Когнитивный подход в психологии здоровья
Этот подход направлен на выявление связи между безопасным поведением и когнитивными переменными: убеждениями, установками, представлениями. Разработанные в рамках когнитивного подхода модели относятся к классу моделей «ожидаемой пользы (ценности)». В них утверждается, что выбор возможных поведенческих альтернатив осуществляется осознанно и зависит от субъективной оценки привлекательности результата и вероятности его достижения.
Модели ожидаемой пользы опираются на теорию статистических решений. В них не учитывается влияние на поведение эмоций и мотивационной сферы, вернее, единственным значимым (для предсказания безопасного поведения) мотивом признается мотив самосохранения, а наиболее значимой эмоцией – страх заболеть или умереть. Рассмотрим эти модели более подробно.
Модель убеждений. Ее создатели утверждают, что поведение человека определяется непосредственно его убеждениями, а именно:
- Субъективно воспринимаемым риском возникновения болезни.
- Оценкой последствий болезни.
- Оценкой пользы, которую может принести безопасное поведение.
- Оценкой материальной и психологической «стоимости» данного поведения.
Создатели модели полагают, что убеждения человека могут непосредственно реализовываться в его поведении. Они также называют дополни- тельные стимулы, которые могут на него повлиять: изменение состояния здоровья, кампания в средствах массовой информации. Однако, к сожалению, эти дополнительные стимулы мало исследовались, вернее, их влияние изучалось изолированно от влияния других переменных.
Современные варианты модели убеждений используют такие промежуточные переменные, как пол, возраст, этническая принадлежность, социоэкономический статус, образовательный уровень, социальные воздействия, состояние здоровья.
После нескольких лет исследований в модель были включены переменные «мотивация сохранения здоровья» и «самоэффективность» (восприятие своей способности успешно осуществить какие-либо действия). Выраженность мотивации самосохранения зависит от демографи- ческих и социальных характеристик. Самоэффективность влияет на упорство в осуществлении профилактических мер.
В качестве метода, позволяющего изменить поведение людей, модель убеждений предлагает информирование о реальном риске возникновения заболевания и о возможных профилактических мерах, а также обучение навыкам принятия решений в области здоровья.
Подобная стратегия была использована М. Кретером и В. Стречером в эксперименте по изменению восприятия риска. Результаты показали, что точное восприятие риска способствует более выраженному безопасному поведению.
Результаты эмпирических исследований подтверждают значимость от- дельных компонентов теории мотивации самосохранения для предсказания поведения. Одним из наиболее важных факторов, определяющих частоту самообследований по поводу рака и уровень информированности относительно данного заболевания, является воспринимаемая угроза, ана- логичные данные получены для сексуального поведения.
Поведение, направленное на профилактику рака кожи, наблюдается у тех людей, которые получили от своего врача необходимую информацию о мерах защиты и об индивидуальном риске.
При изучении индивидуальных различий в выборе диеты была выявлена наибольшая значимость для испытуемых женского пола воспринимаемой стоимости, а для мужчин – воспринимаемой угрозы здоровью.
Продемонстрирована важность переменной «воспринимаемые барьеры» для предсказания частоты самообследований груди (на предмет выявления опухоли, Han et al., 2000). Тем не менее по данным матанализа, не более 10% различий в поведении объясняется всей совокупностью элементов модели.
Теория целенаправленного поведения. Согласно этой теории безопасное поведение направляется интенциями (намерениями) и контролируется субъектом. Намерение осуществить то или иное поведение определяется совместным действием трех факторов, которые можно определить как:
- Аттитьюды в отношении данного поведения, а именно:
- мнение индивида относительно того, приведет ли это поведение к желаемым результатам;
- субъективно воспринимаемая ценность результатов.
- Субъективные нормы в отношении поведения, которые подразделяются на:
- мнение индивида о том, каких поступков ожидают от него «значимые другие»;
- его желание соответствовать ожиданиям окружающих.
