Комплексная диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья
Диагностировать в этом возрасте сложнее, но полезнее из-за пластичности нервной системы. Диагностика детей младенческого и раннего возраста помогает контролировать ход психического развития ребенка для последующей своевременной коррекции выявленных отклонений.
Важно понимать: Чем раньше начинаем, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях — предупреждение вторичных нарушений развития. Именно на вторичные отклонения мы можем (и должны) повлиять в ходе психолого-педагогической работы.
Задачи ранней диагностики:
- Раннее выявление отклонений в развитии.
- Определение причин и характера первичных нарушений развития обследуемого ребенка, а также степени выраженности нарушений.
- Выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка.
- Определение специфических образовательных потребностей ребенка, путей коррекционно-развивающего воздействия.
- Обоснование психолого-педагогического прогноза.
В основе комплексной диагностики — своевременное (!) выявление отклонений в различных функциональных системах. Это можно сделать с помощью следующих методов:
- Изучение медицинской и педагогической документации детей, сбор и анализ анамнестических данных.
- Беседа с родителями, врачами — неврологом, детским психиатром: сбор сведений о раннем моторном, нервно-психическом, доречевом развитии детей на первом году жизни.
- Педагогическое наблюдение в процессе свободной деятельности ребенка, на специальных занятиях у дефектолога, логопеда, воспитателя, во время режимных моментов
- Индивидуальный обучающий эксперимент: задания, адекватные возрасту и состоянию.
Больше информации о методиках и технологиях на курсе повышения квалификации «Диагностика и ранняя помощь детям с ОВЗ от 0 до 3 лет». Посмотреть программу
- В ходе обследования важно выявить как нарушения развития, так и сохранные функции: они составят основу для последующих коррекционно-развивающих мероприятий.
- Дифференциальная диагностика предполагает мониторинг изменений, которые происходят в процессе развития с учетом возрастных особенностей ребенка. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Повторное диагностическое обследование важно для уточнения заключения.
- Диагностика проводится только специалистами, имеющими профильное образование и опыт работы с детьми не менее 5 лет. Для качественной дифференциальной диагностики необходима междисциплинарная команда, в составе которой будут и врачи, и педагоги, и психологи.
ПМПК — психолого-медико-педагогической комиссия, на которой как раз происходит комплексная диагностика ребенка на наличие диагнозов и определение возможности обучения в общеобразовательной школе.
По закону обследование детей на ПМПК может проводиться по инициативе и заявлению родителей или законных представителей или по направлению любой организации — образовательной, медицинской и пр. Если организация направила, а родители категорически отказываются от прохождения ПМПК, то согласно закону «Об образовании в РФ» и в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ответственность несут родители. Их задача — исполнить право ребенка на образование.
Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей или законных представителей и только соматически здорового ребенка. Иногда, в случаях болезни родителей или их долгой рабочей командировки, оформляется доверенность установленного образца на ближайшего родственника или сотрудника образовательной организации, например, социального педагога.
Чтобы диагностика прошла максимально эффективно, лучше убрать фактор неожиданности и сопутствующий ему стресс, то есть подготовить ребенка и настроится самим. К чему готовиться:
- К стандартным вопросам, на которые обычный ребенок в состоянии ответить: рассказать о себе, своих родных и друзьях, о своих занятиях и занятиях друзей, о доме, о домашних питомцах, об окружающем мире и пр.
- К показу стандартных действий, которые проверяют координацию движений и развитие моторики: попрыгать, поймать мяч, дотянуться до носа, встать на одну ногу и пр.
- К проверке памяти: повторить названные слова, к работе с картинками.
- К проверке речи ребенка: здесь надо будет просто поговорить.
По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители или законные представители под роспись. В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации (!) родителям по возможности обучения в обычной школе или необходимость коррекционной, необходимости дополнительных занятий и с каким специалистом.
Источник
Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике
В материале описана цель обследования детей. необходимые моменты , которые надо учитывать при диагностике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с детьми ОВЗ | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ограниченными
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
- своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
- определить оптимальный педагогический маршрут;
- обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении;
- разработать программы коррекционной работы;
- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- определить условия воспитания и обучения ребенка;
- консультировать родителей ребенка.
Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Следовательно, изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое обследование.
