Меню

Когда закладывается здоровье ребенка

Здоровье ребенка закладывается еще до зачатия

Беременность — абсолютно естественный для женщины процесс, однако это не значит, что организм постоянно находится в полной боевой готовности и идеальном состоянии. Даже если у будущей мамы нет хронических заболеваний, она не злоупотребляет алкоголем, не курит, старается следить за собой, планировать зачатие стоит хотя бы за три месяца.

Похожие материалы

На уровне иммунитета

Если у женщины есть какое-либо хроническое заболевание — например, диабет, гастрит, астма или эпилепсия, то при планировании беременности она, скорее всего, сообщит об этом гинекологу и терапевту. Исходя из этого, врачи подберут подходящий комплекс мер, позволяющий поддерживать здоровье пациентки и при этом с наименьшим возможным влиянием на развитие ребенка.

Однако заболевания, возникающие непосредственно во время беременности, не менее опасны — хотя бы потому, что женщина к ним не готова и не знает, что делать в этом случае. Та же самая краснуха — вирусное заболевание, относительно легко протекающее в детском возрасте, — может спровоцировать серьезные пороки развития плода, если заразиться ей в первом триместре беременности. Статистика говорит сама за себя: каждый четвертый ребенок рождается с аномалиями развития, если на ранних сроках гестации его мама переболела краснухой. К ним относятся в первую очередь нарушение слуха и зрения, задержка интеллектуального и физического развития, микроцефалия и пороки сердца. Если женщина не перенесла краснуху в детстве или просто не помнит, болела она этим заболеванием или нет, стоит сделать прививку — конечно, не во время беременности, а как минимум за три месяца до ее предполагаемого наступления. То же самое касается кори и ветряной оспы.

Кроме того, будущей маме не помешает быть особенно осторожной в период эпидемий гриппа или осенью, когда велики шансы подхватить ОРВИ — это заболевание может вмешаться в эмбриональное развитие, особенно в первом триместре. Также немаловажно соблюдать элементарные правила гигиены: конечно, многим кажется, что это очевидно, но, например, токсоплазмоз вызывают, как правило, контакт с зараженным животным (даже домашним), употребление в пищу плохо прожаренного мяса или просто не помытые вовремя руки. Между тем токсоплазмоз в 40% случаев передается от матери к плоду — а это может повлечь за собой поражение нервной системы ребенка, пневмонию и даже гибель.

Не секрет, что правильное питание очень важно, как на стадии подготовки, так и непосредственно во время беременности. С одной стороны, здоровый рацион помогает достичь оптимального для благополучного зачатия и гестации веса, с другой — обеспечить организм нужными витаминами и микронутриентами. Однако распространенное мнение, что нужно употреблять в пищу как можно больше фруктов и вообще ни в чем себе не отказывать — есть за двоих — не совсем верно. Ожирение во время беременности — еще один фактор риска, чреватый рождением ребенка весом более 4 килограмм (макросомия). Это опасно осложнениями в родах — начиная с переломов и заканчивая асфиксией у ребенка. Поэтому питаться нужно правильно, но сбалансированно и умеренно. Исключить фастфуд, мучное, сладкое, жареное и жирное, есть больше некрахмалистых овощей, кисломолочной продукции, белка (мясо, птица, рыба, морепродукты), орехов, фасоли, несколько несладких фруктов в день. При этом пищу необходимо как следует готовить — во-первых, разумеется, мыть, во-вторых, тщательно обрабатывать термически (в первую очередь мясо).

