Сенсорная комната для взрослых
Сенсорная комната для взрослых
Сенсорной называют комнату, где с помощью различных стимуляторов можно воздействовать на нервную систему человека, добиваясь определенного результата. Компания «Звёздное детство» предлагает выбрать готовый проект сенсорной комнаты, или сделать индивидуальный заказ.
Цель сенсорной комнаты
Если для детей сенсорная комната чаще используется в целях развития и коррекции, то взрослыми такой комплекс эксплуатируется, как инструмент эффективного отдыха и отвлечения организма от ежедневных раздражителей. Сенсорная комната способствует:
Снятию стрессовых состояний
Восстановлению нормального сна
Нормализации общего психоэмоционального состояния
Лечению неврологических, психосоматических и сердечнососудистых заболеваний.
Более того комната может расширить мировоззрение, развивать сенсорные и познавательные способности человека.
Где используется
Обстановка сенсорной комнаты подходит для любого кабинета психологических консультаций.
В качестве комнаты релакса на любом предприятии.
Может служить своеобразным аттракционом в торгово-развлекательных центрах.
Может быть оборудована в жилом помещении как отдельная комната, или в сочетании со спальней.
Основные технические объекты сенсорной комнаты
Свет является основным стимулом в сенсорной комнате. Его выбор обусловлен тем, что согласно данным исследований, 90% всей информации человек получает с помощью зрения.
Для воздействия на психическое состояние человека в комнату, кроме светового оборудования помещают много других стимулов. К таким стимулам можно отнести ароматы и запахи, музыку, цветовое оформление, оформление самого интерьера помещения и тактильные ощущения. Все эти стимулы могут присутствовать в разных конфигурациях в зависимости от того, какие цели должны достигаться посредством занятий или реабилитационных процедур.
При подборе оборудования для таких комната (релаксации) упор должен быть сделан на релаксационную часть оборудования: воздушно-пузырьковые колонны с зеркальными уголками, ряд проекторов динамической заливки света «Нирвана», фибероптические эффекты («звездное небо», зеркальный шар или зеркальная полусфера (из обычных или разноцветных зеркал), пуфики, кресла, напольные и настенные маты, сухие бассейны, подушечки с гранулами и другое мягкое оборудование. В ряде случаев целесообразно использовать и комнаты, оказывающие стимулирующее, тонизирующее и восстанавливающее действие. В таких комнатах наравне с релаксационным добавляется активационное оборудование: интерактивные сенсорные панели, звукоактивированный проектор «Лунный цветок», проекторы слайдов и вращающихся колес «Меркурий», «Меркурий-2», тактильно-развивающие панели и оборудование и др.
Основные задачи и цели, решаемые посредством сенсорных комнат следующие:
Стимулирование всех видов сенсорных процессов – то есть ощущений, которые появляются при поиске, опознавании, обнаружении, распознавании.
Создание оптимистического, положительного эмоционального фона, который в последствие будет способствовать преодолению проблем в эмоционально-волевой сфере.
Возбуждение интереса к выполнению исследовательской деятельности, то есть для изучения, как минимум, содержимого сенсорной комнаты.
Помощь в протекании корректирующих процессов при нарушениях в высших функциях коры головного мозга.
Сенсорные комнаты способствуют исправлению и излечению двигательных нарушений, а также — выработке и развитию мелкой и общей моторики.
Помощь в установлении контакта психолога, психотерапевта (или другого специалиста) с пациентом или посетителем.
Занятия в сенсорных комнатах
В сенсорных комнатах проводят специальные тренинги и занятия под руководством специалистов. Специалисты должны следить за тем, как человек, испытывая простые ощущения, начинает их воспринимать на новом для него осознанном уровне и при необходимости вносят коррективы в процесс. Процесс перехода ощущений на осознанный уровень в свою очередь запускает функцию саморегуляции центральной нервной системы человека. Таким образом, психоэмоциональная сфера уже сама будет оберегать человека в стрессовых ситуациях, чтобы его эмоциональный фон не менялся в худшую сторону.
Сенсорная комната показана для людей независимо от возраста и состояния здоровья. В то же время в сенсорной комнате можно проводить самостоятельные процедуры реабилитации, где никто не будет мешать человеку расслабиться или наоборот собраться с мыслями, настроиться на позитивную волну. Нередко специалисты проводят и групповые занятия. Занятия и пребывание в сенсорной комнате может стать подготовительным процессом перед использованием более сложных и действенных медико-психологических мероприятий. Наконец, сенсорная комната – это основное средство для успешного проведения реабилитационного лечения и упражнений.
Виды воздействия сенсорной комнаты на взрослых
Сенсорная комната оказывает разные стимулы: тактильные, зрительные, слуховые. Все это оказывает различные виды воздействия и дает эффекты:
Источник
Комната для консультаций по здоровью
Врачи-психотерапевты работают в штате медицинских учреждений различного профиля — больниц, поликлиник, психиатрических и психоневрологических диспансеров, реабилитационных центров и пр.