Медицинское обследование начинается с изучения данных анамнеза. Анамнез собирается врачом и составляется на основании ознакомления с документацией ребенка и беседы с родителями (или лицами, их заменяющими).
Личный анамнез ребенка содержит следующие сведения: особенности беременности матери; длительность приема лекарственных препаратов и влияние вредных факторов на беременность; особенности родов; характер помощи во время родов; наличие у ребенка врожденных пороков развития, судорог и др.; вес ребенка при рождении, время начала его кормления, срок пребывания в роддоме. Перечисляются перенесенные ребенком заболевания, особенности лечения, наличие осложнений. Указывается, где, как и кем воспитывался ребенок до момента поступления вдошкольное учреждение.
В семейном анамнезе анализируются данные о семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого ее члена, характерологические особенности родителей; фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, з которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей; дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку; фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.
Педагоги и воспитатели знакомятся с результатами медицинского обследования по документации: изучают историю развития ребенка, заключения специалистов. Это поможет им сориентироваться в имеющихся у ребенка проблемах и создать необходимые условия для его развития в дошкольном учреждении.
Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении умственного развития детей с ОВЗ. Его результаты могут рассматриваться в совокупности с другими данными о ребенке.
Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ ставит вопросы изучения и выявления особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка и дает возможность прогнозировать его развитие.
Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ОВЗ, поскольку эта категория дошкольников представляет исключительное разнообразие. Психологическое обследование проводит психолог. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоциокалъко-волевая сфера, личностное развитие). В качестве источников диагностического инструментария можно использовать научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго и др. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.
Выделяют следующие качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:
- особенности контакта ребенка;
- эмоциональная реакция на ситуацию обследования; У реакция на одобрение;
реакция на неудачи;
- эмоциональное состояние во время выполнения заданий; ^ эмоциональная подвижность;
- особенности общения;
- реакция на результат.
- Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка: ^ наличие и стойкость интереса к заданию;
- понимание инструкции;
- самостоятельность выполнения задания;
- характер деятельности (целенаправленность и активность);
- темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;
- работоспособность; V организация помощи.
Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:
- особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
- особенности моторной функции.
В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей детей с комплексными нарушениями для определенного содержания дальнейшего обучения важным является педагогическое обследование. Педагогическое изучение предусматривает получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать наопределенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ. Интересующие сведения можно получить при использовании таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение должно быть специально спланированным, точно ориентированным и систематическим. Оно позволяет оценить степень сформированности деятельности в целом — ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий. Особенно важно наблюдение за познавательной активностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника. В ходе педагогического наблюдения ребенку предлагается:
- назвать свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;
- рассказать о семье, назвать имя и отчество мамы, папы; место работы родителей;
- назвать имена и отчества близких взрослых, имена сверстников;
- рассказать об основных правилах поведения на улице, в общественных местах; о
любимом занятии дома и др.
Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ
Источник
Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ 5–8 лет
Елена Южакова
Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ 5–8 лет
Развитие психических функций
Восприятие
Исследуемые параметры: зрительное восприятие свойств предметов (цвет, форма, величина); целостность и осмысленность восприятия
Проведение обследования:
Оценка действий ребенка в баллах
1. «Цветные кубики»
Цель: Выявить уровень развития зрительного восприятия, знания основных цветов и соотнесение оттенков.
Оборудование:2 набора цветных кубиков: красный, жёлтый, белый, зелёный, синий, оранжевый, фиолетовый.
Ребёнку предлагаются цветные кубики основных цветов: «Назови, какого цвета кубики». Затем взрослый предлагает ребёнку соотнести кубики по оттенкам.
За экраном оставляет по два кубика одного оттенка,предлагая назвать: «Назови, какие кубики одинаковые по цвету?»
Оценивается: знание названий цветов и оттенков ребёнок; узнавание их по слову или соотнесение.
1 балл: ребенок не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла: ребенок принимает задание, но не понимает его условия путает названия основных цветов самостоятельно не соотносит оттенки цвета после организующей помощи.
3 балла: ребенок принимает и понимает условия задачи, самостоятельно выполняет задание, пользуясь практическим соотнесением называет большую часть оттенков.
