Классы здоровья
«специальных медицинских групп»,
Учащиеся, состоящие на диспансерном учете с заболеваниями, не позволяющими посещать уроки физкультуры (1,2 %), определены по состоянию здоровья в специальные медицинские группы. Одна из групп работает в начальной школе, а другая в основной. Занятия проводит учитель физкультуры совместно со школьным медицинским работником.
Большую помощь в оздоровлении детей с нарушением осанки оказывает детский оздоровительно-образовательный центр (ДООЦ), проводящий с детьми ЛФК. В 2012 – 2013 учебном году в I полугодии оздоровились в центре 35 % детей от числа имеющих нарушение осанки.
«Классы здоровья». В ходе областного эксперимента по программе «Здоровье»(1998-2003) были организованы специализированные классы, которые в течение 3-х лет находились под постоянным контролем медико-социально-психологической службы. В результате мониторинга получены позитивные данные по снижению нарушения осанки, понижения остроты зрения, простудным заболеваниям ..
Наличие службы медико-психолого-педагогического сопровождения, психолого-педагогический консилиумов, «Валеологического центра»
Для выполнения целей программы «Здоровья», в школе организована служба ПМПК, задачами которой является определение степени подготовленности ребенка к школе, состояние его здоровья и психофизиологические способности. На основании заключения ПМПК определяется уровень программ обучения и развития. Составляется индивидуальная карта развития ребенка. Итоги ПМПК подводятся по окончании 1 и 5 классов, где рассматривается адаптация ученика в начальной и основной школе.
В 4,9,11 классах проводятся психолого-педагогические консилиумы с целью определения соответствия уровня развития ученика с моделью выпускника начальной, основной и средней школы.
В школе действует «Валеологический центр (Центр «Здоровье»)», работающий по программе «Здоровый образ жизни».
Источник
особенности работы с детьми разных групп здоровья
статья на тему
в данном материале содержится информация о группах здоровья учащихся и даются рекомендации для учителей с учетом особенностей физического состояния школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_s_detmi_gruppy_zdorovya.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ
Согласно нормативным документам Министерства здравоохранения Российской Федерации каждый ребенок на основании результатов медицинских осмотров относится к определенной группе здоровья. В настоящее время выделяют 5 групп здоровья детей:
– здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений;
– здоровые, с функциональными или небольшими морфологическими отклонениями;
– больные с хроническими заболеваниями, в состоянии компенсации;
– больные с хроническими заболеваниями, в состоянии субкомпенсации;
– больные с хроническими заболеваниями, в состоянии декомпенсации.
Это дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие
Обучение по обычной программе, физиологический режим дня, рациональное соответствующее возрасту питание
Это дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные отклонения, а также часто (4 раза и более в год) или длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющие
Индивидуально-групповой подход. После длительной болезни в течение1–2 недель ребенок нуждается в щадящем режиме: постепенное увеличение нагрузки, возможно, более медленный темп работы на уроках, уменьшение времени на приготовление домашних заданий, освобождение от занятий ФВ,
замена их на ЛФК, нежелательна (недопустима) сдача зачетов в один день более чем по одному предмету (составление графика отчетов по пропускам).
Щадящий режим дня, предусматривающий дневной сон –1–1,5 часа, прогулки на свежем воздухе не менее 2,5–3 часов. Дополнительная витаминизация пищи
Необходим тщательный контроль за появлением признаков утомления и переходом их в переутомление у детей, имеющих функциональные отклонения
Это дети с хроническими заболеваниями, с редкими не тяжело протекающими обострениями, от момента последнего обострения прошло более 3 месяцев, без нарушения общего состояния и самочувствия
Индивидуально-групповой подход.
Дети могут обучаться по обычной программе, но при появлении признаков утомления работа на уроках проводится в индивидуальном режиме. Дети нуждаются в диетическом питании.
