Оценка состояния здоровья.
Оценка здоровья — это количественная и качественная характеристика здоровья с использованием интегрального показателя, выраженного в баллах или процентах с учетом комплекса критериев, характеризующих состояние основных функциональных систем организма.
Уровень здоровья — обобщенный (интегративный) количественный показатель, представляющий собой координату на универсальной шкале (еще окончательно не разработанной) всевозможных оценок здоровья от 100% (идеальное здоровье) до 0 (смертельный исход).
Необходимо четко представлять, что такое качество здоровья — это наличие некой совокупности свойств организма, характеризуемой такими показателями как, например, благоприятная наследственность, хорошее самочувствие, трудоспособность без ограничений, высокая работоспособность, высокая адаптивность, психическая уравновешенность, коммуникабельность и др.
В настоящее время в основу современной оценки состояния здоровья положены:
Три группы факторов, обусловливающих здоровье:
1) наличие патологического признака или болезни в семье, в роду и степень его влияния на уровень здоровья (генеалогический анамнез).
2) особенности онтогенеза (биологический анамнез),
3) условия роста и развития ребенка (социально-средовой анамнез).
Пять критериев, характеризующих здоровье:
1) физическое развитие и степень его гармоничности (определение массы, длины тела, окружности грудной клетки и других антропометрических показателей).
2) нервно-психическое развитие.
3) уровень резистентности (сопротивляемости) организма, определяют по кратности острых заболеваний за прошедший год.
4) функциональное состояние организма и поведенческие реакции, определяют по показателям: частоты сердечных сокращений и дыхательных движений, уровня артериального давления и гемоглобина в периферической крови, и т.д.
5) хронические заболевания или врожденные пороки развития.
В зависимости от характеристик критериев здоровья и наличия факторов риска выделяют 5 групп здоровья дети (С.М. Громбах, 1982).
I группа — здоровые, не имеющие отклонений по всем шести критериям, то есть здоровые дети с нормальным развитием и нормальным уровнем функций, не имеющих уродств, увечья, функциональных отклонений;
II группа — дети с фактором риска возникновения патологии различных органов и систем, а также имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, измененную резистентность, у которых отсутствуют хронические заболевания.
III, IV, V группы — дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, субкомпенсации, декомпенсации соответственно.
Сравнивая классификацию состояний организма, предложенной еще тысячу лет назад Авиценной, с современной классификацией, можно соотнести следующие уровни здоровья:
I — тело здоровое до предела (I гр);
II — здоровое, но не до предела (IIа);
III — не больное и не здоровое (IIб);
IV — легко воспринимающее нездоровье (III гр);
V — плохо воспринимающее нездоровье (IV гр);
VI — больное до предела (V гр).
Прежде чем говорить о болезни, целесообразно остановиться на так называемом третьем состоянии— между здоровьем и болезнью, о котором писал еще Клавдий Гален. Его называют также предболезнью, донозологическим состоянием.И хотя имеются некоторые отличия в толковании значений этих понятий, все они объединяются мыслью о существовании «моста», переходного состояния между болезнью и здоровьем. У Авиценны данное состояние называется «тело не больное и не здоровое».
Источник
КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Здоровье является сложной категорией и представляет собой результат взаимодействия индивида и окружающей среды (условия его существования, тренировки, ведущие мотивы его жизнедеятельности и мироощущение в целом). Физическое и психическое здоровье необходимо рассматривать в динамике. В современном обществе сложилось противоречие между накопленным научно-технологическим и теоретическим потенциалом физической культуры и уровнем его освоения отдельными людьми. Необходимо рассматривать здоровье человека как самостоятельную социально-медицинскую категорию, которой можно управлять и сущность которой может быть количественно и качественно охарактеризована определенными критериями.