4 балла: ребенок принимает и понимает условия задачи, самостоятельно выполняет задание, пользуясь зрительной ориентировкой, правильно соотносит и называет все цвета и оттенки.
Если ребёнок не справляется, то взрослый обучает его повторив или указав 2-3 раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.
Для детей 5-6 лет допустимы пробы, но зрительное соотнесение уже занимает больше места. Попытки поставить кубики без учета цвета являются неадекватными
2. «Включение в ряд»
Цель: Выявить уровень развития зрительного восприятия, а именно, ориентировки на величину.
Оборудование: экран, шестиместная матрешка.
Взрослый на глазах у ребенка, разбирает и собирает шестиместную матрешку и выстраивая матрешек в ряд по росту, соблюдая между ними равные интервалы. За экраном убирает одну из матрешек и выравнивает интервал между оставшимися матрешками. Ребенку дают эту матрешку и просят поставить ее на свое место, не обращая внимания, на принцип построения ряда. Когда матрешка на своем месте, взрослый, продолжая игру, предлагает ребенку действовать самостоятельно. Ребенок должен поставить в ряд две-три матрешки (каждый раз по одной) и определить их место в ряду.
Оценивается: принятие задания; способы выполнения; обучаемость, отношение к результату.
1 балл: ребенок не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла: ребенок принимает задание, но не понимает его условия, ставит матрешки без учета их размера, после показа правильного размещения матрешек самостоятельно не ориентируется на величину.
3 балла: ребенок принимает и понимает условия задачи, самостоятельно выполняет задание, пользуясь практическим примериванием.
4 балла: ребенок принимает и понимает условия задачи, самостоятельно выполняет задание, пользуясь зрительной ориентировкой.
В тех случаях, когда ребенок ставит матрешку без учета основного признака (величины, то взрослый исправляет его ошибку,говоря и действуя: «Нет, неверно, эту матрешку надо поставить сюда». Затем еще раз он предлагает поиграть и убирает за экраном другую матрешку, но принцип выстраивания в ряд не объясняет.
Данная методика дается детям с 5 лет. В этом возрасте допустимы пробы. Включение со зрительным соотнесением указывает на хороший уровень развития.
Для детей 6 лет допустимы пробы, но зрительное соотнесение занимает больше места. Попытки поставить матрешек без учета величины являются неадекватными
3. «Коробка форм («почтовый ящик»)
Цель: Выявить уровень развития зрительной ориентировки на форму, обучаемость.
Оборудование:Коробка с шестью прорезями: круглой, полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной формы и двенадцатью объемными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей
На стол перед ребенком ставят коробку с прорезями, около нее расставляют фигуры (одинаковые фигуры не должны находиться рядом). Далее взрослый берет одну из фигур и бросает ее в соответствующую прорезь.
Затем предлагает ребенку выполнить это задание самостоятельно. Если ребенок не может найти нужную прорезь, а силой пытается протолкнуть фигуру, то необходимо провести обучение.
Оценивается: принятие и понимание условий задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.
1 балл: ребенок не понимает цель, действует неадекватно, даже в условиях обучения.
2 балла: ребенок принимает задание, пытается выполнить его, используя хаотичные действия или действия силой, после обучения пользуется методом перебора вариантов.
3 балла: ребенок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов, но после обучения пользуется методом целенаправленных проб.
4 балла: ребенок принимает и понимает задание, выполняет его методом практического примеривания, либо методом зрительного соотнесения, заинтересован в конечном результате.
Взрослый берет одну из фигур и медленно прикладывает ее к разным отверстиям, пока не найдет нужное. Затем выполняет аналогичное действие вместе с ребенком, используя практическую ориентировку или целенаправленные пробы. Остальные фигуры ребенок опускает самостоятельно
Дети с нормальным умственным развитием после 5 лет переходят к зрительному соотнесению. Однако сохранение проб у детей 5 лет является допустимым
Детям с задержкой психического развития характерно отсутствие неадекватных действий и эффективное использование помощи
4. «Сложи разрезную картинку»
Цель: Выявить уровень развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке.
Оборудование: Две одинаковые, предметные картинки, одна из них разрезана на четыре части по диагонали (мишка на лошадке).
Взрослый показывает ребенку четыре части разрезанной картинки и просит: «Сделай целую картинку».
