Постановление Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 607 «О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 607
«О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС»
С изменениями и дополнениями от:
21 декабря 2004 г., 20 июня 2005 г., 25 марта 2013 г., 17 мая, 9 декабря 2017 г., 10 февраля, 10 июля 2020 г.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст.699; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 32, ст.1861; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4561; 1996, N 51, ст.5680; 1997, N 47, ст.5341; 1999, N 16, ст.1937; N 28, ст.3460; 2000, N 33, ст.3348; 2001, N 7, ст.610) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
2. Утратил силу с 1 января 2005 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2013 г. N 257 в пункт 3 настоящего постановления внесены изменения
3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти давать в установленном порядке необходимые разъяснения по применению Порядка, утвержденного настоящим постановлением.
ГАРАНТ:
См. Разъяснение Минтруда РФ от 30 ноября 2001 г. N 6 «О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденное Постановлением Минтруда РФ от 30 ноября 2001 г. N 83
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 1996 г. N 944 «О порядке выплаты сумм в возмещение вреда инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, семьям умерших инвалидов и других граждан, погибших (умерших) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 33, ст.4013).
Председатель Правительства
Российской Федерации
21 августа 2001 г.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 387 в настоящий Порядок внесены изменения
Порядок
выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
(утв. постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 607)
С изменениями и дополнениями от:
21 декабря 2004 г., 20 июня 2005 г., 17 мая, 9 декабря 2017 г., 10 февраля 2020 г.
ГАРАНТ:
См. Разъяснение о применении настоящего порядка, утвержденное Постановлением Минтруда РФ от 30 ноября 2001 г. N 83
О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой см. постановление Правительства РФ от 3 марта 2007 г. N 136
См. Правила предоставления гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 907
ГАРАНТ:
Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании незаконным пункта 1 настоящего Порядка см. решение Верховного Суда РФ от 17 октября 2002 г. N ГКПИ02-732, оставленное Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 17 апреля 2003 г. N КАС03-114 без изменения
1. Настоящий Порядок, разработанный в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», регулирует вопросы выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее именуется — денежная компенсация).
2. Денежная компенсация выплачивается:
инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 и пункте 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее именуются — инвалиды);
нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении умершего инвалида (далее именуются — нетрудоспособные иждивенцы).
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2017 г. N 576 в пункт 3 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2018 г.
3. Выплата денежной компенсации инвалидам осуществляется в следующих размерах:
инвалидам I группы — 5000 рублей;
инвалидам II группы — 2500 рублей;
инвалидам III группы — 1000 рублей.
В случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число.
Размеры денежной компенсации подлежат индексации в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
ГАРАНТ:
См. справку об индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
ГАРАНТ:
Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании незаконным пункта 4 настоящего Порядка см. решение Верховного Суда РФ от 17 октября 2002 г. N ГКПИ02-732
4. Выплата денежной компенсации инвалидам производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации.
В случае смерти инвалида выплата денежной компенсации нетрудоспособным иждивенцам осуществляется органами социальной защиты населения или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации.
5. Для осуществления выплаты денежной компенсации инвалидам представляются следующие документы (их заверенные в установленном порядке копии):
заявление о выплате денежной компенсации;
копия специального удостоверения инвалида;
абзац утратил силу с 1 июля 2020 г. — Постановление Правительства России от 10 февраля 2020 г. N 114
Информация об изменениях:
копия заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
Информация об изменениях:
Пункт 6 изменен с 18 июля 2020 г. — Постановление Правительства России от 10 июля 2020 г. N 1017
6. Для осуществления выплаты денежной компенсации нетрудоспособным иждивенцам представляются следующие документы (их заверенные в установленном порядке копии):
заявление о выплате денежной компенсации;
копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
копия свидетельства о смерти кормильца;
абзац утратил силу с 21 декабря 2017 г. — Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. N 1497
Информация об изменениях:
документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных иждивенцев (копии свидетельства о рождении детей, пенсионного удостоверения, трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66 1 Трудового кодекса Российской Федерации, и другие).
Денежная компенсация может выплачиваться каждому нетрудоспособному иждивенцу индивидуально.
Информация об изменениях:
Порядок дополнен пунктом 6.1 с 1 июля 2020 г. — Постановление Правительства России от 10 февраля 2020 г. N 114
6.1. Государственные органы из числа органов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, в течение 5 рабочих дней со дня подачи в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Порядка заявления о выплате денежной компенсации запрашивают в порядке межведомственного электронного взаимодействия в Пенсионном фонде Российской Федерации сведения, подтверждающие факт установления инвалидности.
Межведомственный запрос направляется указанными органами в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе — на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Указанные сведения предоставляются Пенсионным фондом Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня получения запроса.
Инвалид и нетрудоспособные иждивенцы вправе по собственной инициативе представить в государственные органы из числа органов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, в качестве сведений, подтверждающих факт установления инвалидности, справку, подтверждающую факт установления инвалидности (выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом), выдаваемую федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
7. Денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях — с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
8. Решение о выплате (об отказе в выплате) денежной компенсации принимается не позднее 10 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Уведомление о принятом решении с соответствующим обоснованием направляется заявителю в 5-дневный срок после принятия решения.
9. На каждого заявителя формируется самостоятельное дело о выплате денежной компенсации (со всеми необходимыми документами), подлежащее бессрочному хранению.
10. Гражданам, получавшим до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» выплату в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается денежная компенсация, указанная в пункте 3 настоящего Порядка. В случае если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
11. Споры по вопросам выплаты денежной компенсации разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Денежная компенсация выплачивается инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении умершего инвалида. Для инвалидов компенсация устанавливается в следующих размерах: для I группы — 5000 руб., II группы — 2500 руб., III группы- 1000 руб. Размер денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, определяется путем деления размера денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, на их число.
Постановление Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 607 «О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС»
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 5 сентября 2001 г., N 172, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 сентября 2001 г., N 36, ст. 3566
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 10 июля 2020 г. N 1017
Изменения вступают в силу с 18 июля 2020 г.
Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2020 г. N 114
Изменения вступают в силу с 1 июля 2020 г.
Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. N 1497
Изменения вступают в силу с 21 декабря 2017 г.
Постановление Правительства РФ от 17 мая 2017 г. N 576
Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.
Постановление Правительства РФ от 25 марта 2013 г. N 257
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 387
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 819
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Источник
Возмещение вреда здоровью участников ликвидации аварии на ЧАЭС
Возмещение вреда здоровью участников ликвидации аварии на ЧАЭС.
К работам по ликвидации аварии на ЧАЭС были привлечены работники и специалисты различных ведомств. Как относительно работников специализированных производств (работа с применением радиоактивных материалов), так и относительно работников неспециализированных производств, имели место сложившиеся в зоне аварии необычайные, чрезвычайные обстоятельства и условия работы, несвойственные их профессии, а также вынужденный, значительно превышающий приемлемый уровень, риск жизни и здоровью граждан.
