Меню

Когнитивный компонент психологического здоровья

Отношение к здоровью

Исследование проблемы отношения к здоровью предполагает определение самого понятия «отношение к здоровью». Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явления ми окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния.

Отношение к здоровью — один из элементов самосохранительного поведения. Обладая всеми характеристиками, присущими психическому отношению, оно содержит три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий.

Когнитивный компонент характеризует знания человека о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное (повреждающее), так и позитивное (укрепляющее) влияние на здоровье человека и т. п.

Эмоциональный компонент отражает переживания и чувства человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека.

Мотивационно-поведенческий компонент определяет место здоровья в индивидуальной иерархии терминальных и инструментальных ценностей человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни, а также характеризует особенности поведения в сфере здоровья, степень приверженности человека здоровому образу жизни, особенности поведения в случае ухудшения здоровья.

Следует отметить, что понятие «отношение к здоровью» еще относительно ново для психологической науки. Наряду с ним используются такие термины (или концепты), как «убеждение», «установка», «внутренняя картина здоровья» и др. Это отражает, с одной стороны, растущий интерес к данной проблематике, а с другой — многообразие принципов и путей исследования и неустойчивость концептуального аппарата, который используется в рассматриваемой области. Все это вполне естественно для нового, интенсивно развивающегося исследовательского направления, каким является в настоящее время психология здоровья.

Остановимся более подробно на сравнении двух наиболее часто встречающихся в литературе понятий: «отношение к здоровью» и «внутренняя картина здоровья». Последнее было предложено В. М. Смирновым и Т. Н. Резниковой в 1983.г. по аналогии с понятием «внутренняя картина болезни». Авторы рассматривают внутреннюю картину здоровья как своеобразный эталон здоровья человека, который может иметь достаточно сложную структуру и включать как образные, так и когнитивные представления человека о своем здоровье. Ананьев В. А. определяет внутреннюю картину здоровья, с одной стороны, как совокупность интеллектуальных описаний (представлений) здоровья человека, комплекс эмоциональных переживаний и ощущений, а также его поведенческие реакции, а с другой — как особое отношение к здоровью, выражающееся в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию.

Сравнительный анализ структурных компонентов понятий «отношения к здоровью» и «внутренней картины здоровья», представленный в табл. 12.1, позволяет рассматривать их как синонимичные. Однако в теоретическом плане, как нам представляется, предпочтение следует отдать категории «отношение к здоровью», так как она наиболее обоснована с позиции теории личности. Отношение к здоровью, по сути, интегрирует все психологические категории, в рамках которых анализируется понятие внутренней картины здоровья. Это и знания о здоровье, осознание и понимание роли здоровья в процессе жизнедеятельности человека, его влияния на социальные функции, эмоциональные и поведенческие реакции. Кроме того, категория «отношения» имеет богатую историю разработки, относительно четко определенное содержание, структуру, диктует известную логику анализа. Возможно использование опыта, накопленного при изучении самоотношений, а также отношений к другим объектам окружающей действительности.

Отношение к здоровью — один из центральных, но пока еще очень слабо разработанных вопросов психологии здоровья. Поиск ответа на него сводится, в сущности, к одному: как добиться того, чтобы здоровье стало ведущей, органичной потребностью человека на всем протяжении его жизненного пути, как помочь людям сформировать адекватное отношение к своему здоровью. При этом точнее говорить о степени адекватности или неадекватности, так как в реальной жизни выделение диаметрально противоположных типов отношения к здоровью — адекватного и неадекватного — практически невозможно.

Эмпирически фиксируемыми критериями степени адекватности/неадекватности отношения к здоровью могут служить:

  • на когнитивном уровне — степень осведомленности или компетентности человека в области здоровья, знание основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении эффективности жизнедеятельности и долголетия;
  • на эмоциональном уровне — оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему;
  • на мотивационно-поведенческом уровне — высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей, степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья, степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни, а также нормативно предписанным требованиям медицины, санитарии и гигиены;
  • соответствие самооценки индивида физическому, психическому и социальному состоянию своего здоровья.

Обобщая результаты экспериментальных исследований, следует отметить парадоксальный характер отношения к здоровью современного человека, т. е. несоответствие между потребностью человека в хорошем здоровье, с одной стороны, и его усилиями, направленными на сохранение и укрепление своего физического и психологического благополучия — с другой. По-видимому, истоки несоответствия кроются в том, что формированию адекватного отношения человека к собственному здоровью препятствует целый ряд уже обозначивших себя причин. Попытаемся ниже раскрыть их содержание.

