Меню

Когнитивный фактор здоровья это

Когнитивный подход в психологии здоровья

Этот подход направлен на выявление связи между безопасным поведением и когнитивными переменными: убеждениями, установками, представлениями. Разработанные в рамках когнитивного подхода модели относятся к классу моделей «ожидаемой пользы (ценности)». В них утверждается, что выбор возможных поведенческих альтернатив осуществляется осознанно и зависит от субъективной оценки привлекательности результата и вероятности его достижения.

Модели ожидаемой пользы опираются на теорию статистических решений. В них не учитывается влияние на поведение эмоций и мотивационной сферы, вернее, единственным значимым (для предсказания безопасного поведения) мотивом признается мотив самосохранения, а наиболее значимой эмоцией – страх заболеть или умереть. Рассмотрим эти модели более подробно.

Модель убеждений. Ее создатели утверждают, что поведение человека определяется непосредственно его убеждениями, а именно:

  1. Субъективно воспринимаемым риском возникновения болезни.
  2. Оценкой последствий болезни.
  3. Оценкой пользы, которую может принести безопасное поведение.
  4. Оценкой материальной и психологической «стоимости» данного поведения.

Создатели модели полагают, что убеждения человека могут непосредственно реализовываться в его поведении. Они также называют дополни- тельные стимулы, которые могут на него повлиять: изменение состояния здоровья, кампания в средствах массовой информации. Однако, к сожалению, эти дополнительные стимулы мало исследовались, вернее, их влияние изучалось изолированно от влияния других переменных.

Современные варианты модели убеждений используют такие промежуточные переменные, как пол, возраст, этническая принадлежность, социоэкономический статус, образовательный уровень, социальные воздействия, состояние здоровья.

После нескольких лет исследований в модель были включены переменные «мотивация сохранения здоровья» и «самоэффективность» (восприятие своей способности успешно осуществить какие-либо действия). Выраженность мотивации самосохранения зависит от демографи- ческих и социальных характеристик. Самоэффективность влияет на упорство в осуществлении профилактических мер.

В качестве метода, позволяющего изменить поведение людей, модель убеждений предлагает информирование о реальном риске возникновения заболевания и о возможных профилактических мерах, а также обучение навыкам принятия решений в области здоровья.

Подобная стратегия была использована М. Кретером и В. Стречером в эксперименте по изменению восприятия риска. Результаты показали, что точное восприятие риска способствует более выраженному безопасному поведению.

Результаты эмпирических исследований подтверждают значимость от- дельных компонентов теории мотивации самосохранения для предсказания поведения. Одним из наиболее важных факторов, определяющих частоту самообследований по поводу рака и уровень информированности относительно данного заболевания, является воспринимаемая угроза, ана- логичные данные получены для сексуального поведения.

Поведение, направленное на профилактику рака кожи, наблюдается у тех людей, которые получили от своего врача необходимую информацию о мерах защиты и об индивидуальном риске.

При изучении индивидуальных различий в выборе диеты была выявлена наибольшая значимость для испытуемых женского пола воспринимаемой стоимости, а для мужчин – воспринимаемой угрозы здоровью.

Продемонстрирована важность переменной «воспринимаемые барьеры» для предсказания частоты самообследований груди (на предмет выявления опухоли, Han et al., 2000). Тем не менее по данным матанализа, не более 10% различий в поведении объясняется всей совокупностью элементов модели.

Теория целенаправленного поведения. Согласно этой теории безопасное поведение направляется интенциями (намерениями) и контролируется субъектом. Намерение осуществить то или иное поведение определяется совместным действием трех факторов, которые можно определить как:

  1. Аттитьюды в отношении данного поведения, а именно:
    • мнение индивида относительно того, приведет ли это поведение к желаемым результатам;
    • субъективно воспринимаемая ценность результатов.
  2. Субъективные нормы в отношении поведения, которые подразделяются на:
    • мнение индивида о том, каких поступков ожидают от него «значимые другие»;
    • его желание соответствовать ожиданиям окружающих.
  3. Воспринимаемый контроль над вероятностью наступления события и над собственной способностью тормозить или ускорять развитие данной ситуации.