Нормативно, положение о возможном риске было отражено в Нормах радиационной безопасности. На момент аварии на ЧАЭС, основным документом, регламентирующим уровни воздействия ионизирующих излучений, являлись Нормы радиационной безопасности НРБ-76. Никакие ведомственные и отраслевые правила и инструкции не должны были противоречить Нормам радиационной безопасности НРБ-76. Согласно пункту 4.9 указанных Норм, а позже пункту 4.6 НРБ-76/87, потенциальную дозу от внешнего излучения и поступление радионуклидов в организм, а следовательно, и интенсивность вредного воздействия на организм человека, во время аварии предвидеть невозможно. Максимум, что предлагалось Нормами, принять все практически возможные меры для сведения к минимуму внешнего облучения и поступления радионуклидов в организм человека. Кроме того, в пункте 4.7 НРБ-76/87 было определено: «…повышенное облучение персонала во время аварии выше установленных дозовых пределов может быть разрешено только тогда, когда нет возможности принять меры, исключающие их превышение, и может быть оправдано лишь спасением людей, предотвращением развития аварии и облучения большого числа людей».
Отсюда видно, что существовавшее в то время нормативное регулирование допускало возможность проведения работ даже в тех случаях, когда индивидуальный риск мог превосходить приемлемый, то есть при проведении работ по ликвидации аварии на ЧАЭС имел место недопустимый, но оправданный спасением людей, предотвращением развития аварии и облучения большого числа людей, риск.
То есть вред презюмировался. При этом не представлялось возможным спрогнозировать степень вредного воздействия радиоактивного загрязнения и его последствий.
В дальнейшем, реальная обстановка лишь подтвердила положения выраженные в нормативных правовых актах (п. 4.9 НРБ-76, п. 4.6 НРБ-76/87). В условиях глобальной аварии на Чернобыльской АЭС, вероятность негативного воздействия вредных факторов на организм человека возрастала многократно, по сравнению с воздействием этих же факторов при работе с локальным источником радиоактивности в контролируемых условиях, с учетом нормирования его количества и времени работы с ним.
При этом, как показал ход событий с момента возникновения аварии на ЧАЭС, руководство страны столкнулось с массой проблем и с непредсказуемыми последствиями, которые не укладывались в рамки действующего законодательства.
В законодательстве СССР и союзных республик отсутствовали нормативные акты, которые должны были регулировать отношения в условиях крупных техногенных и природных катастроф, а существовавшие акты были разработаны с учетом возникновения аварий локального характера, поскольку в тот период господствовала идеологическая установка, что чрезвычайных ситуаций в СССР, быть не может, и до 1988 года в СССР юридически закрепленного понятия «чрезвычайное положение» не существовало. Имело место несовершенство, а то и полное отсутствие нормативной базы для решения многих вопросов связанных с ликвидацией аварий на ядерных объектах. Этот пробел был частично восполнен Постановлениями и Распоряжениями органов государственной власти СССР.
Понятно, что опасный труд, в условиях вынужденного и значительно превышающего приемлемый уровень риска жизни и здоровью граждан, являлся жизненно необходимым для функционирования государства и общества, обеспечения качества жизни остальных членов общества. Но тогда для указанной категории граждан, подвергающихся повышенному риску, должны быть предусмотрены стабильные социально-экономические компенсации дополнительных факторов риска, связанных с ним таких значимых факторов, как потеря здоровья, потеря финансовой и экономической стабильности.
Такие гарантии и компенсации были предусмотрены рядом Постановлений и Распоряжений руководства страны. Так, совместными Постановлениями СМ СССР и ВЦСПС, от 05.06.1986 г. N 665-195 и ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 29.12.1987 г. № 1497–378, была гарантирована оплата труда при выполнении работ, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в повышенном, в 2 — 5 кратном размерах среднемесячной заработной платы (в зависимости от выполнения работ в различных зонах опасности и в различные временные периоды), исходя из тарифной ставки (оклада), установленной по основному месту работу, с увеличением за работу в ночное время и в выходные и праздничные дни. Гарантировано обеспечение работников спецодеждой, горячим 3-х разовым питанием и жильем.
Было установлено, что время работы граждан, в т.ч. и военнослужащих, занятых на ликвидации последствий аварии, засчитывается в трехкратном размере в стаж, дающий право на льготную пенсию по Списку N 1, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173. Гарантировалась выплата пенсий по старости пенсионерам, занятым на указанных работах, в полном размере независимо от получаемой ими заработной платы.
Рабочим и служащим, получившим профессиональное заболевание при работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, гарантировались льготные пенсии по старости по Списку N 1 независимо от продолжительности работы во вредных условиях труда. При этом было установлено, что пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, вызванного аварией на Чернобыльской АЭС, а также пенсии по случаю потери кормильца вследствие этих причин, назначаются в порядке, предусмотренном действующим законодательством в случае трудового увечья или профессионального заболевания. И при этом пенсии устанавливаются в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 3 июля 1984 г. N 690, но не ниже размеров, предусмотренных Законом о государственных пенсиях, а военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и по случаю потери кормильца их семьям вследствие указанных причин назначаются в порядке и по нормам, установленным действующим законодательством в случае ранения, контузии и увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Указанные Постановления устанавливали ранее не урегулированные законодательством или иными нормативными положениями о труде новые условия труда (ст. 223 КЗоТ РСФСР), содержали нормы трудового права и являлись соглашениями, где сторонами являлись, высшие государственные структуры представлявшие интересы работодателей и высший профсоюзный орган, представлявший интересы трудящихся.
Как видно из содержания указанных нормативных актов, заболевание, полученное при работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС квалифицируется как профессиональное, независимо от продолжительности работы во вредных условиях труда.
Подтверждением этому мы находим в распоряжениях и разъяснениях Министерства социального обеспечения РСФСР.
Из приказа Минсоцобеспечения РСФСР от 25.12.1986 N 161, Об утверждении Методических указаний по вопросам врачебно-трудовой экспертизы: «При определении причины инвалидности трудовое увечье к несчастному случаю, связанному с работой, следует относить не только травму вследствие несчастного случая в прямом смысле этого слова, но и сложившиеся на работе необычайные, чрезвычайные обстоятельства или условия работы, несвойственные данной профессии, которые обусловили возникновение заболеваний (или способствовали резкому прогрессированию имеющегося заболевания) и привели к инвалидности или к повышению группы инвалидности».