Потребность в здоровье актуализируется, как правило, в случае его потери или по мере утраты. Здоровый человека не замечает своего здоровья, воспринимает его как естественную данность, как сам собой разумеющийся факт, не видя в нем предмета особого внимания. В состоянии полного физического и психического благополучия потребность в здоровье как бы не замечается человеком, выпадает из поля его зрения. Он верит в его нерушимость и не считает нужным, поскольку и так все хорошо, предпринимать какие-то специальные действия по сохранению и укреплению здоровья.

Действие механизмов психологической защиты, цель которых — оправдание нездорового поведения. В сфере здоровья наиболее распространены такие виды психологических защит, как отрицание и рационализация. Так, механизм действия психологической защиты по типу отрицания заключается в блокировании негативной информации «на входе» (например, «этого не может быть») или в стремлении избежать новой информации (например, «мне не надо проходить медицинский осмотр, так как я совершенно здоров»). Рационализация в основном используется для оправдания неадекватного отношения к здоровью на поведенческом уровне. Установка на пассивное отношение к здоровью, находящая отражение в рассуждениях типа «если человеку суждено заболеть, что бы он ни делал, все равно заболеет», обусловливает соответствующее поведение, которое рано или поздно приводит к ослаблению здоровья. Так, довольно типична ситуация, когда люди, испытывая болезненные ощущения, тем не менее не предпринимают действенных мер, не проявляют должной активности, направленной на их устранение. Одна из основных причин такой установки кроется в недостатке необходимых знаний о здоровье, о способах его формирования, сохранения и укрепления.

Читайте также:  Чем медкнижка отличается от паспорта здоровья

Влияние прошлого опыта человека. Значительная часть самосохранительного поведения определяется и опосредуется представлениями (или убеждениями) человека о здоровье, которые формируются в процессе индивидуального развития. В первую очередь это обусловлено избирательностью восприятия, благодаря которой вся информация, поступающая из средств массовой информации, от специалистов-врачей или из других источников, но не соответствующая сложившимся убеждениям человека, просто не воспринимается им или подвергается критике. Следовательно, и вероятность следования рекомендациям по укреплению здоровья, которые не совпадают или расходятся с вышеназванными представлениями, будет невысокой.

Эффект теории реактивности (reactance theory) проявляется при планировании, разработке и оценке эффективности рекламы здорового образа жизни, которая часто строится не на пропаганде сохраняющих здоровье формах поведения, а на запрете «нездоровых» привычек (например, «Курить опасно для вашего здоровья!»). В действительности строгий запрет опасен: чем сильнее запреты, тем больше вероятность, что они вызовут обратную реакцию и пробудят интерес к запретной теме. Основная идея теории реактивности заключается в следующем: когда люди чувствуют, что их свобода поступать по своему желанию находится в опасности, у них возникает неприятное состояние реактивности, а избавиться от него можно, лишь совершив запретный поступок (например, закурить).

Особенности социального микро- и макроокружения. В рамках теории социального научения Альберта Бандуры социальное одобрение рассматривается как чрезвычайно сильный мотивирующий фактор, заставляющий людей терпеть даже физический дискомфорт, если они рассчитывают на то, что их поведение вызовет одобрение других людей, значимых для них. Примером негативного влияния социального окружения может служить ситуация, когда подросток впервые пробует курить, у него возникают крайне неприятные ощущения, но он продолжает курить, если считает, что курение поможет ему получить одобрение со стороны
сверстников.

Действие эффекта задержанной обратной связи — одна из главных причин негигиенического поведения людей, пренебрежения ими правилами здорового образа жизни:

  • при рассмотрении проблемы формирования мотивации, направленной на поддержание и укрепления здоровья, этот эффект проявляется в том, что люди предпочитают не обременять ребя работой над собственным здоровьем, поскольку результат от затраченных усилий не сразу может быть заметен, очевиден. Занятия утренней зарядкой, каким-то видом оздоровительных систем, закаливанием приносят ощутимый позитивный результат далеко не сразу, а через месяцы или даже годы. Не получив быстрого эффекта от полезных для своего здоровья действий, люди часто их бросают и могут не вернуться к ним уже никогда;
  • проблема коррекции нездорового поведения также осложняется действием вышеназванного эффекта: нездоровое поведение часто приносит мгновенное удовольствие, а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся далекими и маловероятными. Кроме того, нередко люди просто не осознают, с какой опасностью сопряжено то или иное нездоровое поведение (нарушения в сфере питания, личной гигиены, режима труда и отдыха, бытовой культуры).

