные факторы, влияющие на плод в антенатальном периоде, могут оказывать свое влияние на ребенка и после рождения. Кроме явных врожденных пороков развития, у ребенка могут развиваться функциональные изменения со стороны нервной системы, желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и других систем, нарушение адаптации, тяжелое течение заболевания. Оценка этих факторов позволяет дать более объективную характеристику уровня здоровья новорожденного, ребенка грудного возраста, а также предоставляет возможность прогнозировать здоровье в раннем детстве.
Биологический анамнез расценивают как благополучный в случае отсутствия факторов риска во всех периодах раннего онтогенеза, условно благополучный, если выявлены факторы риска в одном из периодов онтогенеза и неблагополучный, если есть факторы риска в 2 и более периодах онтогенеза.
О степени неблагополучия в периоде внутриутробного развития ребенка можно косвенно судить по числу стигм дизэмбриогенеза. В зависимости от силы повреждающих факторов количество стигм дизэмбриогенеза (малых аномалий развития) может быть различным. В норме оно не превышает 5—7.
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
К показателям физического развития, которые обычно определяют врачи, антропологи и другие специалисты с целью контроля динамики процесса роста и развития относят массу и длину тела, окружность головы и грудной клетки. Наряду с этими можно изучать и другие показатели (кожно-жировые складки, окружности бедра, голени, плеча и др.).
Для оценки показателей физического развития используют нормативные центильные таблицы и шкалы (лучше региональные). Вначале оценивают каждый из показателей физического развития, а затем анализируют их соотношение. Центильная шкала — 6 (или 7) колонок цифр, обозначающих значение признака. Пространство между цифрами (коридоры) отражает диапазон величин признака; коридоров всего 7 или 8.
Каждый показатель (длина, масса, окружность головы и грудной клетки) может быть помещен в свою область или коридор центильной шкалы.
•Если результаты измерения находятся в области до 3 центиля, то показатель считают очень низким, если от 3 до 10 — низким, от 10 до 25 центиля — сниженным.
•Значение показателей в диапазоне от 25 до 75 центиля принимают за средние или условно нормальные величины.
•В случаях, когда результаты измерения находятся в диапазоне от 75 до 90 центиля, показатель считают повышенным, от 90 до 97 — высоким и от 97 центиля — очень высоким.
Оценку физического развития начинают с определения его уровня по центильному коридору, в котором находится рост ребенка. Среднему уровню развития соответствуют 4-5 коридоры, 3 и 6 коридоры — уровню ниже и выше среднего, соответственно, 2 и 7 коридоры — низкому и высокому, соответственно, 1 и 8 коридоры — очень низкому и очень высокому, соответственно.
Определение гармоничности развития проводят на основании тех же результатов дентальных оценок. В случае если разность номеров областей (коридоров) между любыми двумя из трех показателей не превышает 1, развитие гармоничное, если 2 — дисгармоничное, а если 3 и более — резко дисгармоничное.
Здоровых детей с гармоничным развитием можно отнести к одному из 4 соматотипов. Соматотип определяют на основании суммы номеров областей или коридоров центильной шкалы, полученных для массы, длины тела и окружности грудной клетки.
•Сумма от 3 до 10 — микросоматическийсоматотип (физическое развитие ниже среднего).
•Сумма от 11 до 14 — мезомикросоматическийсоматотип.
•Сумма от 14 до 17 — мезомакросоматическийсоматотип (физическое развитие среднее).
•Сумма от 18 до 24 баллов — макросоматическийсоматип (физическое развитие выше среднего).
Наибольшими отклонениями в физическом развитие следует считать следующие варианты оценок: низкий рост в сочетании с низкой массой тела (область до 3 центиля) и высокую массу тела (область выше 97 центиля) при любой длине тела. Вероятность патологического генеза этих отклонений достаточно высока, поэтому дети с указанными показателями должны быть обязательно обследованы и проконсультированы специалистами.