Из Разъяснения Минсоцобеспечения РСФСР от 13.09.1985 N 1-137-И «…увечье либо повреждение здоровья, связанное с исполнением трудовых обязанностей (в том числе профессиональное заболевание), именуется трудовым увечьем». Разъяснение (приведено полностью) Минсоцобеспечения РСФСР от 04.08.1988 N 1-69-И, О порядке определения рабочим и служащим профессионального заболевания, вызванного событиями на ЧАЭС, и назначении им пенсий по Списку N 1:
«Министерство социального обеспечения РСФСР доводит до сведения, что в связи с поступающими запросами Министерство здравоохранения СССР и Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам в письме от 7 мая 1988 г. N 32/1250дсп/1305-МК разъяснили, что заболевание рабочих и служащих, вызванное воздействием ионизирующего излучения при эксплуатации ЧАЭС и ликвидации последствий аварии в зоне отселения, следует считать профессиональным. Вопрос о причине заболевания, развившегося в таких случаях, рассматривается во Всесоюзном научном центре радиационной медицины АМН СССР (г. Киев) или Клинической больнице N 6 Минздрава СССР (г. Москва).
При этом определено, что в заключении о наличии профессионального заболевания дополнительно указывается «вызвано аварией на ЧАЭС».
Данное заключение является основанием для назначения указанным лицам в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 29 декабря 1987 года пенсии по Списку N 1 независимо от продолжительности работы во вредных условиях труда (Приказ Министерства социального обеспечения РСФСР от 14 апреля 1988 г. N 4-056).
В связи с изложенным Министерство социального обеспечения РСФСР предлагает в случаях установления рабочим и служащим инвалидности по последствиям профессионального заболевания, вызванного воздействием ионизирующего излучения при эксплуатации ЧАЭС и ликвидации последствий аварии в зоне отселения, при наличии соответствующего заключения названных учреждений здравоохранения в справках ВТЭК и в выписках из актов освидетельствования указывать причину инвалидности «профессиональное заболевание вызвано аварией на ЧАЭС»».
Для военнослужащих последствия заболевания, вызванного воздействием ионизирующего излучения и других негативных факторов при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, приравнивались к ранению, контузии и увечью, полученным при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Позже подпунктом 5 пункта 116 Приказа Минобороны СССР от 09.09.1987 N 260 (ред. от 16.07.1990, действовал до 22.11.1995) «О введении в действие Положения о медицинском освидетельствовании в Вооруженных Силах СССР (на мирное и военное время)», было предписано, что при ранениях, контузиях, травмах, увечьях ВВК принимается постановление следующего содержания: Увечье, да, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС — если увечье (заболевание) получено военнослужащим или военнообязанным, призванным на специальные сборы, при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
То есть, всем выполнявшим работы по ликвидации аварии в зоне ЧАЭС и выполнившим, в связи с этим свои обязательства, была гарантирована в дальнейшем возможность в случае возникновении заболевания, вызванного воздействием негативных факторов при ликвидации последствий аварии в зоне ЧАЭС, реализовать право на возмещение вреда:
— для гражданских лиц и приравненных к ним – в соответствии с законодательными нормами, где критерием определения степени утраты профессиональной трудоспособности, является профессиональное заболевание;
— для военнослужащих – в соответствии с законодательными нормами, установленным действующим законодательством в случае ранения, контузии и увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
В ходе дальнейшего нормотворчества, критерий определения степени утраты профессиональной трудоспособности, в отношении граждан, выполнявших работы по ликвидации аварии на ЧАЭС, претерпел многочисленные изменения. В настоящее время, действуют Разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности» утвержденное Постановлением Минтруда РФ от 15.04.2003 N 17, где в нарушение пункта 2 статьи 422 ГК РФ, критерий — определение степени утраты профессиональной трудоспособности — профессиональное заболевание, в отношении граждан — участников ликвидации аварии на ЧАЭС даже не упоминается.
Теми же Постановлениями СМ СССР и ВЦСПС, было гарантировано назначение пенсий по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, вызванного аварией на Чернобыльской АЭС, а также пенсии по случаю потери кормильца вследствие этих причин, в порядке, предусмотренном действующим законодательством в случае трудового увечья или профессионального заболевания. При этом пенсии должны были устанавливаться в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 3 июля 1984 г. № 690.
Здесь необходимо обратить внимание на тот факт, что в соответствии со статьей 1 Правил, предприятия, учреждения, организации могли нести ответственность за вред, причиненный работнику, только при наличии вины в причинении рабочему или служащему трудового увечья, кроме того эти Правила не действовали в отношении колхозников. При этом, следует отметить, что в отношении лиц привлеченных к работам по ликвидации аварии на ЧАЭС уже после события (аварии на ЧАЭС), имело место отсутствие вины работодателя. В силу своих полномочий согласно ст. ст. 131 и 133 Конституции Союза Советских Социалистических Республик, Совет министров СССР изданием совместных с ВЦСПС Постановлений, для данного конкретного случая, снял указанные ограничения и гарантировал применение данных Правил в отношении всех работников задействованных на ликвидации аварии на ЧАЭС.
Военнослужащим и лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, также гарантировалось назначение пенсий по инвалидности, а также пенсии по случаю потери кормильца в связи с работами по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, в порядке и по нормам, установленным действующим законодательством в случае ранения, контузии и увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Тот факт, что военнослужащие выполняли работу по ликвидации аварии совместно с гражданскими специалистами, а нередко в составе подразделений ведущих гражданских министерств вопреки положениям существующего законодательства не прошел мимо внимания юридического сообщества.
Одной из попыток хотя бы частично ликвидировать это белое пятно в правовом поле чернобыльских проблем, стало принятие Пленумом Верховного суда СССР от 29.03.1991 N 6, дополнения в Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 сентября 1986 г. N 13 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» пункта 12.1 следующего содержания: «Разъяснить, что нормы Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, предусматривающие ответственность за причинение вреда, распространяются и на военнослужащих, военнообязанных, призванных на сборы, военных строителей, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в случае причинения им увечья или иного повреждения здоровья при исполнении служебных обязанностей.
В случае смерти потерпевшего возмещение вреда производится лицам, указанным в ч. 2 ст. 91 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик».
О том, что указанное дополнение имеет отношение к категории военнослужащих и военнообязанных — участников ликвидации аварии на ЧАЭС, видно из анализа содержания ряда пунктов совместных Постановлений СМ СССР и ВЦСПС, к примеру,
п. 2, Постановления Совмина СССР, ВЦСПС от 05.06.1986 N 665-195: «Разрешить министерствам и ведомствам выплачивать работникам, в том числе военнослужащим воинских частей и органов Комитета государственной безопасности СССР, военнообязанным, призванным на сборы, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, направленным на работы, указанные в пункте 1 настоящего Постановления, суточные в размере 3 рублей 50 копеек, а также обеспечивать их бесплатным трехразовым горячим питанием (из расчета 2 рубля 85 копеек в сутки) и бесплатным жильем. Обеспечить военных строителей военно-строительных отрядов бесплатным питанием и обмундированием и коммунальными услугами».
