Глава 1 СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА
ОСНОВЫ
МЕДИЦИНСКИХ
ЗНАНИЙ
Допущено
Министерством образования Российской Федерации
в качестве учебника для студентов образовательных
учреждений среднего профессионального образования,
обучающихся по специальности 0205 «Социальная работа»
Москва
зам. директора Рязанского базового медицинского колледжа
по учебно-производственной работе С.А.Гаврикова;
зав. отделением «Социальная работа» Рязанского базового
медицинского колледжа С. А, Кузнецова
Основы медицинских знаний: Учебник. — М.: Мастерство, 2002. — 256 с.
Изложены основные вопросы социальной медицины. Рассмотрены медико-социальные проблемы современности: наркотизм, ВИЧ-инфекция и т.д. Большое внимание уделено вопросам медицинской помощи населению. Изложены основы общего ухода за больными, описана последовательность действий при оказании первой помощи при неотложных состояниях. Рассмотрены важнейшие вопросы медицинской деонтологии.
Для студентов средних профессиональных учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная работа». Может быть полезен практическим работникам органов социальной защиты населения.
Введение
Предмет «Основы медицинских знаний» играет важную роль в подготовке социальных работников среднего звена, так как их профессиональная деятельность включает в себя решение многочисленных проблем медико-социального характера. Социальный работник в процессе решения этих проблем во взаимодействии с органами здравоохранения и общественными организациями медико-социальной ориентации выступает в качестве координатора, организатора.
Медико-социальные проблемы клиентов очень разнообразны, условно их можно разделить на медицинские, связанные с физическим здоровьем; психологические; социально-гигиенические; социальные.
Для решения этих проблем социальный работник должен знать: этапы социальной работы при решении медико-социальных проблем клиента; сущность понятий «социальная медицина», «здоровье индивидуальное», «здоровье населения», «здоровье общественное»; категории «болезнь» и «здоровье», их социальную обусловленность; показатели здоровья; факторы, определяющие здоровье; факторы риска здоровью (первичные и вторичные, большие и т.д.); понятия (образ жизни), (стиль жизни), (качество жизни) «здоровый образ жизни», пути формирования здорового образа жизни; понятие «профилактика в медицине» (первичная и вторичная, личная и общественная и т.д.); понятия и задачи медико-социальной работы, медико-социальной помощи, особенности медико-социальной помощи отдельным категориям больных; организацию медико-социального патронажа; понятие и задачи планирования семьи; организацию медико-социальной помощи городскому и сельскому населению; признаки наиболее распространенных неотложных состояний и способы оказания первой помощи при этих состояниях.
Социальный работник должен иметь представление о биоэтических проблемах современности; собственной роли в формировании здорового образа жизни своих клиентов и решении медико-социальных проблем наркомании, ВИЧ-инфекции и т.д.; задачах, организации и содержании работы Российского Общества Красного Креста (РОКК), его взаимодействия с органами социальной защиты; о задачах содержания работы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и т.д.
Работа социального работника подразумевает умение: провести обследование с целью выявления медико-социальных проблем клиента (включая расспрос, осмотр, ознакомление с документами, общение с окружением клиента, медицинскими работниками и т.д.); выявить медико-социальные проблемы клиента и наметить пути их решения; сформировать системы действия по их решению и осуществить процесс медико-социальной работы; провести анализ полученных результатов и, в случае необходимости, коррекцию проведенной работы.
Наиболее часто встречаются следующие медико-социальные проблемы: ухудшение здоровья вследствие заболеваний, травм, несчастных случаев, что влечет за собой возникновение социальных проблем (ухудшение материально-бытового положения из-за временной или стойкой утраты трудоспособности, увеличение расходов на лекарственные средства, реабилитацию и т.д.); ухудшение здоровья по возрасту (которое носит все более распространенный характер из-за постарения населения, что приводит к перечисленным выше проблемам, а также уменьшает доступность медицинской помощи); увеличение числа переселенцев, беженцев вследствие политической нестабильности; неполных семей, а также семей, пострадавших от чрезвычайных ситуаций, и т.д.