В условиях длительного воздействия неблагоприятных факторов у ребенка может возникнуть равномерное отставание в росте и массе тела при несколько сниженной упитанности и тургоре тканей. Подобное состояние у детей первого года жизни называют гипостатурой, а для детей старше 1 года в этих случаях применяют термин «субнанизм». В первом полугодии отставание может быть у детей с пренатальной гипотрофией, а во 2-м полугодии — при наличии врожденных пороков, энцефалопатии. Это отставание следует отличать от конституциональной низко-рослости, когда нет нарушений трофики, отставания в нервно-психическом развитии, нарушения толерантности к пище.
Если показатели окружности головы находятся в первом, 2-м, 7-м, 8-м коридорах, следует исключать заболевания, сопровождающиеся микроцефалией, краниостенозом, гидроцефалией.
У всех детей после 10 лет наряду с антропометрической оценкой проводят оценку развития половых признаков. Последовательность развития признаков полового созревания более или менее постоянна и мало связана со сроком его начала.
ОЦЕНКА УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Контроль за нервно-психическим развитием проводится при каждом диспансерном осмотре здорового ребенка патронажной медицинской сестрой на дому путем опроса матери и выявления уровня развития ребенка с помощью определенной методики.
При оценке нервно-психического развития детей в возрасте до 3 лет руководствуются показателями нормального уровня развития, приведенными ниже.
Показатели нервно-психического развития ребенка в возрасте 1-12 мес.
♦Зрительный показатель: кратковременно фиксирует взгляд и
следит за блестящим предметом.
♦Слуховой показатель: вздрагивает при резком звуке и мигает.
♦Эмоции: первая улыбка.
♦Общие движения: попытка держать голову, лежа на животе.
♦Зрительный показатель: следит взором за движущейся перед глазами игрушкой.
♦Слуховой показатель: прислушивается.
♦Эмоции: улыбается в ответ на речь взрослого.
♦Общие движения: хорошо держит голову 1-2 мин в вертикальном положении.
♦ Зрительный показатель: фиксирует взгляд на подвижных предметах, находясь в любом положении.
♦Слуховой показатель: отчетливое слуховое сосредоточение.
♦Эмоции: в ответ на разговор появляется комплекс оживления.
♦Общие движения: хорошо удерживает голову, лежа на животе, есть упор ног.
♦ Движения руки: случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью.
♦ Активная речь: начинает гулить.
♦Зрительный показатель: узнает мать.
♦Слуховой показатель: поворачивает голову на звук.
♦Эмоции: громко смеется.
♦Общие движения: поворачивается со спины на живот.
♦Движения руки: захватывает подвешенную игрушку.
♦Активная речь: длительно гулит.
♦ Зрительный показатель: отличает чужих от близких.
♦Слуховой показатель: различает тон, с которым к нему обращаются.
♦Общие движения: при поддержке стоит, не подгибая ног, поворачивается со спины на живот.
♦Движения руки: четко берет игрушку, которую держат над грудью ребенка.
♦ Активная речь: продолжает долго гулить.
♦Общие движения: поворачивается с живота на спину, подползает.
♦Движения руки: свободно берет игрушку из разных положений.
♦Активная речь: произносит «ма», «ба» (начало лепета).
♦Навыки, умения: снимает пищу губами с ложки.
♦Общие движения: хорошо ползает.
♦Движения руки: постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушки из одной руки в другую.
♦Активная речь: произносит слоги многократно (лепечет).
♦Понимание речи: на вопрос «Где?» находит предмет, расположенный в определенном месте.
♦ Навыки, умения: пьет из чашки, которую держит взрослый
♦Общие движения: самостоятельно садится, сидит, нагибается, встает у опоры и ходит, держась за барьер.
♦Движения руки: долго занимается игрушками.
♦Активная речь: громко неоднократно произносит различные слова.
♦Понимание речи: по просьбе взрослого выполняет «ладушки», «до свиданья».
♦Навыки, умения: сам держит и ест корочку хлеба (сухарик)
♦Общие движения: ходит при поддержке за обе руки.
