Доклад «Профессиональная компетентность воспитателей в вопросах здоровьесбережения дошкольников»
Светлана Носова
Доклад «Профессиональная компетентность воспитателей в вопросах здоровьесбережения дошкольников»
Цель: создание условий для профессионального самосовершенствования, знакомство с опытом работы педагогов используя современные педагогические и здоровьесберегающие технологи.
1. Теоретическая часть.
Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами собрались на очередном заседании Школы молодого воспитателя, вашему вниманию будет представлен мастер-класс по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Я прошу вас быть активными и открытыми к сотрудничеству.
Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”. (Выслушиваются ответы педагогов)
Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Что такое здоровьесберегающие технологии? (Выслушиваются ответы педагогов).Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровьясубъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Среди существующих здоровьесберегающихобразовательных технологий можно выделить в три подгруппы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС) .
3.Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
По доминирующей цели и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду, можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:
• медико-профилактические;
• физкультурно-оздоровительные;
• технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
• здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
• валеологического просвещения родителей.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
• самостоятельная деятельность детей
• утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
• двигательно-оздоровительные физкультминутки
• физические упражнения после дневного сна
• физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
• физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
• оздоровительные процедуры в водной среде.
Зачем необходимо применять здоровьесберегающие технологии в современной образовательной среде? (Выслушиваются ответы педагогов)
В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Вот почему применение педагогами в своей работе здоровьесберегающих технологий может повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
2. Практическая часть.
Сегодня мы с Вами познакомимся с некоторыми формами здоровьесберегающих технологий, которые можно применять в детском саду.
1. Любое дело лучше начинать на позитиве – это обеспечит Вашей деятельности положительный результат. Поэтому одна из эффективных форм – это комплекс проведения психологических минуток в детском саду.
а) Одним из таких методов является речевая настройка. Она проводится утром или перед каким — нибудь новым делом. Цель – создание комфортной и эмоционально благоприятной обстановки.
Пример: Я предлагаю Вам встать в круг.
Воспитатель: Здравствуйте! Я очень рада видеть вас. Сегодня нас ждут новые упражнения, увлекательные игры для детей. Я хочу, чтобы наше заседание было интересным и главное полезным для вас. И у нас все получилось.
Главное условия успешного проведения — это эмоциональность и выразительность педагога.
б) Другой метод — релаксация – снимает психическое и физическое напряжение. Проводится в любое время в течение дня. Продолжительность 1 – 5 минут.
Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).
В) Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.Помогут их развить такие упражнения:
«ВОЗЬМИТЕ СЕБЯ В РУКИ» (для детей с 5лет)
Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть,есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локотки сильно прижми руки к груди — это поза выдержанного человека»
«ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ» (для детей с 5 лет)
Ты — могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ураганы тебе не страшны. Это поза уверенного человека».
А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).
Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,
Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).
Упражнение “Рот на замочке”.
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы.Затем расслабить их:
2. Еще один метод оздоровления детей – это массаж и самомассаж.
Данный вид работы может быть применен как элемент занятия (фронтального, подгруппового или индивидуального, как игра или в самодеятельной деятельности детей.
3. Сон и пробуждение ребенка в условиях детского сада.
Воспитательно — образовательный процесс в детском саду насыщен и разнообразен. От эмоционального перевозбуждения дети долго не могут заснуть или не засыпают совсем, поэтому подготовка ко сну становится не простым процессом, как для педагогов, так и для самих воспитанников.
Чтобы изменить негативное отношение детей к процедуре сна, снизить общий уровень тревожности,педагог может использовать следующие упражнения:
Волшебница из страны снов, подходит к каждому ребёнку и дотрагивается «волшебной палочкой». И произносит слова.
Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают,
Ножки тоже отдыхают…
Такое тактильное воздействие оказывает дополнительный расслабляющий эффект. Можно использовать также музыкальное сопровождение.
Пробуждение детей после сна, тоже не стоит оставлять без внимания. Педагогу следует подготовить организм ребёнка к двигательной активности, осуществляя плавный естественный переход от состояния покоя к бодрствованию.
«Добрый день! Скорей проснитесь, потянись и улыбнитесь»! Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали … Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепко кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Потянутся! Улыбнутся! И открыть глаза с улыбкой! Вытянуть руки за голову и пятки ног от себя; потереть подошву о подошву, ладонь о ладонь а затем теплыми руками провести по лицу; обнять себя руками и как можно дальше дотянуться до позвоночника.
Рефлексия игра «Хисп». Наша встреча подошла к концу. Я надеюсь, Прошу Вас поделиться своими мыслями и ощущениями по поводу прошедшего занятия, продолжая предложенные фразы.