После выполнения задания ребёнок должен ответить на вопрос: «Что нарисовано на собранной им картинке?»
Оценивается: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату, результат.
1 балл: ребенок не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения.
2 балла: ребенок принимает задание, но не понимает его условий, раскладывает картинки без учета целостного восприятия предметного изображения, в процессе обучения пытается складывать картинку, но после обучения не переходит на самостоятельное выполнение задания.
3 балла: ребенок принимает и понимает цель задания, но самостоятельно не может выполнить его, но пытается соединить части в целое, после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения, присутствует интерес к результату деятельности.
4 балла: ребенок принимает и понимает цель задания, самостоятельно выполняет его, собирает путём зрительного анализа, заинтересован в конечном результате своей деятельности.
Обучение: В тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, педагог показывает целую картинку и просит сложить из частей разрезную. Если задание снова вызывает затруднения, то взрослый сам накладывает часть разрезной картинки на целую картинку и предлагает ребенку наложить другие части. После чего ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Детям с задержкой психического развития характерно отсутствие неадекватных действий и эффективное использование помощи.
Интеллектуальные умения (мышление)
Исследуемые параметры: Мыслительные операции (анализ, синтез, исключение, обобщение, группировка, сравнение). Логичность, самостоятельность, умение выражать в слове свои действия
1. Задание «Сравни предметы»
Цель:Выявление умения выделять признаки сходства и различия предметов и явлений.
Оборудование: картинки с изображением предметов.
Ребёнку показывают картинку и просят сказать, что общего между предметами и чем они отличаются друг от друга.
0 баллов: задание не выполняет.
1 балл: затрудняется в сравнении предметов, заменяет его описанием.
2 балла: выделяет явные различия между объектами, выделение сходства вызывает затруднения.
3 балла: выделяет ярко выраженные сходство и различия между предметами.
4 балла: выделяет ярко выраженные сходство и различия между предметами и явлениями.
2. Методика «Классификация картинок по функциональному назначению»
Цель: выявление способности исключать и обобщать на основе выделения существенных признаков объектов по принципу классификации.
Оборудование: Наборы картинок с изображением одежды и посуды (по 8 картинок)
Взрослый кладёт перед ребёнком на стол картинку с изображением одежды (пальто) так, чтобы можно было выложить вертикальный ряд. Затем показывает картинку с изображением посуды (чашки) и кладет на стол на некотором расстоянии от первой так, чтобы под ней можно было выложить другой вертикальный ряд (параллельный первому). После этого ребёнку последовательно (по одной) дают в руку картинки, на каждой из которых изображена одежда или предмет посуды, и просят положить картинку в один из столбцов. Если он положил картинку неверно, взрослый не исправляет ошибку. Порядок подачи картинок нужно постоянно менять, чтобы ребенок не ориентировался на порядок предъявления. После того, как ребёнок разложит картинки,его спрашивают: «расскажи, какие в этом ряду, а какие в другом»,
Оценивается: понимание и принятие задания, способ выполнения, умение работать по образцу, умение в речевом плане обобщать принцип группировки.
0 баллов: не понимает условия задачи, в условиях обучения действует неадекватно.
1 балл: принимает задание, выполняет классификацию без учета основного признака, раскладывает картинки либо по очереди, либо в один ряд; потом в другой.
2 балла: принимает задание, выполняет классификацию по основному признаку, но не может обобщить в речевом плане принцип группировки.
3 балла: принимает и понимает задание, выполняя задание на классификацию и обобщение, нуждается в помощи (наводящие вопросы) при аргументации выбора.
4 балла: принимает и понимает задание, выполняет классификацию по основному признаку, может обобщить в речевом плане.
Обучение: Взрослый берёт картинку с изображением шапки, спрашивает у ребёнка, положить её под изображением пальто или чашки, и сам кладёт под изображение пальто. Картинку с изображением ложки располагают под изображением чашки.
3. Методика «Группировка картинок по способу действия»
Цель:выявить уровень развития наглядно — образного мышления, выяснить может ли обобщить принцип группировки в речевом плане
Оборудование: 8 пар предметных картинок, с одними из которых можно действовать, с другими нельзя.