В рамках медицинской организации психотерапевт выступает как в роли лечащего врача (для пациентов с непсихотическими психическими расстройствами, например неврозами), так и тесно сотрудничает с психиатрами, которые ведут пациентов с психическими заболеваниями. Также психотерапевты работают с пациентами, перенёсшими травмы, в состоянии посттравматического стресса.
Врач проводит реабилитационные, психодиагностические, психокоррекционные мероприятия, направленные на выздоровление пациентов.
В своей работе он использует как методы психотерапии (НЛП, поведенческую терапию, гипнотерапию, психосинтез и др.), так и фармакотерапию.
Для осуществления качественной медицинской помощи пациентам необходимо грамотно организовать работу психотерапевта: обеспечить кабинетом, методическими материалами.
При организации работы психотерапевта руководствуются следующими документами:
- Приказом Министерства здравоохранения РФ от 16.09.2003 г. №438 «О психотерапевтической помощи» (вместе с «Положением об организации деятельности психотерапевтического кабинета», «Положением об организации деятельности психотерапевтического отделения», «Положением об организации деятельности психотерапевтического центра»);
- Стандартом оснащения психотерапевтического кабинета по приказу Министерства Минздравсоцразвития РФ 17.05.2012 г. № 566н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения»;
- Приказом Минздравсоцразвития России от 10.06.2009 г. №597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».
В этих документах утверждены функциональные обязанности врача, регламенты работы психотерапевтического кабинета, требования к помещению и т. д.
Функционал врача-психотерапевта
На должность психотерапевта в медицинское учреждение принимают лицо, имеющее высшее медицинское образование и прошедшее подготовку по специальности «психотерапия».
В его обязанности входит:
- Приём и обследование пациентов — проведение диагностики, профилактики, лечения, реабилитации;
- Клиническая оценка состояния пациента;
- Назначение плана обследования и терапии;
- Контроль эффективности назначенного лечения — при необходимости его коррекция и подключение других психотерапевтических методов.
Врач-психотерапевт, который работает на базе поликлиники или другого лечебно-профилактического учреждения, тесно сотрудничает с врачами первичного звена — участковыми терапевтами, семейными врачами и др., которые направляют к нему пациентов после обследования.
Штат сотрудников
Кабинет врача-психотерапевта — это структурное подразделение медицинского учреждения. Функционирует как в организациях, где имеется стационар, так и в поликлиниках.
Штат сотрудников формируют, в зависимости от профиля и мощности медицинского учреждения, а также от объёма кабинета. Рекомендовано:
- В поликлинике — один специалист на 25.000 взрослых пациентов;
- В стационаре психиатрического или психоневрологического диспансера — один психотерапевт на 8 должностей врачей.
В психиатрических и психоневрологических диспансерах в штате работают также детский психотерапевт (один на 12.000 детей), медсестра, санитар, специалист по социальной работе (один на 120 больных), социальный работник, медицинский психолог.
В кабинете должны быть созданы условия для проведения психодиагностических и психокоррекционных мероприятий, а также индивидуального и группового психологического консультирования.
Требования к помещению
Кабинет располагают непосредственно в здании медицинского учреждения. Для индивидуального приёма пациентов достаточно помещения площадью 14–20 кв. м, для проведения групповых занятий с 10–12 пациентами необходимо помещение площадью минимум 25–30 кв. м.
Допускается выделить несколько помещений меньшей площади, размещённых рядом.
Лучше размещать кабинет на первом этаже, в удобном и доступном месте, чтобы его можно было без труда найти. Вместе с тем он должен быть изолирован — места большого скопления людей не подходят для оборудования кабинета.
Вот основные требования, которые предъявляются к психотерапевтическому кабинету: отсутствие постороннего шума, вибрации. Помещение должно быть тёплым, просторным, светлым и хорошо проветриваться, оптимальная температура — от 20 до 22 градусов. Необходимо оборудовать его системой приточно-вытяжной вентиляции, кондиционером.
Также в кабинете устанавливают особую систему освещения, которая варьируется от очень яркого до приглушённого света.
Допустимый уровень шума в помещении — 30 дБ. Во время проведения психотерапевтических сеансов на дверь можно повесить табличку с просьбой соблюдать тишину (или иное средство оповещения).
В кабинете важно создать безопасную, расслабляющую и комфортную для пациентов обстановку. Поэтому отдельное внимание уделяют качеству ремонта:
- Должны преобладать светлые, нейтральные оттенки в отделке стен, чтобы они оказывали успокаивающее действие (хорошо подходят голубые, зелёные, желтоватые, бежевые оттенки);
- Для покрытия пола используют линолеум на мягкой основе, а также ковровое покрытие — они должны по цвету сочетаться с остальным интерьером;
- Для декора стен используют картины — лучше всего подходят пейзажи;
- Для декора кабинета можно установить аквариум, кадки с растениями, коряги и пр. элементы, которые создают иллюзию пребывания на природе.
