Меню

Классный час здоровье души

Классный час «О культуре русской речи и здоровье души »
классный час (9 класс) на тему

Цель: обучающиеся получат возможность познакомиться со значением и ролью слова в жизни человека.

Задачи:

· определить смысл общения как деятельности по самовоспитанию;

· объяснить необходимость бережного обращения со словом;

· дать рекомендации правильного употребления слов;

· формировать нравственные ориентиры при построении деятельности, общения и взаимоотношений.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Скачать:

Вложение Размер
kl.chas_.docx 28.1 КБ

Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА №12»

« О культуре русской речи и здоровье души »

классный руководитель 9 класса

Конспект воспитательного занятия группы «Лучики»

Антонова Наталья Александровна

Классный руководитель 9 класса

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №12»

г.Вяземский, Хабаровского края

Классный час « О культуре русской речи и здоровье души »

Тема классного часа: « О культуре русской речи и здоровье души ».

Цель: обучающиеся получат возможность познакомиться со значением и ролью слова в жизни человека.

  • определить смысл общения как деятельности по самовоспитанию;
  • объяснить необходимость бережного обращения со словом;
  • дать рекомендации правильного употребления слов;
  • формировать нравственные ориентиры при построении деятельности, общения и взаимоотношений.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Тип занятия: классный час

Вступительная часть Орг.момент

— В начале классного часа мы проведем тренинг «Пожелание добра»

(-Я желаю тебе добра!

-Ты желаешь мне добра!

-Мы желаем друг другу добра!)

-В конце классного часа вам необходимо сделать самооценку своей работе, прошу быть внимательными и активными.

Проводится тренинг «Пожелание добра»:

-Я желаю тебе добра.

-Ты желаешь мне сегодня добра.

-Мы желаем сегодня друг другу добра.

Ученики садятся, слушают воспитателя и настраиваются на работу.

-Ребята, прочитайте тему классного часа.

-Как вы думаете, о чем поведаем сегодня?

Вывод : Сегодня я поведаю вам о связи языка и духовности, о культуре русской речи и здоровье нашей души.

Учитель читает стих-е

Слова, слова, слова…

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном океане слов

Мы как-то перестали замечать, что помимо четырех океанов вокруг нас плещется еще один океан – океан нашего языка. Наша будничная речь привычна для нас, как дыхание, но в тоже время она искалечена лукавой лексикой.

Человек получил дар от Бога – возможность творить посредством своего слова. Это бесценное сокровище, которое мы часто бездумно расточаем.

-Как вы думаете, какую силу имеет наше слово?

-Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с притчей.

учитель читает притчу

— Сделайте вывод, какую силу имеет наше слово?

-Словом можно осчастливить, а можно и повергнуть в отчаяние. Об этом у Вадима Шефнера есть стихотворение «Слова». Послушайте его.

-Каким же должно быть наше слово?

-Как необходимо относиться к этому Божьему дару?

— Удивительно, но язык каждого народа, обязательно содержит в себе информацию о Боге. Я просила узнать вас, что означает слово человек?

— Какое же высокое достоинство передано всем нам!

-Ребята, давайте прочитаем слова и попробуем объяснить их значение:

Вывод: Именно так. Возможно кто-то спросит: а не всели равно какие корни у слов, какой смысл, не все ли равно какими словами называть? Спешу уверить таковых, что не все так просто. Например, слова бродяга, бедолага вызывают у нас сочувствие, некую боль. Слово бомж лишено чувств, прежде всего – сострадания к ближнему. Достаточно сравнить современное «бесчувственное» словечко киллер с разящим наотмашь – душегуб.

— Посмотрите сценку и скажите, чем же обогатился наш язык за последние десятилетия? И обогатился ли?

Учащиеся показывают сценку

-Чем обогатился наш язык, и обогатился ли?

-Да, новых слов много, но какие это слова! Мы сейчас слышали!

-Ребята, каждый из вас хочет, чтобы мама любила его, делала все для вашего счастья. Но ваши мамы тоже нуждаются в том, чтобы время от времени чувствовать себя счастливыми.

-Послушайте стихотворение ( о маме)

Подумайте и напишите с одной стороны листа, какие слова вы сказали бы своей маме, чтобы она почувствовала себя счастливой (может быть это будут слова прощения, любви или благодарности). С другой стороны, напишите то, что вы сможете сделать для мамы, чтобы помочь справиться с заботой или проблемой, которая ее сейчас мучает. Работе вашей души поможет музыка.

учитель: Постарайтесь все, что вы написали осуществить, не откладывая.

— У слов своя трудная жизнь. Как у человека, у слов свои радости и печали. Язык ведь постоянно развивается, изменяется. Мы с вами сейчас поговорим о неестественных процессах в языке, о небрежном отношении людей к нему, о преднамеренном засорении языка. Как из прекрасной поляны человек умудрился сделать свалку, так и речь свою он научился засорять.

