Комплексы упражнений коррекционно-оздоровительной гимнастики в ДОУ
Елена Соколец
Комплексы упражнений коррекционно-оздоровительной гимнастики в ДОУ
Из-за недостаточной двигательной активности, ограничения мышечных усилий и ряда других причин уже в дошкольном возрасте у многих детей наблюдается нарушение осанки. Поэтому для её профилактики и коррекции необходимо систематически использовать специальные корректирующие упражнения, тренировать мышцы живота и спины. Сформировать у ребёнка правильную осанку или исправить её недостатки (нарушения) помогут специальные упражнения данных комплексов.Выполнять их можно в любое удобное время: вместе с комплексом утренней зарядки, на оздоровительных тренировках, на прогулках, на физкультурных занятиях, развлечениях и досугах.
Корригирующие упражнения желательно делать несколько раз в день. Длительность интервалов отдыха между выполнением разных упражнений — 3-5 секунд.Время удержания статических положений следует наращивать постепенно: от 3-4 до 15 секунд. Амплитуда движений также постепенно увеличивается до максимально возможной величины. Все упражнения выполняются в медленном темпе.
Эти комплексы рассчитаны для детей старшего дошкольного возраста.
Успех будет зависеть от продолжительности и регулярности занятий.
Комплексы упражнений для профилактики нарушений осанки
с гимнастической палкой
Комплекс № 1
1. И. п. сидя на стуле, палку положить на колени. Катать палку ладонями, ребром ладони, попеременно.
2. И. п. то же, палку поднять вверх, потянуться – вдох, палку вниз – выдох.
3. И. п. то же, палка в руках, хват широкий. Поднять палку над головой, опустить на плечи за голову, поднять и т. д.
4. И. п. то же, палка в руках, хват широкий. Грести палкой как веслом, то в одну сторону, то в другую.
5. И. п. то же, палку держать перед собой, отводим палку от себя, потом к себе и т. д.
6. И. п. то же, ноги вытянуть вперед, скользить палкой по ногам, тянуться к стопам и обратно.
7. И. п. то же, обхватить палкой и прижать правое колено к груди, тянуться головой к колену, затем левое.
Комплекс № 2
1. И. п. стоя, ноги на ширине плеч. Палка в руках, хват палки с внутренней стороны на ширине плеч, поднять палку над головой, руки прямые, потянуться, сделать вдох, опустить – выдох.
2. И. п. то же. Руки с палкой над головой, переносим её то влево, то вправо, локоть за голову, противоположная рука опускается вдоль тела.
3. И. п. то же. Палка в вытянутых руках перед собой, хват узкий, вращение — «крутилочки»
4. И. п. то же. Палка за спиной, хват на ширине плеч, спина прямая, плечи отвели назад. Поднимать палку к лопаткам, скользя по спине, локти смотрят в сторону, опустить.
5. И. п. то же, хват широкий, палка за спиной, отводить палку вправо, сгибая левую руку, правая рука прямая, взгляд на правую руку, отводим влево.
6. И. п. то же. Палка в вытянутых руках перед собой, хват широкий, поворот влево, левую руку за спину, поворот вправо, правую руку за спину.
7. И. п. стоя, стопы вместе, хват с внутренней стороны на ширине плеч. Наклониться вниз и скользить палкой по ногам.
8. И. п. стоя, ноги на ширине плеч, палка перед собой, упираться как на трость, приседать с прямой спиной, стопы не отрывать.
9. И. п. то же. Опустить руки с палкой вниз, наклониться, покачать палку вправо-влево, движения свободные.
Комплекс № 3
1. И. п. стоя, ноги на ширине плеч. Палка в руках, хват палки с внутренней стороны на ширине плеч, поднять палку над головой, руки прямые, потянуться, сделать вдох, опустить – выдох.
2. И. п. стоя, ноги на ширине плеч, палка в руках, хват широкий. Поднять палку над головой, опустить на плечи за голову, поднять и т. д.
3. И. п. то же, палка за плечами, отводить палку вправо, сгибая левую руку, правая рука прямая, взгляд на правую руку, отводим влево.
4. И. п. то же. Палка в вытянутых руках перед собой, хват широкий, вращение — «крутилочки»
5. И. п. то же. Палка в вытянутых руках перед собой, хват широкий, заводить палку через голову вправо, влево, попеременно, руки прямые, одна вверх, другая в сторону под прямым углом «восьмерочки».
6. И. п. то же. Палка за спиной, хват на ширине плеч, спина прямая, плечи отвели назад. Отводить прямые руки назад, сводить лопатки.
7. И. п. стоя, ноги на ширине плеч, палка перед собой, упираться как на трость, вращение тазом в одну сторону, другую.
8. И. п. стоя, ноги на ширине плеч, палка перед собой, упираться как на трость, делать перекаты с носка на пятку.
9. И. п. то же. Опустить руки с палкой вниз, наклониться, покачать палку вправо-влево, движения свободные.
Комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки с мячом
1. И. п. стоя, ноги на ширине плеч, мяч в одной руке. Поднять руки вверх, тянуться за мячом, передать в другую руку, опустить мяч.
2. И. п. то же. Развернуть прямые руки в стороны, завести за спину, передать мяч, свести лопатки, наклонится вперед, руки перед собой, потянуться вперед, передать мяч в другую руку.
3. И. п. то же. Поднять руки вверх, мяч держать двумя руками, завести за голову (локти согнуты, выпрямить руки, передать мяч, опустить руки.
4. И. п. то же. Мяч сжать между кистей на уровне груди, локти в стороны, сжимать мяч на 4-6-8 счета, удерживая на выдохе, расслабить.
5. И. п. то же. Мяч сжать между кистей над головой, завести немного за голову, сжимать на 4-6-8 счета на выдохе, расслабить.
6. И. п. то же. Руки согнуть перед собой под прямым углом, зафиксировать мяч между предплечьями, сжимать мяч, сводить кисти и локти на 4-6-8 стета, расслабить.
7. И. п. то же, мяч в руках, наклонится в низ, качать мяч между ног.
8. И. п. то же. Руки вверх – вдох, наклонится вниз – выдох.
Комплексы упражнений для шейно-грудного отдела позвоночника
Комплекс № 1
1. И. п. сидя на стуле. Растереть ладошки.
2. И. п. то же. Рука руку моет.
3. И. п. то же. Обхватить правый лучезапястный сустав, помассировать, потом левый.
4. И. п. то же. Повернуть голову направо, тянуться подбородком к плечу, повернуть налево, тянуться подбородком. Попеременно.
5. И. п. то же. Наклонить голову вперед, тянуться подбородком вниз, плечи отводить назад.
6. И. п. то же. Повернуть голову вправо, заглянуть за плечо. Повернуть голову влево, заглянуть за плечо. Попеременно.
7. И. п. то же. Руки опущены вниз. Поднять правое плечо вверх, потянуться плечом к уху, рука прямая вдоль тела. Опустить плечо. Затем левое.
8. И. п. то же. Поднять правое плечо вверх и отводить его вперед, поднять вверх – опустить. Потом другое плечо.
9. И. п. то же. Поднять оба плеча вверх – круговые движения назад (вперед, сводить лопатки.
10. И. п. то же. Опустить руки и кончиком носа рисовать цифры от 0-9
Комплекс № 2
1. И. п. сидя на стуле, спина прямая плечи чуть назад. Руки перед собой, соединить в замок, потянуться за руками, затем поднять руки над головой.
2. И. п. то же, спина прямая плечи чуть назад. Повернуть голову направо, посмотреть вправо. Повернуть влево, посмотреть влево.
3. И. п. то же. Наклонить голову вправо, тянуться ухом к плечу. Наклонить голову влево. Попеременно.
4. И. п. то же. Поднять правое плечо вверх и отводить его назад, поднять вверх – опустить. Потом другое плечо.
5. И. п. то же. Поднять два плеча вверх, тянуться к ушам, опустить, тянуться ладонями вниз.
6. И. п. то же. Поднять оба плеча вверх – круговые движения назад (вперед, сводить лопатки.
7. И. п. то же. Опустить руки и кончиком носа рисовать геометрические фигуры.
8. И. п. то же. Разводить руки в стороны – вдох и обнять себя – выдох.
Простейшие спортивные тренажеры своими руками Тренажеры для профилактики плоскостопия – коррекционные дорожки. На старые одеяла нашили крышки из пластиковых бутылок. Коррекционная дорожка.
Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия» Физическое воспитание в дошкольном возрасте предусматривает: укрепление здоровья, закаливание организма наших детей, формирование их двигательной.
Источник
Комплекс физических упражнений для дошкольников
Плюсы занятий спортом:
- при физических занятиях в человеческом организме происходит ускорение процессов метаболизма, в результате чего интенсивно сжигаются клетки жира;
- спорт помогает укреплению иммунитета, особенно против вирусных и простудных заболеваний;
- спорт положительно влияет на позвоночник человека, вырабатывая правильную здоровую осанку;
- постоянные спортивные занятия способствуют укреплению мышечного каркаса, улучшают костную ткань, кислород намного легче поступает ко всем мышцам, за счет этого улучшается метаболизм в клетках и липидный обмен;
- благодаря занятиям спортом улучшается состояние сердечно-сосудистой системы;
- спорт благотворно воздействует на нервную систему человека;
- активные занятия улучшают внимание и познавательные способности детей.
Занимаемся спортом дома
Длительность утренней зарядки зависит от возраста ребенка
- для малышей 1-2 года длительность одного занятия должна быть около 5-8 минут,
- для 3-4 года — 10-15 минут
- для 5-6 лет — 15-20 минут
Одежда
Просторное место для занятий
Твое здоровье. 5-6 лет (наклейки в комплекте)
Из чего состоит зарядка
Маленькому ребенку вряд ли понравятся традиционные упражнения, поэтому родителям придется проявить фантазию и сделать зарядку веселой увлекательной игрой.