А. Эйзен, добавивший в теорию переменную «воспринимаемый контроль», предположил, что ее величина прямо влияет и на намерение индивида осуществить то или иное поведение, и на его поступки. Если человек полагает, что он способен контролировать свое поведение, то он будет прикладывать больше усилий к его осуществлению.

Читайте также:  Сценарий проведения дня здоровья для школьников

В отличие от модели убеждений в теорию М.Фишбейна и А.Эйзена включена переменная «субъективно воспринимаемые нормы относительно поведения». Опыт пропагандистских кампаний показывает важность этого компонента теории. Воздействие на аудиторию будет более сильным, если к изменению поведения призывают известные и пользующиеся авторитетом в обществе люди.

Однако влияние данного фактора в основ- ном демонстрировалось в исследованиях тех видов поведения, которые достаточно жестко контролируются обществом (имеются в виду курение, употребление алкоголя и наркотиков, поддержание привлекательной внешности).

Так, низкий уровень образования связан с низким уровнем физической активности, что объясняется различием в социальных нормах. По- жилые люди, независимо от реального телесного статуса, рассматривают физическую активность как избыточную для себя, что также зависит от соответствующих социальных норм.

В то же время су- ществует много других видов поведения, которые могут различно влиять на здоровье, но в отношении них социальные нормы не столь отчетливо выражены, или же вообще противоречивы. Это касается, например, частоты визитов в поликлинику, приема лекарств без назначения врача, выполнения режима лечения, соблюдения требований по ограничению скорости, вакцинации.

Теория целенаправленного поведения неоднократно подвергалась эмпирической проверке. Согласно полученным данным наиболее значимым для предсказания поведения и интенций является фактор «воспринимаемый контроль». Мета-анализ показал, что теория объясняет около 25% различий в поведении и около 50% различий в интенциях.

В адрес теории М.Фишбейна и А.Эйзена высказывается довольно много критических замечаний. В частности, необходимо различать намерения субъекта осуществить данное поведение и его ожидания относительно того, что он будет делать.

Например, подросток может предполагать, что в ближайшие пять лет он начнет курить, однако не планировать этого. Остается открытым вопрос о том, каким образом интенции связаны с поведением.

Поступки человека могут определяться не только его интенциями, но и рядом других факторов, в частности, актуальным состоянием (эмоциональным фоном, наличием физических симптомов), особенностями ситуации, прошлым опытом. В соответствии с теорией ожидаемой пользы, все компоненты моде- ли рассматриваются как «выгоды» или «издержки».

С. Саттон полагает, что переменная «субъективные нормы» должна обладать особым статусом (там же). Критики также указывают, что теория проверялась с помощью чрезмерно сложного инструментария. В некоторых исследованиях испытуемым предлагалось проанализировать потенциальные выгоды и издержки пятидесяти альтернативных видов поведения.

В реальной же ситуации принятия решения человек редко рассматривает более десяти вариантов. При этом он обычно использует достаточно приблизительные критерии оценки пользы и стоимости, чтобы ускорить процесс решения. Таким образом, в теории не рассматривается реальный процесс принятия решения (за исключением, может быть, наиболее важных ситуаций выбора).

Теория создана для предсказания вероятности изменений в поведении, но в ней практически не учитывается отношение человека к его поведению в настоящий момент. Наконец, предлагается различать кратковременное и долговременное безопасное поведение, поскольку они могут определяться различными психологическими факторами. Этот недостаток моделей ожидаемой пользы преодолевает теория Дж.Прохазки.

Источник

Когнитивные функции. Что это такое и как они нарушаются?

Нарушения когнитивных способностей — одна из самых актуальных медицинских проблем нашего времени. Эти функции психики страдают при деменции, распространенность которой постоянно растет. Разбираемся, что такое когнитивные функции, как могут выглядеть их нарушения, как их диагностируют.

К когнитивным функциям относят психические процессы, которые нужны для приобретения знаний (поэтому их часто называют познавательными), работы с информацией и рассуждений. Они отвечают за восприятие, внимание, обучение, память, владение речью, принятие решений.