- Воспринимаемый контроль над вероятностью наступления события и над собственной способностью тормозить или ускорять развитие данной ситуации.
А. Эйзен, добавивший в теорию переменную «воспринимаемый контроль», предположил, что ее величина прямо влияет и на намерение индивида осуществить то или иное поведение, и на его поступки. Если человек полагает, что он способен контролировать свое поведение, то он будет прикладывать больше усилий к его осуществлению.
В отличие от модели убеждений в теорию М.Фишбейна и А.Эйзена включена переменная «субъективно воспринимаемые нормы относительно поведения». Опыт пропагандистских кампаний показывает важность этого компонента теории. Воздействие на аудиторию будет более сильным, если к изменению поведения призывают известные и пользующиеся авторитетом в обществе люди.
Однако влияние данного фактора в основ- ном демонстрировалось в исследованиях тех видов поведения, которые достаточно жестко контролируются обществом (имеются в виду курение, употребление алкоголя и наркотиков, поддержание привлекательной внешности).
Так, низкий уровень образования связан с низким уровнем физической активности, что объясняется различием в социальных нормах. По- жилые люди, независимо от реального телесного статуса, рассматривают физическую активность как избыточную для себя, что также зависит от соответствующих социальных норм.
В то же время су- ществует много других видов поведения, которые могут различно влиять на здоровье, но в отношении них социальные нормы не столь отчетливо выражены, или же вообще противоречивы. Это касается, например, частоты визитов в поликлинику, приема лекарств без назначения врача, выполнения режима лечения, соблюдения требований по ограничению скорости, вакцинации.
Теория целенаправленного поведения неоднократно подвергалась эмпирической проверке. Согласно полученным данным наиболее значимым для предсказания поведения и интенций является фактор «воспринимаемый контроль». Мета-анализ показал, что теория объясняет около 25% различий в поведении и около 50% различий в интенциях.
В адрес теории М.Фишбейна и А.Эйзена высказывается довольно много критических замечаний. В частности, необходимо различать намерения субъекта осуществить данное поведение и его ожидания относительно того, что он будет делать.
Например, подросток может предполагать, что в ближайшие пять лет он начнет курить, однако не планировать этого. Остается открытым вопрос о том, каким образом интенции связаны с поведением.
Поступки человека могут определяться не только его интенциями, но и рядом других факторов, в частности, актуальным состоянием (эмоциональным фоном, наличием физических симптомов), особенностями ситуации, прошлым опытом. В соответствии с теорией ожидаемой пользы, все компоненты моде- ли рассматриваются как «выгоды» или «издержки».
С. Саттон полагает, что переменная «субъективные нормы» должна обладать особым статусом (там же). Критики также указывают, что теория проверялась с помощью чрезмерно сложного инструментария. В некоторых исследованиях испытуемым предлагалось проанализировать потенциальные выгоды и издержки пятидесяти альтернативных видов поведения.
В реальной же ситуации принятия решения человек редко рассматривает более десяти вариантов. При этом он обычно использует достаточно приблизительные критерии оценки пользы и стоимости, чтобы ускорить процесс решения. Таким образом, в теории не рассматривается реальный процесс принятия решения (за исключением, может быть, наиболее важных ситуаций выбора).
Теория создана для предсказания вероятности изменений в поведении, но в ней практически не учитывается отношение человека к его поведению в настоящий момент. Наконец, предлагается различать кратковременное и долговременное безопасное поведение, поскольку они могут определяться различными психологическими факторами. Этот недостаток моделей ожидаемой пользы преодолевает теория Дж.Прохазки.
Источник
Сохранение и укрепление здоровья школьников через формирование мотивации здорового образа жизни
Формирование различных компонентов отношения к здоровью.
