Методическая разработка классного часа «О психологическом здоровье личности»
классный час по психологии (6 класс) по теме
Классный час, посвященный психологическому здоровью, сопровождается не только беседой, но и тренинговыми упражнениями, играми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_zdorove.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
О психологическом здоровье личности
(классный час для учащихся 6-8 классов)
МАОУ «Гимназия №6»
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о здоровье.
Но сначала давайте немного поиграем.
Рисуночная разминка «Достраивание композиции»
Каждый участник получает лист бумаги. Дается задание: задумать какую-либо композицию для изображения на этом листе, но изобразить только одну из ее характерных деталей. После этого листок передается соседу, то дорисовывает еще какую-нибудь деталь и т.д. Таким образом, рисунки идут по кругу, обрастая разными деталями. Передача листов осуществляется всеми участниками одновременно, по команде ведущего. У каждого участника рисунок находится 15-20 секунд. Переговариваться в процессе выполнения упражнения нельзя.
Когда рисунки проходят полный круг, каждый получает в руки свой листок и может сравнить свой замысел с тем, что получилось в итоге.
Обсуждение: насколько получившиеся рисунки соответствуют вашему замыслу? Какие эмоции возникли при виде того, что получилось в итоге?
Если группа не готова к сотрудничеству – разобщенные, незаконченные картинки.
Если рисунок особенной темы и никто не захотел его переделать – лидер.
Изображение животных – проекция самих себя.
Солнышки – рисуют сангвиники, альтруисты.
Горы – человек находится перед препятствием.
Вода, река, дорога – желание уйти, избежать этой ситуации, убежать или же движение вперед, развитие.
Облака, штрихи – внутреннее напряжение.
Если туча закрывает солнце – человеку плохо, он хочет испортить настроение другим.
Все вы знаете, что такое «здоровый человек»?
Учащиеся отвечают: сильный, активный, занимается спортом. Нет вредных привычек.
Вы все правильно назвали, но здоровье человека можно образно представить тремя блоками (аспектами): физическое здоровье (нет болезней, сильный, активный), социальное положение (питание, образ жизни, уровень жизни), и психологическое здоровье . Например представьте себе, что человек живет очень бедно, фруктов не кушает, целый день работает, физкультурой заниматься некогда. Будет он здоров?
Правильно, вот поэтому мы выделяем с вами и психологическое здоровье. Даже если человек физически здоров, но у него каждый день скандалы. Много работы – он нервничает, устает, ругается, спорит. Как он будет выглядеть? Измученный, круги под глазами? И, в конце концов, может даже заболеть. Психологическое здоровье – это благополучие личности человека, отсутствие проблем и стрессов, умение с ними справляться. Давайте вместе придумаем с вами правила психологической зарядки, проделывая которую вы всегда сможете поддерживать свое психологическое здоровье в порядке.
Итак, выработаем первое упражнение. Как вы думаете, что делает здоровый, счастливый человек, когда утром глядится в зеркало?
Правильно! Первое упражнение – улыбка. Н едаром говорят. Что улыбка и смех продлевают жизнь. Даже если вам не очень весело, поглядев на смеющегося человека, мы тоже начинаем улыбаться и настроение улучшается. Если же начнем свой день хмуро, то он так и пройдет, да и окружающие будут не в восторге.
Давайте повернемся друг к другу и весело улыбнемся!
Прежде чем выработать второе упражнение, я предлагаю вам тест, с помощью которого вы сможете оценить степень своей конфликтности.
Тест «Самооценка конфликтности»
Оцените по 7-ми балльной шкале, насколько в вас представлено свойство, приведенное в тесте. 7 баллов означает, что в вашем поведении всегда проявляется данное свойство, 1 балл — что оно не проявляется никогда, для вас характерна его противоположность.
1. Рветесь в спор
Уклоняетесь от спора
2. Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений
Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном
3. Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать
Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего
4. Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов
Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов
5. Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента (соперника, противника)
Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента
6. Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку
В напряженной обстановке чувствуете себя неловко
7. Считаете, что в споре надо проявлять свой характер
Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции
8. Не уступаете в спорах
Уступаете в спорах
9. Считаете, что люди легко выходят из конфликта
Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта
10. Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя
Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины
Подсчитайте общую сумму баллов и оцените степень своей конфликтности.
60 и более — высокая степень конфликтности. Зачастую вы сами ищите поводов для споров. Не обижайтесь, если вас будут считать любителем поскандалить. Лучше подумайте, не скрывается ли за таким поведением чувство собственной неполноценности?
50-60 баллов — выраженная конфликтность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, даже если это может отрицательно повлиять на ваши взаимоотношения с окружающими. За это вас не всегда любят, но зато уважают.