Независимо от применяемой, ранее и в настоящее время в документах, в том числе и нормативных, формальной терминологии о привлечении граждан к работам по ликвидации аварии на ЧАЭС («привлечение», «направление», «командирование», «перевод»), следует учитывать сложившиеся в месте работ чрезвычайные обстоятельства и условия работы, несвойственные той профессии, которую они имели до направления в зону ЧАЭС. То есть при ликвидации аварии на ЧАЭС имело место изменение существенных условий труда — систем и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, рабочего времени и др. И поскольку в соответствии со статьей 12 Основ законодательства СССР о труде и статьей 24 КЗоТ РСФСР, администрация была не вправе требовать от рабочего или служащего выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, то указанные работы могли выполняться только при наличии нового трудового договора. Кроме того, в соответствии с пунктом 4.10 НРБ-76 (п. 4.9 НРБ-76/87) в случае выполнения работ в зоне радиационной аварии, персонал должен быть предупрежден о дополнительном облучении, такое облучение допускалось только с письменного разрешения руководителя учреждения и личного согласия исполнителя, а в соответствии с пунктом 4.15 НРБ-76/87, лица, привлекаемые для проведения аварийных и спасательных работ, на этот период приравнивались к персоналу объекта.
Нарушение статьи 12 Основ законодательства СССР о труде и статьи 24 КЗоТ РСФСР, а также Норм радиационной безопасности, пункта 4.10 НРБ-76 (п. 4.9 НРБ-76/87) в указанных экстремальных условиях, а также любые иные действия имевшие цель понудить граждан к выполнению работ, не обусловленных трудовым договором, могли повлечь за собой ответственность, вплоть до уголовной по статьям 140, 171 и 217 УК РСФСР.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Основ законодательства СССР о труде и пункту 3 части 1 статьи 17 КЗоТ РСФСР, действовавших на момент выполнения работ по ликвидации аварии на ЧАЭС, трудовой договор мог заключаться с работником, в том числе на период выполнения им определенной работы. А статьей 18 КЗоТ РСФСР (ст. 24 КЗоТ УССР), в редакции действовавшей на 1986 год, не предусматривалось заключение трудового договора в письменной форме, а фактический допуск к работе в соответствии с ч. 3 ст. 18 КЗоТ РСФСР, с ч. 3 ст. 24 КЗоТ УССР считался заключением трудового договора.
Анализ приведенных норм трудового законодательства и Норм радиационной безопасности во взаимосвязи с Постановлениями, Совмина СССР и ВЦСПС от 05.06.1986 N 665-195 и ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 29.12.1987 г. № 1497-378, позволяет сделать вывод о наличии трудовых отношений и фактическом заключении трудового договора по умолчанию, со всеми участниками работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. То есть имели место конклюдентные действия.
К этому можно добавить, что пунктом 6 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 12 сентября 1983 г. N 890 установлено: «Предприятия, учреждения, организации обязаны представлять в учреждения Госбанка СССР платежные поручения на перечисление страховых взносов одновременно с предъявлением чеков на получение средств для выплаты заработной платы. Платежные поручения на перечисление страховых взносов исполняются учреждениями Госбанка СССР после удовлетворения требований по заработной плате и приравненных к ней платежей (к приравненным платежам в том числе относились и затраты на лечебно-профилактическое питание)».
Данным документом подтверждается факт уплаты страховых взносов за граждан, принимавших участие в любых работах, в том числе и в ликвидации аварии на ЧАЭС.
Указанный трудовой договор был заключен на условиях, установленных совместными Постановлениями Совмина СССР и ВЦСПС, в которых был определен порядок оплаты труда, режим рабочего времени и ряд социальных гарантий, которые позволяли хотя бы частично скомпенсировать вредное воздействие во время выполнения работ по ликвидации аварии на ЧАЭС.
Эти Постановления устанавливали, ранее не урегулированные законодательством или иными нормативными положениями о труде новые условия труда (ст. 223 КЗоТ РСФСР), содержали нормы трудового права, в том числе нормы права пролонгированного действия и являлись соглашениями, где в качестве сторон были представлены высший государственный орган исполнительной власти, представлявший интересы работодателей и высший профсоюзный орган, представлявший интересы трудящихся.
В дальнейшем, как показала практика, одна из таких социальных гарантий – возмещение вреда здоровью, стала предметом особого внимания законодателей и правоприменителей, не всегда в положительном смысле этого слова.
В период ликвидации аварии на ЧАЭС, отсутствовал нормативный акт или отдельный пункт в Правилах возмещения предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, 1984 года, который бы установил порядок определения нетрудоспособности и возмещения ущерба лицам, получившим увечье или иное повреждение здоровья при так называемых социальных бедствиях. Этот вопрос регулировался отдельными актами. Как-то, приведенными выше совместными Постановлениями при аварии на ЧАЭС или Распоряжением Совмина СССР от 12.06.1989 N 1019р, в связи с аварией в г. Арзамасе 4 июня 1988 г. и катастрофой на территории Башкирской АССР 3 июня 1989 г.
Союзные нормативные акты содержали ряд серьезных недостатков, снижающих уровень правовых гарантий для граждан, пострадавших на производстве, и вред, причиненный их здоровью, во многих случаях полностью не возмещался. Так в счет сумм, причитающихся в возмещение вреда, засчитывалась сумма пенсии по инвалидности (вследствие трудового увечья), что не без оснований можно рассматривать, как фактическое лишение пенсии по инвалидности и отступление от сущности социального пенсионного страхования, призванного охранять интересы как застрахованных, так и страхователей.
Позже, Постановлением Совмина СССР от 16.02.1990 N 168, этот недостаток был устранен путем внесения изменений в пункт 20 Правил (утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 3 июля 1984 г. N 690). Согласно указанным изменениям, в целях устранения ограничений при выплате сумм в возмещение ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, сумма в возмещение ущерба, должна была выплачиваться независимо от получаемых потерпевшим пенсии, заработка (дохода) и стипендии.
В дальнейшем, Правила 1984 г. в условиях рыночной экономики утратили свою силу сначала фактически (с 3 августа 1992 г.), а затем и юридически (с 1 декабря 1992 г.) и были заменены новыми Правилами возмещении вреда, где основной новеллой законодателя явился отказ в ряде случаев от принципа виновной ответственности работодателя.
Казалось бы, что проблему реализации права участников ликвидации аварии на ЧАЭС на возмещение вреда здоровью, исходя из социально — правовой природы сумм возмещения вреда, заключающейся в компенсации утраченного гражданами заработка в связи с потерей здоровья, где степень потери трудоспособности — один из основных критериев, лежащий в основе расчета сумм возмещения вреда, можно считать исчерпанной. Однако, последующий ход событий показал, что это не так.