Мотивация сохранения и укрепления здоровья включает различные компоненты отношения к здоровью:
— ценностно-смысловой компонент отношения к здоровью (какова ценность здоровья, в чем смысл заботы о здоровье);
— когнитивный компонент (система знаний о здоровье и способах его сохранения и укрепления);
— эмоционально-волевой компонент (принятие осознанного решения быть здоровым);
— деятельностный компонент (конкретные поступки, действия, навыки, обеспечивающие сохранение здоровья).
Для формирования ценностно-смыслового компонента отношения к здоровью у старшеклассников целесообразно использовать ценностно-рефлексивный подход, акцентирующий внимание на актах осознанного отношения человека к ценностям и смыслам своей жизни. Механизмом формирования ценностно-смыслового отношения старшеклассников к своей жизни является рефлексия . Психическое развитие старшеклассников позволяет использовать этот механизм. Рефлексия помогает человеку развивать способности становиться субъектом собственной жизни и превращать ее в предмет практического преобразования. Рефлексия способствует осознанному строительству своей жизнедеятельности. Для реализации ценностно-рефлексивного подхода нужно опираться на следующие положения:
— целенаправленную работу со старшеклассниками по осмыслению ценностей своей жизни, осознанию оснований своего отношения к здоровью, которая способствует выявлению и осмыслению причин, препятствующих и помогающих ответственно относиться к своему здоровью;
— специальное обучение старшеклассников правильному определению и постановке высоких, но адекватных жизненных целей, анализу условий их достижения — это способствует нахождению смысла в сохранении и укреплении здоровья, формированию мотивации достижения в сохранении здоровья;
— осознание школьниками роли здоровья как условия достижения ближайших и перспективных целей влияет на способности старшеклассников при планировании и осуществлении своей жизни, включая в нее заботу о здоровье как естественную, составную часть.
Формирование когнитивного компонента отношения к здоровью предполагает следующее:
— формирование научных представлений о здоровье как единстве физического, психического, социального, личностного и нравственного компонентов;
— своевременное предоставление достоверной, научной, соответствующей возрасту информации по вопросам сохранения здоровья, взаимосвязи всех компонентов здоровья, причин заболеваний, их последствий, трудностей восстановления потерянного здоровья, что способствует повышению компетентности старшеклассников в этих вопросах, а также побуждает и стимулирует их к активной заботе о здоровье.
Формирование эмоционально-волевого компонента отношения к здоровью опирается на следующие положения:
— обучение приемам самопознания, самоанализа, саморегуляции способствует осознанию старшеклассниками своих сильных и слабых сторон, актуализации ресурсных возможностей, развитию волевых качеств и, как следствие, усилению самоконтроля за своим поведением в плане его влияния на здоровье, росту ответственности за свою жизнь и здоровье;
— обучение принятию решения (способам, этапам, правилам) позволяет старшеклассникам использовать полученные навыки для принятия решения в пользу здоровья в различных жизненных ситуациях.
Исходными положениями для формирования деятельностного компонента отношения к здоровью являются следующие:
— образовательная программа, рассчитанная на несколько лет, которая включает в себя разделы для регулярной оценки своего поведения по отношению к здоровью, анализу причин, препятствующих реализации принятого решения;
— сопоставление данных о состоянии своего здоровья с общей информацией по вопросам сохранения и укрепления здоровья способствует разработке индивидуальной программы оздоровления;
— для обеспечения поддержки формирующегося у старшеклассников стремления сохранять и укреплять свое здоровье необходимо взаимодействие учителей, родителей, врачей.
3.3. Критерии здорового образа жизни. Понятие здоровой личности.
Говоря о формировании здорового образа жизни невозможно обойти стороной теоретический вопрос о том, что вкладывается в понятие «здоровая личность», что является критерием здоровья, результатом работы по формированию ЗОЖ.