♦Движения руки: действует с предметами по разному (катает, вынимает в зависимости от свойств).
♦Активная речь: подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете.
♦Понимание речи: знает свое имя; на вопрос «Где?» находит и достает предмет из массы игрушек.
♦Навыки, умения: умеет пить из чашки, слегка придерживая ее руками.
♦Общие движения: влезает на невысокую поверхность и слезает с нее.
♦Движения руки: открывает, закрывает (коробочку, матрешку>г вкладывает один предмет в. другой.
♦Активная речь: подражает разным слогам взрослого.
♦Понимание речи: знает название частей тела, подает знакомый предмет по просьбе взрослого.
♦Навыки, умения: пьет из чашки,
♦Общие движения: стоит самостоятельно без опоры.
♦Движения руки: складывает кубики, снимает и надевает кольца пирамиды.
♦Активная речь: произносит первые слова-обозначения — «мама», «ав-ав», «кис-кис».
♦Понимание речи: выполняет элементарные требования взрослого.
♦Навыки, умения, пьет из чашки.
♦Общие движения: самостоятельно ходит.
♦Активная речь: произносит 8-10 слов.
♦Навыки, умения: самостоятельно берет чашку и пьет.
♦ Показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни.
Возраст 1 год и 1 мес.
♦Понимание речи: запас понимаемых слов быстро расширяется.
♦Активная речь: использует лепет и отдельные облегченные слова в момент двигательной активности и радости.
♦Сенсорное развитие: ориентируется в 2 контрастных величинах предметов (типа кубов с разницей 3 см).
♦Игра и действия с предметами: воспроизводит в игре ранее разученные действия с предметами (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень).
♦Движения: ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение, приседает, наклоняется, поворачивается.
♦ Навыки: самостоятельно ест густую пищу.
Возраст от 1 года 3 мес до 1 года 6 мес.
♦Понимание речи: обобщает предмет по существенным признакам в понимаемой речи.
♦Активная речь: облегченными и правильно произносимыми словами называет предметы и действия в момент заинтересованности.
♦Сенсорное развитие: ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик).
♦Игра и действия с предметами: отображает в игре отдельные наблюдаемые действия.
♦Движения: перешагивает через препятствия приставным шагом.
♦Навыки: самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
Возраст от 1 года 7 мес до 1 года 9 мес.
♦Понимание речи: понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.
♦Активная речь: во время игры словами и двусложными предложениями обозначает свои действия.
♦Сенсорное развитие: ориентируется в 3-4 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.
♦Игра и действия с предметами: воспроизводит несложные сюжетные постройки перекрытия типа «ворота», «скамейка», «дома».
♦Движения: ходит по поверхности шириной 15-20 см и приподнятой над полом на 15-20 см.
♦Навыки: частично раздевается с небольшой помощью взрослого (трусы, ботинки, шапку).
Возраст от 1 года 10 мес до 2 лет.
♦Понимание речи: понимает рассказ о событиях, бывших в жизни ребенка без показа.
♦Активная речь: при общении со взрослыми использует двусловные предложения, употребляя прилагательные и местоимения.
♦Сенсорное развитие: подбирает по образцу и слову 3-4 контрастных цвета.
♦Игра и действия с предметами: в игре воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры).
♦Движения: перешагивает через препятствия чередующимся шагом.
♦Навыки: частично одевает одежду (ботинки, шапку).
Показатели нервно-психического развития детей 3-го года жизни.
Возраст 2 года 6 мес.
-Грамматика: говорит многословными предложениями (более 3 слов).
-Вопросы: появление вопросов «Где?», «Куда?».
♦Сенсорное развитие и восприятие цвета: подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов (к фону предмета).
♦Сюжетная игра: игра носит сюжетный характер, ребенок отражает взаимосвязь и последовательность действия.
♦Навыки в одевании: полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
♦Движения: перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 20-28 см.
-Грамматика: начинает употреблять придаточные предложения.
