Меню

Кластер по теме здоровье

Мастер-класс Здоровый образ жизни
методическая разработка по теме

Предлагаемый мастер-класс проводился мною на районном конкурсе методических объединений. В ходе мастер-класса используется прием — кластер.

Скачать:

Вложение Размер
master-klass_zdorovyy_obraz_zhizni.doc 37 КБ
master-klass._zdor._obraz.ppt 225 КБ
listy_dlya_master-klassa.doc 19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Здоровый образ жизни»

Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте глубокий вдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения. А теперь нарисуйте сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу.

— Я рада видеть вас сегодня на моем мастер — классе, тема которого «Формирование здорового образа жизни средствами современных педагогических технологий».

— В течение нескольких лет нашей методической темой является «Инновационные педагогические технологии в работе современного классного руководителя». В прошлом учебном году мы рассматривали использование таковых технологий при формировании здорового образа жизни школьников. Я предлагаю вам поучаствовать в моем мастер-классе, который я и проводила на одном из заседаний МО. Хочу, чтобы вы заранее определились, что вы ждете от этого мастер-класса, какие цели при его посещении для себя поставили. В конце занятия мы к этому вернемся.

— Предлагаю вам разделиться на две группы. Каждая группа будет работать отдельно от другой. А затем мы вместе выработаем определение понятия «здоровый образ жизни».

— Итак, начнем. Перед вами два листа ватмана. В течение нескольких минут вам требуется написать на нем созвучные с выражением «здоровый образ жизни » слова, словосочетания.

Работают. Выходят к листам, пишут.

— Поговорим об основных составляющих понятия, которые вы указали.

Правило №1. Здоровое питание

От нашего питания зависит очень многое.

Сейчас я вам буду зачитывать пословицы, а вы постарайтесь их закончить (на экране):

— хочешь, чтоб тебя уважали, не говори много; хочешь быть здоровым – не ешь много;

— умеренность — лучший врач;

— не в меру еда-болезнь и беда.

Правило №2. Отдых и сон

Продолжаем заканчивать пословицы:

— сон – лучшее Лекарство;

— от хорошего сна – молодееш ь ;

— выспался – будто на свет народилс я.

Правило №3. Третье правило – отказ от вредных привычек

Все вредные привычки вы выделили на листах.

— Послушайте поучительную легенду, которая возможно изменит ваше отношение к предостерегающим советам об отказе от вредных привычек ваших родных, знакомых.

Всегда ли мы слушаем людей, которые предостерегают нас от вредных привычек? Я вам расскажу одну легенду, а вы сделайте для себя выводы.

«Жил некогда великий повелитель. И был у него верный друг – птица сокол, которого он всегда брал с собой. Однажды в долгом походе сморила Хана жажда. И вдруг он увидел тонкую струйку воды, пробивающуюся среди камней. Только начал он набирать воду в свой шлем, как сокол выбил его из рук грозного Хана. Рассердился Хан. Второй раз начал он набирать воду в свой шлем, все больше мучила его жажда. И опять выбил из его рук шлем сокол. И взял тогда хан острый меч и начал в третий раз набирать воду. Опять выбил сокол шлем из рук Хана, но был убит острым мечом. Но шлем закатился так далеко, что не смог найти его Хан. Тогда он с трудом поднялся на гору к озеру и увидел, что в этом озере лежит ядовитая змея, капли яда которой хватит, чтобы убить несколько человек. И понял тогда повелитель, что сокол спас ему жизнь, а он убил его».

Подумайте о том, как вы относитесь к тем, кто оберегает вас от опасностей!

Правило №4. Активный образ жизни

— Наконец мы подошли к самому основному правилу — активный образ жизни.

Подвижный, быстрый человек

Гордится стройным станом.

Сидящий сиднем целый век

Подвержен всем изъянам.

Мы с вами сейчас сделаем небольшую зарядку. Она поможет не только размяться, но и тренирует координацию и память.

А, ну-ка попробуй!

Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Прижмите к ладони мизинец, остальные пальцы ладони должны быть развернуты. Получилось? Не тут-то было!

Послушай, поверь и себя проверь

Положить руки на колени, хлопнуть в ладоши, потом левой рукой взяться за нос, а правой за левое ухо. Опять хлопнуть в ладоши и поменять руки.

Одновременно отбивайте одной ногой два удара, а другой три.