30-50 — конфликтность выражена слабо. Вы умеете сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости готовы решительно отстаивать свои интересы.
15-30 — конфликтность не выражена. Вы тактичны, не любите конфликтов. Если же вам приходится вступать в спор, вы всегда учитываете, как это может отразиться на ваших взаимоотношениях с окружающими.
Менее 15 баллов — для вас свойственно избегать конфликтных ситуаций. Вы предпочитаете отказаться от своих интересов, но избежать какой-либо напряженности в отношениях. Не думаете ли вы, что тем самым вы теряете уважение окружающих?
А теперь выработаем второе упражнение нашей психологической зарядки. Представьте себе такую ситуацию – идем мы, весело улыбаемся и нечаянно натыкаемся на человека. Тот зло смотрит и говорит: «Ты что, глаза потерял?! Да чему тебя только в школе учат?! Людей сбивать?» После того как на нас кричали, какое настроение у нас будет? Правильно, испортится. Поэтому мы должны правильно реагировать на конфликты. Итак, второе упражнение – мирное разрешение конфликтов – «Вежливо и мирно».
Улыбку мы не теряем, а вежливо (как бы мы не расстроились и не возмутились) озвучиваем для себя мысли человека, открыто выслушиваем его. Этим вы сможете обезоружить самого сильного грубияна. К тому же подумайте о том, что такое замкнутый круг: сначала расстроили вас, вы идете и срываете зло на однокласснике, а том дома на родителях. Это никуда не годиться. Предлагаю закрепить это правило следующим упражнением.
Упражнение «Проигрывание ситуаций». Предлагается добровольцам разыграть небольшие сценки и продемонстрировать конструктивные способы разрешения конфликта.
Переходим к третьему упражнению. Третье упражнение назовем – «Я люблю себя!». Себя тоже ну жно любить, быть самокритичным при этом. Давайте-ка проделаем такое упражнение. Возьмите листочек бумаги и напишите 5 ваших достоинств и 5 недостатков.
Упражнение «Достоинства и недостатки» Учащиеся выполняют упражнение
Молодцы! Теперь посмотрите на свои недостатки. Ведь исправить их не так уж сложно (зачитываются несколько из них и учащиеся вместе подбирают способы). Если мы будем ценить свои качества, мы будем уверены в себе, и никакие проблемы и стрессы не смогут нам помешать.
И последнее правило, которое поможет сохранить нам психологическое здоровье – «Я люблю других». Смотрите, каждый нашел в себе много замечательных качеств, поэтому неправильно, что в другом человеке мы часто видим только плохое. Не бойтесь говорить комплименты, это добавит радости, счастья и оптимизма не только этому человеку, но и тебе самому! Проделаем наше упражнение, скажем друг другу комплимент!
Упражнение «Комплимент». Каждому участнику раздается листочек, на котором он пишет свою фамилию и имя. Затем психолог собирает эти листочки и в случайном порядке раздает в классе. Тот, кто получил листочек, пишет комплимент этому человеку. Затем психолог раздает послания-комплименты учащимся.
Дарите всегда друг другу добрые пожелания и улыбки! Будьте здоровы!
Источник
Психологический классный час «Ты счастлив завтра, если думаешь о здоровье сегодня».
Мероприятие о здоровом поведение человека, здоровье и его составляющих
Просмотр содержимого документа
«Психологический классный час «Ты счастлив завтра, если думаешь о здоровье сегодня».»
Классный час «Ты счастлив завтра, если думаешь о здоровье сегодня». 8 класс.
Добрый день дорогие ребята! На прошлом занятии мы говорили с вами о жизненных ценностях. Сегодня мы более подробно рассмотрим одну из них.
Задание «Воздушный шар» (на столах находятся заранее приготовленные чистые листы, ручки).
Инструкция: 1. Ребята, давайте представим такую ситуацию, что вам предоставилась возможность полетать на воздушном шаре, нарисуйте пожалуйста воздушный шар таким каким вы его представляете (при выполнении данного задания не важны художественные способности)
2. Нарисуйте себя в воздушном шаре.
3. Поместите в шар следующие понятия: семья, учёба, карьера, здоровье, деньги, любовь, путешествия, дружба(понятия заранее написаны на доске)
4. Шар падает, поэтому лишний груз вам нужно выбросить за борт и оставить в нём только 3 самых важных понятия для вас.
— давайте посмотрим какие ценности у вас имеются на данном жизненном этапе (на доске записывается кол-во выбранных понятий).
— итак, здоровье выбрали ____ человек. Это говорит о том, что тема здоровья и ЗОЖ актуальна во все времена.