-Вопросы: появляются вопросы «Когда?», «Почему?».
♦Сенсорное развитие и восприятие цвета: называет 4 основных цвета.
♦Сюжетная игра: появляются элементы ролевой игры.
♦Навыки в одевании: одевается самостоятельно, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.
♦Движения: перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-36 см.
♦ Оценка нервно-психического развития детей в возрасте 4-7 лет
♦Мышление и речь: умеет группировать предметы по классам (мебель, посуда и др.).
♦Общая моторика: подпрыгивает на 2 ногах, на месте и продвигаясь.
♦Ручная моторика: всегда или иногда застегивает пуговицы и завязывает шнурки самостоятельно.
♦Внимание и память: ребенок внимателен, собран; стихи, соответствующие его возрасту запоминает быстро, прочно или медленно после многих повторений, но в целом успешно.
♦Социальные контакты: умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.
♦Психическое здоровье: умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.
♦ Мышление и речь: умеет по картинке составить рассказ в несколько предложений, правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию.
♦Моторика: умеет прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед, одевается и раздевается полностью самостоятельно или почти всегда.
♦Внимание и память: внимателен, собран; стихи, соответствующие его возрасту запоминает быстро, прочно или медленно после многих повторений, но в целом успешно.
♦Социальные контакты: умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.
♦ Психическое здоровье: без отклонений.
♦Мышление и речь: умеет составлять по картинке рассказе развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего (допустимы наводящие вопросы).
♦Общая моторика: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см.
♦Ручная моторика: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более, чем за 70 с.
♦Внимание и память: внимателен, собран; стихи, соответствующие его возрасту запоминает быстро, прочно или медленно после многих повторений, но в целом успешно.
♦Социальные контакты: умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.
♦ Психическое здоровье: без отклонений.
♦Сенсорное развитие: правильно называет простые и сложные геометрические фигуры, указывает основные различия геометрических фигур (форм); при рисовании правильно использует не только цвета, но и их оттенки.
♦Умственное развитие: владеет прямым и обратным счетом в пределах 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание; дифференцирует количество независимо от формы, величины, обобщает методом исключения, мотивирует; четко устанавливает причинно-следственные связи, выделяет существенное звено; владеет большим запасом слов, речь грамматически оформлена, знает буквы, читает слоги.
♦Моторное развитие: может быстро перестраиваться во время движения, равняться в колонне, шеренге, круге; может выполнять ритмичные движения в указанном темпе, кататься на лыжах, коньках, самокате, трехколесном велосипеде; учится плавать без поддержки, играть в бадминтон, теннис; хорошо умеет работать с разными материалами (бумагой, картоном, тканью); вдевает нитку в иголку, пришивает пуговицу; может пользоваться пилой и молотком.
♦Игровая деятельность: создает планы игры, совершенствует ее замысел, предпочитает групповые игры; в процессе игры обобщает и анализирует свою деятельность; игра может продолжаться в течение нескольких дней.
♦Поведение: испытывает сложные моральные переживания за свои и чужие поступки; способен критически анализировать черты характера и взаимоотношения людей; первым здоровается со взрослыми, благодарит, уступает место, бережно относится к вещам.
— Навыки: выполняет индивидуальные поручения, формируются трудовые навыки (убирает комнату, ухаживает за цветами); способен критически анализировать черты характера; мальчики умеют пользоваться молотком, пилой, рубанком. Итогом оценки служит определение группы нервно-психического развития.
♦На 1 эпикризный срок — ускоренное развитие.
♦На 2 эпикризных срока — высокое развитие.
■Детисопережениемвразвитии: снетипичнымверхнегармоничнымразвитием (частьпоказателейвышена 1 эпикризныйсрок, часть — вышена 2 эпикризныхсрока).
■Дети с нормальным развитием.
■ Детисзадержкойвразвитиина 1 эпикризныйсрок.
♦1-я степень: задержка 2-3 показателей.
♦2-я степень: задержка 3-4 показателей.