Когнитивным здоровьем называют способность четко мыслить, учиться и помнить. Эти способности важны для повседневной жизни, выполнения рутинных задач. Когнитивные функции помогают нам адаптироваться к новым условиям, пользоваться имеющимися знаниями.

Читайте также:  Физическое здоровье человека реферат кратко

В новостях и исследованиях также можно встретить термин «исполнительные функции». Так называют те когнитивные функции, которые отвечают за контроль поведения, определение целей, способность к планированию и контролю внимания.

«Когнитивные нарушения» — не конкретный диагноз, а общая характеристика различных патологий, при которых страдают память, внимание и другие когнитивные функции. Они могут проявляться проблемами с памятью, вниманием, пониманием речи, нарушениями зрения. Люди, столкнувшиеся с этой проблемой, могут:

  • часто задавать одни и те же вопросы,
  • периодически повторять одни и те же истории,
  • не узнавать людей и места,
  • затрудняться в планировании и выполнении рутинных задач,
  • демонстрировать частые перемены в настроении и поведении.

Самая известная причина когнитивных нарушений – деменция (слабоумие). Существует несколько типов этого расстройства, например, болезнь Альцгеймера, сосудистая деменция, деменция с тельцами Леви. Чаще они манифестируют в пожилом и старческом возрасте. Необратимые когнитивные нарушения также могут развиваться после инсульта и повреждений головного мозга.

Когнитивные нарушения могут быть временными, обратимыми. В такой форме они могут встречаться, например, при инфекциях, тяжелом дефиците витаминов, сильном обезвоживании, под действием лекарств.

Во время разговора врач может задавать человеку вопросы, которые позволяют в общих чертах оценить память и мышление человека. Если специалист сочтет нужным, он может назначить пациенту специальные тесты. Основные из них:

  • Монреальская когнитивная шкала. Она занимает 10-15 минут. Тест включает запоминание короткого списка слов, опознавание картинки животного, рисование формы объекта по памяти.
  • Краткую шкала оценки психического статуса. Тест занимает 7-10 минут. Он включает называние текущей даты, обратный счет и опознавание различных обыденных предметов.
  • Мини-Ког. Тест на 3-5 минут. Состоит из вспоминания списка из трех объектов и рисования часов, которые показывают определенное время.

В научных исследованиях могут использоваться более узкие и специфические когнитивные тесты.

Деменции могут предшествовать легкие когнитивные (нейрокогнитивные) нарушения. Так называют состояния, при котором когнитивные способности человека хуже, чем предполагает возрастная норма, но еще не соответствуют деменции. Это нарушение не обязательно переходит в деменцию.

При легких когнитивных нарушениях чаще доминируют отклонения со стороны памяти, но нарушаться могут речь, зрение и другие функции. Сайт клиники Mayo описывает возможные симптомы следующим образом:

  • забывания стали более частыми;
  • забываются важные вещи, например, договор о встрече;
  • человек может терять мысль или забывать тему разговора;
  • принимать решения и планировать становится все тяжелее;
  • появляются проблемы с ориентированием в знакомой местности;
  • человек становится более импульсивным, суждения становятся более поверхностными;
  • изменения достаточно выразительны, чтобы их заметили друзья и семья.

Их могут сопровождать депрессия, тревожность, апатия, раздражительность и агрессивность.

Американский Национальный институт старения рекомендует ряд профилактических мер для поддержания когнитивного здоровья и профилактики деменции.

  • Контролируйте хронические болезни – сахарный диабет, гипертонию, депрессию.
  • Если повышены уровень холестерина или артериальное давление, за ним следует следить.
  • Интересуйтесь у врача, нет ли у лекарств, которые вы принимаете, побочного действия на сон, память или работу мозга.
  • Старайтесь предупреждать травмы головы.
  • Ограничивайте количество потребляемого алкоголя.
  • Бросьте курить.
  • Спите достаточно.
  • Следуйте здоровой диете.
  • Поддерживайте физическую активность.
  • Поддерживайте интеллектуальную, мыслительную активность.
  • Сохраняйте социальные связи, поддерживайте социальную активность.
  • Боритесь со стрессом.