Зарядка «Медвежата в чаще жили. «

Медвежата в чаще жили,
головой своей крутили,
вот так, вот так (круговые движения головой)
головой своей крутили;

медвежата мед искали,
дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать вот так, вот так, наклоны вправо и влево),
дружно дерево качали;

а потом они ходили (ходьба по — медвежьи)
и из речки воду пили,
вот так, вот так,
и из речки воду пили (наклоны туловища вперед);

а потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо),
лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху),
вот так, вот так,
лапы выше поднимали.

Тот педагогический прием, с которым я знакомила вас сегодня, называется кластер . Он очень хорошо воспринимается ребятами. На слайде вы видите рекомендации классным руководителям при использовании этого приема. Ведь как говорил Конфуций:

«Хороший учитель настаивает, но не тянет за собой,

Побуждает, но не заставляет,

Показывает путь, но не доводит до конца».

— И закончить свой мастер-класс я хочу рефлексией. Тот прием, который я предлагаю, называется «Дерево чувств». Вы видите перед собой яблоню. Рядом лежат яблоки трех цветов:

— если чувствуете себя хорошо, комфортно, настроение на высоте, занятие принесло вам пользу, то вешайте на дерево яблоко красного цвета;

— если настроение хорошее, но занятие не произвело на вас впечатления, то вешайте на дерево яблоко желтого цвета;

— если настроение ухудшилось, потому что занятие не понравилось, то вешайте на дерево яблоко зелёного цвета.

Источник

Классный час «Будь здоров»; 5 класс

классный руководитель 5 т класса

МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска»

Классный час «Будь здоров»

Цель: пропаганда здорового образа жизни.

Задачи: 1. Формировать у учащихся представления о положительных и отрицательных факторах влияющих на организм человека; дать разъяснение понятию «здоровье».

2. Развивать и коррегировать мыслительную деятельность, память, воображение, связную устную речь; расширять кругозор учащихся.

3. Формирование потребности в здоровом образе жизни, духовном и нравственном совершенствовании.

Технологии: критического мышления, исследовательского обучения,технология игрового обучения, проблемное обучение.

Оборудование: мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация, продукты, жетоны, листы бумаги

1.Вступительная часть.
Классный руководитель:
— Здравствуйте, дорогие ребята!
— Сегодня мы виделись несколько раз и уже приветствовали друг друга. Как Вы думаете, почему я опять говорю: «Здравствуйте»

(ответ: желаете здоровья)
— Вы совершенно правы, я желаю, чтобы Вы были здоровыми и болели как можно реже, поэтому и говорить, мы, сегодня будем о здоровье.

2. Актуальность темы. Тема для нашего класса очень актуальная. Давайте сначала определим уровень своего здоровья. У вас на столах лежат разноцветные жетоны. Русский врач Николай Михайлович Амосов предложил определять уровень здоровья следующим образом:

если Вы не болели в течение всего учебного года — у Вас самый высокий уровень здоровья( зелёный цвет).

Если заболевание возникло во время эпидемии или экзаменов – средний уровень здоровья (синий цвет)

Если Вы болеете во время обычных учебных нагрузок – уровень здоровья самый низкий (красный цвет)

3. Основная часть.

3.1 Определение понятия «здоровье».

Прежде чем начать говорить о том, как быть здоровым, нужно выяснить , что такое здоровье.- Что такое здоровье? Каждая группа должна составить свое определение здоровья (учащиеся высказывают свое мнение и предлагают разные варианты ответов)
— По ответам групп можно сделать вывод, что Вы имеете общее представление о том, что такое здоровье
Определений понятия «Здоровье» много, но более общим является определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов»
А теперь давайте попробуем разобрать это определение, для этого Вам нужно будет составить кластер (учащимся раздаются памятки о том, что такое кластер)

Кластер-графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а “гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке.

Запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом;

Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки;

Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

Каждая группа составляет кластер.
Группы представляют кластеры и делают вывод.
3.2 Определение факторов, влияющих на здоровье
— Ребята, а как Вы думаете, что нужно, чтобы сохранить здоровье?
Физическое благополучие: хороший иммунитет, правильное питание, отказ от вредных привычек
Душевное благополучие: душевное спокойствие, отсутствие стресса и депрессии, хорошее настроение, доброжелательное отношение к окружающим людям
Социальное благополучие: наличие жилплощади, комфортные домашние условия, соблюдение гигиены, необходимые материальные средство для нормального образа жизни
— Каким понятием можно обобщить все эти условия (Здоровый образ жизни)
— Чтобы быть здоровым, нужно вести здоровый образ жизни.
— Какие факторы влияют на здоровье человека? Что такое фактор? (фактор – существенное обстоятельство, которое оказывает положительное или отрицательное воздействие)
— Давайте проверим, насколько хорошо Вы разбираетесь в факторах здоровья.
Викторина:
1.Согласны ли вы, что зарядка — это источник бодрости и здоровья? (да)
2. Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы? (нет)
3. Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10000 человек? (да)
4. Верно ли, что бананы поднимают настроение? (да)
5. Верно ли, что морковь замедляет старение организма? (да)
6. Правда ли, что есть безвредные наркотики? (нет)
7. Отказаться от курения легко? (нет)
8. Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (да)
9. Правда ли, что ребёнку достаточно спать ночью 5 часов? (нет)
Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием

3.3 Составление формулы здоровья.

— Предлагаю начать выводить формулу здоровья (использую кластер)
На доске: Формула здоровья
1) рациональное питание. Что значит рациональное питание? (сбалансированное, богатое витаминами
Выступление с сообщением о здоровом питании (опережающее задание)

Здоровое питание школьника

Дети школьного возраста нуждаются в сбалансированном питании. Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день. Причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр. Кисломолочные продукты – источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше есть не картошку и макароны, а тушеные и вареные капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту. Один-два раза желательно есть рыбу, один раз в неделю – красное мясо, один-два раза в неделю ребенок должен есть бобовые или такие блюда, как фаршированные овощи, в остальные дни ребенку можно давать белое мясо (например, курицу) или блюда, приготовленные из макаронных изделий.

Необходимо заметить, что необходимо есть продукты всех пищевых групп. Хорошо, чтобы питание школьников опиралось на хлеб, другие злаковые и картофель. Готовя еду, необходимо отдать предпочтение муке грубого помола, здоровое питание предполагает , 2/3 рациона школьников будут составлять продукты, изготовленные именно из такой муки.

Для здорового, полноценного питания школьникам необходимо давать 5 порций разнообразных фруктов и овощей ежедневно. Одной порцией может считаться:

1 фрукт среднего размера – например, банан, яблоко, апельсин;

2 фрукта маленького размера (таких, как слива), 10-15 виноградин, вишен, ягод;

1столовая ложка сухих фруктов — таких, как изюм или курага;

1 небольшой стакан натурального сока (если ребенок выпьет больше, это все равно считается, как одна порция).

Также детям нужны 3 порции молочных продуктов в день. Это может быть одна упаковка йогурта, один стакан молока или 1 кусочек сыра размером со спичечную коробку.

Мясо, рыба являются наилучшими источниками железа. Однако бобовые (чечевица, фасоль), зеленые листовые овощи и обогащенные злаки также могут дать организму школьника достаточно железа.

Жирная рыба – такая, как, сардины, анчоусы, лосось – очень богаты омега-3 жирными кислотами. Эти кислоты нужны для правильного функционирования нервной, иммунной и сердечнососудистой систем ребенка. Детям необходимо съедать 2 порции жирной рыбы в неделю.

Жирные или сладкие продукты – такие, как торты, печенье, шоколадные вафли — можно употреблять только в небольшом количестве.

В качестве полезных напитков школьникам следует пить молоко и воду — поскольку они не разрушают зубы. Соки обладают повышенной кислотностью и содержат высокий процент сахара (даже в натуральных соках мы находим природные сахара). Поэтому соки лучше пить во время еды – в противном случае, желательно разбавлять их водой.

Правильное питание школьника – залог его здоровья, успеваемости и нормального развития.

2)Выступление с сообщением.
— Перед сегодняшним занятием было дано задание узнать как можно больше об одном из ваших любимых продуктов – чипсов.

Вывод: Очень вредный продукт, нужно стараться как можно меньше употреблять в пищу.

— Помимо питания, на наше здоровье влияет режим дня. Послушайте лекцию врача и постарайтесь запомнить, о чем он говорит (Просмотр видео о режиме дня).

— А теперь попробуйте расставить виды деятельности в правильном порядке ( учащиеся расставляют виды деятельности на рисунке по порядку, затем сверяются со слайдом).

4) Продукты без вредных добавок.