В данном вопросе актуально понимание здоровья, предложенное ВОЗ: здоровье – не только отсутствие болезни, но и состояние полного психического, физического, нравственного и социального благополучия человека. В этом контексте невозможно разделить психику и соматику, гармонию души и физиологическое самочувствие человека. В смысловое содержание здорового образа жизни входят следующие факторы:
— оптимальная двигательная активность;
— отсутствие вредных привычек,
— умение конструктивно управлять своими эмоциями, не подавлять, но и не
выражать в аффективной, разрушительной форме;
— умение жить в гармонии со своими биоритмами,
— рациональное, правильное питание,
— гармоничные отношения с окружающими,
— получение удовольствия от работы или учебы,
— идентичность и осознание себя как личности,
— здоровый сон (высыпаться)
— грамотное соотношение работы и отдыха,
— экологичное отношение к миру,
— умение жить в ладу со своей совестью
— личная гигиена тела, одежды,
— наличие значимых целей,
— удовлетворенность самим собой и т.д.
Соотношение всех этих понятий и дает человеку возможность почувствовать себя здоровым.
Конечно, жизнь гораздо сложнее, чем понимаемые всеми прописные истины. Известны примеры, когда физически нездоровый человек является абсолютно гармоничной личностью и абсолютно здоровым с точки зрения психологического здоровья. А здоровый и не болеющий человек имеет серьезные проблемы с окружением или не умеет управлять собой. В таких случаях правильнее говорить о субъективном самоощущении своего состояния, хотя и отвергать в полной мере составляющие ЗОЖ не следует – человек – единая, гармоничная структура. В рамках личностноориентированной педагогики и психологии, столь актуальной и востребованной в современной школе, это понимание особенно важно.
Влияние здорового самоощущения на работу и выполнение профессиональных (или учебных) заданий велико. Плохое самочувствие сказывается на работе, неудачи в делах (или трудности в учебе, плохая оценка на важном экзамене, к примеру) вызывает ухудшение физического самочувствия, вплоть до болезни. А случаи, когда нежелание идти в школу провоцирует у здоровых детей болезнь, как сознательно вызываемую, так и бессознательно, широко известны как психологам, так и родителям и учителям!
В силу этого очень важно, чтобы школа была местом комфорта, где вопросы здорового образа жизни решались бы на самом деле, входили в систему ценностей образования. Данные исследований психологов, тем не менее, показывают, что в школе это возможно не всегда, даже при большом желании – разница кроется в менталитете педагога и его подходах к образовательному процессу.
Возьмем, к примеру, основную школьную деятельность – учебу. С чем могут быть связаны неуспехи и трудности в обучении? Вот результаты исследования, посвященного изучению того, как трудности в обучении понимаются педагогами и учениками.
Проблема успеваемости учащихся в школе всегда была актуальной. Основная задача обучения – давать устойчивые знания детям, готовить школьников к жизни. Школа готовит учеников к поступлению в ВУЗы и получению профессии. От будущих специалистов требуется профессионализм, поэтому в школе очень ценится качество и уровень знаний. В период дефицита контингента школьников (вызванный помимо прочего и низкой рождаемостью в середине 90-х годов и т.д.) стоит проблема выбора места учебного заведения. Чем лучше показатели успеваемости среди учащихся в школе, тем более высоким является ее престиж. Тем не менее, во многих школах решение вопроса неуспеваемости учеников по — прежнему стоит остро.
С целью изучения причин школьной неуспеваемости и выработки путей решения данной проблемы в ряде школ г. Ярославля специалистами Городского Центра психолого – медико – социального сопровождения, диагностики и консультирования школьников» было проведено исследование «Школьная неуспеваемость: причины и пути решения». Ученикам и учителям была предложена анкета, направленная на изучение их понимания причин неуспеваемости и отношение к данной проблеме.
В результате обработки данных были получены следующие результаты.
По мнению учеников и учителей на школьную неуспеваемость влияет много факторов.
