Комплексная оценка состояния здоровья новорожденного ребенка
Оценка состояния новорожденного
Длительность периода. Начало периода с момента рождения и перерезки пуповины, окончание – урегулирование легочного газообмена и желудочно-кишечного пищеварения. В среднем продолжительность от 1 дня до нескольких недель. У доношенных детей этот период короче.
Признаки доношенности. Доношенными считаются новорожденные, родившиеся в срок и имеющие массу тела не менее 2500 г, а длину тела более 45 см. У доношенных мальчиков яички опущены в мошонку, у доношенных девочек большие половые губы прикрывают малые
Дополнительные дифференциально – диагностические признаки состояния новорожденного
Критерии | Признаки доношенности | Признаки недоношенности |
Кожа | Розово-красная, гладкая, эластичная, с небольшим пушком на спине | Тонкая, ярко-красная с цианотичным оттенком, блестящая, суховатая, с пушком на туловище и лице |
Крик | Громкий | Слабый |
Движения | Энергичные, гипертонус мышц | Вялые, гипотонус мышц |
Подкожно — жировая клетчатка | Хорошо развита | Слабо развита |
Черепные кости | Твердые | Мягкие, податливые |
Боковые роднички | Закрыты | Часто пальпируются |
Оценка состояния новорожденного проводится по шкале Апгар, названной по имени автора, разработавшего ее в 1953 году. В 1965 году эта шкала была рекомендована ВОЗ для повсеместного использования после получения данных о четкой корреляции клинических симптомов, отраженных в шкале Апгар с изменениями показателей гомеостаза (с кислотно-основным состоянием, содержанием электролитов, гормонов, ферментов и др).
Шкала Апгар для оценки состояния новорожденного
Показатель | Число баллов | ||
1 | 2 | ||
Частота сердцебиения, уд/мин | Сердечные тоны отсутствуют | Менее 100 | 100-140 |
Дыхание | Отсутствует | Поверхностное или затрудненное, слабый крик, судорожные вздохи, периоды апноэ | Регулярное дыхание, громкий крик |
Мышечный тонус | Вялый, атония | Частичное сгибание конечностей, сниженный тонус | Сгибание конечностей удовлетворительное, активные движения, тонус хороший |
Рефлекторная возбудимость | Реакция отсутствует | Слабое движение, появление гримасы на лице | Резкое отдергивание конечности, громкий крик |
Цвет кожных покровов | Синюшный или бледный | Тело розового цвета, кисти рук и ступни синюшны, цианоз лица | Кожные покровы розового цвета |
Оценку состояния новорожденного по шкале Апгар обычно проводят через 1 и 5 мин после рождения. Число баллов указывает на степень гипоксии у новорожденного и необходимость проведения активной реанимации новорожденного. По мнению автора, через 5 мин оценивают результат и перспективность дальнейших реанимационных мероприятий, которые следует начинать при первичном осмотре, при сумме 6 баллов или меньше. При оценке 7-10 баллов состояние считается нормальным.
Впоследствии Апгар добавила к этой шкале еще один признак — время, необходимое для установления нормального дыхания. Под этим подразумевается период, прошедший от момента рождения ребенка до начала регулярного установившегося дыхания. В норме он составляет менее 60 с. Этот период увеличивается при угнетении дыхания лекарственными препаратами или вследствие гипоксии.
В повседневной клинической практике по-прежнему выделяют три условные степени тяжести асфиксии, руководствуясь в основном суммой баллов по шкале Апгар: легкая асфиксия (6-7 баллов), среднетяжелая (4-5 баллов) и тяжелая (ниже 4 баллов).
Состоянием апноэ у новорожденных считают отсутствие дыхания в течение 20 с или более или периоды отсутствия дыхания, сопровождающиеся цианозом и (или) брадикардией. ЧСС менее 100 уд/мин считается характерным симптомом асфиксии новорожденного и показателем к проведению мероприятий, устраняющих дыхательную недостаточность.
В истории родов после рождения ребенка должно быть отмечено:
- время появления первого вдоха,
- время появления первого крика,
- начало установившегося дыхания – обычно устанавливается в пределах 60 с после рождения, через 5 минут частота дыхания в пределах 40–60 в 1 мин.
- частота сердечных сокращений (наблюдать за поднятием и опусканием брюшной стенки, либо при аускультации). В норме ЧСС составляет 120-130 уд/мин. Менее 100 уд\мин – неотложная терапия по устранению дыхательной недостаточности
- оценить мышечный тонус по ригидности мышц ног при принудительном разгибании.
Мышечная, гипотония позволяет заподозрить угнетение функции ЦНС в результате гипоксии или медикаментозной депрессии.
Оценивают состояние рефлексов (поискового Куссмауля — Генцлера, сосательного, обхватывания, хватательного и подошвенного). У здорового новорожденного симптом Бабинского положительный – тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание остальных пальцев при раздражении кожи внутренней поверхности стопы.
