Пропаганда здорового образа жизни в работе клубных учреждений
Здоровье населения, особенно подрастающего поколения, является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Актуальность данной проблемы заключается в том, что на сегодняшний момент здоровье детского населения РФ оценивается как критическое. Исходя из этого, основными направлениями обеспечения национальной безопасности в сфере здоровья нации сегодня являются усиление профилактической направленности здравоохранения, ориентация на сохранение здоровья человека, совершенствование в качестве основы жизнедеятельности общества института семьи, охраны материнства, отцовства и детства. Осознается важность создания мотиваций и условий для здорового образа жизни (ЗОЖ). Под пропагандой ЗОЖ понимается широкий спектр деятельности, направленной на то, чтобы люди ответственное относились к своему здоровью и располагали необходимой информацией для его сохранения и укрепления. И здесь большую роль могут оказать клубные учреждения, у которых имеется значительный опыт в области воспитательного воздействия на население, особенно на детей и подростков. Активную поддержку на правительственном уровне пропаганда ЗОЖ получает в советский период истории нашей страны. Она была неотъемлемой частью коммунистического воспитания и «массовым фактором повышения производительности труда и борьбы с профессиональными вредностями производства». Кроме того, пропаганда физкультуры становится в это время одним из мощнейших инструментов, направленных на развитие массового спорта и повышения обороноспособности страны. В это дело подключались множество организаций различных ведомств, в т. ч. и клубные учреждения [37].
Важной составляющей пропаганды ЗОЖ являлась антиалкогольная пропаганда, усилившаяся в годы «перестройки». Под влиянием постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» стали проводиться безалкогольные праздники и обряды. Развитие получили клубы трезвости, организованные при клубах, домах и дворцах культуры, красных уголках цехов предприятий. Пропаганде здорового образа жизни способствовали и физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые клубными учреждениями, проводились культурно-спортивные праздники, тематические вечера, спортивные викторины, походы
выходного дня и другие спортивные состязания. Весьма распространенными были соревнования «Всей семьей — на лыжи», «Папа, мама и я — спор-
тивная семья. В кризисные 1990-е годы из-за недостатка финансирования прекратили действовать при клубных учреждениях многие оздоровительные центры, комнаты психологической разгрузки и здоровья. Забылись распространенные раньше среди любителей физической культуры мероприятия «Поезд здоровья», «Всей бригадой на стадион» [35].
Здесь можно выделить не только материальный фактор, но и нежелание людей участвовать в мероприятиях, когда-то насаждавшихся руководством.
Сказался и недостаток свободного времени из-за двойной занятости части населения, увеличение числа люмпенов. Только в конце 1990-х годов можно было говорить о возрождении массовой спортивно-физкультурной работы. В начале XXI в. Начался процесс восстановления в клубных учреждениях упраздненных коллективов физической культуры и штатных физкультурных работников. В пропаганде здорового образа жизни вновь стали использоваться кино и видео средства. Например, во многих клубных учреждениях краснодарского края для школьников проводились кинолектории по борьбе с пьянством, курением и наркоманией. [11, с. 90].
В современное время деятельность учреждений культуры по пропаганде здорового образа жизни имеют специфический характер, обремененный современной действительностью. Большую роль занимает работа по формированию ЗОЖ у подростков и молодежи. В условиях ослабления воспитательной функции семьи и общеобразовательных учреждений, коммерциализации инфраструктуры досуга, распространения средствами массовой информации низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, подростки и юноши нередко поиску выхода из сложных жизненных ситуаций предпочитают употребление психоактивных веществ. 9 июня 2010 года был принят указ Президента Российской Федерации Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации . На территории Краснодарского края была введена работа по профилактике наркомании, табакокурения и алкоголизма с обучающимися «Антинарко». Предусматривалось: организация досуга детей и подростков, создание клубов по интересам, кружков и объединений, расширение сети детских и подростковых клубов при учреждениях культуры. Спортивные любительские объединения стали весьма распространенными и среди людей с ограниченными возможностями.
Следовательно, можно сделать вывод понимание государством социальной значимости данной проблемы предопределило разработку государственных и краевых программ по Формированию здорового образа жизни у населения. Социально культурные учреждения приняли упор на проведение разнообразных мероприятий по формированию здорового образа, это и театрализованные представления, выступление лекторов, концерты, КВН, спортивно-массовые мероприятия, квесты. клубов есть свои преимущества перед другими организациями культуры и спорта в этой сфере деятельности. Они обусловлены широтой их функций, альтернативностью средств и методов воспитательного влияния на различные социальные группы. Здесь у населения есть возможность развивать самодеятельные начала, проявлять свою культурную активность. Особенно это актуально для детей и подростков, которые с учетом собственных интересов и способностей могут вступить в какое-либо клубное объединение, способствующее формированию здорового образа жизни.
