Группы здоровья у детей: комплексная оценка состояния здоровья
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Комплексную оценку состояния здоровья детей проводят с 3-летнего возраста.
Система комплексной оценки состояния здоровья основана на четырёх притих критериях:
- наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учётом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
- уровень функционального состояния основных систем организма;
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
- уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Основной метод получения характеристик, позволяющих комплексно оценить состояние здоровья, — профилактический медицинский осмотр.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребёнка или подростка с формализацией результата в виде определения группы здоровья происходит с обязательным учётом всех перечисленных критериев.
[1], [2], [3], [4]
Основные группы здоровья детей
В зависимости от состояния здоровья детей можно отнести к следующим группам:
- 1-я группа здоровья — здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
- 2-я группа здоровья — дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенёсшие тяжёлые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее М-1σ) или избыточной массой тела (масса более М+2σ). Также в данную группу включают детей, часто и/или длительно болеющих острыми респираторными заболеваниями; детей с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранно соответствующих функций;
- 3-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Так в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, причём степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребёнка, в том числе подросткового возраста;
- 4-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсации функциональных возможностей, с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии. Также в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определённой мере ограничивает возможность обучения или труда ребёнка;
- 5-я группа здоровья — дети, страдающие тяжёлыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличии осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Отнесение больного ребёнка или подростка ко 2-, 3-, 4- или 5-й групп здоровья осуществляет врач с учётом всех приведённых критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребёнка, медицинской карте ребёнка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований выносит (по своей специальности) точный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний либо заключение «здоров».
Комплексную оценку состояния здоровья ребёнка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.
Детям с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями (а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, (появление осложнений) по результатам профилактического медицинского осмотра комплексную оценку состояния здоровья не дают. В таких случаях необходимо проведение диагностического обследования в полном объёме. После получения результатов обследования выносят уточнённый диагноз и дают комплексную оценку состояния здоровья.
Все дети, независимо от группы здоровья, ежегодно проходят скрининговое исследование, по результатам которого уточняют необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.
Дети, отнесённые к 1-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объёме в сроки, определённые действующими нормативно-методическими документами.
Контроль состояния здоровья детей, отнесённых ко 2-й группе здоровья, осуществляет врач-педиатр при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно.
Дети, отнесённые к 3-4-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль состояния их здоровья и оценку эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляют на основании результатов диспансерного наблюдения.
Результаты комплексной оценки состояния здоровья в качестве скрининга могут сыграть роль в решении прикладных задач поддержания здоровья детей — отнесение к определённым группам для занятия физической физкультурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении их профессионального выбора, военной службы и др.
Комплексная оценка состояния здоровья детей до 3 лет жизни происходит в соответствии с приказом М3 СССР № 60 от 19.01.1983 г. и дополнениями 2002-2003 гг. При этом учитывают:
- особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического.
- социального анамнеза);
- физическое развитие;
- нервно-психическое развитие;
- уровень резистентности;
- функциональное состояние организма;
- аличие или отсутствие хронических заболеваний или врождёнж пороков развития.
Генеалогический метод — сбор родословных, т.е. прослеживание признака или болезни в семье, в роду с указанием типа родственных связей меж членами родословной.
Для скрининговой количественной оценки отягощённости генеалогического анамнеза используют показатель, называемый индексом отягощённости наследственного анамнеза (Jor), который можно рассчитать по формуле Jor = общее число больных родственников (о заболеваниях которых есть сведения, включая пробанда) / общее число родственников (о состоянии здоровья которых есть сведения, включая пробанда).
- 0-0,2 — отягощённость генеалогического анамнеза низкая;
- 0.3-0.5 — отягощённость умеренная;
- 0.6-0.8 — отягощённость выраженная;
- о 0,9 и выше — отягощённость высокая.
Дети с выраженной и высокой отягощённостью относятся к группе риска по предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Биологический анамнез включает сведения о развитии ребёнка в различные периоды онтогенеза.
- Антенатальный период (раздельно течение 1-й и 2-й половины беременности):
- токсикозы 1-й и 2-й половины беременности;
- угроза выкидыша;
- экстрагенитальные заболевания у матери;
- о профессиональные вредности у родителей;
- отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител;
- хирургические вмешательства;
- вирусные заболевания во время беременности;
- посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.
- Интранатальный и ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни):
- характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды);
- пособие в родах;
- оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.);
- оценка по шкале Апгар;
- крик ребёнка;
- диагноз при рождении и выписке из родильного дома;
- срок прикладывания к груди и характер лактации у матери;
- срок вакцинации БЦЖ;
- время отпадения пуповины;
- состояние ребёнка при выписке из родильного дома;
- состояние матери при выписке из родильного дома.
- Поздний неонатальный период:
- родовая травма;
- асфиксия;
- недоношенность;
- гемолитическая болезнь новорождённого;
- острые инфекционные и неинфекционые заболевания;
- поздний перевод на искусственное вскармливание;
- пограничные состояния и их длительность.
- Постнатальный период:
- повторные острые инфекционные заболевания; наличие рахита;
- наличие анемии;
- расстройства питания тканей в виде дистрофии (гипотрофия или паратрофия);
- наличие диатезов.
Сведения о биологическом анамнезе участковый врач-педиатр получает из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.
При наличии одного и более факторов риска в каждом из пяти перечисленных периодов онтогенеза следует говорить о высокой отягощённости биологического анамнеза. Наличие факторов риска в 3-4 периодах свидетельствует о выраженной отягощённости (группа высокого риска по биологическому анамнезу); в двух периодах — об умеренной отягощённости (группа риска по биологическому анамнезу); в одном периоде — о низкой отягощенности (группа внимания по биологическому анамнезу). Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребёнка, то биологически анамнез считают неотягощённым.
Степени неблагополучия в периодах внутриутробного развития ребёнка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. К стигмам дизэмбриогенеза относятся малые аномалии развития соединительной ткани (МАР), не приводящие к органическим или функциональным нарушениям определенного органа. В норме количество стигм составляет 5-7. Превышение порога стигматизации следует расценивать как фактор риска ещё не проявившейся патологии.
- полнота семьи;
- возраст родителей;
- образование и профессия родителей;
- психологический микроклимат в семье, в том числе в отношении к ребёнку;
- наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения;
- жилищно-бытовые условия;
- материальная обеспеченность семьи;
- санитарно-гигиенические условия воспитания ребёнка.
Данные параметры могут быть использованы для выделения социально неблагополучных семей и детей групп социального риска.
В форме 112/у в случае благополучного анамнеза следует писать кратко «Социальный анамнез благополучный». В случае неблагополучного aнaмнеза следует указать параметры, имеющие отрицательную характеристику. Неблагополучный социальный анамнез негативно сказывается на нервно-психическом развитии ребёнка, в дальнейшем может привести к неправильному формированию личности человека.
Источник
Что означает «2 группа здоровья» у ребенка?
Что такое «группа здоровья»? Какие они бывают? Чем отличается 2 группа здоровья у ребёнка от остальных групп? Какие детские заболевания попадают во вторую группу? Группа здоровья — это шкала, которая показывает состояние детского организма и степень развития маленького человека. Определяет ее участковый педиатр или медицинский работник в дошкольном учреждении на основании результатов проведенных обследований узкими специалистами. 2 группа здоровья у ребенка, установленная врачом, свидетельствует о незначительных отклонениях, небольших морфологических или функциональных аномалиях.
Что значит детская «вторая группа здоровья»?
Ко 2 группе здоровья относятся здоровые малыши, которые имеют определенные риски развития хронических болезней. Она подразделяется на следующие подгруппы:
- 2А — такие дети имеют отягощенный социальный, биологический или генеалогический анамнез, однако у них отсутствуют другие проблемы со здоровьем и физическим развитием;
- 2Б — малыши, находящиеся в группе риска, имеющие определенные морфологические или функциональные отклонения, часто болеющие (более 4 раз в год), с аномалиями конституции и другими проблемами со здоровьем.
Врачи относят детей ко 2 группе здоровья, опираясь на перечень самых распространенных отклонений в развитии и иных нарушений:
- недоношенность, переношенность, незрелость, диагностированная после появления на свет;
- малыш родился от многоплодной беременности;
- перинатальное поражение центральной нервной системы;
- внутриутробное инфицирование плода;
- малый вес при рождении;
- слишком большая масса тела новорожденного (4 кг и более);
- склонность к аллергическим реакциям;
- рахит на начальной стадии;
- дефицит массы тела по отношению к его длине с развитием истощения 1 степени;
- избыточная масса тела;
- аномалии конституции;
- шумы в сердце, скачки артериального давления, резкие изменения пульса, иные функциональные изменения сердечно-сосудистой системы;
- риск анемии (снижение показателя гемоглобина в крови до нижней границы нормы);
- проблемы с желудочно-кишечным трактом (периодическая потеря аппетита, боли в области живота);
- реабилитационный период после оперативного вмешательства;
- частые болезни, в том числе острые респираторные;
- состояние после перенесенной инфекции или неинфекционного заболевания, которое характеризовалось длительным ухудшением самочувствия (например, при пневмонии).
Как укреплять организм малыша, чтобы не попадать во вторую группу здоровья?
Для укрепления организма ребенка и предупреждения попадания во 2 группу здоровья важны следующие моменты:
- Хороший микроклимат в семье. Не стоит кричать на ребенка и друг на друга в его присутствии. Любое повышение голоса вызывает у детей сильный стресс. Подобное состояние ухудшает способность организма противостоять патогенам. Например, вирусы нередко «затаиваются» в клетках и ожидают малейшего ослабления иммунитета, чтобы атаковать и вызвать заболевание.
- Правильное питание. В рацион малыша следует включить больше продуктов, содержащих витамин A (каротин). Важно регулярно давать ему салаты из тертой сырой моркови со сметаной или пюре из тыквы со сливочным маслом, печеночные блинчики, яйца. Пища, обогащенная витаминами группы B (молочные и мясные продукты, каши, зеленые овощи, морепродукты), способствует нормализации обменных процессов, хорошо влияет на кроветворение. Необходимо есть больше свежих овощей и фруктов. Это кладезь витамина C, который отлично укрепляет иммунные силы детского организма. Следует помнить, что термическая обработка не лучшим образом влияет на состав таких продуктов. Немаловажным является и количество приемов пищи. У малыша должны быть не только завтрак, обед и ужин, но и второй завтрак, полдник. В сад или школу ребенку всегда нужно давать с собой легкий перекус (банан, йогурт, орешки) и питьевую воду.
- Режим дня. Необходимо приучить детский организм к определенным действиям, которые чередуются в определенном порядке и происходят в одно и то же время. Ложиться вечером спать и принимать пищу следует в строго установленные часы, как в будни, так и в выходные дни. Дневной сон также способствует укреплению иммунитета.
- Прогулки на свежем воздухе не менее 2 часов в день. Организм обогащается витамином D даже в пасмурную погоду. Не стоит кутать ребенка, ведь перегрев пагубно влияет на иммунитет. Важно одевать ребенка как себя, не добавляя лишние слои одежды.
- Закаливание. Можно использовать любые методы: обливания водой, ванночки для ног, контрастный душ.
- Гигиена.С самых ранних лет ребенку нужно прививать привычку мыть руки после прогулок и туалета, чистить зубы, принимать душ или ванну.
- Регулярная влажная уборка и проветривание квартиры или дома. Пыль, плесневые споры, останки насекомых, частицы человеческой кожи — все это оседает в жилых помещениях и попадает в дыхательные пути ребенка, если не убирать и не проветривать комнаты.
- Прививки. Например, вакцинация от гриппа — действенная профилактическая мера против сезонных инфекций, которая предупредит серьезное заболевание или позволит ему протекать легко и без осложнений.
Педиатры изучают анамнез ребенка, дают оценку отдельным показателям и относят его к определенной группе здоровья. 2 группа означает, что у малыша есть незначительные проблемы, не оказывающие существенного влияния на его образ жизни. Скорректировать такое состояние способен каждый родитель, соблюдающий врачебные рекомендации по укреплению иммунитета ребенка и поддерживающий хороший микроклимат в семье.
Автор-эксперт: Раиса Михайловна Ишимбаева,
врач-инфекционист
Обратите внимание: Ваши вопросы, комментарии и отзывы Вы можете оставить под статьей в разделе «Комментарии».
Источник