Легкие неврологические нарушения — умеренно повышенная спонтанная дыхательная активность: тремором рук, спонтанной реакцией Моро, усиленными рефлексами врожденного автоматизма, косоглазие, горизонтальный и реже — вертикальный нистагм.
Средняя степень неврологических расстройств — доминируют проявления внутричерепной гипертензии: вялость, мышечная гипотония, гипорефлексия, нарушение вегетативной иннервации (тахикардия, мраморность кожных покровов, стойкий разлитой дермографизм).
Тяжелое поражение ЦНС — выраженный вертикальный нистагм, симптомы Белла, Грефе, гиподинамия, резкая гипотония мышц, гипорефлексия.
Источник
Оценка состояния новорожденного.
Проводится для определения последующих мероприятий и основывается на оценке параметров дыхания, частоты сердечных сокращений (ЧСС) и цвета кожи.
Оценка дыхания (возможные варианты):
- самостоятельное, регулярное;
- самостоятельное, но неадекватное дыхание (судорожное, нерегулярное, поверхностное);
- дыхание отсутствует ( первичное или вторичное апноэ)
Оценка ЧСС (возможные варианты):
- более 100 в минуту;
- менее 100 в минуту.
Оценка цвета кожных покровов (возможные варианты):
- полностью розовые или розовые с цианозом кистей и стоп;
- цианотичные кожа и видимые слизистые оболочки.
Если после оказания первичной помощи новорожденный самостоятельно дышит, дыхание достаточно глубокое и регулярное, ЧСС более 100 в минуту, цвет кожных покровов розовый, то его состояние оценивается как близкое к удовлетворительному. Ребенка прикладывают к груди матери, после окончания кормления одевают и помещают в кроватку.
Для комплексной первичной оценки функционального состояния новорожденного ис-пользуют шкалу Апгар ( APGAR-Appearance, Pulse, Grimace, Activity, Respiration). Суммарная балльная оценка проводится через 1,5, и 30 мин после рождения. Оценка скла-дывается из суммы цифровых показателей всех 5 признаков, каждый из которых макси-мально может дать 2 балла. При показателе по шкале Апгар 8-10 баллов состояние новорожденного оценивается как хорошее, 7 баллов- удовлетворительное, 6-4 балла – средней тяжести, 3-1 балла – тяжелое.
ШКАЛА АПГАР
признак | 0 баллов | 1 балл | 2 балла |
ЧСС | Отсутствует | 100 и меньше в минуту | Более 100 в минуту |
Глубина дыхания | То же | Аритмичное, крик слабый | Нормальное, крик громкий |
Мышечный тонус | То же | Легкое сгибание рук и ног | Активные движения |
Состояние рефлексов | То же | Слабо выражено ( гримаса) | Чиханье, кашель |
Окраска кожных покровов | Синюшная или бледная | Розовое туловище, цианоз рук и ног | Розовая. |
При выявлении у новорожденного состояния средней тяжести или тяжелого немедленно приступают к лечебным мероприятиям.
Первое прикладывание к груди.
Сразу после рождения здоровый новорожденный начинает активный поиск пищи. После родов необходимо обеспечить контакт ребенка с матерью « кожа к коже» до окончания 1-го кормления. Если ребенок находится на животе матери и ему не мешать, он в состоянии подползти к материнской груди, как правило, в течение 1-го часа жизни. Успех первого прикладывания к груди определяется не количеством молозива, которое получил ребенок, а возможностью младенца правильно взять грудь, общением матери и малыша. Ребенок, кроме того, контаминируется микрофлорой матери, а не госпитальными штаммами микроорганизмов.
Перевязка пуповины.
Для предупреждения инфекции первичную обработку новорожденного производят с соблюдением асептики рук, перевязочного материала, инструментов. Перевязку пуповины осуществляют в 2 этапа.
Первый этап, или отделение ребенка от матери. Ребенок к этому времени обсушен и помещен на живот матери – обычно через 1 минуту, к моменту окончания пульсации пуповины ( при отсутствии показаний к более раннему отделению ребенка — резус-конфликт, асфиксия). На пуповину на расстоянии 10-15 см от пупочного кольца накладывают 2 зажима Кохера с расстоянием между ними 2-3 см. поверхность между зажимами обрабатывают марлевым шариком, смоченным 95% спиртом или 5% спиртовым раствором йода. Пересекают пуповину стерильными ножницами.
Второй этап, или окончательная обработка остатка пуповины у новорожденного. Про-водится на специальном пеленальном столе с обогревом. На расстоянии 0,5-1 см от пупочного кольца на пуповину накладывают пластмассовую скобу Роговина, которая плотно фиксирует остаток пуповины. Скобу накладывают с помощью специального зажима, вследствие чего прекращается поступление крови в пуповинный остаток и обеспечиваются его высыхание и мумификация ( сухая гангрена). Вместо скобы Роговина иногда применяют резиновое кольцо, шелковую или кетгутовую лигатуру, которую накладывают на остаток пуповины в 2-3 см, чтобы можно было его использовать для инъекций и проведения заменного переливания крови ( ЗПК). Пуповинный остаток отрезают на расстоянии 1-2 см от скобы или лигатуры, вытирают кровь, место обреза обрабатывают йодом, а весь остаток пуповины – спиртом.