Традиционные методы оценки здоровья человека основываются преимущественно на качественных характеристиках духовного, физического и социального благополучия, а в качестве средств для такой оценки используются, главным образом, различные модификации анкет. В физиологии труда и спорта широко используются методы регистрации отдельных функций и систем с оценкой функционального состояния всего организма. Проблема измерения уровня здоровья стала особенно актуальной в связи с проблемой выживания, как отдельного человека, так и общества в целом[1-3,5-8]. Традиционные методы оценки эффективности разрабатываемых оздоровительных программ физической подготовки, основанные на статистическом анализе заболеваемости или на результатах выполнения различных контрольных упражнений, представляются недостаточно эффективными и практически непригодными для количественной оценки здоровья обследуемых. Решение данной задачи невозможно без разработки теории и практики количественной оценки здоровья. Причем, существенным моментом является освоение технологии измерения и оценки здоровья не только врачами и тренерами, но и отдельным человеком (спортсменом).
Количественное измерение здоровья возможно при решении следующих задач:
выявление наиболее профессионально значимых качеств и свойств организма, обеспечивающих оптимальное функционирование каждого из компонентов деятельности человека, а также набор соответствующих тестов из различных областей для их количественного измерения и оценки;
разработка математического аппарата обработки обширной информации (ее объективной и субъективной составляющих) по результатам комплексного тестирования измеряемых качеств и свойств организма.
Создание соответствующего математического аппарата является основной и достаточно сложной проблемой. Прежде всего, это разнородность информации, поступающей в результате тестирования. Часть информации носит объективный характер (результаты измерения соответствующими приборами), а часть- субъективный характер (результаты тестов, представленные, например, по 3 — или 4 — балльной шкале). Нахождение интегральной характеристики возможно путем использования теории нечетких множеств и метода лингвистической переменной [4]. Ниже приводится в сокращенном виде технология интегральной (количественной) оценки здоровья.
Под комплексным показателем здоровья Z понимается числовая безразмерная неотрицательная величина, изменяющаяся в диапазоне [0; 1] и принимающая значения:
1 – у абсолютно здорового, тренированного среднестатистического человека, систематически занимающегося физкультурой и спортом;
0,5 – у практически здорового нетренированного среднестатистического человека, не занимающегося физкультурой и спортом;
0 – у нездорового человека, находящегося на грани риска.
Показатель здоровья – составной показатель, являющийся функцией ряда параметров, прямо или косвенно определяющих здоровье человека. При необходимости возможно использование другой шкалы (например, пятибалльной или стобалльной). Переход к другой шкале производится путем умножения показателя здоровья на постоянную величину. Исходные параметры, определяющие здоровье, могут быть подразделены:
на глобальные и локальные – по степени влияния на общее состояние здоровья;
на объективные и субъективные – по характеру информации, их определяющей.
Глобальными мы будем называть параметры X = (Х1,Х2,…,Хn), выход которых за определенныеграницы приводит к полной потере здоровья. Выход за границы одного локального показателя приводит к частичной потере здоровья. Глобальными могут быть как простые, так и комплексные параметры, зависящие от нескольких локальных параметров:
Для определения показателя состояния здоровья необходимы следующие исходные данные:
перечень глобальных и локальных параметров, определяющих показатель здоровья;
локальные параметры, объединенные в группы, каждой из которых должен быть сопоставлен комплексный глобальный параметр. Каждому из локальных параметров должен быть присвоен весовой коэффициент, определяющий вклад локального параметра в комплексный глобальный параметр;
для субъективных параметров, определяемых по лингвистической шкале (например, «хорошо», «удовлетворительно», «сильные боли», «незначительные нарушения сна» и т.п.), должны быть заданы списки их лингвистических значений, а также соответствующие им числовые значения в диапазоне [0; 1];
для каждого объективного параметра (локального х и глобального X) должны быть заданы 3 значения (на уровнях 1; 0,5; 0).
Поскольку разные параметры измеряются по различным шкалам в разных единицах и изменяются в различных диапазонах, целесообразно привести их к однотипным безразмерным нормированным переменным (глобальным Y и локальным у) путем операции нормирования.
