Меню

Кластер по биологии 8 класс параграф 37 витамины

§ 31. Витамины и их роль в организме человека

1. Какие биологически активные вещества вам известны и что они собой представляют? 2. Что такое активный центр фермента и кофермент? 3. Что такое рахит и каковы его причины?

Витамины

Витамины (от лат. вита — жизнь) — историческое название большой группы биологически активных веществ различной химической природы, которые обычно поступают в организм с пищей и часто входят в состав ферментов, становясь их коферментами. В отличие от других пищевых веществ, витамины не являются материалом для биосинтеза или получения энергии, однако участвуют практически во всех процессах обмена веществ.

Витамины необходимы организму в очень малых количествах, однако при их недостатке быстро развиваются гиповитаминозы, а при нехватке — авитаминозы, которые могут иметь даже смертельный исход. Избыток витаминов (гипервитаминоз) в организме менее опасен, но в ряде случаев может привести к тяжёлым отравлениям и нарушить обмен веществ.

Недостаток витаминов в организме может быть восполнен применением содержащих их препаратов, получаемых химическим путём, микробиологическим синтезом или из природных источников.

Классификация витаминов

В настоящее время известно свыше 20 витаминов. Их классифицируют на водорастворимые и жирорастворимые. Водорастворимые витамины (С, витамины группы В, РР и др.) поступают в организм человека в виде водных растворов. Жирорастворимые витамины (А, D, Е, К) растворяются в жирах пищи и всасываются вместе с ними. У очень пожилых людей или людей с заболеваниями печени нарушено выделение желчи и жиры усваиваются плохо. Поэтому у них наблюдается недостаток в организме жирорастворимых витаминов — гиповитаминоз или даже авитаминоз.

Водорастворимые витамины

Витамин С (аскорбиновая кислота) необходим для нормального роста организма. Он регулирует обмен углеводов и белков, участвует в образовании одного из главных белков соединительной ткани — коллагена и стимулирует заживление ран. Кроме того, витамин С способствует усвоению железа в кишечнике, усиливает иммунитет, обезвреживает некоторые ядовитые вещества и токсичные продукты, образующиеся в самом организме. В сутки человеку нужно получать около 50 мг этого вещества. При увеличении нагрузки (физической или умственной) доза витамина должна быть увеличена до 100 или 200 мг в сутки (рис. 55). Витамин С содержится в овощах и фруктах, но больше всего его в плодах шиповника, чёрной смородине, облепихе и сладком перце. Длительная нехватка (3—4 месяца) этого витамина в пище приводит к заболеванию цингой. На фоне снижения умственной и физической работоспособности, вялости, поражения кожи возникает повышенная кровоточивость. Она вызвана увеличением проницаемости стенок сосудов. Начинаются боли в суставах и мышцах. Дёсны кровоточат, зубы расшатываются и выпадают. Если не возместить недостаток этого витамина, то человек может погибнуть.

Витамин B1 (тиамин) играет важную роль как составная часть ферментов углеводного обмена и обмена аминокислот. Тиамин необходим для нормальной работы нервной, эндокринной и иммунной систем. Суточная потребность в нём составляет всего 2 мг. Если человеку приходится жить и работать в холодном климате, то количество тиамина в пище должно быть увеличено в 1,5—2 раза. Наиболее богаты тиамином изделия из муки грубого помола, содержащие отруби, а также бобовые растения: горох, фасоль, соя.

При недостатке витамина B1 сначала возникает бессонница, повышенная раздражительность, беспокойство, головные боли. Появляются слабость и боли в ногах. Эта болезнь имеет историческое название бери-бери, а современное название полиневрит.

Витамин В2 (рибофлавин) необходим для обеспечения нормального зрения, роста и развития детей, а также для синтеза главного источника энергии в организме — АТФ. Его суточная потребность составляет 1—2 мг в сутки. Главными источниками витамина В2 являются молоко и молочные продукты, яйца, печень, мясо, рыба, хлеб, гречневая крупа. Однако при термической обработке пищевых продуктов содержание рибофлавина в них снижается почти на 50%. Нехватка витамина В2 в организме может возникать при беременности или тяжёлых физических нагрузках. При значительной нехватке этого витамина возникает воспаление слизистой оболочки языка, уголков рта, губ. Плохо заживают повреждения кожи, слезятся глаза, развивается светобоязнь.