причины неуспеваемости в понимании учителей
причины неуспеваемости в понимании учеников
— Незаинтересованная позиция ученика (лень, нет интереса) – 19%
— Незаинтересованная позиция учителя (незаинтересованная подача материала, отсутствие индивидуального подхода у учителей)- 11%
— Семейные проблемы учеников (семейные неурядицы, отсутствие помощи родителей) –33%
— Общественные проблемы (деградация общества, алкоголизм, недоброжелательное отношение к обществу) – 11%
— Сложность программ, большие нагрузки – 8%
— Индивидуальные проблемы учеников (неуверенность ребенка, неумение себя организовать, состояние учащихся, интеллект) – 15%
— наличие дома компьютера-4%.
— Семейные проблемы учеников (семейные неурядицы, отсутствие помощи родителей, социальное положение, личные и семейные проблемы, образ жизни) – 2%
— Трудности в понимании материала -3 %
— Сложность программ, большие нагрузки, учебные перегрузки, болезни – 12%
Трудности поведения (другие ученики, шум в классе) – 13%
Вредные привычки –2 %
Виноваты обстоятельства или кто – то другой–8 %
Незаинтересованная позиция ученика (лень, нет интереса) –58%
Таким образом, видно, что причины плохой успеваемости педагогами и учениками понимаются по – разному. С позиции учителя главные причины трудностей в обучении носят социальный или семейный характер, с позиции ученика – лень, пассивность и нежелание учится. Подобное отношение к проблеме носит, как видно разнонаправленный характер и может изначально влиять на успешность обучения.
Большинству педагогов свойственно брать на себя высокий уровень ответственности за успешность обучения школьников. 65% опрошенных педагогов считают, что классный руководитель в полной мере несет ответственность за то, как дети учатся. 27 % педагогов согласны разделить ответственность за успеваемость детей с родителями, еще 9% учителей считают, что уровень успеваемости зависти от ряда объективных причин, и всех абсолютно детей обучить качественно невозможно. Интересно то, что не было ни одного ответа среди всех вариантов, где учителя передали бы хотя бы часть ответственности за свою учебу основному субъекту процесса обучения — ученику. Получается, что он, несмотря на то, что учеба в первую очередь необходима ученику, никакой ответственности за нее не несет. Не от этого ли так высок процент пассивного отношения к учебе и ленности у школьников? Будет ли успешным обучение, если учеба в первую очередь волнует учителя? Известно, что уровень принятия ответственности за происходящее на себя напрямую влияет на ценность совершаемого действия, а от этого в свою очередь зависит и актуальность роли ученика. Пассивная обучаемая позиция приводит к инертности и неумению ученика учиться. Ведь процесс овладения знаниями нужен педагогу, а не ему. Современные условия жизни, меняющиеся ценностные ориентации, требующие от человека проявления таких качеств, как уверенность, активная жизненная позиция, энергичность, практичность, требуют и определенного отношения к жизни, в том числе и проблеме обучения. Не формируя у школьника ответственное отношение к учебе, тем самым школа перестает отвечать изменившимся требованиям жизни, не успевает за ней. Следовательно, необходимо в первую очередь менять подходы к образованию и учить ученика учиться, т. е. овладевать знаниями, а не делать упор в первую очередь на контроль и требовательность. Школьники же в большей степени склонны понимать, что ответственны за учебу – 24% учеников, считают, что их успеваемость и хорошие оценки в первую очередь зависят от них самих.
В тоже время, уровень моральной поддержки в учебе со стороны педагога школьником оценивается выше, чем со стороны родителей.(поощрения, доброе отношение со стороны педагога как фактор, способствующий успешности обучения отметили 30% учеников, тоже самое со стороны родителей — лишь 15% респондентов.) На успешность обучения демократичность педагога оказывает большое влияние, способствуя уменьшению учебных страхов и повышению доверия между участниками образовательного процесса.
На уровень успешности влияет и состояние здоровья ученика. В первую очередь применение здоровьесберегающих технологий оказывает позитивное влияние на психо-социальный климат и комфортность обучения. Школы, где применение здоровьесберегающих технологий является важной частью образовательного процесса, имеют более высокий уровень мотивации школьников на учебную деятельность. Влияют на успешность и возрастные особенности (в подростковом возрасте часто происходит снижение успеваемости из-за психофизиологических изменений (Кулагина, Ремсшмидт, и т.д. ) в силу того, что организм взрослеет, много сил тратится на рост и физиологические изменения, интеллектуальная деятельность не является ведущей.