Из содержания преамбулы раздела IV, Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 18.06.1992) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» следует: «Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, регулируются настоящим Законом, Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», а также действующим законодательством Российской Федерации в части норм по возмещению ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей, но не ниже размеров возмещения ущерба, установленных настоящим Законом либо Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», при этом нормы Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» применяются в отношениях, которые не регулируются настоящим Законом». То есть в законе прямо указывалось о возможности применения как до 24.12.1992, «Правил возмещения предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР от 16.02.1990 N 168)», так и позже указанной даты, «Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей», утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 N 4214-1.
Данными Правилами, как 1984 года (в ред. 1990г.), так и 1992 года, была предусмотрена выплата возмещения вреда, определяемая в процентах к заработку или его части потерпевшего до трудового увечья, соответствующих степени утраты им профессиональной трудоспособности.
При этом пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с трудовым увечьем, а равно другие виды пенсий, назначенные как до, так и после трудового увечья, в счет возмещения вреда не засчитывались. Также не засчитывался в счет возмещения вреда заработок, получаемый потерпевшим после увечья. То есть инвалиды вследствие заболевания или увечья, возникших в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имели право как на выплаты в возмещение вреда здоровью, так и на пенсию по инвалидности.
Не смотря на это, органами соцзащиты, более четырех лет выплачивалась лишь пенсия, с громким названием, «в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации», при этом, что это за законодательство разъяснено не было. В законе РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 (ред. от 03.04.1992) «О государственных пенсиях в РСФСР, речь идет только о пенсии по инвалидности. Расчет размера указанной пенсии, был приведен лишь в Указаниях Минсоцзащиты от 10 ноября 1992 г. N 1-98-У и не слишком отличался от пенсии по инвалидности.
Более того, факт наличия только одной выплаты был узаконен Письмом Минсоцзащиты РФ, Минтруда РФ от 25.01.1994 N 162-ВЯ «О порядке компенсации ущерба здоровью, связанного с катастрофой на Чернобыльской АЭС». Было введено ограничение права на возмещение вреда, при наличии пенсии по инвалидности: «Гражданам, которым назначены данные пенсии по инвалидности, дополнительное возмещение ущерба, причиненного в результате заболевания или увечья, возникших в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Законом Российской Федерации от 18 июня 1992 года не предусмотрено, поскольку размер их пенсий определен на уровне фактически причиненного им ущерба».
Данный документ имеет все признаки нормативного акта. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.1993 N 5 (ред. от 24.04.2002) и аналогичной позицией в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012): «Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений». В данном случае, документ издан управомоченным органом государственной власти, обязателен для неопределенного круга лиц, направлен на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в статью 14 была включена норма о возмещении вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации ее последствий, в виде выплаты ежемесячных денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемой в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей (пункт 25 части первой статьи 14).
Фактически все граждане, защищаемые чернобыльским законом, по мнению правоприменителя, впервые получили право на получение ежемесячной суммы возмещения вреда, причиненного здоровью радиационным воздействием, поскольку, как было отмечено ранее, существовало ограничение Минтруда права на возмещение вреда, при наличии пенсии по инвалидности,
Один за другим, выходят два документа Минтруда:
Указание Минсоцзащиты РФ от 21.03.1996 N 1-3-У
«О порядке применения Федеральных законов Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» N 179-ФЗ и «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» N 180-ФЗ в части пенсионного обеспечения и возмещения вреда»
Постановление Минтруда РФ от 09.10.1996 N 3 «Об утверждении Разъяснения «О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы» (вместе с Разъяснением Минтруда РФ от 09.10.1996 N 1)
И если до октября 1996 г. выплаты проходили в строгом соответствии с Правилами возмещения вреда, то позже Минтруд норму абзаца 4 пункта 6 Разъяснения Минтруда РФ от 09.10.1996 N 1: «Лицам, которым впервые (после 2 марта 1996 г.) начисляются суммы возмещения вреда (ранее пенсия в размере возмещения вреда не назначалась), заработок следует индексировать в соответствии с частью 3 статьи 11 Правил (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ), т.е. в порядке, действующем для назначений пенсии», трактовал, как расчет пенсии по инвалидности, без применения коэффициента 6, установленного абзацем вторым п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года N 4214-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 180-ФЗ)
Аналогичный вариант расчета приведен в Указании Минсоцзащиты РФ от 10.11.1992 N 1-98-У, «О порядке назначения (перерасчета) пенсий гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы…»
Перерасчет размера выплат в возмещение вреда в меньшую сторону, затронул практически все категории граждан пострадавших от Чернобыльской катастрофы, но особенно пострадали инвалиды, поскольку как уже было отмечено выше (опять же по мнению правоприменителя), практически все они впервые получили право на получение ежемесячной суммы возмещения вреда, причиненного здоровью радиационным воздействием после 2 марта 1996 г.
Была предпринята попытка разрешить эту проблему в судебном порядке.
Решением Верховного Суда РФ от 22.09.1999 N ГКПИ 99-675, 677, 686, 691, 704, 717, 727, 736, 741; пункт 6 Разъяснения Минтруда РФ от 09.10.1996 N 1 признан незаконным (недействительным)
Из текста решения: «Порядок определения заработка потерпевшего работника регулируется «Правилами возмещения работодателями вреда. », утвержденными Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ).
Согласно п. 2 указанного выше Постановления Верховного Совета РФ в связи с повышением стоимости жизни суммы заработка, из которых исчисляются суммы возмещения вреда, увеличиваются по увечьям, иным повреждениям здоровья, полученным до 1 января 1991 г., — в 6 раз, с 1 января 1991 г. до 31 января 1993 г. — в 3 раза.
Приведенная норма не связывает возможность применения этих повышающих коэффициентов со временем обращения потерпевшего за возмещением вреда, устанавливая необходимость увеличения суммы заработка потерпевшего лишь в зависимости от времени его причинения.
В связи с этим неприменение указанных коэффициентов, как это следует из положений абзаца 1 п. 5 и п. 6 Разъяснения, к лицам, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 24 ноября 1995 г. (2 марта 1996 г.), поставит их в худшее положение по сравнению с теми, у которых имелась возможность обратиться с таким требованием до принятия названного Закона.
Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, толкование норм Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ, принятого фактически с целью улучшения материального положения лиц, пострадавших от трудовых увечий, в сторону, ухудшающую их положение, к чему по существу сводятся утверждения представителей Министерства труда и социального развития РФ, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным статьям Конституции РФ, а поэтому их нельзя признать правомерными».
Определением Верховного Суда РФ от 18.11.1999 N КАС99-320 указанное решение оставлено без изменения.
