Министерство здравоохранения Российской Федерации
Санкт-Петербургская государственная медицинская академия
им. И.И. Мечникова
МЕТОДЫ ОБЪЕКТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗДОРОВОГО И БОЛЬНОГО РЕБЕНКА
Учебное пособие для студентов
лечебного, медико-профилактического факультетов
и факультета иностранных учащихся медицинских ВУЗов
УДК 616-053.2:613.95 (06)
Н.Н. Муравьева, к.м.н., доцент; Т.А. Клиорина, к.м.н., доцент; Е.О. Калиничева, к.м.н., доцент; Л.И. Кравченко, к.м.н., доцент; М.И. Соколова, к.м.н., доцент; Е.Г. Храмцова, к.м.н., доцент; А.Э. Эглит, к.м.н., доцент, В.П. Алексеенко, к.м.н., ассистент.
«Методы объективного обследования здорового и больного ребенка» Учебное пособие для студентов лечебного, медико-профилактического факультетов и факультета иностранных учащихся медицинских ВУЗов. – СПб: СПбГМА, 2009. – 68 с.
В учебном пособии изложены основные методы и принципы объективного исследования здоровых и больных детей с учетом анатомо-физиологических осо-енностей, а также семиотика заболеваний детей и подростков. После каждого раз-
дела предлагается перечень вопросов для самоконтроля усвоенного материала.
Учебное пособие предназначено для студентов лечебного, медико-профи-лактического факультетов и факультета иностранных учащихся медицинских ВУЗов.
медицинская академия им. И.И Мечникова, 2009
«Медицина изучается у постели больного, а не в классе»
Сэр Вильям Ослер (1849-1919)
Общие правила проведения объективного осмотра здорового и больного ребенка.
Перед началом осмотра ребенка врачу нужно познакомиться с ним и его родителями. При разговоре с пациентом следует быть доброжелательным, чтобы снять тревожное настроение, создать доверие к врачу. Абсолютно недопустимо использование слов и терминов, которые способны вызвать беспокойство ребенка или его родителей относительно неблагоприятного прогноза, неблагополучного течения болезни или нерациональности терапии.
Внешний вид врача должен быть аккуратным. При осмотре ребенка необходимо иметь выдержку и терпение, поскольку во время осмотра маленький пациент должен быть спокоен. Объективное исследование нужно проводить при ярком (лучше дневном) освещении. Ребенок до 3-х лет должен быть полностью раздет; детей старшего возраста следует раздевать постепенно по мере осмотра. При нахождении больного в постели врачу удобнее проводить осмотр, расположившись, справа от пациента. Осмотр зева и другие исследования, способные вызвать неприятные ощущения у больного, должны выполняться в последнюю очередь.
Объективное исследование ребенка начинается с оценки общего состояния, о котором можно судить по следующим критериям: положение в постели, сознание, активность поведения, при этом также учитываются жалобы больного и данные, полученные в процессе всего осмотра. При описании объективного статуса оценка общего состояния ставится на первое место. Общее состояние больного может быть удовлетворительным, средней тяжести, тяжелым, крайне тяжелым. Об удовлетворительномсостоянии можно говорить тогда, когда у пациента отсутствуют жалобы, а при объективном исследовании не выявляются симптомы, свидетельствующие о нарушении функций жизненно важных органов. Состояниесредней тяжестихарактеризуется наличием серьезных жалоб и признаков субкомпенсации функций отдельных жизненно важных органов и систем. Притяжеломсостоянии жалобы резко выражены, а также имеет место декомпенсация основных физиологических систем организма.Крайне тяжелоесостояние характеризуется усугублением расстройств функций жизненно важных органов и появлением признаков, угрожающих жизни ребенка.
Врач должен обратить внимание на настроение пациента (ровное, спокойное, приподнятое, возбужденное, неустойчивое) и интерес к окружающему. Затем проводится оценка положения ребенка в постели, которое может быть активным, пассивным или вынужденным. При активном положении ребенок может принять в постели любую позу, совершать активные движения. О пассивном положении говорят в том случае, если ребенок не может изменить своего положения без посторонней помощи. Если для облегчения своего состояния ребенок принимает определенные позы, то говорят о вынужденном положении. Оценивая сознание больного, врач принимает во внимание реакцию на окружающее, произвольные движения, рефлексы. Сознание может быть ясным, сомнолентным, сопорозным. При сомнолентном состоянии сознания реакция на окружающее замедлена и понижена, ребенок реагирует плачем на раздражение, на вопросы отвечает вяло. При сопорозном состоянии сознания реакции на окружающее нет, но сохранена реакция на болевые раздражения. Потерю сознания определяют как коматозное состояние (кома).
