Меню

Комплексная оценка состояния здоровья новорожденного ребенка

Комплексная оценка состояния здоровья новорожденного ребенка

Оценка состояния новорожденного

Длительность периода. Начало периода с момента рождения и перерезки пуповины, окончание – урегулирование легочного газообмена и желудочно-кишечного пищеварения. В среднем продолжительность от 1 дня до нескольких недель. У доношенных детей этот период короче.

Признаки доношенности. Доношенными считаются новорожденные, родившиеся в срок и имеющие массу тела не менее 2500 г, а длину тела более 45 см. У доношенных мальчиков яички опущены в мошонку, у доношенных девочек большие половые губы прикрывают малые

Дополнительные дифференциально – диагностические признаки состояния новорожденного

Критерии Признаки доношенности Признаки недоношенности
Кожа Розово-красная, гладкая, эластичная, с небольшим пушком на спине Тонкая, ярко-красная с цианотичным оттенком, блестящая, суховатая, с пушком на туловище и лице
Крик Громкий Слабый
Движения Энергичные, гипертонус мышц Вялые, гипотонус мышц
Подкожно — жировая клетчатка Хорошо развита Слабо развита
Черепные кости Твердые Мягкие, податливые
Боковые роднички Закрыты Часто пальпируются

Оценка состояния новорожденного проводится по шкале Апгар, названной по имени автора, разработавшего ее в 1953 году. В 1965 году эта шкала была рекомендована ВОЗ для повсеместного использования после получения данных о четкой корреляции клинических симптомов, отраженных в шкале Апгар с изменениями показателей гомеостаза (с кислотно-основным состоянием, содержанием электролитов, гормонов, ферментов и др).

Шкала Апгар для оценки состояния новорожденного

Показатель Число баллов
1 2
Частота сердцебиения, уд/мин Сердечные тоны отсутствуют Менее 100 100-140
Дыхание Отсутствует Поверхностное или затрудненное, слабый крик, судорожные вздохи, периоды апноэ Регулярное дыхание, громкий крик
Мышечный тонус Вялый, атония Частичное сгибание конечностей, сниженный тонус Сгибание конечностей удовлетворительное, активные движения, тонус хороший
Рефлекторная возбудимость Реакция отсутствует Слабое движение, появление гримасы на лице Резкое отдергивание конечности, громкий крик
Цвет кожных покровов Синюшный или бледный Тело розового цвета, кисти рук и ступни синюшны, цианоз лица Кожные покровы розового цвета

Оценку состояния новорожденного по шкале Апгар обычно проводят через 1 и 5 мин после рождения. Число баллов указывает на степень гипоксии у новорожденного и необходимость проведения активной реанимации новорожденного. По мнению автора, через 5 мин оценивают результат и перспективность дальнейших реанимационных мероприятий, которые следует начинать при первичном осмотре, при сумме 6 баллов или меньше. При оценке 7-10 баллов состояние считается нормальным.

Впоследствии Апгар добавила к этой шкале еще один признак — время, необходимое для установления нормального дыхания. Под этим подразумевается период, прошедший от момента рождения ребенка до начала регулярного установившегося дыхания. В норме он составляет менее 60 с. Этот период увеличивается при угнетении дыхания лекарственными препаратами или вследствие гипоксии.

В повседневной клинической практике по-прежнему выделяют три условные степени тяжести асфиксии, руководствуясь в основном суммой баллов по шкале Апгар: легкая асфиксия (6-7 баллов), среднетяжелая (4-5 баллов) и тяжелая (ниже 4 баллов).

Состоянием апноэ у новорожденных считают отсутствие дыхания в течение 20 с или более или периоды отсутствия дыхания, сопровождающиеся цианозом и (или) брадикардией. ЧСС менее 100 уд/мин считается характерным симптомом асфиксии новорожденного и показателем к проведению мероприятий, устраняющих дыхательную недостаточность.