Витамин РР (никотиновая кислота) обеспечивает в организме нормальную интенсивность энергетического обмена. При недостатке никотиновой кислоты развивается пеллагра — тяжёлое заболевание, связанное с поражением центральной нервной системы, желудочно-кишечного тракта и кожи. При этом заболевании отмечаются раздражительность, нарушение чувствительности кожных покровов, снижение двигательной активности, потеря устойчивости при ходьбе, психозы и психическая депрессия. Возникает воспаление языка, нарушается секреция желудочного сока, развиваются упорные поносы. Поражение кожи характеризуется симметричным воспалением лица и открытых частей тела. Развитие пеллагры может быть связано с однообразным питанием и использованием в качестве основного продукта зерновых культур, особенно кукурузы. Важнейшими пищевыми источниками витамина РР служат крупы, хлеб грубого помола, бобовые, внутренние органы животных (печень, почки, сердце), мясо, рыба, а также некоторые овощи. Очень высоко содержание никотиновой кислоты в дрожжах, сушёных грибах.

Читайте также:  Какие витамины нужно пить при давлении

Жирорастворимые витамины

Витамин А (ретинол) обеспечивает нормальный рост организма, формирование скелета, размножение клеток кожных покровов, необходим для нормального зрения. Потребность организма в этом витамине составляет приблизительно 1 мг в сутки. Этот витамин содержится только в продуктах животного происхождения: в печени рыб и других животных, яйцах, масле, сметане. В растениях присутствует растительный пигмент бета-каротин, из которого в организме человека медленно образуется витамин А. При нормальном питании в печении человека образуется депо этого витамина. Первым симптомом нехватки витамина А является куриная слепота, то есть снижение способности различать цвета в полумраке. Затем на склере глаза появляется то, что в народе называется бельмом. Отсутствие лечения быстро приводит к слепоте. Недостаток витамина способствует развитию различных поражений кожи — дерматитов.

Витамин D (калъциферол) регулирует обмен кальция и фосфора и необходим для нормального образования костной ткани. Он повышает всасывание этих минеральных веществ в тонком кишечнике и способствует их отложению в костях. Дети испытывают особую потребность в этом витамине, поэтому суточная доза для них несколько больше, чем для взрослых, и составляет 10—25 мг. Витамином D богаты в основном продукты животного происхождения: печень рыб, молочные продукты, яйца. Кроме того, витамин D вырабатывается в коже под действием ультрафиолетового излучения, то есть при загаре. У детей D-авитаминоз проявляется в виде болезни, называемой рахитом. При этом у них наблюдаются судороги, они отстают в развитии, кости голеней искривляются, окостенение родничков черепа задерживается. Рахит чаще всего наблюдается у городских детей, которые бывают на солнце намного меньше, чем их деревенские сверстники.

Витамин Е (токоферол) является универсальным защитником клеток организма от повреждения чрезвычайно активными химическими соединениями, которые называют свободными радикалами. Витамин Е не даёт свободным радикалам кислорода разрушать клеточные мембраны. Источником этого витамина являются растительные масла, особенно нерафинированные. Витамин Е содержится также в печени, яйцах, хлебобулочных изделиях, гречке, бобовых. Суточная потребность в этом витамине составляет 10 мг.

Витамин К (филлохинон) участвует в образовании протромбина, без которого невозможно свёртывание крови. Суточная потребность в этом витамине не очень велика — доли миллиграмма. Витамином К богаты многие продукты: цветная капуста, салат, кабачки, говяжья печень. Кроме того, этот витамин вырабатывается бактериями, живущими в толстом кишечнике.

Роль витаминов в организме человека

Входя в состав ферментов, витамины усиливают действие других биологически активных веществ, повышают иммунитет и сопротивляемость организма к болезням, стимулируют рост и регенерацию тканей. Например, витамин А участвует в процессах восприятия света, витамин D — усвоения кальция, витамин К — свёртывания крови, витамины С и РР — практически во всех процессах обмена веществ и т. д.