Отсутствие государственной политики в области здоровья. Время от времени появляется «мода» на здоровье, но нет попыток поставить задачу сохранения и укрепления здоровья в долгосрочной перспективе как государственную проблему.

В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что коррекция неблагоприятных особенностей того или иного отношения, как известно, — длительный и часто болезненный для личности процесс, сопряженный с преодолением внутренних конфликтов и негативных эмоциональных переживаний. В связи с этим особое значение приобретает целенаправленное формирование правильного отношения к здоровью на ранних этапах развития личности: в процессе воспитания в семье и обучения в младшей школе.

Формирование отношения к здоровью — процесс весьма сложный, противоречивый и динамичный; он детерминирован 2 группами факторов:

  1. внутренние факторы: демографические (в том числе пол, возраст, национальность), индивидуально-психологические и личностные особенности человека, состояние здоровья;
  2. внешние факторы: характеристики окружающей среды, в том числе особенности социальной микро- и макросреды, а также профессиональной среды, в которой находится человек.

Источник

Сохранение и укрепление здоровья школьников через формирование мотивации здорового образа жизни

Формирование различных компонентов отношения к здоровью.

Мотивация сохранения и укрепления здоровья включает различные компоненты отношения к здоровью:

— ценностно-смысловой компонент отношения к здоровью (какова ценность здоровья, в чем смысл заботы о здоровье);

— когнитивный компонент (система знаний о здоровье и способах его сохранения и укрепления);

— эмоционально-волевой компонент (принятие осознанного решения быть здоровым);

— деятельностный компонент (конкретные поступки, действия, навыки, обеспечивающие сохранение здоровья).

Для формирования ценностно-смыслового компонента отношения к здоровью у старшеклассников целесообразно использовать ценностно-рефлексивный подход, акцентирующий внимание на актах осознанного отношения человека к ценностям и смыслам своей жизни. Механизмом формирования ценностно-смыслового отношения старшеклассников к своей жизни является рефлексия . Психическое развитие старшеклассников позволяет использовать этот механизм. Рефлексия помогает человеку развивать способности становиться субъектом собственной жизни и превращать ее в предмет практического преобразования. Рефлексия способствует осознанному строительству своей жизнедеятельности. Для реализации ценностно-рефлексивного подхода нужно опираться на следующие положения:

— целенаправленную работу со старшеклассниками по осмыслению ценностей своей жизни, осознанию оснований своего отношения к здоровью, которая способствует выявлению и осмыслению причин, препятствующих и помогающих ответственно относиться к своему здоровью;

— специальное обучение старшеклассников правильному определению и постановке высоких, но адекватных жизненных целей, анализу условий их достижения — это способствует нахождению смысла в сохранении и укреплении здоровья, формированию мотивации достижения в сохранении здоровья;

— осознание школьниками роли здоровья как условия достижения ближайших и перспективных целей влияет на способности старшеклассников при планировании и осуществлении своей жизни, включая в нее заботу о здоровье как естественную, составную часть.

Формирование когнитивного компонента отношения к здоровью предполагает следующее:

— формирование научных представлений о здоровье как единстве физического, психического, социального, личностного и нравственного компонентов;

— своевременное предоставление достоверной, научной, соответствующей возрасту информации по вопросам сохранения здоровья, взаимосвязи всех компонентов здоровья, причин заболеваний, их последствий, трудностей восстановления потерянного здоровья, что способствует повышению компетентности старшеклассников в этих вопросах, а также побуждает и стимулирует их к активной заботе о здоровье.

Формирование эмоционально-волевого компонента отношения к здоровью опирается на следующие положения:

— обучение приемам самопознания, самоанализа, саморегуляции способствует осознанию старшеклассниками своих сильных и слабых сторон, актуализации ресурсных возможностей, развитию волевых качеств и, как следствие, усилению самоконтроля за своим поведением в плане его влияния на здоровье, росту ответственности за свою жизнь и здоровье;

Читайте также:  Влияние компьютера здоровье человека обж 6 класс

— обучение принятию решения (способам, этапам, правилам) позволяет старшеклассникам использовать полученные навыки для принятия решения в пользу здоровья в различных жизненных ситуациях.