Критерии. Целью вычисления критериев являются ограничения параметров в диапазоне [0; 1]. Критерии Кi являются нелинейными гладкими функциями нормированных параметров. Критерии принимают значения:
0 – при нулевом или отрицательных значениях приведенного параметра;
0,5 – при значении приведенного параметра, равном 0,5;
1 – при значениях приведенного параметра, равных или превышающих 1.
Как и параметры, определяющие состояние здоровья, критерии могут быть локальными и глобальными. Итоговый показатель здоровья вычисляется как функция от глобальных критериев. Для субъективных параметров критерии совпадают с их числовыми значениями, измеренными по числовой шкале в диапазоне [0; 1]. Критерии вычисляются по нормированным значениям параметров путем нелинейного преобразования:
для глобальных критериев
Определение комплексного показателя состояния здоровья. Комплексный показатель здоровья представляет собой функцию всех глобальных критериев. Функция обладает следующими свойствами:
Комплексный показатель здоровья принимает значение 1 в том и только том случае, если значения всех глобальных критериев равны 1.
Комплексный показатель принимает значение 0 в том случае, если значение хотя бы одного локального критерия равно 0.
Если значение одного из критериев приближается к нулю, комплексный показатель здоровья определяется в основном этим критерием.
Уменьшение критерия, имеющего исходное малое значение, может быть скомпенсировано большим увеличением критерия, имеющего исходное большое значение.
Наиболее подходящей, по нашему мнению, функцией комплексного показателя здоровья является функция вида
где N – число глобальных критериев.
Технология количественной оценки эффективности процесса физического воспитания, методик оздоровления и самого здоровья позволит:
измерять и оценивать состояние здоровья каждого индивида;
контролировать уровень здоровья и влияния на него различных факторов;
оценивать влияние различных технологий и методик физического воспитания на состояние здоровья индивида.
Выводы. На основании представленного математического аппарата нами разработана программа, с помощью которой были проведены измерения и оценка методики направленного применения средств атлетической гимнастики в процессе оздоровления студентов с астеническим синдромом. Показано ее положительное влияние на функциональное состояние и физическую подготовленность студентов. Причем роль разработанной программы не ограничилась контролем количественного измерения здоровья, но программа дала возможность корректировать ход процесса оздоровления. Считаем, что разработка методики измерения и оценки качества здоровья дает возможность оздоровления не только студентов, и широких масснаселения.
Список использованной литературы:
- Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. 3-е изд., доп. и дораб. – М.: ФиС, 1987.– 64 с.
- Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. – СПб, 1992. – 123 с.
- Гаркави Л.X., Квакш Е.Б., Уколова М.А. Адаптационные реакции и резистентность организма. – Ростов — на- Дону: Изд-во РГУ, 1990.–224 с.
- Глушенко А.А., Таран В.А. Инструментальное обеспечение процесса физического воспитания. Ч II. – М.: МПА-ПРЕСС, 2004. – 252 с.
- Голиков Н.А. Школа здоровья. – Тюмень: Вектор Бук, 2000. – 260 с.
- Давыдовский И.В. Проблема причинности в медицине (Этиология). –М.: Гос. изд-во мед. лит-ры, 1962 –17 с.
- Образование и здоровье /Сб науч. ст. /ред. В И. Загвязинский, В М. Чимаров.–Тюмень: Изд. ТюмГУ, 2005. –Тюмень: Вектор Бук. 2005. – 176 с.
- Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты. – Новосибирск: Новосибирская государственная медицинская академия. 2003. –164 с.[schema type=»book» name=»КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ» author=»Щербина Владимир Анатольевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Источник
Важнейшие критерии здоровья человека. Какие определяющие компоненты и отрицательно влияющие факторы выделяют?
В здоровом теле – здоровый дух! Все мы не понаслышке знаем об этой простой истине.
Не имея крепкого здоровья, человек утрачивает интерес к жизни и не может полноценно работать, развиваться. Он просто проживает день за днем.
В данной статье, назовем критерии здоровья, а также определим его уровень и компоненты.