Не смотря на указанные решения Верховного суда органы соцзащиты, не восстановили выплаты в возмещение вреда в соответствии с законом. Более того, Письмом Минтруда РФ от 05.11.1998 N 6223-АО «О выборочной проверке правильности исчисления сумм в возмещение вреда инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы», органам соцзащиты настоятельно было рекомендовано: «Во избежание необоснованных расходов федерального бюджета предлагается проверить правильность исчисления сумм в возмещение вреда и привести их размеры в соответствие с законодательством со следующего расчетного периода». И далее: «…инвалидам, которым исчисляется сумма в возмещение вреда впервые после 2 марта 1996 года, — в соответствии с частью третьей статьи 11 Правил в порядке, установленном действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии. Решения судов, противоречащие действующему законодательству, необходимо обжаловать в установленном порядке».
То есть и дальше, Минтрудом было предписано, производить перерасчет возмещения вреда в меньшую сторону руководствуясь нормой абзаца 4 пункта 6 Разъяснения Минтруда РФ от 09.10.1996 N 1, признанной Верховным судом РФ незаконной.
Понимая, что Минтруд долго не продержится и решение Верховного суда придется выполнять, проявило бурную деятельность Правительство по внесению изменений в статью 25 Закона. Далее без комментариев, только документы:
Распоряжение Правительства РФ от 22.02.1997 N 250-р «О проекте Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в пункт 25 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»:
«1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в пункт 25 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
2. Назначить первого заместителя министра труда и социального развития Российской Федерации Катульского Евгения Даниловича официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в пункт 25 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Протокол совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Я. Лившица от 24.02.1997 «О совершенствовании порядка выплат сумм в возмещение вреда инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и семьям умерших инвалидов и других граждан, погибших (умерших) вследствие этой катастрофы»:
«2. Минтруду России (Е.Д. Катульскому), Минфину России (А.П. Вавилову) принять необходимые меры по ускорению прохождения в Государственной Думе Федерального Собрания Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в пункт 25 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», проект которого внесен на рассмотрение в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.
3. МЧС России (С.В. Хетагурову), Минздраву России (Г.Г. Онищенко), Минтруду России (Е.Д. Катульскому) с участием Российской научной комиссии по радиационной защите и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти ускорить подготовку новой редакции проекта федерального закона по вопросу социальной защиты граждан Российской Федерации, пострадавших в результате радиационного воздействия, предусмотрев адресную защиту пострадавших граждан в зависимости от индивидуальной накопленной дозы обучения».
Распоряжение Правительства РФ от 19.11.1999 N 1900-р (ред. от 11.05.2000) «О проекте Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
«1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Распоряжение Правительства РФ от 11.05.2000 N 650-р «Об официальном представителе Правительства РФ при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
«1. Назначить заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Герасимову Надежду Васильевну официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
2. Признать утратившим силу пункт 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 ноября 1999 г. N 1900-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 47, ст. 5778)».
Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2001 N 759-р «О проекте Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
«1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
2. Назначить заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Герасимову Надежду Васильевну официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
То есть, все это время Правительство понуждало одно из своих подразделений, а именно Минтруд к незаконному в несколько раз снижению выплат в возмещение вреда здоровью, игнорированию решений Верховного суда и обману, как граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, так и сотрудников своих низовых подразделений.
Правительству удалось продавить свой вариант закона, несмотря на отрицательные заключения Правового управления Аппарата ГД ФС РФ и профильного комитета ГД РФ.
Из Заключения Правового управления Аппарата ГД ФС РФ от 20.10.2000 N 2.2-15/747:
«…законопроектом по ряду позиций предусматривается ухудшение положений граждан, пользующихся компенсациями и льготами как пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, что противоречит части второй статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права граждан, а также Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 18-П.
Из Заключения Комитета по труду и социальной политике Госдумы РФ (Постановление от 06.07.2000 N 542-III ГД)):
«Предлагаемые законопроектом компенсации за вред здоровью установлены в произвольно фиксированных суммах, при этом какого-либо обоснования конкретных размеров предлагаемых компенсаций не представлено…
…Учитывая, что принятие предлагаемых законопроектом изменений, выходящих за рамки Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, уменьшающих объем предоставляемых льгот и компенсаций, может стать поводом для очередного обращения граждан в Конституционный Суд Российской Федерации за защитой нарушенных прав, Комитет по труду и социальной политике рекомендует отклонить проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», внесенный Правительством Российской Федерации».
В результате долгих и кропотливых усилий Правительства РФ, в качестве альтернативы законодательству о возмещении вреда здоровью (глава 59 ГК РФ и заменивший Правила возмещения вреда здоровью, Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ), был изобретен закон-фантом, Федеральный закон от 12.02.2001 N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
Пунктом 3 ч. 1 ст. 1 указанного закона были внесены изменения в п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1.
В соответствии с данными изменениями суммы возмещения вреда, рассчитанные в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, были заменены для инвалидов — чернобыльцев ежемесячной компенсацией, установленной в твердой сумме: для инвалидов I группы — 5000 руб., для инвалидов II группы — 2500 руб., для инвалидов III группы — 1000 руб. Данная компенсация не подлежит перерасчету и в связи с повышением степени потери трудоспособности.
Кроме того, ст. 2 Закона N 5-ФЗ определено, что инвалиды — чернобыльцы, инвалидность у которых наступила позже 12.02.2001 лишены возможности выбора на компенсацию из утраченного заработка, даже в судебном порядке.
Таким образом, если до 12 февраля 2001 г. лица, ставшие инвалидами вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имели право на выплату сумм возмещения вреда из среднемесячного заработка с учетом повышающих коэффициентов и степени потери трудоспособности с дальнейшей обязательной индексацией в связи с увеличением минимального размера оплаты труда, индекса прожиточного минимума и уровня инфляции, то после 15 февраля 2001 г., суммы возмещения вреда были заменены не обоснованной никакими расчетами, денежной компенсацией, установленной в твердой сумме.
Оценка данной ситуации дана А. Олениным в статья «Расчет сумм возмещения вреда лицам, получившим инвалидность в связи с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», («Финансовая газета. Региональный выпуск», 2002, N 16):
«Социально — правовая природа сумм возмещения вреда заключается в компенсации утраченного гражданами заработка в связи с потерей здоровья. Именно поэтому и в Правилах, в Законе N 125-ФЗ и в соответствующих нормах главы 59 ГК РФ установлено, что размер сумм возмещения вреда определяется из среднемесячного заработка потерпевшего до трудового увечья, либо установления инвалидности с учетом степени потери трудоспособности. Такой подход к расчету сумм возмещения вреда позволяет сделать приблизительно равными уровень жизни гражданина до получения вреда здоровью и после.