— Сегодня на нашем занятии мы постараемся дать определение понятиям «здоровье», «ЗОЖ», нужно ли вести ЗОЖ и каким образом.
— Ребята, а знаете ли вы какая наука занимается изучением понятия «ЗОЖ» — валеология.
Многие задают себе вопрос: «Как прожить, чтобы не стареть?» И себе отвечают: «Так не бывает». Каждый человек хоть чем-то, да болеет. Но почему один попадает в больницу два раза за всю жизнь, а другой чуть ли не каждый месяц? Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства.
Давайте проведем небольшое тестирование о своем здоровье, вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Эта информация будет полезна, прежде всего, вам.
Тест «Твое здоровье».
1. У меня часто плохой аппетит.
2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
5. Я почти не занимаюсь спортом.
6. В последнее время я несколько прибавил в весе.
7. У меня часто кружится голова.
8. В настоящее время я курю.
9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.
7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно свои привычки.
Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но лучше давайте задумаемся о своем образе жизни и выделим основные правила здорового образа жизни.
Мини-лекция «Здоровье и его виды, здоровое поведение, здоровый образ жизни, пирамида здоровья».
Здоровье — это состояние физического, психического и социального благополучия.
Физическое здоровье связано с работой нашего организма, нам важно знать, как должен работать наш организм. Прежде всего, у человека должно быть здоровое тело, правильное, красивое телосложение, достаточный вес, рост относительный своего возраста.
Человек должен иметь хорошую физическую подготовку, а это крепкую мышечную силу в руках и ногах, хорошо переносить физические нагрузки, при этом не чувствовать сильной усталости, не падать в обморок. Безусловно, здоровый человек редко болеет простудными и другими заболеваниями, т. е. имеет хорошую защитную функцию против вирусов, микробов.
— А теперь рассмотрим, что же такое социальное здоровье?
Социальное здоровье человека – это не что иное, как его социальная активность, поведение в обществе, личное отношение к миру. То есть здесь мы можем рассматривать те качества личности, которые будут обеспечивать гармонию между потребностями данного человека и общества в целом.
Очень важно, чтобы человек стремился к самореализации и постоянному личностному развитию. Некоторые, например, находят способ самореализации в своей учебе или карьере, другие – в семье и детях.
Таким образом, социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение.
Под психическим здоровьем мы понимаем наши чувства, т.е. настроение (хорошее, веселое либо грустное, плохое), чувство радости, дружбы, любви, взаимопонимания, взаимоуважения, и так далее, но есть такие эмоциональные чувства, как страх, угнетение, унижение, обида, боль. И в зависимости от того какие у них преобладают чувства, таким будет наше эмоциональное здоровье.
Важным для комфортного положительного состояния организма является приобретение хороших друзей, любимого человека, наличие полной семьи (мамы и папы). Очень важно, чтобы человека понимали в его окружении, чтобы он сам понимал других, чтобы он умел не только высказывать свои претензии к окружающим, но и уступать другим, не создавать конфликтные ситуации.
Итак, ребята, мы с вами рассмотрели три основных состовляющих здоровья, которые составляют основу ЗОЖ.
И приступаем к следующему упражнению — «Паровоз здоровья».
Упражнение со словами-ассоциациями.
У вас на столах лежат листочки со словами-ассоциациями, нужно прикрепить ассоциации к тому вагону, какое здоровье, по вашему мнению, обозначает это слово (на доске изображен паровоз с тремя вагонами: 1 вагон — социальное здоровье, 2 вагон — психическое здоровье, 3 вагон – физическое здоровье).
Время на выполнение задания – 1 минута.
Озвучиваются выводы по упражнению.
Итак, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья.
Сейчас модно говорить: «Я веду здоровый образ жизни». А что это значит?
А теперь снова поработайте: запишите составляющие ЗОЖ
2. Физкультура и спорт
3. Режим труда и отдыха
4. Психическая и эмоциональная устойчивость
6. Личная гигиена
7.Отказ от вредных привычек
1.Правильное питание—основа здорового образа жизни.
А что вы любите поесть? Чипсы, газировка, сухарики, … Все эти продукты содержат консерванты. В 0,33 л. Pepsi-Cola содержится 8 кусков сахара. Мало, кто стал бы пить такой сладкий чай или кофе. Все эти углеводы откладываются в жировые складки и способствуют развитию диабета. Кока-кола с успехом заменяет бытовую химию. Чтобы почистить туалет, вылейте банку Колы в раковину и не смывайте в течение часа.