Постараюсь использовать в своей работе…
Хочется закончить нашу встречу словами Януша Корчака : “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”. Спасибо за сотрудничеств!
1. Алямовская, В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В. Г. Алямовская //Дошкольное образование. — 2004. — №17-24.
2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М. ; Сфера, 2008.
3. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка. — М. : Просвещение, Росмэн, 2006.- 144 с.
4. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми. – М. : Просвещение, 2004.- 112 с.
5. Бушнева И. М. и др. Педагогические советы /авт. -сост. И. М. Бушнева [др. ].-Волгоград: Учитель, 2010.-250 с.
6. Сергиенко, Т. Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т. Е. Сергиенко //Методист. — 2006. — №10. — С. 63-68.
Используемые информационные и интернет-ресурсы
1. Опыт работы по теме “Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе МДОУ –детский сад № 24 “Росинка” Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
2. www.polanka-sov.ucoz.ru Семинар-практикум;
3. www.aspk.3dn.ru Использование элементов здоровьесберегающих технологий на занятиях по музыкальному воспитанию.
4. www.nsportal.ru Музыкотерапия в детском саду и дома.
5. www.znaika.com Музыкотерапия. Интересные факты о классике.
6. www.ext.spb.ru Виды здоровьесберегающих технологий и возможности их применения в ДОУ.
7. www.orenipk.ru Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
«Не позволяй душе лениться…» Компетентность педагога-воспитателя как основа гражданского воспитания дошкольников «Не позволяй душе лениться…» Компетентность педагога-воспитателя, как основа гражданского воспитания дошкольников Выступление на районной.
Игрушки из помпонов. Мастер класс для воспитателей Мне нужно было подготовить какой-нибудь мастер-класс для педагогов и воспитателей. Недолго думая, решила сделать игрушки из помпонов.
Логопедический проект «Коммуникативная компетентность дошкольников» Коммуникативная компетентность – это способность легко вступать в общение с окружающим миром. Учитывая то, что коммуникативные способности.
Мастер-класс для воспитателей ДОУ и родителей. Мастер — класс для педагогов ДОУ и родителей воспитанников на тему:«Применение нетрадиционных способов изобразительной деятельности в процессе.
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Кружева на доме…» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8» Мастер – класс для воспитателей ДОУ «Кружева на доме….».
Мастер класс для воспитателей «Волшебные пальчики» Мастер класс «Волшебные пальчики» Я представляю мастер класс, тема которого: «Волшебные пальчики» Мой мастер класс может быть полезен.
Мастер-класс для воспитателей «Зимующие птицы» Цель: 1. Закрепление представлений о зимующих птицах. 2. Закрепление употребления предлогов ЗА, НА. 3. Составление предложений с использованием.
Мастер-класс по ПДД для воспитателей «На перекрестке» Цель: способствовать расширению общекультурного кругозора педагогов. Задачи: 1. закреплять знания педагогов по ПДД в игровой форме. 2. способствовать.
Мастер-класс для воспитателей «Удивительные тантамарески» Управление образования администрации Сергиево –Посадского муниципального района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
Профессиональная компетентность заместителя заведующего в контексте единых требований профессионального стандарта педагога Мантурова Т. И. Заместитель заведующего по ВМР МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 317 Статья посвящена актуальному на сегодняшний.
Источник
Здоровьесберегающая профессиональная компетентность педагога
статья на тему
В документах, регламентирующих педагогическую деятельность, идет речь лишь о психолого-педагогической подготовленности педагога, заключающей в себе знания: методологических основ и категорий педагогики; закономерностей социализации и развития личности; сущности, целей и технологий воспитания и обучения; законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей. Понятие компетентности шире понятия подготовленности, поэтому определение компетентности педагога в вопросах культуры здоровья, ЗОЖ является актуальной проблемой педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchaya_professionalnaya_kompetentnost_pedagoga.docx | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая профессиональная компетентность педагога
(по материалам Э.В. Працун)
Понятие «здоровьесберегающая компетентность» становится актуальным на современном этапе развития образования – в свете изменения стандартов образования,изменений предлагаемых в законе «Об образовании», правительственных инициатив и проектов.
В документах, регламентирующих педагогическую деятельность, идет речь лишь о психолого-педагогической подготовленности педагога, заключающей в себе знания: методологических основ и категорий педагогики; закономерностей социализации и развития личности; сущности, целей и технологий воспитания и обучения; законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей. Понятие компетентности шире понятия подготовленности, поэтому определение компетентности педагога в вопросах культуры здоровья, ЗОЖ является актуальной проблемой педагогики.
Одной из важных составляющих понятия здоровьесберегающей компетентности являются знания педагога в области основ культуры здоровья, ЗОЖ, здоровьесберегающих технологий. В данном случае педагог должен не только обладать информацией по данным вопросам, но и владеть теоретическими, практическими и методическими знаниями, составляющими основу здоровьесберегающей педагогики.