1.3. Функции учреждений культуры по формированию здорового образа жизни подростков, на примере ЦКС Ленинградского района.
Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Функции подвергаются изменению во времени — от возникновения к становлению до полной зрелости. В зависимости от длительности тех или иных этапов развития социально-культурной деятельности ее функции подразделяются на:
1.постоянные, 2. основные, (присущие большинству социально-культурных институтов), 3. вспомогательные, 4. временные, (возникающие и исчезающие на определенных временных отрезках).
В качестве одного из главных оснований для классификации функций следует принять, прежде всего, развивающий характер самой социально-культурной деятельности, осуществляемой деятелями культуры и искусства на профессиональной и непрофессиональной основе, в его свободное или рабочее время. Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или иначе, подчинена развитию и саморазвитию личности, ее социальному самоутверждению. [12, с. 42].
Социально-культурная деятельность является мощным средством
воздействия на личность, способствует формированию мотивов, ценностей,
установок, определяющих здоровый образ жизни. Также социально-культурная деятельность рассматривается, как самостоятельная система социализации, социального воспитания и образования. Культурно-досуговые технологии направлены на воспитание у подростков культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированию представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни. Они выступают как средство формирования у подростков личностно значимых и социально одобряемых качеств, способствующих деятельному, рациональному отношению их к своему свободному времени, освоению культурных ценностей, духовному обогащению, реализации педагогических отношений в процессе досугового взаимодействия и в процессе развития и сохранения здоровья. В социокультурной деятельности можно выделить следующие социализирующие функции формирования ориентации подростков на ЗОЖ средствами культурно-досуговой деятельности: социально-культурная, психологическая, синдикативная, профилактическая, адаптивная, коррекционная, ценностно-ориентационная, коммуникативная. [14, с. 69].
Рассмотрим каждую подробнее:
К социально-культурной функции будет относится — деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самореализации каждого подростка и крупы в сфере досуга. В данную функцию будет входить, вовлечения подростков в активные формы досуга: кружки, секции, клубные любительские объединения. Культурно-досуговая деятельность – составная часть социокультурной деятельности, помогает в решении многих социальных проблем своими разнообразными средствами, формами, методами. Социально культурная функция тесно связана с синдикативной функцией, как средством объединения людей. Подростки имеют склонность объединяться в большие и малые социальные группы как для выполнения совместной деятельности, так и просто для того, чтобы почувствовать себя частью какой-либо общности. Именно поэтому она важна на подсознательном уровне для каждого конкретного подростка. Что касается реализации этой функции в подростковой среде, то она активно осуществляется за счет создания различных общественных движений и объединений людей с общими интересами или целями, в ЦКС Ленинградского района данная функция прослеживается при организации работы клубного любительского объединения «Вектор+».
Психологическая и адаптивная функции в формировании здорового образа жизни в подростковой среде играют важную роль ведь специалист по работе с молодежью должен учитывать все особенности подросткового развития и находить подход к каждому несовершеннолетнему. К психологической и адаптивной функциям в КДД будут относится включение в свою деятельность такие методики, как тренинги, ролевых игр, дискуссий, индивидуальные беседы, проведения тестов.
Профилактическая функция в работе социально-культурных учреждений в работе с подростками, организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося поведения, влияет на формирование нравственно-правовой устойчивости, организует систему мер социального оздоровления.
Коррекционная функция — осуществляет коррекцию всех воспитательных влияний социально-культурных учреждений, оказываемых на подростков в том числе и неформальной. Данная функция усиливает или фокусирует позитивные влияния и нейтрализует или переключает негативные влияния, осуществляет коррекцию самооценки подростков, при необходимости коррекцию статуса ребенка в коллективе, группе сверстников, помогает избавиться от привычек, наносящих ущерб здоровью.
Ценностно-ориентационная функция – включает в себя формирование умения и навыки, способности, самовоспитание, коммуникативные отношения, самоопределение в обществе. Устойчивое приобщение к ценностям адаптивной физической культуры является залогом здоровья, жизнеспособности, формирования здорового образа жизни.
Но для каждого отдельно взятого несовершеннолетнего имеют значение ценности индивидуального существования, которые включают познание самого себя, отношение к своему здоровью и поведению.
Коммуникативная функция – в учреждениях культуры данная функция реализуется через общение между субъектами, которое несет трансляцию социального опыта целых поколений, к данной функции относятся и работа по сохранению и развитию традиционной народной культуры малой Родины – Кубани. Это поддержка фольклорных коллективов, сбор фольклорно-этнографических материалов через общение с носителями культуры. Фольклор является действительным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания [20, с.39].