Источник
Клиническое обследование здоровья детей
Схема проведения общего осмотра представлена ниже в виде традиционного ппана клинического обследования ребенка.
Кожа и слизистые оболочки. Окраска кожных покровов может быть описана как бледно-розовая, красная, бледная, цианотичная (указать места наиболее выраженного цианоза), желтушная — степень выраженности жептухи и ее оттенок (зеленоватый, красноватый, истинно желтый, отметить прокрашивание кожи ладоней и стол).
Патологическая пигментация — общая или местная с указанием места ненормальной пигментации. Депигментация с указанием локализации
Наличие сыпи, кровоизлияний, расчесов, рубцов, ксантоппазм, шелушений, сосудистых звездочек, ангиом с указанием места и подробным описанием пос
Влажность кожных покровов — нормальная, сухая, выраженная потливость (гипергидроз): локальная или общая
Сальность кожных покровов. Наличие угревой сыпи, ее выраженность.
Дермографизм — белый, красный, смешанный, разлитой
Эластичность кожи — хорошая (нормальная), повышенная, пониженная.
Ногти — без изменений, ломкие, в форме «часовых стекол», наличие исчер-ченности, пятен и других патологических образований.
Окраска видимых слизистых оболочек — нормальная, бледная, желтушная, цианотичная, красная (гиперемия слизистых оболочек) Наличие патологических образований на поверхности слизистых оболочек.
Подкожно-жировая клетчатка. Степень развития — умеренная, слабая, чрезмерная Толщина кожной складки. Равномерность развития подкожно-жирового слоя. Жировики и другие подкожные образования (размер» форма, локализация)
Отеки — общие, местные Локализация отеков. Степень выраженности отеков (пастозность, анасарка и др.).
Лимфатическая система. Исследование лимфатических узлов производят сверху вниз околоушные, затылочные, подчелюстные, над и подключичные, подмышечные, локтевые, паховые, подколенные. При положительном результате ощупывания определяется их величина (размер в мм), консистенция, болезненность, подвижность, спаянность с другими тканями и (или) между собой, а также с кожей
Мышечная система. Общее развитие мышечной системы — хорошее, умеренное, слабое. Тонус мышц — нормальный, пониженный, повышенный Сила мышц оценивается в баллах Местная гипертрофия, атрофии, указать локализацию выявленных изменений.
Костно-суставная система. Исследование костей черепа, позвоночника, грудной клетки, конечностей: искривления, утолщения, периоститы, узуры, болезненность при пальпации и перкуссии Изменение конфигурации суставов припухлость, утолщения, состояние кожных покровов над суставами. Объем активных и пассивных движений Как показывает опыт, в большинстве случаев у больных с заболеваниями пищеварительного тракта удается выявить следующие клинические проявления синдрома хронической интоксикации и синдрома полигиповитаминоза, обложенное языка, заеды трещины каймы губ, гингивит и кровоточивость десен, сухость слизистых оболочек, фолликулярный гилеркератоз, сухость кожи, ломкость и исчерченность ногтей» шелушение кожи, экхимозы, общую слабость, раздражительность, боли в икроножных мышцах, утомляемость.
Источник
Ежегодное лабораторное обследование ребенка
Комплексное лабораторное обследование, включающее все основные показатели здоровья ребенка.
Ежегодные анализы в детском возрасте, профилактические (скрининговые) анализы в детском возрасте.
Laboratory check-up, Childhood, Child Health check-up.
Какой биоматериал можно использовать для исследования?
Венозную, капиллярную кровь, кал, среднюю порцию утренней мочи.
Как правильно подготовиться к исследованию?
- Детям в возрасте до 1 года не принимать пищу в течение 30-40 минут до исследования.
- Детям в возрасте от 1 до 5 лет не принимать пищу в течение 2-3 часов до исследования.
- Не принимать пищу в течение 12 часов до исследования, можно пить чистую негазированную воду.
- Исключить (по согласованию с врачом) прием мочегонных препаратов в течение 48 часов до сбора мочи.
- Исключить прием слабительных препаратов, введение ректальных свечей, масел, ограничить (по согласованию с врачом) прием медикаментов, влияющих на перистальтику кишечника (белладонна, пилокарпин и др.), и препаратов, влияющих на окраску кала (железо, висмут, сернокислый барий), в течение 72 часов до сбора кала.
- Полностью исключить (по согласованию с врачом) прием лекарственных препаратов в течение 24 часов перед исследованием.
- Сбор мочи рекомендуется производить до менструации или через 2-3 дня после её окончания.
- Исключить физическое и эмоциональное перенапряжение в течение 30 минут до исследования.
- Не курить в течение 30 минут до исследования.
