Меню

Комплексная оценка состояния здоровья детей ситуационные задачи

Решить ситуационную задачу по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков.

П р и м е р: Мальчик 7 лет, данные онтогенеза без особенностей, рост 131см, масса тела 27кг, окружность грудной клетки 61см, ЖЕЛ 1700мл, мышечная сила правой кисти – 14кг, мышечная сила левой кисти – 12кг, за год длина тела увеличилась на 5см, число постоянных зубов – 9.

При углубленном медицинском обследовании поставлен диагноз: хронический бронхит. За последний год было два обострения заболевания и мальчик три раза перенес ОРВИ.

При выполнении функциональной пробы с дозированной физической нагрузкой (20 глубоких приседаний за 30 сек) максимальное АД повысилось на 40мм рт.ст., минимальное АД снизилось на 20мм. рт. ст. Частота пульса была выше исходной на 60%, дыхание участилось на 5 в минуту. Время возвращения указанных показателей к исходным величинам – 5 минут.

Решение: Комплексная оценка состояния здоровья ребенка включает 3 этапа:

I – Исследование состояния здоровья по определенным критериям:

1-й критерий: оценку особенностей онтогенеза производят согласно схеме (Приложение 3): генеалогический анамнез не отягощен; биологический анамнез благоприятный; социальный анамнез благоприятный.

Заключение: отклонений в онтогенезе не обнаружено.

2-й критерий: оценку физического развития проводят по комплексной методике (см. п.2Г)

Заключение: физическое развитие обследуемого ребенка соответствует возрасту, гармоничное.

3-й критерий: степень резистентности организма определяется частотой или длительностью заболеваний (часто болеющие – дети, болеющие 4 и более раз в год; длительно болеющие – дети, болеющие более 25 дней по одному заболеванию).

Мальчик болел 5 раз (>4 ).

Заключение: резистентность организма снижена.

4-й критерий: функциональное состояние основных систем организма оценивают по таблице (Приложение 4)

Заключение: реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку допустимая.

5-й критерий: наличие или отсутствие хронических заболеваний или пороков развития, в зависимости от характера или степени выраженности предопределяет группу здоровья (Приложение 5).

У мальчика имеется диагноз: хронический бронхит, что определяет ему III группу здоровья.

II – Заключение с определением группы здоровья.

Проанализировав критерии, определяющие и характеризующие состояние здоровья, выносится заключение с определением группы здоровья согласно схеме комплексной оценки состояния здоровья (табл.10).

В приведенном примере:1критерий – 1гр; 2 критерий– 1гр; 3 критерий– 2гр; 4 критерий – 2гр;5 критерий – 3 гр.

Мальчик относится к III группе здоровья. Основание: наличие хронического заболевания.

III – Разработка рекомендаций в зависимости от группы здоровья.

Все рекомендации делятся на:

Дети, отнесенные к I группе здоровья, нуждаются в назначении профилактических рекомендаций:

1. Оптимизация режима дня.

2. Рационализация питания.

3. Рекомендации по физическому воспитанию (комплекс массажа, гимнастики, физических упражнений, определение группы закаливания).

5. Воспитательные воздействия.

Детям, отнесенным ко II группе здоровья, на фоне индивидуальных профилактических мероприятий назначаются специальные оздоровительные мероприятия (профилактика пограничных состояний, диспансеризация по индивидуальному плану, лабораторные исследования).

Дети, отнесенные к III и IV группе здоровья, находятся на диспансерном учете и наблюдаются педиатрами и врачами-специалистами. Больные дети нуждаются в индивидуальных профилактических мероприятиях (щадящий режим дня, диетическое или лечебное питание, физические нагрузки, закаливающие процедуры), специальных оздоровительных и лечебных мероприятиях в соответствии со степенью компенсации патологического процесса

Источник

Тема 11. Комплексная оценка состояния здоровья детей

Она включает в себя 6 показателей (критериев) здоровья.

I. Изучение факторов риска в генеалогическом, биологическом и социальном анамнезе. Выявляются наследственные заболевания, составляется родословная семьи (генетика), здоровье отца и матери до зачатия, токсикозы матери, заболевания матери, профессиональные вредности, вирусные инфекции, длительность родов, вредные привычки родителей, заболевания ребенка в период новорожденности, в грудном возрасте и первые 3-4 года, характер вскармливания, закаливание, психологический климат в семье (при плохом климате – неврозы), материально-бытовые условия.

Читайте также:  Кукольное представление где тимоша здоровье искал

II. Физическое развитие ребенка – это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела) и биологического созревания в том или ином периоде детства.

Определение физического развития включает

1. Измерение и оценка роста проводится по центильным нормативным таблицам (соответствует ли рост возрасту).

2. Измерение массы тела и оценка (по двуцентильным таблицам соответствия массы росту ребенка).

3. Измерение окружности груди и оценка (по нормам).

— длина туловища, рук, ног, окружности, конечностей;

— состояние п/ж слоя;

— развитие мышечной системы;

— развитие костей позвоночника;

— развитие стоп (плантометрия);

— развитие грудной клетки (форма);

5. Половое развитие (определяется по количеству прорезавшихся постоянных зубов, длине и массе тела, развитию вторичных половых признаков).