Следовательно, исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что для продуктивной работы социально-культурные учреждения по формированию здорового образа жизни подростков необходим комплексный подход с использованием различных функций социокультурной деятельности обеспечивающих реализацию механизма усвоения культуры. а именно Вовлечение подростков в продуктивное, творческое общение, основанное на законах формирования межличностных отношений, формирование мотивации личности подростка к познанию и творчеству, вовлечение подростка в социально-значимую для него деятельность, участие в тренингах, деловых играх, лекциях, ролевых играх, дискуссиях, Создание культурной среды, направленной на эффективное формирование ориентации подростков на здорового образа жизни.
Источник
Разработка клубного часа по ЗОЖ
специалист в области арт-терапии
МБОУ «Сармановская гимназия»
Разработка клубного часа для превоклассников
«Быть здоровым – это здорово!»
Разработала: воспитатель ГПД
МБОУ «Сармановская гимназия»
Описание: сценарий клубного часа по здоровому образу жизни для учащихся начального звена предназначен для воспитателей и учителей начальных классов коррекционных школ, для студентов — дефектологов. Способствует обобщению и систематизации знаний учащихся о здоровом образе жизни.
Цель: систематизация и обобщение знаний учащихся начальных классов о здоровье и здоровом образе жизни.
Задачи:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся начальных классов о здоровом образе жизни, повторить и закрепить словарь по данной теме.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, прививать навыки здорового образа жизни.
Коррекционно-развивающая: развивать логическое мышление, память познавательный интерес, расширять кругозор учащихся, развивать речь учащихся во время праздника.
Оборудование: презентация, карточки, таблички, музыкальный центр, атрибуты подвижной игры-эстафеты.
Предварительная работа: подготовка сценария праздника, изготовление мультимедийной презентации, подготовка музыкального сопровождения, табличек и карточек для игр, подготовка атрибутов для подвижной игры.
Речевой материал: здоровье, здоровый образ жизни, режим дня, правильное питание, валеология, личная гигиена, физкультура.
Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Ведущий: Слово «здравствуйте» является волшебным! Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Ведущий: Слово «здравствуйте» — это пожелание другому человеку здравия, то есть здоровья и долгих лет жизни. Есть различные формы приветствия. Назовите, какие еще формы приветствия вы знаете? Давайте, спросим об этом у самых маленьких учащихся нашего праздника.
Дети: Доброе утро, добрый день, добрый вечер.
Ведущий: Правильно, ребята. Люди, встречаясь, здороваются и желают друг другу при встрече добра и здоровья. Ребята, а что такое здоровье?
Ответы детей.
Ведущий: Здоровье – это хорошее физическое состояние, хорошее самочувствие, хорошее настроение. И я рада приветствовать вас на нашем празднике. Сегодня на празднике мы с вами будем говорить о здоровье и здоровых привычках, будем много играть и веселиться. А на наш веселый праздник пришел очень важный гость.
Выходит гость и поет жестовую песню.
Жестовая песня «Если хочешь быть здоров, то закаляйся!»
Зожик: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Зожик, я житель страны ЗОЖ. Ребята, а как называется наука о здоровье?
Дети: Валеология.
Зожик: Правильно, это наука валеология. Она учит вас быть красивыми, умными и веселыми детьми, а самое главное, быть здоровыми и добрыми. Ученые всего мира думают о том, как помочь человеку жить не болея, сберечь и сохранить хорошее здоровье, поэтому они и придумали эту науку.
А вы знаете, как можно жить не болея?
Дети: Да!
Ведущий: Дорогой Зожик, наши дети хорошо знают правила здорового образа жизни, имеют только здоровые привычки и много занимаются физкультурой и спортом.
Зожик: Молодцы, ребята. А я хочу предложить вам совершить путешествие в страну «ЗОЖ». Путешествуя в страну «ЗОЖ», вы узнаете много нового и интересного. В моей стране есть свои правила, которые надо знать. Если вы выучите все эти правила и будете их применять, то станете полноправными гражданами страны «ЗОЖ».
Ведущий: Ребята, вы согласны совершить путешествие в страну «ЗОЖ»?
Дети: Да!
Зожик: Тогда мы прямо сейчас отправляемся в мою страну. Первая наша остановка «Личная гигиена». Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Правила личной гигиены».
Дидактическая игра «Правила личной гигиены»
Учащимся предлагаются карточки. Нужно правильно распределить верные и неверные правила личной гигиены. Например, постоянно делай утреннюю зарядку, перед сном необязательно умываться, содержи волосы в порядке, свои вещи можно бросать на стул и т.д.
Дети играют.
Зожик: Молодцы, ребята, отлично справились с моим первым заданием. Следующая остановка называется «Режим дня».
Ведущий: Ребята, а что такое режим дня?
Дети: Режим дня — это распорядок дня.