♦3-я степень: задержка 5-7 показателей.
■ Детиснетипичнымнегармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже на 1 эпикризный срок).
■ Детисзадержкойна 2 эпикризныхсрока.
♦1-я степень: задержка 2-3 показателей.
♦2-я степень: задержка 3-4 показателей.
♦3-я степень: задержка 5-7 показателей.
■ Детиснетипичнымнижнегармоничнымразвитием (частьпоказателейнижена 1 эпикризныйсрок, часть — на 2 эпикризныхсрока).
■ Детисзадержкойна 3 эпикризныхсрока.
♦1-я степень задержка 2-3 показателей.
♦2-я степень: задержка 3-4 показателей.
■ Детиснетипичнымнижнегармоничнымразвитием (частьпоказателейнижена 2 эпикризныхсрока, часть — на 3 эпикризныхсрока).
Для оценки развития детей в домах ребенка и детей первого года жизни в семье предлагается Vгруппа — задержка на 4-5 эпикризных срока.
При соответствии нервно-психического развития возрасту или превышении его ребенка относят к первой группе нервно-психического развития, при отставании хотя бы по 1 показателю на 1 эпикризный срок — ко 2-й группе, при отставании хотя бы по 1 показателю на 2 эпикризных срока — к 3-й группе и при отставании хотя бы по 1 показателю на 3 эпикризных срока — к 4-й группе нервно-психического развития. Эпикризным сроком для ребенка первого года жизни считают месяц, для ребенка 2-го года — квартал и для 3-го года — полугодие.
Важным индикатором ранних отклонений в здоровье и развитии, еще не получивших манифестного выражения, служит поведение ребенка. Поведение ребенка отражает также уровень возбудимости коры головного мозга, развитие психики, формы его социализации (способность контактировать со сверстниками, взрослыми, воспринимать обучение и др.).
Показатели поведения приведены ниже.
•Эмоциональное состояние (для детей первого года жизни): положительное, отрицательное, неустойчивое, мало эмоциональное.
•Настроение (для детей в возрасте 2-6 лет).
■Бодрое, жизнерадостное: ребенокохотноконтактируетсокружающимилицами, синтересом, активноиграет, дружелюбен, часто (адекватно) улыбается, смеется, нетстрахов.
■Спокойное: ребенок положительно относится к окружающим, менее эмоционален, активен.
■Раздражительное, возбужденное: отмечаютплаксивостьребенка, оннеадекватноотноситсякокружающим, можетвступатьвконфликты, возможныаффективныевспышкивозбуждения, озлобленность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты.
■Подавленное: ребеноквялый, пассивный, неконтактен, замкнут, можетдолгоплакать.
■Неустойчивое: ребенокможетбытьвеселым, смехбыстросменяетсяплачем, вступаетвконфликты.
•Засыпание: спокойное, быстрое, длительное, беспокойное с воздействиями (укачивание).
•Сон (дневной или/и ночной): глубокий (неглубокий), спокойный, (беспокойный), прерывистый, длительный, укороченный, чрезмерно длительный, с воздействиями.
•Аппетит и пищевое поведение: хороший, неустойчивый, сниженный, избирательный, повышенный, отказ от пищи, ребенок мало ест, ест с жадностью, оставляет пищу.
•Характер бодрствования: активен, малоактивен, пассивен.
•Отрицательные привычки (автоматизмы, стереотипы): нет отрицательных привычек, сосет пустышку, палец, язык, губу, одежду, раскачивается, выдергивает (крутит) волосы, часто моргает, онанирует.
•Взаимоотношения с детьми и взрослыми: контактен, груб, агрессивен (кусается, царапается, дерется), ласков, навязчив, любознателен, инициативен, деятелен, легко обучается, нелюбознателен, заторможен, подвижен, уравновешен, медлителен, легко утомляем, боязлив и др.
Поведение оценивают следующим образом.
•Незначительные отклонения (группа внимания) — отклонения по 1 показателю.