-Покупая продукты в магазине, мы должны быть внимательными. Помнить, что есть еще такие компоненты в еде, которые могут разрушить здоровье человеа. Это пищевые добавки, самыми распространенными среди которых являются ингредиенты с индексом Е.

Так ли безопасно потребление таких продуктов? Е-стандарты

Буква «Е» на этикетке состава того или иного продукта питания обозначает соответствие европейскому стандарту питания, а цифровой индекс – сам вид добавки. Некогда, названия этих химических веществ указывались в составе продуктов полностью, но по причине объёмности названий была произведена замена на буквенно-цифирный код.

На сегодняшний день не только на территории РФ, но и в Европе использование Е-добавок в производстве продуктов питания запрещено. Но только некоторых. Все еще разрешены и опасны для здоровья:

Какую опасность представляют

Истощение запасов серотонина в коре головного мозга, развитее маниакальной депрессии, припадков паники, насилия

Болезни печени и почек

Е330, Е296, Е322, Е321, Е903, Е420, У965, Е422, Е951

Е951,Е471, Е621,Е627, Е631, Е551,Е100

Чипсы и сухарики

Пищевые отравления, онкологические заболевания

Е133, Е407, Е410, Е412, Е466, Е471

Заболевания пищеварительного тракта

Диарея, сбои в работе печени

Е105, Е126, Е130, Е131, Е143, Е152, Е210, Е211, Е330, Е447

Запрещены на территории РФ

Е103, Е107 ,Е125, Е127, Е128, Е213-219, Е140 ,Е153-155, Е166, Е173-175, Е180, Е182, Е209, Е 213-219, Е225-228,Е230—233,Е237, еЕ238, Е240, Е241, Е252, Е253, E264, E281–283, E302, E303, E305, E308–314, E317, E318, E323–325, E328, E329, E343–345, E349, E350–352, E355–357, E359, E365–368, E370, E375, E381, E384, E387–390, E399, E403, E408, E409, E418, E419, E429–436, E441–444, E446, E462, E463, E465, E467, E474, E476–480, E482–489, E491–496, E505, E512, E519–523, E535, E537, E538, E541, E542, E550, E552, E554–557, E559, E560, E574, E576, E577, E579, E580, E622–625, E628, E629, E632–635, E640, E641, E906, E908–911, E913, E916–919, E922–926, E929, E942–946, E957, E959, E1000, E1001, E1105, E1503, E1521.

— Давайте определим, можно ли употреблять эти продукты, не опасаясь за свое здоровье ( шоколад “ Alpen Gold ”, йогурт «Активиа», сухарики «Кириешки», жевательная резинка “ Orbit ”). Учащиеся определяют состав продуктов, опираясь на таблицу.

5) Правила приема пищи.

— Для того, что бы от пищи получать максимальную пользу — нужно следовать некоторым правилам приема пищи. Давайте рассмотрим их.

Основные правила приема пищи:

Начинайте есть только при ощущении голода. Следует различать голод и аппетит. Проверьте себя: если сухую корочку хлеба вы съели бы сейчас с удовольствием — значит вы голодны. Это основное правило приводит к двух-трех разовому приему пищи в день, и также исключает перекусывание между основными приемами пищи, т.к. это серьезнейшим образом нарушает работу пищеварительной системы.

Употребление воды. Употребляйте 2-3 литра воды на протяжении дня. Прекращайте прием воды за 20-30 минут до еды и возобновляйте его не менее, чем через 30 минут после приема фруктов, через 1 час после крахмалистой пищи и через 2 часа после белковой.

Тщательно пережевывайте и смачивайте слюной пищу. В еде должны преобладать овощи, фрукты, орехи, злаковые, бобовые, зелень. Рекомендуется включать в свой рацион хрустящие овощи и фрукты, и употреблять сырые овощи. Сделанно это для того, что бы приучать себя тщательно пережевывать пищу. Во-первых этим вы тренируете свои зубы и десна, во-вторых углеводная пища начинает перевариваться еще во рту. Поэтому идеальная для этого пища это хрустящие фрукты и овощи. При приеме пищи следите за тем, что бы тщательно пережевывать, и вскоре это закрепиться у вас на подсознательном уровне.

Обязательно отдыхайте до и после еды.