В истории родов после рождения ребенка должно быть отмечено:

  • время появления первого вдоха,
  • время появления первого крика,
  • начало установившегося дыхания – обычно устанавливается в пределах 60 с после рождения, через 5 минут частота дыхания в пределах 40–60 в 1 мин.
  • частота сердечных сокращений (наблюдать за поднятием и опусканием брюшной стенки, либо при аускультации). В норме ЧСС составляет 120-130 уд/мин. Менее 100 уд\мин – неотложная терапия по устранению дыхательной недостаточности
  • оценить мышечный тонус по ригидности мышц ног при принудительном разгибании.

Мышечная, гипотония позволяет заподозрить угнетение функции ЦНС в результате гипоксии или медикаментозной депрессии.
Оценивают состояние рефлексов (поискового Куссмауля — Генцлера, сосательного, обхватывания, хватательного и подошвенного). У здорового новорожденного симптом Бабинского положительный – тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание остальных пальцев при раздражении кожи внутренней поверхности стопы.

Легкие неврологические нарушения — умеренно повышенная спонтанная дыхательная активность: тремором рук, спонтанной реакцией Моро, усиленными рефлексами врожденного автоматизма, косоглазие, горизонтальный и реже — вертикальный нистагм.
Средняя степень неврологических расстройств — доминируют проявления внутричерепной гипертензии: вялость, мышечная гипотония, гипорефлексия, нарушение вегетативной иннервации (тахикардия, мраморность кожных покровов, стойкий разлитой дермографизм).
Тяжелое поражение ЦНС — выраженный вертикальный нистагм, симптомы Белла, Грефе, гиподинамия, резкая гипотония мышц, гипорефлексия.

  • оценить цвет кожи и слизистых оболочек новорожденного, хотя цианоз не является постоянным признаком гипоксии. Бледные или сероватого цвета кожные покровы у новорожденного при наличии брадикардии, снижения мышечного тонуса и угнетения рефлексов указывают на состояния шока и тяжелой асфиксии.
  • Источник

    Оценка состояния новорожденного.

    Проводится для определения последующих мероприятий и основывается на оценке параметров дыхания, частоты сердечных сокращений (ЧСС) и цвета кожи.

    Оценка дыхания (возможные варианты):

    • самостоятельное, регулярное;
    • самостоятельное, но неадекватное дыхание (судорожное, нерегулярное, поверхностное);
    • дыхание отсутствует ( первичное или вторичное апноэ)

    Оценка ЧСС (возможные варианты):

    • более 100 в минуту;
    • менее 100 в минуту.

    Оценка цвета кожных покровов (возможные варианты):

    • полностью розовые или розовые с цианозом кистей и стоп;
    • цианотичные кожа и видимые слизистые оболочки.

    Если после оказания первичной помощи новорожденный самостоятельно дышит, дыхание достаточно глубокое и регулярное, ЧСС более 100 в минуту, цвет кожных покровов розовый, то его состояние оценивается как близкое к удовлетворительному. Ребенка прикладывают к груди матери, после окончания кормления одевают и помещают в кроватку.

    Для комплексной первичной оценки функционального состояния новорожденного ис-пользуют шкалу Апгар ( APGAR-Appearance, Pulse, Grimace, Activity, Respiration). Суммарная балльная оценка проводится через 1,5, и 30 мин после рождения. Оценка скла-дывается из суммы цифровых показателей всех 5 признаков, каждый из которых макси-мально может дать 2 балла. При показателе по шкале Апгар 8-10 баллов состояние новорожденного оценивается как хорошее, 7 баллов- удовлетворительное, 6-4 балла – средней тяжести, 3-1 балла – тяжелое.