Большинство витаминов не синтезируется в организме и должно регулярно поступать с питанием. Витамины В1, В2, РР и К продуцируются бактериями, живущими в тонком кишечнике. Витамин D может образовываться в коже под действием солнечного света.

Витамины. Гиповитаминоз. Авитаминоз. Гипервитаминоз

Ответьте на вопросы

1. Что такое витамины? В чём их отличие от других веществ, входящих в состав пищи? 2. Какие заболевания, связанные с нарушением нормального поступления витаминов в организм человека, вам известны? 3. Как классифицируют витамины? Приведите примеры. 4. Каковы источники поступления витаминов в организм человека? 5. Какова роль витаминов в организме человека?

Почему избыток одного витамина не может заменить недостаток другого?

Источник

Витамины. Гиповитаминозы и авитаминозы

Вопрос 1. Какое значение в организме имеют витамины?
Обмен веществ невозможен без участия витаминов. Витамины — низкомолекулярные органические вещества, жизненно необходимые для существования организма человека. Витамины необходимы для регуляции обмена веществ, нормального течения жизнедеятельности, так как они являются ферментами или входят в их состав.

Вопрос 2. Могут ли витамины синтезироваться в организме?
Витамины или совсем не вырабатываются в человеческом организме, или вырабатываются в недостаточных количествах. Некоторые витамины (В1 В2, К, Е) синтезируются бактериями, обитающими в толстом кишечнике, откуда и всасываются в кровь человека.

Вопрос 3. Можно ли заменить недостаток одного витамина избытком другого?
Нет. Недостаток одного витамина не восполняется избытком другого.

Вопрос 4. На какие две группы делятся витамины в зависимости от их растворимости?
По растворимости витамины делятся на жирорастворимые и водорастворимые.

Читайте также:  Какие витамины содержатся черносливе

Вопрос 5. Поясните разницу в понятиях: «гиповитаминоз» и «авитаминоз»?
Авитаминозом принято называть глубокий дефицит витамина в организме, сопровождающийся выраженными симптомами его недостаточности.
Гиповитаминозом называют состояние умеренного дефицита витамина, когда наблюдаются в основном общие неспецифические проявления недостаточности витамина (быстрая утомляемость, нарушение концентрации внимания, ослабление памяти, апатия, головные
боли и т. д.).

Вопрос 6. Как проявляется цинга? С чем она связана? Почему раньше ею часто болели мореплаватели?
При недостатке витамина С развивается цинга, кровоточивость десен, появляются язвы на слизистой рта, расшатываются и выпадают зубы. Кости становятся хрупкими, развивается малокровие, угнетается иммунитет. При длительном его отсутствии организм погибает. Моряки не могли во время плавания добыть свежие овощи и фрукты, в которых этот витамин содержится в достаточном количестве.

7. В каких продуктах находятся витамины группы В? Каково их значение?
Продукты, содержащие витамины группы В: оболочки и зародышевая часть зерна риса, пшеницы, ржи, крупы (особенно гречневая, овсяная и пшено), бобовые, печень, почки, нежирные свинина, хлеб грубого помола, яичные желтки. Витамины группы В влияют на углеводный и энергетический обмен, особенно в нервной и мышечной ткани, из этих витаминов образуются ферменты, осуществляющие многие важнейшие реакции обмена.

Источник

Конспект урока по биологии для 8 класса на тему «§ 37 Витамины»

Конспект урока по биологии для 8 класса на тему «§ 37 Витамины»

Цель: познакомить учащихся с понятием «витамины», дать характеристику основным витаминам, определить содержание их в продуктах питания и роли для жизни человека

Образовательные: углубить и обобщить знания о значении витаминов; содержания их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов; роли витаминов в обмене веществ, продолжить формирование навыков работы с учебником.

Развивающие: умение работать с дополнительными источниками, умение воспринимать дополнительную информацию, умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы, выступать в классе, развивать общеучебные навыки работы с информацией: умение сравнивать и обобщать, работать с иллюстрациями, текстом учебника.