Такие меры безопасности, конечно, снижают риск заражения токсоплазмозом и другими заболеваниями, но в то же время уничтожают часть важнейших витаминов, которые и без того сложно получить в нужном количестве с пищей (особенно это касается водорастворимых). Между тем, дефицит этих микронутриентов — еще один серьезный фактор, провоцирующий появление тех или иных патологий. Например, витамин В9, известный как фолиевая кислота, участвует в синтезе ДНК и РНК и играет важную роль в формировании нервной трубки плода. Из этой трубки впоследствии будет развиваться головной и спинной мозг ребенка, и, если витамина В9 не хватает — это может привести к возникновению дефектов нервной трубки, которые чреваты расщеплением позвоночника (Spina bifida) и анэнцефалией (отсутствием головного мозга). Кроме того, нередки и другие осложнения: отставание в умственном и физическом развитии, плацентарная недостаточность, гидроцефалия. Поэтому будущим мамам очень важно восполнить дефицит фолиевой кислоты — причем заранее, поскольку нервная трубка начинает закладываться в первые же дни беременности. Уже на момент зачатия организм должен быть обеспечен защитным уровнем фолатов — это поможет значительно сократить риск развития дефектов нервной трубки. Это подтверждает европейское двойное плацебо-контролируемое исследование, показавшее, что прием фолиевой кислоты в дозировке 800 мкг в сутки в сочетании с другими витаминами группы В, С и РР не только позволяет достичь необходимого уровня фолатов за 4 недели 1 , но и снизить риски развития дефектов нервной трубки на 92%[su]2[/sup]. Дозировка 800 мкг подходит практически всем женщинам 3 , при этом учесть все тонкости при подборе препарата может только врач.
__________________________________
1 S. Bramswing, R. Prinz-Langenohl, Y. Lamers, O. Tobolski, E. Wintergerst, H. K. Berthold, K. Pietrzik Supplementation with a multivitamin containing 800 mg, of folic acid shortens the time to reach the preventive red blood cell folate concentration in healthy women Int.J.Vitam.Nutr.Re. 2009 Mar;79(2):61-70
2 Czeizel A.E. Primary Prevention of Neural-Tube Defects and Some Other Major Congenital Abnormalities Recommendations for the Appropriate Use of Folic Acid During Pregnancy // Paediatr Drugs 2000 Nov-Dec; 2 (6): 437-449
3 http://praesens.ru/pregravidarnaya-podgotovka-klinicheskiy-protokol-mezhdistsiplinarnoy-assotsiatsii-spetsialistov-repr/?sphrase_id=123

Читайте также:  60 летний мужчина его здоровье

Мнение эксперта

Заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАН, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии с курсом перинатологии РУДН Виктор Евсеевич Радзинский комментирует: «Чаще всего внутриутробные аномалии закладываются очень рано — в первые недели беременности, когда большинство женщин еще не подозревают о своем положении и потребляют вредные продукты питания или ещё хуже — медикаменты. А когда они узнают о беременности и резко меняют рацион и привычки — может быть поздно, вред уже нанесен. Поэтому самым эффективным инструментом борьбы с врожденными пороками развития в настоящее время считается прегравидарная подготовка, то есть заблаговременное планирование беременности и оздоровление будущей матери. Как минимум за 3 месяца необходимо достичь возрастной нормы веса (положенного объёма талии до 80 см), начать правильно питаться, восполнить дефицит фолиевой кислоты, отказаться от всех вредных привычек, пройти рутинное медицинское обследование, начать заниматься танцами, йогой или плаванием. В идеале, конечно, прегравидарная подготовка должна длиться всю жизнь, поскольку беременность, к которой женщина не готовилась, сопровождается гораздо большими рисками для ребенка, чем запланированная и обдуманная».

Источник

Беременность и 1ый год жизни. Значение этих периодов.

Когда мы говорим о проблемах взрослого человека, то при вопросе откуда все началось мы обязательно дойдем до перинатального периода и/или первого года жизни ребенка. Так много закладывается в эти периоды, что переоценить значимость перинатальной психологии просто невозможно. Мы приступаем к циклу статей, которые будут описывать различные феномены семейной системы и системы матери и ребенка в этот самый важный, тревожный, значимый и в то же время критический момент жизни для всей семьи. Мы будем говорить и о развитии ребенка, и о развитии матери, и о роли отца, бабушек и дедушек в этот период и о том, как и на каком этапе можно что-то исправить.

Все статьи данного блока будут придерживаться следующих принципов, дабы отсеять читателей, которые придерживаются другой точки зрения:

  1. Человек – это не набор генов, которые под действиями окружающей среды могут проявиться или нет. Человек – это фенотип, т.е. активно воздействующий на свое развитие сам и с помощью родителей и среды.
  2. Все развитие телесное, соматическое и тем более неврологическое тесно связано с развитием психологическим и эмоциональным, а говоря про внутриутробное развитие, мы говорим только о ПСИХОФИЗИОЛОГИИ!
  3. Первичное, базовое здоровье закладывается от зачатия до конца первого года жизни ребенка;
  4. Существует тесная связь между эмоциональным опытом и переживаниями беременной женщины и эмоциональным опытом ее ребенка.

«Возможно, мы все немного отклоняемся от истины, называя свой календарный возраст, так как не учитываем, что наша жизнь началась на несколько месяцев раньше. Истинное начало новой жизни – это оплодотворение» — А.И. Брусиловский.