Степень потери трудоспособности — один из основных критериев, который лежит в основе расчета сумм возмещения вреда. Использование этого критерия при расчете сумм возмещения вреда позволяет, во-первых, определить утраченный заработок в связи с получением увечья и реальную потребность гражданина в социальной помощи со стороны государства, а во-вторых, установить справедливый, отвечающий конституционным целям социального обеспечения размер возмещения вреда. Расчет сумм возмещения вреда без учета степени потери трудоспособности приводит к тому, что определение данных сумм носит произвольный характер, не учитывающий реальную потребность в социальной защите.
Реальная социальная защита граждан, получивших трудовое увечье, принципиально невозможна без учета степени потери трудоспособности при расчете сумм возмещения вреда. Механизм индексации сумм возмещения вреда в зависимости от роста минимальной заработной платы и применения повышающих коэффициентов позволяет приблизительно уравнять материальное обеспечение работающих граждан и лиц, ставших инвалидами в связи с трудовым увечьем и получающих суммы возмещения вреда. Установление в Законе N 5-ФЗ денежной компенсации вреда здоровью инвалидам — чернобыльцам в твердой сумме, отказ от индексации, учета степени потери трудоспособности и применения повышающих коэффициентов не дают возможности достичь таких целей.
Расчет сумм возмещения вреда инвалидам — чернобыльцам, который не позволяет максимально компенсировать потерянный ими заработок и производить индексацию этих сумм, противоречит социально — правовой природе данной выплаты, ее конституционному смыслу и назначению, значительно ухудшает их материальное положение по сравнению с тем, которое было до получения вреда здоровью, что является нарушением положений ст.7 и ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации.
Статья 19 Конституции Российской Федерации провозглашает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Применительно к определению вреда здоровью, полученного при выполнении трудовых обязанностей и подлежащего возмещению, указанное конституционное положение означает, что порядок расчета сумм возмещения вреда, определяющий размер денежной компенсации, должен быть одинаковым для всех без исключения граждан, получивших трудовое увечье и ставших впоследствии инвалидами, и направлен на максимальную компенсацию потерянного заработка. Нельзя устанавливать различия в определении сумм возмещения вреда в зависимости от того, где, когда и в результате выполнения каких работ был получен вред здоровью. В противном случае граждане ставятся в неравное положение, что приводит к нарушению конституционного принципа равноправия. Так, гражданин, получивший вред здоровью при выполнении трудовых обязанностей на заводе в результате действия радиоактивного излучения и имеющий право на компенсацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, после 12 февраля 2001 г. оказывается в более выгодной ситуации, чем те граждане, которые получили вред здоровью в результате действия радиоактивного излучения при ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом указанные граждане при получении вреда здоровью могли иметь одинаковую специальность, заработную плату, выполнять одну и ту же работу с той лишь разницей, что один трудился на заводе, а другой — на Чернобыльской АЭС.
Кроме того, необходимо учитывать, что ограничения размера сумм возмещения вреда, введенные Законом N 5-ФЗ, распространяются только на граждан, получивших вред здоровью в связи с работами на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1991 гг. (ст.8, пп.1 и 2 ч.1 ст.13 Закона N 3061-1). Граждане, получившие вред здоровью в связи с работой на Чернобыльской АЭС до 1986 г. либо после 1991 г., имеют право на получение сумм возмещения вреда по нормам Правил и Закона N 125-ФЗ.
Установление различий при определении размера сумм возмещения вреда в зависимости от времени и места получения трудового увечья является нарушением ст.19 Конституции Российской Федерации.
Частью 2 ст.55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Пунктом 3 ч.1 ст.1 Закона N 5-ФЗ было отменено право граждан, ставших инвалидами вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение сумм возмещения вреда, рассчитанных в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Кроме того, этим Законом поставлены в неравное положение лица, в одно и то же время принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, но в разное время получившие инвалидность. Так, граждане, признанные инвалидами до 12 февраля 2001 г., имеют право на получение сумм возмещения вреда из расчета утраченного заработка, а граждане, признанные инвалидами после этой даты, имеют право только на компенсацию, установленную в твердой сумме от 1000 до 3000 руб. в зависимости от группы инвалидности. Следовательно, суммы, получаемые лицами, в одно и то же время работавшими в зоне чернобыльской катастрофы, но в разное время ставшими инвалидами, могут различаться в 10 раз».
Данный закон кардинально изменил чернобыльское законодательство и естественно в худшую сторону, социальные права граждан регламентируемые чернобыльским законом были значительно урезаны. И этому косвенно, а где-то и прямо, способствовало Постановление КС от 19 июня 2002 года № 11-П.
Указанным Постановлением дана очень интересная интерпретация понятия — Конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.
КС оправдал замену выплат в ВВЗ исчисленную из заработка фиксированной выплатой неизвестного происхождения. При этом выплаты уменьшились в 10 раз инвалидам 3-ей группы и в 6 раз инвалидам 2-ой группы. 1-ая не всегда доживала до первой выплаты. (ВВЗ для сравнения рассчитано из среднего заработка по промышленности в 1986 г. – 217 рублей с учетом минимального коэффициента зональности, равного 3).
КС оправдал изъятие профбольных, связанных с ликвидацией аварии из сферы страхового и гражданского законодательства, дискриминировав одну социальную группу относительно другой. Так, для 95% профбольных и трудувечников во всех отраслях промышленности, в отличии от тех кто работал в зоне ЧАЭС, применяются Правила возмещения вреда, закон 125-ФЗ о социальном страховании и 59 глава ГК, где основной критерий — компенсация утраченной зарплаты.
КС оправдал дискриминацию внутри одной социальной группы по временному признаку. Рубеж – 15 февраля 2001 г. Теперь для граждан работавших в 1986 г. в одинаковых условиях (ОВУТ) с одинаковым вредным воздействием право на ВВЗ до указанной даты из заработка, а после указанной даты, скромная фиксированная выплата. Как известно рецидив хронического профзаболевания возможен в разное время. То есть, основанием для изменения характера выплат избрано следствие, а не причина.
И совсем издевательски звучит: «Учитывая, что вред, причиненный чернобыльской катастрофой, является вредом реально невосполнимым и неисчисляемым, объективно затруднено, а во многих случаях невозможно полное по объему его возмещение. Но, во всяком случае, размер возмещения должен обеспечивать лицам, пострадавшим в результате этой катастрофы, такой уровень жизни, при котором — в сопоставлении с доходами граждан по стране в целом — не ставились бы под сомнение само их право на возмещение вреда и принцип уважения достоинства личности». Для сведения. Выплата псевдо-ВВЗ инвалидам чернобыльцам 3-ей группы в настоящее время составляет 2796 руб. при ПМ – 6146 руб.
Кроме того, хотелось бы отметить следующее.