Оценка физического развития:

— отставание в физическом развитии;

— опережение в физическом развитии.

III. Определение уровня нервно-психического развития с учетом возраста (по таблицам сравнивают все навыки, показатели, которые имеет ребенок в этом возрасте и которые у него имеются). Кроме того, оценивают психическое здоровье: эмоции, настроение (до 2-6 лет), сон, аппетит, особенности личности, отрицательные привычки.

— отстает в нервно-психическом развитии;

— опережает по нервно-психическому развитию.

IV. Резистентность. Она считается:

— высокая – число острых заболеваний в год 0-3 раза;

— сниженная – число острых заболеваний в год 4-7 раз;

— резко снижена – число острых заболеваний в год больше 8.

Нормальное количество острых заболеваний в год:

1 год – до 4 заболеваний;

2-3 года – до 6 заболеваний;

4 года – до 5 заболеваний;

5-6 лет – до 4 заболеваний;

старше 6 лет – до 3 заболеваний.

Часто болеющие дети (ЧБД)

1 год – 4 и больше раз;

2-3 года – 6 и больше раз;

4 года – 5 и больше раз;

5-6 лет – 4 и больше раз;

старше 6 лет – 3 и больше раз.

Для определения резистентности (иммунитета) по числу ОРВИ используют индекс резистентности (ИР)

ИР (%) = число заболевании ОРВИ х 100 число месяцев жизни с начала рецидивирования ОРВИ

Пример. Ребенок 2 лет имел 6 обострений ОРВИ за 12 месяцев

ИР = 6/12 х 100 = 50%

Если ИР = 33-40 % — относительно ЧБД;

Если ИР = 41-50 – часто болеющие дети;

Если ИР = 51 % и больше – очень часто болеющие дети.

V. Функциональное состояние органов и систем. Оценивается ЧСС, ЧД, АД, Hb и Er, ЖЕЛ, минутный объем крови.

Оценка функционального состояния:

— нормальное (функциональные показатели равны норме);

— ухудшенное (1 или несколько показателей на грани нормы и патологии);

— плохое (функциональные показатели резко отличаются от нормы).

VI. Наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития. Оценка: «здоров», «пограничное состояние», «болен». При оценке состояния здоровья используют одновременно все 6 критериев (показателей) здоровья. Ни один из критериев в отдельности не может характеризовать состояние ребенка в целом. В результате комплексной оценки дети делятся по состоянию здоровья на 3 группы:

Читайте также:  Как ты понимаешь фразу смех приносит здоровье

1 группа – здоровые дети с нормальным развитием, нормальными функциями и иммунитетом;

2 группа здоровья – здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость организма;

3 группа – дети, больные хроническими заболеваниями, в состоянии компенсации, субкомпенсации (4) и декомпенсации (5).

Источник

ОЦЕНКА УРОВНЯ (ГРУППЫ) ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

ОЦЕНКА УРОВНЯ (ГРУППЫ) ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Ребёнок 2-х лет. На профилактическом приёме. Жалоб не предъявляет; по данным: ФР – гипосомия, дефицит массы Iстепени; НПР– II группа развития, Iстепень; уровень гемоглобина – 85г/л; в анамнезе атопический дерматит в стадии ремиссии. Определите уровень (группу) здоровья.

Пожалуйста, проведите оценку уровня (группы) здоровья у ребенка, комментируя свои действия и ответьте последовательно на поставленные вопросы.

1. Определение понятия здоровья.

2. Значимость оценки уровня здоровья у детей в эпикризные сроки.

3. Основные критерии (6) комплексной оценки состояния здоровья и развития детей.

4. Группы (уровни) здоровья детей.

5. Анализ физического развития (ФР) по ситуационной задаче.

6. Анализ нервно-психического развития (НПР) по ситуационной задаче.

7. Наличие отклонений в состоянии здоровья ребёнка по ситуационной задаче.

8. Заключение по уровню здоровья (группы) у данного ребёнка.

ОЦЕНКА УРОВНЯ (ГРУППЫ) ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Инструкция для экзаменатора

Пожалуйста, прочтите внимательно инструкции для студента ВОП.

Приветствуйте студента, и предложите выбрать ему/ей письменные инструкции:

Оснащение станции: ситуационные задачи, таблица с нормативами основных показателей (анализаторов и линий) психометрии в эпикризных сроках детей раннего возраста, таблица количественной оценки НПР для определения уровня (группы развития) НПР, центильные таблицы по основным критериям ФР, вспомогательная таблица для определения гармоничности и таблица для определения групп здоровья.

1. Определение понятия ЗДОРОВЬЕ – это естественное состояние физического, духовного, социального благополучия, отсутствие болезни и повреждений, уравновешенность (адаптированность)с окружающей средой.

2. Значимость оценки уровня здоровья детей в эпикризные сроки – Динамичное наблюдение с целью сохранения здоровья, его высокого уровня, направленных на профилактику, раннее, активное выявление заболеваний и своевременная коррекция выявленных отклонений у детей. Изучение и устранение причин, способствующих возникновению и распространению заболеваний.