Социальный работник, взаимодействуя с системой отечественного здравоохранения, должен решить следующие задачи: оценить ситуацию, которая привела к социальной нестабильности клиента, и оказать помощь в решении медико-социальных проблем; помочь клиентам и их семьям получить пользу от социальных программ здоровья; способствовать процессу лечения и реабилитации пациентов в тесном сотрудничестве с органами здравоохранения и медико-социальной экспертизы; оценивать и улучшать медико-социальную поддержку; участвовать в анализе сложившейся ситуации и разработке мер по улучшению социальной политики в области здравоохранения (прил. 2); привлекать население к участию в социальной помощи; способствовать повышению уровня информированности клиентов о правах на получение медико-социальной помощи, этапах оказания медико-социальной помощи и т.д.; совместно с органами здравоохранения способствовать формированию здорового образа жизни населения.
Глава 1 СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА
Источник
ФЕНОМЕН ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
ФЕНОМЕН ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Фактор здоровья является тем социобиологическим признаком, который вносит дифференциацию в групповые различия людей в обществе. «Здоровье — нездоровье» — специфическая система координат, в которой осуществляется функционирование человека в системе общественных связей и производственных отношений. Она накладывает определенные штампы на ролевое поведение субъекта, определяет в той или иной мере пределы и возможности его жизнедеятельности. В социальной работе принято рассматривать проблемы физического и психического здоровья человека в контексте проблем, связанных с возможностью осуществления его прав на равенство, гармоничное развитие и достойное существование.
Хотя представления о том, что является болезнью, а что здоровьем, не вызывают вопросов, с научной точки зрения эта проблема до конца не выяснена. Тем не менее подход к этой проблеме и ее интерпретации имеют большое значение для социального работника.
Ученые не оставляют попыток объяснить феномены здоровья и болезни, определить их критерии. При этом основным ориентиром и объектом критики обычно служит естественнонаучная позиция биомедицины. Серьезный интерес вызывают также исследования стрессов, экологические и культурно-антропологические интерпретации понятий болезни и здоровья.
Роль теоретических подходов к понятию болезнь (в его противопоставлении понятию здоровье) состоит в том, что они выступают предпосылками общественной практики. В настоящее время понятие здоровье связывается с отсутствием феномена болезни. Описанные ниже концепции предстают, с одной стороны, в качестве ориентиров для теоретических обоснований и конкретной практики. С другой стороны, они представляют собой системы, имеющие значение для определения природных и общественных феноменов, с которыми имеет дело социальный работник.
Болезни понимаются биомедиками как объективные органические структурные и функциональные изменения в организме, имеющие специфические причины. Основные положения биомедицины, сохраняющие значение и по сей день, восходят к естественнонаучным концепциям, утвердившимся в медицине XIX в. и позже вошедшим в общую теорию биомедицины. Развитие анатомии определило понимание болезни как изменения органов, тканей и клеток и соответствующую диагностику. Развитие экспериментальных основ в естественных науках шло в русле физиологических исследований, что также способствовало пониманию болезни как расстройства физических и органических функций. С открытием специфических микроорганизмов как возбудителей инфекционных болезней биомедицина получила новую ориентацию на исследование причин болезней и их лечение 33 .
Систему диагностики естественнонаучной медицины можно классифицировать следующим образом:
— болезни представляют собой морфологические изменения (на уровне органов и тканей) и физиологические функциональные расстройства, отклонения от нормы;
— болезни имеют специфические эндогенные и экзогенные причины, которым соответствуют специфические виды болезней (онтологическое понимание болезней и специфические положения);
—болезни можно рассматривать как чисто биологический феномен, что позволяет объяснять болезнь на основе физиологических и химических процессов;
— благодаря своей природной обусловленности, организм можно рассматривать как отдельный феномен. Окружающая среда имеет существенное значение в отношении экзогенных болезней.
Биомедицинские концепции развивались в рамках системы «человек — среда», подвергавшейся постоянным изменениям под воздействием различных технологических ресурсов. Основой и последствием этих изменений явились, с одной стороны, капиталистический способ производства и соответствующая ему организация общества, а с другой — аналитический метод научного познания. Медицина успешно использовала этот метод применительно к организму человека, который рассматривается как система а) тканевых структур и функций на уровне клеток; б) механических и гидравлических процессов; в) процессов энергетического обмена и изменения ткани; г) электрохимических и биохимических регуляционных процессов. Соответственно этому развивается и практическая медицина как система различных технологий, воздействия на физиологические процессы.
Стресс и проблемы здоровья
Начиная с 30-х гг. XX в. понятие «стресс» получает широкое исследовательское поле.