Источник

Влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний

Влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний

Многие согласятся с тем, что все болезни и проблемы со здоровьем возникают вследствие совокупности факторов —окружающей среды, пищи, образа жизни… Но не стоит забывать, что внутреннее состояние человека также играет немаловажную, а может и более весомую роль. Наверное, каждый иногда замечал, что под воздействием стресса или напряженной ситуации, организм выдает определённые физические реакции. Может подняться температура, возникнуть головная боль, обостриться аллергия. Все это сигнализирует о психосоматическом характере заболевания.

Читайте также:  Плюсы смеха для здоровья

Еще в древние времена люди связывали тело и дух и отмечали влияние одного на другое. В самом начале развития медицины основополагающей позицией при лечении любого заболевание было единство души («психо») и тела («сома»). Так, например, в (VI-IV в. до н.э.) Гиппократ думал, что определенные заболевания присущи людям с определённым темпераментом. По его мнению, «сангвиники склонны к болезням кровообращения, а холерики к болезням желчных путей». Помимо этого, он сформулировал положение о том, что жизнь в определённой среде влияет на человека и может вызвать определённую реакцию. А Сократ говорил, что нельзя лечить тело без души, тем самым подчеркивая, что два этих компонента тесно связаны между собой, и затронув одно, другое обойти невозможно. Актуальность этой темы сохраняется по сей день.

Не так давно, медицина классифицировала все заболевания как физические и психические, пока в середине 19 века американский специалист Франц Александер не выделил еще один тип – психосоматический. После этого, психосоматика стала подробно изучать заболевания, спровоцированные психическими факторами.

Изначально таких болезней было всего семь:

5. бронхиальная астма;

7. инфаркт миокарда.

В наше время ситуация несколько изменилась, и теперь любое заболевание может рассматриваться с точки зрения психосоматики — всегда есть вероятность того, что психологические причины стали спусковым крючком.

Механизм возникновения (соматизация)

Эмоции человека включают в себя не только психологический, но и биологический компонент, поэтому, когда мы сдерживаем те или иные эмоции, никак их не проявляем, активизируется биологический компонент. Это и приводит к различным сбоям в организме и работе нервной системы. Проще говоря, болезнь возникает вследствие того, что эмоции не получили выхода и психика никак их не обработала. Возникает психологическое напряжение, которое воздействует на органы и системы и приводит к различным нарушениям. При постоянных повторениях могут возникнуть необратимые изменения в органах и тканях, а заболевания могут приобрести хроническую форму. Реакции у людей проявляются по-разному, но, естественно, речь идёт об отрицательных переживаниях, которые, к сожалению, не все способны правильно проявлять. Важно поддерживать уравновешенное психоэмоциональное состояние, уметь контролировать негативные эмоции и правильно их проживать.

Исходя из природы возникновения психосоматических расстройств, их лечение требует комплексного подхода. Терапия включает в себя как психо-, так и фармакотерапию. Лечение, в первую очередь, должно быть нацелено на саму личность пациента и на стабилизацию его эмоционального ощущения. Поэтому, каждый отдельный случай требует отдельного внимания и должен иметь индивидуальный подход.

Сложность лечения заключается в том, что психосоматика представляет собой порочный круг: стресс провоцирует болезнь, а сам факт болезни усиливает тревожное состояние. Без медикаментозного лечения обойтись трудно. Если человека мучают боли в сердце, например, то для начала стоит обратиться к профильному специалисту для лечения в этом направлении. Параллельно врач может порекомендовать консультацию психотерапевта или психолога. Важно понять, о чем сигнализирует психика, провоцируя симптомы. Возможно, организм таким образом говорит о том, что он переутомился и ВАМ пора отдохнуть.

Современного человека стресс преследует везде: на работе, в личной жизни. Мы постоянно торопимся, переживаем, и негативные эмоции захлёстывают одна за другой. Наша главная задача- заботиться о своём психическом здоровье и не позволять отрицательным переживаниям воздействовать на нашу личность. Тогда жизнь станет приятней и легче, а здоровье крепче.

Медицинская сестра отделения спортивной медицины и лечебной физкультуры Татьяна Неплюхина

Источник

Adblock
detector