Здоровье — основная ценность!
статья по психологии
Самой большой ценностью для человека является его здоровье. Всемирной организацией здравоохранения принято следующее определение «Здоровье — это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». Чаще всего здоровье зависит от самого человека. По выражению Н.Амосова «Для того, чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя». С этим трудно не согласиться. В последнее время состояние здоровья детей вызывает у специалистов большую тревогу. Несомненно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Для успешного усвоения школьной программы необходимо хорошее самочувствие ребёнка. Наблюдения психологов, педагогов, физиологов, статистические данные показывают, что уровень состояния здоровья детей школьного возраста ежегодно падает. Причин этому много, в том числе, увеличение умственной нагрузки и уменьшение возможности для двигательного и эмоционального отдыха детей, низкий уровень знаний о ребёнке родителей. Поэтому в системе образования проблема здоровья становится всё более актуальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_-osnovnaya_tsennost.docx | 14.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье – основная ценность.
Самой большой ценностью для человека является его здоровье. Всемирной организацией здравоохранения принято следующее определение «Здоровье — это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». Чаще всего здоровье зависит от самого человека. По выражению Н.Амосова «Для того, чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя». С этим трудно не согласиться. В последнее время состояние здоровья детей вызывает у специалистов большую тревогу. Несомненно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Для успешного усвоения школьной программы необходимо хорошее самочувствие ребёнка. Наблюдения психологов, педагогов, физиологов, статистические данные показывают, что уровень состояния здоровья детей школьного возраста ежегодно падает. Причин этому много, в том числе, увеличение умственной нагрузки и уменьшение возможности для двигательного и эмоционального отдыха детей, низкий уровень знаний о ребёнке родителей. Поэтому в системе образования проблема здоровья становится всё более актуальной.
Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а следовательно и установка на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а вырабатываются в результате целенаправленного педагогического воздействия.
Современная педагогика на первый план выдвигает проблему целостного развития личности, а не только формирование знаний, умений и навыков воспитанников. В этих условиях одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогам является формирование ценностного отношения к здоровью детей в процессе образовательной деятельности.
Здоровье детей школьного возраста зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения.
Не следует забывать, что основы здорового образа жизни закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Однако нередко эти привычки складываются, без осознания ребенком их значимости. Поэтому важно сформировать у ребенка здоровьесберегающее поведение. Включение самого ребенка в заботу о своем здоровье, в развитие сознательного контроля за своим поведением, предусматривает вооружение дошкольников здоровьесберегающими знаниями и умениями. Известно, что педагогические усилия, направленные на формирование здоровья, всегда рассматривались как важнейшие в работе выдающихся педагогов и лучших образовательных учреждений. Достаточно вспомнить В. А. Сухомлинского, который писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их — о здоровье».[5, с.87]
Одной из важных задач, стоящих перед педагогами школьного учреждения является формирование ценностного отношения к собственной жизни и жизни окружающих людей, воспитание потребности в здоровом образе жизни детей. При этом очень важно поддержание интереса и создание условий для накопления первичных представлений о себе и своем организме. Знания должны приходить к ребенку как бы, между прочим. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение школьника к культуре здоровья.
Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает организацию педагогами режима дня, двигательной активности, закаливания, рационального питания; снятие напряжения, соблюдение личной гигиены, разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы, а также использование эффективных здоровьесберегающих педагогических технологий.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим основным направлениям:
— привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
— развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
— обучение уходу за собственным телом;
— формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
— формирование элементарных представлений об окружающей среде;
— формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
— развитие потребности семьи в здоровом образе жизни.
Для оздоровления детей очень важен психологический климат в группе, эмоциональное состояние ребёнка. Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие во многом зависят от среды, в которой он живет и воспитывается.
Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. Двигательная культура школьников начинается с формирования естественных движений и развития двигательных способностей.
Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.
Источник
Цена и ценность здоровья
Эта статья, на первый взгляд, не имеет ничего общего с медициной – мы поговорим о здоровье, отношении к нему и его ценности среди наших ежедневных забот.
Учитывая то, что человеческая жизнь декларируется как высшая социальная ценность, перед обществом в целом и перед личность в частности встает ряд приоритетных задач, среди которых важнейшим является решение проблемы сохранения здоровья каждого отдельного человека с учетом различных условий его жизнедеятельности.
Что такое здоровье
Само слово «здоровье» является сложным и противоречивым по определению феноменом. В современной медицине существуют сотни определений этого понятия, однако во многих научных исследованиях человека преимущественно рассматривают безотносительно того, здоров он или нет, то есть автоматически снимается сама проблема здоровья. Это выглядит более чем парадоксально, потому что только здоровье является условием и способом бытия в мире, одновременно условием и способом реализации этого бытия, возможностей его развития.
Потеря здоровья существенно ухудшает качество жизни личности, понижает цену его существования вплоть, к сожалению, до ухода в небытие. Именно состояние здоровья определяет уровень возможностей человека к оценке жизни или разочарования в ней, что, в свою очередь, приводит или к полноценному развитию личности, раскрытию ее духовно-творческого и материального потенциала, или, наоборот, к фрустрации, экзистенциальному вакууму и связанным с этим психическим заболеваниям.
Понятие «здоровье» должно включать в себя следующие основные уровни: природный, биологический и социальный
Как понятие, здоровье, интересовало многих зарубежных и отечественных исследователей, а вопрос его измерения возник уже на раннем этапе истории человечества, когда началось рефлексирование по поводу места личности во Вселенной, ее сущности и происхождения. Люди начали задумываться над природой жизни, ее длительностью, заболеваниями, природой смерти, накапливали знания о человеческом организме и влиянии на него окружающей среды. Еще в древних государствах появились первые ростки научной медицины как ремесла и искусства лечить людей, а власть начала уделять этому внимание.