Ведущий: Режим дня — это форма организации деятельности человека в течение суток. Правильно составленный режим дня помогает поддерживать здоровье человека.
Зожик: Ребята, а вы делаете по утрам зарядку? (Да!) Давайте сейчас все вместе сделаем зарядку по ритмичную музыку.
Физминутка «Моё утро»
Зожик:
Как проснешься, не соскакивай с постели, потянись!
Солнцу, маме, папе улыбнись!
Надо дверь, окно, иль форточку открыть,
Поскорее свежий воздух в дом пустить!
Ведущий:
Вот пора уже к зарядке приступать!
Все суставы и все мышцы поразмять!
Руки, ноги по порядку поднимать.
И, при этом, спину правильно держать.
Зожик:
Зубы чистить всем пора и умываться,
Душ холодный принимать иль обливаться.
Не болей, здоровый будь, всем улыбайся,
Спорт люби, ходи в походы, закаляйся.
Ведущий:
Чтобы в школе получать оценку «пять»,
Чтобы маме, папе, другу помогать,
Чтобы Родине любимой служить,
Надо крепким и здоровым быть!
Зожик: Вам понравилась моя зарядка? (Да!). А теперь давайте поиграем. Игра называется «Мой режим дня».
Дидактическая игра «Мой режим дня»
Учащимся предложены картинки. Необходимо составить по картинкам схему «Мой режим дня». Отметить правильный режим дня и где были допущены ошибки.
Дети играют.
Зожик: Молодцы, ребята. Вы справились с этим заданием. Следующая наша остановка «Здоровое питание». Ребята, для чего человек ест пищу?
Ответы детей.
Зожик: Человек ест пищу, чтобы ходить, бегать, смеяться, работать, учиться, то есть, жить и расти.
Ведущий: Именно с пищей в организм человека попадают все необходимые для жизни элементы и питательные вещества.
Зожик: Чтобы вырасти здоровым, нужно соблюдать режим питания.
Ведущий: Вы должны помнить, что взрослые заботятся о детях, готовят для них вкусную, здоровую пищу, вкладывают в нее свою энергию и желание, чтобы каждый ребенок вырос здоровым и крепким. Вы должны уважать труд взрослых и не оставлять пищу на тарелках.
Зожик: Каждый продукт питания имеет свою ценность, содержат витамины и белки. Но есть и вредные продукты, которые наносят нашему организму вред. Давайте узнаем, какие продукты полезны, а какие не нужно употреблять в пищу?
Дидактическая игра — эстафета «Собери корзинку».
Для игры приглашаются три команды. Каждой команде дается задание (первая команда должна собрать в корзинку фрукты, вторая — собрать в корзинку овощи, третья — собрать в корзинку вредные для здоровья продукты). Побеждает та команда, которая первая правильно собрала свою корзинку.
Дети играют.
Зожик: А сейчас я хочу проверить, как ребята и ваши педагоги знают правила здорового питания. Игра называется «Закончи предложение»
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Ведущий говорить незаконченное предложение о правилах здорового питания, а зрители должны закончить предложение.
1. Пища должна быть разнообразной, ее нужно принимать в одно и тоже _________. (время)
2.Перед едой тщательно мойте _______. (руки)
3. Ешь медленно, тщательно пережевывая _______. (пищу)
4. Жуй пищу с закрытым _______. (ртом)
5. Ешь больше овощей и ___________ (фруктов), они полны _______ (витаминов).
Ведущий: Ну, Зожик, ты убедился, что наши ребята на отлично знают правила здорового питания.
Зожик: Да, ребята, молодцы. А вы любите заниматься физкультурой?
Дети: Да!
Ведущий: Конечно, наши ребята любят заниматься физкультурой. Ведь физкультура помогает не только лечить, но и упражнять, развивать, укреплять наши мышцы, формировать скелет и наши кости. Она помогает развивать такие качества, как внимательность, точность, настойчивость и волю.
Зожик: А у меня для вас есть последняя интересная игра, которая называется «Посмотри и повтори».
Подвижная игра «Посмотри и повтори»
Учащиеся под музыку повторяют движения, которые им показывает Зожик и его помощники. Кто лучше повторил, тот и победил.
Дети играют.
Зожик: Вот и закончилось наше путешествие в страну «ЗОЖ». Я надеюсь, что вы, ребята, всегда будете вести здоровой образ жизни, и мы навсегда останемся друзьями. Помните, что ваше здоровье – в ваших руках! До свидания, друзья, до новых встреч!
Ведущий: Спасибо тебе, Зожик, за такое чудесное путешествие. Давайте, ребята, поблагодарим нашего друга и попрощаемся.
Дети: Спасибо! До свидания!
Зожик уходит.
Ведущий: А наш праздник подошел к концу. До свидания и будьте здоровы!
Источник