    ШКАЛА АПГАР

    признак 0 баллов 1 балл 2 балла
    ЧСС Отсутствует 100 и меньше в минуту Более 100 в минуту
    Глубина дыхания То же Аритмичное, крик слабый Нормальное, крик громкий
    Мышечный тонус То же Легкое сгибание рук и ног Активные движения
    Состояние рефлексов То же Слабо выражено ( гримаса) Чиханье, кашель
    Окраска кожных покровов Синюшная или бледная Розовое туловище, цианоз рук и ног Розовая.

    При выявлении у новорожденного состояния средней тяжести или тяжелого немедленно приступают к лечебным мероприятиям.

    Первое прикладывание к груди.

    Сразу после рождения здоровый новорожденный начинает активный поиск пищи. После родов необходимо обеспечить контакт ребенка с матерью « кожа к коже» до окончания 1-го кормления. Если ребенок находится на животе матери и ему не мешать, он в состоянии подползти к материнской груди, как правило, в течение 1-го часа жизни. Успех первого прикладывания к груди определяется не количеством молозива, которое получил ребенок, а возможностью младенца правильно взять грудь, общением матери и малыша. Ребенок, кроме того, контаминируется микрофлорой матери, а не госпитальными штаммами микроорганизмов.

    Перевязка пуповины.

    Для предупреждения инфекции первичную обработку новорожденного производят с соблюдением асептики рук, перевязочного материала, инструментов. Перевязку пуповины осуществляют в 2 этапа.

    Первый этап, или отделение ребенка от матери. Ребенок к этому времени обсушен и помещен на живот матери – обычно через 1 минуту, к моменту окончания пульсации пуповины ( при отсутствии показаний к более раннему отделению ребенка — резус-конфликт, асфиксия). На пуповину на расстоянии 10-15 см от пупочного кольца накладывают 2 зажима Кохера с расстоянием между ними 2-3 см. поверхность между зажимами обрабатывают марлевым шариком, смоченным 95% спиртом или 5% спиртовым раствором йода. Пересекают пуповину стерильными ножницами.

    Второй этап, или окончательная обработка остатка пуповины у новорожденного. Про-водится на специальном пеленальном столе с обогревом. На расстоянии 0,5-1 см от пупочного кольца на пуповину накладывают пластмассовую скобу Роговина, которая плотно фиксирует остаток пуповины. Скобу накладывают с помощью специального зажима, вследствие чего прекращается поступление крови в пуповинный остаток и обеспечиваются его высыхание и мумификация ( сухая гангрена). Вместо скобы Роговина иногда применяют резиновое кольцо, шелковую или кетгутовую лигатуру, которую накладывают на остаток пуповины в 2-3 см, чтобы можно было его использовать для инъекций и проведения заменного переливания крови ( ЗПК). Пуповинный остаток отрезают на расстоянии 1-2 см от скобы или лигатуры, вытирают кровь, место обреза обрабатывают йодом, а весь остаток пуповины – спиртом.

    Пуповинный остаток отпадает в течение 1-й недели жизни.

    Уход за кожей.

    Кожа новорожденного покрыто естественным кремом – первородной смазкой, обеспе-чивающей дополнительную защиту от проникновения инфекционных агентов. Удалять первородную смазку с кожи новорожденного не следует. Для удаления с кожи ребенка крови и мекония используют стерильную марлевую салфетку, смоченную теплой водой.

    Обмывать ребенка под краном в родильном зале не рекомендуется. В дальнейшем, уже в отделении, можно выкупать ребенка в ванночке с теплой ( 37 град. С) водой.

    Осмотр новорожденного.

    Только что родившегося ребенка внимательно осматривают с целью выявления воз-можных врожденных пороков развития.

    Перед переводом в отделение новорожденных или через 2 часа после рождения ребенка взвешивают и измеряют длину его тела.

    Профилактика заболеваний глаз. В конъюнктивальный мешок глаза закапывают 2% раствор нитрата серебра однократно или 20% раствор сульфацетамида ( Сульфацил-нат-рия) по 2-3 капли сразу после рождения и еще 2 раза с интервалом 10-20 мин. Новорож-

    денным девочкам капают по 1-2 капли 2% раствора нитрата серебра на вульву.