Занятия ФВ в специальной группе
Это дети с хроническими заболеваниями, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, затяжным периодом выздоровления после острых заболеваний
Индивидуальный подход. Дифференцированное обучение, индивидуальная работа на уроках, когда каждый школьник получает свое задание, которое он выполняет независимо от других, темп работы не навязывается. Щадящий режим дня – предусматривающий дневной сон – 1–1,5 часа, прогулки на свежем воздухе не менее 2,5–3 часов. Дети нуждаются в диетическом питании. Дополнительная витаминизация пищи. Занятия ФВ в специальной группе. Организация медикаментозного лечения в школе. Тщательный контроль за появлением признаков утомления и переходом их в переутомление. Возможен дополнительный выходной день или сокращение времени пребывания на уроках
Тяжелобольные дети с хроническими заболеваниями – дети-инвалиды
Обучение на дому
Обучение и воспитание детей и подростков всегда сопряжены с умственной деятельностью, активацией многих функциональных систем, обеспечивающих интегративную работу головного мозга. При интенсивной или длительной умственной работе у школьников развивается утомление.
О начале утомления школьника свидетельствуют следующие признаки: снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время выполнения заданий); ослабление внутреннего торможения (наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания); ухудшение регуляции физиологических функций (нарушаются сердечный ритм, координация движений); появление чувства усталости.
Признаки утомления школьника нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы. Восстановлению умственной работоспособности учащихся способствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции. К сожалению, у школьника во время обучения может наблюдаться не только утомление, но и переутомление, особенно при несоответствии учебных нагрузок уровню морфофункционального развития ребенка. Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность и др.). При переутомлении могут также наблюдаться различные вегетативные расстройства, особенно сердечно-сосудистой системы. Выраженные признаки переутомления: резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности; нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность); стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония); снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.
Признаки переутомления не исчезают после кратковременного отдыха и даже ночного сна нормальной продолжительности. Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме школьника необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях – комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики. Дети с выраженными признаками переутомления должны быть направлены к врачу. Санитарные нормы и правила предписывают во всех видах образовательных учреждений организовывать комплексное оздоровление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с включением в его структуру психолого-педагогической коррекции. Методы оздоровительных и корригирующих мероприятий включают: оздоровление часто болеющих детей с нарушениями и заболеваниями носоглотки; профилактику возникновения и прогрессирования миопии; коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата; профилактику рецидивов заболеваний органов пищеварения, почек; профилактику ожирения у школьников; профилактику и коррекцию отклонений в нервно-психическом здоровье детей и подростков; методы психокоррекции при различных формах психической дезадаптации детей и подростков.
Источник
Роль классов здоровья в формировании ЗОЖ ребенка. Особенности организации учебного процесса
Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Проблема здоровья детей встает особенно остро в последнее время. Данные статистики говорят о том, что за 10 лет обучения здоровье ухудшается в 4–5 раз.
Каковы данные по НТСШ за 2008 учебный год?
Из 713 учащихся, обследованных ЦРБ:
– 95 чел. с ослабленным зрением (13,5%).
– 49 чел. с заболеваниями нервной системы (6,8 %).
– 58 человек с заболеваниями желудочно–кишечного тракта (8,1%).
– 81 уч-ся с заболеваниями эндокринной системы (11,3 % ), в т. ч “зоб” у 81 учащихся (11,3%) .
–3 0 – с нарушениями опорно–двигательной системы (5 %).
– 71 чел – с заболеваниями органов дыхания (9,6 %).
Допущено к занятиям физической культурой 685 человек (96 %).
Заболевания часто являются причиной неуспешности обучения. Пропуски по болезни, отклонения в физическом развитии ведут к пробелам в знаниях и возникают проблемы с успеваемостью. Количество больных детей из года в год увеличивается, увеличивается и количество учащихся, испытывающих трудности в обучении. Поэтому по согласованию с РОО в школе с 1999 года функционируют классы здоровья. В этих классах собраны ЧБД, дети с хроническими заболеваниями, дети–инвалиды.
При комплектовании класса учитывается диагноз заболевания, рекомендации врачей ЦРБ, личное желание родителей. Наполняемость таких классов 18–20 человек. Это позволяет учителю вести индивидуальную работу с детьми, пропустившими занятия по болезни, своевременно ликвидировать пробелы.
Главная задача классов здоровья заключается в укреплении здоровья школьников.
Залогом здоровья является, с одной стороны как можно более раннее выявление физических отклонений в здоровье детей, а с другой стороны устранение причин, вызывающих эти нарушения.
В школе составлена программа “В здоровом теле – здоровый дух”, где на 1 место поставлены вопросы, связанные с пропагандой ЗОЖ, предупреждением вредных привычек; вопросы совместной работы семьи и школы, учитывающие уровень здоровья каждого ученика, его склонности, привычки, взаимоотношения в школьном коллективе.