Еще во чреве матери ребенок живет своей, во многом таинственной жизнью. Он реагирует как на материнский голос, так и на ее настроение. Но когда он начинает по-своему понимать? Мы и, особенно беременные мамочки, должны понимать, что ребёнок внутри тела матери очень рано начинает воспринимать внутренний и внешний мир. Некоторые сейчас говорят, что ребенок все чувствует и понимает. Последние медицинские исследования все больше и больше говорят нам о том, что сенсорные способности плода (т.е. части нервной системы, органы чувств и т.д.) начинают развиваться ОЧЕНЬ рано, а точнее в первые месяцы после зачатия: «На 14-й неделе после зачатия были обнаружены и сфотографированы такие реакции, как скашивание глаз и насмешливая улыбка. С 6-го месяца беременности фиксируются надутые губы, хмурый взгляд, напряжение мышц вокруг глаз. К 11-й неделе беременности руки и ноги ребенка реагируют на раздражение волоском, а к 17-ой неделе все части его тела отвечают движениям матери и ее прикосновениям, что говорит о высокой проводимости нервного импульса» (Е.В. Могилевская, О.С. Васильева). То есть последние данные подтверждают давно известную мысль, что внутри у мамы не плод, а РЕБЕНОК, который чувствует и воспринимает.

Читайте также:  Реферат индивидуальное общественное здоровье

У него есть одно большое отличие от нас с вами: он воспринимает мир через одну большую призму – МАМУ. Она тот человек, который говорит (с помощью тела) как ему следует реагировать на те или иные звуки, ощущения, конфликты. Благодаря спазму сосудов на грубый мужской голос она формирует у ребенка внутри ощущение напряжения при таком голосе; если при прослушивании приятной музыки она расслабляется, ее сердцебиение успокаивается и крови в матку поступает много, то ребенок автоматически впитывает это ощущение и сходным образом будет реагировать после рождения на эту музыку.

И так как ребенок АБСОЛЮТНО зависим от матери, то внутриутробно он получает очень критичные состояния по принципу ВСЕ или НИЧЕГО. Очень часто все проблемы взрослого человека на тему ЖИЗНИ и СМЕРТИ связаны с его внутриутробным опытом развития. Дети внутриутробно и в 1ый год не могут ничего сделать для себя сами и то, в какой среде они вынашиваются и растут, формирует базовое основополагающее отношение к миру. Ребенок отвечает себе на вопрос: Могу ли я доверять этому миру?

Следовательно, если внутриутробный опыт отмечен травматическими переживаниями: желанием аборта матерью, акты насилия или близкие к смерти переживания матери, то психика уже к рождению отягощена определенной шоковой реакцией и первичной базовой тревогой. И из-за слабости защитных механизмов внутриутробного ребенка эти ощущения запечатлеваются глубоко в бессознательной памяти. Следовательно, если такой ребёнок в дальнейшем столкнётся с угрожающими жизни ситуациями, то есть большая вероятность того, что он не сможет пережить ее без панических атак, нарушений здоровья или других психических расстройств. И противоположный опыт в виде безопасности, радости, релаксации, единства так же останется в психике человека и будет давать ему огромный ресурс в неприятных ситуациях жизни. Такой человек будет уметь расслабляться, будет не бояться вступать в отношения единства, женщина будет хорошо беременеть и вынашивать. Перинатальные переживания становятся частью нашего бессознательного вегетативного обучения и процесса адаптации.

Так с какими же стимулами ребенок сталкивается внутриутробно?

Жизнь внутри матери очень многие исследователи сравнивают с ощущением рая, благоденствия, первичного чувства единства. Ребенок пассивен, все что ему нужно у него есть и поставляется автоматически даже без его желания. Ребенок абсолютно защищен, у него поддерживается постоянная температура, приток питательных веществ и кислорода дают ощущение отсутствия потребностей. Если у матери нет проблем в этот период, жизнь ребенка стабильна и ничем не отягощена. Уже после рождения многие из нас бессознательно страдают от потерянного рая и есть мнение психотерапевтов, что мифы о рае, о земле обетованной, о самадхи и т.д. – это наша тоска по этому периоду нашей жизни.

Как пишет Е.В. Магилевская: «Начиная со второго триместра ребенок ведет очень активную жизнь: плавает, брыкается, кувыркается, икает, вздыхает, мочится, глотает амниотическую жидкость, возбуждается при шуме и волнении матери, успокаивается, когда мать спокойна. Он рассматривает свое тело, пальцы рук и ног, трогает и поглаживает себя и плаценту. Он спит и бодрствует, причем во время сна видит сны (это подтверждает изучение волновой активности мозга ребенка в утробе). В минуты опасности (когда мать резко встает, прыгает или падает, или если она сильно напугана) плод хватается за пуповину».

Более того, мы говорим не только о внутриутробном развитии ребенка, мы говорим о развитии будущего мужчины или женщины и уже внутриутробно имеется большая разница в их восприятии мира: «У девочек во внутриутробный период более развиты коммуникативные навыки, и они больше времени проводят, приблизившись к стенке матки и слушая звуки человеческой речи, а мальчики более развиты моторно, проводя больше времени в физических упражнениях и движениях» — О.С. Васильева.

Существует множество биологических механизмов передачи материнских эмоций ребенку. Когда мать чувствует тревогу, ее тахикардия в считанные секунды вызывает тахикардию у ребенка, а когда испытывает страх, плод через 50 секунд может испытывать гипоксию из-за изменившегося состава крови в матке. Французский психоаналитик Франсуаза Дольто обнаружила ранние истоки детских неврозов и болезней: «Оказалось, что события, которые произошли в семье человека, пускай даже до его рождения, когда он был зародышем в материнской утробе, — если его мать страдала от них и у нее не было никого, с кем она могла бы об этом поговорить, эти события способны вызвать у неродившегося младенца невроз. Этот ребенок своим телом будет выговаривать страдание, которое убила в себе его мать».

Читайте также:  Нарисовать плакат ко всемирному дню людей с ограниченными возможностями здоровья под девизом

Некоторые виды депрессии также могут закладываться внутриутробно. Если мать из-за болезни или сильного расстройства, или нежелания своего ребенка лишает его своей любви, внимания и эмоциональной поддержки, эта утрата вызывает у него депрессию. Результат – апатичный новорожденный или постоянно обиженный ребенок в будущем. Мы можем говорить, по меньшей мере, о трех каналах, обеспечивающих возможность общения матери и ребенка: химическое или гормональное, поведенческое общение, эмоциональная связь.

Но не стоит воспринимать информацию так, что любое маломальское ощущение стресса приводит к необратимым последствиям. На самом деле, кратковременные перепады настроения матери готовят ребенка к переживанию нормативного стресса в будущем. Травмирующим же являются только длительные, устойчивые или крайне интенсивные события в жизни матери и ее мысли и отношение к ребенку, себе и к отцу. Более того, у ребенка есть несколько форм защиты: механический (водная оболочка, матка, подкожная жировая прослойка, кожа матери), и гормональный фон матери, который формирует особенности ее психики и настраивает на ребенка и защиту его (об этом в следующей статье).

«Многие женщины во время беременности говорят о том, что у них появляется рефлекс защищать своего ребенка как существо, уже рожденное. По этой причине они сознательно подавляли в себе нежелательные эмоции. Эти будущие матери разговаривали с ребенком, объясняли ему происходящее, успокаивали его. В это время ребенок «записывал» на клеточном уровне информацию о том, что в жизни есть взлеты и падения, которые можно всегда преодолеть. Таким образом, закладывалась основа сильного, выносливого человека» — Андре Бертин.

А.И. Захаров выделил несколько сфер, наиболее опасных для беременных женщин:

    Переживания из-за отношений с супругом, супружеские конфликты. Приводят к эмоциональной неудовлетворенности, отсутствию рефлекторного крика новорожденного (чаще у мальчика), у девочек подобные переживания матери часто способствуют угрозе выкидыша;

Существуют клинические данные, когда у матери, которая боялась поправиться и потерять фигуру, рождался ребенок с неразвитым или коротким пищеводом; у ребенка матери, которая переживала измену мужа, в будущем выявляются нарушения в развитии органов малого таза; нежелание матери отпускать ребенка и подольше находится в состоянии беременности приводят к переношенности, слабости родовой деятельности или обвитию пуповины в родах.

Несмотря на занятость, матери и отцы должны находить время для общения со своим ребенком, для решения своих проблем и для формирования своей материнской и отцовской компетенции. Хотим подчеркнуть, что природа отблагодарит родителей и особенно мать за ее осознанное родительство. Форма благодарности может быть самой различной:

  1. В значительном уменьшении трех отрицательных компонентов, присущих беременности: усталость, беспокойство, страх;
  2. Более легкие роды с итоговым ощущением единства с ребенком;
  3. Ребенок, выношенный осознанно и со светлыми ощущениями будет легче поддаваться воспитанию, меньше болеть, легче идти на контакт.

Таким образом, все более ясной в последнее время становится связь внутриутробного развития ребенка с его проблемами во взрослой жизни, и мы должны ответственно и серьезно относиться к первичному здоровью, как к фундаменту всего будущего ребенка, а следовательно, человека. Все больше мы утверждаемся в том, что не только здоровое питание, режим отдыха и гигиена формируют здоровье, а, в большей степени, связь ребенка с матерью, готовность к нему, желание его рождения, контакт с ним в период вынашивания и 1ый год создают весь вектор его дальнейшей жизни. Надо сказать, что после рождения перинатальная травма может усилиться, а может, наоборот, раствориться во взаимодействии матери и ребенка после родов. Поэтому очень важно иметь поддержку в этот период, чтобы возможно было вовремя все скорректировать!

Центр психологического консультирования и психотерапии «Психология74»

Адрес: г. Челябинск, ул. Курчатова, д 5В, оф. 308;
Телефон: +7 (351) 750-47-67

Источник

Adblock
detector