Физиологическая теория стресса, разработанная канадским физиологом (эндокринологом) Гансом Селье в 1956 г., до сегодняшнего дня остается отправным пунктом исследований стрессов в различных дисциплинах. Вводя в научный обиход понятие «стресс» (1936 г.), Селье понимал под ним состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в особо трудных и сложных условиях. В отличие от понятия «стресс», принятого в обыденной жизни, в физиологической теории стресс означает общее состояние организма, которое характеризуется типичным биологическим образцом реакции. Стресс понимается как относительно стереотипная адаптационная реакция организма на воздействие стрессопорождающих типа: жары, холода, инфекции, инъекции адреналина и противотуберкулезной прививки, травмы и т.д., иногда сопровождающаяся расстройствами нервной системы, аффективными возбуждениями и т.д. Все эти процессы в организме в стрессовой ситуации Селье называл «всеобщим синдромом адаптации» . Если организму не удается преодолеть воздействия стресса посредством активации физиологических процессов и удержаться в состоянии повышенной мобилизации сил, происходит резкое сокращение действия мобилизирующих адаптивных механизмов и организм оказывается в стадии истощения.
В этой концепции стресс рассматривается как явление, которое имеет не только разрушительные последствия, но и способное рестабилизировать активность нейропсихологической системы. Это дает основание для нового подхода к пониманию болезни и здоровья. Здоровье понимается как общая способность организма преодолевать неординарные ситуации, а болезнь рассматривается как результат ‘чрезмерного требования физических компенсационных мощностей. Эта концепция соотносит болезнь с общим состоянием организма и его динамикой, включая взаимоотношения с окружающим миром 34 .
Однако эта концепция не ограничилась лишь физиологическим системным уровнем, включив в поле внимания сознательную работу индивида при столкновении с неблагоприятной внешней средой.
Стресс как психофизиологическое явление. Эта концепция пытается обобщить отношения между стрессовой ситуацией, подходами в восприятии и интерпретации, эмоциональными и поведенческими реакциями и физиологическими процессами. Преобладающими являются тенденции, которые в качестве критериев подчеркивают чрезмерные требования к имеющимся в распоряжении когнитивным, эмоциональным и поведенческим процессам преодоления с учетом конкретной ситуации.
Относительно дифференцированная психологическая концепция стресса возникла в результате исследований Р.Лазаруса и его сотрудников. В этой модели основная роль отводится восприятию и оценке ситуации, а также переживанию опасности. Столкновение индивидуума с окружающим характеризуется как стресс в том случае, если восприятие ситуации и ее физическая, психическая и поведенческая переработка содержат элемент опасности для индивидуума.
Эта теория стресса относится к моделям трансакции. В ней не акцентируется внимание ни на характерных чертах ситуации, ни на видах реакции, ни на индивидуальных состояниях, нет и попытки соотнести психическое восприятие стрессовой ситуации с болезнью. Основной темой этой концепции является рассмотрение болезни в качестве способа регулировать стрессовую нагрузку в процессе взаимоотношений человека с окружающим его миром наряду с другими социально позитивными или социально негативными способами этой регуляции 35 .
Социально-научный подход в теории болезни
Исследования здоровья и болезни проходят по двум направлениям. Одно из них изучает социально обусловленные предпосылки возникновения болезней, другое —психические, психосоциальные и социальные последствия болезней.
При изучении социальных предпосылок болезней часто используется методика социальной эпидемиологии. Возникновение, распространение, протекание болезни при этом подходе рассматривается в связи с социальными явлениями и ситуациями, которые могут быть совершенно различными по содержанию, уровню и степени распространения. Это могут быть, например, принадлежность к определенному слою населения, степень урбанизации, мобильность, структура семьи, социально-культурные преобразования, этническое происхождение, т.е. относительно устойчивые переменные величины, охватывающие большие слои населения; но также и специфические переменные величины, носящие скорее личностный характер, например: непостоянство статуса, неудовлетворенность профессиональной деятельностью, нарушения в структуре личности, ролевые конфликты и т.д.
Исследования показали социальную обусловленность многих болезненных явлений, таких, как высокая младенческая и материнская смертность, ранняя, физическая и душевная инвалидность, нарушения физиологических процессов, стрессовые ситуации, инфекционные болезни, психические, сердечно-сосудистые и онкологические заболевания и т.д.