•Умеренные отклонения (группа риска) — отклонения в поведении по 2-3 показателям.
•Выраженные отклонения (группа высокого риска) — отклонения по 4-5 показателям.
•Значительные отклонения (диспансерная группа) — отклонения в поведении по 6 и более показателям.
УРОВЕНЬ РЕЗИСТЕНТНОСТИ ОРГАНИЗМА
Резистентность — совокупность генетически детерминированных неспецифических защитных механизмов, обусловливающих невосприимчивость к инфекциям.
Степень резистентности определяют по кратности острых заболеваний, перенесенных ребенком в течение года. В том случае, если наблюдение было менее продолжительным, оценку резистентности проводят по индексу частоты острых заболеваний, который равен отношению количества перенесенных ребенком острых заболеваний к числу месяцев наблюдений.
Выделяют следующие оценки резистентности.
• Хорошая — кратность острых респираторных заболеваний не более
3 раз в год (индекс частоты острых заболеваний равен 0-0,32).
•Сниженная — кратность острых респираторных заболеваний составляет 4-5 раз в год (индекс частоты острых заболеваний равен 0,33-0,49).
•Низкая — кратность острых респираторных заболеваний составляет 6-7 раз в год (индекс частоты острых заболеваний равен 0,5-0,6).
•Очень низкая — кратность острых респираторных заболеваний составляет 8 и более раз в год (индекс частоты острых заболеваний равен 0,67 и выше).
•Ребенка считают часто болеющим, если он переносит в течение года 4 и более острых заболеваний или имеет индекс частоты острых заболеваний 0,33 и выше
Синдром частой заболеваемости может быть транзиторным и «истинным». Для последнего характерны следующие признаки.
•Выраженная отягощенность генеалогического и биологического анамнеза.
•В течение 2-3 и более лет высокая кратность острых респираторных заболеваний (6-7 и более раз в течение года), более тяжелое и продолжительное течение острых заболеваний.
•Наличие сопутствующих функциональных отклонений со стороны различных органов и систем.
•Быстрое формирование хронических заболеваний, в том числе и очагов инфекции.
•Уровень функционального состояния организма.
УРОВЕНЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
Уровень функционального состояния оценивают по данным клинического осмотра, лабораторных и инструментальных методов исследований [частота сердечных сокращений (ЧСС), частота дыхания, уровень артиального давления (АД) гемоглобина крови и другие показатели], на основании анализа поведения, а также адаптационных возможностей ребенка. Быстрая и легкая адаптация к новым условиям социальной среды свидетельствует о нормальном функциональном состоянии, а тяжелая, длительная — об измененном.
НАЛИЧИЕ ИЛИ ОТСУТСТВИЕ ВРОЖДЕННЫХ ПОРОКОВ РАЗВИТИЯ И ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Пороки развития чаще диагностируют при рождении ребенка, или в первые годы его жизни. Хронические заболевания могут возникнуть сразу или формироваться после перенесенных острых заболеваний. Такие дети находятся на диспансерном учете у врача-педиатра и специалистов, в зависимости от характера заболевания.
ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Исследовав и оценив все критерии здоровья, педиатр дает заключение о принадлежности ребенка к соответствующей группе здоровья.
•Iгруппа — здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья, не болеющие за период наблюдения, или имеющие незначительные единичные отклонения, не влияющие на состояние здоровья и которые не нужно корректировать.
•IIгруппа — дети с фактором риска возникновения патологии различных органов и систем, а также имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, измененную резистенгность, у которых отсутствуют хронические заболевания Среди детей раннего возраста (первого года жизни) выделяют ПА и ПБ группы здоровья.
■ ПАгруппа (группариска) — здоровыедетисминимальнымрискомформированияхроническихзаболеваний, т.е. сфакторамирискатолькоодноговидавонтогенезе (поданнымбиологическогоигенеалогическогоанамнезов), которые перечислены ниже.