Пуповинный остаток отпадает в течение 1-й недели жизни.
Уход за кожей.
Кожа новорожденного покрыто естественным кремом – первородной смазкой, обеспе-чивающей дополнительную защиту от проникновения инфекционных агентов. Удалять первородную смазку с кожи новорожденного не следует. Для удаления с кожи ребенка крови и мекония используют стерильную марлевую салфетку, смоченную теплой водой.
Обмывать ребенка под краном в родильном зале не рекомендуется. В дальнейшем, уже в отделении, можно выкупать ребенка в ванночке с теплой ( 37 град. С) водой.
Осмотр новорожденного.
Только что родившегося ребенка внимательно осматривают с целью выявления воз-можных врожденных пороков развития.
Перед переводом в отделение новорожденных или через 2 часа после рождения ребенка взвешивают и измеряют длину его тела.
Профилактика заболеваний глаз. В конъюнктивальный мешок глаза закапывают 2% раствор нитрата серебра однократно или 20% раствор сульфацетамида ( Сульфацил-нат-рия) по 2-3 капли сразу после рождения и еще 2 раза с интервалом 10-20 мин. Новорож-
денным девочкам капают по 1-2 капли 2% раствора нитрата серебра на вульву.
Профилактика гипотермии. Поддержание нормальной температуры тела принципи-ально важно для выхаживания новорожденных. Холодовой стресс начинается при сниже-нии температуры его тела менее 36,5 град. С.
Применяется так называемая концепция «тепловой цепочки», представляющей собой ряд взаимосвязанных процедур, уменьшающих вероятность развития гипотермии у ребен-ка, важнейшие из которых:
- температура воздуха в родильном зале не ниже 24 град. С, включение лампы лучистого тепла за 30 мин. до родов, согревание комплекта белья, предназначенного для ребенка;
- немедленное обсушивание новорожденного теплой пеленкой, замена влажной пеленки сухой;
- выкладывание новорожденного, накрытого сухой пеленкой, на грудь матери;
- раннее прикладывание ребенка к груди матери;
- предотвращение потерь тепла – на голову новорожденного надевают шапочку, мать и ребенка укрывают одним одеялом;
- поддержание нормальной температуры тела новорожденного при транспортировке, переводе в другое учреждение.
Доношенных новорожденных выхаживают в кроватке при постоянной температуре окружающей среды. Ребенка пеленают в хлопчатобумажную одежду, оставляя свободной нижнюю часть тела. Не рекомендуется тугое пеленание.
Источник
Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (вместе с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей»)
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 декабря 2003 г. N 621
О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
В целях совершенствования организации медицинского обеспечения детей и разработки мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей разных возрастных и социальных групп приказываю:
1.1. Инструкцию по комплексной оценке состояния здоровья детей (Приложение N 1).
1.2. Алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно по результатам профилактических медицинских осмотров (Приложение N 2).
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации О.В. Шарапову.
Приказом Минздрава России
от 30 декабря 2003 г. N 621
ИНСТРУКЦИЯ ПО КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Система комплексной оценки состояния здоровья основывается на 4-х базовых критериях:
— наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
— уровень функционального состояния основных систем организма;
— степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
— уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с формализацией результата в виде отнесения к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.
В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:
— к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
— к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;
— к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;
V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Отнесение больного ребенка или подростка ко II, III, IV или V группам здоровья проводится врачом с учетом всех приведенных критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребенка, медицинской карте ребенка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований, выносит (по своей специальности) полный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или заключение «здоров».
Комплексную оценку состояния здоровья ребенка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.
Детям, с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями, а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, появление осложнений и др., по результатам профилактического медицинского осмотра комплексная оценка состояния здоровья не дается. В таких случаях необходимо проведение в полном объеме диагностического обследования. После получения результатов обследования выносится уточненный диагноз и дается комплексная оценка состояния здоровья.
Все дети, независимо от того к какой из групп здоровья они отнесены, ежегодно проходят скрининг-обследование, по результатам которого определяется необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.
Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.
Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно врачом-педиатром.
Дети, отнесенные к III — V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.
Результаты комплексной оценки состояния здоровья могут, в определенной степени (в качестве скрининга), помогать решать прикладные специальные задачи в отношении состояния здоровья детей — отнесение к определенным группам для занятия физической культурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении профессионального выбора, военной службы и др.
Приказом Минздрава России
от 30 декабря 2003 г. N 621
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ
ОТ 3 ДО 17 ЛЕТ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ)
Примечание: в настоящую схему включены не все функциональные нарушения и хронические заболевания, встречающиеся в детском (в том числе подростковом) возрасте. В данный перечень вошли наиболее часто диагностируемые нарушения здоровья и развития.
Судебная практика и законодательство — Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (вместе с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей»)
6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Источник