Создан оргкомитет, которым предусмотрены:
Периодически вопросы программы рассматриваются на методсовете школы, на совещании при директоре.
Какие задачи ставим перед собой?
- Вооружить: знаниями о ЗОЖ.
- Научить: говорить, мыслить, слушать, оказывать ПМП.
- Воспитывать: культуру мышления, культуру общения, культуру самообразования.
- Формировать: достоинство, нравственные убеждения, мировоззрение.
Программа “Здоровье” охватывает весь школьный коллектив. Особое место в ней отведено классам здоровья.
Работа в КЗ ведется в 5 направлениях:
– Введение 1 часа валеологии интегрировано с физкультурой;
– Система классных часов, направленных на оздоровление;
– организация Дней здоровья;
– использование и пропаганда здоровьесберегающих технологий.
– мероприятия на выявление уровня здоровья детей, сбор анализов, медосмотры, обследования. (Врачи ЦРБ, медсестра школы.)
– проводится в целях предупреждения заболеваний.
– оптимальный режим обучения и воспитания;
– использование медицинских средств профилактики,
– зарядка для глаз;
4) Коррекционная работа
включает в себя меры по устранению или снижению имеющихся отклонений от нормы. Это индивидуальная работа специалиста ЛФК, медсестры, соцпедагогов.
5) Консультативная проводится в трех направлениях:
Вся работа в КЗ проводится в тесном сотрудничестве школы, родителей, внешкольных организаций: ЦРБ, ДШИ.
Чем занимается школа?
Как она создает условия для гармоничного развития ребенка?
Администрация школы организует работу КЗ, комплектует эти классы, контролирует их деятельность, координирует взаимодействие школы, ДШИ, родителей.
Педагоги – это наши неутомимые труженики. Они используют в работе здоровьесберегающие технологии: предусматривают строгое соблюдение режима школьных занятий; построение урока с учетом работоспособности детей, использование средств наглядности; четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение уроков, строгую регламентацию разных видов деятельности; обязательное выполнение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой и др.
Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:
- Построение урока на основе закономерностей УВП с использованием последних достижений педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
- Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.
- Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности уч-ся с учетом их здоровья, особенностей развития, интересов , наклонностей и потребностей.
- Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, установление связи с ранее изученными ЗУ.
- Активизация развития всех сфер личности учащихся.
- Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
- Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
- Формирование практически необходимых ЗУН, рациональных приемов мышления и деятельности.
- Обеспечение вариативного использования правил ЗОЖ в зависимости от конкретных условий проведения урока.
- Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
Каждый урок, каждое мероприятие включает в себя элементы ЗОЖ:
– дают знания о ЗОЖ;
– учат говорить, мыслить, оказывать ПМП;
– воспитывает культуру мышления, общения;
– формирует достоинство, нравственные убеждения, мировоззрение.
На уроках проводятся динамические паузы, точечный массаж, упражнения на профилактику сколиоза и миопии, минуты релаксации.
В учебный план за счет часов индивидуально– групповых занятий включен 1 час валеологии.
Внеклассная работа тоже направлена на физическое и психическое оздоровление уч-ся. Много творчества, терпения, сил нужно приложить, чтобы в классе каждому было комфортно, чтобы в школу хотелось идти. Приятно отметить, что из 38 опрошенных детей 3–4 классов 37 с желанием ходят в школу и ни один не испытывает дискомфорта.
Анализ АКР показывает, что дети КЗ успешно осваивают программу на достаточно высоком уровне. ОБО от 4,1 до 4,4; качество обучения от 75% до 90%.
Учителя ведут мониторинг обучения, оздоровления. Есть карты классов, индивидуальные карты развития уч–ся, где кроме здоровья отражены ЗУН и уровень формирования ОУУН.
ЦРБ помогает школе скомплектовать классы, проводит тщательный медосмотр учащихся.
Т.к эти дети – хронические больные, то они находятся под постоянным наблюдением участковой службы ЦРБ.
В течение всего года ведется наблюдение за здоровьем уч-ся Волковой Р.И., медсестрой нашей школы. Она регулярно встречается с детьми, с родителями; организует профилактическую работу; выступает по вопросам здоровья перед учащимися; ведет личные карты уч-ся; является основным связующим звеном между школой и больницей.