Взрослый кладет перед ребенком рядом две картинки: на одной — ведро с ручкой, на другой — ведро без ручки. Затем взрослый показывает ребенку картинку с изображением машинки с колесом,и спрашивает: «куда ее надо положить?» — и сам кладет под изображение ведра с ручкой. Картинку с изображением машинки без колеса кладет под изображение ведра без ручки.
После этого ребенку дают по одной картинке, вперемешку, чтобы не ориентировался на порядок предъявления. Далее ребенка просят рассказать, какие картинки в первом ряду, какие во втором.
Оценивается: принятие задания, умение работать по образцу, умение оречевлять принцип группировки.
0 баллов: ребенок задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно.
1 балл: ребенок задание принимает, раскладывает картинки без учета основного принципа.
2 балла: ребенок задание принимает, раскладывает картинки с учетом основного принципа, но не может обобщить принцип группировки в речевом плане.
3 балла: принимает и понимает задание, выполняя задание на классификацию и обобщение, нуждается в помощи (наводящие вопросы) при аргументации выбора.
4 балла: ребенок задание принимает, раскладывает картинки с учетом основного принципа, может обобщить принцип группировки в своих высказываниях.
Примечание: У детей в 5 лет наглядно-образное мышление становится ведущим типом мышления, основным средством решения задач является образ.
4. Методика «Серия сюжетных картинок»
Цель:Выявить понимание ребенком последовательности событий, изображенных на картинке, то есть уровень сформированности наглядно-образного мышления.
Оборудование:4 сюжетные картинки с изображением последовательности действий
Перед ребенком выкладывают вперемешку сюжетные картинки и предлагают рассмотреть их и разложить по порядку: «Разложи, что сначала было, что потом и чем все завершилось. А теперь расскажи, что там нарисовано».
В процессе раскладывания картинок взрослый не вмешивается. Ребенок может сам исправлять свои ошибки.Оценивается: принятие и понимание задания, умение ребенка понять, что одно событие изображено на всех картинках, а также то, что событие имеет определенную временную последовательность, умение ребенка составить связный логический рассказ.
Оценивается: принятие и понимание задания, способы выполнения — самостоятельно, по образцу, после обучения, по показу, умение описывать последовательность событий.
0 баллов: ребенок не понимает задание, действует неадекватно инструкции.
1 балл: задание принимает, воспринимает каждую картинку как отдельное действие, не объединяя их в один сюжет. Даже после обучения раскладывает картинки без учета последовательности изображенных событий.
2балла: ребенок задание понимает, раскладывая картинки, воспринимает каждую, как отдельное действие. Последовательность событий изображенных на картинках устанавливает с помощью наводящих вопросов, однако составить связный рассказ о данном событии не может.
балла: ребенок принимает задание, раскладывает картинки, путая действия, но в конечном итоге раскладывает их последовательно, при описании последовательности событий нуждается в помощи (наводящие вопросы)
балла: ребенок принимает задание, раскладывает картинки в определенной пос-ледовательности, объединяя их в одно событие, и может составить рассказ об этом.
5. Задание «Нелепицы»
Цель: Выявить понимание ребенком логических связей и закономерностей в окружающем, умения логически рассуждать.
Оборудование:картинки с изображением нескольких нелепых ситуаций с животными
Ребёнку показывают картинку: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте если неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему не так, как на самом деле должно быть?»
Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время рассматривания картинки и выполнения задания ограничено 3-мя минутами.
Оценивается: принятие и понимание задания, количество найденных неточностей за предложенное время.
1 балл: успел обнаружить меньше 4 из 8 имеющихся нелепиц.
2 балла: не успел заметить 1-4 из имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
3 балла: заметил все имеющиеся нелепицы, но не успел до конца объяснить или рассказать, как на самом деле должно быть.
4 балла: за 3 минуты заметил все 8 имеющихся на картинке нелепиц, удовлетворительно объяснил, что не так и высказал своё предположение, как должно быть.
Итоговый уровень развития мышления
Низкий уровень менее 6 баллов
Мыслительные операции не сформированы. При исключении, группировке пользуется случайным выбором. Обобщающие понятия отсутствуют. Не понимает простейших причинно-следственных связей, закономерностей.