За обеденным столом не должно возникать ни одной недоброй мысли. Чем же недобрая мысль так опасна? Как мы знаем, негативные мысли вызывают негативные эмоции, далее негативные эмоции влияют на нервную систему и всё это вместе негативно влияет на работу органов при приеме пищи. Если затрагивать энергетику, то на энергетическом уровне при приеме пищи вы можете себе даже навредить. Потому что все ваши мысли влияют на окружающий вас мир. Например, если вы выпьете воды при хороших мыслях, то вода подействует на вас как лечебное средство, а если же наоборот, то не принесет ни какой пользы или даже может навредить вашему здоровью. Поэтому, прежде чем приступать к трапезе, расслабьтесь и подумайте о чем-то хорошем, уберите все недобрые мысли прочь.

Важную роль играет температура пищи. Холодные блюда должны иметь температуру не ниже комнатной, а горячие не обжигать губы и рот, чтобы не возникла необходимость подуть на ложку.

Не переедайте. Всегда после правильного приема пищи у вас должно быть легкой ощущение голода. Желудок должен быть наполнен не более, чем на 2/3 объема (это примерно объем сложенных пригоршней ваших ладоней). Если же у вас легкого ощущения голода нет, то следует пересмотреть свой рацион или уменьшить количество принимаемой пищи.

Старайтесь оставаться в том весе, который для вашего возраста идеален. Давайте теперь попробуем рассчитать каждый для себя. Существуют несколько способов. По одной из них

вы можете сами проверить соответствие вашего веса и роста по формуле

Масса тела (в кг) = 50+0,75 * (Т-150) + (А-20):4;Т — рост в см; А — возраст в годах.

6) Отказ от вредных привычек.

— Говоря о вредных привычках, следует сказать, что курение – одно из самых вредных. Есть такой анекдот.

Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар: «Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет.»

Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца.

-А почему стариком не буду?

-Потому что до старости не доживешь.

-А почему собака не укусит?

-Так с палкой ведь будешь ходить.

-А почему вор в дом не залезет?

-Потому что всю ночь будешь кашлять.

-Обсуждение сюжета рисунка. Как вы думаете, ребята, что хотел сказать автор этого рисунка? Демонстрируется рисунок:

— Закаливание помогает не болеть, помогает защитить наш организм от простудных заболеваний. Посмотрите ролик и скажите, какие самые простые способы закаливания организма (просмотр ролика).

8) Занятия физкультурой, спортом.

— Движение – это жизнь. Если Вы не нагружаете свои мышцы физической нагрузкой, то о здоровье можете только мечтать. Малоподвижный образ жизни ведет к застою лимфы, которая движется только под действием мышечных сокращений, к зашлакованности организма, к нарушению функции внутренних органов и, как следствие, к появлению болезней. Человек, которому не хватает движения, не может быть здоровым. Постоянно отдыхающие мышцы не позволяют нормально работать капиллярам, ноги и руки постоянно мерзнут из-за того, что теплая кровь не может достичь в необходимом количестве удаленных участков тела. Нарушая важнейший закон природы – закон движения – мы расплачиваемся за это болезнями. Чтобы быть здоровым надо начинать день с зарядки. Можно делать ее под музыку, как предлагают ребята (Демонстрация комплекса упражнений для зарядки учащимися под музыку).

9) Хорошее настроение.

— Важно для здоровья также узнавать каждый день что-то новое, иметь хорошее настроение, встречать день с улыбкой, делать добрые дела, как, к примеру, герои мультфильма про крошку Енота..

— Вывод: Таким образом, получилась формула здоровья
здоровье = рациональное питание + закаливание +режим дня +здоровый сон +активный образ жизни, спорт + отказ от вредных привычек + хорошее настроение.

4. Рефлексия. Составьте синквейн по теме: Здоровье. (Правила составления синквейна:

В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Заниматься, беречь, закаляться.

Я люблю свое здоровье!

Баль Л.В., Барканов С.В. Формирования здорового образа жизни российских подростков. М., 2003.

Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. Спаси и сохрани: Учебное пособие для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений и преподавателей-организаторов курса “ОБЖ”. М., 1997.

Васильев В. Здоровье и стресс. М., 1992.

Гузиков Б.М., Мейроян А.А. Что губит нас… О проблеме алкоголизма, наркомании и табакокурения. М., 1990.

Классному руководителю. М., 1999.

Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С. Азбука здоровья: Книга для молодежи. М., 1990.

Автор: Апаласова Надежда Михайловна → nadezhda-apalalasova

—> 12.11.2013 0 12790 2161

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Читайте также:  Оценка группы здоровья ребенка критерии группы
Adblock
detector