Общая информация об исследовании
Для нормального роста и развития детского организма требуется нормальное функционирование всех органов и систем. Нарушение работы какого-либо одного органа в детском организме часто приводит к развитию целого комплекса нарушений и в итоге к таким последствиям, как отставание в росте, затруднения при обучении, нарушение внимания и памяти, плохой сон, быстрая утомляемость. Для того чтобы вовремя предупредить развитие серьезных заболеваний и их последствий у детей, рекомендуется проведение ежегодного профилактического (скринингового) лабораторного обследования. Наиболее удобным для педиатра и пациента является комплексный анализ, который включает все основные общеклинические и специфические тесты. Этот анализ составлен с учетом наиболее распространенных заболеваний детского возраста.
К общеклиническим тестам, входящим в состав этого комплексного анализа относятся общий анализ крови (ОАК), лейкоцитарная формула и скорость оседания эритроцитов (СОЭ), общий анализ мочи с микроскопией осадка и копрограмма. Эти анализы позволяют получить самую базовую информацию о состоянии здоровья. Так, изменения ОАК, лейкоцитарной формулы и СОЭ могут свидетельствовать о торпидно протекающей инфекции. ОАК – первый шаг к диагностике анемии и онкогематологических заболеваний, характерных для детского возраста (острых лейкозов). Анализ мочи – это основной метод оценки состояния мочевыделительной системы, позволяющий выявить признаки мочевых инфекций и заподозрить везикоуретральный рефлюкс, а также заболевания почек, характерные для детского возраста (липоидный нефроз, постстрептококковый гломерулонефрит, поликистоз почек). Копрограмма – основной способ оценки состояния нижних отделов и желез пищеварительного тракта и первый шаг к диагностике заболеваний, сопровождающихся нарушением всасывания питательных веществ и витаминов (мальабсорбцией), в том числе целиакии (глютеновой энтеропатии) и муковисцидоза. В копрограмме также могут быть обнаружены признаки воспаления (при хроническом гастроэнтерите или колите) или скрытого кровотечения (при дивертикуле Меккеля).
Для оценки функции печени и своевременного выявления заболеваний гепатобилиарной системы исследуют печеночные ферменты АЛТ и АСТ, а также билирубин, общую щелочную фосфатазу и гамма-ГТ.
АЛТ и АСТ – ферменты, катализирующие перенос аминогрупп между аминокислотами (трансаминазы). Хотя эти ферменты также могут быть обнаружены во многих других тканях и органах (сердце, скелетные мышцы, почки, головной мозг, эритроциты), изменение их концентрации в крови чаще связано с заболеваниями печени, что обуславливает их название — печеночные трансаминазы. АЛТ является более специфичным маркером заболеваний печени, чем АСТ. Повышение печеночных ферментов у детей может свидетельствовать о наличии вирусного (гепатиты A, B, C, вирус Эпштейна — Барр, цитомегаловирус), токсического (случайная или преднамеренная интоксикация железом, парацетамолом) или аутоиммунного гепатита, а также наблюдаться при других заболеваниях, например при ревматоидном артрите, целиакии, болезни Крона и неспецифическом язвенном колите.
Билирубин – пигмент, образующийся при распаде гемоглобина и некоторых других гемсодержащих белков в печени, селезенке и костном мозге. Увеличение уровня билирубина может наблюдаться при многих заболеваниях печени, однако наибольшее значение этого маркера заключается в дифференциальной диагностике желтух и диагностике обструкции желчных путей.
Щелочная фосфатаза – это фермент, находящийся в мембране билиарного полюса гепатоцитов, а также в костной ткани и клетках кишечника. Концентрация общей ЩФ повышена практически в 100 % случаев внепеченочной обструкции желчных путей. Как правило, полная обструкция сопровождается значительным увеличением общей ЩФ (более чем в 3-5 раз). При внутрипеченочной обструкции уровень общей ЩФ также повышается, но не так резко (менее чем в 3 раза). Следует отметить, что повышение общей ЩФ может наблюдаться и при других заболеваниях, например при заболеваниях костной ткани (остеосаркома, рахит) и саркоидозе.
Гамма-ГТ – это также мембрансвязанный фермент печени, катализирующий перенос гамма-глутамильной группы глутатиона на другие молекулы. В настоящий момент гамма-ГТ – это самый чувствительный маркер заболеваний печени. Повышение уровня гамма-ГТ является самым ранним признаком поражения печени. Повышение концентрации гамма-ГТ может наблюдаться при всех заболеваниях печени, однако наибольшее значение этого маркера заключается в диагностике обструкции желчных путей. При обструкции желчных путей концентрация гамма-ГТ повышается в 5-30 раз. Исследование уровня гамма-ГТ позволяет убедиться в том, что повышение общей ЩФ вызвано именно заболеванием печени, а не другими причинами, в первую очередь заболеваниями костной системы. Как правило, при обструкции желчных путей наблюдается параллельное повышение уровня гамма-ГТ и общей ЩФ.