Специальные умения: умение различать витамины и их выполняемые функции

Воспитательная: формирование научного мировоззрения на основе установления причинно-следственных связей, формирование ответственного отношения к учению, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, понимать важность сохранения своего здоровья.

Форма проведения: урок.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Опорные знания: биологически активные вещества, низкомолекулярные вещества

Новые знания: витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз, рахит, бери-бери, «куриная слепота», цинга.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Внутрипредметные и межпредметные связи:

«Органическая химия» — структуры витаминов как органических веществ;

«Безопасность жизнедеятельности» — рациональное питание как один из факторов здорового образа жизни.

Оборудование: компьютер, мультимедийные проектор, презентация «Витамины».

Литература: Колёсов Д.В., Биология. Человек: Учеб. Для 8 класса. Общеобразоват. Учреждений/ Д.В. Колёсов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.

Рабочая тетрадь по биологии 8 класс (Д.В. Колёсов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев)

1) Организационный момент

Проверка готовности учеников к уроку.

Настраиваются на восприятие материала урока.

2) Актуализация чувственного опыта и опорных знаний

1) Какие соединения относят к биологически активным?

2) Почему их так называют? Приведите примеры.

3) По своей структуре БАВ являются низкомолекулярными или высокомолекулярными соединениями?

4) Давайте попробуем дать определение витаминам, исходя из знаний, что это низкомолекулярные соединения, которые относятся к группе БАВ?

1) Жирные кислоты, микро- и макроэлементы, органические кислоты, ферменты, аминокислоты и т.д.

2) Это препараты на основе повышенной концентрации определенных биологически активных веществ. Они не считаются лекарством, но при этом могут успешно лечить заболевания, связанные с нарушением баланса веществ в организме.

4) Витамины — это низкомолекулярные, биологически активные органические соединения необходимые для нормальной жизнедеятельности человека.

История открытия витаминов.

Витамины были открыты нашим соотечественником Н.И. Луниным. В 1881 г. он провел оригинальный эксперимент. Он взял две группы мышей и поместил их в одинаковые условия, но кормил по- разному: одних – натуральным молоком, других – искусственной смесью, в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы), причем в том же соотношении, что и в молоке.

Вскоре мыши второй группы перестали расти, теряли в весе и погибали. Значит, предположил ученый, существуют ещё какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь.

Позже, в 1911 г, польскому ученому Казимиру Функу удалось получить из рисовых отрубей вещество, которое излечивало от паралича голубей, питавшихся очищенным рисом. Он дал ему название витамин (от лат. «вита»- жизненный).

Читайте также:  Какие витамины нужно давать цыплятам бройлерам

4) Сообщение темы и цели урока

Тема нашего сегодняшнего урока «§ 37 Витамины» учебник стр.

Откройте тетради, запишите дату и тему

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое витамины, их значение, многообразие, классификация витаминов. А также познакомимся с характеристикой некоторых витаминов.

Записывают дату и тему

5) Первичное восприятие и осознание учащимися нового материала

Витамины — это низкомолекулярные вещества, обладающие большой биологической активностью. Действие их проявляется в малых количествах и выражается в регулировании процессов обмена веществ.

Водорастворимые – С, РР, Н, группы В.

Жирорастворимые – А, D, Е, К.

Витамины входят в состав молекул многих ферментов и некоторых физиологически активных веществ, поэтому при их отсутствии — авитаминозе или недостатке — гиповитаминозе нарушаются синтез ферментов и обмен веществ, вследствие чего развиваются тяжелые заболевания.

Гипервитаминоз – состояние, возникающее в результате избыточного потребления витаминов. Гипервитаминоз часто наблюдается у людей, которые занимаются культуризмом, при избыточном потреблении пищевых добавок и витаминов.

Витамин А содержится в продуктах животного происхождения (рыбьем жире, печени, сливочном масле, молочных продуктах и т.д.). Во многих продуктах содержится бета-каротин — предшественник (провитамин) витамина А, превращающийся в организме человека в витамин А. Авитаминоз. Поражение эпителия кожи и слизистых оболочек, гиперкератоз, ороговение эндометрия (препятствует имплантации оплодотворенной яйцеклетки), ороговение клеток в желче- и мочевыводящих путях (способствуют образованию в них камней) гемералопия (куриная слепота), нарушение нормального роста костей в длину, уменьшение синтеза антител и фагоцитоза, снижение иммунитета.