Социальное неравенство и болезнь: множество исследований указывает на повышенный уровень заболеваемости и смертности в низших слоях населения по сравнению с высшими. Жизненная ситуация в целом и условия жизнедеятельности оказывают непосредственное влияние на индивидуальные жизненные возможности, опасность возникновения заболевания, на показатели времени и причины смерти 36 .
Профессиональная деятельность и болезнь: отчасти это направление конкретизирует тему «Социальное неравенство и болезнь», так как трудовая деятельность является важным аспектом категории «слой населения»: условия работы и специфика профессии предполагают возможность появления тех или иных видов профессиональных заболеваний, а также связана с вопросами инвалидности и смертности. В связи с этим различаются объективные и субъективные компоненты профессиональной деятельности и ситуации. К первым, например, относятся безработица, статус профессии, ролевые конфликты, уровень ответственности и т.д., ко вторым — эмоциональный стресс, общая подверженность заболеваемости, психосоматические заболевания и т.д. 37 .
Психосоциальные жизненные события и болезнь. Эта концепция обосновывает взаимосвязь между тяжелой (напряженной) жизненной ситуацией и заболеваниями. Основная идея:
трудные жизненные обстоятельства и события требуют особых социальных, эмоциональных и когнитивных затрат на их преодоление и обусловливают развитие психосоциального стресса. При этом возникает повышенная опасность развития болезни. Это особенно наглядно проявляется при психических и сердечных заболеваниях. Однако в этой концепции не учитываются условия и тенденции развития, присущие обществу в целом, хотя косвенно и рассматриваются относительно вида, времени и масштаба того или иного конкретного события. Недостаточное внимание уделяется также субъективным стрессовым реакциям и формам адаптации к изменениям в жизни.
Социальный иммунитет и социальная предрасположенность к заболеванию
Исходным пунктом теории «биосоциальной резонации» явился подтвержденный многими исследованиями социальный фактор возникновения болезней. Однако тезис о том, что соответствующие факторы социального и биофизического типов вызывают специфические заболевания, автор теории Мус (Moos) признал недостаточным. Он признает важную роль общих социальных условий, но не считает их определяющими.
Вид и масштаб болезней предстает во взаимосвязи с условиями общественной системы, которые определяют ту или иную степень «социального иммунитета» либо «социальной предрасположенности к заболеванию». Общественные процессы понимаются им как постоянный информационный канал: участие в этих коммуникационных сетях, осуществляемое на уровне центральной нервной системы и нейроэндокринных процессов, имеет свой физиологический коррелят («биосоциальную резонацию»).
Концепция соотносится с результатами физиологического и психологического исследования стресса. Достоинство этой теории состоит в том, что она спроектировала социобиологическую модель, не ограничившись, рассмотрением только одной из сторон проблемы. Однако ее недостатком является то, что она рассматривает людей и социальные системы исключительно в плане усвоения информации и коммуникаций. Общественное бытие включает в себя не только обмен посредством символов, но и реальный обмен с существующим миром 38 .
Исследования различных аспектов здоровья и болезни социологическими, психологическими, психофизиологическими, медицинскими и другими научными направлениями привели к необходимости создания обобщающей теории.
Средний уровень интеграции представляют попытки систематизировать имеющийся эмпирический опыт в формальную модель на основании данных условий и воздействий. Например, модель Кагана и Леви представляет взаимосвязь социальных и социально-психических факторов с органическими заболеваниями. Основанием этой модели стало положение о социальной обусловленности болезней, как это принято при изучении эпидемий. Указанная психосоциальная предрасположенность сочетается с индивидуальными психобиологическими реакциями, специфика которых зависит от генетических и биографических моментов. Данная ситуация при определенных условиях может активизировать психические и физиологические механизмы. Каган и Леви имеют здесь в виду активации, изучаемые в ходе психологического и физиологического исследования стресса. При наличии соответствующих предпосылок могут проявиться пред стадии заболеваний, физические функциональные изменения и, наконец, органические заболевания. Психофизиологические механизмы, предстадии болезней и непосредственно сами болезни имеют постоянное обратное воздействие на общие психосоциальные условия и психобиологические реакции.