Исходными положениями для формирования деятельностного компонента отношения к здоровью являются следующие:

— образовательная программа, рассчитанная на несколько лет, которая включает в себя разделы для регулярной оценки своего поведения по отношению к здоровью, анализу причин, препятствующих реализации принятого решения;

— сопоставление данных о состоянии своего здоровья с общей информацией по вопросам сохранения и укрепления здоровья способствует разработке индивидуальной программы оздоровления;

— для обеспечения поддержки формирующегося у старшеклассников стремления сохранять и укреплять свое здоровье необходимо взаимодействие учителей, родителей, врачей.

3.3. Критерии здорового образа жизни. Понятие здоровой личности.

Говоря о формировании здорового образа жизни невозможно обойти стороной теоретический вопрос о том, что вкладывается в понятие «здоровая личность», что является критерием здоровья, результатом работы по формированию ЗОЖ.

В данном вопросе актуально понимание здоровья, предложенное ВОЗ: здоровье – не только отсутствие болезни, но и состояние полного психического, физического, нравственного и социального благополучия человека. В этом контексте невозможно разделить психику и соматику, гармонию души и физиологическое самочувствие человека. В смысловое содержание здорового образа жизни входят следующие факторы:

— оптимальная двигательная активность;

— отсутствие вредных привычек,

— умение конструктивно управлять своими эмоциями, не подавлять, но и не

выражать в аффективной, разрушительной форме;

— умение жить в гармонии со своими биоритмами,

— рациональное, правильное питание,

— гармоничные отношения с окружающими,

— получение удовольствия от работы или учебы,

— идентичность и осознание себя как личности,

— здоровый сон (высыпаться)

— грамотное соотношение работы и отдыха,

— экологичное отношение к миру,

— умение жить в ладу со своей совестью

— личная гигиена тела, одежды,

— наличие значимых целей,

— удовлетворенность самим собой и т.д.

Соотношение всех этих понятий и дает человеку возможность почувствовать себя здоровым.

Конечно, жизнь гораздо сложнее, чем понимаемые всеми прописные истины. Известны примеры, когда физически нездоровый человек является абсолютно гармоничной личностью и абсолютно здоровым с точки зрения психологического здоровья. А здоровый и не болеющий человек имеет серьезные проблемы с окружением или не умеет управлять собой. В таких случаях правильнее говорить о субъективном самоощущении своего состояния, хотя и отвергать в полной мере составляющие ЗОЖ не следует – человек – единая, гармоничная структура. В рамках личностноориентированной педагогики и психологии, столь актуальной и востребованной в современной школе, это понимание особенно важно.

Влияние здорового самоощущения на работу и выполнение профессиональных (или учебных) заданий велико. Плохое самочувствие сказывается на работе, неудачи в делах (или трудности в учебе, плохая оценка на важном экзамене, к примеру) вызывает ухудшение физического самочувствия, вплоть до болезни. А случаи, когда нежелание идти в школу провоцирует у здоровых детей болезнь, как сознательно вызываемую, так и бессознательно, широко известны как психологам, так и родителям и учителям!

В силу этого очень важно, чтобы школа была местом комфорта, где вопросы здорового образа жизни решались бы на самом деле, входили в систему ценностей образования. Данные исследований психологов, тем не менее, показывают, что в школе это возможно не всегда, даже при большом желании – разница кроется в менталитете педагога и его подходах к образовательному процессу.

Возьмем, к примеру, основную школьную деятельность – учебу. С чем могут быть связаны неуспехи и трудности в обучении? Вот результаты исследования, посвященного изучению того, как трудности в обучении понимаются педагогами и учениками.

Проблема успеваемости учащихся в школе всегда была актуальной. Основная задача обучения – давать устойчивые знания детям, готовить школьников к жизни. Школа готовит учеников к поступлению в ВУЗы и получению профессии. От будущих специалистов требуется профессионализм, поэтому в школе очень ценится качество и уровень знаний. В период дефицита контингента школьников (вызванный помимо прочего и низкой рождаемостью в середине 90-х годов и т.д.) стоит проблема выбора места учебного заведения. Чем лучше показатели успеваемости среди учащихся в школе, тем более высоким является ее престиж. Тем не менее, во многих школах решение вопроса неуспеваемости учеников по — прежнему стоит остро.