3. Основные критерии комплексной оценки состояния здоровья и развития детей и уровни их здоровья (6): 1 — Анамнез, 2 — ФР и степень его гармоничности, 3 — НПР и степень его гармоничности, 4 — Резистентность и реактивность организма, 5 — Функциональное состояние органов и систем, 6 — наличие врождённых пороков развития, длительно текущей и хронической патологии.

4. Группы (уровни) здоровья

I-ая группа – абсолютно здоровые дети (с нормальным развитием и уровнем функций, по всем

6 основным критериям нет отклонений).

II-я группа – практически здоровые дети, имеющие функциональные и некоторые

морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и

III-я группа – дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с

сохраненными функциональными возможностями организма; субкомпенсации,

со сниженными функциональными возможностями; декомпенсации, со

значительно сниженными функциональными возможностями организма.

5. Анализ ФР по ситуационной задаче — гипосомия, дефицит массы Iст. – по данным показателям ребёнок находится во II группе здоровья

6. Анализ НПР по ситуационной задаче – II группа развития,1ст – т.е. ребёнок по 1 показателю отстаёт на 1 эпикризный срок, относится ко II группе здоровья.

Читайте также:  Побои повлекшие вред здоровью средний тяжести квалифицируются

7. Наличие отклонений в состоянии здоровья ребёнка — уровень гемоглобина – 85г/л, то есть имеет место анемия IIст. – длительно текущее заболевание и в анамнезе также атопический дерматит в стадии ремиссии. По данным заболеваниям ребёнок должен наблюдаться в III группе здоровья.

8. Заключение по уровню здоровья (группы) у данного ребёнка – III-ая группа. В целом по имеющимся отклонениям в ФР, НПР и соматическим патологиям ребёнок должен наблюдаться в III-ей группе здоровья (ставим по максимальной группе).

ОЦЕНКА УРОВНЯ (ГРУППЫ) ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Оцените, пожалуйста, каждый критерий соответствующим баллом

№ п/п Критерии шагов 0-0,1 0,2-0,3 0,4-0,5
Определение понятия ЗДОРОВЬЕ – это естественное состояние физического, духовного, социального благополучия, отсутствие болезни и повреждений, уравновешенность (адаптированность) с окружающей средой.
Значимость оценки уровня здоровья детей в эпикризные сроки – Динамичное наблюдение с целью сохранения здоровья, его высокого уровня, направленных на профилактику, раннее, активное выявление заболеваний и своевременная коррекция выявленных отклонений у детей. Изучение и устранение причин, способствующих возникновению и распространению заболеваний.
Основные критерии комплексной оценки состояния здоровья и развития детей и уровни их здоровья (6): 1 — Анамнез, 2 – ФР (физическое развитие) и степень его гармоничности, 3 – НПР (нервно-психическое развитие) и степень его гармоничности, 4 — Резистентность и реактивность организма, 5 — Функциональное состояние органов и систем, 6 — наличие врождённых пороков развития, длительно текущей и хронической патологии.
Группы (уровни) здоровья I-ая группа – абсолютно здоровые дети (с нормальным развитием и уровнем функций, по всем 6 основным критериям нет отклонений). II-я группа – практически здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. III-я группа – дети, имеющие хронические заболевания в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма; субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями; декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма.
Анализ ФР по ситуационной задаче — гипосомия, дефицит массы Iст. – по данным показателям ребёнок во II группе здоровья.
Анализ НПР по ситуационной задаче – II группа развития,1ст – т.е. по 1 показателю отстаёт на 1 эпикризный срок. — во II группе здоровья
Наличие отклонений в состоянии здоровья ребёнка — уровень гемоглобина – 85г/л, то есть имеет место анемия IIст. – длительно текущее заболевание и в анамнезе также атопический дерматит в стадии ремиссии. По данным заболеваниям ребёнок должен наблюдаться в III группе здоровья
Заключение по уровню здоровья (группы) у данного ребёнка – В целом по имеющимся отклонениям в ФР, НПР и соматическим патологиям ребёнок должен наблюдаться в III-ей группе здоровья (ставим по максимальной группе).
Итого

Максимальный балл – 4,0

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент оценки Процентное содержание оценки Оценка по традиционной системе
А 3,84- 4,0 95-100 «Отлично»
А- 3,51-3,83 90-94
В+ 3,17-3,50 85-89 «Хорошо»
В 2,84-3,16 80-84
В- 2,51-2,83 75-79
С+ 2,17-2,50 70-74 «Удовлетворительно»
С 1,84-2,16 65-69
С- 1,51-1.83 60-64
D+ 1,17-1,50 55-59
D 1,0-1,16 50-54
F 0-0,99 0-49 «Неудовлетворительно»

Оценка___________ Подпись экзаменатора _______________

Примечание: Эпикризый срок у детей с 1 до 2-х годиков жизни равен 3 месяцам.

Источник

Adblock
detector