Восточная и западная медицина в вопросах здоровья
Принципы понимания здоровья углубляются своими корнями в далекое прошлое, в том числе в мифологические времена античности. Причем уже на том этапе обозначились два направления в развитии знаний о здоровье и методах его стимуляции, которые условно можно определить, как западное и восточное направление.
Если для восточного течения главным было развитие и достижение внутренней гармонии путем создания определенных психологических состояний за счет различного рода психорегуляций, то западные оздоровительные системы основное внимание сосредотачивали на чисто физическом развитии человека — силе, ловкости, внешней красоте, выносливости, скорости. Хотя и здесь параллельно существовала тенденция к управлению здоровьем, а именно, поддержка его в нормальном состоянии, то есть система предупредительных мер, которая является свидетельством существования на Западе профилактической и оздоровительной медицины.
Здоровье является неоспоримой ценностью как личности, так и человечества в целом. Его цена обусловлена тем, что проблемы жизни и здоровья человечества не могут рассматриваться без учета негативных тенденций и деформаций общественного развития, вне связи с техногенным действием на природу и ухудшением экологической ситуации, что в ряде случаев носит угрожающий человечеству характер. Поэтому на сегодня здоровье, несомненно, остается одной из ключевых ценностей человечества.
Здоровье с медицинской точки зрения
Понятие «здоровье» определяется как состояние абсолютного физического, духовного и общественного благополучия, а не только отсутствием патологий и физических дефектов. Исследователи определяют здоровье человека как:
- благо — здоровье как положительная ценность, а отрицательной ценностью является его отсутствие;
- общественное богатство;
- благополучие (абсолютное): физическое, духовное, социальное;
- первичное неотъемлемое свойство человека;
- нормальная жизнедеятельность и формирование человеческого организма;
- вид гармонии;
- полноценная жизнь;
- закон существования и воспитания человека;
- средство поддержания жизни и работоспособности человека;
- склонность человека к оптимальному физиологическому, моральному и общественному функционированию, целостному, интегративному поведению, направленному на удовлетворение собственных нужд;
- цель экономического и общественного развития страны;
- мера человека как биосоциального образования;
- субъективно-психологическое ощущение здоровья;
- биохимическая, физиологическая норма как необходимое условие здоровья;
- состояние человека (человеческого организма): физическое (физиологическое), психическое (эмоциональное) и умственное (интеллектуальное) оптимальное функционирование организма человека;
- равновесие всех начинаний в организме, взаимодействие с внешней средой;
- состояние абсолютного физического, морального и общественного благополучия, полноты приспособленности, отсутствие патологий, телесных дефектов, наличие трудовой и общественной активности, исполнение общественных функций и т.д.
Мы сделали специальный опрос, который позволит задумать на секунду о том, для кого и как мы можем пожертвовать своим здоровьем. Пройдите наш анонимный опрос и узнайте о том, как вы цените свое здоровье
Здоровье с философской точки зрения
Здоровье можно рассматривать не только с точки зрения медико-биологических показателей, но и с точки зрения его душевной и общественно-культурной сущности. Здоровье как феномен существует в нескольких видах и сказывается на «жизненном пространстве» человека, по крайней мере, как планетарная, социальная и индивидуальная ценность. Поэтому очень важным в понятийном плане является рассмотрение ценностных оснований этого явления.
Ценность определяется как любое материальное или идеальное явление, которое имеет значение для человека или общества, ради которого он действует, тратит силы, ради кого он живет.
Изучению человеческих ценностей посвящен отдельный раздел философии — аксиология, который делится на этическую и эстетическую аксиологию. Ценность в большинстве случаев понимается как то, что должно иметь определенную материальную или духовную цену; важность, значимость чего-либо.
Что касается здоровья, то оно имеет ценность и материальную (поскольку именно от его наличия или отсутствия зависит работоспособность личности, а значит и ее прибыли), и духовную (ведь отсутствие здоровья не позволяет в полной мере ощущать полноту жизни, испытать полного счастья).
Суть здоровья связана с двумя основополагающими и противоречивыми потребностями организма, которые находятся в неразрывном единстве: с одной стороны, в процессе постоянного развития и изменения сохранять установившееся (гомеостатическое) состояние, а с другой стороны, противодействовать негативным воздействиям внешней среды.
Здоровье является составной еще одной крайне важной для людей ценности — счастья. Счастье определяется как психоэмоциональное состояние полного удовлетворения жизнью, чувство глубокого наслаждения и безграничной радости, когда личность испытывает наивысшее удовольствие жизнью, радуется ей. Не имея счастья, в том числе здоровья как его составляющей, человек не чувствует себя комфортно в этом мире.
Счастливый тот человек, у которого нет болезней, когда он сильный, смелый и уверенный. Только болезнь может быть помехой на пути к любым достижениям.
Итак, здоровье как ценность является комплексным понятием, которое нельзя рассматривать вне концепции человека как результата природной и социальной эволюции, которая как его порождение должна быть оптимально адаптированной к природным условиям жизни и созданной им культуре. Ценность жизни человека содержит фундаментальную составляющую, а именно ценность здоровья человека, его гармоничное сосуществование и взаимодействие с природой в контексте моральной ответственности как необходимых условий выживания социума.
Важной составляющей здорового образа жизни можно считать веселый нрав, смех. «Веселый смех — это здоровье». Поэтому народная мудрость учит: здоровье является одной из самых больших ценностей для человека, которую можно сохранить, но нельзя ни приобрести, ни купить.
Источник