-Как вы считаете, какие слова засоряют нашу речь?

-Почему вы ругаетесь, применяя в своей речи бранные слова?

Вывод: Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

-Послушайте стихотворение Асадова «О скверном и святом»

Учитель: По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонные слова. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о себе и своих интересах, дарить людям душевное тепло и добрые слова! Знать это, всегда помнить об этом и следовать путям доброты — очень и очень важно.

— А какие советы можно дать нам с вами?

1. Слово — особый дар.

2. Произноси слово с осторожностью и благоговением. Не употребляй бранные слова, не осуждай, а прощай недостатки людей.

3. Приготовься ответить за каждое свое слово.

4. Думай, с какой целью произносишь слово.

5. Будь немногословен: «Злые мысли, если не найдут выхода через язык, умирают».

6. Молчи, особенно в неприятностях

Дети высказывают свое мнение.

Дети высказывают свое мнение и слушают притчу.

Ученики читают стихотворение «Слова»

Ответы детей по домашнему заданию:

На азербайджанском языке слово человек звучит, как адам.

На славянорусском языке понятию «слово»: слово – словек – цловек – чловек – человек. И дело не только в том, что таким образом подчеркивается главное отличие людей, как существ словесных, мыслящих словами, но и в том, что Слово – это, прежде всего, имя Самого Бога!

Безобразие-потеря образа Бога

Дети показывают сценку

Ученик читает стих-е

Дети делают записи на листочке

Выступает подготовленный ученик

-А теперь, подведем итог нашего классного часа.

-Какая была тема классного часа?

Ученики дарят гостям, присутствующим цветы (оригами). На лепестках цветов написаны слова: «добро», «вера», «надежда», «любовь», «красота».

-Оцените ваше настроение. Как вы работали и поняли материал?

Дети работают по таблице

«Жили два человека горячо любившие друг друга. И вот, один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением, и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии, оклеветавший своего друга, раскаялся и пришел просить у него прощения. Но, тот ему сказал: «Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне». Последний все сделал, как ему было велено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но, повелевший ему сделать это, сказал: «Теперь иди и собери все до единой пушинки». На это, клеветник ответил: «Это — невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной». И сказал ему бывший друг: «Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой».

Ученик читает стихотворение «СЛОВА» (Житников Денис, Парамонов Слава)

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, —

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом, можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести,

Словом можно продать, и предать, и купить,

Словом можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;

Повторять их не смею на каждом шагу, —

Как знамена в чехле, их в душе берегу.

— Привет, чувак! Bay! Твоя тачка?

— Классный тюнинг у твоей тачки!

— Как насчет бодибилдинга и фитнеса? А может, дайвинг?

— Нет я сейчас «в запарке», строю коттедж, с бизнес-планом надо определиться, с сайдингом.

— О-кей! А как насчет шопинга в уикэнд?

Ученик читает стих-е о маме

Пусть для кого-то он не самый

Хороший на материке,

Но маму мы назвали мамой

На нашем русском языке.

И потому-то столь тревожно

Душе, когда земляк иной

Тебя коверкает безбожно,

Как будто вовсе не родной.

И нет конца моей тревоге,

И этот груз не сбросить с плеч-

Я думаю, какой в итоге

Дойдет к потомкам наша речь?

Выступление подготовленного ученика

М ат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно- наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

Источник

Классный час на тему: «Чтобы душа была здорова»

ЦЕЛЬ: дать детям представление о душевной красоте и душевном здоровье человека, о значении добра для гармонии и счастья, пробудить их личную активность и развить способность помогать и сочувствовать людям.

I. Организационный момент.

а) Вступительное слово учителя

-Мы начинаем сегодня занятие с того, что пошлём друг другу добрые мысли и добрые чувства. Нужно молча, только глазами выразить всем присутствующим здесь о своих пожеланиях. А что вы хотите мысленно пожелать?

(Дети – здоровья, добра, послать привет, пожелать не болеть, не получать двоек, чтобы друзей было много, чтобы вместе играть…)

б) Игра «Добрые мысли – добрые чувства»

-Я хочу попросить вас рассказать о том, что вы чувствовали, когда посылали друг другу добрые мысли и добрые чувства?

(Дети – было весело, стало очень хорошо, я почувствовала добро, все такие были хорошие, никто не баловался, интересно так играть, понравилось…)

в) Слово учителя

-Ребята, тема нашего занятия: «Чтобы душа была здорова».

Что бы вы хотели узнать и чему бы вы хотели научиться сегодня на занятии?

Для чего вам это нужно?

II. Обсуждение пословицы: «В здоровом теле – здоровый дух».

а) Игра: «Чудесный цветок»

-Ребята на нашем «Чудесном цветке» опять появился новый лепесток.

Ребёнок срывает и читает пословицу: «В здоровом теле – здоровый дух». Учитель прикрепляет лепесток к доске.

-Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Эта пословица о том, что у человека есть и тело, и дух, то есть душа. Когда болеет тело, болеет и душа. И наоборот. Если душа болеет, телу тоже плохо.

б) Беседа о том, что такое душевное здоровье

-Что бывает, когда болеет тело?

(Дети – болит голова, болит горло, трудно ходить, всё трудно делать, всё время лежишь и не встаёшь, температура высокая, нужно горькие лекарства принимать, тошнит…)

— А что бывает с человеком, когда плохо у него на душе? Что он чувствует?

(Дети – настроение плохое, тоскливо, грустно, ничего делать не хочется, ничему не радуешься, какой-то комок в груди, вздыхаешь, плачешь…)

-А как можно вылечить нездоровье души?

(Дети – сделать что-нибудь доброе, пожалеть, навестить, что-нибудь подарить, развеселить, позвать играть, похвалить, дать поиграть интересной игрушкой, пойти в цирк, погулять…)

-Да, правильно. Добро душу лечит. Добрые дела и добрые мысли – лучшее лекарство для души. Для того, чтобы душа не болела, нужно, прежде всего, самому быть добрым.

в) Скороговорная пятиминутка (проводится для снятия интеллектуального напряжения данного занятия и для неё подбираются скороговорки, которые могут быть обыграны).

У ОСЫ НЕ УСЫ, НЕ УСИЩИ, А УСИКИ.

Дети проговаривают эту скороговорку в разном темпе с разным интонационным подтекстом (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивлённо, озабоченно…).

г) Игра «Как меня видят другие»

Эту игру можно начать с того, что перед каждым ребёнком ставится задача в условиях групповой дискуссии рассказать о себе что-нибудь хорошее, похвалить себя.

Другой вариант игры заключается в том, что по очереди один ребёнок выходит из игровой комнаты, а все остальные дети должны составить описание портрет этого ребёнка, соблюдая главное правило: говорить нужно хорошее и очень хорошее. Учитель записывает характеристики вышедшего ребёнка на доске. Затем ребёнок возвращается в комнату, и дети зачитывают ему его «портрет».

д) Игра «Чудесный цветок»

На нашем «Чудесном цветке» опять появились новые лепестки.

Дети читают надписи:

«Ласковое слово – что весенний день».

«Добрый человек скорее дело делает, чем сердитый».

«Чем сердиться, лучше помириться».

«Доброму — все друзья».

«Хорошее слово – половина счастья».

«Сделай доброе дело, чтобы сердце пело».

Чтение и обсуждение пословиц. После ознакомления со всеми пословицами следует предложить детям выбрать ту, которая больше всего понравилась.

а) Рисование на тему: «Как я себе представляется добро».

Для рисования лучше всего использовать акварельные краски, используя разные методики. Рисунки следует развесить по комнате и поиграть в игру: «Похвали автора».

б) Игра: «Похвали автора».

Игра состоит в том, что во время коллективного, группового рассматривания каждого рисунка детям даётся задание найти в нём выражение добрых чувств: радости, удовольствия, веселья, приятного самоощущения, тёплых и добрых пожеланий.

Учитель помогает детям увидеть в разнообразных красочных мазках какой-то «смысл», находит «на что это похоже», развивает игру-догадку, игру-фантазию.

Я вижу на этом рисунке сказочное дерево. У него все ветки разного цвета. Оно тянется к солнышку и хочет всем принести радость.

Здесь Слава нарисовал что-то такое тёплое, нежное, как будто бы лучик солнышка выглянул и его ещё не видно, только свет можно заметить. Такое бывает, когда на душе спокойно.

Аня нарисовала радугу. Наверное, это радость.)

Представьте себе, что у вас в руках находится «Чудесный цветок добра». Протяните две руки вперёд так, как будто бы вы держите его в руках. Ваши руки ощущают удивительную теплоту, он согревает вас, ваше тело, вашу душу. Вы можете мысленно рассмотреть этот цветок, какой он. Какого цвета, большой или маленький, на что он похож? Может быть, он имеет запах? И тогда вы можете его понюхать. А может от него исходит какая-то приятная музыка? И вам хочется её послушать…

Мысленно поместите всё добро этого «Цветка» в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вам душу, доставляет ей радость. Возьмите друг друга за руки. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья, радости.… Поделитесь друг с другом добрыми чувствами.

Этот момент занятий носит терапевтический, корригирующий характер. В зависимости от возраста и возможности детей его можно вводить в практику работы по частям, поэтапно. От мысленного образа и разговора о нём, до ощущения прикосновения и тепла в теле, и, наконец, помощи ребёнку в стабилизации внутреннего состояния, усилению позитивности, самоощущению.

Заключительное слово учителя.

Учитель, подводя итог, выясняет, что изменилось в детях после этого занятия по отношению к себе и к окружающим их людям.

Источник

Читайте также:  Трудовое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
Adblock
detector