После прочтения, вы будете знать о здоровье человека абсолютно все и даже больше.
Общее понятие
Еще с советских времен в науке устоялось определение человеческого здоровья – это отсутствие каких-либо заболеваний и изъянов (в психике и организме).
Но такое усеченное понятие было актуально до того, как Всемирная организация здоровья (ВОЗ) дополнила его важным замечанием, указав, что здоровье человека – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Таким образом, международной организацией была введена такая важная именно социальная категория, как «благополучие», которая означает, что в жизни человека нет никаких несчастий, а жизнь протекает спокойно и без каких-либо негативных происшествий.
К примеру, великий философ Иммануил Кант, у которого с рождения было слабое здоровье, считал, что свои слабости и болезни нужно воспринимать так, как будто их не существует. Поэтому он вел себя как совершенно здоровый человек, попросту игнорируя имеющиеся отклонения в его здоровье.
Уровни здоровья и их содержание
Все-таки здоровье – это не абстрактное понятие, оно применимо к каждому конкретному индивиду. А несколько индивидов составляют уже совокупность людей, о самочувствии которых тоже можно сделать определенные выводы в свете медико-социальных исследований.
Именно исходя из этого, существует несколько уровней здоровья.
- Индивидуальный – это здоровье отдельного человека. То есть доказательство того, что у него нет каких-то заболеваний, дефектов в организме (в том числе психике) и он живет полноценной жизнью, трудится в хорошем настроении, не испытывая дискомфорта.
- Групповой – состояние здоровья определенной социальной группы людей или этнической общности. Например, сюда можно отнести группу женщин определенного возраста или общность коренных малочисленных народов.
- Общественный – это характеристика здоровья всего населения в целом, как социального организма. Для целей поддержания общественного здоровья на уровне всего государства пропагандируются идеи предотвращения причин заболеваний, продления жизни, сокращения уровня смертности и увеличения уровня рождаемости. Именно для этих целей проводятся:
- образовательные программы в школах;
- вакцинация от заболеваний (клещевого энцефалита, туберкулеза и пр.);
- государственные программы по укреплению здоровья.
Основные определяющие компоненты
По утверждению известных Петленко В.П. и Давиденко Д.Н., можно выделить такие компоненты здоровья.
Компонент (иными словами, виды здоровья)
Под ним понимается:
- состояние органов и систем человеческого организма;
- уровень того, насколько хорошо эти органы и системы могут функционировать на протяжении всей жизни индивида.
- нормальное развитие и функционирование органов и систем организма;
- отсутствие каких-либо хронических болезней;
- отсутствие дефектов тела или таких нарушений, которые бы ограничивали социальную дееспособность человека.
Это нормальное состояние психики человека.
Психикой называется способность человека субъективно отражать окружающую его объективную реальность.
- Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
- Постоянство в своих переживаниях в аналогичных друг другу ситуациях.
- Способность к самоанализу.
- Соответствие реакций психики человека на воздействие социальное среды.
- Способность самостоятельно управлять своим поведение, как того просят социальные нормы.
- Способность строить конкретные планы на жизнь и выполнять их, добиваясь поставленных целей.
- Способность подстраивать свое поведение под конкретные жизненные обстоятельства и ситуации.
Представляет собой систему интеллектуальных, эмоциональных, соматических и социальных составляющих жизни человека, что позитивно его обогащает, повышает коммуникабельность и развивает способность любить.
- способность получать сексуальное наслаждение и воспроизводить потомство;
- свобода от страха, чувства вины и стыда, а также ложных представлений, которые бы могли подавить сексуальное развитие;
- отсутствие заболеваний, связанных с детородной функцией.
это совокупность таких компонентов развития индивида, как мотивация, получение осознанной информации о том, что такое добро и зло, красота; что является плохим, а что хорошим и т.п.
Что составляет нравственное здоровье?