Для оценки функции почек исследуют креатинин сыворотки. Креатинин – это конечный продукт метаболизма креатинфосфата – энергетического субстрата, образующегося в мышцах. Креатинин свободно фильтруется в почечных клубочках и поэтому является хорошим показателем скорости клубочковой фильтрации (СКФ) и в целом функции почек. Повышение уровня креатинина сыворотки свидетельствует о снижении СКФ и нарушении функции почек, но также может наблюдаться и при дегидратации и повреждении мышечной ткани.
Для оценки нутриентного статуса ребенка исследуют общий белок, глюкозу, железо и кальций сыворотки. Общий белок – это интегральный показатель белкового обмена в организме. Большее значение имеет снижение общего белка, которое в педиатрической практике может наблюдаться при недостаточности питания. Глюкоза – это интегральный показатель углеводного обмена. Гипогликемия может свидетельствовать о недостаточности питания, наличии заболеваний печени (гликогенозы) и надпочечников (аутоиммунный полиэндокринный синдром). Гипергликемия может указывать на сахарный диабет, врождённую гиперплазию коры надпочечников, синдром поликистозных яичников, хронический стресс и другие состояния. Кальций – один из основных макроэлементов, необходимых для нормального роста и минерализации костной ткани, проведения нервного импульса и сокращения мышц. В педиатрической практике нарушения уровня кальция могут говорить о врождённых болезнях обмена кальция, фосфора и витамина D (например, гипофосфатемический рахит с гиперкальциурией) или быть одним из первых признаков разрушения костной ткани в результате первичной опухоли кости (саркома Юинга). Железо – основной микроэлемент организма. Избыток железа может наблюдаться при случайной или преднамеренной интоксикации препаратами железа (именно железосодержащие препараты являются самой главной причиной отравления у детей), при наличии хронических заболеваний или врождённых болезней обмена железа (гемохроматоз). Дефицит железа может наблюдаться при недостаточности питания и при кровотечении (например, при повторных носовых кровотечениях или меноррагии у молодых девушек в первые 1-2 года после менархе).
Для диагностики гельминтозов и паразитозов, которые очень часто наблюдаются в педиатрической практике и часто протекают бессимптомно или с минимальными клиническими признаками, проводят анализ кала на яйца гельминтов и анализ кала на цисты простейших. Они включают в себя макроскопическую оценку кала (цвет, консистенция, наличие крови, избытка слизи, макроскопически определяемых паразитов), микроскопию нативного образца кала (наличие цист простейших – трофозоитов, личинок и взрослых особей гельминтов) и микроскопию окрашенного мазка кала (наличие цист и трофозоитов). Анализ кала на яйца гельминтов позволяет выявить большинство кишечных нематод, цестод и трематод. Анализ кала на цисты простейших позволяет выявить Giardia lamblia, Entamoeba histolytica, Balantidium coli и других простейших. Следует учитывать, что при некоторых гельминтозах (например, описторхоз) появление яиц в кале начинается только через 2-4 недели после возникновения симптомов заболевания. Поэтому, отрицательный результат исследований не позволяет полностью исключить наличие гельминтоза или паразитоза. Эти анализы также не предназначены для скрининга на энтеробиоз (острицы).
При наличии у ребенка аллергии в крови повышается уровень суммарных иммуноглобулинов E – медиаторов воспаления и реакции гиперчувствительности I типа. Высокий уровень IgE в крови наблюдается при таких заболеваниях, как астма, атопический дерматит, аллергический ринит, лекарственная и пищевая аллергия, а также инвазивные гельминтозы (например, легочная стадия аскаридоза). Следует, однако, отметить, что суммарный иммуноглобулин IgE повышен не во всех случаях аллергии. Также повышение IgE не всегда означает наличие аллергии. Анализ на общий IgE – это скрининговый тест, не позволяющий установить причину аллергии и не указывающий на конкретный аллерген. Для определения конкретных аллергенов рекомендуется выполнение тестов-панелей аллергенов.
Этот комплексный анализ позволяет исключить основные заболевания детского возраста. Для более точной информации о состоянии ребенка, однако, могут потребоваться дополнительные лабораторные обследования. Рекомендуется выполнять ежегодные анализы с помощью одних и тех же тест-систем, то есть в одной лаборатории.
Для чего используется исследование?
- Для комплексной оценки состояния здоровья ребенка;
- для своевременного выявления основных заболеваний детского возраста.
Когда назначается исследование?
- При ежегодном профилактическом осмотре ребенка;
- при наличии у ребенка задержки роста, затруднения при обучении, нарушения внимания и памяти, плохого сна, быстрой утомляемости.
Источник