В течение года в КЗ проводится лечебная физкультура. Инструктор – м/с высшей категории Сунцова З.А. Каждый ребенок охвачен оздоровительными мероприятиями. Класс делится на 2 группы по рекомендации медработников. Детям такие занятия нравятся, пользу они приносят немалую.
Родители – самые заинтересованные люди в улучшении здоровья детей. Помогают в осуществлении валеологического воспитания детей. Они – активные участники внеклассных мероприятий, занимаются сбором лекарственных растений для фиточайной. Оказывают посильную помощь в ремонте классных помещений, оснащении. Уют в классе – это забота и учителя и родителей.
Наиболее результативной была работа первого набора КЗ (1999–2002 года Кл. руководитель Федорова Н.Н.)
№ п/п | заболевания | 1 класс 1999 год | 4 класс 2002 год | % корреляции |
1 | ЖКТ | 16% | 6% | 10% |
2 | ОДС | 42% | 12,5% | 29,5% |
3 | Органы дыхания | 10% | 10% | 0% |
4 | Нервно-психические | 37% | 37% | 0% |
5 | Другие заболевания | 37% | 6% | 31% |
6 | Полностью здоровы | – | 3 чел. 19% |
Итоги 2004–2005, 2005–2006 , 2007–2008 уч. г.
Заболевание | 1-а 4-а Федорова Н.Н. | % кор. | 1-а 4-а Швецова Л.Г. | % кор. | 1-а 4-а Косоротова Н.Н. | % кор | |||
Сердечно–сосудистые | 5,2% | 11% | –5,8 | 5,5% | – | +5,5% | 5% | 5,3% | –0,3 |
Болезнь печени | |||||||||
Болезнь почек | 5,2% | – | +5,2 | 5,5% | 9,5% | – 4% | |||
Болезнь ЖКТ | 10,5% | 16,6% | – 6,1% | 67% | 9,5% | +57,5 | –5% | 10,5% | –5,5 |
Заболевания ОДС | – | 5,5% | –5,5 | 22% | 9,5% | +12,5 | 26% | 10,5% | +15,5 |
Болезнь органов дыхания | 37% | 11% | +26% | 39% | 19% | +20% | 37% | 5,3% | +32,7 |
Нервно–психические заболевания | 37% | 22% | +15% | 50% | 9,5% | +40,5 | 10,5% | 5,3% | +5,2 |
Другие заболевания | 10,5% | – | +10,5% | 22% | 19% | +3% | 15% | 0% | +15 |
Нуждаются в коррекции зрения | 21% | 11% | +10% | 5% | 19% | –14% | 0% | 5,3% | –5,3 |
Полностью здоровы | – | 7ч. 38% | 38% | – | 3 чел. 14,3% | 14,3 | 2чел. 10% | 9чел. 47,4% | +37,4 |
В МОУ “НТСОШ” в 2007–08 г.
В течение года под контролем были посещаемость и успеваемость учащихся классов здоровья (КЗ). Таким образом , за 2007–2008 уч. год пропущено по болезни по начальной школе 1322 дня, 5871 урок , по классам здоровья – 1640 уроков:
- В 1-а классе 364 урока (из 896 в параллели – 40,6%);
- Во 2-а классе 681 урок (из 1978 в параллели – 34,4%);
- В 4-а классе 595 уроков (из 1265 уроков – 47 %)
Для успешного решения задач по здоровьесберегающему направлению необходимо:
1. Взаимодействие органов образования и здравоохранения по выполнению программы “ Здоровье”, что включает в себя:
– медицинское сопровождение детей в ОУ;
– организация углубленного медосмотра детей при поступлении в школу, спустя 1 год после начальной школы и т.д.;
– в КЗ ежегодное проведение углубленного медосмотра с рекомендациями;
– оборудование при школе кабинетов ЛФК и массажа, физиотерапевтического кабинета;
– введение ставки врача, как штатной единицы ОУ;
– витаминизацию ОУ и контроль за наличием витаминных препаратов в ОУ.
2. Пропаганда по распространению знаний о ЗОЖ среди родителей.
3. Замена одномерной мебели на ростомерную.
4. Расширение двигательной активности учащихся (введение динамической паузы, 3-го урока физкультуры, занятий ЛФК).
5. Изменение БУП (сокращение количества изучаемых предметов в начальной школе).
Источник