Общественное здоровье в контексте проблем инвалидизма
Западные исследователи используют термин « инвалидизм» для обозначения общественного концепта дискриминации человека с ограниченными на основе фактора здоровья возможностями. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) к состоянию ограниченных возможностей относит:
• недуг — любую утрату или аномалию психологической, физиологической либо анатомической структуры или функции;
• ограниченные возможности — любое ограничение или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность так же или в пределах того, что считается нормой для человека;
• недееспособность (инвалидность) — любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, препятствующее выполнению им какой-либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социокультурных факторов) 39 .
В социальной работе существуют два подхода к проблемам ограниченных возможностей — медицинский и социальный. Согласно медицинскому подходу, человек, имеющий физические или психические изъяны должен приспособиться к окружающей среде. Для этого он должен пройти процесс медицинской реабилитации, чтобы соответствовать нормам, существующим в обществе. Медицинский подход отделяет людей с ограниченными возможностями от других групп, поддерживает общественные стереотипы о невозможности самостоятельного существования данной группы людей вне поддержки профессионалов и добровольных помощников, влияет на законодательство и социальный сервис. Социальный, или интерактивный, подход базируется на интересах людей с ограниченными возможностями. Согласно данному подходу, социальная интеграция должна осуществляться не на условиях людей, обладающих здоровьем, а на условиях людей с ограниченными возможностями. Под воздействием таких гуманных установок будет изменяться не только человек, но и все общество, когда-то выработавшее негуманные нормы 40 .
Клиенты и проблемы здоровья
Согласно зарубежным исследованиям, основные проблемы клиентов медицинской социальной службы связаны с проблемами здоровья, уходом за детьми, с проблемами наркомании и алкоголизма, последствиями посттравматических стрессов, несчастных случаев и т.п. Типичными являются следующие виды помощи: информирование клиента по проблемам заболеваний его родных и близких, помощь в госпитализации больных СПИДом и алкоголизмом, рекомендации молодым родителям по уходу за ребенком и т.п. 41
В связи с тем, что социальные работники осуществляют свою деятельность в учреждениях здравоохранения, они имеют дело с клиентами, которые проходят различные курсы лечения в условиях стационарного обслуживания. Они сталкиваются со специфическими реакциями клиентов, вызванными различными фобиями (страхами). Общеизвестны фобии, связанные со страхами, вызванными закрытыми помещениями (клаустрофобия), боязнью больших площадей (агорафобия). В повседневной практике социальный работник встречается и с такими видами страхов, как ипохондрия и канцерофобия. Ипохондрия — это страхи, вызванные предположением у себя неизлечимых болезней; иногда ипохондрия может возникнуть после сильного потрясения, соматических заболеваний, при депрессиях различной этиологии. Канцерофобия — одна из разновидностей ипохондрии — страдающие ею боятся опухолей мозга, рака желудка, прямой кишки и т.п. Поводом для страхов могут выступать неопределенные соматические реакции, впечатления от болезни близкого человека, воспоминания и т.п. 42
Клиент и проблемы психического здоровья
Под психическим здоровьем понимают отсутствие психических расстройств, что подразумевает личностное и социальное благополучие человека, внутреннее равновесие и адекватное поведение. Психосоциальное здоровье клиента связано с определенными биопсихосоциальными опасностями, обусловленными возможными хроническими болезнями, психотравмирующими ситуациями, эпидемиями. Согласно исследованиям ВОЗ, сегодня можно наблюдать, что две трети населения имеют одну-две хронические болезни. Например, пожилые люди наиболее уязвимы со стороны циркуляционных нарушений, артритов, ревматизмов, диабетов и т.п., которые могут присутствовать как по отдельности, так и в совокупности.
Значительную группу среди клиентов, нуждающихся в помощи социальных работников, представляют люди с такими психическими болезнями, как аутизм, олигофрения, а также больные с гестациозными и метаболическими нарушениями, черепно-мозговыми травмами и т.д.
Особый класс пациентов представляют лица, неврозы которых вызваны психотравмирующими ситуациями. В условиях лечебных учреждений могут возникнуть, особенно у мнительных пациентов, ятрогении и эгогении. Ятрогения — это психогенные расстройства, возникающие в результате негативных слов или действий медицинского персонала. Эгогении — отрицательные самовнушения больного, связанные с сомнениями в правильности своего диагноза и опасности своей болезни. Отечественные исследователи выделили среди основных семейно-бытовых и производственных психотравмируюших ситуаций представленное в таблице 28 соотношение в % на 1000 пациентов 43 :
Источник