Не стоит принуждать детей к выполнению того или иного движения раз за разом, превращая занятие в скучный урок. Главная и самая правильная форма физического воспитания — игровая. Можно включить веселую фоновую музыку, придумать интересные названия для упражнений или подключить к занятиям игрушки.
Утренний гимнастический комплекс можно разделить на три основные части:
- Разминка
- Основной комплекс
- Завершающий этап
Разминка
Основной комплекс
Завершающий этап
В финале зарядки предложите малышу вновь побегать и потанцевать.
Утренний гимнастический комплекс должен завершиться спокойным видом деятельности: нужно вернуть дыхание в нормальный режим и постепенно расслабить мышцы.
Мы приведем примеры упражнений, которые составляют ежедневный комплекс занятий. Их можно использовать все, а можно потестировать и выбрать те, что понравится ребенку.
Упражнения для рук и плеч
- «Тянемся к солнышку» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки вытянуты вдоль тела. На вдох руки поднимаются вверх, ребенок становится на цыпочки. На выдохе руки опускаются вниз, ноги встают полностью на ступню.
- «Поздороваемся с пальчиками ног» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки в стороны. Поочередно на выдохе ребенок наклоняется к носкам ног, стараясь дотянуться руками как можно дальше.
- «Мельница» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч. Наклон вперед, руки в стороны. Поочередно одна рука тянется к полу, вторая поднимается вверх.
- «Аплодисменты» — ребенок ходит по комнате, хлопает в ладоши, максимально разводя руки, чтобы потренировать плечевой пояс. Поочередно совершает хлопок спереди, над головой, за спиной.
Упражнения для ног
- «Невидимый стул» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки перед собой. Делаем медленные приседания. В зависимости от возраста, выбирайте «глубину» присяда.
- «Топотушки» — ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки на поясе. Ходьба на носках, пятках, на тыльной и внутренней стороне стопы.
- «Шагающая цапля» — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Ходьба с высоким поднятием колен. Можно сопроводить веселыми криками цапли и других птиц.
- «Лабиринт» — выставляется несколько предметов в ряд, по очереди, попарно «воротами». Ребенок передвигается между предметами, стараясь не задевать и не пропускать «ворота».
Упражнения для туловища
- «Старт пловца» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки сомкнуты за спиной. На вдохе наклон вперед, руки приподнимаются. На выдохе возврат в исходное положение. Для малышей упражнение можно переименовать в «Грача» или «Пингвинчика», при наклонах делая вид, что ищем червяков или разглядывая следы на снегу.
- «Спиралька» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки на поясе. Поочередный поворот туловища в разные стороны, не отрывая ног от пола. Можно усложнить упражнение, добавив руку, тянущуюся в сторону поворота.
- «Тюлень» — ребенок лежит на спине, руки вытянуты над головой. На вдох переворот на живот. На выдохе — возврат обратно. Поочередно выполнять через левое и правое плечо. Посмотрите вместе с ребенком видео National Geographic, чтобы потом смело ползать и хлопать «ручками-ластами», как настоящие тюлени!
- «Зайка» — положение стоя, пятки вместе, носки врозь. Руки скрещены на плечах. Прыгаем на месте. Усложняем упражнение, прыгая вокруг предметов.
Растягиваемся
- «Кошечка» — ребенок становится на четвереньки, голова опущена вниз. На вдох голова поднимается, тело максимально выгибается. На выдох возврат в исходное положение. Мяукать разрешается!
- «Прятки» — ребенок садится на пол, ягодицы должны касаться пяток. Наклоняемся вперед, стараясь животом коснуться коленей, не забываем вытягивать руки. Можно сыграть в игру: за нами следят вредные птицы, а мы — супергерои-Мимимишки. Нужно так прижаться к земле, чтобы никто не заметил.
- «Гибкий кустик» — ребенок стоит прямо, ноги вместе. Поднимаем руки и соединяем ладони над головой. Прогибаемся в грудном отделе и откидываем корпус назад. Необходимо исключить сильный прогиб в пояснице.
- «Березка на ветру» — ребенок стоит прямо, руки подняты вверх над головой, пальцы сцеплены в замок. Тянемся вверх и наклоняемся сначала в одну, а потом в другую сторону.
Исследуем свойства предметов. Пособие для детей 5-7 лет. Учебное пособие
ВАЖНО : если у ребенка есть проблемы со здоровьем, рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Лечебная физкультура — комплекс физических и дыхательных упражнений, который оказывает общеоздоровительное и терапевтическое действие. Для выбора подходящих упражнений, свяжитесь со своим терапевтом или воспиитателем.
Ежедневная зарядка для вашего ребенка станет отличным помощником в самоорганизации и самодисциплине, поможет увеличить сопротивляемость организма к атакам вирусов, а повысить настроение и увеличить заряд энергии.
Желаем вам хорошего настроения и здоровья!
Источник