С целью изучения причин школьной неуспеваемости и выработки путей решения данной проблемы в ряде школ г. Ярославля специалистами Городского Центра психолого – медико – социального сопровождения, диагностики и консультирования школьников» было проведено исследование «Школьная неуспеваемость: причины и пути решения». Ученикам и учителям была предложена анкета, направленная на изучение их понимания причин неуспеваемости и отношение к данной проблеме.

В результате обработки данных были получены следующие результаты.

По мнению учеников и учителей на школьную неуспеваемость влияет много факторов.

причины неуспеваемости в понимании учителей

причины неуспеваемости в понимании учеников

— Незаинтересованная позиция ученика (лень, нет интереса) – 19%

— Незаинтересованная позиция учителя (незаинтересованная подача материала, отсутствие индивидуального подхода у учителей)- 11%

— Семейные проблемы учеников (семейные неурядицы, отсутствие помощи родителей) –33%

— Общественные проблемы (деградация общества, алкоголизм, недоброжелательное отношение к обществу) – 11%

— Сложность программ, большие нагрузки – 8%

— Индивидуальные проблемы учеников (неуверенность ребенка, неумение себя организовать, состояние учащихся, интеллект) – 15%

— наличие дома компьютера-4%.

— Семейные проблемы учеников (семейные неурядицы, отсутствие помощи родителей, социальное положение, личные и семейные проблемы, образ жизни) – 2%

— Трудности в понимании материала -3 %

— Сложность программ, большие нагрузки, учебные перегрузки, болезни – 12%

Трудности поведения (другие ученики, шум в классе) – 13%

Вредные привычки –2 %

Виноваты обстоятельства или кто – то другой–8 %

Незаинтересованная позиция ученика (лень, нет интереса) –58%

Таким образом, видно, что причины плохой успеваемости педагогами и учениками понимаются по – разному. С позиции учителя главные причины трудностей в обучении носят социальный или семейный характер, с позиции ученика – лень, пассивность и нежелание учится. Подобное отношение к проблеме носит, как видно разнонаправленный характер и может изначально влиять на успешность обучения.

Большинству педагогов свойственно брать на себя высокий уровень ответственности за успешность обучения школьников. 65% опрошенных педагогов считают, что классный руководитель в полной мере несет ответственность за то, как дети учатся. 27 % педагогов согласны разделить ответственность за успеваемость детей с родителями, еще 9% учителей считают, что уровень успеваемости зависти от ряда объективных причин, и всех абсолютно детей обучить качественно невозможно. Интересно то, что не было ни одного ответа среди всех вариантов, где учителя передали бы хотя бы часть ответственности за свою учебу основному субъекту процесса обучения — ученику. Получается, что он, несмотря на то, что учеба в первую очередь необходима ученику, никакой ответственности за нее не несет. Не от этого ли так высок процент пассивного отношения к учебе и ленности у школьников? Будет ли успешным обучение, если учеба в первую очередь волнует учителя? Известно, что уровень принятия ответственности за происходящее на себя напрямую влияет на ценность совершаемого действия, а от этого в свою очередь зависит и актуальность роли ученика. Пассивная обучаемая позиция приводит к инертности и неумению ученика учиться. Ведь процесс овладения знаниями нужен педагогу, а не ему. Современные условия жизни, меняющиеся ценностные ориентации, требующие от человека проявления таких качеств, как уверенность, активная жизненная позиция, энергичность, практичность, требуют и определенного отношения к жизни, в том числе и проблеме обучения. Не формируя у школьника ответственное отношение к учебе, тем самым школа перестает отвечать изменившимся требованиям жизни, не успевает за ней. Следовательно, необходимо в первую очередь менять подходы к образованию и учить ученика учиться, т. е. овладевать знаниями, а не делать упор в первую очередь на контроль и требовательность. Школьники же в большей степени склонны понимать, что ответственны за учебу – 24% учеников, считают, что их успеваемость и хорошие оценки в первую очередь зависят от них самих.

Читайте также:  Здоровье строение человека старшая группа

В тоже время, уровень моральной поддержки в учебе со стороны педагога школьником оценивается выше, чем со стороны родителей.(поощрения, доброе отношение со стороны педагога как фактор, способствующий успешности обучения отметили 30% учеников, тоже самое со стороны родителей — лишь 15% респондентов.) На успешность обучения демократичность педагога оказывает большое влияние, способствуя уменьшению учебных страхов и повышению доверия между участниками образовательного процесса.