Такая обстановка в кабинете способствует эффективной психотерапевтической работе, психологическому расслаблению пациентов.
Оснащение кабинета психотерапевта
В кабинете необходимо установить аппаратуру: телевизор, цифровую видеокамеру, стационарный и переносной аудиокомплексы, диктофон, методический материал (экспериментально-психологические, диагностические и другие методики), компьютер (необходим, если в учреждении ведётся электронная картотека пациентов).
Необходимая мебель в кабинете для индивидуальных консультаций: мягкое кресло, психоаналитическая кушетка для пациентов (или функциональное кресло), рабочее место врача (стол, стул, тумба, компьютерный стол), шкафы (для методических материалов, картотеки), журнальный столик.
В кабинете (зоне) для групповой психотерапии необходимы: мягкие кресла с подлокотниками (или стулья), шкафы для методических материалов (клинических тестов, опросников и т. д.) и одежды, тумбы для аппаратуры, журнальный столик.
Источник
Использование комнаты релаксации для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов
материал на тему
Необходимость создания комнаты релаксации для преподавателей в учебных учреждениях для восстановления эмоционального,физического и умственного истощения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivankin_komnata_relaksatsii.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор : преподаватель физической культуры ГОБУ СПО ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум» Иванкин Евгений Вячеславович
Представьте себе, что вы стоите перед дверью, ведущей в неведомое. Вы утомлены, раздражены, ваши мышцы напряжены и от того ваша жизнь вам кажется беспросветной, все ситуации — тупиковыми. Все. Еще мгновение — и… И вы протягиваете руку и открываете дверь. Что это? Перед вами мерцающий звездный ковер. Вы осторожно делаете шаг, и разноцветный ливень обрушивается на вас сверху: тысячи звездочек-капелек касаются вашего лица, стекают на руки и дальше по телу — к ногам. Вы идете вперед по сенсорной тропе к высокой колонне, внутри которой бурлят-переливаются всеми цветами радуги живые пузырьки. И в этой круговерти шныряют разноцветные рыбки — вверх, вниз, вверх, вниз…
Вам дышится легко и свободно, ибо воздух в этой волшебной наполненной мягким светом комнате комфортно-влажный. Вы опускаетесь в пуфик-кресло с гранулами и чувствуете, как он принимает форму вашего тела. Тихая, спокойная музыка наполняет вас, и откуда-то сверху доносится серебряный перезвон колокольчиков. Вы закрываете глаза. Вам хорошо. Уходят тревоги и страхи, напряжение сменяется полным покоем. Вы расслаблены.
Впервые комнаты релаксации (сенсорные) были разработаны в Голландии в конце 70-х годов, там и родилась идея исскуственной стимуляции сенсорного восприятия. Что такое комната релаксации? Сенсорная комната (комната психологической разгрузки, комната релаксации, комната «Снузлин» что в переводе с голландского означает «дрема») – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и др.
В течении последних десятилетий лет особенно острой стала проблема сохранения психологического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной системы образования на личностно-ориентированные модели взаимодействия обуславливает повышение требований со стороны общества к личности педагога. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации проявляющаяся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома профессионального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Согласно современным данным под эмоциональным выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. В связи с этим организация работы по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого – педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. Необходимо сказать, что педагоги нуждаются в специально организованных мероприятиях, направленных на снятие психоэмоционального напряжения. Таким образом, возникает насущная необходимость в профилактике данной профессиональной деформации.
Считаю, что для этого в учреждении необходимо проводить специально организованные практикумы, направленные на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия педагогов. При организации этих мероприятий трудно переоценить возможности комнаты релаксации, где мозг активизируется через стимуляцию базовых чувств – зрения, слуха, осязания, вестибулярных и других рецепторов и развивается саморегулирования процессов возбуждения и торможения. В условиях сенсорной комнаты есть возможность раскрепоститься, стать самим собой, они обеспечивают почти мгновенное установление теплого контакта между педагогом-психологом и педагогами, обеспечивая быстрое становление мотивации. Сенсорная комната значительно повышает эффективность любых мероприятий, как внутри сенсорной комнаты, так и вне ее, как до, так и после ее посещения. В работе с педагогами используются релаксационные упражнения, дыхательная гимнастика, упражнения на выработку навыков мышечного контроля, техники снятия мышечных зажимов и контроля за мышечным напряжением, медитативные техники. Также можно использовать различные психотерапевтические программы.
Комната релаксации – это окружение, где педагог находит спокойствие и ощущает себя в полной безопасности, так как в данной комнате не только исключаются стрессовые ситуации, но и как бы «отсекаются» любые привычные воздействия внешнего мира.
Источник