Витамин D2 поступает в организм в небольшом количестве с продуктами питания (жир печени тунца, трески, палтуса, лосося, молоко, желток яиц, сливочное масло), а витамин D3 образуется в коже человека под воздействием солнечных лучей. Авитаминоз Нарушение процессов минерализации костной и хрящевой ткани, развитие рахита у детей и остеомаляции у взрослых.

Витамин Е. Поступает в организм с продуктами, особенно растительными маслами, горохом, фасолью. Авитаминоз Дегенеративные изменения в скелетных мышцах, миокарде, гипотрофия, нарушения походки, парез глазодвигательных мышц, повышение проницаемости и ломкости капилляров, нарушение сперматогенеза и овогенеза, нарушение развития плаценты, увеличение числа самопроизвольных абортов.

Витамин В1. Синтезируется зелеными растениями и микроорганизмами, содержится в дрожжах, хлебе грубого помола, свинине, картофеле и других продуктах растительного и животного происхождения.

Авитаминоз Повышенная утомляемость, упадок сил, парестезии, боли в мышцах, полиневриты, атония кишечника, снижение сократительной способности миокарда, сердечная недостаточность, сердечные аритмии. В тяжелых случаях возникают парезы и параличи скелетных мышц.

Витамин В2 . В большом количестве содержится в печени, почках, яйцах, твороге, сыре, мясе, дрожжах, злаках. Авитаминоз Трещины в углах рта (ангулярный хейлит), стоматит, глоссит, чешуйчатое шелушение кожи (у крыльев носа, за ушами, на веках), помутнение хрусталика, светобоязнь, слезотечение, снижение остроты зрения, обесцвечивание и выпадение волос.

Витамин В6. Содержится в печени, сердце и почках животных, бананах, синтезируется микрофлорой кишечника.

Авитаминоз Повышенная раздражительность или заторможенность, ухудшение аппетита, судороги, себорейный дерматит, хейлит, стоматит, глоссит, периферический неврит, анемия.

Витамин Bl2 . Содержится в продуктах животного происхождения, особенно печени и почках.

Авитаминоз Нарастающая слабость, вялость, парестезии, глоссит, онемение нижних конечностей, анорексия, диарея, выпадение волос, мегалобластическая анемия.

Витамин С. Содержится в овощах и фруктах (плодах шиповника и ягодах, капусте, цитрусовых, яблоках, сладком перце и др.), печени и почках крупного рогатого скота.

Авитаминоз Повышенная утомляемость, раздражительность, слабость, повышение проницаемости сосудистой стенки, кровоточивость десен, расшатывание и выпадение зубов, нарушение развития скелета, кровоизлияния в ткани, боли в конечностях, повышение восприимчивости к инфекциям.

Витамин PP. Содержится в органах животных (печени, почках, мышцах и др.), молоке, рыбе, дрожжах, фруктах, овощах, частично образуется в организме из незаменимой аминокислоты триптофана. Авитаминоз Дерматит, глоссит, стоматит, диарея, головная боль, нервно-психические нарушения (пеллагра).

Пантотеновая кислота (витамин В5) Содержится в сельди, печени, белых грибах, горохе и других продуктах. Авитаминоз Утомляемость, недомогание, нарушение сна, парестезии, снижение устойчивости к инфекциям, недостаточность коры надпочечников.

Фолиевая кислота. Содержится в свежих овощах (салат, бобы, шпинат, помидоры и др.), печени, почках, яйцах, а также вырабатывается микрофлорой кишечника. Авитаминоз Слабость, потеря веса, замедление процесса регенерации, нарушение структуры и функции слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта, расстройство пищеварения, понос, язвенный стоматит.

Витамин Н . Содержится в молоке, печени, почках, пивных дрожжах, черной смородине, чае, какао, пшенице, синтезируется бактериями кишечника.

Авитаминоз Облысение, дерматит, нервно-трофические расстройства

Источник

Adblock
detector