Как уже было отмечено в отношении работников, участвовавших в ликвидации аварии на ЧАЭС имели место, наличие трудовых отношений и фактическое заключение трудового договора по умолчанию (п. 3 ч. 1 ст. 17 и ч. 3 ст. 18 КЗоТ РСФСР) на условиях, установленных совместными Постановлениями — соглашениями Совмина СССР и ВЦСПС, в которых был определен порядок оплаты труда, режим рабочего времени и ряд социальных гарантий.
С одной стороны трудовой договор, с точки зрения трудового права, рассматривается в качестве одного из правовых инструментов регулирования взаимоотношений работодателя и работника. С другой стороны, трудовой договор — это еще и документ, в котором зафиксировано соглашение сторон об установлении, изменении или прекращении соответствующих прав и обязанностей, в частности права на возмещение вреда здоровью, в соответствии с законодательными нормами, где критерием определения степени утраты профессиональной трудоспособности, является профессиональное заболевание. В данном случае под сторонами договора подразумеваются стороны, вступающие в трудовые отношения, при этом, как следует из статьи 422 Гражданского кодекса РФ, документ должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Однако трудовое право имеет свой предмет и метод регулирования общественных отношений. Именно в силу специфики предмета и метода регулирования, а также с учетом невозможности возвращения сторон в первоначальное положение после исполнения условий трудового договора, в трудовом законодательстве отсутствуют нормы о недействительности трудового договора. То есть в данном случае отмена правил существовавших на момент ликвидационных работ в зоне аварии на ЧАЭС и права, приобретенного гражданами в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации.
Выводы.
В зоне производства работ по ликвидации аварии сложились необычайные, чрезвычайные обстоятельства и условия работы, несвойственные профессии граждан привлеченных к ликвидации аварии.
При ликвидации аварии на ЧАЭС для всех привлеченных граждан, имело место изменение существенных условий труда — систем и размеров оплаты труда, льгот, режима работы и рабочего времени.
Анализ норм трудового законодательства того периода и Норм радиационной безопасности во взаимосвязи с Постановлениями, Совмина СССР и ВЦСПС от 05.06.1986 N 665-195 и ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 29.12.1987 г. № 1497-378, позволяет сделать вывод о наличии трудовых отношений и фактическом заключении трудового договора по умолчанию, со всеми участниками работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. То есть имели место конклюдентные действия.
То есть, согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Основ законодательства СССР о труде и пункту 3 части 1 статьи 17 КЗоТ РСФСР, действовавших на момент выполнения работ по ликвидации аварии на ЧАЭС, трудовой договор мог заключаться с работником, в том числе на период выполнения им определенной работы. А статьей 18 КЗоТ РСФСР (ст. 24 КЗоТ УССР), в редакции действовавшей на 1986 год, не предусматривалось заключение трудового договора в письменной форме, а фактический допуск к работе в соответствии с ч. 3 ст. 18 КЗоТ РСФСР, с ч. 3 ст. 24 КЗоТ УССР считался заключением трудового договора.
Любые действия в нарушение статьи 12 Основ законодательства СССР о труде и статьи 24 КЗоТ РСФСР, а также Норм радиационной безопасности, пункта 4.10 НРБ-76 (п. 4.9 НРБ-76/87) в указанных экстремальных условиях, а также любые иные действия имевшие цель понудить граждан к выполнению работ, не обусловленных трудовым договором, могли повлечь за собой ответственность, вплоть до уголовной по статьям 140, 171 и 217 УК РСФСР.
Указанный трудовой договор был заключен на условиях, установленных совместными Постановлениями Совмина СССР и ВЦСПС, в которых был определен порядок оплаты труда, режим рабочего времени и ряд социальных гарантий, которые позволяли хотя бы частично скомпенсировать вредное воздействие во время выполнения работ по ликвидации аварии на ЧАЭС. Указанные Постановления устанавливали ранее не урегулированные законодательством или иными нормативными положениями о труде новые условия труда (ст. 223 КЗоТ РСФСР), содержали нормы трудового права и являлись соглашениями, где сторонами являлись, высшие государственные структуры представлявшие интересы работодателей и высший профсоюзный орган, представлявший интересы трудящихся.
В соответствии с указанными социальными гарантиями подтвержденными соответствующими нормативными актами, заболевание, полученное при работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС квалифицируется как профессиональное или ранение, контузия или увечье, полученных при исполнении обязанностей военной службы независимо от продолжительности работы во вредных условиях труда.
Всем выполнявшим работы по ликвидации аварии в зоне ЧАЭС и выполнившим, в связи с этим свои обязательства, была гарантирована в дальнейшем возможность в случае возникновении заболевания, вызванного воздействием негативных факторов при ликвидации последствий аварии в зоне ЧАЭС, реализовать право на возмещение вреда:
— для гражданских лиц и приравненных к ним – в соответствии с законодательными нормами, где критерием определения степени утраты профессиональной трудоспособности, является профессиональное заболевание (Правила возмещения предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР от 16.02.1990 N 168));
— для военнослужащих – в соответствии с законодательными нормами, установленным действующим законодательством в случае ранения, контузии и увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (с учетом подпункта 5 пункта 116 Приказа Минобороны СССР от 09.09.1987 N 260 (ред. от 16.07.1990, действовал до 22.11.1995)).
В Постановлении Минтруда РФ от 15.04.2003 N 17, в нарушение пункта 2 статьи 422 ГК РФ, критерий — определение степени утраты профессиональной трудоспособности — профессиональное заболевание, в отношении граждан — участников ликвидации аварии на ЧАЭС даже не упоминается. Данным Постановлением изобретена сложная аббревиатура определения причин инвалидности гражданам – участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, позволившая отойти от законодательства, регламентирующего вопросы возмещения вреда связанного с исполнением трудовых обязанностей и заменить социально — правовую природу сумм возмещения вреда, как компенсацию утраченного гражданами заработка в связи с потерей здоровья, произвольной выплатой неизвестного происхождения.
Все граждане, инвалидность которых установлена после вступления в силу Постановления СМ СССР от 16.02.1990 N 168 а тем более Постановления Верховного Совета РФ от 24.12.1992 N 4214-1 и связана с воздействием негативных факторов при выполнении работ по ликвидации аварии на ЧАЭС, имели право одновременно и на получение пенсий и на выплаты в возмещение вреда здоровью.
Существующая законодательная и правоприменительная практика, в т.ч. практика ВС РФ, существенно снижает уровень социальной защищенности участников ликвидации аварии на ЧАЭС и подрывает доверие к понятиям — правовая определенность и незыблемость запрета на изменение условий договора.
Таким образом, вопросы, связанные с возмещением вреда здоровью участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, требуют законодательного разрешения с учетом норм гражданского права и положений Конституции Российской федерации.
Источник