- система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе;
- соответствие поведения индивида общепринятым человеческим законам (к примеру, приоритета разума над физической силой)
То есть нравственно здоровый человек понимает, что он должен поступать определенным образом, как того хочет видеть общество. Потому что так принято и это считается верным.
При отсутствии какого-то из перечисленных компонентов, вполне вероятно, у человека имеется заболевание.
Это приводит к структурным его изменениям, в результате чего человек не может продолжать нормально трудиться в интересной ему сфере или осуществлять другую социально-значимую деятельность, а в некоторых случаях – спать, принимать пищу и т.п.
Важнейшие критерии
Без таких неотъемлемых признаков, характеризующих общее состояние человека, он не может считаться полностью здоровым. Поэтому индивид признается здоровым, когда у него отсутствуют:
- проблемы в развитии организма и генетики;
- болезни, патологии и мутации;
- увечья и дефекты на теле;
- отклонения в психике и умственном развитии;
- трудности в сексуальном развитии;
- неспособность вести себя адекватным образом и быть полноценным членом общества.
Оценка и соотношение условий
На основании выведенной статистики Всемирной организации здравоохранения, оцениваются следующие показатели, воздействующие на самочувствие:
- условия и образ жизни, питание – 50 %;
- наследственность и генетика – 20 %;
- природные условия, внешняя среда – 20 %;
- здравоохранение – 10 %.
Помимо этого, нельзя не согласиться, что на здоровье также влияют:
- питание (к примеру, продукты, обогащенные ГМО и другими вредными добавками);
- качество окружающей среды;
- тренировка (спорт, занятия физкультурой, зарядка).
Отрицательно влияющие факторы на человека
Существует несколько основных факторов, под воздействием которых здоровье индивида может ухудшиться. Далее о каждом из них подробно.
Химические
Это довольно сильная группа факторов воздействия на самочувствие человека. А все потому, что происходит непрерывное загрязнение атмосферы производственными предприятиями, сбрасывающими во вне химические вещества. В результате происходит:
- отравление воды, которую человек ежедневно пьет;
- загрязнение почвы после утечки химических отходов, на которой затем выращиваются отравленные растения, которые мы употребляем в пищу;
- ухудшение качества атмосферного воздуха. Это самый опасный вид загрязнения, поскольку человек ежедневно вдыхает примерно 20 тысяч литров воздуха, и даже незначительные концентрации отравляющего вещества из воздуха, способно вызвать сильнейшую интоксикацию организма.
Физические
К этой группе вредительствующих факторов относятся:
- Шум – это комплекс звучаний и звуков, вызывающие неприятные ощущения в организме и способные навредить органам слуха. Например, шум в 35 дБ способен привести человека к бессоннице, в 60 дБ – к раздражению нервной системы, а в 90 дБ и вовсе к ослабеванию слуха, а также подавленности (или, наоборот, к чрезмерному возбуждению нервной системы).
Повседневными источниками шума являются автомобильный, авиа и ж/д транспорт, предприятия.
Генетические
Этот фактор немного связан с химическим, потому что некоторые токсические и загрязняющие вещества могут отразиться на генетическом коде поколения, что будет передаваться к последующим потомкам. При таком влиянии вновь рождающиеся дети могут иметь определенную хроническую заболеваемость, и, как следствие, – низкую продолжительность жизни.
Здравоохранение
Конечно же, здоровье населения не может не зависеть от развитости системы здравоохранения. Когда инфраструктура медицины оставляет желать лучшего, страдает все общество. Чтобы этого избежать, необходимо:
- повышать уровень осведомленности граждан о защите своего здоровья;
- стабильное финансирование медицинских учреждений;
- развитие инновационных технологий и методов лечения;
- своевременная диагностика болезней, для проведения которой нужно современное медоборудование.
А для этого важно всесторонне узнать о том, что вызывает соответствующие проблемы. Как было выяснено, хорошее самочувствие состоит из целого ряда компонентов, не имея которых индивид не сможет вести активную жизнь и быть полноценной, гармоничной личностью.
Источник
➤ Adblockdetector