В качестве вариантов решения проблемы неуспешности предлагаются разные методы:
— помощь специалистов — психолога, логопеда, социального педагога;
— создание программ активной мотивации;
— программы работы с ленью;
— работа с педагогами и родителями («Школа здоровья», педсоветы, тренинги, лекции).
Значимым становится формирование учебной мотивации (если уровень обучения — средний, то можно прилагать усилия в пользу его повышения, работая над повышением интереса к учению), обучение детей умению учится (классные часы, посвященные повышению учебной мотивации, развитие внимания, памяти, ознакомление школьников с техниками лучшего запоминания и обучения и т. д.) Актуальным кажется респондентам и сплочение учеников, развитие у них командных интересов.
Рекомендуется проведение родительских собраний на темы «Помощь в подготовке уроков», «Роль родителей в воспитании детей», «Как развить у детей память, внимание, мышление» и т.д. с целью повышения интереса родителей к учебе детей и информирования. Для улучшения показателей успеваемости возможно также активное использование в работе демократических методов (с целью повышения доверия между учителями и учениками), развитие ситуации успешности на уроке, усиление контакта между учителем и учеником.
Предлагаемые к реализации программы, актуальные и востребованные в школе, в течение нескольких последних лет разрабатываются и успешно реализуются на практике в программе сотрудничества образовательных учреждений и Городского Центра психолого – медико – социального сопровождения, диагностики и консультирования школьников.
Из вышесказанного видно, что, занимаясь реорганизацией школы необходимо, в том числе, и заниматься подготовкой педагогов, развивать их умение и возможности, и, позволяя школе идти в ногу со временем, делать ее актуальным авторитетом для подростков.
Высокая мотивация ЗОЖ характерна для педагогов, думающих и заботящихся о своем здоровье. Факторы, содействующие желанию и принятию педагогами работы по формированию мотивации здорового образа жизни, следующие:
— не большая педагогическая нагрузка,
— забота о здоровье,
— хорошие бытовые условия,
— достаточный уровень научной подготовки,
— достаточный опыт научной работы,
— высокий уровень сформированности самоорганизации и самоконтроля,
— благоприятные отношения с администрацией,
— увлеченность преподавательской деятельностью,
— хорошие отношения с учениками и их родителями,
— наличие возможности обмена опытом работы по проблемам здоровья с
— способность к анализу факторов, условий и причин продуктивности
собственной педагогической деятельности,
— обеспеченность необходимой учебно – методической литературой,
— осознание значимости работы по сохранению и укреплению здоровья ВСЕХ
(а не только учащихся) участников образовательного процесса,
— хороший, «здоровый», психолого – социальный климат в коллективе,
— собственная личная жизнь педагога, признание права на ее наличие.
С целью помощи школе в развитии и совершенствовании данных факторов (ведь не секрет, что вышеперечисленное не всегда имеется в наличии у современных учителей) и создана программа работы педагогического всеобуча «Школьный педагог: ресурсы и возможности, успешность и здоровье». Эта программа позволяет сотрудничать со школой для решения вопросов успешности и эффективности педагогов в работе и личной жизни. (подробно о результатах работы педвсеобуча можно прочитать в главе VI данного издания « Педвсеобуч как пусковой механизм в формировании мотивации на ЗОЖ у школьников»).
Среди качеств личности педагога, способствующих высокой творческой и мотивационной активности педагога, отметим:
— знание сущности, структуры, роли здоровья,
— ярко выраженную направленность на учеников,
— высокую оценку собственных потенциальных возможностей,
— личную активность в формирования мотивации ЗОЖ,
— стремление к самосовершенствованию.
Здоровый образ жизни учеников включает следующие показатели:
Источник