Чтобы удалить ржавые пятна с хромированного бампера машины, потрите бампер смятым листом алюминиевой фольги, смоченным в кока коле. Чтобы удалить коррозию с батарей в автомобиле, полейте батареи банкой Колы, и коррозия исчезнет. Чтобы раскрутить заржавевший болт, смочите тряпку кока колой и обмотайте ею болт на несколько минут.
Чтобы очистить одежду от загрязнения, вылейте банку кока колы на груду грязной одежды, добавьте стиральный порошок и постирайте в машине как обычно. Кола поможет избавиться от пятен. Кока-кола также очистит стекла в автомобиле от дорожной пыли.
Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов. Все они также являются химическими соединениями, и негативно влияют на организм.
Пища должна содержать витамины! Свежие овощи и фрукты, мед, курага, орехи, изюм, гречка, овсянка, пшено – вот продукты, повышающие жизнедеятельность организма.
2. Физкультура и спорт продлевают жизнь
“Хочешь быть красивым – бегай,
Хочешь быть умным – бегай,
Хочешь быть здоровым – бегай!” Н.М. Амосов
“Слабеет тело без дела”. По мнению учёных ежедневные упражнения замедляют старение организма на 6-9 лет жизни! До нас дошли папирусы из Древней Греции с комплексом упражнений. Физическая нагрузка — наилучший “эликсир молодости”. Учёные считают, что упражнения принесут пользу, если они выполняются постоянно по 1 часу 6 раз в неделю
3. Режим — это правильное чередование периодов работы и отдыха.
С первого класса учителя говорят и вам и вашим родителям о режиме дня. Если у вас есть свой режим дня , то вы всё всегда успеете сделать.
4. Положительные эмоции тоже необходимы для здорового образа жизни: радость, счастье, удовлетворенность жизнью, доброта – продлевают жизнь. Светлые мысли и доброта – это сильный фактор здоровья. Мысли направленные на сохранение или улучшение здоровья, создают в коре головного мозга “план” оздоровления, схему положительных ожидаемых результатов и на подсознательном уровне происходит воспроизведение «запланированного» выздоровления. Психологи предлагают мыслить позитивно и видеть себя в мыслях таким, каким хотелось бы быть – здоровым, красивым и счастливым.
А кто у нас сегодня «встал с левой ноги» и всем недоволен?
6. Личная гигиена
7.Отказ от вредных привычек. Почему же все-таки люди имеют разное здоровье и не все доживают до старости?
Что вредит здоровью? Правильно вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики.
Есть такая история: продавец табака на ярмарке расхваливает свой товар: «Покупай табак! Прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет!». Один парень купил немного табака и стал расспрашивать продавца:
— А почему стариком не буду?
— Потому что до старости не доживешь.
— А почему собака не укусит?
— Так с палкой ведь будешь ходить.
— А почему вор в дом не залезет?
— Потому что всю ночь будешь кашлять.
Задание «Антиреклама». Учащиеся разбиваются на три группы – для создания плакатов антирекламы и слогана (курение, наркотики, алкоголь).
Задание «Интеллектуальный марафон».
№1. У детей чаще всего бывает искривление позвоночника и ног, чем у взрослых. Однако, дети реже ломают кости, чем взрослые. От наличия, какого вещества это зависит? (Это вещество – кальций, он придает костям твердость).
№2. В семье два сына. Один из них каждое утро умывается холодной водой, второй — теплой. Кто из них реже болеет простудой? (Холодная вода – средство закаливания, поэтому реже простужается первый сын).
№3. Почему нельзя самостоятельно голодать ради красивой фигуры? (при голодании изменяется обмен веществ, поэтому обязательно нужно наблюдение врача, а красивой фигуры можно добиться, занимаясь физкультурой, правильно питаясь).
№4. «Обжора роет себе могилу зубами», — говорит народная пословица. Почему? (люди с лишним весом имеют много заболеваний, поэтому продолжительность их жизни меньше, чем у людей с нормальным весом).
№5. Весна. Петя «загорает» на закрытом окне. Жарко, а загара нет. Открыл окно, а через час на теле ожог. Полезен ли загар? (стекло не пропускает ультрафиолетовые лучи, поэтому при закрытом окне загореть невозможно; первое пребывание на солнце должно длиться – 5-10 минут; загорать необходимо, так как в коже образуется витамин D).
№6. Стоит ли в жару пить много воды? (в жаркую погоду усиливается потоотделение и уходит из организма соль, чтобы восстановить солевой баланс человеку нужна вода).
Домашнее задание – придумать и написать маленький рассказ о здоровье и образе жизни человека. Объявляется конкурс на лучший рассказ – «Образ жизни и здоровое поведение».
— никогда не болеть;
-вершить добрые дела;
В общем, вести здоровый образ жизни!
Источник