    Профилактика гипотермии. Поддержание нормальной температуры тела принципи-ально важно для выхаживания новорожденных. Холодовой стресс начинается при сниже-нии температуры его тела менее 36,5 град. С.

    Применяется так называемая концепция «тепловой цепочки», представляющей собой ряд взаимосвязанных процедур, уменьшающих вероятность развития гипотермии у ребен-ка, важнейшие из которых:

    • температура воздуха в родильном зале не ниже 24 град. С, включение лампы лучистого тепла за 30 мин. до родов, согревание комплекта белья, предназначенного для ребенка;
    • немедленное обсушивание новорожденного теплой пеленкой, замена влажной пеленки сухой;
    • выкладывание новорожденного, накрытого сухой пеленкой, на грудь матери;
    • раннее прикладывание ребенка к груди матери;
    • предотвращение потерь тепла – на голову новорожденного надевают шапочку, мать и ребенка укрывают одним одеялом;
    • поддержание нормальной температуры тела новорожденного при транспортировке, переводе в другое учреждение.

    Доношенных новорожденных выхаживают в кроватке при постоянной температуре окружающей среды. Ребенка пеленают в хлопчатобумажную одежду, оставляя свободной нижнюю часть тела. Не рекомендуется тугое пеленание.

    Источник

    Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (вместе с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей»)

    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    от 30 декабря 2003 г. N 621

    О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

    В целях совершенствования организации медицинского обеспечения детей и разработки мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей разных возрастных и социальных групп приказываю:

    1.1. Инструкцию по комплексной оценке состояния здоровья детей (Приложение N 1).

    1.2. Алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно по результатам профилактических медицинских осмотров (Приложение N 2).

    2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации О.В. Шарапову.

    Приказом Минздрава России

    от 30 декабря 2003 г. N 621

    ИНСТРУКЦИЯ ПО КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

    Система комплексной оценки состояния здоровья основывается на 4-х базовых критериях:

    — наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);

    — уровень функционального состояния основных систем организма;

    — степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;

    — уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

    Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.

    Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с формализацией результата в виде отнесения к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.

    В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:

    — к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;

    — к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;

    — к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;

    V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

    Отнесение больного ребенка или подростка ко II, III, IV или V группам здоровья проводится врачом с учетом всех приведенных критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребенка, медицинской карте ребенка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований, выносит (по своей специальности) полный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или заключение «здоров».

    Комплексную оценку состояния здоровья ребенка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.

    Детям, с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями, а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, появление осложнений и др., по результатам профилактического медицинского осмотра комплексная оценка состояния здоровья не дается. В таких случаях необходимо проведение в полном объеме диагностического обследования. После получения результатов обследования выносится уточненный диагноз и дается комплексная оценка состояния здоровья.

    Все дети, независимо от того к какой из групп здоровья они отнесены, ежегодно проходят скрининг-обследование, по результатам которого определяется необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.

    Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.

    Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно врачом-педиатром.

    Дети, отнесенные к III — V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.

    Результаты комплексной оценки состояния здоровья могут, в определенной степени (в качестве скрининга), помогать решать прикладные специальные задачи в отношении состояния здоровья детей — отнесение к определенным группам для занятия физической культурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении профессионального выбора, военной службы и др.

    Приказом Минздрава России

    от 30 декабря 2003 г. N 621

    ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ

    ОТ 3 ДО 17 ЛЕТ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

    ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ)

    Примечание: в настоящую схему включены не все функциональные нарушения и хронические заболевания, встречающиеся в детском (в том числе подростковом) возрасте. В данный перечень вошли наиболее часто диагностируемые нарушения здоровья и развития.

    Судебная практика и законодательство — Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (вместе с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей»)

    6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».

    7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

    Источник

    Читайте также:  Государственная система общественного здоровья
    Adblock
    detector