Содержание теоретической готовности педагога к здоровьесберегающей деятельности нередко понимается лишь как определенная совокупность психолого-педагогических и других специальных знаний. Но формирование знаний и представлений – не самоцель. О сформированности здоровьесберегающей компетентности можно говорить лишь тогда, когда педагог не только владеет знаниями о здоровье, здоровом образе жизни и здоровьесберегающих технологиях, осознает ценность здоровья, мотивирован к здоровьесберегающей деятельности, но и реализует эти ценности, знания и мотивы на практике – в отношении и к собственному здоровью и к здоровью обучающихся.
Содержание практической готовности педагога к осуществлению здоровьесберегающей деятельности выражается во внешних умениях, т.е. в действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения. К организаторским умениям как общепедагогическим относят мобилизационные умения. В вопросах здоровьесбережения данные умения взаимосвязаны: с привлечением внимания обучающихся (воспитанников) к проблематике здоровья и развитием у них устойчивых интересов к сберегающим, формирующим и развивающим здоровье видам деятельности; с формированием потребности в знаниях о культуре здоровья, основах ЗОЖ и соответствующих навыков; с актуализацией знаний и жизненного опыта обучающихся в целях формирования у них активного, самостоятельного и творческого отношения к своему здоровью и здоровьесберегающей позиции в отношении здоровья окружающих.
В качестве одной из важнейших составляющих здоровьесберегающей компетентности необходимо назвать способность педагога самостоятельно приобретать новые знания и умения в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья и использовать их в практической деятельности.
Здоровьесберегающую компетентность педагога можно представить как интегральное, профессионально значимое качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к организации педагогической деятельности в сберегающем, формирующем и укрепляющем здоровье аспектах, основанной на интеграции знаний о здоровье и опыта по сохранению и укреплению собственного здоровья.
Модель здоровьесберегающей компетентности педагога на уровне личности может быть представлена через совокупность следующих компонентов:
- ценностно-мотивационный: потребность педагога к организации своей профессиональной деятельности как здоровьесберегающей, формирующей основы здорового образа жизни;
- когнитивный: система знаний о закономерностях сохранения и развития здоровья, умений и навыков в вопросах сохранения и укрепления здоровья, а также – самообразование в данном направлении;
- операционально-технологический: владение поведенческими моделями здорового образа жизни и здоровьесберегающими технологиями, применяемыми в образовательной деятельности.
Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную индивидуальную.
В соответствии с этим, каждому виду профессиональной компетентности можно поставить в соответствие определенное содержание здоровьесберегающего характера:
1. Специальная, или деятельностная, здоровьесберегающая компетентность реализуется на высоком профессиональном уровне по отношению ко всем участним образовательного процесса.
2. Социальная здоровьесберегающая компетентность характеризует владение педагогом способами совместной деятельности субъектов образовательного процесса, направленных на создание условий для формирования здорового образа жизни в микро- и макросоциуме, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.
3. Личностная здоровьесберегающая компетентность характеризует владение педагогом способами саморазвития потенциала своего здоровья, наличие таких качеств, которые позволяли бы ему придать своей педагогической деятельности здоровьесберегающих характер.
4. Индивидуальная здоровьесберегающая компетентность характеризует владение педагогом приемами саморегуляции, его готовность к повышению уровня квалификации в вопросах внедрения здоровьесберегающих технологий, неподверженность профессиональному «выгоранию», наличие устойчивой мотивации осуществления здоровьесберегающей деятельности.
Здоровьесберегающий характер деятельности педагога может содержательно проявляться на следующих уровнях ее реализации: мотивационно-волевом, когнитивном, коммуникативном и рефлексивном.
Мотивационно-волевой уровень здоровьесберегающей деятельности включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в формировании, сохранении и укреплении здоровья, как своего, так и окружающих; предполагает наличие интереса к здоровьесберегающей деятельности.
Когнитивный уровень проявляется в виде знаний о закономерностях формирования, сохранения, укрепления здоровья, способах педагогической деятельности, необходимых педагогу для проектирования и реализации той или иной здоровьесберегающей педагогической технологии, проявляющихся в соответствующих умениях и навыках.
Коммуникативный уровень проявляется в способности создать комфортную психоэмоциональную атмосферу общения, включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль педагогического общения.
Рефлексивный уровень проявляется в склонности к самоанализу, в умении сознательно контролировать: результаты своей деятельности и личностных достижений, уровень собственного развития; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество и сотворчество. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, повышении уровня здоровьесберегающей компетентности, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля здоровьесберегающей деятельности.
Источник