♦В пренатальном периоде: экстрагенитальные заболевания матери, профессиональные вредности и алкоголизм родителей, острые заболевания и операционные вмешательства во время беременности, возраст матери к моменту рождения ребенка менее 18 и старше 30 лет, токсикозы IIи Iполовины беременности, угроза выкидыша, кровотечения, повышение или понижение АД во время беременности.
♦В интранатальном периоде: быстрые затяжные роды, длительный безводный период, инструментальное ведение родов, патология плаценты и пуповины, неправильное положение плода, кровотечение в родах.
♦Отягощенный генеалогический анамнез: в родословной ребенка отмечают моногенные болезни или мультифакториальные заболевания с определенной метаболической направленностью, а также на одного кровного родственника приходится 0,7 заболеваний.
■ ПБгруппа (группавысокогориска) — здоровыедетисфакторамириска 2-говидаилиодновременнойотягощенностьюфакторамирискавсех 3 видов. Книмотносятдетейследующих групп.
♦ Родившихся при многоплодной беременности, недоношенных, переношенных, детей, родившихся с большой массой тела (4 кг и более), незрелых, детей с внутриутробным инфицированием.
♦Детей, перенесших асфиксию, родовую травму, гемолитическую болезнь, острые тяжелые заболевания в ранний неонатальный период, а также детей с рахитом Iстепени (начальный период), выраженными остаточными явлениями рахита, гипотрофией Iстепени, дефицитом или избытком массы тела Iи IIстепени.
♦Детей с аллергической предрасположенностью к пищевым продуктам, лекарственным и другим веществам.
♦Детей с пилороспазмом без явлений гипотрофии, некоторыми врожденными аномалиями, при которых нет необходимости в оперативном вмешательстве, с расширением пупочного кольца, расхождением прямых мышц живота, неопущением яичек в мошонку на первом или 2-м году жизни и др.
♦Детей с малым размером большого родничка при рождении, с дефектами осанки, с уплощенной стопой.
♦Детей с функциональными изменениями сердечно-сосудистой системы (шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой).
♦Детей с гипертрофией аденоидов, гипертрофией миндалин 1-й степени, искривлением носовой перегородки при отсутствии нарушения носового дыхания, повторными заболеваниями бронхитами иди пневмониями, частыми острыми респираторными заболеваниями
♦Детей с понижением содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы.
♦Детей с тимомегалией.
♦Детей с субкомпенсированным кариесом (6-8 кариозных зубов), аномалией прикуса, не требующей немедленной коррекции.
♦Детей с отдельными невротическими реакциями, патологическими привычками, задержкой психического развития, косноязычием.
♦Детей с дисфункцией желудочно-кишечного тракта.
♦Детей с миопией слабой степени, с дальнозоркостью средней степени, аккомодационным косоглазием без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1 без нарушения бинокулярного зрения
♦Детей с виражом туберкулиновой пробы.
♦Детей в состоянии реконвалесценции после перенесенных острых заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в том числе после острой пневмонии, эпидемического гепатита, острых нейроинфекций и др.)
• III, IVи Vгруппы — больные дети с хронической патологией, пороками развития в состоянии компенсации, субкомпенсации и декомпенсации. Все дети с III, IVи Vгруппой здоровья должны быть на диспансерном учете по форме № 030/у.
У детей II—Vгрупп могут быть отклонения только по одному или нескольким критериям (не обязательно по всем критериям здоровья). Группу здоровья определяют по самому тяжелому отклонению или диагнозу. В процессе наблюдения за ребенком он может быть отнесен к различным группам здоровья, в зависимости от динамики состояния здоровья.
Часто болеющих детей, а также детей, перенесших острую пневмонию, вирусный гепатит, хотя и относят ко IIгруппе здоровья, в период реконвалесценции их берут на диспансерный учет по форме № 030/у.
При наличии нескольких заболеваний оценку группы здоровья производят по наиболее тяжелому из них. Разделение на группы здоровья позволяет проводить оценку состояния ребенка, как на момент обследования, так и при динамическом его контроле.
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 3905 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник