Детско-родительский клуб «Мы вместе»
материал
Детско-родительский клуб «Мы вместе»
для семей воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskii_klub.docx | 281.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Детско-родительский клуб «Мы вместе»
для семей воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии является в настоящее время весьма острой и актуальной. Коррекционная помощь таким детям — одно из приоритетных направлений в области образования. Это обусловлено тем, что неуклонно увеличивается рост количества детей с различными отклонениями в состоянии здоровья.
Обоснование необходимостиразработки родительского клуба : В настоящее время ежегодно увеличивается число дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). Ребенок с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ФЗ «Об образовании в РФ», ст.2 п. 16). В России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.
Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая расстройства аутистического спектра. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от относительно легко устраняемых трудностей до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.
Детско-родительский клуб организован как форма психологической поддержки, психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов, в котором объединяются усилия семьи и педагогов в совместных действиях по развитию и воспитанию детей, чтобы раскрыть возможности совместной работы, повысить степень участия родителей в жизни своего ребенка. В основу работы с семьей положено стремление помочь родителям в воспитании и социализации детей с ОВЗ.
Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.
Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам воспитания и развития аномального ребенка, незнание родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т.д.
Успешная работа с воспитанниками невозможна без участия родителей, ведь именно они оказывают самое большое влияние на развитие ребенка. Исследованиями проблем оказания помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, занимались И.И. Мамайчук, О.В. Солодянкина, Е.М. Мастюкова, М.М. Семаго, В.В. Ткачева и др.
Цель созданияи функционирования родительского Клуба — Повышение психолого-педагогической культуры родителей, путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем; создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, способствующих формированию равноправных партнёров.
- формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития;
- расширить видение родителями своих воспитательных функций в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- познакомить родителей с эффективными методами родительско-детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка;
- формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами ДОУ, участию во встречах клуба;
- способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.
Срок реализации Клуба – 1 учебный год.
Занятия родительского Клуба проводятся примерно 1 раз в квартал (4 встречи).
Продолжительность и время проведения одного занятия 35-40 минут.
Предполагается, что основной состав группы Клуба будет постоянным, это позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал и замотивировать родителей на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях.
Планработы Клуба представлен в виде перечня заседании, тематики клубных встреч для родителей. В течение учебного года план может корректироваться в зависимости от запросов, потребностей участников клубных встреч.
В реализации заседаний принимают участие специалисты разного профиля: педагог-психолог, учитель-логопед, медсестра, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации, интеграции, развития детей-инвалидов с множественными нарушениями.
Основные принципы работы Клуба : добровольность, компетентность, индивидуальный подход, открытость, постоянство обратной связи, соблюдение этических норм, диалогизация взаимодействия.
Участниками Клуба могут быть : родители воспитанников, другие социально ответственные родственники несовершеннолетних.
Приветствуется участие в родительских встречах других членов семьи (бабушек, дедушек, других членов семьи детей с ОВЗ), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка, участвуют в его воспитании.
Формы организации работы Клуба : «круглый стол», психологический практикум, тренинги, «мастер-классы», обсуждение опыта семейного воспитания, коллективные творческие работы и др.
Структура заседаний Клуба:
1. Теоретическая часть – проводится в форме живого диалога (а не в форме лекции-поучения), родители в доступной форме получают информацию по теме заседания, задают вопросы, формулируют проблемы, активно участвуют в обсуждении.
2. Практическая часть – предполагает реализацию (или хотя бы «репетицию» реализации) приёмов, подходов, методов, способствующих разрешению обозначенных проблем.
3. Коммуникативная, интерактивная часть – подразумевает обязательное взаимодействие всех участников в различных специально созданных ситуациях (игровых, тренинговых).
4. Обратная связь – момент рефлексии, тот этап, на котором все участники Клуба могут проанализировать полученную информацию и впечатления, поделиться своими мыслями и ощущениями. На этапе «обратной связи» родители могут получить небольшое «домашнее задание» по теме заседания, буклеты, распечатки с рекомендациями, заданиями и тому подобные практические материалы, чтобы использовать их в процессе воспитания ребёнка.
Главные принципы при подготовке материалов к каждому этапу заседания это:
— отсутствие назидательности и нравоучений;
— «авансирование» тех положительных качеств и свойств, которые мы хотели бы сформировать.
Принципы работы с родителями детей с ОВЗ:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, с учителем-логопедом, воспитателем, муз. руководителем, с инструктором по физической культуре, родителями.
4. Принцип доступности.
Концепция взаимодействия ДОУ и семьи:
1. Семья – центр жизни ребенка.
2. Семья держит в своих руках важнейшие рычаги самочувствия ребенка и его развития.
3. Семья – величина постоянная, тогда как педагоги, воспитатели и детские учреждения приходят и уходят.
4. Каждый родитель – эксперт по своему ребенку, его первый воспитатель и педагог.
5. Педагоги – профессиональные консультанты, помощники и доверенные лица родителей в деле воспитания и образования, которое с отдачей ребенка в детский сад не перестает быть их собственным делом.
Предполагаемый ожидаемый результат
- Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка, желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения.
- Участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка.
- Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации т.д.).
- Расширение круга общения среди родителей учреждения.
Содержание заседаний родительского клуба «Мы вместе»
Тема заседания №1 – «Наши дети»
Ознакомление участников с целями и задачами Клуба; формирование установки на активную работу и доверительные отношения; предоставить родителям практические рекомендации, которые помогут сформировать позитивное отношение к ребенку; стимулировать родителей к позитивной и продуктивной совместной деятельности с детьми.
Предоставить информацию об особенностях семейного воспитания; провести экспресс-диагностику родительских установок, подвести родителей к осознанию связи между стилем воспитания семье и особенностями поведения ребенка; создание оптимальных условий для осознания родителями особенностей их взаимоотношений с детьми.
В практическую часть включены игры, направленные на развитие чувства принадлежности к группе, приобретение родителями нового чувственного опыта при взаимодействии с детьми.
Коммуникативная, интерактивная часть
Примерные формы организации:
1) телесно-ориентированные упражнения;
Возможные формы организации:
1) буклет с практическими рекомендациями «Как прожить день без нервотрёпки…»
2) домашнее задание: изготовить с детьми «Тетрадь моих достижений»
3) вопросы, пожелания родителей.
Тема заседания №2 – «Мама, папа, я – вместе мы спортивная семья»
Активное включение родителей и детей в содружество «врач-педагог-семья» с целью гигиенического воспитания детей, привития им навыков здорового образа жизни.
Для обсуждения предлагаются тезисы, раскрывающие различные грани понятия «здоровье», рассматриваются вопросы, связанные с профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний, неврозов, заболеваний органов зрения, слуха.
В практическую часть включены упражнения и игры, направленные на развитие стрессоустойчивости.
Коммуникативная, интерактивная часть
Примерные формы организации:
Возможные формы организации:
1) анкета для родителей и детей «Вредные привычки»;
2) буклет «Сохраним главное…»;
3) «Письмо» для родителей с рекомендациями по организации правильного режима дня;
4) вопросы, пожелания родителей.
Тема заседания №3 – «Я родитель, а это значит»
Профилактика жестокого обращения и насилия в семье, рассмотреть подходы к эффективным дисциплинарным методам воздействия, помочь родителям наладить общение с ребёнком.
Ознакомление с родительскими обязанностями и правами ребенка, с видами жестокого обращения и насилия несовершеннолетних детей, для обсуждения предлагаются тезисы, позволяющие родителям «проанализировать и протестировать» свои родительские установки, взглянуть по-новому на свои методы поощрения и наказания.
В практическую часть включены игры и упражнения, направленные на формирование навыков конструктивного поведения через ролевую игру.
Коммуникативная, интерактивная часть
Примерные формы организации: интеллектуальные соревнования «Права и обязанности».
Возможные формы организации:
– буклет «Прежде чем применить физическое наказание к ребенку, остановитесь!»
– вопросы, пожелания родителей.
Тема заседания №4 – «Папа, мама, я – счастливая семья»
Попытаться раскрыть такую важную тему, как детско-родительские отношения, рассмотреть подходы к эффективным методам взаимодействия, помочь родителям наладить общение с ребёнком.
Для обсуждения предлагаются определить тезисы, позволяющиеся расширить возможности понимания психологических особенностей своего ребенка, Способствующие повысить интерес родителей к внутреннему миру ребенка.
В практическую часть включены игры и упражнения, направленные на формирование навыков конструктивного поведения через ролевую игру, на развитие чувства принадлежности к группе, а также на развитие любознательности.
Коммуникативная, интерактивная часть
Примерные формы организации:
– общий танец в круге, хороводы и т.д.
Возможные формы организации:
– анкета о работе Клуба «Семейная гостиная»
– пожелания родителей (направления, темы заседаний, количество заседаний, приглашённые специалисты и т.д.)
Тема заседания №5 – «Мы вместе»
Создание ситуации и условий для взаимодействия и сотрудничества детей совместно с родителями в игровой ситуации, ролевых играх.
Для обсуждения предлагаются определить тезисы, позволяющие проанализировать и выделить преимущества больших семей, особенности воспитания детей, принцип «сравнивания». Для примера, выступление многодетной матери, обмен опытом.
В практическую часть включены игры и упражнения, направленные на формирование навыков конструктивного поведения через ролевую игру.
Коммуникативная, интерактивная часть
Примерные формы организации:
– общий танец в круге, хороводы;
– совместное пение под караоке и т.д.
Возможные формы организации:
– анкета о работе Клуба «Счастливая семья»
– пожелания родителей на будущий учебный год (направления, темы заседаний, количество заседаний, приглашённые специалисты и т.д.)
Тема заседания №6 – «Семейные ценности»
Сделать жизнь детей в семье интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, формированию семейных традиций.
Для обсуждения предлагаются варианты, как можно разнообразить и заполнить досуг в семье, проанализировать и выделить преимущества совместных мероприятий в семье. Познакомить одним из путей, таких как музыкотерапия, театральная деятельность и др.
В практическую часть включены театральные постановки, с привлечением детей и их родителей, импровизация.
Коммуникативная, интерактивная часть
Примерные формы организации:
– танцевальные и вокальные номера;
– совместное пение под караоке и торжественное чаепитие.
Возможные формы организации:
– анкета о работе Клуба «Семейная гостиная»
– пожелания родителей (направления, темы заседаний, количество заседаний, приглашённые специалисты и т.д.)
Источник