Ниже среднего 6-10 баллов
Исключает, обобщает, группирует, опираясь на несущественные признаки предметов и явлений, не может объяснить свой выбор. Затрудняется в сравнении предметов (заменяет его описанием). Аналитико-синтетические навыки не сформированы, не способен к установлению простейших причинно-следственных связей, высказывает бессмысленные суждения. Мышление носит непроизвольный характер, действует только на наглядном уровне. Понимание скрытого смысла выражений и изображений недоступно.
Средний уровень 10-15 баллов
Не всегда может выделить существенные признаки предметов и явлений, иногда обобщает по ситуативным или функциональным признакам. Исключает, обобщает и группирует в «грубом» подборе объектов, нуждается в помощи при аргументации выбора. Выделяет явные различия между объектами (выделение сходства вызывает затруднения). Способен к элементарному анализу и синтезу, установлению простейших причинно-следственных связей и закономерностей. Понимает скрытый смысл простых выражений и изображений с внешней помощью. Навыки мыслительной деятельности недостаточно устойчивые. Слабовыраженная способность к установлению элементарных умозаключений. Мышление несамостоятельное.
Выше среднего 15 — 19 баллов
Исключает, обобщает, группирует на основе выделения существенных признаков, но не всегда может аргументировать свой выбор. Испытывает затруднения в тонкой дифференцировке. Выделяет ярко выраженные сходства и различия между предметами и явлениями. Имеет аналитико-синтетические навыки, устанавливает распространённые причинно-следственные связи и закономерности. Навыки мыслительной деятельности достаточно устойчивые. Умеет, строит элементарные умозаключения. Понимает скрытый смысл простых выражений и изображений. Мышление не всегда самостоятельно.
Высокий уровень более 19 баллов
Исключает, обобщает, группирует на основе существенных признаков, аргументирует свой выбор. Способен к тонкой диффернцировке. Выделяет сходства и различия между предметами и явлениями. Имеет хорошие аналитико-синтетические способности, устанавливает причинно-следственные связи и закономерности. Понимает скрытый смысл выражений и изображений. Умеет строить простые умозаключения. Мышление самостоятельное и произвольное. Навыки мыслительной деятельности устойчивые. Узнаёт предметы на схематических изображениях, доступно понимании причинности. Формируются элементы критичности мышления, ребёнок замечает в небылицах, перевертышах несоответствие с действительностью
Исследуемые параметры: Объём памяти, зрительная, слуховая память (прочность, быстрота запоминания, точность и полнота воспроизведения образов). Произвольность мнемических процессов.
1. Задание «Десять слов»
Цель: Определение уровня сформированно- сти слуховой механической памяти.
Оборудование:десять слов: дом, лес, ком, игла, брат, ночь, мост, окно, конь, стол.
Ребёнку даётся инструкция: «Сейчас я прочту десять слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке». Даётся 4 попытки. Каждый раз слова зачитываются снова.
Оценивается: количество воспроизведённых слов.
1 балл: воспроизводит 1-2 слова.
2 балла: воспроизводит 4-5 слов.
3 балла: воспроизводит 6-7 слов.
4 балла: воспроизводит 8-9 слов.
5 балов: воспроизводит 10 слов.
Примечание: В 5 лет ребёнок может запомнить 7-8слов, предметов (из 10-15, изображённых на предъявляемых ему картинках
2 Задание «Построй из палочек» (лесенка)
Цель: Выявление уровня развития конструктивных способностей, умение работать по памяти и образцу.
Оборудование: 20 плоских палочек одного цвета, экран.
Ребенку показывают, как построить лесенку из десяти палочек, и просят запомнить. Затем взрослый закрывает лесенку экраном и предлагает ребенку сделать такую же по памяти. При затруднениях проводится обучение.
Оценивается: принятие задания; способы выполнения — по памяти, по образцу, после обучения, по показу.
1 балл: ребенок не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла: ребенок принимает задание, но не понимает его условий, раскладывает палочки иначе, чем в образце, не может построить не только по памяти, но и по образцу, выполняет задание на основе показа или воспроизводит только элементы лесенки.
3 балла: ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить сразу не может, после повторного показа ребенок самостоятельно выполняет задание по образцу.
4 балла: ребенок принимает и понимает задание, умеет воспроизвести конструкцию по памяти.