На уровень успешности влияет и состояние здоровья ученика. В первую очередь применение здоровьесберегающих технологий оказывает позитивное влияние на психо-социальный климат и комфортность обучения. Школы, где применение здоровьесберегающих технологий является важной частью образовательного процесса, имеют более высокий уровень мотивации школьников на учебную деятельность. Влияют на успешность и возрастные особенности (в подростковом возрасте часто происходит снижение успеваемости из-за психофизиологических изменений (Кулагина, Ремсшмидт, и т.д. ) в силу того, что организм взрослеет, много сил тратится на рост и физиологические изменения, интеллектуальная деятельность не является ведущей.

В качестве вариантов решения проблемы неуспешности предлагаются разные методы:

— помощь специалистов — психолога, логопеда, социального педагога;

— создание программ активной мотивации;

— программы работы с ленью;

— работа с педагогами и родителями («Школа здоровья», педсоветы, тренинги, лекции).

Значимым становится формирование учебной мотивации (если уровень обучения — средний, то можно прилагать усилия в пользу его повышения, работая над повышением интереса к учению), обучение детей умению учится (классные часы, посвященные повышению учебной мотивации, развитие внимания, памяти, ознакомление школьников с техниками лучшего запоминания и обучения и т. д.) Актуальным кажется респондентам и сплочение учеников, развитие у них командных интересов.

Рекомендуется проведение родительских собраний на темы «Помощь в подготовке уроков», «Роль родителей в воспитании детей», «Как развить у детей память, внимание, мышление» и т.д. с целью повышения интереса родителей к учебе детей и информирования. Для улучшения показателей успеваемости возможно также активное использование в работе демократических методов (с целью повышения доверия между учителями и учениками), развитие ситуации успешности на уроке, усиление контакта между учителем и учеником.

Предлагаемые к реализации программы, актуальные и востребованные в школе, в течение нескольких последних лет разрабатываются и успешно реализуются на практике в программе сотрудничества образовательных учреждений и Городского Центра психолого – медико – социального сопровождения, диагностики и консультирования школьников.

Из вышесказанного видно, что, занимаясь реорганизацией школы необходимо, в том числе, и заниматься подготовкой педагогов, развивать их умение и возможности, и, позволяя школе идти в ногу со временем, делать ее актуальным авторитетом для подростков.

Высокая мотивация ЗОЖ характерна для педагогов, думающих и заботящихся о своем здоровье. Факторы, содействующие желанию и принятию педагогами работы по формированию мотивации здорового образа жизни, следующие:

— не большая педагогическая нагрузка,

— забота о здоровье,

— хорошие бытовые условия,

— достаточный уровень научной подготовки,

— достаточный опыт научной работы,

— высокий уровень сформированности самоорганизации и самоконтроля,

— благоприятные отношения с администрацией,

— увлеченность преподавательской деятельностью,

— хорошие отношения с учениками и их родителями,

— наличие возможности обмена опытом работы по проблемам здоровья с

— способность к анализу факторов, условий и причин продуктивности

собственной педагогической деятельности,

— обеспеченность необходимой учебно – методической литературой,

— осознание значимости работы по сохранению и укреплению здоровья ВСЕХ

(а не только учащихся) участников образовательного процесса,

— хороший, «здоровый», психолого – социальный климат в коллективе,

— собственная личная жизнь педагога, признание права на ее наличие.

С целью помощи школе в развитии и совершенствовании данных факторов (ведь не секрет, что вышеперечисленное не всегда имеется в наличии у современных учителей) и создана программа работы педагогического всеобуча «Школьный педагог: ресурсы и возможности, успешность и здоровье». Эта программа позволяет сотрудничать со школой для решения вопросов успешности и эффективности педагогов в работе и личной жизни. (подробно о результатах работы педвсеобуча можно прочитать в главе VI данного издания « Педвсеобуч как пусковой механизм в формировании мотивации на ЗОЖ у школьников»).

Среди качеств личности педагога, способствующих высокой творческой и мотивационной активности педагога, отметим:

— знание сущности, структуры, роли здоровья,

— ярко выраженную направленность на учеников,

— высокую оценку собственных потенциальных возможностей,

— личную активность в формирования мотивации ЗОЖ,

— стремление к самосовершенствованию.

Здоровый образ жизни учеников включает следующие показатели:

Источник

Adblock
detector