Обучение: Взрослый строит «лесенку», обращая внимание ребенка на то, как он это делает. Закрывает свою «лесенку» экраном и просит ребенка построить такую же. Если у ребенка отмечаются трудности, задание предлагают выполнить по образцу.
3 Задание «Повтори предложение»
Цель: Выявление уровня развития смысловой памяти.
Оборудование:Предложения: 1. Дети любят играть.
2. В небе летит самолёт.
3. Мальчик помогает своей бабушке.
4. В саду растут яблони и груши.
5. Осенью идут дожди.
Ребёнку зачитываются предложения, которые он должен постараться запомнить.
Повтори те же фразы, которые удалось запомнить, при этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять необязательно.
Оценивается: способность запомнить и воспроизвести фразу, не переставляя слов, сохраняя смысл высказывания.
0 баллов: отказывается от выполнения задания, не принимает условия выполнения задания.
1 балл: путается в грамматических конструкциях, с трудом понимает и воспроизводит текст.
2 балла: понимание текста ребенку доступно, для воспроизведения фразы нужны наводящие вопросы
3 балла: понимание текста, воспроизведение фразы не полностью, но с близким по смыслу значением.
4 балла: четкое понимание текста, понимание грамматических конструкций, запоминание фраз и почти дословное воспроизведение их.
Обучение: Если с первого раза ребёнок не смог повторить все фразы, прочитать ещё раз, можно сделать и третью попытку.
4 Задание «Чтение стихов, потешек»
Цель: Выявление особенностей мнемических процессов (запоминание, сохранение и воспроизведение).
Ребенку предлагается прочитать любимое стихотворение наизусть.
Оценивается: самостоятельность чтения стихов, выразительность, точность, соблюдение ритма.
1 балл – ребенок задание принимает и проявляет интерес, но доступно воспроизведение двустишия после неоднократного повторения.
2 балла – ребенок читает любимое стихотворение, но доступно чтение коротких стихотворений, ритм часто нарушен, воспроизводит с персеверациями.
3 балла – ребенок читает стихотворение при минимальной помощи взрослого, стремится передать ритмический рисунок, но может опускать или повторять отдельные фразы. смысл, передаёт ритмический рисунок без выразительного оттенка.
4 балла – ребенок самостоятельно рассказывает наизусть стихи, потешки, проявляет интерес к запоминанию, с удовольствием воспроизводит словесный материал, сопровождая жестами и интонацией.
Итоговый уровень развития памяти
Низкий уровень менее 3 баллов
Объём памяти резко снижен (зрительная в пределах 1-2 образов, слуховая – 1-2 слова). Процесс запоминания не выражен или избирателен. Воспроизведение с грубыми неточностями. Смысловое содержание мало доступно или не доступно вообще. Память непроизвольная.
Ниже среднего 4-6 баллов
Объём памяти низкий (зрительная в пределах трёх образов, слуховая – 4-5 слов). Медленное запоминание, непрочное, быстрое забывание. Воспроизведение с множественными неточностями. Смысловое содержание запоминает с трудом, воспроизводит с внешней помощью. Произвольность памяти низкая.
Средний 6-8 баллов
Объём памяти несколько снижен (зрительная в пределах четырёх образов, слуховая – 6-7). Недостаточная быстрота и прочность запоминания, быстрое забывание. Незначительные неточности при воспроизведении. Запоминает простое смысловое содержание. Произвольность памяти снижена.
Выше среднего 8 — 10 баллов
Объём памяти достаточный (зрительная до пяти образов, слуховая – 8-9 образов). Хорошая быстрота и прочность запоминания. Запоминает смысловое содержание. Память произвольная.
Высокий уровень более 11 баллов
Широкий объём памяти (зрительная 6-7 образов, слуховая – десять слов). Точное и прочное запоминание. Полнота воспроизведения. Запоминает смысловое содержание. Память произвольная.
Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога — психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.
Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.
Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик. К ведущим направлениям инноваций.
Презентация «Тесты для обследования внимания детей с ОВЗ» В детстве человек получает колоссальный объем знаний о мире. Качество запоминаемой информации напрямую зависит от того, как протекают.
Презентация «Тесты для обследования восприятия у детей с ОВЗ» Особенности и развитие восприятия у ребенка с ОВЗ Действие и восприятие – те проводники, благодаря которым ребенок познает все, что его.
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.
Источник